урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура

Типы уроков и их структура

Вы будете перенаправлены на Автор24

Урок как основная форма обучения

Согласно классно-урочной системы, принятой в школах многих стран, урок является главной единицей образовательного процесса. Он четко ограничен временными рамками (45 минут), целью работы и составом участников.

Уроки по своей сущности похожи друг на друга, в особенности по одному предмету. Однако при этом всякий урок имеет специфические признаки, отличающие его от других форм организации обучения. Среди этих признаков называют следующие:

Структура урока и методика его проведения находятся в зависимости от дидактических целей и задач, которые реализуются в ходе преподавания. В зависимости от преобладающих методов и средств обучения уроки классифицируются на несколько типов.

урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура

Структура урока

Структуру урока составляют его элементы, обеспечивающие целостность и сохранность ключевых черт при всевозможных вариантах.

Традиционно выделяют такие структурные элементы урока, как:

Готовые работы на аналогичную тему

Типы уроков

Попытки классифицировать уроки, разбить их на несколько типов предпринимались очень давно. Однако первую наиболее популярную и применяемую на практике классификацию ввёл Б. П. Есипов. Он выделил следующие типы уроков:

У классических уроков есть свои положительные и отрицательные стороны. К плюсам относятся:

Из минусов стоит назвать следующие:

урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура

Требования к проведению урока и анализу

Современные общие требования к проведению любого урока рассматриваются в трех аспектах:

Уроки необходимо анализировать с целью выявления ошибок, недочетов и последующего их устранения. При проведении анализа необходимо опираться на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Анализ должен быть полным, глубоким и всесторонним: оценка урока с учетом связи всех его компонентов и их дидактической обусловленности, обсуждение его в связи с прошлыми уроками изучаемой темы, упор на более значимые моменты, учет специфики учебного предмета. При анализе важно дать объективную, научно обоснованную оценку урока, а также подчеркнуть выводы и оставить необходимые рекомендации.

Источник

Урок как основная форма организации обучения в школе: структура, типология, система уроков по теме.

урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура

урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура

Урок — это основная форма организации обучения в школе, при которой учитель в течение установленного времени руководит учебно-познавательной деятельностью

Каждый урок складывается из определенных элементов, Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях, определяя таким образом структуру урока, под которой следует понимать состав элементов, их определенную последовательность и взаимосвязи между ними. Она может быть простой и довольно сложной, что зависит от содержания учебного материалаурока, возрастных особенностей учащихся и особенностей

Типология уроков. Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняетсяпрежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Так, И.Н. Казанцев выделяет типы уроков по способу их организации или ведущему методу обучения: урок-лекция, урок-беседа, урок-экскурсия, киноурок, урок самостоятельной работы, лабораторные и практические уроки, уроки с разнообразными видами заданий.

Все остальные классификации типов уроков, предложенные мало чем отличаются друг от друга. В их основе лежит ведущая дидактическая цель и место урока в системе уроков и других форм организации обучения:

· уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, имеющие целью ознакомление учащихся с фактами, конкретными явлениями или осмысление и усвоение обобщений;

· уроки закрепления и повторения знаний;

· уроки, имеющие основной целью обобщение и систематизацию изученного;

· уроки выработки и закрепления умений и навыков;

· уроки проверки знаний и разбора проверочных работ;

· комбинированные, или смешанные, уроки.

Структура урокаэто совокупность его элементов, обеспечивающих целостность урока и сохранение основных проявлений при различных вариантах.

Уроки имеют самую разнообразную структуру, их нельзя планировать и проводить шаблонно, по единой, раз и навсегда установленной схеме почерк» учителя.

Структура урока представляет собой совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности и логике.

Планирование уроков: тематическое, поурочное. Этапы подготовки урока: диагностика, прогнозирование, планирование.

Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура

В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диагностики, прогнозирования, проектирования (планирования).

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется в своем учебном предмете.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллективного сотрудничества, которая даст максимальный результат. Чтобы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо рассчитать алгоритм подготовки урока, последовательное выполнение шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

1. Реализация алгоритма начинается с диагностирования конкретных условий. Диагностика заключается в выяснении всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся; мотивов их деятельности и поведения; запросов и наклонностей; интересов и способностей; требуемого уровня обученности; характера учебного материала, его особенностей и практической значимости; структуры урока; во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процессе (на повторение опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений).

Завершается данный этап получением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность занятия факторов.

2. Прогнозирование направлено на оценку различных вариантов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозирования позволяет выводить количественный показатель эффективности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100 %. Влияние препятствующих факторов снижает этот идеальный показатель. Величина потерь вычитается из идеального результата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удовлетворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока – планированию.

3. Проектирование (планирование) – завершающая стадия подготовки урока, которая заканчивается созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Программа управления – это краткий и конкретный произвольно составленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом.

На начальном этапе педагогической деятельности следует писать подробные планы-конспекты урока, в которых должны быть отражены следующие моменты:

– дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

– название темы урока и класса, в котором он проводится;

– цели и задачи образования, воспитания, развития школьников;

– структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени по этим этапам;

– содержание учебного материала;

– методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

– учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

Источник

Структура и типы уроков

По классно-урочной системе, принятой в школах многих стран, урок считается основной единицей образовательного процесса. Он ограничивается различными временными рамками, целью и составом участников мероприятия.

Урокам свойственна определенная структура, которую обязан соблюдать каждый педагог. Но урок обладает специфическими признаками и отличиями, ограничивающими их от других форм организации. Рассматривают такие признаки:

Структура и методика урока зависит от дидактических целей и задач, планируемых для реализации в ходе преподавания. Наличие определенных методов и средств обучения устанавливают основную типовую классификацию уроков.

Что такое структура урока

В состав структуры урока сходят элементы, которые обеспечивают его целостность и сохранность ключевых черт во всевозможных вариациях.

Структура урока – это список поэтапности его проведения.

Стандартный урок подразделяется на основные элементы:

Типы уроков

Для классификации уроков существует разбиение на типы. Первоначально ее применил и ввел Б.П. Есипов. Он выделил:

Классические уроки имеют как минусы, так и плюсы:

Требования к проведению урока и его анализу

Имеется три аспекта, определяемые для проведения урока, согласно современным общим требованиям:

Типы и структура уроков должны быть строго соблюдены, причем типы разрешено комбинировать согласно тематике и желанию учителя, но занятие только по установленному плану его проведения.

Также все проведенные уроки нуждаются в анализе для выявления недочетов и ошибок. Это позволит в дальнейшем избежать их повторного появления. Анализ всегда должен опираться на психолого-педагогическую науку и педагогический опыт коллег. Чем полнее проведен анализ, тем учителю легче устранить свои минусы в проведении урока или его организации. Особое внимание следует уделять изученным темам и прочность полученных знаний, ориентирование в теме и наличию связи с предыдущими. Оценка должна быть максимально объективной, а выводы помочь учителю реализовать себя на следующем уроке без подобных недочетов или ошибок, наличие рекомендаций от коллег позволит правильно и грамотно подойти к решению вопроса.

Источник

Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку

урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура

урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Смотреть картинку урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Картинка про урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура. Фото урок как основная форма обучения основные типы уроков и их структура

Ключевым элементом классно-урочной системы обучения является – урок.

Урок – форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения.

Типы уроков по дидактическим целям и месту уроков в общей системе:

1) комбинированные (смешанные) уроки;

2) уроки изучения новых знаний;

3) уроки формирования новых умений и навыков;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки проверки (контроля) и коррекции знаний, умений;

6) уроки закрепления и повторения знаний.

Структура урока:

1) Организационный этап (определение готовности учащихся к работе на уроке).

2) Постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

3) Проверка выполнения домашнего задания (определение уровня усвоения материала по предыдущей теме и готовности к восприятию нового материала).

4) Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

5) Объяснение учителем и усвоение учащимися новых знаний (основная задача этого этапа – формирование у школьников представлений об изучаемых явлениях, фактах, понятиях, их сущности и взаимосвязях).

6) Первичная проверка понимания учащимися нового материала.

7) Закрепление знаний (организация деятельности учащихся по применению новых знаний, выработка соответствующих умений и навыков).

8) Обобщение и систематизация знаний.

9) Контроль и самоконтроль знаний.

10) Информация о Д/З (сообщение задания на дом, разъяснение его основных идей и способов выполнения).

1. Подведение итогов урока (организация рефлексивной деятельности учащихся: чему научились на уроке, что узнали нового и т.д.).

Требования к современному уроку:

1. Дидактические (образовательные):

1) Четкое определение места и задач данного урока в системе уроков

2) Реализация принципов целостного педагогического процесса.

3) Определение содержания урока в соответствии с целями и задачами, учебной программой, уровнем подготовки учащихся.

4) Прогнозирование уровня усвоения учащимися знаний, сформированности умений и навыков на уроке.

5) Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля.

6) Сочетание различных общих форм организации учебной работы.

7) Разнообразие типов и видов урока.

8) Осуществление межпредметных связей.

2. Воспитательные и развивающие (психологические):

· Развитие различных видов мышления, памяти, внимания. Реализация принципов развивающего обучения.

· Учет уровня развития и психологических, индивидуальных особенностей учащихся.

· Развитие познавательных интересов.

· Формирование потребности в знаниях, готовности и умений самообразования.

· Развитие способностей учащихся, в том числе творческих.

· Обеспечение условий учебно-познавательной деятельности учащихся.

· Организация и обогащение опыта общения, отношений, сотрудничества.

· Формирование научного мировоззрения, основ базовой культуры личности.

· Создание комфортной психологической атмосферы, гуманные взаимоотношения между педагогом и учащимися, соблюдение учителем педагогического такта и т.п..

3. Организационные требования:

· Наличие продуманного плана проведения урока.

· Организационная четкость проведения урока, своевременное начало, высокая плотность, оптимальный темп обучения, логическая стройность и завершенность.

· Структурная гибкость и подвижность урока.

· Подготовка и рациональное использование различных средств обучения.

· Создание деловой атмосферы на уроке, самоорганизация учащихся.

· Организация рефлексивной деятельности учителя и учащихся, направленной на анализ и оценивание результатов урока.

4. Гигиенические:

· Оптимальный температурный режим.

· Соответствие мебели росту ученика, соблюдение им правильной рабочей позы.

· Соблюдение норм освещения.

· Предупреждение утомления и переутомления.

· Чередование видов деятельности.

· Проведение физкультурных, «психологических» пауз лечебно-профилактического характера.

Источник

Урок как основная форма организации обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

на МО учителей ГОУ ЛНР «РУРЦ» 16.04.2020

Тема: « УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ»

Учитель: Шабаева Н.В.

сформировать целостное комплексное представление об уроке как основной форме организации педагогического процесса, его структуре;

проанализировать существующие на сегодняшний день классификации уроков;

Система обучения в современной школе отличается большим разнообразием типов и видов форм образовательного процесса. Это связано с тем, что современный учебно-воспитательный процесс находится в постоянном движении и поиске новых форм, методов и средств обучения.

Урок имеет следующие особенности:

— является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

— каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

— в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

— посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

— является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

— совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

— способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков зависимости от взятых за основу признаков.

По способам проведения выделяют уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы. УЧН нов и др.

Различают следующие типы уроков:

— урок формирования умений и навыков;

— урок применения знаний, умений и навыков;

— урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

Каждый тип урока имеет свою структуру (элементы, этапы), последовательность (в какой последовательности эти элементы входят в занятие), связь (как они связаны между собой)

Введено понятие «микро- и макроструктуры урока» Макроэлементы определяются задачами урока типа. Такими есть этапы усвоения знаний: восприятие, осмысление, обобщение знаний, систематизация. Поскольку логика усвоения знаний и сама, то макроструктура уроков этого типа одинакова. К микроэлементам структуры урока относятся средства и способы решения дидактических задач на каждом его этапе.

Время и место, отведенные на каждый структурный элемент урока, определяются построением урока. Структура урока должна обеспечивать успешное решение его учебно-воспитательных задач, активизации познавательной деятельности учащихся, соответствовать характеру учебного материала, дидактическим и методическим средствам, которые использует учитель. Следовательно, определяя структуру урока, учитель должен учитывать тему и содержание, целесообразные методические средства и приемы, конкретные условия, в которых будет проходить урок, уровень подготовленности обучающихся.

Почти во всех типах уроков имеются такие структурные элементы: вводная часть, проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление нового материала, сообщение домашнего задания, организация окончания урока.

1. Вступительная часть. Этот элемент урока должен обеспечить благоприятную внешнюю обстановку, психологический настрой учащихся для нормальной работы. Предыдущая организация класса предусматривает взаимное приветствие учителя я и учащихся, проверку посещения, внешнего состояния помещения, рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

2. Проверка домашнего задания. Эта часть урока состоит из проверки письменного задания, которую осуществляют различными методами в зависимости от поставленной цели, и устной проверки знаний, которую проводят с помощью рассмотренных ранее методов.

3. Изучение нового материала. Здесь предполагается или сообщения учителя с помощью словесных методов обучения, или самостоятельная работа учащихся с учебниками, учебными пособиями и др. При пояснении нового материала учитель должен позаботиться, чтобы все ученики видели и слышали (можно сидеть, если устал), он не должен ходить по классу, говорить следует громко, четко, размеренно. Речь его должна быть понятной для соответствующего возраста. Объяснение должно опираться на предыдущий опыт учащихся, выделение существенного в материале. Все время следует следить за последовательностью изложения, использовать иллюстративный материал.

Изучение нового материала позволяет учащимся приобретать разнообразных умений и навыков. Структура их формирования имеет свои особенности. Главными ее компонентами является разбор и усвоение правила, положенного в основу действия навыки, преодоления трудностей в ее применении, усовершенствования действия навыки, закрепление достигнутого уровня воздействия навыки и использования ее на практике, достижения мастерства в ее использовании.

Важнейшим средством формирования умений и навыков являются упражнения. Они должны быть целенаправленными, систематическими, длительными, разнообразными и постоянными

4. Закрепление нового материала. Этот элемент имеет целью установление прочной связи между только приобретенными знаниями и усвоенными ранее, проверку правильности образования научных понятий, выработка умения я применять знания на практике. Достигается это благодаря разнообразным упражнениям и самостоятельной практической работе обучающихся.

5. Сообщение домашнего задания. Учитель должен продумывать его содержание, чтобы оно было конкретным, посильным для учащихся. Домашнее задание нельзя давать наспех, когда раздался звонок с урока. На сообщение и объяснение домашних заданий отводят специальное время.

6. Окончание урока. Этот структурный элемент объявляется и происходит по указанию учителя. Можно использовать рефлексию, подведение итогов урока, обрамленное в интерактивную форму.

К основным компонентам каждого типа урока относятся:

а) урок усвоения новых знаний: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; сообщение учащимся темы, цели и задач урока; мотивация обучения школьников; восприятия и осознание ния учащимися фактического материала, осмысление связей и зависимостей между элементами изучаемого; обобщение и систематизация знаний; итоги урока, оповещение домашнего задания

б) урок формирования умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение учащимся темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников;, изучение нового материала (вступительные, мотивационные и познавательные упражнения) первоначальное применение новых знаний (пробные упражнения); самостоятельное применение учащимися знаний в стандартных ситуациях (тренировочные в прави по образцу, инструкции заданию); творческое перенос знаний и навыков в новые ситуации (творческие упражнения); итоги урока и сообщения домашнего задания

в) урок применения знаний, умений и навыков: проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний, умений и навыков; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьник ров; осмысление содержания последовательности применения способов выполнения действий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем и с помощью учителя; отчет учащихся о работе и теоретическое обоснование полученных результатов; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок обобщения и систематизации знаний: сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; воспроизведения и обобщение понятий и усвоение соответствующей им системы знаний; вообще леннон и систематизация основных теоретических положений и соответствующих идей науки; итоги урока и сообщения домашнего задания

г) урок проверки и коррекции знаний, умений и навыков: сообщение темы, цели и задачи урока, мотивация обучения школьников; проверка знания учащимися фактического материала и основных понятий, проверка гл. Либин осмысление учащимися знаний и степени их обобщения, применение учащимися знаний в стандартных и измененных условиях; сбор выполненных работ, их проверка, анализ и оценка; итоги урока и сообщение ения домашнего задания

д) комбинированный урок: проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера, проверка ранее усвоенных знаний; сообщение темы, цели и задач урока и мотивация обучения школьников; способа приема и осознание учащимися нового материала осмысления, обобщение и систематизация знаний; итоги урока и сообщения домашнего задания.

Структура каждого урока является вариативной, предусматривающей использование его компонентов в зависимости от возраста учащихся, их подготовки, содержания учебного материала, методов обучения, места проведения уроков т.д. Это означает, что учитель должен творчески планировать каждый урок.

Последнее время много говорят и пишут об интегрированных уроках.

Это и есть интегрированный урок . Такое название наиболее адекватно отображает, сущность этого занятия, которое состоит в объединении усилий учителей разных предметов в его подготовке и проведении, а также в интеграции знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин.

Интегрированные уроки можно классифицировать по смыслу и дидактической цели и отнести к одной из групп: уроки изучения новых знаний, уроки систематизации обобщения знаний, комбинированные уроки.

Интегративные уроки наиболее целесообразно проводить с учениками одного класса, ибо в таких условиях оптимально осуществляется управление учебно-познавательной деятельностью школьников. В отдельных случаях возможно объединение для занятия двух параллельных классов; этот вопрос решается в каждом конкретном случае, учитывая содержание урока, его цель, педагогическое мастерство учителей и другие факторы.

Однако среди разнообразных форм учебных занятий в образовательной практике основное место все же занимает урок в его классическом виде. Поиск путей усовершенствования урока осуществляется в направлениях:

заинтересовывать учеников материалом или формой проведения урока, то есть внешними его признаками. Это, например, проведение урока поэтической свечи, урока-путешествия, урока-выставки и т.д.;

углубление знаний материала урока за счет реализации межпредметных связей;

развитие творчества учеников, реализация их потребностей в общении, формирование идеала;

реализация проблемно-поисковой, научно-опытной, экспериментальной работы учеников.

усовершенствование форм контроля знаний: урок-зачет, урок-экзамен, урок-консультация;

пробуждение фантазии, развитие эмоционального восприятия учебного материала. Это – урок-сказка, урок-игра.

Педагоги-методисты выделяют ряд требований к элементам структуры урока.

Общие требования кратко можно сформулировать так:

вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями;

формировать у учащихся прочные навыки и умения, способствующие подготовке их к жизни;

повышать воспитательный эффект обучения на уроке, формировать у учащихся в процессе обучения черты личности;

осуществлять всестороннее развитие учащихся, развивать их общие и специальные особенности;

формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни.

вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с книгой, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике;

формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Вышеперечисленные требования можно поделить на четыре группы.

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем данных социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок.

Выполнение этих требований является необходимым условием эффективности урока, то есть достижения желаемых результатов. Также эти требования необходимо учитывать и при классификации уроков по различным основаниям, так как в итоге каждая из классификаций пройдет свое испытание практикой, которая изначально и выдвигает перечисленные выше требования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *