упражнение левый мозг правый мозг

Как развивать мозг ребенка? Советы психолога (+упражнения)

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозгВспомним о сферах специализации левого и правого полушарий головного мозга.

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:
Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:
Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:
Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария.

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Основной сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:
Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения. Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим или читаем. К примеру, если кто-то скажет: «Он висит у меня на хвосте», то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос «А что, если…» также задает правое полушарие.

Художественные способности: Правое полушарие отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними более тесно, чем левое.

Мистика: За мистику и религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие отвечает также и за мечты.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

УПРАЖНЕНИЕ 1: Сядьте за стол и положите перед собой лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу, и начинаете рисовать симметрично-зеркальные рисунки. Пусть они будут сначала простыми, например, буквы или цифры. Если обеими руками сложно это делать, придется сначала выполнять упражнение с каждой рукой по отдельности

УПРАЖНЕНИЕ 2: Возьмите лист бумаги обеими руками и помашите им, задействуя не только кисти, но и локти, и плечи.

УПРАЖНЕНИЕ 3: Левую руку положите на правое плечо, поверните голову в эту сторону, сосредоточив взгляд на каком-либо предмете. Медленно поверните голову в сторону левого плеча, и взгляните через него. Повторите упражнение, переложив правую руку на левое плечо.

УПРАЖНЕНИЕ 4: Поставьте руки на спинку стула — это опора. Отставьте одну ногу назад. Корпус пододвиньте вперед, сгибая другую ногу. Перенесите на нее вес тела. Чуть приподнимите пятку сзади стоящей ноги. Теперь плавно переместите весь вес на ногу, которая находится сзади. Ее пятку опустите, а носок другой ноги приподнимите. Повторите 5 раз, затем смените ноги.

АССИМЕТРИЧНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА

Ассиметричная гимнастика запускает оба полушария мозга, т.е синхронизирует оба полушария. В 1981 году американский нейропсихолог Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за «открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга». На основании его исследований сделан вывод, что синхронизируя оба полушария мозга, мы повышаем качество любого обучения во много раз. Поэтому, овладевая любым новым навыком, нужно запустить мозг в работу по максимуму.

Упражнение 1. Кулак-ладонь. Одну руку сжимаем в кулак, а другую выпрямляем в ладошку. И начинаем последовательно менять их: кулак- ладонь. Сначала делаем упражнение медленно, а когда оно начинает получатся — ускоряем темп.

Упражнение 2. Ухо-нос. Одну руку ставим на нос, а вторую перекрещивая руки, подносим к уху. Хлопок и меняем их местами.

Упражнение 3. Капитанское. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак «Класс». Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.

Упражнение 4. Одну ладошку выставляем вперед, а второй рукой показываем знак «Класс». Меняем руки. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой положения рук.

Упражнение 5. Победитель. Одна рука показывает знак «V» а вторая «Ок». Меняем руки.

Упражнение 6. На одной руке соединяем 2 пальца- указательный и средний, а указательный палец второй руки будет накрывать два этих соединенных пальца. Меняем руки.

Упражнение 7. Мизинец одной руки накрывается тремя соединенными пальцами другой руки (указательным, средним и безымянным). Меняем руки.

Упражнение 8. Рожки и ножки. Одна рука показывает ножки, а вторая рожки (большой палец, указательный и мизинец). Меняем руки.

Упражнение 10. На одной руке большой палец последовательно соединяется со всеми остальными пальцами, начиная с указательного пальца. То же самой делает другая рука, но начинает с мизинца. Задача — делать упражнение одновременно двумя руками.

Источник

Упражнение левый мозг правый мозг

Развитие головного мозга ребенка начинается еще в материнской утробе, затем продолжается, проходя несколько этапов. Этот сложнейший процесс нельзя пускать на самотек.

Вопрос о том, как развить левое и правое полушарие мозга у ребенка, должен серьезно интересовать любого родителя, желающего воспитать здорового и умного человека.

Для этих целей разработано несколько эффективных методик, заслуживающих особого внимания.

