урок строение нервной системы спинной мозг
Конспект урока биологии «Строение нервной системы. Спинной мозг»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 51» г. Рязани
Конспект урока биологии в 8 классе
Учитель биологии и химии
МБОУ «Школа № 51» г. Рязани
Образовательные : создать условия для знакомства учащихся со строением и значением нервной системы человека.
Воспитательные : способствовать формированию научного мировоззрения, формирование умения работать в группах, культуры учебного труда.
Развивающие : а) способствовать развитию общеучебных умений:
учебно-интеллектуальных (анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы)
учебно-информационных (умение работать с текстом, источниками информации),
учебно-организационных (осуществлять самоконтроль и самооценку),
учебно-коммуникативных (уважать мнение собеседника)
б) способствовать превращению биологических знаний в личностно-значимые (умение соблюдать правила безопасности при обращении с различными веществами)
в) способствовать развитию умений познавать свой организм и его функции самостоятельно.
Тип урока: усвоения новых знаний.
Методы обучения: практические, репродуктивные, словесные, наглядные.
Приемы деятельности учителя: организация поисковой и групповой деятельности, представление презентации.
Деятельность учащихся: выполняют исследовательскую работу, демонстрируют знания, производят обсуждения, работают с различной информацией.
Оборудование: презентация «Нервная система», тексты для работы в группах, инструктивные карты для выполнения лабораторных работ, компьютер, мультимедийный проектор,
Актуализация знаний (беседа)
Изучение нового материала
Общий план строения нервной системы
Введение темы урока. Мы продолжаем изучать с вами нервную систему человека и наш урок мне хотелось бы начать с эпитета
«Я знаю себя как мысль, но я, безусловно, не знаю себя как мозг»
Учитель : Что вы уже знаете о нервной системе?
У каких организмов она встречается и что из себя представляет?
Какие функции она выполняет?
Ответы: ( обеспечивает поддержание гомеостаза
обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма
осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспосабливающие реакции на ее изменения
составляет основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение )
Учитель : Вы так много знаете о нервной системе, почему же Р.Декарт так выразился о своих знаниях? Я предлагаю прочитать информацию в тексте, а потом дать ответ. Текст № 1 (серая масса)
«В древности вид мозга не вызывал каких-нибудь положительных эмоций. Эта желеобразная масса (обычно обескровленная у трупа) не внушала уважения. Ее не пытались даже сохранить при бальзамировании. Отсюда и возникло предположение о мозге, как о несущественном органе, студенистом веществе, нужном лишь затем, чтобы охлаждать кровь.»
Что вы еще не знаете о нервной системе? (как устроена, какие части, какие функции, как действует)
Что нужно сделать, чтобы узнать? (выполнять задания учителя, искать информацию в различных источниках)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока
«Строение нервной системы. Спинной мозг.»
Какую цель вы поставили бы перед собой на этом уроке?
изучить строение нервной системы
Какие задачи необходимо для этого решить?
узнать какие отделы имеются
какая ткань образует данную систему органов
как взаимосвязаны все части этой сложно системы .
изучить строение спинного мозга
Мы сегодня продолжаем изучение нервной системы, хочу обратить ваше внимание на то, что на предметном столике находятся предметы:
густой кисель или студень
Как связаны между собой эти предметы? (беседа)
Как вы думаете, мы сможем досконально изучить все отделы нервной системы? Почему? (нет, да) Это достаточно объемный материал, поэтому, скорее всего, мы не сможем охватить весь материал.
Изучение нового материала. Что бы ответить на все вопросы, действительно требуется активно действовать, изучать, слушать и делать выводы.
(работа в группах) У вас на столах имеются листы с изображением схемы нервной системы. К ним прилагаются этикетки с названием отделов нервной системы. Расположите их на рисунке. Можно использовать материал параграфа 43. На работу 3 мин. (по окончании демонстрируем рисунок и объясняем почему так расположили).
Нам про нервную систему
Можно сочинить поэму,
Будто сеточка какая,
Нервы всюду проникают
Какие нервы входят в состав нервной системы? почему? (чувствительные, двигательные, смешанные). Как устроен нерв?
(Ответы учащихся) нет кровеносных сосудов, проводят ток в одном направлении, нет чувствительности, оболочка разная)
Прежде чем изучить строение спинного мозга предлагаю головному мозгу небольшую динамическую паузу. (Зарядка для мозга)
Итак, в первой части урока вы изучили: (строение нервной системы, ее отделы, значение каждого отдела) Что нам осталось изучить на этом уроке? Напомните, пожалуйста цель, которую ставили перед собой? (см. выше). Какая задача еще не решена? (строение спинного мозга)
Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент, в котором рассказывается о строении и функциях спинного мозга. На столах у вас рисунки, изображающие спинной мозг, но подписи к ним забыли сделать. Используя материал видеофрагмента восстановите подписи.
Рис. 1. Поперечный разрез грудного отдела спинного мозга: 1 — задняя срединная борозда; 2 — задний рог; 3 — боковой рог; 4 — передний рог; 5—центральный канал; 6 — передняя срединная щель; 7 — передний канатик; 8 — боковой канатик; 9 — задний канатик.
Учитель: Каковы функции спинного мозга? (ответы учащихся)
Проводниковая функция будет заключаться в тактильной чувствительности, так как передает информацию в головной мозг. (дать потрогать яблоко, лимон и т. д)
Необходимо отметить, что взаимодействие этих двух функций обеспечивает слаженную работу всего организма, наши богатые ощущения, нашу подвижность, полноценную жизнь.
Итак. Давайте припомним, какую цель вы ставили перед собой в начале урока?
Мы достигли этих целей? Что нового вы узнали на уроке?
Какие методы мы использовали, что бы достичь своих целей? (работа с иллюстрациями, просмотр видеофрагмента, наблюдение)
Почему на столе у меня такие разные предметы? Что их связывает?
Предлагаю стикерами оценить вашу работу на уроке, отметив фразеологизм, который соответствует вам.
Методическая разработка урока биологии на тему: «Центральная нервная система. Спинной мозг»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Строение нервной системы. Спинной мозг.ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
Цель урока: узнать информацию о строение и функциях спинного мозга
ПЛАН УРОКА: 1. Функции нервной системы. 2. Части нервной системы. 3. Спинной мозг и его расположение. 4. Строение спинного мозга. 5. Функции спинного мозга. 6. Повреждения спинного мозга.
Вопрос №1: Вспомните, какие функции выполняет нервная система в живом организме?
Функции нервной системы Нервная ткань и нейроны Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма Осуществляет ориентацию организма во внешней среде и приспособительные реакции на её изменения. Составляет материальную основу психической деятельности: речь, мышление, социальное поведение.
Что такое нервная система? Из каких частей она состоит?
Нервная система Центральная Периферическая Спинной мозг Головной мозг Нервные окончания Нервные узлы нервы Нервная система – это совокупность специальных структур. Объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой
Спинной мозг (лат. Medulla spinalis) —хвостовая часть ЦНС позвоночных, расположенная в образованном невральными дугами позвонков позвоночном канале от I шейного позвонка до I – II поясничных. Длина около 45 см. толщина около 1 см. СПИННОЙ МОЗГ
Нервный узел Корешок спинномозгового нерва Поясничный отдел спинного мозга «конский хвост» Спинномозговой нерв Седалищный нерв Отделы спинного мозга
Спинной мозг (лат. medulla spinalis) имеет относительно простой принцип строения и выраженную сегмен-тарную организацию. Он обеспечивает связи головного мозга с периферией и осуществляет сегментарную рефлекторную деятельность. Внешнее строение спинного мозга
1 – центральный канал; 2 – задний корешок спинно-мозгового нерва; 3 – передний корешок спинно-мозгового нерва; 4 – позвоночный нервный узел; 5 – спинно-мозговой нерв; 6 – серое вещество («бабочка»); 7 – белое вещество; 8 – передняя срединная борозда. Внутреннее строение спинного мозга
Проводящие пути центральной нервной системы (tractus sistematis nervosi centralis) — группы нервных волокон, которые характеризуются общностью строения и функций и связывают различные отделы головного и спинного мозга. Проводящие пути спинного мозга
Вопрос №2: Пользуясь параграфом 49, запишите функции спинного мозга?
Травма «ныряльщика» Миелопатия – сдавление спинного мозга (причины:перенесённая травма, воспаление Позвонков, нарушение Кровообращения) Грыжа межпозвонковых дисков Повреждения спинного мозга
Проверь себя 1.Тела нервных клеток находятся в следующем веществе спинного мозга: А. сером Б. белом В. красном Г. костном 2.Импульсы от органом чувств в мозг проводят: А. чувствительные нейроны Б. двигательные нейроны В. вставочные нейроны Г. рецепторы 3. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова Спинной мозг находится в __________________________, состоит из _____________и______________________вещества. Он включает _____________, _____________,____________отделы.
Домашнее задание: параграф 49, ответить на вопросы после параграфа По желанию составить тест на тему: «Спинной мозг»
Выбранный для просмотра документ рабочий лист ЦНС, Спинной мозг.docx
Тема урока______________________________________________________________________________________Дата урока____________
Вопрос №1: Вспомните, какие функции выполняет нервная система в живом организме?
Части нервной системы
Задание №2: Подпишите части внутреннего строения спинного мозга
Задание №1: Подпишите отделы спинного мозга.
1____________________________
Проводящие пути спинного мозга
Внешнее строение спинного мозга
Вопрос №2 : Пользуясь параграфом 49, запишите функции спинного мозга.
Домашнее задание: параграф 49, ответить на вопросы после параграфа
По желанию составить тест на тему: «Спинной мозг»
1.Тела нервных клеток находятся в следующем веществе спинного мозга:
А. сером Б. белом В. красном Г. костном
2.Импульсы от органом чувств в мозг проводят:
А. чувствительные нейроны Б. двигательные нейроны В. вставочные нейроны Г. рецепторы
3. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова
Спинной мозг находится в __________________________, состоит из _____________
и______________________вещества. Он включает _____________, _____________,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Курс профессиональной переподготовки
Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации
Номер материала: ДВ-558992
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома
Время чтения: 1 минута
«Спутник» объявили словом года в России
Время чтения: 2 минуты
В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок по теме «строение нервной системы. Спинной мозг»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема : Строение нервной системы. Спинной мозг.
Цель: сформировать у учащихся знания о строении нервной системы, спинного мозга и его функциях.
Познакомить учащихся со строением нервной системы.
Определить сферы деятельности нервной системы.
Узнать строение и функции спинного мозга.
Изучение нового материала.
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с еще одной системой человека. Но прежде чем мы начнем, ответьте мне на несколько вопросов.
Наш организм можно сравнить с хорошо отлаженным механизмом, который работает как часы. У каждого механизма есть мастер, который следит за его работой, исправляет поломки и сбои. Ребята, как вы думаете, а какую систему нашего организма можно назвать таким мастером, который следит, чтобы наш организм работал правильно? (нервная система).
Запишем тему урока.
Как вы считаете, какие функции может выполнять нервная система?
Вы уже знаете, что существование организма в сложном, постоянно изменяющемся мире невозможно без регуляции и координации его деятельности. Ведущую роль в этом процессе выполняет нервная система. Основу нервной системы составляет нервная ткань. Из каких клеток она состоит?
Перед вами рисунок нейрона, подумайте, вспомните и подпишите его части
Нейрон состоит из тела и отростков, длинные – аксоны, короткие – дендриты. В зависимости от функций нейроны бывают чувствительными, вставочными и двигательными. Как видите ребята определения немного перепутались, помогите их расставить правильно.
Чувствительные – принимают сигнал от рецептора.
Вставочные – передают сигнал в головной мозг.
Двигательные – обеспечивают ответную реакцию исполнительного органа на раздражение. Молодцы! Теперь когда мы разобрались с нейронами самое время познакомится с всей нервной системой.
Н ервная система — целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур.
Регулирует деятельность всех систем организма и реакции на изменение условий внутренней и внешней среды
У вас на партах есть схема и подписи к ней, по мере рассказа вы будете вписывать названия на свои места.
Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга, нервов, нервных узлов и нервных окончаний. Как вы думаете, как можно распределить все это в схеме?
Нервная система человека делится на два отдела – центральная и периферическая. К центральной нервной системе относят головной и спинной мозг, к периферической нервы, нервные окончания и нервные узлы.
Хорошо. А теперь возникает такой вопрос если нервная система делится на отделы, то, значит, каждый отдел отвечает за что-то свое?
Как думаете,за что отвечает головной мозг? Спинной мозг? нервы? Нервные узлы?
Головной мозг: мышление, язык, эмоции, произвольные движения, восприятие окружающего мира, навыки.
Спинной мозг: следит за работой внутренних органов, обеспечивает связь всех отделов ЦНС, сокращение скелетных мышц, непроизвольные движения.
Нервы, нервные узлы, нервные окончания –передача импульсов к центральной нервной системе и к рабочим органам.
Для того чтобы лучше понять устройство и функции нервной системы, давайте вспомним как развивалась нервная система животных.
Нервная система высших животных и человека – это результат длительного развития в процессе эволюции. Развитие ЦНС происходило, прежде всего, в связи с усовершенствованием восприятия и анализа воздействий внешней среды. Вместе с тем совершенствовалась и способность отвечать на эти воздействия. Развитие НС шло также в связи с усложнением строения организмов и необходимостью согласования и регуляции работы внутренних органов. Для понимания деятельности НС человека необходимо вспомнить ее основные этапы развития. Какие типы НС различают у животных:
Черви и членистоногие – узловая.
Какой вывод мы можем сделать?(чем выше организация тем сложнее устроена нервная система. )
Физкультминутка. Давайте устроим небольшую паузу.
Плечи вперед, подбородок назад, плечи назад, подбородок вперед.
Поднимание и опускание плеч.
Потягивание вверх, приседание.
Все повторить по 2-3 раза.
Ну вот мы немного размялись, погоняли кровь по сосудам, насытили головной мозг кислородом и теперь можем продолжать наш урок.
Давайте обратим внимание на спинной мозг.
Интересный факт: спинной мозг появился раньше головного. Ученые считают, что изначально именно он управлял всем организмом, в том числе и движениями. Доказательством этого является отфакт, что цыплята после отсечения головы способны бегать несколько минут. Так прославился один фермер, у которого цыпленок по имени Майк, после отсечения головы прожил 18 месяцев. За это время он продолжал растии даже пытался кукарекать.
На скорость проведения возбуждения влияет:
а) температура окружающей среды;
б) физиологическое состояние организма: во время спячки у сурка скорость проведения возбуждения равна 1 м/с, а во время бодрствования—60 м/с
в) толщина миелиновой оболочки, чем толще, тем выше скорость.
Масса спинного мозга животных составляет 23-47% от массы головного, а у человека лишь 2 % от головного мозга.
Длинные проводящие отростки занимают 30% всего белого вещества спинного мозга.
Начало спинного мозга условно определяется на уровне верхнего края I шейного позвонка и большого затылочного отверстия черепа. В этой области спинной мозг мягко перестраивается в головной мозг, четкого разделения между ними нет. Размеры спинного мозга человека следующие: длина приблизительно 40-45 см, толщина – 1-1,5 см, вес – около 30-35 г.
Спинной мозг это отдел ЦНС расположенный в канале позвоночника. По длине выделяют несколько отделов спинного мозга соответствующих отделам позвоночника. Давайте вспомним их.
В области шейного и пояснично-крестцового уровней спинной мозг толще, чем в других отделах, потому что в этих местах располагаются скопления нервных клеток, обеспечивающих движения рук и ног.
Со всех сторон вглубь спинного мозга вдаются углубления – щели и борозды. Самые крупные из них – передняя и задняя срединные щели, которые разграничивают две половины спинного мозга (левую и правую). В каждой половине имеются дополнительные углубления (борозды). Борозды дробят спинной мозг на канатики. В итоге получается два передних, два задних и два боковых канатика. Подобное анатомическое деление имеет под собой функциональное основание – в разных канатиках проходят нервные волокна, несущие различную информацию (о боли, о прикосновениях, о температурных ощущениях, о движениях и т.д.). В борозды и щели проникают кровеносные сосуды.
Если произвести срез спинного мозга в поперечном направлении, то он будет выглядеть неодинаково по цвету. На срезе можно увидеть два цвета: серый и белый.
Что же это означает? Как вы помните, нервная система состоит из нейронов, тела и отростки нейронов составляют белое и серое вещество мозга.
Серое вещество, состоящее из дендритов и тел нейронов, осуществляет проведение импульсов по нисходящим путям на мышцы тела.
Белое вещество состоит из аксонов, его функция проведение импульсов по восходящим путям, т.е в головной мозг.
Спинной мозг находится в спинномозговой жидкости. Она обеспечивает постоянство внутренней среды и предохраняет мозг от толчков и сотрясений. Белое вещество располагается в наружной части спинного мозга. Оно содержит массу нервных волокон, связывающих нейроны спинного мозга между собой, а также с нейронами головного мозга.
Различают восходящие и нисходящие нервные пути. По восходящим путям нервные импульсы идут к головному мозгу, по нисходящим, от головного мозга к центам спинного мозга. Вокруг центрального канала располагается серое вещество, состоящее из тел нейронов и дендритов. Оно занимает всю центральную часть спинного мозга и тянется сверху донизу в виде серых столбов. В сером веществе различают передние, задние и боковые столбы(рога). Они образованы телами вставочных нейронов. Эти нейроны воспринимают информацию от чувствительных нейронов и передают ее дальше – или в головной мозг, или другим нейронам спинного мозга. В передних нейронах располагаются мотонейроны (двигательные), управляющие скелетной мускулатурой. Боковые рога образованы вставочными нейронами, управляющими внутренними органами и железами.
Спинной мозг выполняет две функции – рефлекторную и проводящую. Давайте вспомним что такое рефлекс.
Перед вами картинки, расположите их в правильной последованности, чтобы получить схему коленного рефлекса.
— По моей команде лёгким пожатием руки вы передаёте сигнал по цепочке от первого ученика к последнему.
— Что же происходит с информацией, которая поступает через органы чувств? Куда она отправляется? Каким образом? А если мы разорвем цепочку?
Центры спинного мозга работают под контролем головного. Если нарушена связь между спинным и головным мозгом наступает спинальный шок. Это может произойти при повреждении позвоночника. При этом все рефлексы находящиеся ниже повреждения пропадают, и произвольные движения становятся невозможными.
Нервная система воздействует на весь организм человека, контролируя каждое действие.
Спинной мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции
Связь спинного мозга с головным осуществляется восходящими и нисходящими путями
Вставьте пропущенные слова.
1.Спинной мозг относится к … отделу нервной системы.
3. Центральная часть поперечного среза спинного мозга занята … веществом.
5. Спинной мозг выполняет … и … функции.
6. От спинного мозга отходят … пара спинномозговых нервов.
в задних корешках … отростки.
9. В белом веществе спинного мозга располагаются … и … пути, через них осуществляется связь его с головным мозгом.
10. Центры … рефлексов расположены в спинном мозге.
2. Составить вопросы для проверки знаний на следующем уроке.