умк обучение грамоте дошкольников

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»

умк обучение грамоте дошкольников. Смотреть фото умк обучение грамоте дошкольников. Смотреть картинку умк обучение грамоте дошкольников. Картинка про умк обучение грамоте дошкольников. Фото умк обучение грамоте дошкольниковВ соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования данная парциальная образовательная программа направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников грамоте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.

Особенностью программы является то, что написана она учителем-логопедом и поэтому учитывает закономерности развития речи ребенка в онтогенезе, что позволяет избежать нарушений письменной речи в дальнейшем при школьном обучении. Изучение букв, соответствующих звукам позднего онтогенеза, которые дети осваивают к пяти-шести годам, отнесено в программе на конец курса, что позволяет научить ребенка читать предложения и небольшие тексты на материале букв, соответствующих простым звукам русского языка. Автор рекомендует знакомить детей с буквами Ш, Ж, Р, Л только тогда, когда дети научатся правильно произносить соответствующие им звуки.

В программе предложена диагностика готовности дошкольника к обучению грамоте, подробное планирование работы на добукварный период и три периода изучения грамоте, планируемые результаты обучения, описание предметно-пространственной развивающей среды. В приложении представлено подробное календарное планирование на весь учебный год. К программе разработан полный методический комплект включающий в себя рабочие тетради, букварь, прописи, слоговые таблицы.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. Изд. 2-е. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2020.
Рецензия на парциальную программу «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», автор Наталия Валентиновна Нищева (рецензент О.М. Ельцова, ГАУ ДПО Новосибирской области «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»)

Пояснительная записка

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стан­дартом дошкольного образования данная парциальная образовательная про­грамма направлена на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Речевое развитие», предназначена для обучения дошкольников гра­моте и профилактике нарушений письменной речи в дальнейшем, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей и членов их семей.

В настоящее время обучение грамоте детей дошкольного возраста приобре­ло статус социального заказа. Родители хотят научить читать своих подрастаю­щих детей; при приеме в гимназии, лицеи и школы с углубленным изучением иностранного языка негласно отдается предпочтение читающим дошкольникам.

Еще в прошлом веке такие российские ученые, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, признавали возможность обучения грамоте дошкольников.

В соответствии с данной программой начинать обучение дошкольников грамоте можно как в четыре года, так и в пять-шесть лет. Процесс обучения грамоте условно делится на четыре периода. Трем периодам обучения грамоте предшествует предварительный добукварный период. В первый период обуче­ния грамоте проводится 16 занятий, во второй — 21 занятие, в третий — 18 за­нятий. Продолжительность каждого занятия 25—30 минут.

Обучение грамоте в соответствии с программой осуществляется с учетом следующих условий:

В соответствии с данной программой звуки позднего онтогенеза и соот­ветствующие им буквы изучаются в последнюю очередь. Программа предлага­ет следующую последовательность изучения букв: А, У, О, И, Т, П, Н, М, К, Б, Д, Г, Ф, В, Х, Ы, С, З, Ш, Ж, Э, Й, Е, Ё, Ю, Я, Ц, Ч, Щ, Л, Р, Ь, Ъ. Именно это поможет избежать нарушений письменной речи (дислексии, дисграфии) в дальнейшем.

В основе обучения грамоте в соответствии с данной программой лежит звуковой аналитико-синтетический метод, опирающийся на овладение де­тьми навыками языкового анализа и синтеза. Чтобы научить ребенка читать, его приводят к пониманию того, что речь рождается из слова. Дошкольник усваивает звуко-слоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, пред­ложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки и, наоборот, объеди­нение звуков в слоги, слогов — в слова, слов в предложения.

Впервые обоснование звукового аналитико-синтетического метода обу­чения грамоте сделал К. Д. Ушинский в 1864 году в книге «Родное слово». Именно он разработал конкретные методические приемы выполнения специ­альных упражнений для подготовки детей к усвоению грамоты на основе этого метода.

В начале ХХ века Н. Ф. Бунаков, Д. И. Тихомиров, В. А. Флеров вносили различные изменения в звуковой аналитико-синтетический метод. Работа над усовершенствованием метода ведется и в настоящее время. На взгляд автора пособия, именно этот метод является единственно приемлемым для обучения грамоте детей дошкольного возраста и помогает избежать возникновения на­рушений письменной речи у детей в начальной школе. По последним данным более трети младших школьников в России имеют нарушения письма и чте­ния. Часто причина лежит в том, что детей обучали грамоте не в то время, когда это следует делать, нарушали методику обучения грамоте, использовали азбуки и буквари, которые не подходят для обучения дошкольников.

К парциальной программе разработан методический комплект, включаю­щий все необходимые методические и дидактические пособия.

Содержание

Комплексно-тематическое планирование занятий по обучению

Источник

Программа «От звука к букве»

умк обучение грамоте дошкольников. Смотреть фото умк обучение грамоте дошкольников. Смотреть картинку умк обучение грамоте дошкольников. Картинка про умк обучение грамоте дошкольников. Фото умк обучение грамоте дошкольниковАннотация

Программа является результатом многолетнего опыта работы автора с детьми дошкольного возраста. Определены: содержание, объем, условия реализации и планируемые результаты освоения данной Программы (образовательная область «Речевое развитие»). Программа имеет организационно-методическое сопровождение (ОМС), в которое включены дидактические пособия как для взрослых, так и для детей. Наличие ОМС является одним из условий эффективной реализации Программы, соответствующей ФГОС ДО.

Рецензия ФГБНУ «ИИДСВ РАО». Протокол № 7. Решение ученого совета ФГБНУ «ИИДСВ РАО» от 24 сентября 2019 г. (Письмо № 338/07 от 09.10.2019 г.)

Содержание

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2—3 года)

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (3—4 года)

СРЕДНЯЯ ГРУППА (4—5 лет)

СТАРШАЯ ГРУППА (5—6 лет)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА (6—7 лет)

Список использованной и рекомендуемой литературы

Пояснительная записка

«Кто изучает новое, лелея старое, может быть учителем».

В целевом разделе раскрываются цели, задачи, принципы и под­ходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения с учетом возрастных возможностей и индивидуальных раз­личий детей.

Пояснительная записка

Парциальная образовательная программа «От звука к букве. Фор­мирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте» (далее – Про­грамма) и организационно-методическое сопровождение (ОМС) до­полнены и переработаны в свете основополагающих требований фе­дерального государственного образовательного стандарта дошкольно­го образования[1] (далее – Стандарт, ФГОС ДО).

Содержание Программы ориентировано на формирование зву­ковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обу­чения грамоте дошкольников 2-7 лет, которое осуществляется в двух направлениях:

В ходе реализации Программы предусматривается совместная де­ятельность взрослых и детей в процессе занятий (познавательно-ис­следовательской деятельности), в игре, общении, самостоятельной деятельности детей, для которой педагог создает условия, сопровож­дает ее, поддерживает.

Содержание Программы представляет одно из направлений об­разования в области «Речевое развитие», включающее не только решение речевых задач, но и формирование любознательности, познавательной мотивации, предпосылок учебной деятельности.

Методика реализации Программы способствует развитию у детей аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Использование ОМС в работе с детьми обеспечивает ком­муникативную и учебную включенность детей в образовательный процесс. И как итог, достижение ребенком необходимого уровня в образовательной области «Речевое развитие» для успешного освоения им программы начального общего образования на основе индивидуального подхо­да и использования специфических видов деятельности для детей дошкольного возраста.

Программа (ее теоретическая часть) опирается на положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального государственного обра­зовательного стандарта дошкольного образования и научно-методи­ческую литературу по данной проблеме.

Организационные формы совместной деятельности могут быть различны:

Программа может быть использована в части, формируемой уча­стниками образовательных отношений, с учетом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, а также возможностей пе­дагогического коллектива; сложившихся традиций организации или группы (ФГОС ДО).

Цели и задачи Программы

Анализ целей и задач позволит педагогам, родителям лучше по­нять сущность Программы, ее актуальность, соответствие требова­ниям ФГОС ДО.

Цели Программы

Задачи Программы

Эти задачи решаются комплексно как на занятиях по формирова­нию аналитико-синтетической деятельности, так и в процессе орга­низации разных видов деятельности (общении, игровой, познава­тельно-исследовательской).

При разработке Программы использовались следующие прин­ципы:

Принципы:

Все это позволяет обеспечить:

Значимые для разработки и реализации Программы харак­теристики.

Ее содержание и объем отбирались так, чтобы школа могла опе­реться на достаточно высокий уровень речевого развития ребенка, достигнутый в процессе дошкольного обучения. В Программе орга­нически сочетаются традиции отечественной педагогики и новейшие достижения в методике развития речи детей.

Программа не является застывшим документом. На протяжении многих лет ее содержание и методическое обеспечение дополня­лись и перерабатывались на основе опыта работы не только автора, но и педагогов, работавших по ней, вносивших и свои предложения по дополнению ее содержания и методики реализации, что позволя­ет использовать ее в настоящее время.

Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы.

Реализация Программы позволяет педагогу обеспечивать единст­во воспитательных, развивающих и образовательных задач, что обусловливается ее содержанием, наличием наглядно-методическо­го обеспечения.

Акцент в ОМС сделан на развитие познавательных действий (ана­лиз и синтез, сравнение, обобщение, моделирование и т. д.).

Реализация личностно-ориентированной модели обеспечивается индивидуальными рабочими тетрадями, в которых ребенок самосто­ятельно выполняет игровые задания и упражнения в своем темпе, используя опыт, приобретенный ранее. Веселые стихи, рисунки, ска­зочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольника.

Формирование аналитико-синтетической деятельности предпола­гает включение в жизнь ребенка специально спроектированных ситу­аций общения, действий (индивидуальных и коллективных), в кото­рых он принимает активное участие.

Включение самоконтроля и самооценки в деятельность ребенка способствует изменению способа его действия: он учится не только слушать задание, но и слышать его.

Результаты самоконтроля и самооценки изучаются педагогами, ро­дителями с целью оказания ребенку своевременной помощи, если это необходимо.

В конце каждого возраста в Программе имеется перечень возмож­ных достижений ребенка в формировании аналитико-синтетической активности, а также интегративных качеств, сформированных в про­цессе ее освоения:

Наличие в ОМС рабочей тетради «Диагностика готовности к чте­нию и письму детей 6-7 лет» позволяет определить уровень освое­ния ребенком Программы.

Такой подход соответствует основным положениям Программы и в конце обучения позволяет прийти к хорошему результату каждому ребенку.

Использование Программы на протяжении 20 лет педагогами Рос­сии в дошкольных организациях, лицеях, гимназиях, центрах раз­вития детей дошкольного возраста, а также родителями дает высо­кие результаты при подготовке детей к дальнейшему обучению в школе.

Автором создан комплект методических и наглядных пособий (24 пособия) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наличие ОМС создает условия для оптимального сочетания индиви­дуальной и совместной деятельности детей и обучающего взрослого.

Формирование аналитико-синтетической активности как пред­посылки обучения грамоте входит в область «Речевое развитие» (ФГОС ДО).

Наличие Программы, УМК создает условия для выполнения тре­бований Стандарта к условиям ее реализации, а именно:

В Программе используется системный, комплексный, теоретиче­ский, личностный и деятельностный подходы к развитию детей.

При системном подходе рассматриваются пути освоения ребен­ком языка в единстве сознания и деятельности.

Комплексный подход предполагает взаимодействие разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания, социолингвистики).

Теоретический подход к проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.

При личностном подходе процесс обучения детей грамоте рассма­тривается в свете концепции развития целостной личности с учетом психофизиологических особенностей детей, их потребностей.

При деятельностном подходе ребенок воспринимается как субъект разнообразных видов деятельности, ведущей из которых является игра. В игре, игровой ситуации формируются познава­тельные процессы, потребности, интересы и происходит становле­ние личностной готовности детей к школе.

Вариативность Программы связана с конкретными особенностями детей данной группы, индивидуальными способностями к усвоению языка и зависит от степени подготовленности дошкольников.

На основе психолого-педагогических задач были сформулированы и структурированы задачи программы «От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте»: сформировать у детей первоначаль­ные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся:

Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу и на этой осно­ве впоследствии обучаются чтению.

Содержание и объем Программы отбирались и перерабатывались с учетом многих факторов.

Научные исследования педагогического опыта (Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова, О. С. Ушакова) убедительно доказали, что рационально организованное обучение дошкольников обеспечивает их умствен­ное развитие.

Под рационально организованным обучением понимается свое­временное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение. При этом авторы подчеркивают важность педагогического руко­водства со стороны взрослого.

В Программе реализуются положения Л. С. Выготского о том что:

А также концепция Л. А. Венгера о развитии способностей, кото­рые рассматриваются им как универсальные действия ориентировки в окружающем с помощью специфических для дошкольников образ­ных средств решения задач.

Поэтому в технологии реализации Программы большое место от­водится решению специально подобранных усложняющихся задач и упражнений.

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Целевые ориентиры представляют собой социально-норматив­ные возрастные характеристики возможных достижений ребенка и выступают основаниями преемственности дошкольного и начально­го общего школьного образования.

На основании целевых ориентиров разрабатываются планируемые результаты освоения Программы. Они конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. Планируемые результаты освоения Программы имеются в конце каж­дого возрастного этапа обучения и представляют собой ориентиры для деятельности взрослых, направленной на достижение установ­ленной образовательной цели.

Планируемых результатов можно достигнуть при тесном сотрудни­честве педагогов и родителей, которые:

[1] Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384.

Источник

Дополнительная образовательная программа «Грамотейка» по подготовке к обучению грамоте детей 5-7 лет

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

к обучению грамоте

Срок реализации программы 2 года.

Разработчик программы воспитатель:

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы по подготовке к обучению грамоте в образовательный процесс.

Цели и задачи программы.

Отличительные особенности программы.

Поэтапное содержание программы по подготовке к обучению грамоте.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

Учебно-тематический план по годам обучения.

Методическое обеспечение программы.

I. Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.

Обучение грамоте – особая ступень овладения первоначальными умениями письма и чтения. Задачи периода обучения грамоте:

сформировать элементарный навык чтения и письма ;

развитие фонематического слуха

Обучение грамоте является составной частью обучения русскому языку. В процессе обучения грамоте развиваются речевые навыки детей, они приобщаются к чтению литературы, начинают формироваться основные языковые понятия, простейшие орфографические и грамматические умения, то есть методика обучения грамоте тесно связана с другими разделами: грамматика, орфография, орфоэпия, морфология и др.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Основной упор при реализации данной программы ставится на развитие фонематического слуха ребёнка, что является основой при правильном обучении чтению. Сегодня современная школа ставит высокую планку в области подготовленности ребёнка к поступлению в школу. И одним из желаемых, а зачастую и требуемых навыков у ребёнка, рассматривается навык чтения. Причём от детей ожидается не простое умение, а именно навык чтения, когда ребёнок должен уметь прочитать текст с определённым количеством слов в минуту и передать смысл прочитанного. Таким образом, на данный момент существует своеобразный заказ на читающего будущего первоклассника. Поэтому актуальность в обучении чтению стоит перед родителями и дошкольными педагогами в полной мере. Программа «Грамотейка» учитывает данный социально-педагогический заказ.

Имея опыт работы в школе, я понимаю, что научить ребёнка читать нужно так, чтобы избежать в будущем проблем, связанных с тем как именно учили ребёнка читать. Ведь не секрет, что чтение и письмо настолько тесно связаны друг с другом, что любые промахи педагога при обучении чтению ребёнка, потом тяжёлым бременем обернуться для ребёнка всевозможными ошибками как при чтении, так и при письме: это и пропуски букв, и перестановка букв в слове, либо замена одних букв другими. Равно как при чтении возникают те же проблемы с произнесением звуков в слове, заменой одних звуков другими. В программе «Грамотейка» рассматривается решение этих проблем, поэтому она строится на тех принципах, когда возникновение этих проблем будет сведено к минимуму, либо станет совершенно невозможным. Программа «Грамотейка» берёт за основу обучения чтению подход, при котором фонематический слух ребёнка и фонетический разбор слова – это основа выработки правильного чтения и письма в будущем у ребёнка.

Данная образовательная программа является лишь подготовительным этапом при обучении грамоте, т.к. частично реализует те цели и задачи, которые стоят при обучении детей грамоте. Так программа «Грамотейка» ставит перед собой задачу подготовки руки к письму, что включает в себя умение ребёнком правильно держать в руке карандаш, всевозможные виды работы с простым карандашом ( автоматические ручки не используются): штриховки, графические диктанты по точкам, написание слов печатными буквами, раскрашивание цветными карандашами, работа с трафаретами, обведение основных элементов прописных букв (крючки, овалы, наклонные палочки и др.). Но не затрагивается обучение детей письму прописными буквами. Таким образом, данная программа не затрагивает области обучения первоклассников письму. Она лишь подготавливает детей к успешному овладению навыком письма в школе, где педагог начальных классов будет учить детей правильно прописывать не только сами прописные буквы, но и их соединения, правильный наклон, будет вырабатывать каллиграфический почерк. Данный вид работы для детей дошкольников слишком труден и большинству детей не доступен в силу их возрастных особенностей, как психических, так и физических. Именно поэтому программа « Грамотейка» использует лишь те методы и приёмы работы, которые способствуют развитию мелкой мускулатуры руки ребёнка и являются хорошей подготовкой к письму в школе.

1.2. Цель программы : подготовить детей к обучению грамоте в школе.

Основные направления программы

-Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

-Развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

-Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

-Формирование навыков чтения посредством слоговых таблиц;

-Формирование интереса к чтению.

-Подготовка руки к письму;

-Развитие психических процессов: мышление, внимание, память.

-Взаимодействие с семьёй.

Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;

Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства ( два вида схем звукового анализа слова, интонационное выделение звуков в слове);

Познакомить детей со слоговой структурой слова;

Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

Расширять словарный запас детей. Развивать речь дошкольников.

Научить детей читать. Понимать и пересказывать прочитанное.

Формировать умение записывать печатные слова под диктовку.

Учить выделять в речи слова, обозначающие предметы и их действия, слова употребляемые вместо имен предметов и другие части речи без их названия (существительные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.)

Развивать слуховое восприятие;

Развивать графические навыки;

Развивать мелкую моторику пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.

Развивать мышление и любознательность посредством решения ребусов и головоломок со словами.

Воспитывать умение работать в паре, группами и индивидуально;

Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

Воспитывать нравственные основы и качества у детей, а именно терпимость, доброжелательность по отношению к окружающим;

Приобщать детей к художественной литературе.

Внедрение программы направлено на:

Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;

Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка;

Изменение показателей подготовленности детей к школе.

Каждое занятие и курс в целом строятся по принципу:

Продвижения от простого к сложному.

Опоры на интересы дошкольников и родителей.

Развития творческой личности

Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у детей мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) ребёнком теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании.

Системности в обучении предполагает усвоение учебного материала в определенном учебной программой порядке с таким расчетом, чтобы каждый новый элемент логически связывался как с предыдущим элементом, так и с последующим, что позволяет в будущем использовать их как фундаментальную основу для последующих знаний.

Наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приёмов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и чёткого восприятия сообщаемых воспитателем знаний

Программа подготовки к школе строится в соответствии с

закономерностями возрастного развития.

требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе

занятий способствует оптимизации занятий, повышению

Индивидуализации темпа работы

переход к новому этапу обучения только после полного освоения

материала предыдущего этапа.

(цикличность повторения) материала, позволяющая

формировать и закреплять механизмы и стратегию

Взаимодействия направлен на совместное взаимное действие детского сада и семьи, для создания условий более успешного

развития способностей ребёнка .

Методика проведения занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

1.3. Особенностью данной программы является комплексный подход в решении поставленной цели и задач. Занятия имеют определённую структуру построения, которая позволяет детям ненавязчиво, но эффективно усваивать и приобретать различные знания, умения и навыки. Сменяемость этапов работы на занятии позволяет педагогу поддерживать живой интерес к занятию и решать свои задачи в разных областях познания:

Два вида звуковых схем:

а. схема вычленяющая каждый отдельный эвук в слове, где (=) мягкий звук, (-) твёрдый звук и (O) гласный звук.

б. схема вычленяющая в слове твёрдые слоги(прямоугольник: синий/красный цвет) и мягкие(прямоугольник: зелёный/красный цвет) слоги, а также отдельные звуки- квадраты синего(твёрдый), зелёного(мягкий) и красного цвета (гласный).

Особое внимание в этом разделе уделяется йотированным гласным звукам. Дети должны понимать, что два звука могут обозначаться одной буквой. Это очень важный момент при чтении с йотированными гласными.

А- широко открытый рот

Э- растянутая улыбка

Таким образом, при введении первого же согласного звука, можно начинать процесс чтения слогов с соответствующей данному звуку буквой. Мимическая память позволяет детям быстро составлять слоги, опираясь на артикуляцию гласных звуков.

Слоговые таблицы в цвете позволяют увидеть детям принцип образования слогов с каждым гласным звуком отдельно. Дети наблюдают, что с одними гласными согласный звук произносится твёрдо, а с другими этот же звук становится мягким. Как раз на этом этапе обучения вводятся слоговые схемы слова.

По мере увеличения количества введённых новых согласных звуков, увеличивается объём прочитываемого материала: слоги, слова, предложения, тексты. Обязательным условием чтения слов и предложений, является понимание ребёнком прочитанного материала, поэтому всегда акцентируется внимание ребёнка на уточнении смысла прочитанного. В дальнейшем пересказ текста. Вопросы по тексту.

Обязательным условием проведения любого занятия является проведение динамических пауз.

1.4. Поэтапное содержание программы.

Не смешивать понятия звук и буква.

Звук – слышим, произносим

Букву – видим, пишем.

Сколько в слове гласных букв (звуков),

столько и слогов (частей).

Артикуляция гласных звуков.

Гласные буквы А О У Ы Э – всегда

обозначают твёрдость согласных

Гласные буквы Я Ё Ю И Е – всегда

обозначают мягкость согласных.

Е Ё Ю Я –гласные буквы.

Называем букву и слышим два звука

Признаки гласных звуков:

Произносятся голосом, напевно.

При произнесении гласных воздух, выходящий изо рта не встречает преграды.

Гласные образуют слог.

Артикуляция согласных звуков.

Произносятся с шумом, отрывисто

При произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта встречает преграды в виде языка, зубов, губ.

Согласные звуки не образуют слог.

Согласный звук может быть твёрдым и мягким, звонким или глухим.

Звуки [Ш] [Ж] [Ц] –всегда твёрдые,

а звуки [Ч’] [Й’] [Щ’] –всегда мягкие.

ЧА, ЩА пиши с буквой А

ЧУ. ЩУ пиши с буквой У

Всегда звонкие согласные звуки

Всегда глухие согласные звуки Х, Ц, Ч, Щ.

Парные глухие и звонкие звуки

Чтение по слоговым таблицам.

В основе обучения чтения лежит звук, а не буква. Послоговое чтение. Слоговые таблицы

Деление слова на слоги. Ударение.

Схемы деления слова на слоги. Ударный, безударный слог.

Слог, слово. Фонетический разбор слова (звуко-буквенный разбор).

Полный звуко-буквенный разбор слова.

Звуковые схемы слова (2 вида схем).

Пунктационное и интонационное оформление предложения. Схемы предложения

Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, восклицательный знак или вопросительный.

Имена и фамилии людей, клички животных. Названия городов, населённых пунктов, рек, улиц пишутся с большой (заглавной) буквы

Подготовка руки к письму.

Развитие мелкой моторики руки.

Раскраски, рисунки для штриховки, трафареты, рабочие тетради для обведения рисунков по точкам, письмо печатных букв. Графические диктанты. Пальчиковые игры.

Единственное и множественное число.

Он. Она. Оно. Какого рода данный предмет?

Род имен существительных.

Слова, употребляемые вместо имени.

Слова, обозначающие действие предмета и отвечающие на вопросы: Что делает? Что сделает?

Умение правильно задавать вопрос к данному слову, обосновывать свой ответ.

Слова – помощники. Предлоги.

Употребление предлогов в речи.

Слова, обозначающие признаки предметов и отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

Умение правильно задавать вопрос к данному слову, обосновывать свой ответ.

Подготовка руки к письму.

Подготовка руки к письму

Обведение рисунка по контуру.

Подготовка руки к письму

Работа с трафаретами.

Подготовка руки к письму.

Раскраски для девочек и мальчиков..

Подготовка руки к письму

Повтори рисунок по образцу.

Подготовка руки к письму

Фразеологические обороты. Пословицы и поговорки в речи.

Обогащение словарного запаса. Развитие внимания и памяти.

Ребусы и кроссворды.

Обогащение словарного запаса. Развитие внимания и памяти.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *