управляя автомобилем в нетрезвом уме вы рискуете остаться в твердой памяти
Психологические аспекты применения социальной рекламы в сфере повышения безопасности дорожного движения
(Безруков Д. А., Войтенков Е. А.) («Юридическая психология», 2011, N 2)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В СФЕРЕ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Д. А. БЕЗРУКОВ, Е. А. ВОЙТЕНКОВ
——————————— Bezrukov D. A., Vojtenkov E. A. Psychological aspects of public service in improving road safety.
Безруков Дмитрий Александрович. Войтенков Евгений Алексеевич, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.
Одним из эффективных способов пропаганды безопасности дорожного движения и повышения дисциплины его участников является социальная реклама. Однако различные виды данной рекламы могут демонстрировать разную степень эффективности, что необходимо учитывать в практической деятельности.
Ключевые слова: социальная реклама, дисциплина участников дорожного движения, безопасность дорожного движения, пропаганда.
One of effective ways of propagation of safety of traffic and increase of discipline of its participants is social advertizing. However various kinds of the given advertizing can show different degree of efficiency that it is necessary to consider in practical activities.
Key words: social advertizing, discipline of participants of traffic, safety of traffic, propagation.
Деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения в нашей стране как одного из направлений работы по повышению правовой культуры безопасности дорожного движения имеет уже более чем полувековую историю. На начальных этапах этой работы формами пропаганды правомерного поведения на дороге являлись различные публикации в газетах и журналах, радиопередачи и беседы сотрудников Госавтоинспекции с трудовыми коллективами автохозяйств. Весьма широко и эффективно использовались методики общественного воздействия и контроля на нарушителей правил дорожного движения. Во второй половине XX в. с массовым распространением телевидения, широко стал использоваться в данной работе и этот ресурс. Однако в ходе роста количества индивидуальных владельцев транспортных средств такие формы воздействия, как различные беседы сотрудников Госавтоинспекции, отчасти утратили свою эффективность, а последствием развала социалистической идеологии, распада СССР и масштабных социально-экономических преобразований 90-х годов XX в. фактически стала полная неэффективность существовавшего до этого механизма общественного воздействия на нарушителей. Изучение зарубежного практического опыта, а также исследований отечественных ученых показывает, что в рыночных условиях одним из эффективных способов пропаганды безопасности дорожного движения является социальная реклама, направленная на формирование правовой культуры участников дорожного движения, а также стереотипов правомерного поведения у водителей и пешеходов. Основным назначением социальной рекламы в области дорожного движения является обеспечение безопасности его участников и соблюдение Правил дорожного движения. Социальная реклама является важным способом повышения правовой и общей культуры водителей и пешеходов, однако необходимо признать, что в настоящее время ее возможности используются далеко не в полном объеме. В такой специфической сфере, как дорожное движение, уже несколько десятков лет фиксируется увеличение агрессивной составляющей в рекламе всех продуктов, связанных с автомобильным транспортом. Это находит свое отражение в различных рекламных материалах, которые содержат аргументы в пользу «спортивного стиля управления», что во многих случаях воспринимается подсознанием человека как агрессивный стиль поведения. При этом гораздо реже встречаются материалы, которые бы обращали внимание на такие аспекты дорожного движения, как экономичность транспорта или взаимоуважение участников дорожного движения. Анализ современной социальной рекламы в области безопасности дорожного движения показывает, что в своем большинстве ее тексты построены по шаблону запугивания и возбуждения негативных эмоций. Например: «управляя автомобилем в нетрезвом уме, вы рискуете остаться в твердой памяти», «этим лошадиным силам нужна хотя бы одна голова» и др. Даже несмотря на определенный менталитет россиян, представляется, что подход, основанный только лишь на запугивании, не может быть эффективным. Такая реклама отвергается человеком под воздействием механизмов психологической защиты. Представляется, что более эффективным подходом является создание шаблонов положительной рекламы, направленной на установку «кооперативного поведения» у водителей, поскольку отрицательные типы рекламы разрушают данную установку. В такой социальной рекламе представляется целесообразным не призывать, а косвенно и деликатно показывать целесообразность соблюдения Правил дорожного движения, указывая, например, на незначительность выигрыша во времени при нарушении скоростного режима. Необходимо помнить, что реклама культуры дорожного движения имеет определенную социально-психологическую специфику, существенно отличаясь от разного рода коммерческой рекламы. При этом в случае с социальной рекламой, посвященной безопасности дорожного движения, речь идет об общественных ценностях, таких как взаимоуважение на дороге, осторожность при движении. Совершенно другая ситуация складывается в случае с коммерческой рекламой — там определенной группе лиц предлагаются конкретные материальные ценности. Повышение дорожной дисциплины участников дорожного движения более эффективно проводить поэтапно, начав с акцентирования внимания на необходимости беречь себя, свое здоровье. На следующем этапе может быть реализована попытка призвать к соблюдению Правил дорожного движения с помощью социальной рекламы. При этом она должна носить тактичный и мягкий характер, для того чтобы минимизировать возможную реакцию в виде «духа противоречия». Представляется, что эффективным приемом может стать переформулировка требований Правил дорожного движения с языка документа на более доступный для понимания язык (без изменения смысла фразы). При разработке таких рекламных материалов социальной направленности видится необходимым словесная или наглядная демонстрация пользы, которую несет соблюдение водителями и пешеходами Правил дорожного движения. Не менее важным направлением работы в области социальной рекламы в сфере безопасности дорожного движения является формирование образа «идеального водителя» и ориентация граждан на повышение их самооценки и самоуважения при их правомерном поведении. Немаловажным аспектом данной работы является место размещения социальной рекламы, посвященной безопасности дорожного движения. Несмотря на то что наиболее очевидным местом размещения подобной рекламы является придорожная территория, это далеко не единственное место для ее размещения. Подобная реклама может быть размещена на остановках общественного транспорта, в крупных торговых центрах в виде плакатов или мультимедийных роликов на специальных видеопанелях. В настоящее время одним из эффективных мест размещения рекламы является сеть Интернет. Таким образом, социальная реклама, учитывающая основные психологические процессы и механизмы мыслительной деятельности человека, — это реальный путь повышения бесконфликтности и культуры дорожного движения, что является одной из составляющих работы по снижению аварийности и дорожно-транспортного травматизма на дорогах России.
Пьяный за рулем: когда водитель не несет административную ответственность
Приближаются новогодние праздники, и у многих повышается не только настроение, но и градусы в бокале. Среди веселых отмечающих нередко встречаются и автомобилисты. О том, что водить машину в нетрезвом состоянии ни в коем случае нельзя и за это, как и за отказ от медицинского освидетельствования можно лишиться водительских прав на два года (ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ), знают все. Но будет ли нетрезвый водитель нести ответственность, если ему потребовалось что-то отремонтировать или, скажем, прогреть двигатель в припаркованном транспортном средстве? ВС РФ дал ответ на этот вопрос.
Ремонту – да, вождению – нет
6 августа 2014 года возле одного из домов жилого района г. Нижний Тагил О. ремонтировал автомобиль. Он заводил двигатель и газовал, мешая отдыхать своим соседям К., Б. и Г. Те попросили его прекратить работу, но автолюбитель просьбам не внял и продолжил ремонтировать машину. Поэтому жителям пришлось вызвать инспекторов ГИБДД, тем более что О., по их мнению, находился в состоянии алкогольного опьянения.
Прибывшим на место сотрудникам полиции К., Б. и Г. рассказали, что они видели, как сосед, от которого пахло алкоголем, залез в кабину автомобиля, завел его и начал двигаться задним ходом, а затем, проехав около пяти метров, остановился и, не выключая двигатель, вышел из машины. Инспекторы обратили внимание на исходящий изо рта О. запах алкоголя, неустойчивость его позы и нарушение речи и предложили ему пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Несмотря на то, что по общему правилу водитель обязан выполнить данное требование (п. 2.3.2 ПДД), О. отказался это делать. По данному факту полицейские составили протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ («Невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения»), но и его водитель подписывать не стал.
