умение применять усвоенные знания на практике называется
Умение применять усвоенные знания на практике называется
В тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. Например, умение решать задачи по математике связано с владением такими приемами, как анализ условия задачи, сопоставление этого условия с усвоенными знаниями, мысленное нахождение способов решения задачи на основе тех или иных элементов этих знаний, практические действия по решению задачи и, наконец, проверка правильности полученного результата. В этом случае навык рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Например, беглое чтение школьника может рассматриваться как навык, составляющий важный элемент умения осмысленного чтения.
Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности – это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности.
Способности подразделяются на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, относятся такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. Скажем, лентяй, который не хочет как следует работать, вряд ли достигнет больших успехов в овладении знаниями. К общим способностям относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.
Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. Есть, например, учащиеся, которые имеют хорошие музыкальные задатки, особую сообразительность в математике, склонность к литературному творчеству или изобразительному искусству. Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам.
Что такое знания, умения и навыки?
Почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?
Как знания, умения и навыки влияют на обучение и развитие ребенка и почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?
Основа основ: Знания. Умения. Навыки
К сожалению, далеко не все родители свободно ориентируются в педагогических понятиях. Даже больше – не все понимают, зачем это им вообще нужно. А зря. Неправильно думать, будто отдав ребенка в школу, вы скидываете с себя ответственность за его обучение. Вы – такой же учитель для него, как и школьные педагоги, даже более близкий, а зачастую и более авторитетный.
И зная хотя бы о базовых понятиях педагогики, вы сможете не только следить за развитием своего ребенка, но и помогать ему преодолевать трудности на пути обучения.
Для начала поговорим о самом понятии обучения и связанной с ним аббревиатурой, неясной большинству родителей – ЗУН. Что же скрывается за этими тремя буквами и почему о них говорят все педагоги?
Обучение и ЗУН – разбираемся с терминами
Не углубляясь в научную терминологию, можно сказать, что обучение – это процесс, направленный на усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков. Вот и секрет аббревиатуры ЗУН – это и есть знания (З), умения (У) и навыки (Н).
Естественно, у обучения есть и более дальновидные цели: формирование мировоззренческих позиций, развитие умственных способностей и раскрытие потенциальных возможностей учеников. Но в самом начале – всегда ЗУН. С этим разобрались, но что же представляет собой каждый компонент по отдельности, как они связаны и что дают ребенку?
Что такое знания
Разные теоретики дают разные определения понятия «знание». Для одних это – воспроизведение определенных аспектов реальности, для других – отображение этой же реальности, для третьих – умение оперировать теоретическими обобщениями. Если по-простому, знание – это способность понимать, сохранять и воспроизводить определенные факты.
Приведем пример: когда ваш ребенок начинает изучать алфавит, он формирует именно знание о буквах, а затем – знание о том, что их можно складывать в слоги и слова.
Казалось бы, знания – это, безусловно, хорошо. Ребенок знает буквы, таблицу умножения и математические формулы. Но есть одна загвоздка, о которой говорит известное выражение – без практики теория мертва. Знания – отличный тренажер для мозга и инструмент познания окружающего мира, но сами по себе они еще не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, они должны плавно переходить в… умения!
Что такое умения
Умения – это способность применять полученные знания на практике. Это необходимый этап интегрирования знаний в практическую жизнь.
Когда ребенок знает буквы, он учится складывать их в слова и читать. В этом случае чтение становится умением, вытекающим из ранее полученных знаний.
Умения – это тоже хорошо. Ребенок учится применять собственные знания и глубже познает мир. Умения – это всегда сознательные способности, требующие приложения определенных усилий. Можно ли сделать их бессознательными? Конечно, можно – для этого умения должны перерасти в… да, вы правильно догадались – в навыки!
Что такое навыки
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Ребенок использует полученные знания уже на бессознательном уровне и действует, даже не задумываясь.
Когда ребенок только учится читать, не все дается ему гладко – он медлит, путается и сбивается. Но когда чтение перешло в навык, он читает на автомате – просто, легко и будто само собой.
Любой процесс обучения направлен на постепенное освоение всех трех компонентов в их логической последовательности: сначала знания – потом умения – затем навыки. Эта схема работает и способствует полноценному усвоению учебного материала. Но вы можете использовать ее и дома – с готовкой, уборкой или творческими занятиями.
Несмотря на кажущуюся простоту, процесс обучения сложен и многогранен. Некоторые умения и навыки формируются годами, а на их совершенствование может уйти вся жизнь. Кроме того, некоторые навыки могут быть вообще недостижимыми – например, не всем дается живопись или игра на пианино.
Как ЗУН влияют на развитие ребенка
Очевидно, что ЗУН как основа процесса обучения непосредственно влияет на развитие ребенка. Более того, сам процесс усвоения ЗУН сопоставим с общим развитием любых способностей человека, таких как:
1) восприятие объекта;
2) узнавание, осмысление и поиск связи с другими объектами;
3) воспроизведение полученной информации (на уровне знаний, умений и навыков);
4) применение новых ЗУН, включение их в собственную картину мира;
5) творческая деятельность на основе приобретенных ЗУН.
Однако стоит отметить, что традиционная школьная модель образования часто игнорирует последнюю, творческую, составляющую процесса обучения. А ведь она учит ребенка эффективно действовать в непредвиденных ситуациях, искать новые пути решения проблемы и проявлять креативность.
Именно поэтому лучше всего позаботиться о дополнительных занятиях для ребенка, которые заполнят пробелы школьного образования. С этой целью отлично справятся курсы ментальной арифметики или мегаскорочтения.
Задания аттестационного тестирования
Задания аттестационного тестирования
1. Теория и практика педагогической деятельности
1.Педагогика-это наука о:
Воспитании, обучении, образовании
2.В переводе с греческого «педагогика» означает:
3.Развитие педагогики как науки определяет:
необходимость передачи социального опыта.
4.Объектом педагогики является:
5. Методы педагогического исследования это:
способы познания объективной реальности.
6. Необходимость передачи социального опыта возникла:
одновременно с появлением общества.
7. Факторы, влияющие на постановку цели воспитания:
потребности общества в человеческих ресурсах.
8. Факторы развития личности:
наследственность, среда, воспитание, самовоспитание.
9. Позиция педагога – это:
система отношений к педагогической деятельности.
10. Главной движущей силой воспитания является:
противоречие между имеющимся уровнем развития и новыми, более высокими потребностями.
11. Что означает понятие «универсальные учебные заведения»?
обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях
12. Закономерность воспитания – это
адекватное отражение объективной действительности воспитательного обладающего устойчивыми свойствами.
13. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает:
обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде.
14. Методы воспитания – это:
способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведения воспитанников.
способ педагогического воздействия на воспитанника с целью стимулирования положительного поведения.
16. Формы воспитания:
варианты организации конкретного воспитательного акта.
17. Перевоспитание- это:
перестройка установок взглядов и способов поведения, противоречащих нормам.
18. Что включают в себя требования к результатам общего образования, структурированные по его ключевым задачам, согласно концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования?
предметные, метапредметные и личностные результаты
19. Основными приемами самовоспитания являются:
самоанализ. Самооценка, самоконтроль, саморегуляция, самоосуждение.
начальная, структурная единица общества, закладывающая
21. Кризис современной семьи характеризуется:
резким социально-экономическим условиям
22. Какие условия являются необходимыми для успешной учебной деятельности правополушарных учащихся?
связь информации с реальностью, практикой, преимущественно творческие задания, использование контекста.
23. Сопереживание, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека называется
24. Определить содержание обучения – значит ответить на вопрос:
25. Основной категорией дидактики является:
26. Методы обучения, при которых источником знаний является устное или печатное слово – это:
27. Владение способами применять усвоенные знания на практике называется:
28. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:
29. Двусторонний характер обучения проявляется в тесном взаимодействии:
Преподавания и учения.
30. Основные компоненты образования:
31. Индивидуальный показатель темпа и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения есть
32.Метод обучения, при котором учащийся сам ставит проблему, находит пути ее решения, оформляет и представляет результат, называется: проектным
Теорию обучения и образования.
34. Правило: «от легкого к трудному» относится к принципу
последовательности и систематичности
35. Основное правило, руководящая идея построения процесса обучения, согласно установленным закономерностям:
36. Процесс научного познания характеризуется
открытием новых фактов и законов развития окружающего мира
37. Креативность – это:
уровень творческой одаренности, способности к творчеству,
38.Термин «принцип обучения» означает:
руководящие идеи, нормативные требования к организации проведение педагогического процесса.
40. Что подразумевает гендерный подход в обучении?
учёт физиологических, интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, поведенческих различий между мальчиками и девочками
41.Общая цель социально – психологического тренинга навыков здорового образа жизни:
повышение компетентности в общении;
42. Наглядными методами обучения являются:
самостоятельные наблюдения, иллюстрация, демонстрация.
43. К формам организации процесса обучения не относятся:
44. Начинать беседу лучше с :
Вопросов, по которым есть согласие с собеседником
45. Классификация методов по характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные.
46. Домашняя работа по овладению изучаемым материалом характеризуется:
наличием учебного задания и самостоятельной работой учащихся по выполнение этого задания.
47. Воспитание, осуществляемое в целях укрепления здоровья человека и достижения правильного физического развития – это:
49. Использование дополнительных форм обучения обусловлено тем, что:
они дополняют и развивают классно-урочную систему.
50.Целенаправленный процесс передачи информации, специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности называется
51.Орган коллегиального управления стратегией развития педагогического процесса основе является:
педагогический совет школы
52. Коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику), представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется:
53. Аттестация учителей проводится с целью:
выявления реального уровня их профессионального мастерства
54. Определите по описанию стиль педагогической деятельности: «Стремление педагога минимально включаться в деятельность, использование практики невмешательства, снятие с себя ответственности за результаты обучения, незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся»
55. В чем заключается регулятивная функция педагогического общения?
в выборе и применении форм, средств, методов, приемов контроля достижений и недоработок учащихся с целью корректировки их обучения и воспитания
56. Основной вид деятельности учащихся, без которого невозможно обеспечить обучение – это; учебно-познавательная деятельность
57. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением слуха:
58. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушениями зрения:
59. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с отклонениями в умственном развитии:
60. Отрасль педагогики, рассматривающая обучение и воспитание детей с нарушением речи: логопедия.
61. Воспитание – это: процесс целенаправленного, систематического формирования полноценной личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.
62. Образование – это: процесс и результат обучения и воспитания.
Процесс и результат усвоения знаний, умений, навыков
64. Самообразование – это:
процесс и результат целенаправленной познавательной деятельности человека.
65. Личность – это совокупность:
социальных и личностных качеств, определяющих его общественную сущность.
66. Необходимость передачи социального опыта возникла в связи с:
обновлением содержания образования;
развитие технических средств обучения
67.Типы проектов в соответствии с доминирующей в проекте деятельностью:
Соответствие содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития.
69. От родителей к детям наследственно передаются:
Тип нервной системы
70. Педагогический такт:
Одна из форм реализации педагогической этики.
Педагогический такт-это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся.
71. Целостный педагогический процесс это:
целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся с целью усвоения культурных ценностей и подготовки к жизнедеятельности.
72. Основные элементы целостного педагогического процесса:
Цель, задачи, содержание, формы, методы, результат.
отрасль педагогики, изучающая воспитание детей с отклонениями в развитии.
74. Движущими силами учебного процесса являются:
Противоречия между учебными задачами и наличным уровнем знаний
75. “Команда”, “указание”, “выговор” свойственны авторитарному стилю педагогического общения:
76. “Просьба”, “консультация”, “соглашение” свойственны демократическому стилю педагогического общения:
77. Стиль поведения педагога, не принимающего участия в жизни коллектива:
78. Эффективный стиль управления педагогическим процессом: демократический.
79. Латинское слово “парадигма” означает: пример.
80. Поощрение и наказание – метод: стимулирующий.
краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания изученного источника.
