университет в смольном соборе
Университет в смольном соборе
Факультет международных отношений Санкт-Петербургского Государственного университета расположен на территории исторического комплекса бывшего Смольного монастыря, построенного в XVIII-XIX вв.
Начало строительства монастыря
Составление планов, фасадов, смет и ответственность за постройку в техническом отношении монастырского комплекса были поручены архитектору Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771). Этого человека смело можно назвать одним из крупнейших зодчих России середины XVIII века. Таланту Растрелли русское искусство обязано блестящим расцветом дворцового ансамбля. Его мастерство превратило город-порт и город-крепость в город дворцов. Смольный монастырь, наряду с Большим или Екатерининским дворцом в Царском селе (ныне г. Пушкин) и Зимним Дворцом, относится к трем самым крупным и характерным, для зрелого этапа творчества Растрелли, архитектурным творениям. По замыслу Растрелли, как Петербург отличен от прочих российских городов, так и Смольный монастырь регулярностью и симметричностью должен был выделяться среди прочих монастырей.
На модели, исполненной мастером, в середине обширного крестообразного замкнутого двора находится здание собора. По контуру двора идут жилые корпуса, увенчанные на углах четырьмя малыми “домовыми” церквями. Они задуманы для того, чтобы воспитанницам не выходить на дождь и снег, пронизывающий ветер. Последней в модели проекта была колокольня, которая должна была стать доминантой ансамбля при высоте 140 метров. Величественная колокольня должна была превысить вдвое колокольню Ивана Великого в Московском Кремле и на треть – шпиль Петропавловского собора. Все сооружение вместе с предполагаемой колокольней замыкается каменной оградой с небольшими башнями.
В мае 1751 года начались работы по возведению собора, а в мае 1754 года императрица Елизавета посетила строительство в Петербурге, и осталась довольна. Однако колокольня Растрелли не была построена, так как через три года после приезда императрицы, началась война с Пруссией и деньги, отпущенные для строительства Смольного монастыря, понадобились армии. Успехи в войне заглушили в душе императрицы желание окончить свои дни в монастырской тиши. Внутри храма были оставлены леса и помосты огромной величины, от времени пришедшие в разрушение и полностью снятые только в 1825 году, в общем, в таком положении здание находилось более семидесяти лет, хотя постройка монастыря продолжалась и при Екатерине II, без участия Растрелли. Руководство стройкой перешло к И.И. Бецкому, сама Екатерина II осуществляла высшее наблюдение. Растрелли, находившийся тогда в зените славы, но уже прихварывающий, не пользовался особой любовью Императрицы, и поэтому оставил постройку Смольного монастыря.
Создание Воспитательное Общества — Института благородных девиц
Желая сделать Воскресенский монастырь полезным заведением для всей России, Императрица Екатерина II c 31 января 1765 года указом учредила при нем воспитательное заведение для малолетних девиц благородного и мещанского происхождения. Исполнителем великого замысла и был назначен Иван Иванович Бецкой, который еще в 1764 году представил план воспитания благородных девиц, соответственно которому заведение и было открыто.
Екатерина II самолично начертала правила, положившие начало Воспитательному Обществу благородных девиц, в котором должно было, по ее разумению, образоваться юное поколение для будущего России: “Первое попечение надлежит иметь о Вере, дабы заблаговременно посеять и вкоренить в сердцах благоговение; также повиновение начальствующим, взаимную учтивость, кротость, воздержание, равенственное в благонравии поведение, утвердить чистое, к добру склонное и праводушное сердце и благородным особам приличную скромность и великодушие и стараться удалять от всего того, что гордостию и самолюбием назваться может”.
В 1765 году Императрица учредила при этом заведении училище для девиц низших сословий, на одном положении с благородными. Для этой цели в 1765 – 1775 гг. она возвела рядом со Смольным монастырем, к северу от него, большое здание “Училища воспитания мещанских малолетних девушек”, которое конце XIX века переименовали в Александровский институт. Это четырехэтажное здание, построенное архитектором Фельтеном, имеет дугообразную форму. После приема воспитанниц в училище для каждой назначалось по 50 рублей, которые вносили в Банк для приращения процентов, и потом вместе с деньгами приобретенными продажей сделанных самими девицами вещей, во время пребывания их в училище, выдавались им сполна, при выпуске, на приданое.
6 ноября 1796 года скончалась Императрица Екатерина II, в Смольном восприняли эту грустную весть с особенной болью, ведь заведение лишилось особого покровительства.
В 1797 году монастырь, на территории которого находилось учебное заведение, как таковой был упразднен.
Деятельность Марии Федоровны, конечно, не ограничивалась областью просвещения и в 1803 году к числу уже учрежденных Императрицей благотворительных заведений добавились так называемые Вдовьи Дома, один в Петербурге, другой в Москве. Дома эти представляли собой богадельни для вдов военных и гражданских чиновников. На каждое из этих заведений Императрица жертвовала от Себя по 1.500 рублей ежегодно.
Окончание строительства Смольного Собора — «собора всех учебных заведений»
Надо сказать, что в бывшем Смольном монастыре в это время производилось много текущих строительных работ. Это объяснялось тем, что зданий в монастыре было много, но они мало отвечали требованиям учебного заведения, поэтому постоянно перестраивались и ремонтировались. Императрица Мария Федоровна представила Государю записку, в которой изложила обоснования неудобств занимаемого Воспитательным Обществом монастырских зданий и предложила путем обмена между Обществом и Вдовьим Домом решить эту проблему. Император Александр I утвердил проект Императрицы Марии Федоровны, и в 1808 году Воспитательное Общество благородных девиц было переведено в новое здание Кваренги, однако часть помещений монастыря была оставлена во временное пользование Воспитательному Обществу.
Недостроенная соборная церковь оставалась в ведении Общества и по окончании постройки должна была служить собором для обоих заведений. Ремонт прежних помещений Воспитательного Общества и приспособление их для Вдовьего Дома были закончены к ноябрю 1810 года.
Тем временем, техническое состояние недостроенного Смольного Собора заметно ухудшалось. Железные листы крыши, не спаянные между собой во многих местах были оторваны ветром, отчего деревянные стропила в некоторых местах совершенно сгнили, кровля протекала и вода проникала внутрь собора.
Лишь в 1828 году после смерти Императрицы Марии Федоровны, с соизволения Императора Николая I был объявлен конкурс на достройку Смольного собора, в этом конкурсе приняли участие лучшие архитекторы того времени: Росси, Шарлемань, Стасов, Михайлов, и другие. В 1832 году по Высочайшему повелению Императора Николая I была учреждена Комиссия при министерстве финансов по достройке собора Воскресения, которая при участии Министра Финансов Графа Егора Францовича Канкрина, отстроила собор за три года по плану архитектора Василия Петровича Стасова (1769-1848), выигравшего конкурс.
В.С. Стасов старался сохранить замыслы Растрелли. Он реконструировал всю въездную часть ансамбля, снес так называемый спальный корпус, который был построен в 1802 году на месте проектируемой колокольни и загораживал вид на собор. Образовавшийся проезд архитектор оформил двумя симметрично расположенными флигелями. Стасов сделал внутреннюю отделку собора, возвел высокие чугунные ограды, тонкого и красивого рисунка. Художник Венецианов написал для собора икону “Предстательство Богородицы за воспитанниц Смольного института”.
Торжественное освящение Смольного собора, назначенное в день ангела уже покойной императрицы Марии Федоровны, состоялось 22 июля 1835 года, в присутствии государя, воспитанников, воспитанниц находящихся в Петербурге учебных заведений. По поводу торжества в восьми залах, коридорах Воспитательного Общества благородных девиц и в помещениях Вдовьего Дома, на протяжении около полуверсты, были накрыты 22 больших стола, всего на 2.200 человек, убранные живыми цветами и растениями. В память окончания Смольного собора была выбита медаль. С одной ее стороны изображен фасад собора с флигелями, с другой – Спаситель в храме, благословляющий детей.
В самом храме, в алтаре, на стене по правую сторону престольного образа, золотыми буквами были начертаны названия семнадцати учебных заведений, находившихся под покровительством Марии Федоровны, по левую сторону – надпись: “Сей храм начат Императрицею Елизаветой Петровной в 1748 году, докончен Императором Николаем Павловичем в 1835 году”. Напротив иконостаса под балдахином находилось Императорское место, параллельно с Императорским местом за балюстрадой была помещена мраморная доска с надписью: “Сей храм наименован Собором всех учебных заведений, в память Императрицы Марии Федоровны, благотворительницы юношества”.
Деятельность Воспитательного Общества в стенах монастыря
В 1865 году Опекунский Совет Вдовьего Дома поднял вопрос о пользовании Воспитательным Обществом частью бывших монастырских строений. Опекунский Совет указывал, что по указу 12 августа 1808 года, Воспитательному Обществу была предоставлена возможность, при переходе его в новое здание, временно пользоваться прежними помещениями под квартиры лицам, проживающим в Смольном по Особым Высочайшим повелениям. Опекунский Совет предположил, что в виду сокращения числа живущих при нем частных лиц, Воспитательное Общество больше не нуждается в этом здании и может вернуть его Вдовьему Дому. Известно, что еще в 1866 году в Смольном были сохранены за небольшую плату квартиры, ранее бесплатно отведенные лицам, которые прежде имели то или другое отношение к Воспитательному Обществу. В Смольном, в комнатах нижнего и верхнего этажей старого здания, где был запасной лазарет, отводились помещения бывшим классным дамам и инспектрисам. Известно, что еще при Екатерине II, фрейлина Е.И. Нелидова получила пожизненное право на казенную квартиру в Смольном.
М.П. Леонтьева – начальница Воспитательного Общества в то время, энергично выступила против возврата части старого здания Вдовьему Дому. В подробном донесении Принцу П.Г.Ольденбургскому она указала, что в 1851 году в этой части здания устроены лазареты, одновременно произведено новое размещение Вдовьего Дома, и таким образом, отменено решение о временном пользовании Воспитательным Обществом старого здания. Теперь Воспитательное Общество имеет законное право считать своей принадлежностью ту часть здания Растрелли, которая предоставлена сему заведению. Ходатайство было уважено и часть здания Растрелли, где помещались лазареты осталась за Воспитательным Обществом. Интересно, что помещения запасного лазарета имели внутреннее сообщение с новым зданием института, а также выход в сад, где постоянно играли воспитанницы. К 1870 году число лиц проживающих в зданиях Императорского Воспитательного Общества по рапорту полицмейстера Общества, числилось 1114 человек вместе с воспитанницами.
В 1898 году правительство отмечало, что помещения лазарета Императорского Воспитательного Общества благородных девиц не оставляют желать ничего лучшего. Едва ли найдется в России другое учебное заведение, лазарет которого настолько бы отвечал требованиям гигиены. Расположенный в здании построенном Растрелли, он поражает обширностью помещений, обилием света, воздуха и безукоризненной чистотой.
В 1914 году исполнилось 150 лет со дня учреждения Императорского Воспитательного Общества благородных девиц. Юбилейные торжества открылись в мае того же 1914 года торжественным богослужением в Смольном соборе и продолжились в Белом зале здания Кваренги.
Постреволюционная история монастыря: Юридический институт — Партийный Архив — Факультет международных отношений
Центральный Государственный Архив историко-партийных документов (ЦГАИПД) берет свое начало от Комиссии для собирания и изучения материалов по истории Октябрьской революции и истории Российской коммунистической партии. Эта Комиссия была образована при Народном Комиссариате просвещения Декретом СНК РСФСР от 21 сентября 1920 года и получила сокращенное название истпарт. В октябре 1920 года был образован Петроградский истпарт, который с 1 декабря 1920 года стал отделом Петроградского губернского комитета РКП (б) – Российской Коммунистической Партии (большевиков). Работа велась в тесном контакте с Главархивом. В дальнейшем уже собранная коллекция партийных документов, послужила основой для образования Ленинградского партийного архива, которому было выделено специальное помещение по адресу: набережная канала Грибоедова, 103.
13 декабря 1929 года постановлением секретариата Ленинградского обкома ВКП (б) Ленинградский партийный архив был оформлен как самостоятельное учреждение.
В начале Великой Отечественной войны архив был эвакуирован в Челябинск, где находился до апреля 1944 года.
В январе 1944 года была снята блокада Ленинграда, а 18 апреля этого же года Ленинградский областной комитет ВКП (б) выносит постановление, подписанное первым секретарем Ленинградского обкома партии А. Кузнецовым, о возвращении архива и помещении его по адресу: улица Смольного д. 1/3, 8-й подъезд, где ранее находился 2-ой Юридический институт.
В таком качестве Ленинградский партийный архив (ЛПА) просуществовал до 1991 года, когда в соответствии с указом президента РСФСР “О партийных архивах” от 24 августа 1991 года был преобразован в декабре того же года в Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга.
В настоящее время архив располагается по адресу: Таврическая улица, д. 39.
история Смольного института
Как всем известно, императрица Екатерина II была великим гуманитарием и реформатором. Она мечтала о России как о новом государстве, построенном по законам «разума» и «порядка». А для нового государства нужен новый человек — благородный и добродетельный, просвещенный и способный к созиданию. Выполнить это просто указами и законами невозможно. Нужно было сначала воспитать воспитателей. А кто же будет воспитывать нового человека? Ответ прост и естественен: прежде всего матери будущих граждан. Надо сказать, что к созданию программы будущего воспитательного общества Екатерина подошла основательно. Активно велась переписка с Вольтером и Дидро, изучалась просветительская литература и традиция. Русским дипломатам и послам во всех странах Европы был отдан тайный приказ добыть программы существующих государственных воспитательных заведений для девиц. Но в Европе аналогов не оказалось, кроме знаменитого пансиона благородных девиц для девочек из обедневших дворянских семей, учрежденного в Сен-Сире под Парижем еще при Людовике XIV его фавориткой Франсуазой де Ментенон. Но и в Сен-Сире программы как таковой то ли не оказалось, то ли ее не хотели показывать, и потому свою программу русским пришлось разрабатывать самим.
Это архиважное для государства дело было поручено Ивану Бецкому. Иван Иванович был незаконным сыном князя И.Д. Трубецкого и получил от отца только вторую половину фамилии. Воспитывался он за границей, много путешествовал по Европе. 15 лет провел в Париже на дипломатической службе. Там он основательно проштудировал всех энциклопедистов, просветительскую философскую литературу и новые педагогические теории. Петр III вызвал его в Петербург и назначил начальником Канцелярии строения домов и садов Его Величества. Но Бецкий сблизился не с императором, а с его умной и развитой женой Екатериной, у которой стал часто бывать как приятный собеседник. Тридцать лет возглавлял он Канцелярию строений. При нем оделись в гранит берега Невы, с его именем связано строительство Эрмитажа и здания Академии художеств, создание Медного всадника и решетки Летнего сада. Он стал основателем и попечителем воспитательных домов и училищ, больниц для бедных, Смольного института, был президентом Академии художеств и шефом Шляхетского сухопутного корпуса.
Надо сказать, что в то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки, т.к. дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И вот Екатерина II решила открыть в недавно построенном и не использовавшемся по прямому назначению Смольном монастыре «Воспитательное общество благородных девиц», чтобы, как говорилось в указе, «. дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Устав Института разослали «по всем губерниям, провинциям и городам. дабы каждый из дворян мог, ежели пожелает, дочерей своих в молодых летах препоручить сему от Нас учрежденному воспитанию». Но желающих отдать своих детей в заточение на 12 лет было немного. Многие сомневались, чему же будут учить там их чад. Но все же в 1764 году, в августе первый набор состоялся. Правда, вместо предполагаемых 200 учениц набрали только 60 девочек 4-6 лет. Это были дети из малообеспеченных, но родовитых дворянских семей. Год спустя в институте открыли факультет «для мещанских девиц». Крестьянских девочек в заведение не принимали.
Комната для умывания
Распорядок дня в институте был строгий: подъем в 6 часов утра, потом — 6 или 8 уроков. Время для игр очень ограничивалось. Жили девочки в дортуарах по 9 человек с приставленной к ним дамой. Кроме того, была еще и классная дама, которая следила за поведением девочек на уроках.
Самые маленькие девочки учились в первом возрасте. Они носили платья коричневого или вишневого цвета и белые передники. Позднее цвет их платьев изменился на кофейный, за что девочек стали называть «кофейницами». Девочек «среднего возраста» называли по цвету их форменного платья «голубыми», а девочек «старшего возраста» — «белыми», хотя на уроки они приходили в зеленых платьях, а белыми были их бальные платья.
Кроме бальных танцев в программе обучения смолянок значились такие дисциплины, как чтение, правописание, французский и немецкий языки (потом был добавлен еще итальянский), физика, химия, география, математика, история, этикет, рукоделие, домоводство, закон Божий, риторика.
Условия в институте были спартанские, поскольку И. Бецкой был уверен, что только в здоровом теле обитает здоровый дух. Он считал, что детей нужно приучать к холоду, поэтому в спальнях Смольного температуры была не более 16 градусов. Спали девушки на жестких кроватях, утром обязательно выходили на зарядку и умывались холодной водой из Невы.
Рацион питания в Смольном был по сегодняшним временам более, чем скромным. Дневное меню выглядело так:
— Утренний чай с булкой.
— Завтрак: кусок хлеба с небольшим количеством масла и сыра, порция молочной каши или макарон.
— Обед: жидкий суп без мяса, на второе – мясо из этого супа, на третье – маленький пирожок.
— Вечерний чай с булкой.
Если девушка имела карманные деньги, то можно было, внеся специальную плату, пить утром чай с более питательной пищей в комнате воспитательниц, отдельно от других институток, или договориться с прислугой и втридорога купить чего-либо из еды. Впрочем, последнее сурово карались классными дамами.
В лазарете было теплее, нежели в огромных дортуарах, выдавалось усиленное питание и многие девицы устраивали себе «каникулы», симулируя соответствующие болезни. Впрочем, многим и притворяться не приходилось.
Обычно существовало два помещения: запасной лазарет, который использовали во время эпидемий или для тяжелобольных, и обычный, куда помещались все остальные пациентки.
Бывали дни, когда в институте говорили только на французском или на немецком, а за пророненное русское слово невнимательной девочке надевали на шею картонный язык. Она должна была блуждать по галереям института и не могла даже сесть. Это длилось до того времени, пока она не услышит русскую речь от кого-то другого, и тогда язык переходил к другой жертве.
На втором этапе обучения добавляли географию и историю, а на третьем – чтение нравоучительных и исторических книг, геральдику, архитектуру и физику. На последнем этапе обучения повторяли всё ранее изученное, уделяя особое внимание Закону Божьему и домоводству, что должно было подготовить девушку к будущей семейной жизни. Кроме этого, в последний год обучения девушки проводили уроки в младших классах, чтобы получить опыт в воспитании детей. Вручали выпускницам и золотые и серебряные медали. После окончания Института смолянок или устраивали при дворе фрейлиной, или выдавали замуж, или оставляли в родном институте в качестве преподаватели или классной дамы
Во главе института стояла начальница, обладавшая огромными правами. От нее требовались особые качества: она должна быть любима и почитаема, должна вести себя кротко, весело, ей вменялось в обязанность «изгонять все то, что имеет вид скуки, задумчивости, печали». Помощницей начальницы была правительница (или инспектрисса), она «наблюдает за учительницами и имеет крайнее радение о чистоте». Для ближайшего надзора за воспитанницами в институте состояли четыре надзирательницы, по одной на каждый возраст. Они неусыпно смотрят за девочками, а также заменяют отсутствующих учительниц.
Учительниц на институт полагалось 12, по три на каждый возраст. Они не только учат девиц, но и «воспитывают их в благоразумии и искусными словами внедряют благонравие в нежные сердца их». Учительницы должны были учить всем предметам, и только в крайнем случае разрешалось пригласить учителя или, как тогда говорили, мастера.
.Между прочим, после 1825 года многие дети декабристов учились в институтах: обе дочери Каховского, например, закончили курс с серебряными медалями. Говорят, что когда в институт приезжали княжны, то дочери императора и дочери руководителей восстания весело играли вместе.
Учились здесь и «иноземки»: внучка Шамиля и дочери грузинских князей, княжны Черногории и шведские аристократки. Несмотря на то, что, согласно пафосным официальным источникам, начальница Смольного, княжна Ливен, говорила молодой классной даме: «Вы, может быть, еще не знаете традиций Смольного. С принцессы надо требовать вдвое и втрое, потому что от ея характера будут зависеть судьбы ея подданных», отношение к ним, безусловно не было обычным.
Надо сказать, что первый выпуск Воспитательного общества благородных девиц был действительно блестящим. Он состоялся 30 августа 1776 г. Выпускалось всего 39 девиц. Восемь лучших учениц получили кроме медалей шифр – металлический вензель царствующей императрицы. Его носили на левом плече на белом в полоску банте. Но очень тонка грань между настоящим просвещением и воспитанием и показной образованностью, манерностью, сентиментальной отрешенностью. Будучи падкой на комплименты, Екатерина любила показывать девиц, щеголять ими. И вместо воспитания добродетельных жен и матерей Смольный стал воспитывать светских женщин. В Смольном часто давались балы, на которые приглашались кадеты; зачастую кадеты вместе с девицами давали театральные представления. Раз в неделю по воскресеньям девочки публично танцевали. Екатерина сообщала Вольтеру о брате крымского султана Калге Султане, который каждое воскресенье повадился ездить смотреть эти танцы. Все эти любования и смотрины вредно сказывались как на самих девочках, так и на атмосфере в институте. От смолянок ждали высоких результатов, и основополагающий принцип развития и поощрения сменился принуждением и муштровкой, учение превратилось в «долбню». Хорошо учиться, по мнению одной из воспитанниц, — это «уметь хорошо болтать по-французски и делать «книксены». Появилось понятие — особая «институтская складка», т. е. манера: «У нас был тихий и осторожный голос, воздушная и вместе с тем торопливая походка, движения и спокойные и робкие. Яркая краска беспрестанно разливалась на наших щеках, а приседая, мы наклоняли голову с неподражаемой скромностью». Вот тогда-то и появилось ироничное «институтка». В конце концов Екатерина и сама увидела, что из Смольного не получилось того, что было задумано. Была составлена комиссия, проведены изменения в программе. Смольный должен был стать по преимуществу учебным заведением. Однако в царствование Екатерины новый план еще не выполнялся в полной мере. А перемены в уставе института начались после смерти Императрицы. Павел I поручил своей супруге Марии Федоровне руководство всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России. Она впоследствии управляла институтом 32 года и многое изменила. При Марии Федоровне появилось почасовое расписание преподавания каждого предмета, а весь курс обучения сократился с 12 до 9 лет. «Возрастов» осталось только три, и каждый был разделен на три параллельных группы: для отличниц, «середнячков» и неуспевающих. Каждый урок в институте длился два часа. Дважды в год «смолянки» сдавали промежуточные экзамены, а в конце года им предстоял итоговый экзамен.
холл жилого корпуса
Девочек стали принимать в институт с более позднего возраста – в 8-9 лет, а мещанок принимали и вовсе с 11-12, поскольку их программа ограничивалась шестью годами обучения. С приходом Марии Федоровны институток стали готовить скорее в жены, чем во фрейлины, поэтому вместо книги «О должностях человека и гражданина», которая читалась в Екатерининское время, стали читать «Отеческие советы моей дочери». Практически все нововведения Марии Федоровны просуществовали в институте вплоть до его закрытия в 1917 году. Не изменился только его устав. Екатерина позаботилась о том, чтобы в уставе были прописаны не только профессиональные требования к преподавателям и самим «смолянкам», но и правила поведения, обращения друг с другом. Телесные наказания в институте были категорически запрещены, а все служащие заведения обязаны были не только передавать знания воспитанницам, но и подавать им пример для подражания.
Самые первые институтки были отгорожены от влияния семьи, но не от мира вообще. Их частно вывозили на прогулки и придворные мероприятия, в стенах Смольного устраивались торжественные обеды и спектакли. В XIX же веке концепция поменялась и в иную, не казарменную, жизнь воспитанниц старались не выпускать. Если раз в год выводили в Таврический сад, то под строгим контролем, делая все, чтобы не допустить контакт институток с другими гуляющими. Несколько раз в год (в день именин императора и императрицы, на Новый год) устраивались балы, на которых присутствовали все воспитанницы и начальство.
А с началом Первой мировой войны прекратились и эти малочисленные праздники: считалось предосудительным веселиться, когда идут бои.
Учителей набирали преимущественно из женатых, если же попадался холостяк, то или в возрасте, или весьма невзрачной внешности, зачастую с физическими недостатками, дабы не вводил непорочных девиц во искушение.
«Новая порода» людей, значительно отличавшаяся от прочего русского общества, была создана, и это было признано самим обществом. Впервые в русской семье появляются образованные женщины, которые внесли в убежище дедовских предрассудков струю нового света и воздуха — новые здоровые и гуманные начала способствовали возникновению интереса к вопросам воспитания и пробуждали стремление к подражанию. Идея женского воспитания и положительный опыт были использованы во вновь образующихся гимназиях, а затем и в создании женского университета — Высших женских курсах (Бестужевских). Ни в одной стране мира правительство не уделяло столько внимания женскому воспитанию — это неоспоримый факт.
За 153 года существования Смольного института через него прошли 85 выпусков. Разумеется, среди сотен благородных выпускниц были и те, чьи имена остались в истории. О них и о нравах, царивших в Смольном я расскажу в следующей публикации.