Дело было направлено в суд, где О. настаивал на том, что не обязан был проходить освидетельствование – он не управлял и не мог управлять автомобилем, так как тот был неисправен. В доказательство этого в суд была представлена копия договора возмездного оказания услуг (демонтажа, ремонта, установки и диагностики корзины сцепления), заключенного собственником машины П. Согласно акту приема-передачи от 5 августа 2014 года исполнитель демонтировал корзину сцепления, завершив ремонтные работы лишь 8 августа 2014 года, что подтверждается актом сдачи-приемки работ. Собственник транспортного средства П. подтвердил, что в течение 6 августа 2014 года автомобиль был не на ходу. Он также уточнил, что машина оборудована системой ГЛОНАСС, и согласно запрошенным сведениям по движению и расходу топлива за 6 августа 2014 года, в указанный день движение на автомобиле не осуществлялось, а расход топлива отсутствовал.
Однако мировой судья не принял данную выписку статистики во внимание, сославшись на то, что она вызывает сомнение: во-первых, не был представлен соответствующий договор собственника машины с компанией, осуществляющей спутниковое слежение, а, во-вторых, те несколько метров, которые проехал автомобиль, могли и не зафиксироваться в данных спутникового слежения. Суд также не нашел оснований не согласиться с показаниями свидетелей и сотрудников ГИБДД. В результате О. был оштрафован на 30 тыс. руб. и лишен водительских прав на полтора года (постановление мирового судьи судебного участка № 5 Дзержинского судебного района г. Нижнего Тагила Свердловской области от 24 ноября 2014 г.).
Тем не менее, автолюбитель был категорически не согласен с вердиктом, поскольку, по его мнению, гражданин, ремонтирующий стоящий автомобиль, проходить медицинское освидетельствование не обязан. О. обжаловал вынесенное в отношении него постановление в апелляционной и кассационной инстанциях, но это не дало никаких результатов – судебный акт обе инстанции оставили без изменения (решение судьи Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила Свердловской области от 17 марта 2015 г. по делу № 12-32/2015, постановление заместителя председателя Свердловского областного суда от 19 июня 2015 г. по делу № 4А-450/2015).
Сочтя позицию судов необоснованной, О. решил обратиться в ВС РФ.
Первое, на что обратил внимание Суд, – субъектом административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, в совершении которого обвиняется О., является водитель, то есть лицо, управляющее транспортным средством.
О том, что О. являлся водителем автомобиля и управлял им, говорится в письменных объяснениях и показаниях К., Б. и Г. Инспекторы ГИБДД пояснили, что О. был в рабочей одежде и ремонтировал машину, однако очевидцами факта управления им автомобилем они не были – о том, что он осуществлял движение, им стало известно со слов свидетелей.
При этом сам О. утверждал, что отказался от прохождения медицинского освидетельствования, так как не управлял транспортным средством – автомобиль был неисправен, а при снятой и находящейся на ремонте корзине сцепления у него не было возможности осуществлять на нем движение.
ВС РФ дал также оценку представленной выписке статистики работы автопарка – вывод мирового судьи о том, что она не может быть доказательством по делу, был признан необоснованным, так как соответствующий документ подписан директором общества и скреплен печатью «Для документов», и следовательно является надлежаще заверенным.
При этом рапорт одного из инспекторов ГИБДД и его показания, данные в ходе судебного разбирательства, как отметил ВС РФ, содержат противоречия относительно транспортабельности автомобиля. В суде сотрудник полиции подтвердил факт управления О. автомобилем, тогда как при составлении рапорта он же указал, что машина не транспортабельна, в связи с чем она не была помещена на специализированную стоянку.
Доводы о том, что из-за технической неисправности транспортного средства осуществлять на нем движение было невозможно, информация о том, что коробка сцепления находилась 6 августа 2014 года на ремонте, а также данные системы ГЛОНАСС в ходе производства по делу никем опровергнуты не были. Это позволило ВС РФ сделать вывод о сомнительности доказательств, ставших основой вывода о виновности О.
Суд также напомнил, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ). А однозначный вывод о том, что О. управлял транспортным средством и, следовательно, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, на основании представленных доказательств сделать нельзя.
В результате судебные акты, вынесенные в отношении О. нижестоящими судами, были отменены, а производство по делу об административном правонарушении – прекращено (Постановление ВС РФ от 27 ноября 2015 г. № 45-АД15-8).
Доказать, что машина не двигалась с места, можно с помощью GPS/GPRS-трекера с функцией памяти. Специальный модуль, установленный в машине, регистрирует маршруты движения автомобиля. При этом каждая поездка фиксируется устройством и при необходимости данные о перемещениях машины могут быть скопированы на компьютер. Пользователь может получить необходимую информацию при помощи клиентской части программного обеспечения или прямо через браузер, используя WEB-интерфейс системы. Средняя стоимость такого трекера составляет около 7-9 тыс. руб.
Доказать, что автомобиль в тот или иной момент был неподвижен, можно также с помощью свидетелей.
Кроме того, в составленном сотрудниками ГИБДД протоколе об административном правонарушении следует сделать отметку о несогласии с предъявленным обвинением.
Таким образом, даже если автомобилист выпил, он может и ремонтировать автомобиль, и прогревать в нем двигатель – главное, чтобы транспортное средство не трогалось с места. Более того, преподаватель Западного филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Ирина Климаева уточняет, что если водитель никуда не едет, то ему даже не обязательно иметь при себе документы. «Законодательством подобных обязательных требований не установлено», – отмечает она.
В любом случае, как бы ни было сильно желание подлатать своего «железного коня», не стоит шуметь и нарушать порядок, забывая о соседях, которые тоже имеют право на хорошее настроение в праздничные дни (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» и др.).
Выбор за нами?
На устроенной вчера пресс-конференции глава Департамента обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) МВД РФ Виктор Кирьянов пригласил всех граждан страны принять участие в формировании стратегии действий, направленных на снижение аварийности на российских дорогах. На официальном сайте ГИБДД РФ он задается вопросами: «Чего хотят люди? И только ли ужесточением административных мер можно добиться развития тенденции на сокращение смертности на дорогах. На какие шаги готово пойти общество ради сохранения жизней своих членов?» Г-н Кирьянов предложил автолюбителям выбрать один из предлагаемых вариантов: нужно продолжать ужесточать меры административной ответственности к нарушителям (т.е. продолжать нещадно штрафовать); необходимо увеличить количество жесткой социальной рекламы как способа воздействия на сознание водителя; было бы правильно сочетать эти два фактора или не стоит делать ничего из перечисленного.
«Эти данные нужны нам для того, чтоб руководствоваться ими в дальнейшем, – подтвердил «НИ» свои намерения Виктор Кирьянов. – Итоги опроса мы планируем предъявить в различные инстанции, с целью содействия в создании определенных условий, какие, по мнению горожан, будут более эффективными для обеспечения максимально безопасной обстановки на дорогах. Четкого плана действий в вопросе безопасности мы на данный момент не имеем и надеемся на помощь людей».
Если сформулировать смысл поставленных на сайте ГИБДД вопросов кратко, то автомобильной общественности предлагается самим сделать узкий выбор между дальнейшим ужесточением штрафов и запугиванием населения последствиями автомобильных аварий. Формируя этот опросник, его составители оставили без внимания куда более важные факторы, влияющие на безопасность дорожного движения в стране – например, само состояние отечественных дорог и качество работы автоинспекторов. Но, исключив эти важнейшие аспекты из анкеты, гаишники, похоже, хотят добиться удобного для своего ведомства ответа.
«Меры очередного повышения штрафов и новая волна социальной рекламы не приведет абсолютно ни к чему, – высказал «НИ» свою точку зрения председатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – За последние три года штрафы у нас повысились чуть ли не в 10 раз, а число нарушений не уменьшилось. У нас бестолковая система оценки штрафов. Если в Европе, прежде чем оценить правонарушение, проводятся соцопросы и исследования, то у нас эти цифры берутся с потолка. Или в результате опросов, подобных тому, который сейчас вывешен на сайте ГИБДД. Повышение же размеров штрафов лучше стимулирует коррупцию, чем соблюдение ПДД».
Подготовка участников дорожного движения: роль морально-психологической составляющей
Войтенков Евгений Алексеевич, заместитель начальника управления ОАО «СТБ», докторант кафедры истории государства и права Московского университета МВД России, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России.
В условиях повышения интенсивности дорожного движения, загруженности улично-дорожной сети населенных пунктов и магистралей одним из важных факторов эффективной работы в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является морально-психологическая подготовленность его участников.
Ключевые слова: дорожное движение, безопасность, конфликты, правомерное поведение, водители, пешеходы, правовая культура.
Preparation of participants of road traffic: role of moral-psychology element
In conditions of increase of intensiveness of road traffic, increase of loading level of road system of population centers and arterial roads one of the most important factors of efficient work in the sphere of security of road traffic is the moral psychological preparedness of participants thereof.
Key words: road traffic, security, conflicts, legitimate behavior, drivers, pedestrians, legal culture.
В последнее время фиксируется увеличение случаев конфликтных ситуаций между участниками дорожного движения. Одной из причин возникновения конфликтов на дороге является недостаточная социально-психологическая подготовка будущих водителей к участию в дорожном движении.
Для выработки эффективных решений по повышению правовой культуры населения при участии в дорожном движении требуется более глубокий анализ эмоциональных и психологических процессов, характерных для участников дорожного движения.
Интересным с точки зрения общего анализа конфликтов в дорожном движении является классификация форм вождения автомобиля:
Представляется, что решение задачи по снижению «градуса напряженности» во взаимоотношениях между участниками дорожного движения является одной из важных задач в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Анализ официальной статистики ГИБДД показывает, что количество случаев нарушения Правил дорожного движения исчисляется десятками миллионов, а более 80% дорожно-транспортных происшествий происходит вследствие несоблюдения водителями требований Правил дорожного движения.
Связь между конфликтными ситуациями, правовой культурой и дорожной дисциплиной и безопасностью дорожного движения очевидна: при отсутствии нарушений Правил дорожного движения не только сокращается вероятность дорожно-транспортного происшествия, но снижается вероятность возникновения ситуации, ведущей к конфликту.
Обращаясь к вопросу поиска эффективных способов повышения уровня правовой культуры и дисциплины участников дорожного движения, необходимо установить причины дорожной недисциплинированности. На этот счет существует несколько точек зрения, согласно которым причинами недисциплинированности могут быть низкий уровень общей культуры человека, определенный (завышенный или недостаточный) уровень строгости и упорядоченности требований и наказаний.
Немаловажными являются факторы наличия в нашей стране особой «касты» людей, на которых фактически не распространяются требования Правил дорожного движения (сотрудники силовых министерств, прокуратуры, целая группа высокопоставленных чиновников и др.), а также несовершенство существующего механизма привлечения к ответственности виновных лиц. Эти обстоятельства также существенно дискредитируют водительскую культуру и дисциплину на дороге как таковую.
Многие специалисты настаивают на такой мере, обеспечивающей повышение дисциплины на дорогах, как достижение неотвратимости наказания за правонарушения в данной сфере. Однако практика ужесточения наказания и обеспечения его неотвратимости хоть и влечет за собой повышение уровня дисциплинированности водителей, но не порождает глубоких личностных изменений.
За рубежом широко практикуется проведение групповых собеседований с нарушителями под руководством представителей государственных органов и имеет своей целью донести до сознания правонарушителей необходимость соблюдения правовых норм. Одной из мер такого воздействия является поощрение нарушителей, посещающих такие занятия путем аннулирования штрафных отметок за отдельные правонарушения.
Эффективным способом формирование дисциплины среди участников дорожного движения стало привлечение общественности к работе совместно с представителями Госавтоинспекции, а также проведение социалистических соревнований, где одним из критериев оценки предприятий была безаварийная эксплуатация автотранспорта.
В конце XX в. произошла утрата многих моральных ориентиров, что, безусловно, сказалось на количестве дорожных конфликтов между участниками дорожного движения. Усугубили ситуацию, с нашей точки зрения, такие факторы, как социально-экономическая нестабильность в нашей стране, сильное расслоение населения по уровню доходов и иные факторы, характерные для социально-экономических отношений переходного периода.
