укажите не менее пяти лучших мировых технологий и практик управления талантами детей
Педагогические технологии работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС
Ключевые слова: одаренные дети
ВВЕДЕНИЕ
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А.Сухомлинский
Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики, которую начинаем проводить уже в начальной школе на основе наблюдений, изучении психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления детей и общения с родителями.
Как показывает многолетняя практика, для успешного интеллектуального развития школьников недостаточно наличия хорошо организованной систематической напряженной общеобразовательной работы в школе. Необходимым условием этого является использование научных представлений и методов к проблеме выявления и развития одаренности. По последним данным примерно пятая часть детей в школьном возрасте, то есть приблизительно около 20% может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки. И поэтому всего лишь 2-5% от общего числа детей действительно проявляют себя как одаренные.
Следовательно, проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества.
Актуальность работы с одаренными детьми определяется несколькими обстоятельствами:
Главной целью данной методической разработки является создание условий для проявления каждым ребенком своих творческих способностей и интересов, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Осознавая значимость данного направления, поставила следующие задачи:
Глава 1. Теоретические аспекты детской одарённости
Особое место в формировании личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми. Выделяют несколько основных подходов к теории и практике понимания, диагностики и развития одаренности:
1. Одаренность, представляемая как высокий уровень развития системы когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления и воображения). Иногда к указанным процессам добавлялись мотивация и воля (Г.Мюнстерберг, Г.И.Россолимо, В.Мёде, Г.Пиорковский; У.Штерн и др.).
2. Одарённость, исследуемая как высокий уровень развития интеллекта, умственных способностей, измеряемых с помощью тестов интеллекта.
3. Одаренность, представляемая как характеристика дифференциальных различий, которые выражаются в общих или специальных способностях (Б.М.Теплов, В.А.Крутецкий, В.Д.Шадриков, В.Н.Дружинин).
4. Одаренность, рассматриваемая как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся в высокой исследовательской активности человека, в его возможностях легкого и творческого учения, к созданию новых творческих «продуктов» в науках, искусствах, технике, социальной жизни (А.М.Матюшкин, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич, Е.Л.Яковлева, Д.Б.Богоявленская и др.).
Именно это разнообразие привело Министерство образования и науки РФ к необходимости создания «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003), которая была разработана в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», как своеобразный компромисс основных позиций во взглядах ведущих специалистов.
Согласно данной концепции одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Развитие деятельности приводит к получению творческого продукта, что, в конечном счете, определяет ценность одаренности.
В словаре В.Даля нет понятия одаренность или одаренный, но есть понятие «талант», которое характеризуется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, это врожденные способности, данные богом, обеспечивающие высокие успехи в деятельности.
Большая Советская энциклопедия характеризует одаренность, как высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности.
И так, в основе определения одаренности можно выделить опережающее интеллектуальное развитие и способность к творчеству. Непременная отличительная черта одаренного ребенка – оригинальность его мышления, выражающаяся в непохожести, нестандартности решения. Одаренные дети обладают обостренной наблюдательностью, как правило, их отличает великолепное чувство юмора. И еще одно выдающееся свойство – это громадное упорство в области их интересов.
Из сказанного можно сделать вывод, что говоря о таланте (одаренности), подчеркивается прирожденный характер данного качества (способности) человека. Вместе с тем одаренность проявляется в успешности деятельности.
Реальная педагогическая практика научилась различать лишь три категории одаренных детей.
Таким образом, из сказанного выше можно сделать вывод, что однозначного понимания данных терминов нет, Можно лишь принимать мнения каждого из авторов, анализировать их и делать выводы, разделяя точку зрения одного из них. Либо обобщать все и приходить к своему пониманию данных понятий.
В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Это дает возможность учителю осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывать и развивать скрытый личностный потенциал учащихся. Учитель начальных классов в большей степени может самостоятельно определять уровень общей одарённости, так как наблюдает ребенка в разнообразных видах деятельности.
Основной миссией учителя является развитие личности ребенка, то есть стремление к более полной самореализации личностного потенциала.
Учитель «выращивает» способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий, через подготовку к участию в школьных, окружных, городских турах предметных олимпиад, проведении предметных недель.