82. Поощрение – это метод: стимулирование поведения.
83. Особенности педагогического труда: постоянное взаимоотношение с детьми.
84. Преподавание – это: управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых.
2. Нормативно-правовое тестирование
1. В соответствии с Законом «Об образовании» под образованием понимается
2. Граждане Российской Федерации имеют право на получение ___ образования на родном языке
3. Законодательство Российской Федерации в области образования не включает
Декларацию принципов толерантности
4. Государственный образовательный стандарт в условиях современной системы образования по Закону Российской Федерации «Об образовании» является
является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от формы получения образования
5. В соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации формой получения образования не является: непрерывное образование
7. К ведущим принципам разработки содержания непрерывного педагогического образования не относится: наглядность
8. К приоритетным задачам модернизации российского образования не относится
10. Ребенком является лицо в возрасте до ___ лет 18
11. Признание ребенка полноценной и полноправной личностью впервые в истории провозгласила «Конвенция ООН о правах ребенка»
12. Комплекс международно-правовых стандартов в отношении защиты и обеспечения благополучия детей содержится в(во) «Конвенции ООН о правах ребенка»
13. Мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций – это социальная реабилитация
14. Основными составляющими федерального государственного образовательного стандарта является
15. Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, гарантируется
Федеральным законом об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации.
16. К принципам государственной политики в интересах детей не относится:
светский характер образования.
17. Международное соглашение о правах ребенка, провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций в 1989 году, называется
Конвенция о правах ребенка.
18. Согласно «Всеобщей Декларации прав человека» к элементарным правам личности не относится право на: Труд.
19. Соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма, позволяющий работнику решать задачи определенной степени сложности, – это
20. Документ, являющийся основой для определения нормативных критериев профессионально-педагогического уровня аттестуемого учителя, – это
21. Одним из принципов аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений является
Добровольность на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников.
22. Квалификационные категории педагогическим работникам присваивают сроком на: 5лет.
23. При принятии решения по итогам аттестации учитель (руководитель) имеет право
24. Тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования служат основой при: Проведении аттестации.
25. Количество категорий, установленных в соответствии с квалификационными требованиями, составляют: 3.
26. Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации педагогических работников не может осуществлять: Педагогический совет ДОУ.
27. Аттестуемый педагогический или руководящий работник вправе избрать
Конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур.
28. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности не включают раздел
29. Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется: Уставом общеобразовательного учреждения.
30. Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это:
Типовое положение об образовательном учреждении.
31. Правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем, называется:
32. Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип: Демократии.
33. Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это
Создание благоприятного условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности.
34. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является
федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ.
35. Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются
Договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением.
36. Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет: 5лет.
37. Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с
Уставом общеобразовательного учреждения.
38. В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается
Статус общеобразовательного учреждения.
39.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается
Постановление Правительства Российской Федерации.
Устав общеобразовательного учреждения.
41.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой): Вида.
42. К ключевым направлениям развития общего образования в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» не относится: Применение зарубежного опыта.
43. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ЕГЭ представлен как
Основной способ проверки качества образования.
44.В рамках Президентской инициативы «Наша новая школа» с 2011 года реализуется проект, в котором поддержана региональная программа: «Одаренные дети».
45.Развитие системы поддержки талантливых детей в рамках Образовательной инициативы «Наша новая школа» предполагает:
Построение разветвленной системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
46. В рамках Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» с 2010 года самостоятельность получили школы:
Ставшие победителями конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» и школы, преобразованные в автономные учреждения.
47.Сохранение и укрепление здоровья школьников в рамках инициативы «Наша новая школа» планируется достичь путем:
Перехода от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам.
48.Направления деятельности инициативы «Наша новая школа» осуществляются в рамках программы: Федеральной целевой программы развития образования.
49.В рамках Президентской инициативы «Наша новая школа» развитие системы оценки качества образования предусматривает независимую проверку знаний школьников(когда?)
При переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы.
50.Новый порядок аттестации педагогических работников (приказ Минобр РФ от 24 марта № 000) не распространяется