урок обучение грамоте 1 класс гласные и согласные звуки
Урок обучения грамоте. Гласные и согласные звуки
Цель: формировать у учащихся представление о гласных и согласных звуках.
1. Введение в тему урока.
— Что мы узнали на прошлом уроке? (Понятие звук, что звуки окружают нас)
— На прошлом уроке мы с вами слушали и вот такой звук:
Прослушать запись шума класса во время перемены.
— Что вы слышали? (Разговаривают дети)
— Значит, разговаривают люди тоже звуками. Цель нашего урока — разделить звуки на две группы.
2. Работа над новой темой.
— Повернитесь друг к другу и понаблюдайте, как мы произносим звуки.
Какой звук произносит мама, когда укачивает малыша? (А-а-а)
Как гудит пароход? (У-у-у)
Изобразите, как гудит пчела? (Ж-ж-ж)
Как рычит собака? (Р-р-р)
Как звенит комар? (З-з-з)
Как удивляется человек? (О-о-о)
Как фыркает ёжик? (Ф-ф-ф)
Одновременно на доску учитель выставляет буквы, обозначающие произносимые учащимися звуки.
— Все ли звуки вы произносили одинаково? (Нет)
— Какие звуки произносились легко? (А, у, о)
— С помощью чего произносились эти звуки? (Воздуха, голоса)
— Может кто-нибудь знает, как называются звуки, которые произносятся голосом? (Гласные звуки)
На доску вывешивается условный знак гласных звуков.
— Что мешало вам произносить остальные звуки? (Губы, зубы, язык)
— Может кто-нибудь знает, как называются такие звуки? (Согласные)
На доску вывешивается условный знак согласных звуков.
— Сделайте вывод: на какие две группы делятся звуки.
— Что общего у всех гласных? (Произносятся легко, с помощью голоса, при произнесении во рту ничего не мешает, их можно пропеть)
— Что общего у всех согласных? (Нельзя пропеть, при произнесении во рту мешает что-то: язык, губы, зубы)
— Вспомните правила работы в группе.
Правила вывешиваются на доске.
Задание: Разложите данные вам карточки в правильные группы.
По окончании работы старший группы подводит итог:
— как работала группа,
— что получалось и что вызвало затруднения;
— оценка работы группы.
3. Работа с азбукой.
— Откройте стр. 16, рассмотрите картинку.
— Кто узнал сказку? (Волк и семеро козлят)
— Что произошло, когда мама-коза ушла?
— Чему учит эта сказка?
Задание: задайте вопросы друг другу по этой картинке.
4. Подведение итогов урока.
1. Что вы узнали сегодня на уроке?
3. Какие звуки называют согласными?
4. Что понравилось на уроке? О чём расскажите своим родителям?
Конспект урока по обучению грамоте «Гласные и согласные звуки» 1 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Гласные и согласные звуки»
дети научатся свободно высказывать свои мысли;
научатся различать гласные и согласные звуки, чётко и ясно произносить их;
познакомятся со слиянием согласного звука и гласного, его графическим
научатся выделять в слове слоги-слияния, называя звуки, из которых они
научатся правильно выполнять деление слова на слоги;
познакомятся со слогом, состоящим из одного гласного звука;
научатся составлять схемы слов, состоящие из слога-слияния и гласного звука,
слогов-слияний и примыкающих звуков.
1. Включение в учебную деятельность
Долгожданный дан звонок-
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
— Проверим готовность к уроку.
-Давайте вспомним, чему мы научились на прошлых уроках.
1. Какие виды речи вы знаете?
2. Из чего состоит наша речь?
3. Из чего состоит предложение?
4. Как связаны слова в предложении?
5. Из чего состоят слова?
Молодцы! Слоги – это части слова.
6. Какие бывают слоги?
3. Открытие нового знания
Помогите мне, ребята, разделить слова на слоги и составить к словам схемы.
— На доске картинки: комар, пчела, волк, кошка, собака (называют).
— На какие группы можно разделить этих животных? (Комар, стрекоза, пчела – насекомые; волк, кошка, собака – звери.)
— Разобьём слово комар на слоги. (Ко-мар.)
— Сколько в слове комар слогов?
— Произнесите слово полностью, послушаем какой слог ударный. (Второй).
— Нарисуем схему слова
Аналогичная работа проводится со словами: стрекоза, пчела, волк, кошка, собака.
— А теперь, ребята, давайте вспомним: какие звуки они издают.
— Но сначала сделаем гимнастику для развития речевого аппарата, потренируем наши органы речи.
Толстые внуки приехали в гости
С ними худые кожа, да кости
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись
Поцеловать они всех потянулись
— Ребята, залетел комар. (Хором: з-з-з-з-з.)
— Заглянула к нам пчела. (Ж-ж-ж-ж-ж.)
— Собака зарычала. (Р-р-р-р-р.)
— Кошка замяукала. (Мяу-мяу.)
Молодцы! Сколько звуков нас окружает, которые издают насекомые, животные,
человек! Мы можем слышать шорох, скрип, шелест. Всё имеет свои звуки.
— Но каждое слово тоже состоит из звуков, которые стоят в строгом порядке. Это речевые звуки. Вот сегодня мы и будем разбираться в звуках человеческой речи. Какие они?
— Какая гостья к нам сегодня пожаловала? (слайд) (Маша из м/ф «Маша и медведь.)
— Маша покажет звуки, а вы их отгадайте по губам (слайды).
— Что за звуки загадала Маша? (А, о, у, ы, и, э.)
— Какие это звуки, ребята? Послушайте про них стихотворение:
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных
Голос участвует, голос зовёт
Звук получается … (гласный.)
— Все певцы и певицы распеваются на этих звуках.
— Давайте и мы попробуем! Споём «В лесу родилась ёлочка» на звук [а]
В лесу родилась ёлочка (а-а-а-а-а-а ….)
Теперь на звук [у] (у-у-у-у-у …)
Звуки легко поются, воздух свободно проходит, произносятся с помощью голоса ( в старину
голос называли «глас») – поэтому звуки называются гласными: а, о, у, ы, и, э.
Их ровно шесть и легко всех перечесть: а, о, у, ы, и, э.
Их ещё называют «гласные – красные». Кто знает почему? (Гласные звуки обозначают на схемах красным цветом.)
— А вот другие звуки произносятся с трудом; мешают преграды: губы, зубы, язык. Согласные
звуки согласны шелестеть, шептать, свистеть, фыркать, скрипеть, но не хочется им петь.
— Попробуйте за мной повторить звуки: [ф], [д], [т], [л], [м], [р]
— Согласные произносятся резко, не тянутся, встречают преграду при произношении.
— Итак, ребята, какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Продолжение работы по теме урока
— Составим схему слова ум.
— Сколько слогов в слове? (Один.) Он же ударный.
— Сколько звуков в слове? (Два.)
— Назовите первый звук. ([у])
— Назовите второй звук. ([м])
— Как произносится первый звук? (Легко, свободно, голосом; он гласный.)
— Какой квадратик мы будем использовать в схемах вместо гласного звука? (Квадратик
— Как произносится звук [м]? (С препятствиями, трудностями; он согласный.)
— Квадратик какого цвета используем? (Белый.)
Игра «Узнай гласный звук»
Я буду называть слова, если вы слышите слово, начинающееся с гласного звука, тогда вы хлопаете, если с согласного – молчите.
Слова: машина, аист, урок, кукла, ириска, эхо, шишка, Оля.
Слова: утро, кино, фонарь, арбуз, игра, носорог, щенок.
— Чтобы гласные и согласные не путались, на схемах красный квадратик вместо гласного звука.
6. Работа с учебником
— Откройте учебник на странице 15. (Работа с иллюстрацией.)
— Тихо подойдём к речке, пройдём на пригорок и сядем под раскидистым деревом. Здесь
удобно будет побеседовать.
— Какое дерево склонилось над рекой и раскинуло свои ветви?
Трясёт бородою. (Ива.)
— Сколько слогов в слове ива? (Два.)
— Какой слог ударный?
— Составьте схему слова ива.
— Послушайте внимательно второй слог ва.
— Из каких звуков он состоит? (Из согласного [в] и гласного [а].)
— Эти два звука сливаются при произношении. Слог произносится на одном дыхании,
— Слияние согласного с гласным будет выглядеть так (слайд).
— Перейдём на другую сторону реки. Но для этого нужен мост.
— Составим схему слова мост. (Разбирается аналогично.)
— А дед Макар ловит рыбу. И уже кого-то поймал. Кого? (Щуку.)
— Составим схему слова щука. (Коллективный анализ.)
— А кто плюхнулся в воду и распугал всю рыбу? (Гуси.)
— Составьте звуковую схему слова гуси (слайд).
— Назовите, из кого состоит семья гусей? (Гусь, гусыня, гусята.)
— Каких ещё птиц вы видите на рисунке? (Голубей.)
— Какие это птицы: домашние или дикие? (Голуби могут быть как домашние, так и дикие).
— Составим звуковую схему этого слова (слайд).
— Посмотрите на рисунок: про всех рассказали? Никого не забыли?
— Молодцы! Хорошо потрудились!
Рефлексия учебной деятельности
— На какие две группы делятся все звуки человеческой речи?
— Как мы произносим гласные звуки?
— Как мы произносим согласные звуки?
— Какие два звука образуют слог-слияние? (Согласный с гласным.)
— Могут ли два рядом стоящих согласных звука образовать слог-слияние?
— Понравился вам урок? (Показывают смайлики.)
Урок «Обучение грамоте» в 1 классе Тема: «Гласные и согласные звуки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок «Обучение грамоте» в 1 классе
Тема: «Гласные и согласные звуки»
продолжить формировать представление о гласных и согласных звуках;
способствовать развитию связной и литературно грамотной речи, умению рассказывать;
развивать внимание, наблюдательность;
воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Самоопределение к деятельности.
— Сегодня мы совершим путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, мы должны отгадать загадку-ключ.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шапка есть – нет головы. (гриб)
(Показываю рисунок гриба. Открываю картинку «Осенний лес»)
— Но вот и попали мы в сказочный лес,
Лес этот полон всяких чудес,
Здесь звери не только учатся жить,
Они тоже умными все хотят быть.
И учит зверушек медведь косолапый,
Указку, держа своей лапой мохнатой.
(Картинка «Лесная школа»)
— У зверят тоже урок чтения. И тема урока «Гласные и согласные звуки».
— Прочитайте тему урока. (Запись на доске)
— Ребята, а какая цель нашего урока?
— Чему должны научиться вы?
— Значит, мы все должны работать дружно, помогать друг другу.
— Давайте поможем зверятам.
— Что мы обозначаем красным цветом?
— Какие звуки мы называем гласными?
— Назовите гласные звуки.
— Какие звуки называем согласными?
— Что мы обозначаем синим цветом? А зленым?
— Учитель-медведь тоже указывает на какую-то схему. Что это?
— Но чтобы нам не заблудиться в лесу, нашим проводникам будет этот гриб. (Лисичка)
— Вот какая история произошла с ним однажды.
Жил в лесу гриб лисичка со своими грибятами. Один грибенок был очень непослушный и ушел без разрешения гулять. Навстречу ему попался зверек с большим пушистым хвостом.
— Ты кто? – спросил грибенка зверек.
— Что за лисички встретились?
— Почему же лисички не поняли друг друга?
Вывод. Одно слово обозначает несколько предметов. В русском языке такие слова, которые обозначают несколько предметов, называются омонимами. Более подробно вы с ними познакомитесь дальше, когда начнете изучать русский язык. Значение таких слов мы находим в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.
— А может быть кто-нибудь из вас может привести примеры таких слов?
— Кто из вас ходил в лес за грибами?
Чтение текста таблицы «Обучение грамоте» и беседа по нему.
— Наш проводник грибок вывел нас на лесную поляну. Посмотрите внимательно на картинку.
— выполните задание к ней. (Составить 2 предложения по картинке по схемам:
— Сколько слов в первом предложении? Во 2, 3?
— Какое по интонации 3-е предложение?
— Что называется предложением?
— Из чего состоят предложения?
— Как пишем первое слово в предложении?
— Каким видом речи мы пользовались?
— Что такое устная речь?
— Учитель-медведь задал своим ученикам загадки, но они затрудняются их отгадать. Давайте поможем им не только отгадать загадки, но и составим к ним схемы.
— Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
— Рыжая с пушистым хвостом живет в лесу под кустом. (лиса)
— В сосне дупло, в дупле тепло, а кто в дупле, живет в тепле? (белка)
— Наше путешествие подходит к концу и, чтобы мне вновь очутились дома, в классе, мы должны ответить грибочку – проводничку, достигли ли мы поставленной цели.
— Чему научились на уроке?
Список использованной литературы:
С.В. Савинова, Е.Е. Гугучкина. Нестандартные уроки в начальной школе (игры, соревнования, викторниы, конкурсы, турниры, путешествия). Издательство «Учитель». Волгоград, г.
Урок обучения грамоте на тему «Гласные и согласные звуки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
городского округа города Агидель
учитель начальных классов
стаж работы –34 года
учитель высшей квалификационной категории
Урок обучения грамоте
Тема: Гласные и согласные звуки.
Этап обучения по данной теме: основной
Цель: Знакомство с гласными и согласными звуками: образование, обозначение.
4. Задачи для учителя: обучать разграничению и обозначению гласных и
согласных звуков, организовать учебную деятельность на уроке через
сотрудничество с учащимися.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Используемые приёмы, методы, технологии обучения: исследовательская технология, ИКТ
Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Оборудование и основные источники информации: ПК, проектор, экран, электронное приложение к учебнику.
В конце урока ученики
знают две разновидности звуков: гласные и согласные
умеют находить гласные и согласные звуки и обозначать их
умеют ставить учебные задачи и формулировать выводы под руководством учителя
умеют слушать собеседника, работать под руководством учителя в ученическом коллективе
умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
1.Мотивация к учебной деятельности
учебную деятельность на
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ хорошего ученика.
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.
Включаются в учебную деятельность.
Первым делом гоним лень.
На уроках не скучать,
А работать и читать!
Форма работы: фронтальная
Все правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно .
1.«Задуйте свечу» Представьте, что перед вами большой именинный торт. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
2. Работа над дикцией «Песня воробья»Чио-чио, фью-фью-фью!Чик-чирик, чью-чью-чью!
Дети выполняют упражнения под руководством учителя
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Форма работы: фронтальная
Мы с вами на прошлом уроке сделали важное открытие о словах.
-Кто вспомнит, из чего состоят слова?
-Как вам кажется, вы уже научились выделять из слов отдельные звуки?
Отметьте на линеечке на каком уровне находятся ваши знания о звуках.
-Хотите проверить себя?
— Сосчитайте, сколько звуков в словах: мама, брат, бабушка.
-Слова состоят из звуков.
Отмечают на линейке уровень знаний.
Определяют количество звуков в словах.
урока под руководством
умение выражать свои мысли
Форма работы: фронтальная, групповая.
Упражнение «Приятное слово»
(К доске по желанию выходят пять учеников. Учитель просит каждого из
них произнести какое-то приятное слово).
-Одинаковые или разные слова произносили ваши товарищи?
-Что помогло вам понять,
что это разные слова?
— Почему все слова звучат по- разному?
-Какую цель поставим на уроке?
Проводит электронную физминутку
Ученики по очереди произносят какие –то приятные слова.
— Они звучат по- разному.
— Узнать, почему слова звучат по-разному.
поискового характера под руководством учителя
Форма работы: фронтальная
Рассмотрите рисунок на стр 46 «Азбуки». Что на нем изображено?
— Кого зовет мальчик, к кому он бежит?
— Вспомните свою маму, улыбнитесь и спокойным тоном произнесите
— А теперь понаблюдайте за губами.
— Какие звуки вы слышите при этом?
— Звуки, при произношении которых воздух изо рта выходит свободно,
— Какой звук в слове МАМА вы назовете гласным?
Как вы думаете, какие звуки называются
— Что мешает выходу воздуха изо рта?
— Но голосовые связки работают, и поэтому согласный звук мы все
— Какие органы ротовой полости могут еще мешать выходу воздуха
— Вы только что стали исследователями. Благодаря исследованию
родного слово МАМА вы получили новое знание..
— Гласные и согласные звуки договорились обозначать схематично:
гласные – красным кружком, согласные – синим, разделенным
— Мама, сама не подозревая, помогла вам сейчас. Поговорим о других
членах вашей семьи. Нам поможет разобраться волшебное родословное древо (ЭП)
— Кто находится ближе к корням?
— Кто находится выше?
Обратите внимание на портреты. Они подписаны снизу с помощью звуковых схем. Попробуйте назвать слова.
(Работа над каждым словом и каждым звуком. Определение гласных и согласных звуков)
Проводит электронную физминутку
-Гуси погнались за мальчиком.
-Губы смыкаются и открываются.
— Звуки, при произношении которых воздух изо рта не
выходит свободно, а встречает преграду.
— Учащиеся повторяют вывод.
-С маминой и с папиной стороны.
Дети характеризуют каждый звук в словах.
Цель : Усвоение нового способа действий
умение выражать свои мысли
алгоритмом анализа слов и их звукового состава.
Форма работы: парная
— Рассмотрите рисунок на стр 48
— Куда приехала девочка?
— Какой была встреча дедушки с внучкой?
— Что можно почувствовать, глядя на рисунок?
Хорошо читающий ученик читает текст под рисунком. Далее анализ слов и их звукового состава.
2.Определить значение слова.
3.Охарактеризовать звуки в словах (гласные и согласные)
— Спокойные кошки мурлычут, журавли никого не боятся, дедушка радостный, а значит, счастливый.
Анализируют звуковой состав слов.
7. Самостоятельная работа
нового знания в типовых
Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль;
Форма работы: индивидуальная
Закрепим полученные знания, выполнив задания по ЭП.
Работают в группах по ЭП
Составляют звуковые схемы слов.
8.Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: самооценка результатов деятельности.
умение структурировать знания
аргументировать свои высказывания
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
— Какую цель урока мы ставили?
— Что нового узнали на уроке?
— Какое задание сегодня было на уроке самым интересным?
— Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке?
— Оцените свою работу на уроке.
— Узнать, почему слова звучат по-разному.
-Как обозначаются гласные и как обозначаются согласные звуки.
Проводят рефлексию и самооценку деятельности на уроке.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс повышения квалификации
Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС
Номер материала: ДБ-117963
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.