урок 11 класс предпосылки возникновения учения ч дарвина

Конспект урока по биологии на тему «Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока: Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина.

– сформировать представления о процессах эволюции, ее причинах и результатах; расширить знания о вкладе Ч. Дарвина в развитие теории эволюции и становлении современной эволюционной теории;

– развить умение обобщать и сравнивать, приводить примеры, самостоятельно работать с учебным материалом, воспроизводить материал, используя графические опорные конспекты;

– способствовать формированию уважительного отношения к личности ученых, участвовавших в формировании эволюционных представлений.

Оборудование : учебник, схема, портреты ученых

Тип урока : комбинированный

I. Организационный момент

Приветствие, определение целей урока.

II. Актуализация знаний

Что представляет собой эволюция? Направления эволюции?

Назовите ученых, внесших свой вклад в развитие биологической науки в додарвиновский период?

Какие достижения способствовали развитию биологии в додарвиновский период?

Вклад К. Линнея в развитие науки.

Первая эволюционная теория Ж. Ламарка.

Каковы недостатки системы Линнея?

5. Проанализируйте достижения Ламарка в науке.

6 . Работа по вариантам:

— Достижения и недостатки К. Линнея

— Достижения и недостатки Ж. Б. Ламарка

7. Сделать вывод о вкладе этих ученых в развитие теории эволюции в додарвиновский период.

III Усвоение новых знаний

Англия первой половины XIX в. была страной развитой промышленности, сельского хозяйства и крупнейшей колониальной державой. В стране росла численность городского населения, осуществлялась интенсивная перестройка сельского хозяйства: увеличивалась концентрация земель в руках крупных фермеров, внедрялись севообороты, широко использовались удобрения и применялись машины для обработки почвы и ухода за растениями.

Развивающаяся промышленность, завоевание новых колоний и оживленная торговля со многими странами мира требовала от сельского хозяйства больше сырья и продуктов питания для населения, в связи с чем стимулировалось развитие методов интенсивного растениеводства и животноводства. Осуществлялась интенсивная перестройка сельского хозяйства: увеличивалась концентрация земель в руках крупных фермеров, внедрялись севообороты, шире использовались удобрения и применялись машины для обработки почвы и ухода за растениями.

В Англии появились опытные селекционеры, которые в условиях крупнотоварного капиталистического производства, за относительно короткое время вывели много новых и ценных сортов полевых, огородных, декоративных растений и пород домашних животных (ряд пород крупного и мелкого рогатого скота, свиней, собак, кроликов, голубей, домашней птицы) с новыми полезными признаками. Достижения селекционеров свидетельствовали о том, что человек может изменять породы и сорта, приспосабливать их к своим потребностям путем искусственного отбора. Однако, несмотря на положения трансформизма об изменяемости природы, теории эволюции Ламарка, теории Ч. Лайеля о постепенных изменениях поверхности Земли под действием природных сил, успехах палеонтологии, сравнительной эмбриологии и систематики, утверждении клеточной теорией принципа развития живой природы, которая убедительно показала единство строения растений и животных, их работа не имела теоретического обоснования. И, возможно, она не имела бы его еще достаточно долго, если бы английское правительство для поисков сырья и новых рынков сбыта не организовывало бы специальные экспедиции, в которых принимали участие и ученые.

В одной из таких экспедиций совершил кругосветное путешествие в качестве натуралиста молодой Ч. Дарвин, который был свидетелем успехов английской селекции. В путешествии он собрал богатый фактический материал, послуживший источником при разработке теории эволюции, а в дальнейшем обобщил опыт селекционеров и умело использовал данные сельскохозяйственной практики для обоснования теории эволюции органического мира.

Кругосветное путешествие. Особое место в жизни Дарвина имело пятилетнее (1831-1836) кругосветное путешествие в качестве натуралиста на корабле «Бигл» (рис. 1), которое стало для него настоящей школой. Интенсивно работая как геолог, палеонтолог, зоолог, ботаник, антрополог, этнограф, он собрал огромный и очень ценный научный материал, сыгравший исключительную роль в развитии эволюционной идеи

урок 11 класс предпосылки возникновения учения ч дарвина. Смотреть фото урок 11 класс предпосылки возникновения учения ч дарвина. Смотреть картинку урок 11 класс предпосылки возникновения учения ч дарвина. Картинка про урок 11 класс предпосылки возникновения учения ч дарвина. Фото урок 11 класс предпосылки возникновения учения ч дарвина

Геологические наблюдения на океанических островах, в Южной Америке, Кордильерах и других местах наблюдений подтвердили мысль Лайелла о постоянном изменении поверхности Земли под влиянием внешних и внутренних причин. Сопоставление разных факторов привело Дарвина к выводу, что вымирание видов животных и растений минувших эпох нельзя объяснить «большими катастрофами».

Дарвину принадлежит ряд интересных палеонтологических находок. Сравнение ископаемых ленивцев, броненосцев с ныне живущими видами показало, что их скелет характеризуется многими общими чертами; вместе с тем в строении скелета сравниваемых форм были заметные отличия. Проанализировав многочисленные факты, Дарвин пришел к выводу, что вымершие и современные животные имеют общее происхождение, но последние существенно изменились. Причиной этого могли быть изменения, происходившие на земной поверхности. Они же могли быть и причиной вымирания видов, остатки которых находят в земных пластах.

За время кругосветного путешествия Дарвин собрал интересные материалы, которые объясняют закономерности географического распространения организмов в широтном (от Бразилии до Огненной Земли) и вертикальном (при подъеме в горы) направлениях. Он обратил внимание на зависимость фауны и флоры от условий существования животных и растений.

Сравнивая фауну Галапагосов и Южной Америки, Дарвин констатирует, что животный мир архипелага несет отпечаток материковых форм и вместе с тем является особенным галапагосским вариантом. Он задумывается над значением изоляции в дифференцировании видов. Особенности, характер распространения галапагосских организмов так поразили его, отмечал Дарвин, что он начал систематически собирать все факты, имеющие определенное отношение к видам.

Пребывание Дарвина на Огненной Земле и встречи с туземцами навели его на смелую мысль о животном происхождении человека. Изучение структуры коралловых рифов было основой для разработки Дарвином теории образования коралловых островов.

После путешествия. После возвращения из путешествия 2 октября 1836 г. Дарвин обрабатывает и публикует собранные геологические, зоологические и другие материалы и начинает разрабатывать идею исторического развития органического мира, которая зародилась еще во время путешествия. Свыше 20 лет настойчиво развивает и обосновывает он эту идею, продолжает собирать и обобщать и акты, особенно из практики растениеводства и животноводства.

24 ноября 1859 г. вышел уже упоминавшийся гениальный труд Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Эта книга, в которой мастерски изложены и всесторонне обоснованы научные основы эволюционной теории, пользовалась большой популярностью, весь тираж ее был распродан в первый же день. Появление «Происхождения видов» один из современников Дарвина образно сравнивал со взрывом, «которого еще не видела наука, который так долго подготавливался и так быстро грянул, так неслышно подведенный и так смертоносно разящий. По размерам и значению вызванного разрушения, по тому эху, которое отозвалось в самых отдаленных отраслях человеческой мысли, это был научный подвиг, который не имел себе равного» (c)-(Кравченко М.А., Кравець Г.K., Храновський П.А. Штучний добiр тварин.- К.; Рад. школа, 1954, с. 45).

После опубликования «Происхождения видов» Дарвин продолжает энергично работать над обоснованием проблемы эволюции. В 1868 г. он публикует «Изменение домашних животных и культурных растений», где всесторонне анализирует закономерности изменчивости, наследственности, искусственного отбора. Идею исторического развития растений и животных Дарвин распространяет и на проблему происхождения человека. В 1871 г. выходит его книга «Происхождение человека, и половой отбор», в которой подробно анализируются многочисленные доказательства животного происхождения человека. «Происхождение видов» и следующие две книги составляют единую научную трилогию, в них приведены неопровержимые доказательства исторического развития органического мира, установлены движущие силы эволюции, определены пути эволюционных превращений, наконец, показано, как и с каких позиций следует изучать сложные явления и процессы природы. Очень интересна его автобиография «Воспоминания о развитии моего ума и характера» (в 1957 г. вышла в издательстве АН СССР).

Как ученый Дарвин отличался острой наблюдательностью, развитыми аналитическими и синтетическими способностями, научной добропорядочностью, исключительным трудолюбием, целеустремленностью и аккуратностью в работе. До последних дней своей жизни он не прекращал систематических научных исследований. Так, еще 17 апреля 1882 г. Дарвин записывал результаты наблюдений в своем саду, а 19 апреля перестало биться сердце титана человеческой мысли. Похоронен Дарвин в Вестминстерском аббатстве (Лондон) рядом с И. Ньютоном, М. Фарадеем и другими выдающимися учеными Англии.

IV Закрепление знаний

Почему учение Дарвина оказалось более убедительным, чем теории, выдвинутые его предшественниками?

V . Домашнее задание

Доклады «Биография и труды Ч. Дарвина»», «Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение»

Источник

Конспект урока «Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина»»

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина.

Цель урока: изучить научные и социально–экономические

предпосылки возникновения эволюционного

учения Ч. Дарвина; познакомиться с биографией

Изучить, доказывать и объяснять научные и социально-экономические предпосылки возникновения эволюционного учения Чарльза Дарвина.

Познакомиться с биографией Ч. Дарвина, маршрутом и результатами путешествия.

Создать условия для формирования и развития исследовательских способностей обучающихся.

Способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования.

развивать умение работать с дополнительными источниками, выделять главное, анализировать информацию, делать выводы;

формировать представления о познаваемости мира и роли человека в изучении природы.

Формирование опыта взаимодействия в группах.

Формирование опыта продуктивного слушания.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебные ресурсы, ватманы, маркеры, цветная бумага, ножницы, магниты.

Форма и виды работ: групповая

Создание коллаборативной среды – игра «Я-Мы»

Разделение на группы

Правила работы в группе

Мотивация учебной деятельности.

тема урока (учащиеся самостоятельно определяют тему).

Итак, ребята, вы с вами на прошлом уроке говорили об эволюционных представлениях Линнея и Ламарка. Шведский натуралист Карл Линней предложил систему растений и животных ( виды, роды, классы), ввёл бинарную номенклатуру, НО считал каждый вид неизменным и постоянным.

Французский учёный предложил первую эволюционную терию он подверг критикеидеи о постоянстве и незменяемости видов. Говорил, что образование новых видов происходит медленно и незаметно. Но факторы эволюции вывел ошибочно: виды стремятся к совершенству не раскрыл движущие силы эволюции.

Наука не могла правильно объяснить движущие силы развития органического мира.

Как возникло огромное многообразие видов?

Мы в 9 классе говорили: Эволюция, доказательства эволюции. Что дальше, как вы думаете? Какие вопросы мы будем дальше рассматривать по логике?

Какова, на ваш взгляд,тема нашего урока сегодня?

Определение задач каждой группы ( 4 группы).

Работа групп.15 мин.

Затем презентация групп.

Изучение нового материала.

1группа Социально – экономические предпосылки.

Научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина( кластер)

Прежде чем рассмотреть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, остановимся на предпосылках ее создания. Почему именно в Англии смог появиться ученый, который обобщил существующий материал, осмыслил его и создал логическую теорию эволюции органического мира?

Общественно-экономические предпосылки возникновения теории эволюции. Общественно-экономическая обстановка в Англии в середине 19 в. оказалась весьма благоприятной для развития эволюционной теории.

В 17 в. в Англии произошла буржуазная революция, устранившая все препятствия на пути развития капитализма. В результате эксплуатации колоний в Англии накапливаются большие богатства и свободные средства вкладываются в промышленность и сельское хозяйство. Происходит переворот в методах производства, который получил название «промышленной революции».

В результате роста заводов и фабрик увеличился рост городского населения и повысился спрос на сельскохозяйственное сырье и продукты питания. Промышленная революция обусловила аграрный переворот. Перед сельским хозяйством встала задача улучшения существующих сортов культурных растений и пород домашних животных. Этого можно было добиться, применяя различные

методы селекции. В ходе практической селекционной работы росла уверенность в том, что человек может быстро изменить растительные и животные организмы, приспосабливая их к своим потребностям. Опираясь на результаты селекционной практики как на своеобразную модель, Дарвин смог перейти к анализу процесса видообразования в природе.

В середине 19 в. Англия превращается в крупнейшую колониальную державу мира. Причем освоение колоний было связано не только с многочисленными военными и торговыми экспедициями, но и с научно-исследовательскими, что способствовало накоплению новых знаний в разных областях науки. В одну из таких экспедиций в качестве натуралиста на корабле «Бигль» был зачислен Ч. Дарвин, который на протяжении почти пяти лет (с 1831 по 1836) имел возможность исследовать геологические породы, флору и фауну посещаемых мест. Факты, обнаруженные им, противоречили креационистским взглядам о неизменности видов и наводили на мысль об эволюции. Так, обнаружив на берегу реки Параны в Бразилии скопление костей животных, Дарвин замечает, что массовая гибель животных не связана с катастрофами, на что ранее указывал Ж. Кювье. А палеонтологические находки в Южной Америке дали Ч. Дарвину возможность найти сходство вымерших неполнозубых с современными ленивцами, муравьедами и броненосцами, встречающимися в той же местности (рис. 3.4). Это наводило исследователя на предположение о родстве вымерших и современных видов млекопитающих. Изучая фауну Галапагосских островов, Ч. Дарвин обратил внимание на то, что, с одной стороны, некоторые животные этих островов похожи на представителей фауны американского континента, с другой стороны, они нигде в другом месте земного шара не встречаются. Еще более его удивило то обстоятельство, что вьюрки и черепахи

почти на каждом острове представлены особой формой (рис. 3.5). Дарвин в ту пору не мог правильно объяснить эти факты, он сделал ироническую запись: «Чрезвычайно удивляюсь количеству творческой силы, если можно употребить это выражение, проявившейся на этих малых, голых и скалистых островах».

На создание теории Ч. Дарвина повлияли также экономические идеи А. Смита и Т. Мальтуса. А. Смит (1723—1790) разработал учение о «свободной конкуренции» в промышленности, считая, что именно «естественное своекорыстие», или «естественный эгоизм», человека могут служить источником национального богатства, а неприспособленные в процессе свободной конкуренции устраняются. Английский священник и экономист Т. Мальтус (1766—1834) — создатель теории народонаселения — считал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, а средства для его существования — в арифметической, в результате чего возникает нехватка средств существования. Это объяснялось «естественным законом природы», действие которого можно ограничить только уменьшением

численности населения. В противном случае сама природа установит равновесие (при помощи болезней, голода и т.д.), резко повысив интенсивность конкуренции.

Таким образом, в первой половине 19 в. в Англии широкое распространение получили идеи свободной конкуренции, перенаселения, естественной гибели неудачливых конкурентов. Вероятно, эти идеи и натолкнули Ч. Дарвина на существование в природе подобных аналогий и подготовили почву для объяснения эволюции органического мира.

Научные предпосылки. По мере развития различных отраслей естествознания накапливались факты, не совместимые с представлениями о неизменности природы. Немецкий философ Э. Кант (1724—1804) отверг миф о первом толчке и пришел к заключению, что Земля и вся Солнечная система — это нечто, возникшее во времени и постоянно изменяющееся.

Английский естествоиспытатель Ч. Лайель (1797—1875) обосновал идею об изменяемости поверхности Земли под влиянием климата, воды, вулканических сил и других факторов. Он высказал мысль о постепенном изменении органического мира. Сочинение Ч. Лайеля «Основы геологии» повлияло на формирование научного мировоззрения Ч. Дарвина, подсказав ему идею эволюции органической природы.

В химии были получены результаты, подтверждающие единство живой и неживой природы. Шведский ученый И. Берцелиус (1779—1845), изучая химический состав разных частей организма и некоторых органических продуктов (молока, крови, костей и т.д.), пришел к выводу, что живое вещество состоит из тех же химических элементов, которые встречаются в неживой природе. Немецкий химик Ф. Вёлер (1800—1882) впервые синтезировал в лаборатории химическим путем мочевину из неорганического вещества, показав, таким образом, что образование органических веществ возможно без участия некой «жизненной силы», которой приверженцы витализма наделяли все живые организмы.

Биология. Выяснилось, что закон превращения энергии применим к живым организмам. Эта точка зрения нашла подтверждение в трудах русского ученого К.А. Тимирязева (1843—1920) при изучении процесса фотосинтеза у зеленых растений.

В 19 в. энергично накапливается фактический материал во всех областях биологии. Появляются новые отрасли биологической науки: сравнительная анатомия, эмбриология, биогеография, палеонтология. Возникают вопросы, которые нельзя разрешить с позиции креационизма. К таким вопросам относятся:

многообразие органических форм и их сходствоналичие гомологичных органовединство плана строения живых организмов в пределах типасходство зародышей позвоночных на ранних стадиях развития (закон К.М. Бэра)единство клеточного строения организмов (клеточная теория Т. Шванна)смена ископаемых форм во времениуниверсальность закладки зародышевых листков в эмбриогенезе многоклеточных животных (открыта Х.И. Пандером в 1817—1818 гг.) и др.

Возникновение и решение этих вопросов укрепило идею единства органического мира, подготовило почву для создания учения об историческом развитии природы. Таким образом, идея естественной эволюции уже витала в воздухе к тому времени, когда Ч. Дарвин взялся за эту проблему.

Достигнутые к середине 19 в. успехи в разных областях естествознания, а также общественно-исторические условия создали возможность для выдвижения идей конкуренции и отбора и явились теми предпосылками, которые подготовили почву для формирования научной теории биологической эволюции.

В разных областях биологии в первой четверти 19 века был накоплен огромный фактический материал, который нуждался в обобщении. Для этого обобщения нужны были новые подходы. Практика сельского хозяйства требовала создания теории, которая позволила бы развивать дальше методы селекционной работы. В это время Англия была одной из самых развитых капиталистических стран, с очень хорошо развитым сельским хозяйством, к тому же страной колониальной, что требовало изучения новых территорий. Поэтому в середине 19 века именно в Англии сложились условия для создания теории эволюции. Честь ее создания неоспоримо принадлежит Ч. Дарвину

группа Основные этапы жизненного пути и маршрут путешествия Ч. Дарвина ( презентация, схема маршрута на доске)

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И

ПУТЕШЕСТВИЯ Ч. ДАРВИНА. Родился в 1809 году, учился, проделал кругосветное плавание – и снова учился». Эта самая краткая автобиография отражает основные вехи жизни величайшего естествоиспытателя 19 века, английского учёного-основоположника эволюционного учения, которому в 2009 году исполняется 200 лет со дня рождения.

Ч. Дарвин (1809 – 1882) в юности верит в Библию, собирается стать сельским пастором и занимается зоологией как натуралист – любитель. В 22 года он на пять лет покидает Англию в качестве натуралиста (без жалования), отплывает в кругосветное путешествие на экспедиционном судне « Бигль» английского адмиралтейства. Целью его путешествия было составление гидрографических карт для Британского флота. Он обогнул земной шар, пройдя с юга вокруг Южной Америки, побывал в водах Австралии и Новой Зеландии, обогнул с Юга Африку. Во время стоянок собирал ботанические, палеонто-логические и зоологические коллекции, проводил геологические наблюдения.

« Путешествуя на корабле её величества в качестве натуралиста, я был поражён некоторыми фактами, касавшимися распределения органических существ в Южной Америке, и геологическими отношениями между прежними и современными обитателями этого континента ».

Дарвин замечает, что многообразие животного мира логичнее объяснить медленно текущими процессами изменения форм, чем отдельными актами творения. Находка ископаемых гигантских броненосцев – родственников ныне живущих форм – приводит его к выводу о родстве вымерших и существующих форм. Исследовав флору и фауну Галапагосских островов, Дарвин на примере различий между близкими видами вьюрков, черепах, ящериц увидел как бы сам процесс эволюции в действии.

Ч. Дарвин возвращается в Англию убеждённым эволюционистом. Начинается длительный период разработки стройной теории эволюции, основанной на вскрытии механизма эволюционного процесса.

По ходу рассказа учащиеся делают опорный конспект «Биография Ч. Дарвина».

Группа Экспедиционный материал, конкретные находки.( просмотр видеоролика о Галапагосских островах)

Особое внимание учителем обращается на близкие виды вьюрков, проживающих на островах. Создание проблемной ситуации, вопрос обучающимся: объясните различие формы клюва у вьюрков.

Обсуждение ответов, формулировка вывода: Форма клюва зависит от характера питания. Разная форма клюва – приспособления к условиям среды обитания.

Далее учитель обращает внимание на фактический материал кругосветного путешествия, подтверждающий:

Сходства и различие между видами.

Приспособленность живых организмов к условиям существования.

Роль условий среды в видообразовании.

4группа. Результаты и плоды путешествия

Огромный фактический материал по геологии и зоологии, собранный Дарвином во время путешествия и в дальнейшем обработанный как им самим, так и другими исследователями, лёг в основу ряда капитальных произведений:

• «Зоологические результаты путешествия на «Бигле»» (1839—1843) — 5 томов, под редакцией самого Дарвина

• геологические результаты путешествия, 3 тома:

• «Строение и распределение коралловых рифов» (1842)

• «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844)

• «Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846)

• монография о современных ископаемых усоногих раках, 4 тома (1851—1854)

• большое количество статей по геологии, зоологии и другим вопросам, опубликованных в журналах (1837—1858)

• «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле «Бигль»» (1839) — впервые была переведена на русский язык в 1871 году Е. Бекетовой

• «Происхождение видов» (1859)

Цитата из книги «Происхождение видов»:

Путешествуя на корабле «Бигль» как натуралист, я был поражён некоторыми фактами, которые касались распределения органических существ в Южной Америке, и геологическим отношением между прошлыми и современными жителями этого континента. Факты эти… освещают в некоторой степени происхождение видов — эту тайну из тайн…

Движущие силы эволюции: естественный отбор

Борьба за существование

На следующем уроке мы приступим конкретно к изучению данных вопросов.

Разработка критериев оценивания групп:

Раскрытие темы, вопроса

Грамотность, логичность, последовательность

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *