урок учение об эволюции

Урок учение об эволюции

Слово «эволюция» (от лат. evolution — «развёртывание») сходно с русским словом «развитие», но используются эти слова в разных смыслах. Развитие (индивидуальное развитие) — это онтогенез, изменения, происходящие из поколения в поколение. Эволюция (историческое развитие) — изменение в ряду поколений, которое приводит к чему-то новому. К характерным её особенностям можно отнести возникновение новых признаков и новых видов, необратимость изменений, их прогрессивный характер или выработку новых приспособлений.

Важнейшим свойством живых организмов является способность к размножению и изменчивости. Следствием этого является естественный отбор, сохраняющий те организмы, которые соответствуют своей среде обитания. Само разнообразие организмов носит следы общего происхождения их групп, в их строении и функционировании отражаются последствия тех этапов, через которые они прошли в своём историческом развитии.

Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции

Единицей эволюции является отдельная особь. Особи одного вида отличаются друг от друга множеством признаков. Организмы размножаются в геометрической прогрессии, и любой из видов может быстро превысить свою предельную возможную численность.

Ограниченность ресурсов порождает борьбу за существование — выживание одних особей и гибель других. Дарвин выделял межвидовую и внутривидовую борьбу, а также борьбу с факторами неживой природы. Эволюция происходит на основе наследственной изменчивости. Изменчивость, которая служит основой для эволюции, не направлена в сторону большей приспособленности и идёт по всем направлениям. Механизм, обеспечивающий приспособление организмов к условиям окружающей среды, — естественный отбор, который заключается в преимущественном выживании и размножении особей, более соответствующих среде. Этот термин Дарвин ввёл как аналог искусственного отбора, используемый в селекции. Одной из форм естественного отбора является половой отбор (соперничество и преимущество одних особей перед другими в спаривании с особями другого пола).

Естественный отбор изолированных видов ведёт к дивергенции (расхождению) их признаков и, в конце концов, приводит к видообразованию. Внешне противоположным процессом является конвергенция — уподобление друг другу неродственных форм в результате их приспособления к сходным условиям.

урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Это конспект по теме «Учение об эволюции. Ч.Дарвин». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Биология. 11 класс

Конспект урока

Урок 1. «Возникновение и развитие эволюционных идей»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Какие научные взгляды на эволюцию существовали в додарвиновский период?

Эволюция (от лат. evolutio — развёртывание) – это естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.

Креационизм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — религиозная и философская концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.

Трансформизм учение о непрерывном изменении видов животного и растительного царства и о происхождении форм органического мира от одной или нескольких простейших форм.

Эволюционизм (также эволюционное учение) — система идей и концепций в биологии, утверждающих историческое прогрессивное развитие биосферы Земли, составляющих её биогеоценозов, а также отдельных таксонов и видов, которое может быть вписано в глобальный процесс эволюции вселенной.

Борьба за существование один из движущих факторов эволюции, совокупность многообразных и сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Естественный отбор один из движущих факторов эволюции, в результате действия которого в популяции увеличивается число особей, обладающих максимальной приспособленностью (наиболее благоприятными признаками), в то время, как количество особей с неблагоприятными признаками уменьшается.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Биология. Общая биология 10–11 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / под редакцией академика Д.К. Беляева и профессора Г.М. Дымшица / авт.-сост. Г.М. Дымшиц и О.В. Саблина.– М.: Просвещение, 2018.: с 142 – 148.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В исторической хронологии развития эволюционных идей в биологии выделяется четыре этапа.

На втором этапе основной теорией происхождения и развития жизни на Земле была теологическая, божественная.

Третий этап характеризуется началом классификации живых организмов, где основным направлением становится систематика, выдвижением глобальных торий эволюции организмов и открытием новых законов. Основными мыслителями этого времени являются: Ламарк, Кювье, Бюффон, Линней, Дарвин, Мендель.