Необходимые условия для развития мозга ребенка

Природа снабдила человеческий мозг огромным количеством нейронов, составляющих его ядро. Их многообразные связи обеспечивают сознание, мышление, память, координацию и функционирование всего организма. Именно их формирование и обеспечивает развитие мозга.

Активный процесс происходит до трехлетнего возраста ребенка, после которого темп развития значительно снижается. Полное физиологическое формирование завершается к 6-7 годам, когда человек полностью готов к восприятию информации, ее анализу и сознательной мыслительной деятельности.

Исследователи выделяют такие важные факторы, влияющие на развитие мозга:

Серьезные споры ведутся по поводу влияния телевизора на развитие мозга ребенка. Большинство психологов сходятся на том, что его нельзя считать помощником в этом важном процессе. Телевизионная информация практически не откладывается в младенческом мозге. В то же время, та же информация, прозвучавшая из уст матери усваивается хорошо.

Упражнения на развитие левого полушария

Человеческий мозг устроен так, что его полушария наделены разными способностями. Левое полушарие отвечает за такие функции:

Аналитическое мышление, логика и мышление. Происходит анализ фактов, распознаются числа и математические символы.

Помимо анализа и логического мышления, это полушарие обеспечивает контроль движения правой половины тела.

Для развития левого полушария рекомендуются такие упражнения:

Важно! Для развития левого полушария мозга полезны тренировки на логику и смекалку. Надо отметить, что школьная программа во многом нацелена на развитие именно этого полушария.

Упражнения на развитие правого полушария

На правое полушарие мозга приходятся следующие функции:

По сути, правое полушарие обеспечивает параллельную обработку информации на основе интуиции, образов, символов, не связывая со словами и буквами. Оно помогает распознавать лица. Кроме того, полушарие контролирует движения левой половины тела.

Рекомендуются такие упражнения:

Важно! Развивать правое полушария позволяют упражнения с загрузкой левой половины тела. Аналогично вышеописанной методики можно производить массаж основания большого пальца стопы левой ноги.

Упражнения на развитие двух полушарий одновременно

Для ребенка очень важно обеспечить развитие обоих полушарий мозга. Для этого проводятся простые упражнения для одновременной их тренировки:

Важно! Задачей совместного тренинга является согласование действия обоих полушарий. При систематическом проведении упражнений налаживается их синхронность и оптимальное взаимоотношение.

Человеческий мозг – это сложнейший механизм, который требует специальной подготовки для нормального функционирования. С раннего детства необходимо принять меры по его совершенствованию. Правое и левое полушария выполняют собственные, специфические функции, а потому различаются и методики их развития. Особенно важны упражнения по согласованию их работы.

Источник

Развитие межполушарного взаимодействия

Признаки слабого межполушарного взаимодействия

Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?

Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:

Проблемы в устной речи.

Трудности в запоминании информации.

Сложности в счете как в письменном, так и в устном.

Сложность в восприятии учебной информации.

Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:

Зеркальное написание букв и цифр.

Отсутствие познавательной мотивации.

Причины

Причин может быть много, вот несколько из них:

— Болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности).

— Болезни ребёнка в первый год.

— Малоподвижный образ жизни.

Как и зачем развивать межполушарные связи?

Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а идеальный вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга.

Левое полушарие мыслит логически, правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое. Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

Ранний и дошкольный возраст – период активного развития мозговых структур.

Предлагаемые игры на развитие межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие.

Для формирования или развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста можно рекомендовать кинезиологические упражнения. Они не только координируют работу полушарий мозга, но также будут способствовать развитию мышления ребенка.

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозг

Игры для развития межполушарного взаимодействия у дошкольников

Как развивать межполушарные связи у детей? Существует огромное количество игр и упражнений для детей, начиная уже с 2-х летнего возраста. Вот некоторые примеры игр.

Игры для развития межполушарного взаимодействия детей от 2 лет и старше.

Игры на развитие и тренировку межполушарных связей целесообразно использовать в начале занятия, т.к. они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии.

Развивать межполушарное взаимодействие, концентрацию внимания, зрительно-моторную координацию. Последовательно формировать пинцетный и пальцевой захват.

ВАЖНО. Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем обязательно другой рукой.

Игра «Накорми птичку/лялю»

Приготовьте: две миски, фасоль и горох, ложки разного объема (столовая, десертная, чайная, кофейная).

Ляля хочет кушать, давай её накормим. Посмотри (показ действия).

Теперь ты! (при необходимости используем прием «рука в руке», далее содействовать самостоятельному выполнению). Важно не рассыпать крупу мимо чашки и выполнить игровую задачу до конца!

Затем выполнить другой рукой для другого персонажа игры.

Пересыпания гороха и фасоли столовой ложкой из одной мисочки в другую.

Начинаем с минимального объема 4 столовых ложек и в течении 1-2 недель доводим до 8 ст. л.

Варианты усложнения задачи:

Увеличить расстояние между мисочками, заменить столовую ложку на ложку меньшего объема.

Вариант № 2

Пересыпания шариков гидрогеля, например «Орбиз» более глубокой ложкой.

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозг

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозг

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозг

Если вы хотите разобраться в механизмах тяжелых нарушений речи, программно-аппаратных технологиях с биологической обратной связью и нейродиагностике и нейростимуляции сенсомоторного и интеллектуального базиса речи, то предлагаем вам записаться на курс повышения квалификации на 72 ак. часа «Нейропедагогические методы диагностики и коррекции в соответствии с требованиями ФГОС»

Вы изучите программно-аппаратные технологии с биологической обратной связью, научитесь использовать нейропсихологический подход при подготовке к школе (возраст детей 5-7 лет), а также приемы нейропсихологической диагностики младших школьников и дошкольников при подготовке к школе. Подробнее.

Другие виды игр, упражнений и психолого-педагогические технологии на развитие межполушарного взаимодействия:

Для более старших ребят (от 5 лет) очень полезны задания, которые можно найти в пособии Г.М. Зегебарт «Волшебные обводилки». Комплекс упражнений направлен на формирование и развитие графомоторных навыков координации движений, синхронизацию работы глаз и рук, развитию межполушарных связей. Примером заданий для выполнения нейрогимнастики для детей может служить нейропсихологическая игра «Попробуй повтори!»

Логоримика — это технология развития моторного и речевого ритмов, а также система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова. Одновременное проговаривание слов и выполнение соответствующих движений отлично развивают взаимодействие левого и правого полушария и еще способствует развитию речи.

Нейродинамическая гимнастика – это система физических упражнений и подвижных игр, направленных на развитие сенсомоторной интеграции – способности мозга объединять и обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств. Это могут быть как крупномоторные упражнения и игры: ползание по-пластунски, на четвереньках в различных игровых ситуациях, ползание через тканевые тоннели; езда на велосипеде, либо на велосипеде без педалей «Беговел»; плавание. Также нейродинамическая гимнастика может включать в себя разнообразные комплексы упражнений и тренажеры, направленных на развитие межполушарных связей, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, ловкости и координации движений, растяжки, расслабляющие и дыхательные техники, стимулирующие развитие всех каналов сенсорной информации.

Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников

Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.

Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.

Источник

Упражнение левый мозг правый мозг

Ожидайте

Перезвоните мне

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозг

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозг

Аннотация: Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.

Статья:

Специалисты в области нейропсихологии говорят, что успешная учеба ребенка в школе во многом зависит от степени развития межполушарных связей.

При недостаточном взаимодействии правого и левого полушарий мозга у ребенка могут возникать трудности в обучении письму и чтению, а также двигательная расторможенность.

Современные методики в образовании и воспитании не стоят на месте. С их помощью можно отлично развить мозг, улучшить межполушарные связи.

Результат — отличная успеваемость в школе и освоение обучающих программ любой сложности.

Межполушарные связи — что это такое?

Человеческий мозг состоит, как известно, из правого и левого полушарий. Каждое из них отвечает за разные функции. Левое — за логическое мышление, анализ, способности к математике, речь. Правое — за умение планировать, образное мышление, креативность, восприятие информации на слух. Для правильной работы мозга оба полушария должны быть равноценно развиты.

Функции межполушарных связей:

Когда связь между полушариями головного мозга слаба, ведущую роль берет на себя сильное, следовательно, функциональность другого блокируется. Это приводит к тому, что ребенок испытывает дезориентацию в пространстве, ему трудно дается обучение письму и чтению, нарушаются зрительное и слуховое восприятие, возможно неадекватное эмоциональное реагирование на различные жизненные ситуации. В результате ребенок с трудом усваивает обучающий материал и становится мнительным.

Признаки недостаточности развития межполушарных связей у детей

Данные связи формируются у ребенка до 12–15 лет, причем поэтапно. Очень важным для генерации специалисты считают период от 3 до 8 лет. В это время у ребенка формируется кинетическое, звуковое и зрительное смыслоразличение и др.

Если у ребенка присутствуют следующие симптомы, следует задуматься о возможном нарушении межполушарного взаимодейсвия:

Справка! У младенцев заподозрить нарушение межполушарного взаимодействия можно по «торможению» перед любым действием, а также по отсутствию этапа ползания.

Для проверки развитости связей между полушариями, можно провести несложный тест. Пусть он заведет одну руку за спину, а вы кисточкой прикоснитесь к любому пальцу (за исключением большого). Большим пальцем руки ребенок должен указать на место прикосновения кисточки к коже. Таких попыток должно быть 10, и, если ребенок ошибся более 3 раз, это свидетельствует о слабом развитии межполушарных связей.

Причины

В некоторых случаях слабость развития связей между полушариями мозга у ребенка может быть связана со стрессовым состоянием матери во время беременности или болезнью.

Кроме того, на развитие может негативно повлиять особенность мозгового строения или аномалии мозолистого тела, расстройства неврологического характера.

Чаще всего слабое взаимодействие мозговых полушарий наблюдается при отсутствии развивающих занятий и игр в жизни ребенка — всестороннее развитие ребенка должно начинаться с самого раннего возраста.

Другими причинами могут быть:

Для чего развивать межполушарные связи и как это делать?

Для развития используют специальные упражнения и игры, которые задействуют работу обоих полушарий. Это называется мозговой гимнастикой, достаточно нескольких минут занятий в день. Они полезны и для детей, и для взрослых.

На взаимодействие мозговых полушарий положительным образом влияют:

Важно понимать, что чем лучше развито взаимодействие между полушариями мозга, тем проще ребенок будет обучаться новому, лучше выстраивать взаимоотношения с людьми, достигать отличных спортивных показателей.

Специальные упражнения

Существует большое количество развивающих игр для улучшения связи между полушариями у детей. Начинать их можно уже с 2 лет. Поммимо основного предназначения, они формируют зрительно-моторную координацию, способствуют развитию концентрации, а также пальцевого и пинцетного захватов.

Важно! Во всех играх сначала задействуется одна рука, а затем вторая.

Приемы для детей от 2 лет и старше:

Нейродинамическая гимнастика

Когда ребенок пошел в школу, в общеобразовательный процесс нужно обязательно включать нейродинамические упражнения. Это приводит к лучшему усвоению изучаемого в школе материала, развивает произвольное и непроизвольное внимание, улучшает концентрацию и скорость переключения, формирует разные виды мышления, улучшает сенсомоторной контроль.

Упражнения:

Игры для дошкольников

Игры для дошкольников на развитие мелкой моторики и межполушарного взаимодействия:

В результате реализации упражнений на улучшение межполушарного взаимодействия, у детей появляется уверенность в себе, они становятся более спокойными, лучше усваивают знания, обобщают и систематизируют усвоенный материал. Начинать работать с ребенком нужно с самого детства и тогда он будет радовать вас своими успехами в будущем.

Источник

Александр Литвинов рассказывает о специальных упражнениях, направленных на активизацию взаимодействия полушарий головного мозга

Формула стойкости

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозгАлександр ЛИТВИНОВ, автор программы «Система развития индивидуальных интеллектуальных способностей» (Тверь) — для «Журнала специального назначения»

Специфика службы сотрудников подразделений специального назначения требует от военнослужащих определенных психологических познаний. Спецназовцу необходимо знать приемы психологической диагностики и коррекции стрессовых состояний, учитывая тот факт, что у него не всегда имеется возможность обратиться в психологическую службу своего подразделения.

Существующие сегодня методики управления стрессом направлены на снятие последствий воздействия стресса, попытаться по мере сил снизить вероятность возникновения в будущем посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Как правило, эти методики требуют значительного объема времени для изучения, отличаются малой эффективностью, часто требуют привлечения профессионального психолога и создания особых условий для занятий. Сегодня необходимы методики по профилактике стрессовых состояний, по подготовке центральной нервной системы на физиологическом уровне к воздействию различных стрессоров. Такие методики должны быть легки в овладении, высокоэффективны и практичны. Легче не допустить разрушительного действия стресса, чем потом бороться с его последствиями. Не зря стресс называют «тихим убийцей». Несколько лет назад исходя из результатов проведения иракской кампании Пентагон выделил более 100 миллионов долларов на разработку программы именно профилактики стрессовых состояний.

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозг

Как часто бывает? Внешне спокойный человек вдруг срывается, когда последняя капля стресса переполняет его чашу терпения. Приемы популярного сегодня нейролингвистического программирования (НЛП) основаны на использовании воображения, что при сверхактивном состоянии правого полушария мозга может привести к негативным результатам.

С целью снижения предстоящей стрессовой ситуации можно рекомендовать специальные дыхательные упражнения. Они направлены на повышение содержания углекислого газа в крови с целью расширения кровеносных сосудов и увеличения кровообращения головного мозга. С этой целью выполняется быстрый вдох через нос, задержка дыхания и медленный, порционный выдох через рот. Также увеличивает кровоток и поочередное вдыхание ноздрями с задержкой выдоха и последующим выдохом через рот. Кроме того, длительная задержка дыхания вызывает значительное возбуждение дыхательного центра, а это, в свою очередь, по механизму отрицательной индукции усиливает в коре головного мозга процесс торможения. Именно данным обстоятельством и объясняется целесообразность использования дыхательных упражнений для снижения уровня психической напряженности.

Стресс является результатом того, что происходит в мозге, а не того, что творится в окружающей среде. Любой стресс всегда является и физиологическим, и гормональным, и психологическим. Поэтому в антистрессовой профилактике необходимо обращать внимание именно на состояние головного мозга. Считается, что при стрессе как минимум одна половина мозга блокируется. При эмоциональном стрессе это левое, логическое, полушарие мозга. Значит, в жизненно экстремальных ситуациях, зачастую опасных для жизни, мы не способны принимать обдуманные решения. Сниженная активность левого, логического, полушария мозга и активизированное правое, эмоциональное, полушарие могут привести к негативному психологическому состоянию, вплоть до возникновения различных фобий, особенно при длительном воздействии стрессового фактора. Поэтому возникает необходимость оперативно выравнять активность полушарий мозга, сделать мозг полностью работоспособным. При этом надо отметить, что важная роль взаимосвязи обоих полушарий проявляется у человека с полностью работоспособным мозгом (с развитым мозолистым телом и межнейронными связями полушарий мозга) в том, что при этом удваиваются системы жизнеобеспечения; эффективно начинает работать интуиция; возрастает скорость и адекватность реагирования на любые внешние и внутренние раздражители; в несколько раз возрастает устойчивость к интоксикации за счет активизации гематоэнцефалического барьера.

Существуют специальные упражнения, направленные на активизацию взаимодействия полушарий головного мозга и на развитие их межнейронных связей. При этом активируется деятельность гормональной системы с выбросом таких опиатов, как эндорфины и серотонин. Именно комплекс таких упражнений и является эффективным средством профилактики стрессовых состояний на физиологическом уровне. Мозг получает настолько мощное чувство удовольствия от этих упражнений, что, пытаясь его сохранить, он как бы блокирует всю негативную информацию, которая способна нарушить его позитивное физиологическое состояние. При этом вся поступающая информация воспринимается и обрабатывается в полном объеме.

Упражнения основаны на таком принципе: активизируя одну половину тела, мы активизируем одно полушарие мозга, а активизируя синхронно все тело, мы тем самым активизируем оба полушария мозга, выравнивая их состояние. В упражнениях загружаются те части тела, которые имеют наибольшие проекции в головном мозге (пальцы и кисти рук, пальцы ног и стопы, губы). Например, при активизации пальцев и кисти правой руки, в зависимости от типа упражнений, активизируется 25 и больше процентов поверхности коры головного мозга. Надо учитывать, что имеется так называемое «перекрытие зон», когда нейроны одной проекционной зоны активно «сотрудничают» с нейронами другой проекционной зоны (например, зон обоняния и зрения, моторики и логического мышления). Такое физиологическое перекрытие может достигать 43 процентов.

упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть фото упражнение левый мозг правый мозг. Смотреть картинку упражнение левый мозг правый мозг. Картинка про упражнение левый мозг правый мозг. Фото упражнение левый мозг правый мозг

В упражнениях учитывается и то, что выполнение сложного движения возможно только при участии огромного количества нейронов на всех этажах центральной нервной системы: лобных, теменных, затылочных, височных долях полушарий, ствола мозга и т. д. Чем сложнее новое движение, чем сознательнее оно выполняется, тем большее влияние на мозговые функции оказывает. При выполнении комплекса упражнений изменятся волновая активность мозга, возникает физиологическое состояние, как после длительного сеанса медитации.

Комплекс упражнений с загрузкой проекционных и ассоциативных зон мозга желательно по возможности первый месяц выполнять ежедневно в течение не менее часа. Это идеальный вариант с наибольшей эффективностью. Именно за этот период возникают и начинают работать новые межнейронные связи. Обычно результат начинает сказываться уже через две недели занятий. В крайнем случае, первую неделю ежедневно с последующим выполнением через день в течение месяца. В дальнейшем будет достаточно выполнять комплекс один раз в неделю по мере необходимости. Дело в том, что вызванное упражнениями положительное физиологическое состояние мозга сохраняется длительное время (до недели и больше). Допускается выполнять одно или несколько упражнений для получения нужного эффекта. Например, можно просто сложить ладони минут на 10 — 15, что выравнивает не только активность полушарий мозга, но и нормализует кислотно–щелочной баланс организма. Прикладывая пальцы рук ко лбу, например, мы тем самым увеличиваем кровоток и тепло в передней части мозга и останавливаем классическую стрессовую реакцию (отток крови из зоны сложного мышления передней части мозга в задние центры выживания). Эффективно и простое поглаживание теплыми ладонями головы в течение 3 — 10 минут.

Один из принципов, заложенных в систему упражнений: чем больше биологически целесообразна координация движений, тем легче и точнее она выполняется, а чем больше координация противоречит биологически сложившимся согласованиям, тем она труднее. Первоначально все упражнения разучиваются и выполняются с открытыми глазами, а в дальнейшем с закрытыми, что увеличивает эффективность упражнений. Не обязательно делать все упражнения сразу. В дальнейшем также можно сократить количество упражнений при сохранении результата от их выполнения. Продолжительность занятий — 30 — 40 минут. Каждое упражнений выполнять 10 — 15 раз.

Надо отдельно отметить, что данные упражнения, помимо прочего, резко увеличивают скорость реакции.

Комплекс упражнений

1. «Кулак — ребро — ладонь». Ладонь лежит на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак, поставить ладонь на ребро и выпрямить пальцы; ладонь на столе, пальцы прямые; сжать ладонь в кулак и т.д. Сначала это сделать каждой ладонью отдельно, потом двумя руками одновременно. Усложнить: начинает правая рука, через одно движение подключать левую руку, т.е. получить асинхронные движения.

2. «Ухо — нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с точностью до наоборот.

3. На правой руке соединить в кольцо большой и указательный пальцы, затем большой палец — средний палец, большой палец — безымянный палец, большой палец — мизинец. На правой руке соединить большой палец — мизинец, затем большой палец — безымянный палец, большой палец — средний палец, большой палец — указательный палец. Пальцы соединять синхронно, с небольшим нажимом. Постепенно ускорять ритм и менять положение рук в пространстве.

4. Одновременно и синхронно двумя руками пишем в воздухе алфавит, цифры, восьмерки. Амплитуда движений рук в диапазоне «голова — бедра». 5. Пишем в воздухе одновременно двумя руками разные буквы и цифры. Например, левая рука пишет 0, а правая — 1; левая — 1, правая — 2 и т.д. Выполнить от 0 до 9.

7. Одновременно поджимать пальцы левой ноги и сжимать пальцы правой руки в кулак, при этом делать резкое движение нижней челюстью и губами в стороны; затем поджимать пальцы правой ноги, сжимать в кулак пальцы левой руки и делать резкие движения нижней челюстью и губами в другую сторону. Делать 2 —3 минуты, постепенно ускоряя темп.

8. Левая рука ладонью на животе. Указательный палец правой руки горизонтально лежит на верхней губе, а средний палец руки находится горизонтально на нижней губе. Рот приоткрыт. Растирать верхнюю губу возвратно-поступательными движениями. Поменять руки. Делать по 2 — 3 минуты.

9. Указательный палец правой руки на верхней губе, средний палец руки — на нижней губе. Энергично растираем убы, при этом сжимаем–разжимаем пальцы левой руки в кулак и поджимаем–растопыриваем пальцы ног. Поменять руки. Делать по 2 — 3 минуты.

10. Руки вытянуты в стороны на уровне груди, кулаки сжаты. Вращать кулаки одновременно в одну сторону, другую, затем один по часовой стрелке, а другой — против часовой стрелки.

11. Соединить перед грудью кончики пальцев обеих рук. Не разъединяя контактов пальцев, сводить и разводить ладони, нажимая в местах контактов пальцев. Одновременно поджимать и разжимать пальцы ног.

12. Вытянуть руки и ноги перед собой. Делать синхронные скрещивающие движения руками и ногами.

1. Делать круговые движения или рисовать в воздухе восьмерки левой рукой, одновре менно правой рукой писать в воздухе алфавит, цифры. Поменять руки. Повторить несколько раз.

2. Предварительно разучить 4 движения для правой руки: в сторону, вверх, в сторону, вниз. Повторить несколько раз. Затем разучить 5 движений для левой руки: вперед, в сторону, вверх, вперед, вниз. Повторить несколько раз. Теперь делать эти движения одновременно, каждые для своей руки. Делать в течение 2 — 3 минут.

3. Различные перекрестные движения. Например, правым локтем коснуться поднятого левого колена, затем левым локтем коснуться правого колена. В момент касания поджимать пальцы стоп и сжимать пальцы рук в кулаки.

4. Называя по порядку буквы алфавита, одновременно делать следующее: Ал — Бп — Во — Гл — Дп —Ео —Ёл — Жп — Зо — Ил. где: л — поднять левую руку вверх и согнуть правую ногу в колене; п — поднять правую руку вверх и согнуть левую ногу в колене; 0 — поднять вверх обе руки и встать на цыпочки. Движения можно изменять на любые, главное сохранить их разнообразность. Можно делать это упражнение в положении сидя, поднимая или напрягая только пальцы рук и ног.

5. Перенести вес тела на правую ногу, левой ногой делать круговые движения, а правой рукой написать в воздухе свое имя, фамилию, алфавит или цифры по порядку. Левой рукой можно придерживаться. Поменять руку и ногу. Повторить упражнение несколько раз.

6. Для правого полушария мозга на счет 1–2–3–4–5–6–7 медленно и равномерно поднимать левую ногу, согнутую в колене. Когда бедро достигнет горизонтального уровня, правой ладонью нажимать на левое колено сверху, в три этапа: 1–й: легкое усилие ладонью на колено сверху — 7 секунд, 2–й: сильное усилие — 7 секунд, 3–й: опустить ногу в исходное положение — 7 секунд. Рука нажимает чуть выше колена. Левой рукой можно на что–то опираться или отставить ее в сторону и согнуть в локте. Спина прямая. Повторить 6 — 8 раз. Для тренировки левого полушария используются правая нога и левая рука. Повторить тоже 6 — 8 раз.

7. Ходьба на месте, глаза закрыты. Одновременно руками рисовать восьмерки или делать руками круги перед грудью (руки вытянуты вперед, раскрытые ладони направлены вперед, пальцы вверх). Поменять направления круговых движений руками. Делать 1 — 2 минуты.

8. Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях, кулаки сжаты. Сделать вдох. На выдохе присесть, колени отвести в стороны, а пятки оторвать от пола, при этом они почти касаются друг друга. Одновременно с приседанием сделать два толчковых движения вперед открытыми ладонями (пальцы вверх). Спина прямая.

9. Встать прямо, развести руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. Не меняя положения рук и переступая ногами, медленно вращаться, стараясь делать как можно более полные развороты (но не в пояснице).

10. Руки вытянуть вперед, глаза закрыть. Шагать на месте и одновременно руками делать движения, как будто вкручиваете лампочку. Сменить положение рук: вверх, в стороны.

11. Руки вытянуть вперед перед грудью ладонями вниз. Шаг правой ногой в сторону, левую ногу скрестить с правой ногой, поставив ее сзади, одновременно скрестить вытянутые руки перед грудью, левая рука сверху. Вернуться в исходное положение и повторить в другую сторону с точностью до наоборот.

При возможности выполняются дополнительные упражнения, которые не требуют специально выделенного времени для занятий:

1. «Зеркальное рисование». Возьмите в каждую руку по карандашу или фломастеру. На листе начинаем одновременно двумя руками писать буквы, цифры, делать одинаковые рисунки. Это упражнение можно усложнить: левой рукой пишем «0», а правой рукой «1», затем левой рукой «1», а правой — «2» и т.д.

2. Возьмите в каждую руку по карандашу или авторучке. Соедините их кончики в одной точке на листе. Начните писать с одной точки одно слово одновременно, левой рукой — слева–направо, а правой — справа–налево. Пусть первоначально это будут короткие слова. Затем переходим к написанию аналогичным образом текста.

3. Взять в каждую руку по карандашу или круглой палочке. Одновременно вращать пальцами карандаши в обеих руках, при этом стараться активно задействовать все пальцы. Вращать в одну сторону, другую, одновременно в разные стороны.

При выполнении упражнений необходимо соблюдать ряд правил:

1. Упражнения не выполняются при плохом самочувствии, болезни, при приеме медицинских препаратов.

2. Не выполнять упражнения при любых болевых ощущениях! 3.

До и после выполнения упражнений не принимать никаких искусственных стимуляторов (алкоголь, никотин, кофеин) в течение 2 — 3 часов. В противном случае возникает сильная головная боль.

4. Упражнения (весь комплекс или частично) выполняются не менее чем за 2 — 3 часа до сна. Учитывать полнолуние, когда увеличивается мозговое кровообращение.

5. Все нагрузки (количество повторов упражнений и количество дополнительно стимулируемых зон мозга) увеличиваются постепенно и с учетом хорошего самочувствия.

6. Загрузка дополнительных зон головного мозга при выполнении упражнений происходит постепенно: а) при выполнении упражнений используем фоновую логическую музыку (в стиле барокко, желательно Моцарта) для активизации слуховой зоны мозга; б) используем тонизирующие запахи для активизации зоны обоняния мозга (лимон, жасмин, розмарин); в) в дальнейшем вводим другие дополнительные раздражители — вкусовой (например, чернослив или курага), тактильный (например, при выполнении упражнений дополнительно перекатывать горошины или колючие шарики между большими и указательными пальцами).

9. Дополнительной нагрузкой является выполнение некоторых упражнений, стоя на одной ноге на бруске высотой 10 — 15 см (глаза при этом закрыты).

10. При выполнении упражнений мощной дополнительной нагрузкой является загрузка лобных долей мозга (зоны сложного мышления) — параллельно с выполнением упражнений мысленно повторять таблицу умножения (умножать не только до 10, но и до 20, 30. ), перемножать двузначные числа, повторять ранее выученные стихотворения и т.п.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *