укажите вид обучения соответствующего методу дальтон план
Укажите вид обучения соответствующего методу дальтон план
|
В 1905 г. появилась система индивидуализированного обучения, автор которой – американская учительница Елена Паркхерст. Новый способ планирования и организации учебного процесса получил название далтон-план, так как впервые был применён в школах г. Далтон (штат Массачусетс). Другие названия далтон-плана: лабораторная система, система мастерских – говорят сами за себя. В организации учебного процесса, предложенного Е. Паркхерст, сразу бросалось в глаза главное отличие от классно-урочной системы: основная учебная работа осуществлялась не в классе на уроке, а индивидуально в лабораториях, мастерских, кабинетах, библиотеках.
Целью обучения по далтон-плану являлась организация индивидуальной учебной работы с максимальным учётом особенностей каждого ученика.
В далтон-плане отсутствовало объяснение учителем нового материала. Роль учителя заключалась в организации работы учащихся и оказании им необходимой помощи.
Класс как группа учащихся сохранялся, однако уроков в обычном понимании не существовало. Коллективной работе с участием всего класса отводился лишь один час в день, остальное время дети должны были заниматься индивидуально, выполняя задания, разработанные учителем. Для этого рабочие места учащихся укомплектовывались необходимыми учебными пособиями, инструкциями по изучению теоретического материала и выполнению учебных заданий.
Общего плана занятий также не было. Программы обучения разбивались на ряд заданий по месяцам с указанием сроков их выполнения.
Учёт выполнения учебных заданий вёлся в индивидуальных карточках учащихся и сводной таблице класса.
Стремление индивидуализировать учебный процесс, безусловно, относится к главным достоинствам обучения по далтон-плану. Это сделало новую систему обучения очень популярной во всём мире. Для её реализации было разработано много методических приёмов, которые и сегодня используются для индивидуализации учебного процесса и активизации учебно-познавательной деятельности. Далтон-план стал основой для разработки ряда других систем обучения, таких, как бригадно-лабораторный метод.
Однако у обучения по далтон-плану обнаружились и недостатки, которые были обусловлены снижением роли учителя и ученического коллектива в учебном процессе и приводили к снижению уровня подготовки. Это привело к тому, что популярность далтон-плана после двух десятилетий его активного распространения пошла на убыль.
Образовательный портал
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
Дальтон-план как эффективная форма обучения английскому языку
Дальтон-план как эффективная форма обучения английскому языку
Денисова Ирина Анатольевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ № 471,
Выборгского района Санкт-Петербурга
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ «ДАЛЬТОН – ПЛАНА».
Автор – Хелен Паркхерст, 20-е годы ХХ века. Основная идея – ребенок может осваивать материал в собственном темпе и усвоение материала возможно во взаимодействии с родителями и учителями.
1. Полная свобода действия.
2. Эффективность самостоятельной работы.
3. Автономная учебная деятельность.
Алгоритм деятельности учителя.
1. Подбор методического обеспечения.
2. Подбор средств обучения.
3. Разработка Дальтон-заданий (матриц).
4. Разработка контрольных листов.
Дальтон-задание (матрица) – «контракт» между учителем и обуч-ся, содержащий следующие разделы.
5. Источники информации.
6. Формы и методы контроля.
7. Занятия-консультации в конце тематических блоков.
Дальтон-план, правильнее Долтон-план (Dalton-Plan), система организации учебно-воспитательной работы в школе, основанная на принципе индивидуального обучения. Название получила от г. Долтон (Dalton, США, штат Массачусетс), где она впервые была применена. Создательница Д.-п. американская деятельница народного образования Е. Паркхерст проводила опытную работу по этой системе в 1904—20 в различных школах. При организации работы по Дальтон-плану учащихся предоставлялась свобода как в выборе занятий, так и в использовании своего учебного времени. Учащийся получал от учителя-советчика указание, как ему лучше спланировать свою работу на данный день, а затем работал самостоятельно. Особое внимание уделялось учёту работы учащихся, осуществляемому при помощи сложной системы учётных карточек. Роль учителя по существу сводилась к роли консультанта, уничтожалась классно-урочная система занятий. В 20-е гг. эта система проникла частично в советскую школу в форме так называемого бригадно-лабораторного метода.
Цель Дальтон-плана — научить учащихся самостоятельно добывать знания, с помощью хорошо составленных Дальтон- заданий, в которых дан обзор определенного раздела, требующих усвоения. Можно скорее ожидать гибкости, находчивости, работоспособности, если все предлагаемые задачи соответствуют умственным силам ученика, хуже, если, предлагаемые задания выше понимания учащегося. Ученик должен понимать, что от него требуется, прежде чем он сумеет правильно распределить время и занятия для систематической работы над выполнением заданий. Только работа, доступная пониманию, будит интерес, и способствует раскрытию творческого потенциала. Логично предположить, что основные педагогические принципы, реализующиеся при подобной форме учебной работы это личностно-ориентированный подход и дифференциация при отборе учебного материала с учетом уровня подготовки детей.
Я бы хотела рассмотреть каждый из принципов Дальтоновской школы подробно.
1. Свобода – это свобода выбора. Учебно-воспитательный процесс в своей группе организую таким образом, чтобы учащиеся с помощью учителя выбирали для себя оптимальные пути овладения знаниями, умениями, навыками. Учащиеся учатся распоряжаться предоставленной свободой и несут ответственность за пользование этой свободой. Результатом является высокая мотивация к участию в учебном процессе. При этом важную роль сохраняю за собой (руковожу, стимулирую, сохраняю свободу, контролирую и обучаю).
2. Самостоятельность побуждает учащихся к самостоятельной деятельности, к собственным открытиям. В этом случае все запоминается лучше, так как ученик участвует в активном процессе запоминания, а не в пассивном. В ходе самостоятельных заданий я стараюсь рационально распределить время так, чтобы каждый мог получить помощь именно на той ступени, на которой она ему необходима. Немаловажно при этом то, что ученики учатся эффективно расходовать свое время. Для организации самостоятельной работы я:
· формулирую задания ясно и четко;
· устанавливаю реальные сроки для выполнения заданий;
· определяю условия, при которых становится возможным регистрировать сделанную работу;
· дифференцирую задания для “быстрых” и “медленных” учеников;
· указываю вспомогательные источники информации;
· определяю четкие правила поведения, предоставляя возможность свободного перемещения при выполнении заданий, не мешая работе других учеников.
3. Сотрудничество. Учащийся не один в классе. Он работает вместе с другими учениками и учителем. Учащиеся могут обращаться за помощью друг к другу. На первых уроках учащиеся моей группы определили важные аспекты сотрудничества:
· умение прислушиваться друг к другу;
· принимать совместные решения;
· ясно выражать свои желания и намерения;
· доверять друг другу, комфортно ощущать себя в группе;
· ощущать свою ответственность за выполнение задания.
Моя задача, как учителя, обеспечить руководство и помощь. Так же я считаю, что очень важным элементом являются задания, в которых описывается учебный материал для самостоятельного усвоения учащимися к заданному сроку. Поэтому я их тщательно продумываю, четко разрабатываю, таким образом, чтобы выполнение не вызывало никаких проблем у учащихся. Я уже отмечала, что учащиеся самостоятельно планируют работу над полученными заданиями, сами ведут учет своей работы, сами работают с дополнительными источниками информации, сами решают какая помощь и от кого им нужна. Я со своей стороны внимательно слежу за продвижением учащихся в выполнении заданий и, в случае необходимости, оказываю им требуемую помощь.
Рассмотрим деятельность учителя на Дальтон-уроке. Педагогическая деятельность учителя обусловлена следующими функциями:
Для достижения наибольшей эффективности учебной деятельности необходима реализация дифференцированного подхода к отбору учебного материала и учет уровня подготовки обучающихся. Итоги вводных диагностических тестов позволяют условно распределить обучающихся на группы. Минимальная программа разработанных заданий включает лишь самые основные элементы изучаемого тематического раздела и выполнение этой программы не потребует особенного напряжения со стороны слабых в языковом отношении учеников. Средняя программа удовлетворяет группу учеников со средним уровнем подготовки, максимальную я разрабатываю для наиболее подготовленных учеников группы. Также я составляю программу в виде проспекта, который определяет объем учебного материала и включает указания методов работы и перечень вопросов и заданий для контрольных тестов.
А теперь рассмотрим подробнее схему Дальтон-задания.
Одним из главных компонентов Дальтон-плана является задание. Срок выполнения задания может быть различным – от нескольких дней до нескольких месяцев (индивидуальный проект). Задание – это своего рода контракт, который заключают между собой учитель и ученик. Учащийся обязуется выполнить определенный объем работы к определенному сроку. Ученик как бы подряжается выполнить данную работу, и именно поэтому в практике использования опыта Дальтон-плана можно встретить термин “подряд” вместо “задание”.
При составлении Дальтон-заданий я выработала следующие принципы.
1. За учеником я оставляю право определять для себя уровень освоения материала и характер работы над ним.
2. В заданиях должна происходить регулярная смена различных аспектов, как дидактических, так и организационных. Например, в одном задании я делаю акцент на работу с текстом, а в другом – на совместное обсуждение определенного вопроса.
Что касается непосредственно оформления заданий, то работа с заданиями может быть эффективной только в том случае, если учащийся в любое время дня сможет видеть, в чем заключается задание. Этого я достигаю следующими способами:
1. листок задания размножаю для каждого ученика;
2. листок задания (если он общий для всех) вывешиваю в классе на доске объявлений, и учащиеся имеют возможность переписать содержание задания в тетрадь.
Реализуя технологию обучения на основе Дальтон- плана, учитель имеет возможность использовать различные формы учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
1. Коллективный урок.
Естественно, что все эти названия чисто условные. Каждый учитель может придумать такие названия, которые будут наиболее полно отражать учебную деятельность его класса (группы). Я хочу рассмотреть все эти формы подробнее.
2. Классный урок – это традиционный урок, направленный на отработку навыков и умений и на их закрепление. В некоторых случаях классный урок может стать уроком коллективной рефлексии, анализа, подведения итогов. Это может быть фронтальная беседа, контрольная работа, выполнение тестовых заданий.
3. Урок- конференция. Ее основными признаками являются:
а) необходимость определенного периода для подготовки к обсуждению проблемы, которая известна заранее;
б) выступления готовятся в форме докладов-презентаций;
в) конференция имеет свои правила проведения и поведения, тем самым вводятся определенные культурные нормы;
г) выступления на конференции рецензируются учителем (комиссией) с точки зрения их качества.
Я в своей работе уделяю большое внимание работе с тестами, потому что тестирование учащихся получает всё большее распространение. Считаю необходимым целенаправленно готовить учащихся к Единому государственному экзамену по английскому языку, начиная с первого дня обучения. Я использую тесты, составленные высококвалифицированными специалистами в этой области: О. В. Афанасьевой, Т. К.Сигал, К. М. Барановой, М. Н. Черкасовой, Л.Н. Черкасовой, И. В. Михеевой, А. С. Саакян, А. Ю. Фроловой, Н. К. Малышевой, С. В. Фурсенко. Кроме того, для старшеклассников в качестве тестовых работ использую КИМ и демонстрационные материалы для подготовки к ЕГЭ. Для учащихся среднего звена составляю тесты самостоятельно, поскольку данные пособия ещё сложны для их восприятия. Я делаю тесты различных уровней сложности, исходя из уровня подготовки учащихся. Каждый тест отражает определенный аспект в изучении языка и позволяет проверить глубину и качество усвоения материала
В связи с тем, что развитие личности происходит в процессе деятельности, на уроке иностранного языка необходимо обеспечить мотивированную предметную деятельность. Развитие личности требует ее взаимодействия на основе совместной предметно-ориентированной деятельности учащихся между собой и учителем. Исключительную роль в организации такого взаимодействия играет активизация деятельности учащихся с помощью Дальтон-заданий. Все это не только помогает ученику овладеть иностранным языком как средством общения, но и формирует его личность, стимулирует творческую активность и самостоятельность.
Я считаю, что у этого метода есть свои положительные стороны и отрицательные, как и у любого метода. К положительным сторонам можно отнести следующее:
· индивидуализация процесса обучения;
· развитие способности выбора;
· активный способ обучения;
· стимулирование развития индивидуальных способностей;
· развитие чувства ответственности;
· развитие умения сотрудничества;
· развитие собственных идей;
· возможность экспериментировать в рамках нового образа жизни;
· приобретение умения работать со всякого рода справочной литературой.
К отрицательным моментам в организации Дальтон-уроков считаю возможным отнести следующее:
· трудоемкость в составлении Дальтон-заданий;
· необходимость составления заданий для каждого ученика;
· большая подготовительная работа;
· создание соответствующих условий для выполнения Дальтон-заданий;
· организация консультаций после основных уроков для выполнения Дальтон-заданий.
Список используемой литературы.
1. Дидактика средней школы, под ред. M. H. Скаткина, M., 1982;
2. Дьюи Э., Дальтонский лабораторный план, перевод с английского, [М.], 1923;
3. Куписевич Ч., Основы общей дидактики, перевод с польского, М., 1986.
4. Новые системы образовательной работы в школах Западной Европы и Северной Америки, под ред. С. В. Иванова и Н. Н. Иорданского, М., 1930, с. 156-68;
5. Паркхерст Е., Воспитание и обучение по Дальтонскому плану, перевод с английского, [М.]. 1924;
Предельное внимание к интересам ученика: как работает метод «Дальтон-план» в школах Амстердама
Наверное, многие согласятся: главное, чего не хватает российской школе, — это свобода. Зато в Нидерландах её, кажется, предостаточно. Педагог, учитель математики и информатики Юрий Подкопаев посетил две школы в Амстердаме, которые работают по методике «Дальтон-план», и попробовал кратко описать её и опыт каждой из школ.
В Нидерландах ходить в детский сад не обязательно. Школа начинается уже с 4–5 лет, до 12 лет ученики ходят в начальную школу. В конце каждого учебного года дети проходят промежуточное оценивание — учебные заведения готовят самостоятельно, а по итогам начальной школы все сдают государственное тестирование.
Средняя школа (с 12 до 18 лет) в Нидерландах бывает трёх видов (учителя рекомендуют, где именно следует учиться ребёнку):
Все три уровня могут существовать в одной школе. В первый год в одном учебном заведении стараются сделать несколько комбинированных классов — для того, чтобы выбор был более обоснованный. В 12 лет многим ещё хочется попробовать и определиться.
Возможны переходы с программы на программу. Есть дети, которые прошли все уровни по повышению сложности, — это занимает довольно много времени, но возможно. Есть и те, кто прошёл путь наоборот.
Система образования Нидерландов лояльно относится к разного рода экспериментам, пробам и инновациям. Несмотря на это, в Амстердаме всего две школы, которые работают по довольно известной в мире методике «Дальтон-план». Одна из них, ко всему прочему, использует эту методику не вполне легально (они только проходят все аккредитационные процедуры).
Методику «Дальтон-план» можно отнести к «традиционным инновациям». Он был придуман и впервые применён в Калифорнии ровно 100 лет назад. Идея Хелен Паркхерст была основана на внимании к интересам каждого ребёнка, значимости социального, игрового и экспериментального опыта, выделении специального времени и правил групповой работы, изменении роли учителя. В этой системе он помощник в освоении пространства и «упаковке» опыта, а не транслятор знаний.
Сама Хелен описывала обучение по методике «Дальтон-план» так: «Давайте думать о школе как о социальной лаборатории, где сами школьники — это экспериментаторы, а не жертвы замысловатой и строгой системы. Давайте думать о ней как о месте, где преобладают такие социальные условия, как в реальной жизни». При этом методика неоднократно подвергалась критике за излишнюю индивидуализацию.
Принципы Дальтон-плана
Первое, что нас попросили сделать в Спиноза-скул, — поработать в команде, а затем рассказать, что мы знаем о методике «Дальтон-план». Кажется, подобная встреча довольно точно отражает условия, которые учителя создают для своих учеников.
Встреча в Caland Lyceum тоже была не совсем обычной: нас водили по школе и рассказывали о принципах её работы старшеклассники. Заинтересованно, с юмором, на хорошем английском.
В обеих школах учатся дети с 12 до 18 лет (средняя ступень образования), они обе дают возможность учиться по нескольким программам (разные уровни прохождения средней школы). В каждой учится по 1200 и 1900 школьников соответственно.
Спиноза-скул основана на пяти принципах Дальтон-плана, которому соответствует обучение в школе.
1. Совместная работа (школа как социальное комьюнити).
2. Свобода и ответственность (вместе совершим чудо).
3. Эффективность (оценка эффективности, внимательность к обратной связи и процессам).
4. Независимость (опыт — лучший и реальный учитель).
5. Рефлексия (в процессе и после).
Значимое образование во второй школе, Caland Lyceum, понимается как трансляция трёх моделей: мира, тела и чувств. На каждом уроке они стараются представить одну из моделей. Чаще других получается представлять модель мира. Директор лицея так объяснил этот принцип: «Всё влияет на всё. Например, ваше появление здесь значительно повлияет на тех студентов, которые будут рассказывать вам о нашей школе».
Отдельного внимания заслуживает фантастическая выстроенность всех курсов и их ясная трансляция всем школьникам: каждый учитель с помощью электронной системы вносит в учебный модуль все изучаемые темы, контрольные и долгосрочные работы, дедлайны и критерии оценивания. Там же есть учебный план на год, который виден детям и коллегам, но может меняться.
Родители видят личный кабинет, только если ученик сам его показывает, — специального доступа к электронной системе у них нет.
К сожалению, в педагогических вузах Нидерландов не готовят специалистов, готовых использовать эту методику. Коллективы школ воспитывают коллег своими руками: первые несколько дней в начале года они только смотрят, задают вопросы и делают выводы. А затем вместе с остальными педагогами планируют свою работу.
Три главных отличия Дальтон-плана от методики обычных школ
1. Изменение формата урока и перевод учителя в консультативно-направляющую роль
На каждом уроке можно наблюдать примерно такую картину: ученики сидят за партами, но самостоятельно (с учебником или ноутбуком) или в группе с двумя-тремя одноклассниками выполняют учебное задание, а учитель консультирует всех, кто к нему обращается. Иногда он отвечает на вопрос, используя доску, — тогда все в классе могут услышать его объяснения. Но это не обязательно.
Фронтальное объяснение материала, когда учитель в одиночку вещает у доски, практически исключено (хотя коллеги видели такую форму проведения урока химии).
2. Ежедневный час самостоятельной работы у школьников (Дальтон-часы)
Каждый день ровно на один час вся школа погружается в Дальтон-час. Он стоит в расписании каждого школьника и учителя четвёртым уроком. На это время дети сами планируют свою занятость: ребёнок выбирает проект и довольно подробно описывает его содержание, план движения, ресурсы, сроки и отвечает на вопрос, зачем это ему. Учитель (консультант проекта) подписывает план, а ученик потом его выполняет.
На каждый день недели у ученика может быть свой проект — от участия в театрально-песенной постановке (репетиции два раза в неделю, итог — масштабный спектакль для родителей и гостей школы в конце года) до написания алгоритма управления каким-то сложно собранным роботом.
Во время Дальтон-часа ученик может обратиться к любому взрослому в школе с вопросами
В конце недели ученик анализирует свои Дальтон-часы по специальной форме в электронном виде, его тьютор подтверждает это и помогает запланировать деятельность на следующую неделю. На вопрос, что будет, если ученик не выполнит договорённости, учителя не смогли ответить. Они не очень поняли, как это — не выполнит обещанное?
К рекомендациям учителей и тьюторов школьники прислушиваются очень внимательно. Однако инициативы от детей возможны только в рамках того, что готова предлагать школа — именно она считается ответственной за содержание образования.
Эксперимент с Дальтон-часами кажется учителям удачной идеей, и в следующем году они планируют увеличить их число до восьми в неделю.
3. Качественно-содержательная система оценивания, позволяющая отслеживать динамику каждого ученика
Для фиксации продвижения ребят используется специальная онлайн-система, которую школа либо разрабатывает сама, либо берёт готовый продукт. Интерфейс программы подразумевает запуск нескольких проектов, в каждом из которых, помимо темы, срока выполнения, причин выбора, руководителя и используемых ресурсов, должны быть прописаны предполагаемые результаты и критерии проверки.
Перед учеником появляется дневник проекта — визуализация процесса его разработки. Все участники пишут заметки по ходу его выполнения. Презентуя проект, ученик обязан рассказать про движение в процессе работы над ним. В дневник проекта также встроена своего рода scrum-доска, отображающая движение по каждой поставленной задаче. Когда он завершён, ребенок анализирует его (это называется «great reflections») и проводит презентацию, на которую приглашают родителей, одноклассников и коучей.
Разные по академичности, сложности и продолжительности проекты складываются в своеобразный персональный портфель ученика, который удобно представлен в виде большой таблицы.
В самом начале движения по реализации проекта ученик вместе с коучем выбирает те умения и навыки, на развитие которых будет направлена работа. Коучи много работают на расщепление каждого умения на составные части, которые описаны понятным ученику образом (от уровня «я об этом знаю» до «я использую это в жизни», например). «Great reflections» выглядит как самооценка ученика по каждому критерию. После неё следует оценка учителя. Они удобно представлены графически (выделены разными цветами на одной шкале) и анализируются в общем разговоре.
Общие отличия голландских школ от российских
В европейских школах всегда поражает приветливость взрослых и готовность вступать в диалог школьников. Причём он может строиться вокруг смыслов и задач, которые именно сейчас решает конкретный ученик. Он сам ясно описывает структуру и мотивы своих занятий, с готовностью отвечает на вопросы. Совершенно очевидно, что необходимость много общаться с одноклассниками и рефлексировать с тьютором значительно улучшает навыки конструктивного общения.
У каждого ученика есть собственный шкафчик, нет общего гардероба (многие ходят в куртках), и никто не заморачивается со сменкой. Зато во всём пространстве школы есть много места для самостоятельной работы (столы, диванчики, все подоконники рабочие).
В каждом кабинете около доски висят кармашки для смартфонов: учитель договаривается со школьниками, что так у них получается не отвлекаться во время уроков на свои гаджеты. Детям для работы выдают хромбуки, которые родители обязуются починить в случае чего.
В учебный план каждого школьника непременно включены спорт, театр, музыка и искусство — в каждой из этих областей ученик должен показать свой прогресс.