ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

Вера, надежда, любовь

из книги «Поймать Змея». Глава «Дети Мудрости» (Отрывок)

Сведения о святой Софии и её дочерях отсутствуют в древнейших мартирологах и первые свидетельства их почитания относятся к VII веку.

30 сентября все православные верующие отмечают День памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии – мучениц, живших в Риме во II веке, во времена гонений на первых христиан.

Современные исследователи сходятся во мнении, что история эта во многом легендарна, хотя в те времена, когда христианство еще не стало государственной религией, в Римской империи правители действительно подвергали христиан очень жестоким гонениям.

В то время большинство римлян были язычниками, однако, как гласит легенда, София была верной христианкой и овдовев. воспитывала своих троих детей.

Когда в 137 году начались жестокие преследования христиан, мать с дочерьми посадили за решетку и отправили на суд к императору Адриану. Он захотел лично увидеть трех сестер и их мать. Сначала император потребовал, чтобы христианская семья отреклась от веры. Но никому не удалось поколебать христианские убеждения Веры, Надежды, Любви и их матери Софии.Тогда Адриан приказал пытать детей на глазах матери.
R*:
А ведь это признак ВЕЛИКОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ,не так ли?

. так что же отстаивала СОФИЯ ( Мудрость) со своими детьми в которых и Вера, и Надежда на спасение и Любовь к ближним.

«Вот каким путем нужно идти в любви — самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого; прекрасного вверх — от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это — прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе только и может жить человек, его увидевший.

— Платоновская иерархия красоты («Пир», 211cd)

О, да:»Всё тяготеет к царю всего, и все совершается ради него; он — причина всего прекрасного. Ко второму тяготеет второе, к третьему — третье.
( Намек на основную платоновскую триаду — «единое (или благо)», «ум» и «душа».)

«Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых необходимо образуется его познание; четвертая ступень — это само знание, пятой же должно считать то, что познается само по себе и есть подлинное бытие: итак, первое — это имя, второе — определение, третье — изображение, четвертое — знание.»

«Ум человека, поглощённый ничтожными вещами, неизбежно не замечает того, что поистине достойно удивления.» — книга II, 27(По Клавдию Элиану)

Когда Платон слышал, что Академия — нездоровое место, и врачи уговаривали его перебраться в Ликей, философ отклонял эти советы, говоря: «Ради того, чтобы продлить свою жизнь, я не согласился бы поселиться даже на Афоне». — книга IX, 10; гора Афон славилась своим климатом, и, по мнению древних, её жители отличались удивительным долголетием

Надежды — сны бодрствующих. — книга XIII, 29

-А как же БОГ?,- спросим мы великого мудреца

-А Бог всегда остается геометром,- отвечает он,утирая уста избегая при этом излишней сладости речи*) (— Парафраз Платона, Приведено у Плутарха («Застольные беседы», кн. VIII, вопр. II)

*Однажды, когда Платон был ещё в младенческом возрасте, Аристон приносил на Гиметте жертву Музам или нимфам, и все были поглощены торжественным обрядом, Периктиона положила ребёнка в раскинувшиеся поблизости миртовые заросли. Пока он спал, пчелиный рой с жужжанием опустился на его уста, предрекая этим свойственную Платону впоследствии сладость речи.

— Клавдий Элиан, «Пёстрая история» (книга X, 20)

Из учеников Сократа вполне заслуженно наибольшую славу приобрел Платон, совершенно затмивший остальных.
Учение мудрости может иметь своим предметом или деятельность, или созерцание: почему одна часть его может быть названа деятельной, а другая — созерцательной, из которых деятельная имеет целью упорядочение жизни, т. е. просвещение нравов, а созерцательная — исследование причин природы и чистейшей истины. В деятельной превзошедшим других считается Сократ; Пифагор же всеми силами своего мышления предавался философии умозрительной. А Платону ставят в заслугу соединение того и другого, и через это — усовершенствование философии.

Возможно, что те, которые приобрели известность своим наиболее тонким и правильным пониманием Платона, которого вполне заслуженно ставят гораздо выше всех философов разных народов, и последовавшие ему, именно благодаря этому высказываются о Боге так, что в Нем находится и причина бытия, и начало разумения, и порядок жизни.
Итак, если Платон называет мудрым человека, подражающего этому Богу, не знающего и любящего Его и через общение с Ним делающегося блаженным, то зачем нам подвергать разбору других? Никто не приблизился к нам более, чем философы его школы. — Кн. VII, гл. IV-V

— Аврелий Августин, «О граде Божьем»

Однако я не отпущу вас с этой лекции без улыбки, посему:

«Согласно учению о переселении душ, возможно, что Платон опять сидит за партой и терпит побои за то, что не понимает Платона.»0

Источник

Ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

Аристотель сообщает, что жители Кротона называли Пифагора гиперборейским Аполлоном. В один и тот же день и час его, как прибавляет философ, многие видели одновременно в Метапонтие и Кротоне… [69] Во время состязания, поднявшись с места, Пифагор показал там свое золотое бедро. [70] По словам того же Аристотеля, с Пифагором заговорила река Кос, через которую он переправлялся, причем многие слышали это своими ушами.

Анникерид из Кирены гордился умением скакать верхом и управлять колесницей. Однажды он пожелал показать свое искусство Платону. Запрягши коней, юноша долго кружил в саду Академии, столь неукоснительно придерживаясь избранного направления, что безошибочно попадал в собственную колею. Все, естественно, были поражены, один Платон неодобрительно отнесся к стараниям Анникерида, заметив: «Человеку, преданному таким пустякам, невозможно заниматься чем-нибудь серьезным, ибо ум его, поглощенный ничтожными вещами, неизбежно не замечает того, что поистине достойно удивления».

После победы афинян над персами [71] было постановлено ежегодно в течение одного дня устраивать в театре петушиные бои. Я поясню происхождение этого постановления. Ведя своих воинов на врага, Фемистокл заметил схватившихся друг с другом петухов; он не остался равнодушен к этому зрелищу, но заставил свое войско остановиться и сказал: «Смотрите, они сражаются не за родину, не за отчих богов, не за гроба своих предков, принимают муку не ради славы, свободы или блага детей, но единственно ради того, чтобы победить и превзойти мужеством противника». Этими словами Фемистокл воодушевил афинян. Было решено сохранить петушиный бой, воспламенивший дух афинских воинов, дабы и впредь он служил подобным целям.

Питтак Митиленский украсил храмы лестницами, которые не были предназначены для обычной цели, являясь только посвящением богам. Этими лестницами Питтак намекал на взлеты и падения людского счастья — удачливые как бы поднимаются, злосчастные спускаются вниз.

Сын Аристона Платон в юности предавался поэтическому искусству и писал эпические поэмы, а затем с презрением сжег их, увидев, насколько при сравнении с гомеровскими они уступают им. После этого Платон обратился к трагедии и сочинил тетралогию, [72] с которой собирался выступить на состязаниях, и уже передал свои драмы актерам, но тут, до наступления праздника Дионисий, [73] ему случайно довелось услышать Сократа. Платон сразу пленился философом и не только отказался в этот раз выступать на драматических состязаниях, но совершенно забросил поэзию и посвятил себя философии.

Кто бы отважился отказать варварам [74] в мудрости? Ведь никто из них не был безбожником, никогда они не подвергали сомнению того, существуют боги или нет и проявляют ли они попечение о людях; никогда ни жителю Индии, ни кельту, ни египтянину не приходило на ум то, что утверждали Евгемер из Мессены, Диоген из Фригии, Гиппон, Диагор, Сосий или Эпикур. [75] Нет, напротив того, они верили в существование богов, в то, что боги оберегают нас, предвещают нам будущее и его можно прочесть по полету птиц, по различным знакам, по внутренностям животных и иными способами, которые люди постигают благодаря заботе о них небожителей. Варвары говорят также, что сны и звезды могут открывать будущее. Твердо веря во все это, они совершают чистые жертвоприношения, благоговейно соблюдают запреты, совершают таинства, блюдут устав празднеств и выполняют все остальное, из чего явствует, сколь глубоко они чтут богов.

32. Согласно некоторым дельфийским преданиям, Геракл, сын Зевса и Алкмены, прежде звался Алкеем. Однажды он пришел в Дельфы за оракулом и получил не только то, ради чего сюда отправился, но услышал вдобавок и следующие слова:

Мы своими глазами видим реки, однако люди, которые обоготворяют их и воплощают в статуях, представляют себе реки в человеческом облике или усваивают им обличие быка. Стимфалийцы, например, уподобляют быку реку Эрасин и источник Метопу, лакедемоняне — Еврот, сикионцы и флиасийцы — Асоп, аргивяне — Кефис. Другие представляют себе реки в человеческом облике, например, псофидийцы — Эримант, герейцы — Алфей, жители Херсонеса Книдского — тот же самый Алфей. Афиняне ставят поясные изображения реки Кефиса; они представляют его мужчиной, однако с рогами, сиракузяне уподобляют сицилийскую реку Анап мужу, а источник Киану чтят в облике женщины, эгестийцы поклоняются Порпаку, Кримису и Тельмессу, которых они представляют себе в виде мужчин, жители Акраганта приностят жертвы соименной городу реке, представляя Акрагант цветущим отроком; они посвятили в Дельфийское святилище статую слоновой кости, на которой написали название своей реки. Статуя изображает отрока.

Рассказывают, что Эпихарм уже глубоким стариком сидел как-то с такими же стариками в лесхе. [77] Его собеседники наперебой говорили: «мне надо прожить еще пять лет», «мне три», «а мне четыре». Тогда Эпихарм сказал: «Друзья, зачем вы спорите и ссоритесь из-за каких-то дней? Все мы ненароком сошедшиеся здесь уже стоим у предела своей жизни, так что вceм нам пора собираться в путь, пока мы не почувствовали тягот старости».

На склоне дней, будучи уже очень старым, Горгий из Леонтин впал в сильную слабость и лежал в дремоте. Кто-то из друзей пришел навестить его и спросил: «Что слышно?»; на это Горгий ответил: «Мой сон начинает уже уподобляться своему двойнику». [78]

Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру — больше друзей».

Залевк из Локр ввел множество справедливых и полезных законов, один из них таков: буде во время болезни житель Эпизефирийских

Источник

Платон – цитаты

Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих.

Ум человека, поглощённого ничтожными вещами, неизбежно не замечает того, что поистине достойно удивления.

На философию потому рушится бесславие, что не по достоинству берутся за нее: не званые, а избранные должны ею заниматься.

Во всех государствах справедливостью считается одно и то же, а именно то, что пригодно существующей власти.

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Любовь — это долгая, тяжелая работа.

Кто приблизится к храму Муз без вдохновения, веруя, что достойно лишь мастерство, останется неумелым, и его самонадеянные стихи померкнут пред песнями безумцев.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.

Нет человеческой души, которая выдержит искушение властью.

В серьезных делах надо быть серьезным, а в несерьезных — не надо.

Какой-то страшный, дикий и беззаконный вид желаний таится внутри каждого человека, даже в тех из нас, что кажутся вполне умеренными; это-то и обнаруживается в сновидениях.

Каждый из нас — это половинка человека, рассеченного на две части. И поэтому каждый всегда ищет соответствующую ему половину.

Можно простить ребенка, который боится темноты. Настоящая трагедия жизни, когда мужчина боится света.

Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним – умиранием и смертью.

Есть три типа мужчин — любители мудрости, любители почестей и любители наград.

Истинна древняя пословица, что равенство создает дружбу.

Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Например, все, что мы делаем сейчас, пьем ли, поем ли или беседуем, прекрасно не само по себе, а смотря по тому, как это делается, как происходит: если дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным, а если неправильно, то, наоборот, безобразным.

Авторы и их творения

© 2011-2021 Цитаты и афоризмы на все случаи жизни

Источник

Платон

ТочностьВыборочно проверено

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

Плато́н (др.-греч. Πλάτων — «широкий», настоящее имя Аристокл (Αριστοκλής), 428 или 427 — 348 или 347 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель «Академии».
Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Содержание

Цитаты [ править ]

Диалоги [ править ]

Когда люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее. — «Протагор», 358d

Поступать несправедливо хуже, чем терпеть несправедливость. — «Горгий», 473a

Самая тесная дружба, как о том судят древние мудрецы, бывает у сходных меж собою людей. — «Горгий», 510b

Греки расселись по берегам Средиземного моря, как лягушки вокруг болота. — «Федон», 109b (как слова Сократа). Точная цитата: «Мы теснимся вокруг нашего моря, словно лягушки вокруг болота».

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

Любящий божественнее любимого, потому что вдохновлен богом. — «Пир», 180b

Вот каким путем нужно идти в любви — самому или под чьим-либо руководством: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого́ прекрасного вверх — от одного прекрасного тела к двум, от двух — ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, которое и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это — прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе только и может жить человек, его увидевший. — Платоновская иерархия красоты («Пир», 211cd)

. В каждом из нас есть два каких-то начала, управляющие нами и нас ведущие; мы следуем за ними, куда бы они ни повели; одно из них врожденное, это — влечение к удовольствиям, другое — приобретенное нами мнение относительно нравственного блага и стремления к нему. Эти начала в нас иногда согласуются, но бывает, что они находятся в разладе и верх берет то одно, то другое. Когда мнение о благе разумно сказывается в поведении и своею силою берет верх, это называют рассудительностью. Влечение же, неразумно направленное на удовольствия и возобладавшее в нас своею властью, называется необузданностью. — «Федр», 237d-238a

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

Уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего. У богов и кони и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, этот возничий правит упряжкой, а затем и кони-то у него — один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь — его противоположность и предки его — иные. Неизбежно, что править нами — дело тяжкое и докучное. — Платоновская «колесница души» («Федр», 246b)

. Изумление есть начало философии. — «Теэтет», 155d

. Число составляет всю суть каждой вещи. — «Теэтет», 204e

. Во всей трагедии и комедии жизни страдание и удовольствие смешаны друг с другом. — «Филеб», 50b

[Война] — главный источник частных и общественных бед, когда она ведется. — «Государство», II, 373e

Каким же будет воспитание? Впрочем, трудно найти лучше того, которое найдено с самых давнишних времен. Для тела — это гимнастическое воспитание, а для души — мусическое. — «Государство», II, 376e

Во всяком деле самое главное — это начало. — «Государство», II, 377a

[В государствах] заключены два враждебных между собой государства: одно — бедняков, другое — богачей; и в каждом из них опять-таки множество государств. — «Государство», IV, 422e—423a

Добродетель — это некое здоровье, красота, благоденствие души, а порочность — болезнь, безобразие [позор] и слабость. — «Государство», IV, 444de

Пока в государствах не будут царствовать философы, либо нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино — государственная власть и философия, до тех пор государствам не избавиться от зол. — «Государство», V, 473c-d

Астрономия. заставляет душу взирать ввысь и ведет ее туда, прочь ото всего здешнего. — «Государство», VII

В образцово устроенном государстве жены должны быть общими, дети — тоже, да и все их воспитание будет общим. — «Государство», VIII, 543a

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

Итак, согласно моему приговору, краткий вывод таков: есть бытие, есть пространство и есть возникновение, и эти три [рода] возникли порознь еще до рождения неба. четыре рода [т. е. первоначальные стихии: вода, огонь, земля, воздух] обособились в пространстве еще до того, как пришло время рождаться устрояемой из них Вселенной. Ранее в них не было ни разума, ни меры: хотя огонь и вода, земля и воздух являли кое-какие приметы присущей им своеобычности, однако они пребывали всецело в таком состоянии, в котором свойственно находиться всему, чего еще не коснулся бог. Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел. То, что они были приведены богом к наивысшей возможной для них красоте и к наивысшему совершенству из совсем иного состояния, пусть останется для нас преимущественным и незыблемым, утверждением; но теперь мне следует попытаться пояснить вам устройство и рождение каждого из четырех родов.
Земле мы, конечно, припишем вид куба, ведь из всех четырех родов наиболее неподвижна и пригодна к образованию тел именно земля, а потому ей необходимо иметь самые устойчивые основания. Пусть же объемный образ пирамиды и будет, в согласии со справедливым рассуждением и с правдоподобием, первоначалом и семенем огня; второе по рождению тело мы назовем воздухом, третье же — водой. Но при этом мы должны представить себе, что все эти [тела] до такой степени малы, что единичное [тело] каждого из перечисленных родов по причине своей малости для нас невидимо, и лишь складывающиеся из их множеств массы бросаются нам в глаза. Что же касается их количественных соотношений, их движений и вообще их сил, то бог привел все это в правильную соразмерность, упорядочивая все тщательно и пропорционально, насколько это допускала позволившая себя переубедить природа необходимости. — Космология Платона («Тимей», 52d-56c)

За каждое злодеяние надо расплачиваться последующим возмездием, ради вразумления. Возмездие будет легче, если злодеяние совершено по неразумию, когда преступник молод и поддался чьему-либо внушению, а также в других подобных случаях. Тяжелее оно будет, если преступление совершено по собственному неразумию, из-за невоздержанности в удовольствиях и страданиях, из страха и робости, из-за страстей, зависти и неисцелимого гнева.

. Из всех остальных так называемых искусств. не осталось бы ни единого, но все они совершенно исчезли бы, если бы было исключено искусство арифметики. — «Послезаконие», 977d-e

. Мы должны признать, что эллины совершенствуют всё то, что они получают от варваров. — «Послезаконие», 987d

Письма [ править ]

Всё тяготеет к царю всего, и все совершается ради него; он — причина всего прекрасного. Ко второму тяготеет второе, к третьему — третье. — Намек на основную платоновскую триаду — «единое (или благо)», «ум» и «душа».

Для каждого из существующих предметов есть три ступени, с помощью которых необходимо образуется его познание; четвертая ступень — это само знание, пятой же должно считать то, что познается само по себе и есть подлинное бытие: итак, первое — это имя, второе — определение, третье — изображение, четвертое — знание.

По Клавдию Элиану [6] [ править ]

… ум человека, поглощённый ничтожными вещами, неизбежно не замечает того, что поистине достойно удивления. — книга II, 27

Когда Платон слышал, что Академия — нездоровое место, и врачи уговаривали его перебраться в Ликей, философ отклонял эти советы, говоря: «Ради того, чтобы продлить свою жизнь, я не согласился бы поселиться даже на Афоне». — книга IX, 10; гора Афон славилась своим климатом, и, по мнению древних, её жители отличались удивительным долголетием [6]

Надежды — сны бодрствующих. — книга XIII, 29

По Диогену Лаэртскому [7] [ править ]

Музам Киприда грозила: «О девушки! Чтите Киприду,
Или Эрота на вас, вооружив, я пошлю!»
Музы Киприде в ответ: «Аресу рассказывай сказки!
К нам этот твой мальчуган не прилетит никогда». — Стихи Платона

Ἁ Κύπρις Μούσαισι· « Κοράσια, τὰν Ἀφροδίταν
τιμᾶτ’ ἢ τὸν Ἔρωτ’ ὔμμιν ἐφοπλίσομαι. »
Αἱ Μοῦσαι ποτὶ Κύπριν· « Ἄρει τὰ στωμύλα ταῦτα·
ἡμῖν οὐ πέτεται τοῦτο τὸ παιδάριον. »

Не всё то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью.

Слаще всего — слышать истину (вариант: «говорить истину»).

Другое [ править ]

Бог всегда остается геометром. [8] — Парафраз Платона. Приведено у Плутарха («Застольные беседы», кн. VIII, вопр. II)

Благодарю судьбу за то, что я родился человеком, а не бессловесным животным; эллином, а не варваром; а также за то, что жить мне пришлось во времена Сократа. — Слова умирающего Платона, согласно Плутарху («Гай Марий», 46)

Цитаты о Платоне [ править ]

Знанием меры и праведным нравом отличный меж смертных,
Оный божественный муж здесь погребен Аристокл.
Если кому из людей достижима великая мудрость,
Этому — более всех: зависть — ничто перед ним. — Диоген Лаэртский [7]

Σωφροσύνῃ προφέρων θνητῶν ἤθει τε δικαίῳ
ἐνθάδε δὴ κεῖται θεῖος Ἀριστοκλέης
εἰ δέ τις ἐκ πάντων σοφίης μέγαν ἔσχεν ἔπαινον
τοῦτον ἔχει πλεῖστον καὶ φθόνος οὐχ ἕπεται.

Amicus Plato, sed magis amica veritas

Однажды, когда Платон был ещё в младенческом возрасте, Аристон приносил на Гиметте жертву Музам или нимфам, и все были поглощены торжественным обрядом, Периктиона положила ребёнка в раскинувшиеся поблизости миртовые заросли. Пока он спал, пчелиный рой с жужжанием опустился на его уста, предрекая этим свойственную Платону впоследствии сладость речи. [6]

Он соединил учения Гераклита, Пифагора и Сократа: о чувственно воспринимаемом он рассуждал по Гераклиту, об умопостигаемом — по Пифагору, а об общественном — по Сократу. [7]

Из учеников Сократа вполне заслуженно наибольшую славу приобрел Платон, совершенно затмивший остальных.
Учение мудрости может иметь своим предметом или деятельность, или созерцание: почему одна часть его может быть названа деятельной, а другая — созерцательной, из которых деятельная имеет целью упорядочение жизни, т. е. просвещение нравов, а созерцательная — исследование причин природы и чистейшей истины. В деятельной превзошедшим других считается Сократ; Пифагор же всеми силами своего мышления предавался философии умозрительной. А Платону ставят в заслугу соединение того и другого, и через это — усовершенствование философии.
Возможно, что те, которые приобрели известность своим наиболее тонким и правильным пониманием Платона, которого вполне заслуженно ставят гораздо выше всех философов разных народов, и последовавшие ему, именно благодаря этому высказываются о Боге так, что в Нем находится и причина бытия, и начало разумения, и порядок жизни.
Итак, если Платон называет мудрым человека, подражающего этому Богу, не знающего и любящего Его и через общение с Ним делающегося блаженным, то зачем нам подвергать разбору других? Никто не приблизился к нам более, чем философы его школы. — Кн. VII, гл. IV-V

Согласно учению о переселении душ, возможно, что Платон опять сидит за партой и терпит побои за то, что не понимает Платона. [11]

Местом рождения Платона Диоген Лаерций почитает остров Эгину и подтверждает свое показание тем, что в третьем году 87 ол. Афиняне, изгнав Эгинян, населили остров новыми жителями, между которыми мог быть и Аристон, отец Платона. [12]

Для философски неподготовленного и непроясненного сознания идеального (вневременного) бытия совсем нет; существуют лишь единичные явления реальности, протекающие во времени. Первым мыслителем, открывшим и описавшим идеальное бытие был Платон. Как бы многообразно-мифологического элемента не было примешано к учению Платона, существо этого учения навсегда сохраняет силу: платонизм в течении веков и доселе был и есть основа всей творческой философской мысли. Основная мысль Платона неопровержима: так как наши общие понятия, поскольку они истинны, имеют объективное содержание, то, следовательно, кроме единичных вещей, есть и бытие общее (идеальное или бытие идей). Вопреки распространенному мнению, Аристотель не оспаривает учение об идеях по существу, он не согласен лишь с формой, которую ему придал Платон. Мы увидим ниже (при анализе идеи законов природы), что вся современная наука (по большей части бессознательно) опирается на платонизм. [13]

Наиболее правдоподобная общая характеристика европейской философской традиции состоит в том, что она представляет собой серию примечаний к Платону. [14] — Process and Reality: An Essay in Cosmology, Pt. II, ch. 1, sec. 1

The safest general characterization of the European philosophical tradition is that it consists of a series of footnotes to Plato.

Надо с корнем вырвать вековые предрассудки относительно Платона, укрепившиеся благодаря западноевропейской метафизике, рационализму, сентиментализму, морализму и гуманизму. Нельзя одно восхвалять в Платоне, другого же стыдиться. Надо уловить самый стиль, античный стиль платонизма и не навязывать Платону западноевропейских воззрений. Апологет монахов и философ полиции, защитник рабства и мистического коммунизма, профессор догматического богословия, гонитель искусств и наук, заклятый враг семьи и брака, душитель любви и женский эмансипатор, мистик-экстатик и блестящий художник, проповедник казармы, абортов, детоубийства, музыкального воспитания души, педераст, моралист, строжайший аскет и диалектик – вот что такое Платон [15] ; и это все – диалектически-органическая целость, единый и цельный лик философа, единый и цельный стиль платонизма. Как всё это далеко от сентиментальностей или бранчливых нелепостей вроде «обвинений» в «метафизике», дуализме и пр., которые еще до сих пор проповедуются относительно Платона с университетских кафедр, не говоря уже об улице и толпе! — VI. Социальная природа платонизма: Заключение

Если мы хотим сравнить результаты современной физики частиц с идеями любого из старых философов, то философия Платона представляется наиболее адекватной: частицы современной физики являются представителями групп симметрии, и в этом отношении они напоминают симметричные фигуры платоновской философии. [17]

И все же мы, люди XX века, не можем не поражаться интуиции ученого-естествоиспытателя, которую обнаруживает Платон в своих «правдоподобных рассуждениях». Мы имели возможность убедиться, что в этих рассуждениях, изложенных на небольшом числе страниц всего лишь одного сочинения — «Тимея», неожиданно появляются идеи, нашедшие развитие в ряде областей науки, о которых античность не имела ни малейшего представления: в атомной физике, молекулярной химии, теории элементарных частиц, теории фазовых превращений. [20]

Имя Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру. В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне
Таким образом, секрет тысячелетней значимости Платона заключается не в буквальном содержании его философии и проповедуемой им морали и не в буквальной направленности его научных, религиозных, эстетических или социологических теорий. Передовые мыслители всегда производили здесь самый беспощадный анализ платонизма. Но и при самом беспощадном анализе платонизма, после исключения из него всей архаики и музейности в нем все же оставалось немало ценного. Конструктивно-логические принципы, проповедь самоотверженного служения идее, пафос мировой гармонии, принципиальный антисистематизм и антидогматизм, беспокойный драматический диалог и язык — вот в чем разгадка тайны тысячелетней значимости Платона. [21]

Например, когда Платон выделяет рациональную структуру вещи (то есть ее идею или форму), то это означает, что я могу через это говорить общезначимо и об эмпирических вещах. Должен подходить к ним со стороны идеальных вещей. Или со стороны мира по истине, поскольку у него же нигде не сказано, что идеи существуют как существуют стулья, кровати, деревья. Термин «существование идеи» имеет смысл только в контексте воспроизведенных мною сейчас шагов рассуждения, из которых, я надеюсь, вам ясно ― зачем, для чего, и о чем это. Это только пример, но он постоянно воспроизводится в истории мысли, в истории драматических взаимоотношений между философским языком и языком обыденным, наглядным. Чтобы понимать язык философии, мы должны отучаться от наглядных привычек понимания, которые несет с собой обыденный язык. [22]

Примечания [ править ]

Ссылки [ править ]

ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Смотреть картинку ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Картинка про ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того. Фото ум человека поглощенного ничтожными вещами неизбежно не замечает того

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *