урок теоретического обучения методика урока теоретического обучения

Урок теоретического обучения методика урока теоретического обучения

В основной части можно выделить следующие разделы:

1. Методическое обоснование темы.

2. Методические рекомендации по проведению урока.

3. Подробный план-конспект урока.

4. Дидактический материал к уроку (Приложения по ГОСТ 7.32-2001).

5. Список литературы (источников) для учащихся (по ГОСТ 7.1-2003).

6. Список литературы для педагога (по ГОСТ 7.1-2003).

7. Самоанализ урока.

Рекомендуемый план урока :

5. Цель методическая (если урок открытый).

6. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

7. Материально-техническое обеспечение урока.

8. Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта урока :

Методическая подструктура урока

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Тип уроков теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

— Урок изучения нового учебного материала.

— Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

— Урок обобщения и систематизации знаний.

— Урок контроля знаний, умений и навыков.

Типы уроков практического обучения (по Махмутову М.И.):

— Урок по первоначальному формированию умений и навыков.

— Урок совершенствования умений и навыков.

— Урок по выполнению комплексных заданий (работ).

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

3. Самостоятельная работа.

4. Практическая работа.

5. Лабораторная работа.

8. Контрольная работа.

12. Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура урока включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

3. Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на уроке решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа урока).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого урока подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

Источник

Методика проведения уроков теоретического обучения

В каждом уроке можно выделить его основные этапы, которые хар-ся различными видами деятельности преподавателя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют, таким образом, построение урока, взаимосвязь между этапами урока, то есть его структуру

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

Проведение любого урока состоит из трёх фаз: подготовительной, фазы активного обучения, фазы оценивания результатов урока. Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом

Ι. Подготовка:

1. Определение целей урока в терминах научения учеников

2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные элементы.

3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков, которым будут научаться ученики.

4. Проверка наличного уровня владения учениками предметом, которому их будут учить.

5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное научение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности.

6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками действий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о способах предъявления учебного материала и оценке степени его усвоения.

ΙΙ. Обучение:

7. Объяснение в начале урока характера нового материала, которым ученики должны овладеть.

8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всём диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.

9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям было экономичным и эффективным.

10.Приведение контрпримеров, не относящихся к утопическим понятиям.

11.Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить понимание понятия.

12.Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся могут продемонстрировать научение без посторонней помощи.

13.Поощрение учеников теми или иными способами, позволяющие им почувствовать, что научение идёт успешно, и повышающие их заинтересованность в обучении.

14.Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез и т.п.

15.Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в научении.

16.Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на всех стадиях их научения.

17.При обучении двигательным навыкам упорядочивание контрольных практических занятий относительно меняющихся условий выполнения навыка.

18.При обучении двигательным навыкам обеспечение плавного перехода от одного поднавыка к другому.

19.Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и эвристическим решениям проблем.

ΙΙΙ. Оценивание:

20.Проверка умения учеников применять усвоенное научение в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).

21.Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими предмете.

22.Сравнение достижений учеников с целями данного урока.

Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие их типов

Приведём классификацию уроков по Б.П. Есипову с рассмотрением их структурных особенностей:

1.Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

2.Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

3.Урок выработки и закрепления умения и навыков. Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выполненных работ; задание на дом.

4.Урок обобщения и систематизации знаний. Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных курсов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя, а само повторение и обобщение материала проводится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися

6.Комбинированный урок. Его примерная структура: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение нового материала; первичная проверка его усвоения; упражнения на закрепление новых знаний; повторение ранее изученного в виде беседы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Обязательными элементами всех обозначенных выше типов урока являются:

· организационный момент (постановка цели и обеспечение её принятия);

· актуализация учебной мотивации и установка на восприятие, осмысление и запоминание материала (создание рабочей обстановки);

· подведение итогов урока (фиксация достижения целей урока, определение степени участия в их достижении каждого ученика и класса в целом; оценка работы и определение дальнейших перспектив)

Источник

Структура занятий теоретического обучения. Использование современных технологий на занятиях теоретического обучения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Любовь Владимировна Гребенникова,

преподаватель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории,

первой квалификационной категории

строительства, архитектуры и дизайна

«Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского»,

г. Бахчисарай, Республика Крым

Профессиональная теоретическая подготовка – часть профессионального образования, обеспечивающая овладение обучающимися профессиональными знаниями, усвоение основных понятий, законов и теорий, объясняющих и обосновывающих процессы профессиональной деятельности. Охватывает основные компоненты труда: цель, предмет труда, средства труда, способы действия, организацию труда.

Урок (занятие) теоретического обучения – наиболее распространенная пока еще форма организации теоретического обучения в учреждениях среднего профессионального обучения.

Эффективность и результативность урока во многом определяются его структурой. Под которой понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока. Их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие. Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Такой урок формирует знания, но не обусловливает общее развитие обучающихся, поскольку элементы традиционной структуры не отражают процесса их самостоятельной учебной деятельности.

Кроме урока к группе организации теоретического обучения относятся лекции, семинарские занятия, экскурсии консультации, зачеты, самостоятельная работа.

Лекция как форма организации обучения. Под лекцией понимается занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа, иногда больше (в зависимости от возраста обучающихся, уровня образовательной программы, специфики содержания).

Основная дидактическая цель лекции – сформировать у обучающихся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной работы обучающихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.

Выделяются различные виды лекций: вводные, обзорные, информационные, проблемные и др.

Семинар – это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки обучающихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную работу и обсуждение обучающимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности.

Эффективность той или иной формы организации обучения зависит от многих факторов, среди которых одним из основных является педагогическая, психологическая и методическая подготовленность преподавателей и обучающихся к ее реализации.

Предлагаю вам типы уроков теоретического обучения и примерную структуру к ним:

1. Урок формирования теоретических знаний, изучения нового материала: урок-лекция, урок-беседа, урок выполнения теоретических исследований, экскурсия.

2. Урок совершенствования и закрепления знаний: урок в виде решения задач, урок в виде выполнения работ репродуктивного типа, урок в виде выполнения устных и письменных упражнений, урок в виде экскурсии, собеседование, урок в виде семинара, консультация.

3. Урок расширения и углубления знаний: урок в виде выполнения самостоятельных работ репродуктивного типа, проблемный урок.

4. Урок обобщения и систематизации знаний: семинар, конференция.

5. Уроки контроля и коррекции: урок в виде устного опроса, урок в виде письменного вопроса, урок в виде зачета, коллоквиум, общественный смотр знаний.

6. Комбинированные уроки : типовой урок комбинированного типа.

В настоящее время в теории и практике обучения утвердился взгляд на урок и другие формы учебных занятий как на развивающую и развивающуюся систему. Учебное занятие рассматривается как целое, состоящее из взаимосвязанных, взаимодействующих частей, и именно это взаимодействие обеспечивает получение интегративного результата. В теории и практике учебного занятия центральным является вопрос о его структуре, под которой имеется в виду логическое взаиморасположение и связь элементов, обеспечивающих основное количество различных форм учебных занятий, а в частности урока как системы.

На учебном занятии преподаватель организует учебно-познавательную деятельность обучающихся по достижению запланированной триединой дидактической цели. Рассматривая учебное занятие как организационную форму реализации конкретной дидактической цели, можно выделить те основные подцели – триединые дидактические задачи, решение которых в своей совокупности даст тот интегративный результат, который принято называть реальным результатом учебного занятия.

Каждая очередная дидактическая задача (или их совокупность) определяет отдельный этап занятия, а каждый этап в учебном занятии выступает в качестве элемента. Однако этап занятия можно рассматривать и как его подсистему. Он является относительно завершенным отрезком занятия, представляющим собой систему взаимосвязанных элементов: триединая дидактическая задача, содержание, методы, способы организации деятельности обучающихся, реальный результат. Все эти элементы взаимосвязаны между собой и составляют так называемый дидактический пятиугольник.

Триединая дидактическая задача – это запрограммированный результат данного этапа, являющая системообразующей частью структуры этапа урока и объединяющая все элементы этапа в единое относительно целостное образование. Дидактическая задача несет в себе три функции обучения: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Содержание учебного материала составляет содержательную основу каждого этапа учебного занятия. Сюда входят не только теоретические сведения, правила, теоремы, законы, но и задачи, упражнения, вопросы преподавателя, т.е. все то, что должен усвоить обучающийся и что способствует этому усвоению, так как этот процесс во многом зависит от подбора задачи, вопросов, наглядных пособий и т.д.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению конкретных целей обучения, воспитания и развития обучающихся. В методах обучения сфокусирована не только глубина раскрытия учебного содержания, но и проявляется личность преподавателя и обучающихся в процессе их взаимодействия. Именно оно, прежде всего, определяет стиль работы преподавателя на учебном занятии.

Методы теоретического обучения:

— монологический метод – изучаемый материал излагается преподавателем в словесной форме. У обучающихся доминирует исполнительская деятельность, или деятельность по образцу;

показательный метод – педагог излагает учебный материал урока и использует демонстрационный эксперимент таким образом, чтобы включить обучающихся в его осмысление. Деятельность обучающихся репродуктивная;

диалогический метод – педагог излагает учебный материал в форме диалога, в ходе которого обучающимся задаются репродуктивные вопросы, направленные на работу памяти и предусматривающие повторение опорных понятий;

эвристический метод – учебный материал излагается в ходе беседы, которая носит инструктивный характер. Объяснение учебного материала сочетается с постановкой проблемных вопросов, которые решаются с помощью преподавателя;

исследовательский метод – педагог организует учебно-познавательную деятельность обучающихся таким образом, чтобы она приобрела исследовательский характер;

алгоритмический метод – обучение осуществляется путем освоения обучающимися системы действий при решении типовых задач, характерных для соответствующего учебного предмета. Таким образом, обучающиеся овладевают, во-первых, тем или иным алгоритмом решения задач и, во-вторых, методом соответствующей науки. В качестве проблемы в этом случае выступает новая система связей между известными понятиями в алгоритме решения задач;

Использование технических средств обучения в учебном процессе – реальный путь повыщения качества подготовки квалифицированных специалистов. Благодаря кинопроекторам, диапроекторам, магнитофонам, компьютерам, мультимедийным интерактивным доскам значительно изменилась структура урока, методы обучения, формы организации и содержание деятельности обучающихся. В педагогической литературе имеются данные, что КПД словесного метода не превышает 10%, тогда как при дополнении его наглядным методом уровень запоминания учебной информации учебной информации достигает 65%.

В первую очередь определим понятия, которые будем использовать в дальнейшем. Под ТСО будем понимать специальные технические устройства, выполняющие функции опосредования учебных действий и служащие для повышения эффективности учебного процесса. Технические средства обучения могут быть «развернуты» в виде формулы:

ТСО=ТС+СО, где ТС – технические средства, а СО – средства обучения.

Технические средства – это непосредственно технические устройства, аппараты: интерактивная доска, диапроектор, кинопроектор, телевизор и т.д., а средства обучения – накопительное устройство информации (флешкарта), кинопленка, диски, диапленка и т.д.

Исходя из вышесказанного, нетрудно выделить две составляющие применения ТСО в учебном процессе: техническую, связанную с умением эксплуатировать ТСО, и дидактическую (методическую), связанную с умением применять ТСО для обучения.

Выделяют несколько групп ТСО:

— ССП – средства статической проекции (диапроекторы, графопроекторы, эпидиаскопы);

— СЗИ – средства звуковой информации (магнитофоны, плееры, проигрыватели);

— УК – учебное кино (кинопроекторы);

— УТВ – учебное телевидение (видеокомплексы, телепроекторы);

— КАВС – компьютерные аудиовизуальные средства:

— АОС – автоматизированные обучающие системы.

Применение ТСО на уроке – не самоцель или мода, это та необходимость, которая диктуется повышением эффективности обучения. В связи с этим уже в стадии проектирования будущих занятий в календарно-тематических планах определяются необходимые ТСО. Их также используют в тех случаях, когда весь объем учебного материала должен быть усвоен в более сжатые сроки.

Реальный результат этапа выражается прежде всего в тех знаниях, умениях, навыках, которые приобрели обучающиеся.

Таким образом, учебное занятие, являясь основной организационной формой реализации процесса обучения, состоит из отдельных частей – этапов.

Основными дидактическими целями в условиях профессионального образования выступают знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Содержательной основой выделения этапов учебного занятия является логика процесса усвоения знаний обучающимися:

Именно такой подход позволяет выделить возможный максимальный набор этапов учебного занятия.

Типология уроков в зависимости от дидактической задачи (основной цели):

— урок проверки знаний и умений

— урок закрепления изученного материала

— урок изучения нового материала.

Типология уроков в зависимости от форм организации обучения:

— урок формирования теоретических знаний

— урок производственного обучения

— урок формирования практических умений.

Пример урока теоретических знаний (изучения нового материала), его структура.

Основные характеристики урока:

— деятельность обучающихся жестко управляется деятельностью преподавателя на всех этапах;

— учебный материал, как правило, неизвестен обучающимся;

— в структуре урока возможно выделение четких этапов;

— актуализация опорных знаний и умений;

— применение новых знаний и способов деятельности.

Конструирование урока данного типа осуществляется следующим образом:

Цель урока – это результат, который преподаватель должен предвидеть в конкретных действиях обучающихся. Поэтому она отражает систему изучаемых структур теоретических знаний и уровень усвоения учебного материала.

Например, типичными формулировками целей уроков по электротехнике могут быть:

1). При изучении нового материала:

— формулирование понятия «электрическая машина» на уровне применения;

— объяснение принципа работы устройства;

— освоение навыков расчета электротехнических задач с использованием метода контурных токов;

— формирование представления о физических процессах;

— знакомство с принципом работы системы устройств.

2). При совершенствовании и систематизации знаний:

— обобщение знаний о теории электрических цепей;

— систематизация умений по расчету электрических цепей методом узловых потенциалов;

— обучение умению самостоятельно применять знания по решению электротехнических задач.

3). При учете и контроле знаний:

проверка усвоения обучающимися системы понятий по теме;

определение качества усвоения материала по теме.

Планирование деятельности преподавателя и обучающихся на этапе актуализации

Актуализацию знаний можно провести, выполняя следующие операции:

— опрос обучающихся по опорным конспектам;

— решение задач с применением опорных понятий;

— постановка демонстрационного эксперимента.

Для того чтобы провести опрос, необходимо сформулировать вопросы. Для решения задач на этапе планирования необходимо подобрать условия задач или составить их. Для постановки демонстрационного эксперимента необходимо выявить явление или процесс, которые лежат в основе действия изучаемого устройства.

Планирование формирования новых понятий и способов деятельности

Реализуя данный этап в разработке урока, преподаватель обдумывает, как будет осуществляться знакомство с новым материалом и каким образом возможно обеспечение планируемого уровня сформированности знаний и умений.

Знакомство с новым материалом может осуществляться через:

— постановку учебной проблемы;

— организацию демонстрационного эксперимента и снятие показаний приборов;

— показ алгоритма решения типовых задач;

— объяснение устройства и принципа действия оборудования.

Обеспечение формирования планируемого уровня усвоения понятий

— измерения системы параметров в ходе демонстрационного эксперимента;

— построения таблиц, графиков;

— самостоятельного решения типовой задачи по известному алгоритму;

— повторения объяснения преподавателя.

Планирование этапа применения знаний

Этот этап можно провести, выполняя следующие операции:

— решение задач с межпредметным содержанием;

— выполнение практических работ.

А сейчас поговорим об использовании на занятиях современных технологий (или нетрадиционных форм обучения).

Профессиональное образование обладает своей спецификой, предполагающей сочетание теоретического и практического обучения в специализированной области профессиональной деятельности с целью формирования компетентного специалиста, поэтому трудов и исследований, устанавливающих базовые, общие формы и правила для СПО крайне мало. Это связано с многообразием видов профессиональной деятельности и требований к компетенции специалистов. Немаловажную роль играют возрастные особенности обучающихся в системе профессионального обучения, так как им приходится адаптироваться при переходе от привычной классно-урочной системы обучения в общеобразовательной школе при прямом управлении преподавателем образовательного процесса к практико ориентированному обучению с высокой степенью самостоятельности и ответственности за результаты собственной деятельности.

Настоящие педагоги находятся в непрерывном поиске новых форм «оживления» процесса объяснения материала и обратной связи, помогающих активизации всех обучающихся, повышающих их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих скорость и качество запоминания и усвоения учебного материала.

По распространенному определению на нетрадиционных занятиях аккумулируются методы и приемы различных форм обучения. Основной принцип проведения таких занятий – это совместная деятельность педагога и обучающихся, совместный поиск, эксперимент с целью повышения эффективности образовательного процесса.

Анализ исследований и материалов по теме необычных форм организации занятий показывает наличие наиболее подробно и тщательно разработанных форм и методик проведения таких занятий при изучении гуманитарных и социальных учебных дисциплин и профессиональных модулей.

Сложность в формировании базы специфичных форм проведения аудиторных занятий в профессиональной организации заключается в недостаточной научно-педагогической подготовленности педагогов, имеющих инженерно-техническое образование и опыт работы по специальности, а научно-педагогические кадры, как правило, не имеют технического образования и поэтому им сложно оценить особенности профессиональной подготовки обучающихся.

К этим особенностям относятся:

1. Техническая терминология – определение основных терминов приведены в ГОСТах (и применяются в остальных нормативных документах, применяющихся в профессиональной деятельности). Формулировка терминов, содержащая причастные и деепричастные обороты, достаточно сложная для неподготовленного человека, но включает в себя все признаки определяемого объекта и исключает множественное толкование.

2. Требования нормативных документов – основные требования нужно знать, остальные требования – знать, где найти.

3. Технические расчеты – уметь работать с типовыми (установленными) методиками расчета, оценивать реальность полученных результатов. Знать наизусть обучающиеся должны только основные формулы своей специализации.

4. Графическое представление информации (чертежи, планы, схемы) – уметь строить в соответствии с требованиями стандартов: уметь читать, т.е. определять изображенные элементы, взаимосвязь между элементами и узлами, параметры этих элементов: уметь идентифицировать, т.е. сравнивать графическое изображение с реальным оборудованием, например, сборочный чертеж двигателя и двигатель.

5. Техническая и технологическая документация – уметь оформлять в соответствии с требованиями нормативных документов.

Вышеперечисленные особенности определяют и особенности преподавания междисциплинарных курсов в составе профессиональных модулей основного вида профессиональной деятельности. Обучающиеся должны запомнить большой объем новой информации (сформированный ранее у обучающихся принцип «сдал-забыл» в профессиональной подготовке не приемлем, приходится вспоминать и основные ЗУНы ранее изученных учебных дисциплин), научиться анализировать, структурировать информацию, достаточно легко в ней ориентироваться, применять в практической деятельности.

Для достижения поставленных целей преподавателями МДК чаще всего используются нетрадиционные формы организации занятий:

1. Лекция на тему «основные понятия…», «Основные требования нормативных документов…».

2. Консультация – как аудиторные занятия, запланированные учебным планом – в процессе курсового проектирования.

3. Деловые игры – моделирование производственной ситуации.

5. Просмотр и анализ видеоматериалов, связанных с профессиональной деятельностью.

Системное применение нетрадиционных форм организации аудиторных занятий в освоении профессиональных модулей с целью формирования профессиональных и общих компетенций позволит достичь оптимальных показателей подготовки квалифицированного компетентного специалиста.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *