ум человеческий не пророк а угадчик пушкин
О ВТОРОМ ТОМЕ «ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДА» ПОЛЕВОГО
Противуречия и промахи, указанные в разных журналах, доказывают, конечно, не невежество г. Полевого (ибо сих обмолвок можно было избежать, дав себе время подумать или справиться), но токмо непростительную опрометчивость и поспешность. Презрение, с каковым г-н Полевой отзывался в своих примечаниях о Карамзине, издеваясь над его трудом, оскорбляло нравственное чувство уважения нашего к великому соотечественнику. Но сия опрометчивость и необдуманность сильно повредили г. Полевому во мнении малого числа просвещенных и благоразумных читателей, ибо они поколебали, если не вовсе уничтожили, доверенность, которую обязан он был им внушить. Теперь мы читаем «Историю русского народа», не полагаясь на добросовестность труда и верность разысканий — но на каждое слово невольно требуем подтверждения постоянного, если не имеем терпения или способов справляться сами. «История русского народа» состоит из отдельных отрывков, часто не имеющих между собою связи по духу, в коем они писаны, и походит более на разные журнальные статьи, чем на книгу, обдуманную одним человеком и проникнутую единством духа.
Несмотря на сии недостатки «История русского народа» заслуживала внимания по многим остроумным замечаниям (NB. Остроумием называем мы не шуточки, столь любезные нашим веселым критикам, но способность сближать понятия и выводить из них новые и правильные заключения), по своей живости, хоть и неправильной, по взгляду и по воззрению недальному и часто неверному, но вообще новому и достойному критических исследований.
Второй том, ныне вышедший из печати, имеет, по нашему мнению, большое преимущество перед первым.
1) В нем нет сбивчивого предисловия и гораздо менее противуречий и многоречия.
2) Тон нападения на Карамзина уже гораздо благопристойнее.
3) Самый рассказ не есть уже пародия рассказа Карамзина, но нечто собственно принадлежащее г. Полевому.
II том начинается взглядом на всеобщее состояние Европы в XI столетии.
Г-н Полевой предчувствует присутствие истины, но не умеет ее отыскать и вьется около.
Феодализма в России не было. Одна фамилия, варяжская, властвовала независимо, добиваясь великого княжества.
Феодальное семейство одно (vassaux).
Бояре жили в городах при дворе княжеском, не укрепляя своих поместий,
не сосредоточиваясь в малом семействе,
не враждуя противу королей,
не продавая своей помощи городам.
придворные товарищи об их правах заботились,
Великие князья не имели нужды соединяться с народом, дабы их усмирить.
Аристокрация стала могущественна. Иван Васильевич III держал ее в руках при себе. Иван IV казнил. В междуцарствие она возросла до высшей степени. Она была наследственная — отселе местничество, на которое до сих пор привыкли смотреть самым детским образом. Не Феодор, но Языков, то есть меньшое дворянство уничтожило местничество и боярство, принимая сие слово не в смысле придворного чина, но в смысле аристокрации.
История древняя кончилась богочеловеком, говорит г-н Полевой. Справедливо. Величайший духовный и политический переворот нашей планеты есть христианство. В сей-то священной стихии исчез и обновился мир. История древняя есть история Египта, Персии, Греции, Рима. История новейшая есть история христианства. Горе стране, находящейся вне европейской системы! Зачем же г-н Полевой за несколько страниц выше повторил пристрастное мнение 18-го столетия и признал концом древней истории падение Западной Римской империи — как будто самое распадение оной на Восточную и Западную не есть уже конец Рима и ветхой системы его?
Гизо объяснил одно из событий христианской истории: европейское просвещение. Он обретает его зародыш, описывает постепенное развитие и, отклоняя все отдаленное, все постороннее, случайное, доводит его
до нас сквозь темные, кровавые, мятежные и, наконец, рассветающие века. Вы поняли великое достоинство французского историка. Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальною Европою; что история ее требует другой мысли, другой формулы, как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада. Не говорите: иначе нельзя было быть. Коли было бы это правда, то историк был бы астроном и события жизни человечества были бы предсказаны в календарях, как и затмения солнечные. Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного, мгновенного орудия провидения. Один из остроумнейших людей XVIII столетия предсказал Камеру французских депутатов и могущественное развитие России, но никто не предсказал ни Наполеона, ни Полиньяка.
Случай — орудие Провидения
«…Но провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного, мгновенного орудия провидения…»
А.С. Пушкин
Случайны ли «случайности»? Как они влияют на нашу жизнь и для чего?
Наверное, в жизни каждого человека были моменты, которые полностью изменили его последующую жизнь. Кто-то относит их на волю «случайного случая», порождённого из «хаоса» Вселенной, кто-то верит, что он сам своими действиями спровоцировал изменения, иной же относит их вовсе не к случайностям, а к тем объективно существующим закономерностям, которые человечество ещё не вычленило из общего хода вещей и не формализовало. Где же правда?
А правда в том, что Пушкин очень точно описал природу случая. Именно случай является той «лазейкой» для Надмирной реальности (Бога), через которую Она может как непосредственно, так и опосредованно влиять на развитие как отдельного человека, так и всего человечества через озарения Различением, не нарушая при этом данную Свыше с самого начала свободу выбора и возможность обрести свободу воли. При этом, на первый взгляд, «случайности» могут казаться неправильными, неприятными («Господи, за что??»), но правильно сделанные выводы способны «чудесным» образом изменить текущий ход вещей.
В моей жизни всё лучшее, что я сейчас имею, началось именно со случайностей: Виды деятельности, которыми я занимаюсь, Цели, к которым я стремлюсь, новые Знания, которые я постигаю, Друзья, Любовь, Вдохновение, Здоровье…
А как «случайности» повлияли на Вашу жизнь?
Высказывания об управлении и целеполагании
Кто владеет информацией, тот владеет миром.
(Натан Майер Ротшильд)
Правильно поставленная проблема — уже наполовину решена.
(Чарльз Кеттеринг)
Тот не ошибается, кто ничего не делает.
Никакое богатство не может перекупить влияния обнародованной мысли.
(Александр Сергеевич Пушкин)
Дорогу осилит идущий.
За какую идею можно умереть? — За ту, без которой невозможно жить.
(Народная мудрость)
Есть два типа людей: одни катят мир, а другие бегут рядом и кричат: «Боже, куда катится этот мир?!»
Тому, кто не хочет изменить свою жизнь, помочь невозможно.
(Гиппократ)
Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих.
(Библия, Иакова 1:8)
Кто не знает, в какую гавань плыть, для того не бывает попутного ветра.
(Луций Анней Сенека)
Того, кто не задумывается о далёких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.
(Конфуций)
Провидение не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного мгновенного орудия Провидения.
(Александр Сергеевич Пушкин)
Кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее, а тот, кто контролирует настоящее, тот всевластен над прошлым.
(Джордж Оруэлл)
Каждый в меру своего понимания общего хода вещей работает на себя, а в меру непонимания на того, кто понимает больше.
Ты правишь, но и тобой правят.
(Плутарх)
Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами.
Низведение великих явлений до малых, и возвеличивание малых до великих — есть истинное глумление над жизнью, хотя картина подчас выходит очень трогательная.
(Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин)
Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники.
(Отто фон Бисмарк)
Хочешь помочь человеку – дай ему не рыбу, а удочку.
Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг; тот, кто мне льстит, — мой враг.
(Сюнь-цзы)
От малых причин бывают большие следствия.
(Козьма Прутков)
1.Случай. Сначала порассуждаем.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
Почему Пушкин назвал Случай богом?
А вот ещё мнение Пушкина:
«Провидение – не алгебра. Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем. Но невозможно ему предвидеть случая – мощного, мгновенного орудия Провидения».
Там, где люди не могли договориться по справедливости, всегда кидали жребий. Когда решение одного или нескольких человек казалось большинству несправедливым, общество кидало жребий! Имея в виду, конечно, мирный способ решения конфликтной ситуации. Результаты недовольные не оспаривали, в ыпавший жребий считался справедливым решением : никто не виноват, не повезло, так решил бог. Обижаться не на кого: персоналий нет. При сомнениях, неразрешённых противоречиях, невозможности принять советом решения, при равенстве голосов, тоже иногда договаривались о жребии.
«Испокон так повелось».
Тут можно прийти к неожиданному выводу: жребий (Случай) один из основных законов Природы. А раз это – закон Природы, необходимо с ним считаться, жить в гармонии, учитывать, использовать! Можно ли это, и в каких ситуациях?
Итак, случая предвидеть невозможно. Или, говоря иначе, Случай – это то, чего невозможно предвидеть .
Абзац выше предназначен не для всех сторонников КОБ (которую автор уважает за достоинства, но критикует за недостатки), а лишь для тех, кто способен без суеты и эмоций думать своей головой, а не повторять по-попугайски определения из КОБ, которые не освоили и не могут объяснить своими словами.
И всё-таки его величество Случай кажется многим загадкой. Уж очень хочется, чтобы счастливый случай не обошёл нас, достойных его. По нашему мнению, конечно, да, бывают странные совпадения, которые несовершенный человеческий разум никак не хочет принимать как случайные. Для подогрева такого мнения приведём статью, в сокращении, Андрея Колесова, газета «Советская Белоруссия»:
В 1975 году в американском Детройте маленький ребенок вывалился из окна 14-го(!) этажа прямо на голову некоему мистеру Джозефу Фиглоку….
Ровно через год этого же Фиглока угораздило вновь пройтись по тротуару на том же месте, и, конечно же, ему на голову вновь спикировал все тот же ребенок. И хотя за год маленький непоседа изрядно прибавил в весе, тем не менее, и на этот раз все закончилось благополучно.
Большинство ученых считают: мир податлив, и совпадения в нем — всего лишь слепая случайность. Но порой эта случайность бывает столь удивительной, что поневоле закрадываются сомнения, а не рука ли провидения ведет нас?
Произошло это весной 1994 года. Молодой американец по имени Роналд Опус решил покончить с собой. В предсмертной записке было написано, что Роналд пошел на этот шаг из-за финансовых трудностей и непонимания со стороны родителей. После написания последнего послания мистер Опус с тяжелым сердцем залез на подоконник и после минутного колебания бросился вниз с 9-го этажа.
Вряд ли он сделал бы это, если бы знал, что работавшие в тот день в доме мойщики окон натянули на уровне 7-го этажа страховочную сетку. Так что, пролетев два этажа, Опус просто рухнул бы на пружинящую сетку хотя и с мокрыми штанами, но вполне живой.
«Как где? — удивился старик. — Сын живет этажом выше…» Да, искомым сыном оказался сам… Роналд Опус! Это он зарядил дробовик, а когда месть не удалась, в отчаянии выбросился из окна. И был застрелен своим же зарядом. Своим же отцом. Которого хотел засадить в тюрьму. Самоубийство свершилось, хотя и не совсем так, как этого хотел Опус. Эта история зафиксирована американской Ассоциацией судебных наук».
Да, Случай, конечно, и фантастический, и курьёзный, и уникальный. И отношение некоторых людей к этому и подобным случаям может быть вопросом веры. Каждый человек во что-то верит. Я – не исключение. Но разум и свобода выбора (Богом ли, Природой – не важно) нам для чего даны!? Так давайте подумаем, порассуждаем, поразмыслим.
Пушкин. Ликвидация. Операция длиною больше, чем жизнь.
Пушкин. Ликвидация. Операция длиною больше, чем жизнь.
Сегодня на повестке дня спецоперация под названием «убийство Пушкина». Это именно так, хотя и структура, которая эту операцию осуществила, не имеет характерных для директивно-адресных образований признаков. Это типичная виртуальная структура, подобная той, которая недавно описана в материале Иван Голунов и сбой матрицы. Формирование оной началось сразу, после пророческого произведения «Руслан и Людмила», когда юный Пушкин осознал, что ему, в процессе творчества приходят прозрения, неведомые солипсистам-шизфореникам, членам секты «бритва оккама», в обычной жизни. Следом за этим было вступление в масонскую ложу «Овидий». Зачем это понадобилось юноше пылкому? Ответ прост: предикция. Будучи не полностью проявленным, но получавший прорывы во время вдохновения, которые мы уже знаем, было, тем, что называется обоюдополушарный резонанс, юноша ошибочно пытался искать предикцию где попало и как попало. А когда кто-то, кое-где, у нас порой, манкирует тем, что Пушкин – масон, надо напомнить, что самое низшее звание в иерархии масонов вовсе не даёт основания причислять владельца такого звания к масонам. Это даже не кандидатство в члены КПСС.
В данном контексте понятие «предикция» связано с системой власти. Как известно, власть – это реализуемая способность управлять практически, а не декларировать свои намерения. И на самом деле настоящая власть имеет, как минимум пять градаций, пять видов.
Людей же можно условно-приблизительно распределить по нескольким категориям:
*** демонизм может быть как благонамеренным, так и злонамеренным.