В настоящее время представляется актуальной задача повышения дисциплины участников дорожного движения. При этом очевидным является то обстоятельство, что методы достижения положительных результатов в этом направлении, которые были эффективны в советский период нашей страны, на сегодняшний день в определенной степени утратили свою актуальность.
Представляется, что решаемой является задача по разработке форм стимулирования представителей водительского сообщества, неукоснительно соблюдающих ПДД на протяжении достаточно длительного промежутка времени (например, разработка и внедрения налоговых льгот для данной категории участников дорожного движения).
Развитие современной науки и техники позволяет использовать различные интернет-ресурсы, а также рекламные источники для популяризации правомерного поведения на дороге.
Деятельность по пропаганде безопасности дорожного движения в нашей стране как одного из направлений работы по повышению правовой культуры безопасности дорожного движения имеет уже более чем полувековую историю. Весьма широко и эффективно использовались методики общественного воздействия и контроля на нарушителей Правил дорожного движения. Во второй половине XX в., с массовым распространением телевидения, широко стал использоваться в данной работе и этот ресурс.
Изучение зарубежного практического опыта, а также исследований отечественных ученых показывает, что в рыночных условиях одним из эффективных способов пропаганды безопасности дорожного движения является социальная реклама, направленная на формирование правовой культуры участников дорожного движения, а также стереотипов правомерного поведения у водителей и пешеходов.
Основным назначением социальной рекламы в области дорожного движения является обеспечение безопасности его участников и соблюдение Правил дорожного движения. Социальная реклама является важным способом повышения правовой и общей культуры водителей и пешеходов.
В такой специфической сфере, как дорожное движение, уже несколько десятков лет фиксируется увеличение агрессивной составляющей в рекламе всех продуктов, связанных с автомобильным транспортом. Это находит свое отражение в различных рекламных материалах, которые содержат аргументы в пользу «спортивного стиля управления», что во многих случаях воспринимается подсознанием человека как агрессивный стиль поведения. При этом гораздо реже встречаются материалы, которые бы обращали внимание на такие аспекты дорожного движения, как экономичность транспорта или взаимоуважение участников дорожного движения.
Анализ современной социальной рекламы в области безопасности дорожного движения показывает, что в своем большинстве ее тексты построены по шаблону запугивания и возбуждения негативных эмоций. Например: «Управляя автомобилем в нетрезвом уме, вы рискуете остаться в твердой памяти», «Этим лошадиным силам нужна хотя бы одна голова» и др. Даже несмотря на определенный менталитет россиян, представляется, что подход, основанный только лишь на запугивании, не может быть эффективным. Такая реклама отвергается человеком под воздействием механизмов психологической защиты. Представляется, что более эффективным подходом является создание шаблонов положительной рекламы, направленной на установку «кооперативного поведения» у водителей, поскольку отрицательные типы рекламы разрушают данную установку.
В такой социальной рекламе представляется целесообразным не призывать, а косвенно и деликатно показывать целесообразность соблюдения Правил дорожного движения, указывая, например, на незначительность выигрыша во времени при нарушении скоростного режима.
Необходимо помнить, что реклама культуры дорожного движения имеет определенную социально-психологическую специфику. При этом речь идет об общественных ценностях, таких как взаимоуважение на дороге, осторожность при движении.
Повышение дорожной дисциплины участников дорожного движения представляется более эффективным проводить поэтапно, начав с акцентирования внимания на необходимости беречь себя, свое здоровье. На следующем этапе может быть реализована попытка призвать к соблюдению Правил дорожного движения с помощью социальной рекламы.
Представляется, что эффективным приемом может стать переформулировка требований Правил дорожного движения с языка документа на более доступный для понимания язык.
При разработке таких рекламных материалов социальной направленности видится необходимой словесная или наглядная демонстрация пользы, которую несет соблюдение водителями и пешеходами ПДД.
Не менее важным направлением работы в области социальной рекламы в сфере безопасности дорожного движения является формирование образа «идеального водителя» и ориентация граждан на повышение их самооценки и самоуважения при их правомерном поведении.
Таким образом, можно заключить, что вопросы профилактики конфликтных ситуаций на дорогах страны, системного формирования правовой культуры поведения на дороги среди широких слоев населения находятся в тесной взаимосвязи.