Жорж Луи Бюффон высказывал прогрессивные идеи об изменяемости видов под влиянием условий среды (климата, питания и т.д.), выдвинул теорию, о том, что человек произошел от обезьяны.

Жорж Кювье стал основателем сравнительной анатомии. Его теория выявляет взаимосвязь всех органов и структур между собой, а их строение и функционал ставит в зависимость от условий окружающей среды, питания, размножения.

Ламарк, продолжая идею Линнея о классификации организмов, выдвинул законы, из которых следует, что у живых организмов развиваются те органы, которые им более необходимы, а приобретенные улучшения наследуются.

На четвертом этапе для изучения теории эволюции предлагается синтетическая теория, включающая в себя положения теории эволюции Дарвина (естественный отбор) и генетику (механизм формирования вида).

При изменении условий окружающей среды организму необходимо к ним приспособиться, что провоцирует изменения на генном уровне. В процессе приспособления организмов к окружающей среде выживают наиболее устойчивые к условиям среды, наименее устойчивые погибают, происходит естественный отбор. Среди организмов идет как конкуренция, так и взаимопомощь (у некоторых видов).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

1. Выберите один ответ.

Назовите ученого, который полагал, что в основе эволюции лежит сознательное стремление организмов к совершенствованию:

а) Ч. Дарвин в) К. Линней

б) Аристотель г) Ж.Б. Ламарк

Пояснение: Ж.Б. Ламарк создал эволюционное учение, в котором были противоположные представления:

— признавал изменяемость видов и происхождение высших форм от низших;

— полагал основной движущей силой эволюции стремление организмов к совершенству, изначально заложенное в живую материю богом.

2. Укажите номера утверждений, в которых допущены ошибки и исправьте их.

Согласно основным положениям синтетической теории эволюции:

Ответ: Ошибки допущены в предложениях: 2, 4, 6

Источник

Урок «Основы эволюционного учения. Развитие эволюционных взглядов».

Моделирование урока на развитие критического мышления учащихся

Тема урока: Основы эволюционного учения. Развитие эволюционных взглядов.

Цели и задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с историей развития эволюционного учения, охарактеризовать особенности взглядов эволюционистов и креационистов.

Развивающая: развивать критическое и логическое мышление, внимание и память учащихся.

Воспитательная : в целях формирования научного мировоззрения доказать учащимся важность и значимость учений об эволюции и роль движущих сил эволюции в многообразии организмов на Земле, воспитывать интерес к биологии.

Оборудование: ноутбук, видеофрагменты «Последний герой», таблицы по общей биологии, иллюстрирующие развитие органического мира; портреты Ж. Б. Ламарка и Ж. Кювье и др. ученых, обобщенные таблицы «Система живой природы: Царство Растений и Царство Животных».

Приветствие и проверка готовности класса к уроку.

«Последний герой» один из самых дорогих проектов канала «ОРТ». На тропических островах борется за выживание (а потом – за деньги) группа людей. Все они похожи, так как принадлежат к одному виду «Человек разумный» и никогда не были в тропиках. И в то же время все они разные – по возрасту, половой принадлежности, индивидуальным особенностям.

(Просмотр видеофрагментов «Последний герой»).

Задание 1. Определите, с какими трудностями столкнулись люди, находясь на необитаемых островах, в борьбе за существование? Какие пути для их преодоления они выбрали? Может ли ситуация, сложившаяся на острове, быть моделью в реальной жизни?

(обсуждение ответов учащихся).

— недостаточное количество еды;

— трудности адаптации (условия проживания, климат, гигиена и т.д.);

— проблемы общения (психологические).

Ситуация, сложившаяся на острове, может быть моделью в реальной жизни. Она дает возможность понять механизмы исторического развития органического мира, выяснить причины и последствия эволюции.

Задание 2. Решите анаграммы. Как вы думаете, какое слово связано с темой нашего урока?

ОЕВТЦК, ГОПБЕ, ЯЭЛОВЮИЦ, ЯИБИОГЛО.

(ЦВЕТОК, ПОБЕГ. ЭВОЛЮЦИЯ, БИОЛОГИЯ)

(объявление темы урока, целей и задачей урока)

Задание 3. Метод «мозговой штурм»: что такое эволюция?

Проблемный вопрос: Существует ли эволюция в природе? Каковы причины и следствия эволюции? Как развивались эволюционные идеи?

Задание 4. Написать эссе на тему «Эволюция». (4 мин).

(учащиеся зачитывают эссе, вместе делают вывод: Эволюция – процесс исторического развития органического мира).

Задание 5. Сравните данное определение эволюции с определением, которое предложено в учебнике на стр. 4.

4.Реализация (построение знаний).

Мировоззрение и эволюционное учение.

Эволюционное учение играет особую роль в формировании научного мировоззрения современного человека.

Мировоззрение – это система взглядов человека на окружающий мир, на свое место в этом мире.

Схема «Мировоззрения людей»

(учитель работает на доске, учащиеся – в тетради)

Естественные, свойственные всему живому (материалисты)

Сверхъестественные, свойственные высшей силе (метафизики)

Развитие эволюционных взглядов.

(Краткие информационные справки учащихся)

Первый этап (1 ученик)

«…Это изменяется на то, то, изменяясь,

снова становится эти»

Гераклит – первый, кто высказал идею о постоянных изменениях. Еще он учил, что любые изменения есть результатом борьбы: «Все возникает из-за борьбы и из-за необходимости». Также отдельные мнения об историческом развитии живых существ высказывали древнегреческие ученые: Пифагор, Демокрит, Гиппократ, Лукреций и др.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – сформулировал принципы классификации животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии. (демонстрация фото)

Второй этап (2 ученик)

Второй этап наступает с установлением господства христианской церкви в Европе и распространением точки зрения, основанной на библейских текстах. Церковь пре­следует изучение природы, и для науки этого периода характерно метафизическое мировоззрение. Сущ­ность метафизического мировоззрения заключается в пред­ставлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности всей природы. Под выражением «изна­чальная целесообразность» понималось полное соответ­ствие организма или органа, якобы поставленной творцом при его создании. Все это было идейной основой креационизма (от лат. creatio — единый акт творения), направления в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным. Метафизи­ческое мировоззрение было господствующим в науке до середины XVIII века.

Третий этап (3 ученик)

Третий этап додарвиновской биологии связан с груп­пой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. transformo — превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. В. Ге­те, К. Ф. Рулье и др., которые были непосредственными предшественниками Ч. Дарвина.

Жорж Бюффон (1707-1788) – основные причины изменяемости видов заключаются в прямом влиянии на организм условий внешней среды.

Все эти ученые были сто­ронниками изменяемости органического мира. Они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции. Таким образом, биология в додарвиновский период была лишена стройной концепции эволюции, но ее раз­витие подготовило почву для создания первых эволюци­онных концепций.

Крупнейшим ученым додарвиновского периода био­логии был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707—1778). Карл Линней был креационис­том, но это не умаляет его заслуг перед биологией.

В 1735 г. вышел главный труд Линнея «Система при­роды». В этой работе Линней представил прогрессивную для своего времени систему органического мира.

Карла Линней является отцом систематики. Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний.

Утверждение: Природа неизменна, виды в природе существуют.

Учитель: В начале XIX века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744—1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809).

Теория Ламарка — стройное здание логических конст­рукций, которые дают ответы на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них берутся не из научных фактов, а выводятся логически из принятых постулатов.

Прочитайте отрывок работы Ж.Б. Ламарка «Философия зоологии», сделайте карандашом следующие пометки:

Движущими силами эволюции Ламарк считал врожден­ные способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обита­ния, то есть Ламарк вопрос о движущих силах эволюции решил с идеалистических позиций, он не сумел увидеть в самой природе силы, вызывающие изменяемость органи­ческого мира.

Результатами эволюции Ламарк называл возникнове­ние приспособленностей живых организмов к условиям среды обитания и видообразование. Изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование со стороны организма животного, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослабле­нии того или иного органа. Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются, то есть единицей эво­люции Ламарк считал отдельный организм.

— Внутреннее стремление организма к прогрессу.

— Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды.

— Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения.

— Считал, что видов в природе нет, но в конце жизни признал их существование.

Утверждение: Природа изменяется, но видов не существует.

Эти соображения послужили остовом для теории эволюции путем естественного отбора, сформулированной Дарвином в 1839 г. В сущности, наибольший вклад Дарвина в науку за­ключается не в том, что он доказал существование эволюции, а в том, что он объяснил, как она может происходить.

Задание 7. На основании информации эволюционных взглядов Ж.Б. Ламарка (статья «Эволюционная гипотеза Ж.Б. Ламарка») дайте оценку значения работ ученого. Охарактеризуйте правильные и ошибочные идеи Ж.Б. Ламарка. Данные занесите в таблицу:

1.Первая попытка развития природы.

1. Причина эволюции – прямое влияние окружающего мира, внутреннее стремление к прогрессу.

Источник

Конспект по теме « Эволюционное учение»

Конспект по теме « Эволюционное учение»

План

Просмотр содержимого документа
«Конспект по теме « Эволюционное учение»»

Конспект по теме « Эволюционное учение»

Общая характеристика биологии в додарвиновский период.

Труды Карла Линнея.

Эволюционные идеи Ж.-Б. Ламарка.

Эволюционные идеи в России.

Исторические и научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина.

Синтетическая теория эволюции (неодарвинизм)

Общая характеристика биологии в додарвиновский период

Эволюция (от лат. evolutio — развертывание) — нео­братимый процесс исторического изменения живого.

Эволюционное учение Ч. Дарвина было опубликова­но в 1859 г. Всю историю биологии от момента ее зарож­дения и до выхода в свет учения Дарвина принято назы­вать додарвиновским периодом. В истории додарвиновской биологии можно выделить несколько этапов.

Первый этап развития эволюционных идей связан с деятельностью античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Лукреций и др.), которые высказывали идеи об изменяемости окружающего мира, в том числе и об исторических преобразованиях организмов.урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Аристотель (384-322 гг. до н. э.) – сформулировал принципы классификации животных по их строению, заложил основы античной эмбриологии.

Второй этап наступает с установлением господства христианской церкви в Европе и распространением точки зрения, основанной на библейских текстах. Церковь пре­следует опытное изучение природы, и для науки этого периода характерно метафизическое мировоззрение. Сущ­ность метафизического мировоззрения заключается в пред­ставлениях о постоянстве, неизменности и изначальной целесообразности всей природы. Под выражением «изна­чальная целесообразность» понималось полное соответ­ствие организма или органа цели, якобы поставленной творцом при его создании. Все это было идейной основой креационизма (от лат. creatio — единый акт творения), направления в развитии биологии, согласно которому все живое создано Богом и остается неизменным. Метафизи­ческое мировоззрение было господствующим в науке до середины XVIII века.

Третий этап додарвиновской биологии связан с груп­пой ученых, которые в истории науки получили название трансформистов (от лат. transformo — превращаю): Р. Гук, Д. Дидро, Ж. Бюффон, Э. Жоффруа Сент-Иллер, И. В. Ге­те, К. Ф. Рулье и др., которые были непосредственными предшественниками Ч. Дарвина.

урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Джон Рэй (1628 – 1705) – дал первое определение понятию «вид».

Жорж Бюффон (1707-1788) – основные причины изменяемости видов заключаются в прямом влиянии на организм условий внешней среды.урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Жорж Кювье (1769-1832) – органы животного – части одной целостной системы, а строение каждого органа закономерно соотносится со строением всех других (принцип корреляции). Автор «теории катастроф».

Все эти ученые были сто­ронниками изменяемости органического мира. Они не создали целостной системы взглядов, аргументирующих идею эволюции, однако на этом этапе яснее стал круг основных проблем эволюционного учения. Какие это проблемы?

Во-первых, сущность и причины эволюции.

Во-вторых, причины целесообразности устройства орга­низмов.

В-третьих, причины многообразия форм орга­низмов.

В-четвертых, причины сходства и различий меж­ду разными видами, и наконец, причины одновременного существования высших и низших организмов.

Таким образом, биология в додарвиновский период была лишена стройной концепции эволюции, но ее раз­витие подготовило почву для создания первых эволюци­онных концепций.

2.Труды Карла Линнея.урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Крупнейшим ученым додарвиновского периода био­логии был шведский натуралист и естествоиспытатель Карл фон Линней (1707—1778). Карл Линней был креационис­том, но это не умаляет его заслуг перед биологией.

В 1735 г. вышел главный труд Линнея «Система при­роды». В этой работе Линней представил прогрессивную для своего времени систему органического мира.

К заслу­гам Карла Линнея можно отнести:

• установил универсальность, реальность видов и вы­делил их главный признак (свободное скрещивание особей одного вида);

• ввел основные единицы систематики: вид, род, се­мейство, отряд, класс;

• создал систему органического мира, в которой рас­тения были разделены на 24 класса: 23 класса явно­брачных (цветковых) и 1 класс тайнобрачных (голо­семенных и споровых). Среди явнобрачных первые 12 классов выделялись только по числу тычинок, к 13-му относились растения, имевшие более двенад­цати тычинок, а при отнесении растений к 14—23 классам учитывалось еще и строение андроцея. У жи­вотных были выделены 6 классов (черви, насекомые, гады, рыбы, птицы и млекопитающие);

• ввел бинарную (двойную) номенклатуру вместо гро­моздких многословных (полиноминальных) назва­ний, которая указывала на принадлежность организ­ма к роду и виду;

• описал около 10 тыс. видов растений и около 4,5 тыс. видов животных;

• усовершенствовал ботанический язык, установив до 1000 терминов;

•впервые поместил человека в один отряд с обезьяна­ми на основании морфологического сходства.

Таким образом, Карла Линнея по праву называют отцом систематики. Его труды способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний.

Утверждение: Природа неизменна, виды в природе существуют.

Эволюционные идеи Ж.-Б. Ламарка.

В начале XIX века французский ученый Жан Батист Ламарк (1744—1829) создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809).урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Теория Ламарка — стройное здание логических конст­рукций, которые дают ответы на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них берутся не из научных фактов, а выводятся логически из принятых постулатов.

Движущими силами эволюции Ламарк считал врожден­ные способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обита­ния, то есть Ламарк вопрос о движущих силах эволюции решил с идеалистических позиций, он не сумел увидеть в самой природе силы, вызывающие изменяемость органи­ческого мира.

Результатами эволюции Ламарк называл возникнове­ние приспособленностей живых организмов к условиям среды обитания и видообразование. Изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование со стороны организма животного, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослабле­нии того или иного органа. Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются, то есть единицей эво­люции Ламарк считал отдельный организм.

— Внутреннее стремление организма к прогрессу.

— Приспособленность возникает сразу под действием внешней среды.

— Под влиянием внешних условий возникают только полезные изменения.

— Считал, что видов в природе нет, но в конце жизни признал их существование.

Утверждение: Природа изменяется, но видов не существует.

Эволюционные идеи в России.

В России с XVIII века складывались эволюционные представления о природе. К первым русским эволюцио­нистам можно отнести: М. В. Ломоносова, А. Н. Радище­ва, П. С. Палласа, А. А. Каверзнева и др. Одним из выда­ющихся предшественников Ч. Дарвина был профессор Мос­ковского университета Карл Францевич Рулье (1814—1858).

Основные взгляды Рулье:урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

• организм нельзя изучать в отрыве от той среды, в которой он живет и с которой взаимодействует;

• с изменением среды организмы или приспосаблива­ются к ней, или погибают;

• происхождение видов связано с борьбой за питание, участие в размножении;

• человек родственен животным;

• доказательствами эволюции являются ископаемые ос­татки животных, сравнительные данные о строении современных животных, их зародышевом развитии и изменения животных при одомашнивании,

• провел анатомическое сравнение вымерших и ныне живущих организмов.

урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) считал, что природа раз­вивается от простых веществ к сложным.урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Исторические и научные предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

• гипотезы астрономии о происхождении Солнечной системы из газообразной туманности;

• обнаружение геологами последовательного образо­вания осадочных слоев земной коры;

• выявление химией элементарного единства живой и неживой природы;

• открытие физиками закона сохранения и превраще­ния энергии;

• успехи биологии (развитие сравнительной морфо­логии, создание клеточной теории, зарождение палеонтологии, эмбриологии и биогеографии и др.).

урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Чарльз Дарвин родился в 1809 г. Он был сыном состоятельного врача и, подобно многим великим людям, вначале как ученый ничем особенно не выделялся. В 1831 г. он принял предложение отпра­виться в качестве натуралиста (без жалованья) в путешествие на военном корабле «Бигль», который уходил на пять лет в море для проведения топогра­фических съемок у восточного побережья Южной Америки. «Бигль» возвратился в Фалмут в октябре 1836 г., проделав путь вдоль берегов Чили, через Галапагосские острова, Таити, Новую Зеландию, Тасманию и Южную Африку. Большую часть этого времени Дарвин занимался геологическими исследо­ваниями; однако во время пятинедельного пребыва­ния на Галапагосских островах его внимание прив­лекло сходство между флорой и фауной этих ост­ровов и материка. Особенно его заинтересовало распространение черепах и вьюрков. Он собрал множество данных об изменчивости ор­ганизмов, которые убедили его в том, что виды нельзя считать неизменяемыми. урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

После возвращения в Англию Дарвин занялся изучением практики раз­ведения голубей и других домашних животных, что привело его к концепции искусственного отбора, однако он все еще не мог представить себе, каким образом отбор мог бы действовать в природных условиях. В 1778 г. священник Томас Мальтус опуб­ликовал свой труд «Трактат о народонаселении», в котором ярко обрисовал, к чему мог бы привести рост населения, если бы он ничем не сдерживался. Дарвин перенес его рассуждения на другие организ­мы и обратил внимание на то, что несмотря на их высокий репродуктивный потенциал численность популяций остается относительно постоянной. Со­поставляя огромное количество сведений, он начал понимать, что в условиях интенсивной конкуренции между членами популяции любые изменения, бла­гоприятные для выживания в данных условиях, повышали бы способность особи размножаться и оставлять плодовитое потомство, а неблагоприят­ные изменения, очевидно, невыгодны, и у обладаю­щих ими организмов шансы на успешное размноже­ние понижались бы.

Эти соображения послужили остовом для теории эволюции путем естественного отбора, сформулированной Дарвином в 1839 г. В сущности, наибольший вклад Дарвина в науку за­ключается не в том, что он доказал существование эволюции, а в том, что он объяснил, как она может происходить.

Тем временем другой естествоиспытатель, Аль­фред Рассел Уоллес, много путешествовавший по Южной Америке и островам Юго-восточной Азии и тоже читавший Мальтуса, пришел к тем же выводам о естественном отборе, что и Дарвин.урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

В 1858 г. Уоллес изложил свою теорию на 20 страницах и послал их Дарвину. Это стимулировало и ободрило Дарвина, и в июле 1858 г. Дарвин и Уоллес выступили с докладами о своих идеях на заседании Линнеевского общества в Лондоне. Спустя год с небольшим, в ноябре 1859 г., Дарвин опубликовал «Происхождение видов путём естественного отбора». Все 1250 экземпляров книги были проданы в первый же день, и говорят, что по своему воздействию на человеческое мышление она уступала только Библии.

Свои взгляды по теории эволюции изложил в трудах:

Основные положения теории эволюции Ч.Дарвина.

Основная книга Ч. Р. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» совершила подлинную революцию в естествознании. Она вышла в свет 24 но­ября 1859 г. В этой книге Дарвин изложил свои взгляды на проблему эволюции органического мира.

Основные положения теории Ч. Дарвина можно свести к следующему:

• каждый вид способен к неограниченному размноже­нию;

•ограниченность жизненных ресурсов препятствует ре­ализации потенциальной возможности размножения;

• следствием несоответствия интенсивности размноже­ния и средств жизни является борьба за существова­ние, в которой гибнет большинство особей, не ос­тавляя потомства;

• в борьбе за существование выживают те организмы, которые лучше приспособлены к условиям среды. Избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов Ч. Дарвин назвал ес­тественным отбором;

• под действием отбора, происходящего в разных ус­ловиях среды, группы особей из поколения в поко­ление накапливают различные приспособленности, и это может привести к образованию нового вида.

урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Синтетическая теория эволюции (неодарвинизм)

• Материалом для эволюции служат мутации. Мутационная измен­чивость имеет направленный и ненаправленный характер.

• Движущим фактором эволюции является естественный отбор, воз­никающий на основе борьбы за существование.

• Наименьшей эволюционной единицей является популяция.

• Эволюция носит дивергентный характер, т.е. один таксон может стать предком нескольких дочерних таксонов, но каждый вид имеет единственный предковый вид, единственную предковую популя­цию.

• Вид существует как целостное и замкнутое образование. Целост­ность вида поддерживается миграциями особей из одной популя­ции в другую, при котором наблюдается обмен аллелями («поток генов»),

• Так как основным критерием вида является его репродуктивная изоляция, то он неприменим к прокариотам, низшим эукариотам, т.е. у которых отсутствует половой процесс.

• Макроэволюция на уровне выше вида (род, семейство, отряд, класс и др.) идет лишь путем микроэволюции. Согласно СТЭ, не сущест­вует закономерностей макроэволюции отличных от микроэволю­ции.

• Любой реальный таксон (а не сборный) имеет монофилетическое происхождение.

• Эволюция имеет ненаправленный характер, т.е. не идет в направле­нии какой-либо конечной цели. Эволюция не носит финалистического характера.

СТЭ вскрыла глубинные механизмы эволюционного процесса, накопила множество новых факторов и доказательств эволюции живых организмов, объединила данные многих биологических наук. Тем не менее СТЭ (неодарвинизм) находится в русле тех идей и направлений, которые были заложены Чарльзом Дарвином.

урок учение об эволюции. Смотреть фото урок учение об эволюции. Смотреть картинку урок учение об эволюции. Картинка про урок учение об эволюции. Фото урок учение об эволюции

Дальнейшее развитие эволюционизма.

За годы, прошедшие после формулирования постулатов СТЭ, эволюционная биология продолжала развиваться. В некоторые положения СТЭ были внесены изменения, соот­ветствующие современному уровню развития науки. По­знакомимся с этими изменениями и уточнениями.

• Естественный отбор, бесспорно, признается движущим фактором, но не единственным. Формирующую роль в небольших изолированных популяциях играет дрейф генов.

• Эволюция не всегда носит дивергентный и постепенный характер. Видообразование путем хромосомных пере­строек, полиплоидии, гибридизации по сути внезапно.

• Макроэволюция может идти как через микроэволюцию, так и минуя традиционные микроэволюционные пути.

• Эволюция может быть прогнозируема, несмотря на ко­лоссальное количество факторов, влияющих на нее. Хотя она не носит финалистический характер, но, оценивая прошлую историю, генотипическое окружение и воз­можное влияние среды, можно предсказать общее на­правление эволюции.

Итак, из сказанного видно, что годы развития науки после выхода в свет труда Ч. Дарвина не прошли даром.

В то же время несомненно, что магистральный путь развития эволюционной биологии лежит в русле тех идей и тех направлений, которые были заложены гением Чар­лза Дарвина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *