украшение икон живыми цветами на введение во храм пресвятой богородицы
Украшение икон живыми цветами на введение во храм пресвятой богородицы
Школа рукоделия запись закреплена
Школа храмовой флористики «ХрамФлора»
Основы Храмовой флористики
Сейчас Храмовая флористика очень развивается, появляются различные школы, курсы, но, к сожалению, не у всех есть возможность обучаться.
В данное статье, хотелось бы поделиться своими знаниями и рассказать об основных нюансах Храмовой флористики.
1. Благословение настоятеля храма, который украшаете или принимаете участие на оформление цветами.
То есть любое оформление, как и любое дело начинается с молитвы и благословения.
2. Для украшения церкви используются только живые цветы, иногда — засушенные, но не искусственные. Для подпитки растений служат специальные губки — «оазисы».
Это в католических храмах принято пышное флористическое оформление,
В протестантских церквях Англии или Германии нередко проводятся выставки цветов, праздники урожая, что определяет и приемы цветочного убранства. У нас цветы в храме это дополнение к празднику.
6. В церковь стараются не вносить ничего, что напоминает об орудиях пыток Христа, поэтому в оформлении храма избегают колючих растений. Украшая храм, лучше выбирать достаточно простые формы — не стоит, например, делать сложные работы на каркасах или композиции, далеко уходящие от классических пропорций. Даже самые лучшие образцы западноевропейского цветочного дизайна в русской церкви не уместны, поскольку не соответствуют ее духу и архитектурному стилю.
В оформлении храмов обычно используются классические круглые или вертикальные формы.
7. Очень ВАЖНОЕ значение имеют при оформлении Православных праздников Цветовые нюансы:
При оформлении православного храма к Праздникам цветами особое внимание уделяем их цветовой гамме, так как облачение престола и богослужебные облачения духовенства бывают разного цвета в зависимости от празднований, которые совершаются во время богослужения, – белого, красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного.
Все эти цвета символизируют духовное значение праздников в честь святых и священных событий.
8. Каждый праздник имеет свои особенности декора.
На Рождество русский храм убирается обычно ветками или даже целыми деревцами ели.
На Крестопоклонной неделе украшается цветами Крест Господень. А после нее в храме, среди других, ставят красные и лиловые цветы ( в том числе гортензию в горшках или корзинках), что готовит верующих к приближению Страстной седмицы.
В Страстную пятницу тщательно украшают плащаницу. Композиции около нее делают в корзинах, вазах, на подсвечниках. Плащаница сначала стоит в храме, чтобы верующие могли подойти и поклониться, а затем ее обносят вокруг храма. Если ее обвивают гирляндой, то работа должна быть выполнена очень чисто и надежно. Выбирают стойкие белые цветы, например, головки гвоздик, мелких хризантем с небольшим количеством зелени.
На Пасху церковь убирают особенно красочно. Здесь уместно радостное, но гармоничное многоцветие. Сейчас во многих храмах из горящих лампочек выкладывают слова «Христос Воскресе!», но это же делается и с помощью цветов.
9. Основные объекты при оформлении храма цветами:
В православных храмах цветами в первую очередь украшают аналойную икону, а также особо почитаемые храмовые иконы, выносной крест, плащаницу, подсвечники, паникадило и хорос (церковные светильники), иногда — орлец (круглый коврик для архиерея).
На сегодняшний день школы и курсы храмовой флористики действуют во многих городах России. В Москве такие курсы существуют при храме в честь св. ап. Иакова Зеведеева в Казенной слободе, храме в честь Илии пророка в Обыденном переулке, храме в честь святых благоверных князей Петра и Февронии в Марьино и нескольких других.
Однако ведущим учебным заведением в этой области считается Школа церковной флористики при храме в честь свт. Николая в Измайлово (подворье Данилова монастыря). Она действует с января 2010 года.
В завершение статьи хочу предложить Вашему вниманию пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино и пригласит Вас в нашу группу ВКОНТАКТЕ. Здесь Вы найдете массу полезной информации по храмовой флористике: примеры оформления икон к разным праздникам, статьи, фото, видео, вопросы на Ваши ответы) Здесь Вы так же можете поделится своими фото.
Ссылка на группу https://vk.com/public100628146
Всех кто желает получить знания как практические, так и теоретические, приглашаем к нам на Курсы Храмовой флористике при храме свт.бл.кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино.
Пошаговый мастер-класс от выпускниц курсов Храмовой флористики при Храме Святых блг. кн. Петра и Февронии Муромских в Марьино
1. Берем фанеру. Размер фанеры на 7-10 см больше иконы с каждой украшаемой стороны. По периметру фанеры делаем отверстия для крепления флористической губки.
2. Оборачиваем фанеру тканью (фетр для цветов)
3. Через отверстия продеваем проволоку
4. Замачиваем оазис, плотно оборачиваем его пленкой и крепим проволокой к фанере
5. Устанавливаем зелень таким образом, чтобы скрыть техническую конструкцию. Затем устанавливаем крупные цветы.
6. Далее более мелкие цветы
7. Завершаем композицию, устанавливая самые мелкие цветы.
Как правильно замочить оазис.
Для этого в достаточно большую посуду наливаем воду (прохладную или комнатной температуры). Отрезаем кусок «оазиса» необходимого размера. Сухой оазис осторожно кладём на поверхность воды и дожидаемся его полного погружения в воду.
Ни в коем случае не нажимайте на оазис. Он должен сам самостоятельно погрузиться в воду. Затем оборачиваем оазис полиэтиленовой плёнкой
икона размером 70 на 70
— цветы: роза 3 пачки (всего 30 шт)
— хризантемы 4 пачки желтая и белая( мелкая) всего 20 шт
-зелень (салал 2 пачки)
-пиафлор 2.5 кирпича. Нарезали на четверти.
Профессия церковный флорист
Фоторепортаж о том, кто и как украшает храмы
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Совсем скоро нужно будет украшать храмы к большим праздникам. О том, кто и как подбирает цветы для украшения святыни, читайте и смотрите в фоторепортаже Юлии Маковейчук.
В праздничный день храм преображается, у чтимой иконы букеты, иконостас украшен гирляндами цветочных композиций. За окном метель, снег, жижа под ногами, а внутри — потрясающая живая красота. И создали ее не приглашенные «профи», а сами прихожанки храма — церковные флористы или, по-простому, цветочницы.
Шесть часов поисков
Два дня до престольного праздника — дня памяти святой мученицы Татианы. В большом крытом помещении Рижского рынка в Москве шум, люди выбирают, торгуются, продавцы наперебой предлагают товар:
— Вам для кого? Для солидного мужчины? Для дочки?
— Нам бы что-то нежное, для мамы.
— Здравствуйте! — вдруг замечает нас один из продавцов. — Давно вас не было, взгляните, какие нам сегодня чайные розы привезли. Я вам сейчас заверну, подождите.
Нам аккуратно упаковывают цветы и — просто дарят их. С продавцом мы знакомы давно, он знает, что цветы мы покупаем для храма.
На рынке. Помимо отдельных цветов для украшения надо выбрать букеты гостям: архиепископу Евгению Верейскому и ректору МГУ В. А. Садовничему
В этот раз по рынку ходим втроем — Татьяна Олеговна, матушка Марина и я. За шесть часов (столько времени обычно тратится только на подбор и покупку) уже наизусть выучили сегодняшний ассортимент, цены, исходили вдоль и поперек все ряды десятки раз. Мы с матушкой послушно следуем за нашим авторитетом, Татьяной Олеговной, хотя она сама себя так совсем не воспринимает, все время с нами советуется. Покупаем розы, люпины, орхидеи, гиацинты и несколько видов зеленых веток. Мы с матушкой уже несколько раз ходили с коробками к машине. Несем как драгоценность — на улице зима, все серое.
Паркуемся у дверей храма уже под вечер. Разгружаем заботливо упакованные охапки цветов
Наконец, когда уже все куплено, упаковано, уложено в машину, мы отправляемся в путь по пробкам снежной Москвы. В храме нас уже давно заждались прихожанки, много лет помогающие украшать его к празднику. Все высыпают на улицу, чтобы помочь нам перенести коробки. В притворе кажется, что весь рынок сюда переместился — столько разных цветов! Распаковываем, сортируем, расставляем по большим стеклянным вазам, делимся радостью от «добычи». Когда все цветы разобраны, начинается главное действо.
Готика и колокольчики
Татьяна Олеговна Йенсен занимается цветами в домовом храме мученицы Татианы при МГУ много лет, почти с момента его возрождения. Мы все негласно чувствуем и признаем ее первенство. Началось все с того, что однажды ей просто выдали денег из кассы и попросили купить цветы и украсить церковь к празднику.
— У нас огромный храм, огромный приход, но нет ни одного профессионального флориста. Поэтому мы все — любители, — скромно поясняет наш главный флорист с большим опытом.— Я бы с удовольствием окончила специальные курсы, но времени нет. Ведь мы путем проб и ошибок просто велосипеды какие-то изобретаем, когда есть точные методики! Но все равно это занятие мне очень дорого. В детстве я больше всего на свете любила собирать цветы. Лет с пяти искала их на железнодорожных косогорах, понимала, где какие растут, что с чем складывать. И вдруг на старости лет мне такое счастье — я могу украшать храм!
— А как вы выбираете цветы на рынке? У вас есть заранее какая-то концепция?
— Я думаю обо всем заранее и иногда даже вижу композиции во сне! Но рынок может тебе предложить совсем не то, что ты задумал. Окончательно все складывается во время этого бесконечного хождения между прилавками. Главное при выборе — попасть в цвет праздника. Благовещение, Крещение — основной цвет белый, Троица, преподобные — зеленый и так далее. Бывают и проблемы.
Профессор, кандидат физико-математических наук Татьяна Максимилиановна Любимова расставляет привезенные с рынка цветы в ведра с водой
Допустим, белого цвета много, но голубого и синего на богородичные праздники откуда взять? Васильки и колокольчики? Их никто никогда не продает. Для меня, несмотря на большой опыт, составление композиций каждый раз сродни решению ребуса. Ведь даже белые композиции не хочется составлять каждый раз из одних и тех же цветов, всегда думаешь, как бы добавить что-то новое. А с новым из-за царящих на рынке тенденций все непросто. Вот роза покрашена во все цвета радуги, другая переливается фиолетовым. Черная готика, одним словом! Нам это не годится. Такие ненастоящие, грязные оттенки даже не на печаль наводят — они о декадансе, об умирании говорят. Есть и еще одна профессиональная тенденция, и она мне еще больше не нравится — это корпоративный дизайн, как я его называю. Когда все предметы как из глянцевых журналов. Самый яркий пример — модные рождественские елки, больше похожие на ковровые дорожки, украшенные одинаковыми шарами. Ничего живого!
Начали!
Основа для будущей композиции — специальная зеленая губка. Ее нарезают на длинные колбаски. Колбаски помещают в ведра с водой, потом упаковывают в полиэтилен и оборачивают зеленой пластиковой сеткой — за нее удобно подвешивать готовые композиции на крючки над иконами и по верху иконостаса. Так цветы постоянно находятся во влажной среде и достаточно долго остаются свежими. Сначала нужно разместить зелень — разлапистые листья южного растения, нежные листочки и тонкие веточки. Потом рядом аккуратно раскладываются срезанные бутоны в цвет праздника, чтобы их хватило на все колбаски. Смотрим, примериваемся, перекладываем. Вроде все хорошо, подходит. Начинаем постепенно под разным углом втыкать сквозь пленку в набухшую губку цветы.
Отец Павел дает ценные указания, как правильно резать сетку. В нее потом будут заворачиваться цветочные губки, пропитанные водой
— У профи, безусловно, все безумно аккуратно и точно, — рассказывает Татьяна Олеговна. — Знаешь, меня однажды одна из флористов спросила: «А сколько у вас цветов на метр уходит?» Для меня это просто шок был. Как — на метр? Сколько там лилий, сколько роз, гвоздик? Я аж язык проглотила. Хотя, если делать по-правильному, нужно рассчитать заранее. Пытаемся быть аккуратными, но так, как они, не можем. Мы же все равно не профессионалы. Но и не отчаиваемся. Ведь что благодаря цветам приносится в церковь? Приносится живая красота! И этим праздник отличается от будничной службы — будто попадаешь в особый мир! Перед началом работы мы обязательно молимся все вместе, потому что для каждого из нас это не формальная процедура. Даже если бы никого не было в церкви, мы бы все равно украшали ее с тем же усердием.
Андрей Максимов и Алена Душка забираются наверх по строительным лесам, чтобы прикрепить цветочные композиции над иконостасом
Сначала составляется главная композиция. Татьяна Олеговна всех приглашает посмотреть, все ли на месте, чего не хватает. И каждый добавляет к еще не завершенной картине собственные мазки.
Сегодня мы решили посчитать, сколько видов цветов использовали. И оказалось, что только в композиции вокруг праздничной иконы их было 15! Это без учета зелени разных сортов, которая обязательно должна быть, чтобы создавать ощущение живого поля. Поля, по которому хочется пробежаться босиком.
С пальмой по Москве
Когда наши гирлянды готовы, мы их очень осторожно переносим на солею и последний раз проверяем: все ли гармонично, нет ли ошибок в раскладке, не нарушена ли симметрия? Советуемся, добавляем последние штрихи: где-то зелени не хватает, где-то желтого цвета. И тут наступает момент, когда все всем нравится, все радостно улыбаются. Мальчики-алтарники заранее приготовили нам пятиметровую строительную конструкцию с площадкой наверху. Андрей и Алена взбираются к карнизу иконостаса. Мы тоже в стороне не остаемся: кто подносит композиции, кто с двух сторон придерживает для устойчивости конструкцию, кто бережно подает гирлянды наверх.
Разбираем герберы, каждый стебель надо обернуть тонкой проволокой для устойчивости
Заканчиваем уже к двум часам ночи. Всех, кто не успел на метро, Татьяна Олеговна ведет к себе ночевать — она живет в двух шагах от храма, в старинной квартире с высоченными потолками. Пьем чай перед сном. Завтра надо будет рано встать, чтобы успеть все доделать перед всенощной.
Когда Татьяна Олеговна только родилась, ее бабушка посадила финиковую пальму — просто съела финик и сунула косточку в пустующую кадку. Пальма вымахала до невероятных размеров, почти до потолка. Я напоминаю Татьяне Олеговне, как лет пятнадцать назад наши алтарники, теперешние священники Игорь и Павел, шли на крестный ход с веточками этой пальмы.
Ответственное дело: Алла Митрофанова украшает свечу для священника
— Ты понимаешь, она жила у нас дома больше пятидесяти лет, а храм как раз тогда совершенно нечем было украшать. Срезала листья. Как они шли! Как в самом Иерусалиме — с пальмовыми ветвями!
Утром ранний подъем. Бежим к храму, хочется все доделать, до самых мелочей, чтобы уже первые пришедшие на службу прихожане сразу почувствовали атмосферу праздника.
Матушка Марина Конотопова сосредоточенно отбирает веточки зелени для украшения напольной свечи. Именно эта свеча будет поставлена перед Царскими вратами на Евхаристическом каноне
— Люди говорят иногда, что слишком много денег тратится на цветы — зачем, мол, это надо? — спрашиваю Татьяну Олеговну.
— Знаешь, сколько раз меня ругали! Я просто спросила у настоятеля, что делать? Он говорит: тратьте все деньги, которые вам дают. И после этого я успокоилась. Какие деньги дали на цветы, те и тратим. И не мудрствуем лукаво. Я прекрасно понимаю, когда нечем зарплату платить, а тут на цветы. А что, без цветов — разве можно в церкви? Когда начиналось строительство храма Христа Спасителя, в газетах писали: какое безобразие, сколько денег уходит, лучше бы построили детские сады! Но тогда в жизни ничего бы не было! Ни храма Христа Спасителя, ни Кёльнского собора, даже Покрова на Нерли, думаю, не было бы. Где предел? Когда «лишнюю» красоту можно позволить, а когда уже перебор? Не знаю. Наступят другие времена — будем из минимального исходить. Хотя я уверена, что и в самой сложной ситуации перед нашим алтарем обязательно будут живые цветы.
На анонсе Татьяна Олеговна Йенсен собирает букет для праздничной иконы св. муч. Татианы. Фото Юлии Маковейчук
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Верхнее Мячково
Официальный приходской сайт
Рубрики
Архивы
Флористическое украшение храма
2020
2019
2018
2017
2016
2013-2015
Поделиться:
Добавить комментарий Отменить ответ
Икона дня
Православный календарь
Прп. Илариона Великого (371–372). Перенесение мощей свт. Илариона, еп. Меглинского (1206).
Прп. Илариона, схимника Печерского, в Дальних пещерах (XI). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского. Прпп. Феофила и Иакова Омучских (ок. 1412). Мчч. Дасия, Гаия и Зотика (303).
Сщмчч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского, и с ними Анатолия Левицкого и Никандра Чернелевского пресвитеров и мч. Киприана Анникова (1937); сщмч. Дамиана, архиеп. Курского (1937); сщмчч. Константина Чекалова, Сергия Смирнова, Василия Никольского, Феодора Беляева, Владимира Введенского, Николая Раевского, Иоанна Козырева, Василия Козырева, Александра Богоявленского, Димитрия Троицкого и Алексия Москвина пресвитеров, Сергия Казанского и Иоанна Мельницкого диаконов, прмчч. Софрония Несмеянова и Неофита Осипова (1937); прмц. Пелагии Тестовой (1944).
Флп., 243 зач., II, 24–30.Лк., 47 зач., IX, 44–50,и за четверг (под зачало):Флп., 244 зач., III, 1–8.Лк., 48 зач., IX, 49–56.Прп.:2_Кор., 188 зач., IX, 6–11.Лк., 24 зач., VI, 17–23.
Украшение икон живыми цветами на введение во храм пресвятой богородицы
«Благоухание цветов — это фимиам Богу.
Цветы — кадильницы».
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).
Традиция украшения храма цветами, ветвями деревьев, травами берет начало в глубокой древности. Сегодня она переживает период расцвета. Чтобы создать цветочное оформление икон и приделов, специально приглашаются профессиональные флористы; в иных церквах обходятся силами собственных умельцев — кстати, далеко не всегда уступающих профессионалам в мастерстве.
Благоукрашение каждого храма имеет свои особенности, зависящие от вкуса и характера людей, чьими трудами древняя традиция воплощается во всем своем многообразии. Посмотрим, как это происходит, например, в одном из старейших храмов Москвы — церкви святителя Николая в Кленниках на Маросейке.
Случилось так, что Л. А. Новикова сразу «нашла» свое послушание в храме. Она оказалась не просто талантливой «цветочницей», как ее именуют маросейцы, но и настоящим профессионалом: выпускница японских школ «Икенабо» и «Согецо», участник и лауреат ежегодных международных выставок икебаны, обладатель дипломов за успехи в создании изысканных цветочных композиций в восточном стиле.
Вот только как применить свои умения в украшении православного храма, где цветы призваны деликатно и гармонично оттенять общий тон и настроение праздника, а не иметь самодовлеющее эстетическое значение? Помогли безупречное чувство композиции, цветовой палитры, фантазия, умение точно расставить акценты в сочетании с приобретенным с годами опытом церковной жизни.
Каждому празднику соответствует определенный цвет облачений: воскресные дни, праздники пророков, апостолов и святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, богородичные — в голубых, дни памяти мучеников — в красных, преподобных и юродивых — в зеленых. Зеленый цвет преобладает и в День Святой Троицы, Духов день, на праздник Входа Господня в Иерусалим. Описать благоукрашение храма для всех праздников в рамках краткого очерка невозможно, остановимся подробно лишь на некоторых.
На Троицу (Пятидесятницу) храм утопает в молодой зелени березок. Полевые цветы и устилающие пол свежескошенные луговые травы наполняют все вокруг благоуханием. Этот обычай пришел в христианство из ветхозаветных времен. На 50-й день после Исхода на горе Синай Бог даровал Моисею десять заповедей. В память завета между Богом и Его народом люди украшали свои жилища ветвями деревьев и цветами. Праздник отличается многоцветием. Цветы берутся любые, но в букетах традиционно присутствуют полевые. На Маросейке травы, устилающие пол, посыпаются лепестками цветов, что придает зеленому ковру еще большую нарядность.
Атмосфера Троицына дня прекрасно передана в «Лете Господне» И. С. Шмелева: «Мы идем все с цветами. У меня ландышки, и в середке большой пион. Ограда у Казанской зеленая, в березках. Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. Входим как будто в рощу. В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано всё травой. И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. Лики икон, в березках, кажутся мне живыми — глядят из рощи. Березки заглядывают в окна, словно хотят молиться. Везде березки: они и на хоругвях, и у Распятия, и над свечным ящиком-закутком, где я стою, словно у нас беседка. Не видно певчих и крылосов, — где-то поют в березках. Березки и в алтаре — свешивают листочки над Престолом. Кажется мне от ящика, что растет в алтаре трава. На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами за березки, и они шелестят над ним».
На Преображение церковь облачается в алое и золотое, напоминая нам о просиявшем на горе Фавор нетварном божественном свете. В этот день издревле было принято приносить в храм для освящения начатки плодов нового урожая. Христиане первых веков приносили виноград и колосья пшеницы. В наших широтах «гроздия» заменили яблоками, обильно поспевающими в августе, отчего и пошло второе, народное название праздника — «Яблочный Спас». О «лазури Преображенской» и «золоте второго Спаса» писал Б. Л. Пастернак в стихотворении «Август» (1953). А вот еще отрывок из «Лета Господня»: «Преображение. Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне. Должно быть, от утреннего сада, от светлого голубого неба, от ворохов соломы, от яблочков грушовки, хоро-нящихся в зелени, в которой уже желтеют отдельные листочки, — зелено-золотистый, мягкий. Ясный, голубоватый день, не жарко, август. Подсолнухи уже переросли заборы и выглядывают на улицу — не идет ли уж крестный ход? Скоро их шапки срежут и понесут под пенье на золотых хоругвях». Подсолнухи, яблоки, гроздья винограда и рябины, колосья пшеницы — основной мотив в украшении аналойных икон храма на Маросейке.
Пасха. Ей предшествует Великий пост, в течение которого храм украшается минимальным количеством цветов: букеты отличаются строгостью, монохромностью — ничто не должно нарушать царящей в храме покаянной атмосферы. Но вот наступает праздник Входа Господня в Иерусалим, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующую Неделе Пасхи. Въезжающего «на осляти» в Иерусалим Иисуса Христа на-род приветствовал, устилая Его путь своими одеждами и пальмовыми ветвями. У этого праздника много названий: Неделя ваий (ветвей), Пальмовое воскресенье, Неделя цветоносная, а также (в просторечии) Вербное воскресенье, поскольку пальмовые ветви в славянских странах заменяли на вербы. Первое упоминание об использовании вербы в богослужении находится в «Изборнике Святослава» 1073 года. Естественно, в оформлении аналойных икон в букетах обильно присутствуют веточки этого предвестника весны.
В самый канун Пасхи, в Великую Пятницу, в Православной Церкви совершают вечерню с чином выноса Плащаницы, а вечером — утреню Великой Субботы с чином ее погребения.
Плащаницей называют плат с изображением в рост Господа Иисуса Христа, лежащего во гробе. Ее устанавливают на возвышении в центре храма, умащают благовониями в память о том, как жены-мироносицы принесли ароматы, чтобы помазать ими Тело погребенного Христа, украшают зеленью и цветами — исключительно белыми, символизирующими чистоту Плащаницы, которой благообразный Иосиф с Никодимом обвили снятое с Креста Тело Господа. Почти в каждом храме сложился свой стиль украшения Плащаницы, есть он и на Маросейке. Саму Плащаницу обвивает по краю гирлянда из белых роз, а вокруг устанавливаются симметрично расположенные вазы с букетами из белых же цветов, со-ставляющие единую композицию.
А в пасхальный день храм расцветает нарядными букетами у икон и выносных свечей; основная гамма праздника — красный, желтый, зеленый.
В день Успения Пресвятой Богородицы одеяния священнослужителей, как и все убранство храма, выдержано в белых, голубых, слегка розоватых тонах. В тех же тонах украшается и Плащаница, основной цвет которой — синий. Эти тона подчеркивают общее настроение праздника — возвышенное и сердечное, напоенное любовью к Царице Небесной — «теплой Предстательнице и Помощнице», по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского. Цветком Богородицы является лилия — символ чистоты и непорочности. Лилии и составляют основу цветочного набора при украшении Плащаницы Богородицы. В дополнение к ним используются белые розы, хризантемы, фрезии, гипсофила.
На все богородичные праздники храм украшается подобным образом.
На Рождество Христово храм бывает убран пахучими еловыми ветвями. У икон, у солеи размещают еловые деревца — на Маросейке их «припорашивают», как снегом, веточками белой пушистой гипсофилы. Еловые гирлянды свисают с перекладин, хвоя вплетается в букеты у икон. А перед алтарем устанавливают главную икону праздника, заботливо прикрытую вертепом из еловых веток. В центре над иконой — большой цветок белой лилии: символ вифлеемской звезды. Сама икона окружена колосками пшеницы, символизирующими ясли, в которых появился на свет Спаситель мира.
Не обходятся без цветов, конечно же, и на престольные праздники. Так, в дни празднования святителя Николая Мирликийского в Никольском приделе с особой пышностью украшается аналойная икона, а также большая икона святителя в ризе. Отличительная черта цветовой гаммы — яркость и многообразие. Благоукрашение храма к другому престольному празднику — Казанской иконе Божией Матери — по традиции выдержано в белых, голубых, нежно-розовых тонах; в наборе цветов преобладают розы, хризантемы, лилии.
Публикуется по изданию: «Московский Журнал» № 12, 2013, С. 88 – 96.
На сайте использованы фотографии цветочного убранства храма, сделанные прихожанами: Максимом Егожей, Татьяной Ермолинской, Андреем Стуловым.