ум в понимании чацкого и фамусовского общества
Сочинение на тему: Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества в комедии Горе от ума, Грибоедов
Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества
21 предложение/ 336 слов
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает проблема ума или того, что под ним подразумевают разные люди, представители двух полярных сообществ. Сам писатель здравомыслящим в своем произведении называет только главного героя А. А. Чацкого – молодого дворянина, небогатого, но с прогрессивными взглядами и высоким интеллектом. Что же подразумевается под понятием «глупцы» и так ли глупы персонажи комедии, как их рисует Грибоедов?
На самом деле, в этом произведении противоборствуют «две правды», две жизненные позиции и две разновидности ума. Чацкий, несомненно, призывает всех к учению, чтению отечественных книг, правильной речи, благовоспитанности и сохранению духовной свободы. Но людям, привыкшим бить челом перед теми, кто выше по чину, употреблять в своей речи иностранные словечки и гордиться этим, писать безграмотно и при этом занимать хорошие посты благодаря хорошим связям, таких принципов, какие несет с собой Чацкий, не понять.
У Фамусова и ему подобных свое понимание ума. Идеалом для него является некий Максим Петрович, который всего добился своим умением приспосабливаться. По словам Фамусова «он не то на серебре, на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах», но при этом умел, когда надо «сгибаться вперегиб» перед людьми более высокого ранга. У Чацкого на такой случай один ответ: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Такие, как Фамусов, предпочитают служить «лицам, а не делу» и рекомендуют всем так поступать. Для них умные люди – те, кто сумели приспособиться и добиться высокого положения в обществе, то есть извлечь для себя выгоду. Умные – те, кто смогли удачно жениться или выйти замуж за богатого и состоявшегося во всех отношения жениха. В этом и заключается вся разница между «умными людьми» Фамусова и Чацким. Одинокий герой Грибоедова показан лишним на этом празднике жизни. Ведь для него ум – это то, что связано с передовыми взглядами, просвещением, стремлением искать блага не для себя, а для отчизны.
Подводя итог, можно сказать, что «ум» в этой комедии – понятие противоречивое, вызывающее частые споры. Каждый понимает «ум» по-своему, поэтому было бы ошибочным одних называть «глупцами», а других «здравомыслящими». Как гласит мудрая латинская пословица: «Сколько людей, столько и мнений».
«Проблема ума» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
История написания комедии «Горе от ума». Точки зрения критиков на «проблему ума» в комедии. Ум в понимании Фамусова и фамусовского общества. Ум в понимании Чацкого. Успех комедии «Горе от ума»: народное признание, награды А.С. Грибоедова за комедию.
Рубрика | Литература |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 07.06.2015 |
Размер файла | 22,1 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Экзаменационная работа (реферат) по литературе
Тема: «Проблема ума» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Дубовицкая Екатерина Романовна,
Пахомова Ольга Михайловна
Гениальный драматург, талантливый поэт и композитор, выдающийся дипломат, А.С. Грибоедов, по словам Белинского, принадлежал «к самым могучим проявлением русского духа». Бессмертной комедией «Горе от ума», «жемчужиной» русской сцены Грибоедов положил начало расцвету русской реалистической драматургии. «Горе от ума» по богатству своего содержания и художественности формы явилось комедией исключительной, для того времени небывалой и в русской и в западноевропейской драматургии. Её значение необычайно велико. Художественный реализм и мастерство писателя-гражданина, смело выступившего на борьбу с социальными язвами своей эпохи, обусловили судьбу комедии «Горе от ума». Не пропущенная цензурой при жизни Грибоедова, комедия стала достоянием тысяч людей в рукописном виде и сыграла большую роль в развитии освободительного движения в нашей стране. Поставленная в первый раз на сцене театра в Петербурге 26 января 1831 года, комедия «Горе от ума» не сходит со сцены и в наши дни.
2. Точки зрения критиков на проблему ума в комедии «Горе от ума»
3. Ум в понимании Фамусова и фамусовского общества
4. Ум в понимании Чацкого
Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…
5. Награды Грибоедова за комедию
Орден Святой Анны II степени с алмазными знаками (14 марта 1828 года)
Орден Льва и Солнца I степени (Персия, 1829 год)
Орден Льва и Солнца II степени (Персия, 1819 год)
6. Народное признание
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Биографические сведения о знаменитом русском драматурге и поэте А. Грибоедове. Творческая история комедии «Горе от ума». Общее понятие крылатых выражений. Афористические строки в стихах русских поэтов. Крылатые фразы в комедии Грибоедова «Горе от ума».
презентация [714,4 K], добавлен 16.12.2014
История создания и публикация комедии «Горе от ума»; идейно-философское содержание произведения. Характеристика образов Чацкого, Софьи, Молчалина, Фамусова и Хлестовой. Особенности речи в произведении Грибоедова как средства индивидуализации героев.
реферат [44,4 K], добавлен 16.10.2014
А.С. Пушкин о судьбе Грибоедова. Детство и юность Грибоедова. Ссылка в Персию, служба на Кавказе. Успех комедии «Горе от ума», особенности ее поэтики. А.С. Пушкин о главном конфликте комедии и об уме Чацкого. Фамусовский мир, драма Чацкого и Софьи.
реферат [37,5 K], добавлен 18.07.2011
сочинение [16,7 K], добавлен 08.11.2010
Историческое значение комедии «Горе от ума», выявление основного конфликта произведения. Ознакомление с критическими интерпретациями структуры пьесы Грибоедова. Рассмотрение особенностей построения образов Чацкого, Софии Фамусовой и других персонажей.
курсовая работа [42,8 K], добавлен 03.07.2011
Ум в понимании чацкого и фамусовского общества
Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества
В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» центральное место занимает проблема ума или того, что под ним подразумевают разные люди, представители двух полярных сообществ. Сам писатель здравомыслящим в своем произведении называет только главного героя А. А. Чацкого – молодого дворянина, небогатого, но с прогрессивными взглядами и высоким интеллектом. Что же подразумевается под понятием «глупцы» и так ли глупы персонажи комедии, как их рисует Грибоедов?
На самом деле, в этом произведении противоборствуют «две правды», две жизненные позиции и две разновидности ума. Чацкий, несомненно, призывает всех к учению, чтению отечественных книг, правильной речи, благовоспитанности и сохранению духовной свободы. Но людям, привыкшим бить челом перед теми, кто выше по чину, употреблять в своей речи иностранные словечки и гордиться этим, писать безграмотно и при этом занимать хорошие посты благодаря хорошим связям, таких принципов, какие несет с собой Чацкий, не понять.
У Фамусова и ему подобных свое понимание ума. Идеалом для него является некий Максим Петрович, который всего добился своим умением приспосабливаться. По словам Фамусова «он не то на серебре, на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах», но при этом умел, когда надо «сгибаться вперегиб» перед людьми более высокого ранга. У Чацкого на такой случай один ответ: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Такие, как Фамусов, предпочитают служить «лицам, а не делу» и рекомендуют всем так поступать. Для них умные люди – те, кто сумели приспособиться и добиться высокого положения в обществе, то есть извлечь для себя выгоду. Умные – те, кто смогли удачно жениться или выйти замуж за богатого и состоявшегося во всех отношения жениха. В этом и заключается вся разница между «умными людьми» Фамусова и Чацким. Одинокий герой Грибоедова показан лишним на этом празднике жизни. Ведь для него ум – это то, что связано с передовыми взглядами, просвещением, стремлением искать блага не для себя, а для отчизны.
Подводя итог, можно сказать, что «ум» в этой комедии – понятие противоречивое, вызывающее частые споры. Каждый понимает «ум» по-своему, поэтому было бы ошибочным одних называть «глупцами», а других «здравомыслящими». Как гласит мудрая латинская пословица: «Сколько людей, столько и мнений».
Сочинение на тему: Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов
Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества
В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” центральное место занимает проблема ума или того, что под ним подразумевают разные люди, представители двух полярных сообществ. Сам писатель здравомыслящим в своем произведении называет только главного героя А. А. Чацкого – молодого дворянина, небогатого, но с прогрессивными взглядами и высоким интеллектом. Что же подразумевается под понятием “глупцы” и так ли глупы персонажи комедии, как их рисует Грибоедов?
У Фамусова и ему подобных свое понимание ума. Идеалом для него является некий Максим Петрович, который всего добился
У Чацкого на такой случай один ответ: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Такие, как Фамусов, предпочитают служить “лицам, а не делу” и рекомендуют всем так поступать. Для них умные люди – те, кто сумели приспособиться и добиться высокого положения в обществе, то есть извлечь для себя выгоду. Умные – те, кто смогли удачно жениться или выйти замуж за богатого и состоявшегося во всех отношения жениха.
В этом и заключается вся разница между “умными людьми” Фамусова и Чацким. Одинокий герой Грибоедова показан лишним на этом празднике жизни. Ведь для него ум – это то, что связано с передовыми взглядами, просвещением, стремлением искать блага не для себя, а для отчизны.
Подводя итог, можно сказать, что “ум” в этой комедии – понятие противоречивое, вызывающее частые споры. Каждый понимает “ум” по-своему, поэтому было бы ошибочным одних называть “глупцами”, а других “здравомыслящими”. Как гласит мудрая латинская пословица: “Сколько людей, столько и мнений”.
Related posts:
Чацкий и Фамусов – два главных героя единственной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый из них представляет свою часть общества, которое разделилось на приверженцев консерватизма и сторонников нового уклада жизни.
В данной статье приводится анализ поведения героев, дается не только описание с использованием цитат из оригинального текста, но и выясняется, чем отличаются друг от друга герои и есть ли между ними что-то общее.
Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова
Сам автор подчеркнул, что в его произведении лишь одного персонажа можно назвать здравомыслящим человеком.
Это Александр Андреевич Чацкий, в уста которого Грибоедов вложил собственные убеждения. Он «умён, остёр, красноречив». Остальные, по мнению писателя, слишком глупы, чтобы быть его оппонентами.
Однако при детальном анализе можно заметить, что его главный противник – Фамусов – не так уж глуп, как кажется. Помещик защищает свои устои, «пример отца», свой «век минувший», в котором ему было комфортно.
Суть общественного конфликта
Основная причина столкновения двух героев – их абсолютно противоположные идеологии. Фамусов представляет «век минувший», он не желает отказываться от своих норм и понятий.
Всё новое ему кажется диким, враждебным, угрожающим его беззаботному существованию.
Чацкий же активно вступает за кардинальные изменения сложившихся устоев. Он за просвещение, за свободу личности, за жизнь, в которой ценится сам человек, а не его положение в обществе.
Поведение
Чацкий не боится иметь своё мнение, высказывать и отстаивать его. Такое поведение Фамусову кажется недопустимым.
Фамусовское окружение тоже не готово к резким жизненным переменам. Они считают молодого вольнодумца опасным для общества, пускают слух о его сумасшествии и выживают из Москвы.
Развязка любовной линии сюжета показывает Чацкому истинное лицо представителей «сливок общества». Он прекращает бессмысленную борьбу с невежеством, подлостью и уезжает.
Взгляды
Взгляды Чацкого и Фамусова, хороши описанные в таблице, расходятся практически в отношении всех сфер человеческой жизни. Помещик упорно не хочет отказываться от своих убеждений и в отношении дочери придерживается таких же методов воспитания, через которые прошёл сам.
Понимание слова «ум»
Для Чацкого умный человек это тот, который «не требуя ни мест, ни повышенья в чин, // В науки …вперит ум, алчущий познаний».
В понимании Фамусова ум – это способность хорошо устроиться в жизни.
Умный, мужественный, благородный, честный молодой человек.
О характере Фамусова нелестно отзывается даже его дочь. Автор показывает его как глубоко консервативного, ярого крепостника, уважающего только знатных и богатых людей.
Чацкий ценит людей не за их материальное положение, а за личные качества. Ему чужды гордецы, такие качества, как обман, подлость, лицемерие. Он уважает в человеке чувство собственного достоинства, смелость в суждениях.
Отношение к богатству, чинам
Главные ценности в жизни – качества человека, его стремления, дела. Для Чацкого высокий чин или толстый кошелёк – не показатели благородства.
Чин, богатство и выгодные связи – вот приоритеты Фамусова и ему подобных.
Отношение к службе
Чацкий предпочитает служить не людям, а делу. Он переживает за будущее своей страны, своего народа. Не приемлет подхалимства ради карьеры.
Служба для представителей «фамусовщины» – это не долг перед родиной, а формальность, возможность получить чин повыше. Причём для продвижения по службе эти люди не брезгуют ничем.
Отношение к крепостному праву
Герой к крепостничеству относится отрицательно, выступает за облегчение жизни простого народа. С возмущением он описывает случай, когда людей меняли на породистых щенков.
Крепостное право – это гарантия комфортной жизни для Фамусова и его окружения. Им выгоден такой строй. Они не считают прислугу за людей.
Отношение к иностранному
Чацкий против слепого подражания чужой культуре. Он с сожалением отмечает, что повсюду «смешенье языков».
Фамусов, как и его окружение, благоговеет перед всем иностранным. Он гордится своим званием – «английского клуба почтенный член». В то же время помещики не интересуются родной культурой, пренебрегают своим языком.
Отношение к образованию
Чацкий видит благо для страны в развитии науки, искусства, в просвещении граждан.
Образование настораживает и пугает Фамусова. В чтении он не видит проку. Излишней учёностью помещик объясняет то, что «безумных развелось людей и дел, и мнений».
Занятия и времяпрепровождение
Не признаёт бессмысленного времяпрепровождения, не приносящего пользы ни душе, ни уму.
Любит праздность, мотовство, пир.
Для Чацкого идеал – свобода мысли, слова и дела, искренность в чувствах и верность правде несмотря ни на что.
Во время спора признаётся, что его идеал – дядюшка Максим Петрович, который при необходимости умел сгибаться «вперегиб».
Сравнение главных действующих лиц комедии показывает, что оба они неординарны, оба отстаивают «свою» правду. Автор через ряд монологов и диалогов раскрывает позиции своего любимого героя, он всецело на его стороне.
Не сумев вытравить «прошедшего житья подлейшие черты», Чацкий сдался. Он проиграл сражение, но ему удалось пошатнуть вековые устои, всколыхнуть общество, а это немало.