укажите определение соответствующее объектовой тренировке
Проведение объектовой тренировки
Подготовка объектовой тренировки
Организация проведения объектовых тренировок
Объектовая тренировка (ОТ) – упрощенная по мероприятиям организации и сокращенное по времени и объему выполняемых мероприятий комплексное учение. В отличие от комплексного учения на объектовой тренировке выполняются только отдельные практические мероприятия, предусмотренные «Планом ГО на военное время» и «Планом защиты населения и территории от ЧС».
ОТ являются наиболее совершенной формой подготовки организаций с числом работающих менее 300 человек и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих менее 600 коек, к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты людей и обеспечения устойчивости при возникновении ЧС как техногенного, так и природного характера, а также действий в случае применения противником ССП.
Такие тренировки проводятся как самостоятельно, под руководством начальника ГО организации, так и в составе группы других организаций, входящих в объединение предприятий (акционерное общество, управление, трест, объединение, компания, товарищество).
К участию в тренировке привлекаются: органы управления и силы ГСЧС и ГО, рабочие и служащие организации, население ведомственного жилого сектора, не занятое в производстве; в учебных заведениях, кроме преподавательского и обслуживающего состава, студенты и учащиеся.
Подготовка и проведение осуществляются лично руководителем организации с учетом организационно-штатной структуры, характера производственной (служебной) деятельности, особенностей территориального размещения, степени обученности трудового коллектива и состояния ГО организации.
Для ее проведения на основании приказа, который доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до начала тренировки и указаний руководителя организации (руководителя тренировки) разрабатывается план (график) проведения тренировки.
Проводится она на территории предприятия, организации, учреждения, учебного заведения с максимальным использованием имеющейся учебно-материальной базы.
Производственная, служебная и учебная деятельность при проведении тренировки не прекращается, а учебные вопросы, требующие привлечения максимально возможного количества людей (например, действия по сигналам оповещения, эвакуация, укрытие и другие), отрабатываются в наиболее удобное для организации время при условии максимального сокращения потерь рабочего времени. Личный состав сил ГСЧС и ГО привлекается для выполнения только тех практических мероприятий, которые определены соответствующими планирующими документами по ГСЧС и ГО.
В ходе ОТ могут отрабатываться следующие мероприятия:
По теме «Ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф»:
Кроме этих вопросов могут отрабатываться и другие практические мероприятия, перечень и порядок выполнения которых определен «План защиты населения и территории от ЧС».
Оценка качества проведения объектовой тренировки осуществляется в соответствии с критериями для комплексных учений.
По окончании объектовой тренировки начальник ГО проводит разбор, в котором анализирует действия обучаемых, обращает внимание на недостатки, определяет пути и сроки их устранения. При необходимости по результатам вносятся изменения в «План гражданской обороны на военное время» и «План защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций».
О результатах тренировки (не позднее 10 дней со времени ее проведения) направляется доклад в установленном порядке в вышестоящий ведомственный орган повседневного управления по ЧС.
№ п/п | Основные показатели (мероприятия) | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Количество участвующих: формирований рабочих, служащих | 90% 70% | 80% 60% | 65% 50% | |
Оповещение и сбор руководящего и командно-начальствующего состава в назначенное место | Точно по плану | Позже плана на 10% | Позже плана на 15% | |
Приведение в готовность: пункта управления защитных сооружений формирований | Точно по плану По плану По плану | Позже плана на 10% Позже на 10% Позже на 15% | Позже плана на 15% Позже на 15% Позже на 20% | |
Укомплектованность формирований, привлекаемых на учения: личным составом техникой и имуществом | 90% 90% | 75% 65% | 65% 60% | |
Выполнение мероприятий по повышению устойчивости, предусмотренных на время учения | 100% | 80% | 60% | |
Проведение АСДНР | Нормативы выполнены всеми формированиями | |||
из них: 50%-отл | из них: 60%-отл. и хор., 30%- уд | из них: 75% получили положит. оценки | ||
Управление | Органы упр. показали организованность, слаженность. Случаев потери упр. не было | Органы упр. задачи выполняли своевременно. Были отдельные недостатки | Органы упр. в основном справились. Не было должной организованности. Имели место сбои | |
Оповещение рабочих и служащих | Информация доведена до 100% рабочих и служащих в сроки, предусмотренные планом | Информацию получили не все и с запозданием | ||
Связь | Действовала бесперебойно, обеспечивая надежное управление | Имелись перебои в связи по обеспечению управления |
1. При анализе работы участников учения должны быть приняты во внимание: общая организованность; правильность и целесообразность принятых решений; полнота и качество имевшихся и разработанных во время учения документов; своевременность доведения решений и четкость их выполнения; организация и поддержание взаимодействия; соблюдение мер безопасности.
2. Общая оценка выставляется:
— «отлично», если 50 и более % показателей получили отличные оценки, не менее 25% «хорошо» и нет неудовлетворительных оценок;
— «хорошо», если не менее 50% выполнено с оценками «отлично» и «хорошо», а остальные — «удовлетворительно»;
— «удовлетворительно», если не менее 65% выполнено с положительной оценкой.
3.При отсутствии или низком качестве разработанных документов, неорганизованности в работе служб и формирований общая оценка снижается на один балл.
Учения и тренировки являются наиболее эффективным средством повышения готовности руководящего состава, органов управления, уполномоченных решать задачи в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций (далее – ГО и ЧС), в том числе подразделений, привлекаемых по планам взаимодействия к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На учениях совершенствуются теоретические знания и практические навыки в организации и проведении мероприятий по ГО и ЧС. Учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки работающего и неработающего населения к действиям в очагах поражения, районах стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.
В системе ГО и ЧС муниципальные предприятия, учреждения и организации, а также сторонние организации, входящие в состав муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – муниципальное звено ТП РСЧС), на объектовом уровне проводят самостоятельно или по указанию вышестоящего руководства следующие учения и тренировки:
— штабные тренировки – для совершенствования практических навыков должностных лиц органа управления ГО и ЧС в выполнении функциональных обязанностей, повышении слаженности, организации взаимодействия и оперативности в работе;
— объектовые тренировки – для отработки практических мероприятий, предусмотренных планом ГО и ЧС организаций (объектов);
— тактико-специальные учения – для подготовки сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее – АСДНР), повышения их слаженности;
— специальные учения и тренировки – для получения навыков по предупреждению пожаров и действиям в случае их возникновения.
Совместные командно-штабные учения звена ТП РСЧС или отдельных его служб проводятся по согласованию с руководителями сторонних организаций, входящих в эти службы – для отработки совместных действий и проверки готовности органов управления и сил звена ТП РСЧС по ведению АСДНР при возникновении чрезвычайных ситуаций муниципального характера.
Виды проводимых учений и тренировок
Подготовка органов управления и сил звена ТП РСЧС по достижению слаженности действий и оперативности управления осуществляется на командно-штабных учениях (далее – КШУ) или тактико-специальных учениях (далее – ТСУ).
КШУ продолжительностью до 3 суток проводятся органом местного самоуправления не реже 1 раза в 3 года. В организациях проводятся ТСУ продолжительностью до 8 часов 1 раз в год.
Формирования выводятся на ТСУ укомплектованными личным составом, техникой, приборами, вооружением, средствами защиты и материальными запасами в максимально полном объеме.
— совершенствование практических навыков руководителей организаций в управлении силами гражданской обороны и звена ТП РСЧС при организации и проведении АСДНР;
— проверка готовности формирований к действиям по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также последствий применения противником современных средств поражения.
Совершенствование практических навыков органов управления по организации и управлению мероприятиями ГО и ЧС осуществляется при проведении штабных тренировок (далее – ШТ).
Основной целью ШТ является:
— выработка у руководителей организаций и органов управления практических навыков управления силами и средствами при проведении мероприятий в связи с угрозой и в ходе ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
— достижение слаженности в работе отдельных подразделений и органов управления в целом.
ШТ могут быть совместные и раздельные.
Совместные ШТ проводятся с привлечением органов управления и всех структурных подразделений организации с целью отработки взаимодействия между ними и достижения слаженности действий.
Раздельные ШТ проводятся с каждым органом управления или отдельными структурными подразделениями организации.
Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций по решению задач в области ГО и ЧС осуществляется при проведении объектовых тренировок (далее – ОТ) 1 раз в 3 года продолжительностью до 8 часов. В общеобразовательных учебных заведениях объектовые тренировки проводятся ежегодно без прекращения учебного процесса.
На ОТ отрабатывается весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов). ОТ могут проводиться под руководством руководителя организации (объекта) или в составе групп объектов и организуются по территориально-производственному или ведомственному принципу по единому плану.
Практическое обучение органов управления и сил ГО и ЧС, а также работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите (далее – СУТ).
СУТ по противопожарной защите в организациях и учебных заведениях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 8 часов. Целями СУТ являются:
— проверка реальности планов противопожарной защиты и оценка состояния противопожарной защиты;
— проверка готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара;
— обучение работников организаций (учащихся учебных заведений) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара;
— повышение пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся учебных заведений) к действиям при угрозе и возникновении пожара.
В зависимости от численности работников организаций (учащихся учебных заведений) СУТ проводятся одновременно со всеми работниками организации (учащимися учебных заведений) или отдельными группами. Продолжительность каждого учения от 2 до 3 часов.
При выявлении в ходе СУТ существенных недостатков, решением соответствующих руководителей в организации могут быть проведены повторные тренировки по тематике выявленных недостатков.
Порядок проведения учений и тренировок
Проведение учений и тренировок по ГО и ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах планируются заблаговременно на предстоящий год. Виды и темы учений и тренировок определяются с учетом характера и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Организации, подведомственные местному органу самоуправления, а также организации, входящие в состав звена ТП РСЧС, направляют годовой план учений и тренировок в отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования до 30 декабря истекающего года.
Помимо плановых учения и тренировки могут быть проверочные, показные, опытные и исследовательские.
Плановые учения и тренировки проводятся по завершении цикла обучения по специальной подготовке руководителей организаций, органов управления и сил ГО и ЧС с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению АСДНР.
Проверочные учения и тренировки проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил ГО и ЧС.
Показные учения и тренировки проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил ГО и ЧС, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению АСДНР.
Опытные и исследовательские учения служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики ГО и ЧС и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники. Порядок проведения опытных и исследовательских учений и состав участников определяется руководителем организации, по распоряжению которого они проводятся.
При работе со служебными документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, в период подготовки и проведения учений и тренировок должностные лица обязаны соблюдать режим секретности, установленный законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Контроль проведения учений и тренировок на территории муниципального образования осуществляет отдел по делам ГО и ЧС администрации муниципального образования, а на подведомственных объектах – соответствующие должностные лица данных организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению ГО и ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Для подготовки и проведения учений и тренировок разрабатываются следующие документы:
Объектовые тренировки в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МОУ Ишеевского многопрофильного
ПРОВЕДЕНИЕ ОБЪЕКТОВЫХ ТРЕНИРОВОК
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В современных условиях обеспечение безопасности жизнедеятельности является одной из важнейших задач по защите населения и среды его обитания в случаях угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Обеспечить безопасность жизнедеятельности населения – значит защитить человека от опасностей различного рода и помочь ему устранить последствия чрезвычайных событий, а также создать условия необходимые для его выживания.
Федеральный закон № 68-ФЗ от 21 декабря 1994 г. «О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» возлагает на руководителей всех рангов (ст. 14) конкретные обязанности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральный закон № 28 от 12.02.1998 г., существенно дополненный Федеральным законом № 122 от 22 августа 2004 г., определил задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.
Обучение и практическая подготовка руководящего состава и специалистов органов власти и управления, руководителей и персонала предприятий и учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм и видов собственности, а также всего населения способам защиты от опасностей природного, техногенного и военного характера являются одними из приоритетных направлений совершенствования системы защиты населения и территорий. При этом особое внимание уделяется отработке необходимых навыков и умений в процессе учений и тренировок.
Проведение учений тренировок по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций является высшей и наиболее эффективной формой подготовки министерств и ведомств, муниципальных образований и организаций в целом, их органов управления, руководящего состава, НАСФ, рабочих и служащих, не входящих в состав формирований, а также населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, к решению задач гражданской обороны и ТП РСЧС.
Они позволяют проверить реальность планирующих документов по выполнению мероприятий гражданской обороны и ТП РСЧС на мирное и военное время, а также дают возможность практически отрабатывать весь комплекс мероприятий, гражданской обороны и ТП РСЧС с учетом особенностей территориального размещения, специфики производства объектов и других особенностей.
Объектовые тренировки являются наиболее эффективной формой обучения руководящего состава, формирований, рабочих и служащих, а также населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, к решению задач гражданской обороны, защиты населения от ЧС.
На объектовых тренировках отрабатываются, по возможности, весь комплекс мероприятий, предусмотренных планами ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объекта экономики.
Основное внимание в ходе тренировок сосредоточивается на отработке приемов и способов защиты персонала объекта в ЧС мирного и военного времени и отрабатываются мероприятия ГО, повышающие устойчивость работы этих объектов в мирное и военное время.
Тренировки проводятся как самостоятельно под руководством руководителя объекта, так и в составе групп объектов. В этом случае тренировки организуются по территориально-производственному принципу по единому плану.
Продолжительность проведения тренировки зависит от времени, необходимого на выполнение практических мероприятий, специфики объекта, количества обучаемых, учебных целей и задач, поставленных, перед коллективом на тренировку и обычно может составлять до 8 часов.
Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо учитывать возможность выполнения глубокой и всесторонней проработки учебных вопросов и возможности материально-технического обеспечения тренировки.
Перечень и объем выполняемых мероприятий должен позволить проверить на практике реальность осуществления плана ГО и плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС на объекте.
К участию в тренировке привлекается весь руководящий состав, силы РСЧС и ГО, рабочие и служащие объектов, студенты и учащиеся учебных заведений, население жилого сектора, попадающего в зону воздействия одинаковых с объектом поражающих факторов и не занятое в сферах производства и обслуживания.
Руководитель тренировки несет полную ответственность за подготовку, организацию и качество ее проведения.
Объектовые тренировки являются наиболее совершенной формой подготовки ОУ к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. При проведении объектовых тренировок выполняются практические мероприятия, предусмотренные “Планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС”, основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты обучающихся и сотрудников ОУ при возникновении ЧС как техногенного, так и природного характера.
К участию в тренировке привлекаются руководящий состав, обучающиеся, преподавательский и обслуживающий персонал.
К руководящему составу ОУ относятся: начальник гражданской обороны – директор; начальник штаба ГО – зам.директора по БЖ; заместители директора и командно-начальствующий состав невоенизированных формирований – объектовых звеньев (там где они созданы).
Такие тренировки проводятся как самостоятельно под руководством начальника ГО организации, так и в составе группы организаций, входящих в объединение предприятий.
Подготовка и проведение осуществляются лично руководителем организации с учетом организационно-штатной структуры, характера производственной (служебной) деятельности, особенностей территориального размещения, степени обученности трудового коллектива и состояния ГО организации.
Для проведения объектовой тренировки издается приказ руководителя организации (руководителя тренировки) на основании которого разрабатывается план (график) Приказ доводится до исполнителей не позднее чем за месяц до начала тренировки.
На основании этого документа заместители, помощники руководителя посредники разрабатывают частные планы. Они составляются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки и мероприятия по их всестороннему обеспечению. Исполняются текстуально или графически и утверждаются руководителем. Руководящий состав РСЧС представляет на утверждение планы ТСУ.
Накануне тренировки с руководящим составом органов управления и руководящим составом сил РСЧС необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которого уточнить порядок действий, объем и последовательность выполнения мероприятий, согласовать вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия как между функциональными подразделениями организации, так и между формированиями. Проводит занятия руководитель организации.
Подготовка объектовых тренировок
При подготовке тренировки основное внимание следует уделять эффективному решению вопросов защиты населения и материальных средств в ЧС мирного и военного времени, проведению АСДНР в очагах поражения, умелым действиям участников учения по сигналам оповещения.
Каждой тренировке предшествует изучение соответствующих тем программы подготовки формирований и программы подготовки персонала объекта.
Подготовка тренировки осуществляется лично руководителем объекта с учетом характера производственной (учебной) деятельности, особенностей территориального размещения, метеорологических и сейсмологических условий, степени обученности участников тренировки, состоянии ГО и звена РСЧС на объекте.
Подготовка к тренировке осуществляется на основании приказа руководителя объекта, который доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до начала тренировки.
В период подготовки, на основании указаний руководителя тренировки, руководителе органа управления ГО и РСЧС организации разрабатывается «План проведения тренировки», который утверждается руководителем тренировки и доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до ее начала.
На основании «Плана проведения тренировки» заместители, помощники руководителя тренировки, руководители основных производственных (учебных) подразделений, посредники разрабатывают частные планы. Планы разрабатываются в произвольной форме и должны отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки, мероприятия по всестороннему обеспечению, соблюдению мер безопасности. Частные планы могут исполняться текстуально или графически и утверждаются руководителем тренировки.
В подготовительный период с руководящим составом, командирами формирований проводятся инструктивные занятия, в ходе которых уточняются: порядок проведения тренировки, объем и последовательность выполнения учебных мероприятий, меры безопасности, объем и участки имитации, вопросы материально-технического обеспечения и организация взаимодействия между структурными подразделениями, формированиями, а также с соседними объектами.
В целях выработки и уточнения отдельных вопросов и деталей плана проведения учений с руководящим составом проводится рекогносцировка учебных мест.
Качество подготовки всех участников тренировки, наличие и полноту отработанных документов, проверяет руководитель тренировки.
Методика проведения объектовой тренировки
Тренировки проводятся на территории организации (объекта) с максимальным использованием учебно-материальной базы объекта. При этом производственная и учебная деятельность объекта не прекращается, а отработка учебных вопросов, требующих привлечения максимально возможного количества людей (например, заполнение ЗС ГО, безаварийная остановка производства, эвакуация из зоны ЧС или в загородную зону и т.д.) проводится в наиболее удобное для объекта время. Личный состав сил РСЧС и ГО привлекается для выполнения только тех мероприятий, которые определены планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС и планом ГО объекта, или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки.
Если обучаемые в ходе тренировки не укладываются в установленные нормативы, а запланированные мероприятия РСЧС и ГО не выполняются в отведенное время, руководитель тренировки повторяет отработку того или иного учебного вопроса.
Возможны варианты проведения тренировок.
Пример 1 . Тренировка по теме «Действия руководящего состава при проведении АСДНР в ходе ликвидации последствий аварии на химически опасном объекте».
Тренировка обычно начинается с момента передачи диспетчером (дежурным) информации о возникшей аварии с разливом (выбросом) АХОВ на территории объекта и продолжается путем наращивания обстановки и последующих практических действий обучаемых.
На тренировке могут отрабатываться следующие мероприятия:
Пример 2 . Тренировка по теме «Проведение мероприятий ГО при планомерном переводе объекта с мирного на военное положение».
На этой тренировке представляется возможность проверить реальность планов ГО, при этом могут отрабатываться следующие мероприятия:
с рабочими и служащими, не входящими в формирования, — действия по предупредительному сигналу ГО «Внимание! Говорит! Граждане! Воздушная тревога!» и последующей речевой информации отдела ГО и РСЧС организации, порядок получения СИЗ, приведение в готовность и порядок заполнения ЗС ГО, порядок проведения светомаскировки и противопожарных мероприятий, оказание само- и взаимопомощи при различных поражениях, проведение специальной и санитарной обработки;
Помимо этих мероприятий в ходе тренировок могут отрабатываться и другие практические вопросы, перечень и порядок отработки которых зависит от содержания планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС и шов ГО объектов, а также местных условий и созданной обстановки.
Для более качественной отработки конкретных вопросов, в соответствии с созданной обстановкой обучаемым могут вручаться заблаговременно разработанные имитационные талоны (с соответствующей обстановке текстуальной информацией).
После выполнения всех учебных вопросов, предусмотренных планом, руководитель тренировки проводит разбор, анализирует и оценивает действия обучаемых. При необходимости по результатам тренировки могут вноситься уточнения в планы ГО и планы действий.
Оценка качества проведения тренировки осуществляется в соответствии с установленными критериями учений на объектах.
О результатах проведенной тренировки не позднее 10 дней со времени ее окончания докладывается в орган управления ГО и РСЧС муниципального образования и в вышестоящий ведомственный орган управления ГО и РСЧС.
Объектовая тренировка в образовательной организации
В соответствии со статьей 11 «Закона о гражданской обороне» руководители образовательных учреждений, являются по своему должностному положению руководителями гражданской обороны образовательных учреждений (ОУ), несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по обеспечению защиты персонала и учащихся в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, надежное функционирование ОУ в чрезвычайных ситуациях (ЧС).
Руководители образовательных учреждений имеют право в пределах своих полномочий в установленном порядке вводить в действие соответствующие планы по защите персонала и учащихся в случае угрозы и возникновения ЧС, издавать приказы по вопросам гражданской обороны (ГО), защиты от ЧС.
В единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) образовательные учреждения относятся к специфическим объектам. Это специфика и определяет конкретные задачи по ГО в образовательной школе, профтехучилище, техникуме, в дошкольных учреждениях.
Выполнение этой задачи составляет основу гражданской обороны образовательного учреждения и требует подготовки и проведения целого ряда конкретных мероприятий, основными из которых являются :
создание, оснащение и подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), поддержание их в постоянной готовности к действиям;
организация обучения руководящего состава, преподавателей, учащихся (студентов), рабочих и служащих вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях в объеме установленных государственных стандартов;
Руководитель ГО ОУ несет персональную ответственность за организацию и своевременное выполнение мероприятий по защите учащихся и персонала ОУ в ЧС мирного и военного времени.
Основным документом определяющим порядок создания и функционирования системы гражданской обороны, объектового звена (уровня) подсистемы РСЧС является приказ руководителя гражданской обороны образовательного учреждения (РГО ОУ).
Приказом РГО ОУ назначаются заместители руководителя по ГОЧС по эвакуации, по МТО, инженерно-технической части, создается комиссия по чрезвычайным ситуациям (КЧС), эвакокомиссия, определяется состав и укомплектованность нештатных аварийно-спасательных формирований, определяются учебные группы и порядок обучения и подготовки всех категорий в области безопасности жизнедеятельности.
Уполномоченный работник по ГОЧС является первым заместителем РГО ОУ и имеет право от имени РГО отдавать распоряжения, касающиеся вопросов защиты учащихся и персонала ОУ в чрезвычайных ситуациях.
На должность первого заместителя руководителя по ГОЧС ОУ, как правило, назначается преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности (при отсутствии штатного работника).
создание и поддержание в готовности пункта управления, средств связи и оповещения личного состава образовательного учреждения об опасности при угрозе и возникновении аварии (катастрофы) и стихийного бедствия, а также об угрозе нападения противника;
поддержание в готовности к использованию защитных сооружений и укрытий;
организация и проведение мероприятий по герметизации и пожаротушению учебных помещений и зданий;
подготовка и проведение эвакомероприятий (в образовательных учреждениях категорированных городов);
организация и проведение экстренного вывоза (эвакуации) личного состава образовательного учреждения из зон возможного заражения (затопления) при возникновении аварии, катастрофы и стихийного бедствия;
накопление, хранение и поддержание в готовности к использованию средств индивидуальной защиты (в т.ч. простейших), медицинских средств и специального имущества.
Заместителем РГО ОУ по эвакуации, как правило, назначается заместитель директора ОУ по учебно-воспитательной работе. Он отвечает за организацию, подготовку и проведение эвакомероприятий в ОУ.
Заместителем РГО ОУ по МТО назначается помощник директора ОУ по хозяйственной части. Он несет ответственность за материально-техническое обеспечение мероприятий по защите учащихся и персонала ОУ при угрозе и возникновении ЧС.
При РГО ОУ создается орган управления по делам ГОЧС возглавляемый работником, специально уполномоченным на решение задач ГОЧС, который является организатором всей практической деятельности по вопросам ГО и ЧС.
Для проведения эвакуационных мероприятий и экстренного вывода личного состава образовательного учреждения из зон возможного заражения (затопления), которые могут образовываться в результате аварий, катастроф и стихийных бедствий, приказом руководителя гражданской обороны назначается объектовая эвакокомиссия. Возглавляет эвакокомиссию заместитель руководителя гражданской обороны по эвакуации. В практической работе он руководствуется Положением об объектовой эвакуационной комиссии (ОЭК).
Для непосредственного выполнения мероприятий по защите учащихся и постоянного состава в образовательном учреждении создаются нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).
Количественный и численный состав формирований определяет руководитель образовательного учреждения с учетом специфики и возможностей образовательного учреждения и рекомендаций органов образования.
Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами объектового звена под руководством объектовой комиссии.
Руководитель объекта незамедлительно информирует о чрезвычайной ситуации Управление по своему району ГУ МЧС РФ, районный отдел образования.
При недостаточности указанных сил и средств, привлекаются, в установленном порядке силы и средства районного звена территориальной подсистемы.
Финансовое обеспечение функционирования объектового звена по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности осуществляется в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 19 ФЗ № 28 от 12.02.1998 г. «О гражданской обороне»).