уместно ли нахождение льва на стене православного храма
§ 16—17. Культура Руси
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
Вопросы и задания к § 16—17. Культура Руси
Вопрос 1: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
1) Потому что каждое из животных он наделяют символическим значением, так орел, осетр, лев – это представители «власти» в своих видах, что сравнивается с властью князей. Это указывает на особое отношение древнерусского общества к представителям животного мира.
В тексте говорится о настоящем льве и его способности успокаивать разбушевавшихся или недовольных одним только своим рыком. Его рык должен служить князю примером, только князь должен не рычать, а говорить такие слова, которые способны убедить людей.
2) Лисица, еж, куропатка, бобр – также являются представителями животной фауны Залесского края (стр. 117).
Вопрос 2: Рассмотрите иллюстрацию на с. 116 и ответьте на вопросы.
1.На стене храма изображены животные, наделенные символическим значениями (телец, лев, человек, орел) – четыре символических образа, которые видели пророк Иезекиль и Евангелист Иоанн в своих видениях.
Согласно священному писанию, это изображение четырех основных добродетелей: мудрость, храбрость, правда и чистота. Человек означает мудрость Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, которые являются олицетворением чистоты.
2) В связи с тем, что животные наделяются символическим значением, характерным для христианство, то и нахождение изображения льва на стене храма – это обычное явление для православных храмов.
3) Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах готических храмов Западной Европы.
Двоеверие – это религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Отражением этого является изображение животных и мифических существ на фасаде храмов.
Вопрос 3: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:
Вопрос 4: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?
В. «Русская культура не только сохранила свою общность, но и стала развиваться по-своему в каждой земле». Действительно, русская культура, основы которой составляют языческие и христианские элементы, сохранила свою общность во время феодальной раздробленности благодаря пласту, которой заложило христианство еще X-XI вв.
Также культура начала развиваться и в каждой отдельной части государства, куда привносились новые элементы, характерные для каждой земли, что нашло свое. отражение в иконописи, зодчестве, архитектуре, изобразительном искусстве и литературе.
Также на культуру отдельных земель имели влияния международные связи, так для севера характерно влияние западноевропейской культуры шедшая с юга культуры кочевых народов. Культура каждой земли в совокупности с другими и составляли древнерусскую культуру, которая стала основой дальнейшего развития.
Мнение историка (стр. 124)
Вопрос 1: Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?
Ответ: Иконописец долго молился и постился перед написанием иконы, потому что таким образом он настраивал отношения с Богом, ведь он – это проводник Бога на земле. Мастер через написание иконы видел и передавал нам образ двух миров – здешнего (отказывающегося ему телесными очами и потустороннего очами умными).
Так потустороннее небо мастер окрашивал многоцветной радугой посюсторонних, здешних тонов. Самым главным отличием картины и иконы это то, что икону пишет не человек, в отличии от картины, а Бог рукою человека.
Очень важен и процесс иконописи: мастер должен поститься и молиться перед началом работы. Первым на иконе появляется свет (название фона в иконописи), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., последним появляется лик человека.
После завершения живописи икона подвергается олифлению растительным маслом» (елеем) что рассматривается как аналог обрада елеопомазания.
Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир. Картина же, даже на религиозный библейский сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, картина передает, его мироощущение.
Вопрос 2: Легко ли современному человеку (прочитать) и понять икону. Достаточно ли «молчаливого созерцания»? Почему возникло мнение о простоте и наивности иконы?
Современному человеку сложно прочитать картину, потому что сейчас у нас совсем другое мировоззрение в отличие от человека, жившего в XII—XIII в., у которого оно было религиозным и мифологическим. Нам тяжело понять замысел автора, за которой стоит скорее Бог, а не человек.
В иконописи существует строгий порядок в написания икон, поэтому, на первый взгляд, иконы похожи друг на друга, хотя и несут более глубокий и неповторим смысл в жестах и символах, поэтому нельзя считать икону простой и наивной. За ней стоит глубокий смысл и
религиозные переживания.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?
Б. «Древняя Русь после распаду единого государства продолжала развиваться, её отличительной чертой стало многообразие во всём — в политике, хозяйственной жизни, культуре». Действительно, после распада единого Русского государства Древняя Русь стала развиваться, но каждая ее часть по-отдельности, где были свои особенности в политике, культуре, экономике и другом.
Все эти изменения завесили от формы правления (монархия, боярская республика), природно-климатических условий (север – торговля и ремесло, юг – земледелие), международных связей (кочевники, Европа). Все это многообразие позже трансформируется в особую русскую культуру.
§ 16—17. Культура Руси
ГДЗ ◄ ГДЗ по истории ◄ ГДЗ история России 6 кл. Андреев◄
Вопросы и задания к § 16—17. Культура Руси
Вопрос 1: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.
1) Потому что каждое из животных он наделяют символическим значением, так орел, осетр, лев – это представители «власти» в своих видах, что сравнивается с властью князей. Это указывает на особое отношение древнерусского общества к представителям животного мира. В тексте говорится о настоящем льве и его способности успокаивать разбушевавшихся или недовольных одним только своим рыком. Его рык должен служить князю примером, только князь должен не рычать, а говорить такие слова, которые способны убедить людей.
2) Лисица, еж, куропатка, бобр – также являются представителями животной фауны Залесского края (стр. 117).
Вопрос 2: Рассмотрите иллюстрацию на с. 116 и ответьте на вопросы.
1.На стене храма изображены животные, наделенные символическим значениями (телец, лев, человек, орел) – четыре символических образа, которые видели пророк Иезекиль и Евангелист Иоанн в своих видениях. Согласно священному писанию, это изображение четырех основных добродетелей: мудрость, храбрость, правда и чистота. Человек означает мудрость Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, которые являются олицетворением чистоты.
2) В связи с тем, что животные наделяются символическим значением, характерным для христианство, то и нахождение изображения льва на стене храма – это обычное явление для православных храмов.
3) Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах готических храмов Западной Европы.
Двоеверие – это религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Отражением этого является изображение животных и мифических существ на фасаде храмов.
Вопрос 3: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями:
Вопрос 4: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?
В. «Русская культура не только сохранила свою общность, но и стала развиваться по-своему в каждой земле». Действительно, русская культура, основы которой составляют языческие и христианские элементы, сохранила свою общность во время феодальной раздробленности благодаря пласту, которой заложило христианство еще X-XI вв.
Также культура начала развиваться и в каждой отдельной части государства, куда привносились новые элементы, характерные для каждой земли, что нашло свое. отражение в иконописи, зодчестве, архитектуре, изобразительном искусстве и литературе.
Также на культуру отдельных земель имели влияния международные связи, так для севера характерно влияние западноевропейской культуры шедшая с юга культуры кочевых народов. Культура каждой земли в совокупности с другими и составляли древнерусскую культуру, которая стала основой дальнейшего развития.
Мнение историка (стр. 124)
Вопрос 1: Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?
Ответ: Иконописец долго молился и постился перед написанием иконы, потому что таким образом он настраивал отношения с Богом, ведь он – это проводник Бога на земле. Мастер через написание иконы видел и передавал нам образ двух миров – здешнего (отказывающегося ему телесными очами и потустороннего очами умными).
Так потустороннее небо мастер окрашивал многоцветной радугой посюсторонних, здешних тонов. Самым главным отличием картины и иконы это то, что икону пишет не человек, в отличии от картины, а Бог рукою человека. Очень важен и процесс иконописи: мастер должен поститься и молиться перед началом работы. Первым на иконе появляется свет (название фона в иконописи), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., последним появляется лик человека.
После завершения живописи икона подвергается олифлению растительным маслом» (елеем) что рассматривается как аналог обрада елеопомазания.
Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир. Картина же, даже на религиозный библейский сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, картина передает, его мироощущение.
Вопрос 2: Легко ли современному человеку (прочитать) и понять икону. Достаточно ли «молчаливого созерцания»? Почему возникло мнение о простоте и наивности иконы?
Современному человеку сложно прочитать картину, потому что сейчас у нас совсем другое мировоззрение в отличие от человека, жившего в XII—XIII в., у которого оно было религиозным и мифологическим. Нам тяжело понять замысел автора, за которой стоит скорее Бог, а не человек.
В иконописи существует строгий порядок в написания икон, поэтому, на первый взгляд, иконы похожи друг на друга, хотя и несут более глубокий и неповторим смысл в жестах и символах, поэтому нельзя считать икону простой и наивной. За ней стоит глубокий смысл и
религиозные переживания.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?
Б. «Древняя Русь после распаду единого государства продолжала развиваться, её отличительной чертой стало многообразие во всём — в политике, хозяйственной жизни, культуре». Действительно, после распада единого Русского государства Древняя Русь стала развиваться, но каждая ее часть по-отдельности, где были свои особенности в политике, культуре, экономике и другом.
Все эти изменения завесили от формы правления (монархия, боярская республика), природно-климатических условий (север – торговля и ремесло, юг – земледелие), международных связей (кочевники, Европа). Все это многообразие позже трансформируется в особую русскую культуру.
Уместно ли нахождение льва на стене православного храма
Подробное решение параграф § 16 по истории для учащихся 6 класса, авторов Андреев И.Л., Федоров И.Н. 2018
Вопросы к пунктам параграфа
Вопрос: Почему в начале XII в., с исчезновением политического фактора, сплачивающего страну, русское единство сохранилось?
Ответ: До рубежа XI—XII вв. Русская земля находилась в общем управлении князей — родственников, что способствовало сохранению её единства. С начала XII в. этот фактор, сплачивавший Древнюю Русь, исчез. Сохранялось лишь религиозное единство древнерусских земель и княжеств. Все они входили в единую церковную организацию, центр управления которой находился в Киеве. Благодаря этому продолжало бытовать представление о Русской — православной — земле.
Вопрос: Что было главным в представлении древнерусского человека об окружающем мире?
Ответ: Все представления человека о мире и об обществе основывались на христианской традиции.
Вопрос: Какая роль возлагалась на народ Руси после перемещения духовного центра мира из Иерусалима в Киев?
Ответ: На народ Руси легла особая миссия — спасение всего христианского люда. Чтобы выполнить её, надо было хранить православную веру, соблюдать Божьи заповеди — тогда в день Страшного суда будет получено высшее оправдание от Спасителя.
Вопрос: Что стояло за образами животных, растений, камней в древнерусских текстах и изображениях?
Ответ: К описаниям мифических животных и птиц люди Древней Руси относились с полным доверием. Все животные и их свойства — реальные или вымышленные — рассматривались с точки зрения нравоучительного смысла, заключённого в них. Так, лев был символом земной власти и могущества, олицетворением воли, справедливости, воплощением законов Неба на земле. Приблизительно также воспринимались древнерусскими книжниками камни и растения, их природа, свойства и качества.
Вопрос: Какие символы победы христианского мира над языческим миром можно найти в иконе «Чудо Георгия о змие»?
Ответ: Смысл древнерусских изображений и текстов. Древнерусские изображения и тексты полны символики и глубокого смысла. Так, на иконе «Чудо Георгия о змие» изображён святой Георгий на белоснежном коне, в развевающемся на ветру красном плаще, с копьём в руке, поражающий тёмно — красного змия, извивающегося под копытами коня. Эта икона — не просто иллюстрация соответствующей христианской легенды. Всё изображённое здесь символично.
Вопрос: Что заставляло летописцев в удельный период начинать местные летописи с «Повести временных лет»?
Ответ: Каждый новый летописный свод обязательно включал тексты предшествующих летописей. В удельный период в отдельных княжествах начали вести свои летописи. Но все они имели общее начало — «Повесть временных лет». Чаще всего летописи писали при княжеских или епископских дворах. Благодаря летописям нам стали известны многие события, происходившие на Руси.
Вопрос: Почему православный храм был для древнерусского человека зеркалом мира?
Ответ: Образ мира, который был своим для человека средневековой Руси, сохранил православный храм. Он был своеобразным зеркалом мира, отображал внутренний, потаённый смысл земных вещей, явлений и событий.
Вопрос: Чем объяснить внешнюю строгость православного храма и его богатое внутреннее убранство?
Ответ: Наружное оформление храма — его простота, основательность и стройность соответствовали скромности, непритязательности и строгости внешней жизни христианина. Сложная внутренняя структура и великолепное убранство церкви символизировали богатство духовной жизни верующего человека.
Вопросы и задания к параграфу
Вопрос: Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы. 1) Почему автор хвалебного обращения к князю использует образы зверей? В тексте говорится о реальном льве или вымышленном? 2) Какой зверь, распространённый в Залесском крае, не назван в тексте?
Ответ: 1) Потому что каждое из животных он наделяют символическим значением, так орел, осетр, лев – это представители «власти» в своих видах, что сравнивается с властью князей. Это указывает на особое отношение древнерусского общества к представителям животного мира. В тексте говорится о настоящем льве и его способности успокаивать разбушевавшихся или недовольных одним только своим рыком. Его рык должен служить князю примером, но только князь должен не рычать, а говорить такие слова, которые способны убедить людей. 2) Лисица, еж, куропатка, бобр – также являются представителями животной фауны Залесского края (стр.117).
Вопрос: Рассмотрите иллюстрацию на с.116 и ответьте на вопросы. 1) Опишите ее, используя полученные знания. 2) Уместно ли нахождения льва на стене православного храма? 3) Какие существа украшали готические храмы Западной Европы? Что такое двоеверие?
Ответ: На стене храма изображены животные, наделенные символическими значениями (телец, лев, человек, орел) – четыре символических образа, которые видели пророк Иезекиль и Евангелист Иоанн в своих видениях. Согласно священному писанию, это изображение четырех основных добродетелей: мудрость, храбрость, правда и чистота. Человек означает мудрость, Лев – храбрость, Вол означает правду, так как это было жертвенное животное (оправдание за грех), Орел в полете означает чистоту, потому, что он поднимается на большие высоты, которые являются олицетворением чистоты. 2) В связи с тем, что животные наделяются символическим значением, характерным для христианство, то и нахождение изображения льва на стене храма – это обычное явление для православных храмов. 3) Мрачные фигуры горгулий и мифических существ служили особенно частым украшением на стенах готических храмов Западной Европы. Двоеверие – это религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований. Отражением этого является изображение животных и мифических существ на фасаде храмов.
Вопрос: Соотнесите даты, указанные на ленте времени со следующими событиями: 1) Начало строительства Георгиевского собора в Юрьеве — Польском; 2) Андрей Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире; 3) Всеволод Большое Гнездо закончил строительство Дмитриевского собора во Владимире; 4) Икона Владимирской Божией Матери перенесена из Киева во Владимир; 5) Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли.
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос урока и, опираясь на текст параграфа, обоснуйте свой выбор: Прекратило ли свое существование единая русская культура с распадом Древнерусского государства?
Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос урока отражает следующий ответ: «Русская культура не только сохранила свою общность, но и стала развиваться по — своему в каждой земле». Действительно, русская культура, основы которой составляют языческие и христианские элементы, сохранила свою общность во время феодальной раздробленности благодаря тому пласту, которой заложило христианство еще X — XI вв. Также культура начала развиваться и в каждой отдельной части государства, куда привносились новые элементы, характерные для каждой земли, что нашло свое отражение в иконописи, зодчестве, архитектуре, изобразительном искусстве и литературе. Также на культуру отдельных земель имели влияния международные связи, так для севера характерно влияние западноевропейской культуры, а для юга культуры кочевых народов. Культура каждой земли в совокупности с другими и составляли древнерусскую культуру, которая послужила основой для дальнейшего развития.
Мнение историка (стр. 124)
Вопрос: Почему иконописец перед написанием иконы продолжительное время молился и постился, а после написания никогда не подписывал свою работу? Какие два мира видел и передавал через написание иконы мастер? Сравните западноевропейские картины на библейские сюжеты и иконы. Что у них общего, а в чем различия?
Ответ: Иконописец долго молился и постился перед написанием иконы, потому что таким образом он настраивал отношения с Богом, ведь он – это проводник Бога на земле. Мастер через написание иконы видел и передавал нам образ двух миров – здешнего (открывающегося ему телесными очами) и потустороннего (открывающегося ему очами умными). Так потустороннее небо мастер окрашивал многоцветной радугой посюсторонних, здешних тонов. Самым главным отличием картины и иконы это то, что икону пишет не человек, в отличии от картины, а Бог рукою человека. Очень важен и процесс иконописи: мастер должен поститься и молиться перед началом работы. Первым на иконе появляется свет (название фона в иконописи), затем раскрывается позем (земля) и вода, растения, животные, строения, одежды и пр., последним появляется лик человека. После завершения живописи икона подвергается олифлению, «варёным маслом» (елеем) что рассматривается как аналог обряда елеопомазания.
Материалы, используемые в иконописи, представляют растительный (доска), минеральный (пигменты красок) и животный (яйцо темперы, рыбный или мездровый клей) мир. Картина же, даже на религиозный библейский сюжет, представляет собой художественный образ, созданный творческой фантазией художника, картина передает его мироощущение. Картина – средство для общения с автором, его идеями и переживаниями.
Вопрос: Легко ли современному человеку (прочитать) и понять икону? Достаточно ли «молчаливого созерцания»? Почему возникло мнение о простате и наивности иконы?
Ответ: Я считаю, что современному человеку сложно прочитать картину, потому что сейчас у нас совсем другое мировоззрение в отличие от человека, жившего в XII–XIII в., у которого оно было религиозным и даже мифическим. Нам тяжело понять замысел автора, нам легче «общаться» с картиной, за которой стоит человек, а не Бог. В иконописи существует строгий порядок в написании икон, поэтому, на первый взгляд, иконы похожи друг на друга, хотя и несут более глубокий и неповторим смысл в жестах и символах, поэтому нельзя считать икону простой и наивной. За ней стоит глубокий смысл и традиционность.