Таким образом, перед учителями стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у каждого ребёнка, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию.
Глава 2. Приёмы работы с одаренными детьми (из опыта работы)
Учитель начальных классов общеобразовательной школы находится в более выгодных условиях по сравнению с другими учителями-предметниками, так как может выявить одаренных детей уже в начальной школе. В качестве примера хочется привести работу с обучающимися, которые закончили в этом году 4 класс. Я имела возможность наблюдать их с 1 класса. Мыслительная способность и умственное начало некоторых детей сразу обратило на себя внимание с самых первых уроков.
Тот факт, что данные учащиеся были выделены с первых уроков, помогали мне развивать их в определенном, характерном для каждого направлении и прибавляло шансов достичь максимального уровня их развития.
Таким образом, каждый учащийся в классе выделяется в какой-то одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен».
Для того чтобы реализовать дифференцированный подход в системе образования, изучила индивидуально – личностные особенности учащихся. Это позволило предопределить реакцию детей и дало возможность в выборе нужных методов обучения и воспитания. Поэтому работу в этом направлении начала с диагностики характерологических особенностей личности своих учеников и свойств их нервной системы. Кроме этого, определила уровень развития самоконтроля и самоанализа на старте (в 1 классе). По результатам диагностики составила краткий «портрет» каждого ученика. (Приложение 1)
II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке
Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности.
С целью развития информационно коммуникативных компетенций у учащихся, активно работаю с компьютером, тем самым формирую более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Предлагаю учащимся выполнение презентации на уроке: учебно-тренировочные и дома: для сопровождения сообщений, докладов, подготовки к конкурсам, работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в определенной образовательной области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует коммуникативные компетенции.
Часто на уроке и при подготовке конкурсных и олимпиадных заданий обращаюсь к виртуальным словарям и энциклопедиям, сайтам с онлайн тестами. Использую средства Интернет и материалы мультимедийной продукции для творческой работы.
Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение одарённых учащихся в особые группы. Эти дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и для максимально возможного развития всех учащихся.
Существует несколько технологий обучения одаренных детей в обычном классе. В своей работе я использую технологию «Труднейший первый шаг». Сущность ее заключается в том, что учащимся предлагаю решить 5-6 сложных задач или упражнений из предложенной темы. Если они успешно справляются, то приобретают уровень «А», что означает отлично, и тогда могут использовать время, оставшееся для занятия на тот вид деятельности, который им интереснее и нужнее.
Этот метод использую на уроках: математики, русского языка, чтения, целью которых является закрепление умений и навыков на практике во время изучения определенного правила, понятия. Причина, по которой этот метод работает, очень простая. Одаренные дети могут усваивать новые понятия быстрее и лучше запоминают то, что учат, следовательно, они и нуждаются в меньшей практике. (Приложение 2)
Принципиально значимым в организации учебно-воспитательного процесса с одарёнными учащимися является использование информационно-коммуникативных технологий на всех этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, повторении, контроле, что способствует повышению познавательных интересов обучающихся. Позволяет воспринимать больший объем изучаемого материала. Повышает уровень мотивации, вызывает повышение творческой активности учащихся, позволяет формировать технологическую компетенцию.
В целях поддержки интереса к предметам и развития природных задатков учащихся на уроках я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используя логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Примеры из собственной практики.
На уроках математики веду целенаправленную и систематическую работу по формированию у детей приёмов умственной деятельности в процессе усвоения математического содержания. Такая направленность позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника в различные соотношения с другими сторонами его личности.
Использую дифференцированные задания разных уровней сложности. Причём, учащиеся сами выбирают соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Дети с первого класса отмечают выбранное задание кругами разного цвета: красный – первый уровень, зелёный – второй уровень, синий – третий уровень (задания повышенной сложности). (Приложение 4)
Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности.
На уроках литературного чтения стараюсь подталкивать обучающихся к размышлению, ведя с ними диалог. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Потом обобщаю все версии ответа на вопрос, выделяя и поддерживая наиболее соответствующие теме урока, задачам и целям обучения.
Ученикам очень нравится инсценировать произведения, где полный простор для творчества, проявления личностных качеств и талантов. Однако, основная задача литературного чтения – формирование читательских умений и привитие интереса к чтению. Поэтому все учащиеся класса ведут читательский дневник, где записывают дополнительно прочитанные произведения. Систематичность такой работы даёт свои результаты: просматриваются личные предпочтения учащихся к отдельным жанрам литературы, мне есть, на что опереться в развитии их способностей. Тем ученикам, которые любят читать сказки, предлагаю им сочинить свою сказку. (Приложение 5)
На уроках окружающего мира мои ученики всегда наиболее активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников, выступая с докладами перед классом. Большое внимание уделяю обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи. Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости
Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. В рамках введения ФГОС второго поколения такая задача решается на внеурочных занятиях.
Самой распространенной формой организации внеурочной деятельности учащихся по интересам являются дополнительные занятия и кружки, система внеурочной проектно-исследовательской деятельности, которой присущи элементы творчества, новизны, формирования банка идей, приобретения опыта творчества.
Цель этих объединений по интересам – увлечь ребенка в определенной сфере науки, привести в действие программу творческих открытий, расширить спектр деятельности. (Приложение 6)
Одним из средств развития способностей является участие в олимпиадах и конкурсах. Подготовку к решению олимпиадных заданий провожу индивидуально. Для этого разработана программа подготовки к олимпиадам. Они ставят своей целью выявление учащихся, отличающихся наиболее глубокими знаниями и способностями по их применению в разных областях.
Олимпиады стимулируют интерес учащихся к приобретению новых знаний, предоставляют возможность самореализовываться. Обучающиеся могут сопоставлять собственные результаты с результатами других участников, совершенствовать навыки работы с тестовыми заданиями.
Так учащиеся моего класса с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах: «Золотое руно», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «КИТ», «Инфознайка» «Лисёнок», «Кириллица», в дистанционных олимпиадах и конкурсах «Центра дистанционной сертификации учащихся «ФГОСТЕСТ», «Марафоны» ….(Приложение 7)
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой деятельности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
При обучении одаренных детей отдельно уделяю внимание научно-исследовательской деятельности учащихся, которая способствует формированию сознания, самосознания и индивидуальности человека, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Задачи научно-исследовательской работы:
Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.
Принимая участие в школьной и муниципальных научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения. (Приложение 8)
Развитию творческих коммуникативных способностей одаренных учащихся способствует проектная деятельность, направленная на интеграцию знаний и умений, полученных в процессе обучения на более высоком уровне. Каждый ученик в течение года становится участником или создателем одного из проектов. Широкое использование гласности, систематическое коллективное обсуждение результатов работы позволяет каждому видеть свои успехи и недостатки, сравнивать с результатами одноклассников, что формирует у ребят адекватную самооценку и способность самоконтролю и самоанализу.
Своим обучающимся, предлагаю разные виды проектов:
Презентации выполняли все, но выгодно отличаются работы одаренных учеников.
Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.
Работа с родителями одаренных детей
Важным моментом работы с одаренными детьми является комплекс мероприятий, направленных на укрепление сотрудничества с семьями способных детей.
В семье происходит формирование личностных качеств и творческих способностей ребенка, поэтому практическая задача педагогов – оказание психолого-педагогической поддержки семьям, имеющим способных и одаренных детей.
В числе мероприятий по работе с родителями существенное место уделяю родительским собраниям по проблемам развития, обучения и воспитания. Для того, чтобы собрания были эффективными, использую разнообразные формы общения:
С целью определения подходов родителей к одарённым детям провожу анкетирование, индивидуальные консультации, подбираю научной и практическую литературу для родителей. (Приложение 9)
Основываясь на своих наблюдениях и работе с очень способными детьми, я понимаю, насколько важно формировать у детей школьного возраста социальные навыки и существенно влиять на становление их социального интеллекта. А высокая эффективность достигается при условии систематической работы с одарёнными детьми на уроках, во внеурочной деятельности и их родителями. Для успеха принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности. Эффект работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных детей в которых вложена частичка моего труда. Очень важно, чтобы наши ученики превосходили нас – своих учителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изученная литература и собственный опыт работы позволяет сделать следующие выводы: одаренные дети требуют особого подхода. Главными направлениями по работе с ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на основе отбора по уровню знаний и способностей.
Предлагаю несколько рекомендаций учителям по работе с одаренными детьми:
Несомненно, основное требование к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество учителя и ученика.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями, необходим постоянный рост мастерства педагогической гибкости, умения отказаться оттого, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
Список используемой литературы
Управление талантами: 9 ключевых трендов
Все продолжает меняться и принимать другие формы прямо на наших глазах. Изменения происходят непрерывно. Что дает основания для этих выводов?
Основные тенденции задают, конечно, результаты исследований, которые компания Deloitte проводит каждый год и публикует в своих отчетах о глобальных трендах в области человеческого капитала. В исследовании представлены компании всех направлений бизнеса разного размера по всему миру.
Кроме того, весь западный мир, включая крупнейшие консалтинговые компании «большой тройки» и «большой четверки», постоянно публикует свои наблюдения и выводы по поводу сегодняшней ситуации в области управления талантами.
Что такое управление талантами?
Управление талантами (Talent Management) — это привлечение высокоэффективных сотрудников и удержание их в компании.
Таланты создают дополнительную стоимость и конкурентное преимущество.
У талантов выше производительность, и они создают продукты, которых еще не было на рынке.
Немного из истории вопроса. Понятие «управление талантами», или «установка на таланты», появилось в отчете компании McKinsey «Война за таланты» в 1997 году. Уже тогда промышленные и торговые гиганты перестраивали свои подходы к управлению с учетом меняющихся условий.
«Война за таланты — стратегический переломный момент, который еще не замечают многие компании; она станет определяющей чертой делового мира на много лет вперед. Временный спад в экономике не изменит необратимые тенденции спроса на высокоталантливых людей. Война за таланты — это вызов для всех компаний; но для тех, которые будут реагировать активно и оперативно, это еще и огромная возможность создать конкурентное преимущество» (McKinsey, «Война за таланты»).
Нужно сказать об очень важном изменении: если раньше талантами считались исключительно сотрудники с высоким потенциалом (т. н. HiPo’s, или высокоэффективные исполнители), то сегодня подразумеваются все сотрудники в организации.
С чем связано такое изменение? Работа усложняется, усложняются требования к людям, возрастает конкуренция между компаниями за лучших сотрудников.
Чтобы было понятнее, что такое, например, «менеджер по талантам», нужно сказать, что некоторым организациям удобнее под талантами подразумевать только высокоэффективных сотрудников, и планировать для них отдельную активность, связанную с развитием и оценкой.
Подводя итоги, можно сказать, что управление талантами — это процесс привлечения и удержания сотрудников во всем его многообразии. Под талантами, в широком смысле, мы подразумеваем всех сотрудников в организации, предполагая, что каждый сотрудник на своем рабочем месте может быть в чем-то талантлив.
Что подразумевалось под Talent Management тогда, в самом начале? Другими словами, из чего на практике оно состоит?
Основные составляющие Talent Management: экскурс в прошлое
Управление талантами сегодня
Проще всего представить эту тему, следуя за основными трендами в области человеческого капитала в последовательности, выбранной компанией Deloitte для своего отчета. Для простоты беру прошлогодний отчет, и буду комментировать каждый тренд. Еще раз подчеркну, что сегодня под управлением талантами понимается весь спектр мероприятий в области управления людьми.
Начинаем с общего изменения контекста труда, рабочего места и рабочей среды. Что произошло?
Во-первых, цифровая революция и все связанные с ней изменения: глобализация рынка (люди могут работать удаленно и по всему миру), прозрачность (данные о компании, уровне зарплат, рабочей атмосфере и культуре можно быстро узнать из открытых источников), доступность любого контента в режиме реального времени.
Во-вторых, смена поколений и необходимость работать с несколькими поколениями, имеющими разные ценности, и связанная с этим сложность интеграции разных ценностей в корпоративную культуру.
В-третьих, неотвратимо меняющаяся организационная структура: организациям с жесткой вертикальной иерархической структурой намного труднее адаптироваться к стремительному темпу изменений рынка, и в связи с этим организации меняют свои структуры на более гибкие, горизонтальные и сотрудничающие, чем контролирующие и карающие.
Как это влияет на управление людьми или управление талантами (что, как мы уже выяснили, сегодня идентичные понятия)?
Тренд № 1. Организация будущего
Самое важное изменение касается изменения организационной структуры. Ломаются иерархии, вместо них появляются более гибкие организационные структуры. В отдельных случаях создаются проектные команды. Выясняется, что небольшими командами людям удобнее работать.
Радикально меняется подход к лидерству. Если раньше основными качествами лидера были жесткость и властность, то сейчас — гибкость и сотрудничество. И это меняет подходы к подготовке лидеров, планированию преемственности и самому способу управления, а именно — происходит наделение людей гораздо большими полномочиями. Еще одно изменение касается более прозрачной отчетности.
Чтобы точнее анализировать происходящее в компании, применяются аналитические инструменты. В частности, в отчете Deloitte речь идет о таком инструменте как ONA (организационный анализ сетей), чтобы понимать, «кто с кем разговаривает». Это, в свою очередь, предполагает появление в команде HR новых должностей — например, аналитика.
Тренд № 2. Карьера и обучение
Период жизненного цикла навыков сократился (в среднем) до 5 лет, а продолжительность человеческой жизни и карьеры, соответственно, возросла. Сейчас мы говорим о 60-летней карьере. Что из этого следует?
Качественно и радикально меняются подходы к обучению. Прежние «монстры» — корпоративные университеты с расписанием тренингов, уже неэффективны. Сотрудники хотят обучаться быстро, точечно, с минимальным отрывом от основной работы, используя удобную им мобильную технологию. Это означает, что все прежние подходы к обучению нужно перестраивать. Речь идет, кроме всего прочего, еще и о том, что сегодня сотрудники хотят сами выбирать необходимый им контент — компаниям нужно обеспечить к нему доступ.
Тренд № 3. Привлечение талантов
Появляется цифровой рекрутинг, и это уже заметно даже на наших просторах. Появляются цифровые платформы для проведения интервью, оценки кандидатов, системы, помогающие отследить трекинг кандидатов. Все эти новшества связаны не только с развитием цифровых технологий, но и с растущей конкуренцией — люди больше не привязаны к конкретному рабочему месту, глобализация позволяет работать в любой стране из любого уголка мира, и все стало прозрачно — теперь компании гоняются за сотрудниками, а не наоборот.
И здесь особенное значение приобретают усилия по созданию стратегического и цифрового бренда работодателя — что мы делаем для сотрудников нашей компании и как мы об этом говорим.
Тренд № 4. Культура и вовлеченность
В этом направлении подходы тоже меняются — вместо фокуса на вовлеченности и культуре, организации направляют свои усилия на создание целостного опыта сотрудников, используя для этого дизайн-мышление и карты опыта сотрудников. Почему возникла такая необходимость? Прежде всего, исходя из растущей конкуренции за таланты. Компании стремятся сделать рабочий опыт сотрудников захватывающим и вдохновляющим. А для этого опыт нужно именно проектировать. Каким образом? Традиционно в HR функции подбора, адаптации, обучения и др. рассматривались как отдельные направления. Сотрудник же видит картину по-другому. Начиная с вхождения в организацию, для человека это интегрированный опыт, а значит, и создание его требует интегрированных подходов, таких, которые объединяли бы разные процессы в общую эффективную среду. Это непростые методы, требующие серьезной квалификации специалистов и высокого уровня навыков.
Тренд № 5. Управление эффективностью
В разгаре революция управления эффективностью (Performance Management (PM)). Прежние ежегодные опросы уже не работают. Гибкое управления целями, замеры состояния, обратная связь в режиме реального времени становятся обычным явлением и принимаются новые модели оценки и вознаграждений. Если попытаться сказать об этом коротко и емко, то с разговоров о людях фокус сместился на разговоры с людьми.
Каких изменений это требует?
Разумеется, необходимы технологии для реализации такого управления эффективностью. Следующим серьезным сдвигом является изменение подготовки менеджеров и развития у них навыков предоставления конструктивной и развивающей обратной связи. Поскольку мы уже знаем о низкой эффективности субъективных оценок, растет количество способов и подходов к оценке на основании данных. И сюда же мы можем отнести такое важное направление, как развитие карьеры. Пересмотр подходов к оценке влечет за собой совершенно иной способ развития карьеры — это изменение ролей, расширение навыков, межфункциональность и многие другие способы сделать развитие карьеры по-настоящему продуктивным.
Тренд № 6. Новое лидерство
Организациям нужны цифровые лидеры, способные создавать, возглавлять и развивать команды, поддерживать связи между людьми и их вовлеченность, а также развивать культуру инноваций, устойчивость к риску и постоянное совершенствование. Очевидно, что для воспитания лидеров такого уровня все прежние подходы к планированию преемственности не работают. Перед организациями стоит сложная задача создания новых, более продуктивных способов готовить таких людей. Опыт компаний, которые делают попытки решить эту непростую проблему, говорит нам вот о таких подходах к воспитанию и продвижению новых лидеров: переосмысление общей модели лидерства, определение вероятных цифровых лидеров в организации, распределении ответственности и выходе за рамки традиционного подхода — стоит сделать акцент на культуре и инновационности, расширении прав и полномочий, обмене знаниями.
Тренд № 7. Цифровой HR
О чем это? Диджитализация, хотим мы того или нет, это наша сегодняшняя реальность. HR не может оставаться прежним. Сейчас мы говорим о: цифровой рабочей силе (как организации могут внедрять новые методы управления, культуру инноваций и совместное пользование), цифровом рабочем месте (как организации могут проектировать рабочую среду, которая обеспечивает производительность), цифровом HR (как организации могут сами изменять функцию HR для работы в цифровом режиме, использовать цифровые инструменты и приложения для доставки решений и постоянно экспериментировать и внедрять инновации). Компании нанимают молодых, опытных в цифровых технологиях сотрудников, которым удобно выполнять задачи самостоятельно и открыто обмениваться информацией. Они хотят иметь интегрированный цифровой опыт работы — спроектированный для команд, эффективности и расширения прав и возможностей, и ожидается, что HR предоставит его.
Тренд № 8. Аналитика в HR
Тема, которая привлекает все больше внимания. Зачем нам нужна аналитика? Она предоставляет новые, более точные инструменты управления эффективностью и найма. Основные сложности с использованием аналитики возникают, в основном, из-за отсутствия простых и надежных инструментов и опыта работы с прогностическими моделями. Тем не менее, организации начали работать с метриками HR и понемногу использовать статистические данные для аналитической работы. Наша компания предлагает использование такого надежного и красивого аналитического инструмента, как организационный анализ сетей (ONA), представляющий собой соединение социометрии и кластерного анализа. С помощью ONA можно сделать явными такие области отношений в организации, как наличие неформальных лидеров, настоящих носителей экспертизы, тех, к кому чаще всего обращаются за советом другие сотрудники, уровень сотрудничества в группах и командах и еще много других интереснейших показателей.
Тренд № 9. Будущее работы
Будущее уже наступило, в нашу жизнь входит искусственный интеллект, роботехнологии, и это меняет все привычные понятия о том, что такое работа (наряду со всеми последствиями для карьеры), что на самом деле означает рабочая деятельность, как обучают и отбирают рабочую силу, а также как проектируется рабочее место. Это меняет традиционное представление о том, какие виды работ могут выполняться людьми и машинами, а также переопределяет задействованные сегменты рабочей силы.
Здесь наша задача состоит в переосмыслении комбинации талантов, технологий и рабочего места: какие работы можно автоматизировать, а где может работать только человек? Каким образом мы можем переобучить и перепрофилировать людей, чтобы быстрее освоить технологии и инструменты, и как мы можем разработать технологию, для использования которой практически не требуется подготовка? Как мы можем изменить рабочее место, чтобы оно стало более цифровым по своей природе, открытым и совместным, в то же время обеспечивающим возможности для развития, роста и концентрации? Каковы наши организационные возможности и способности проектировать работу, и изучили ли мы, как именно машины могут пересечь функциональные границы так, чтобы помочь перестроить людей с «работы» к «деятельности» и от «исполнительных функций» к «эмпатийным»?
Вот так сегодня обстоит дело с управлением талантами, или Talent Management. Огромная область знаний, умений и навыков требует знакомства и освоения. Жизнь требует от нас расширения собственных рамок и привычных представлений о выполнении работы. Функция HR видоизменилась.