Выберите ответ на главный вопрос главы. Обоснуйте свой выбор. (стр. 125)
Вопрос: Выберете ответ на главный вопрос главы и обоснуйте свой выбор: Можно ли назвать распад Древнерусского государства положительным явлением, способствующим дальнейшему развитию древнерусских земель?
Ответ: На мой взгляд, наиболее полно главный вопрос главы отражает следующий ответ: «Древняя Русь после распада единого государства продолжала развиваться, её отличительной чертой стало многообразие во всём — в политике, хозяйственной жизни, культуре». Действительно, после распада единого Русского государства Древняя Русь стала развиваться, но каждая ее часть по — отдельности, где были свои особенности в политике, культуре, экономике и другом. Все эти изменения завесили от формы правления (монархия, боярская республика и другие), природно — климатических условий (север — торговля и ремесло, юг – земледелие), международных связей (кочевники, Европа). Все это многообразие позже трансформируется в особую русскую культуру.
Рассмотрите иллюстрацию на стр 116 и ответьте на вопросы 2) Уместно ли нахождение льва на стене православного храма?
(1)В молодости я считал себя человеком отлично воспитанным. (2)При встрече со знакомыми умел вежливо поздороваться. (3)В разговоре внимательно слушал собеседника, не позволяя себе перебивать его рассказ, как бы длинен он ни был. (4)В споре, даже самом горячем, никогда не кричал и тем более не употреблял грубых слов. (5)Не было случая, чтобы я, нечаянно кого-нибудь толкнув, не извинился или прошёл в дверь первым, не уступив дорогу спутнику. (6)Словом, воспитание моё казалось мне безупречным.
(7)Но только казалось. (8)И выяснилось это совершенно неожиданно. (9)Как-то, во время студенческой практики, мне пришлось прожить две недели с артелью лесорубов. (10)И вот однажды вечером я нечаянно подслушал разговор, запомнившийся мне навсегда.
(11)Присев на пороге нашей просторной землянки, артельный староста тихо беседовал со стряпухой. (12)Речь шла обо мне.
—(13)Парень-то он ничего,— говорила стряпуха,— грамотный, да уж больно серый! (14)Воспитания нет никакого.
— (15)А что? — заинтересовался староста.
— (16)Да всё делает не по-людски. (17)Умываться начнёт — весь пол зальёт, потом подтирай за ним. (18)К столу сядет — нет, чтобы сперва жидкое хлебать, сразу, без команды, со дна мясо таскать начинает. (19)Уж на что нетрудное дело — ложку ко рту поднести, так и то не приучен. (20)Хлеб под ложку не подставит, на стол накапает. (21)И где только он доселе жил.
(22)Я слушал и чувствовал, что краснею. (23)«Ну и ну! (24)Так, значит, я «серый»?»
(25)Сперва я, конечно, обиделся. (26)Но потом, поразмыслив, понял, что стряпуха по-своему совершенно права.
(27)Правда, по утрам я не забывал с ней поздороваться, вежливо сторонился, когда она несла к столу кипящий самовар или тяжёлый горшок со щами, а вставая из-за стола, благодарил за обед. (28)Но это её не удивляло. (29)Для неё всё это было привычно и естественно. (З0)Но вот те пробелы в моём воспитании, о которых шла речь, были очень заметны. (31)И примириться с ними она не могла.
(32)Впрочем, с моей стороны большой вины здесь не было. (33)С детства я жил в квартире с водопроводом, ел из отдельной тарелки. (34)Мне не приходилось умываться над ведром из ковшика, не случалось есть из общего артельного котла. (35)Поэтому я и не знал особых правил поведения, которые были обязательны для людей, живших в других условиях. (36)А выполнять их было не менее важно, чем те, городские, которым я привык подчиняться.
(37) Этот случай заставил меня впервые задуматься над тем, что же такое хорошо воспитанный человек. (38)Каковы на самом деле те правила поведения, которым мы обязаны подчиняться?
(39)Впоследствии я убеждался не раз, что правила эти существуют я любом обществе, в каждом коллективе. (40)Кое в чём они различаются. (41)Это зависит от условий, в которых живут люди.
(42)Но каких правил поведения ни коснись, в главном они всегда одни и те же: уважай окружающих, считайся с ними. (43)Строго соблюдая правила поведения, ты будешь хорошим товарищем всем, кто общается с тобой в семье, в школе, на отдыхе.