уровни результативности обучения в педагогике
Уровни результативности деятельности учителя
Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных типах. Наличие разных способностей позволяет говорить о возможности компенсации одних способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой.
1) репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;
2) адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
3) локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
4) системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Учителя, находящиеся на первых двух уровнях, не имеют специальных педагогических способностей. Лишь при переходе на третий уровень у учителя проявляются педагогические способности тем больше, чем выше его уровень [11].
Все рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей. По мере достижения более высокого уровня учитель становится более способным открывать новое, создавать оригинальное. Что же в конечном итоге является результатом его усилий?
Выделяют три основных результата коммуникации:
изменение в знаниях получателя;
изменения установок получателя;
изменение явного поведения получателя.
Закономерности и механизмы развития педагогических способностей
Основная идея А.Н. Леонтьева: все психические функции и способности, свойственные человеку как общественному существу, развиваются и формулируются в результате овладения опытом предшествующих поколений. Овладение достижениями общественного развития, «перевод» их в «свои» способности происходит через других людей, т.е. в процессе общения, где ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания.
Развивая проблему способностей, Б.Г. Ананьев подчеркивает роль активной деятельности индивида в усвоении общественного опыта. Способности есть проявление творческого развития ума, а не простого накопления знаний. Следовательно, способности есть проявление творческого применения накопленных знаний, новаторской позиции самого человека в отношении знаний, которые он усваивает, его самостоятельности и сознательности. Таким образом, предполагается, что способность не есть простое накопление знаний.
Согласно Л.С. Выготскому, способности развиваются первоначально как имитация культурного образца мышления и деятельности; затем происходит изменение исходного образца с последующей рефлексией и фиксацией отличий своего способа деятельности и культурного.
Положительное влияние профессиональной деятельности учителя на развитие его педагогических способностей обусловлено следующими условиями: 1) деятельность должна вызывать у педагога сильные и устойчивые положительные эмоции; 2) деятельность учителя должна носить по возможности творческий, а не только репродуктивный характер; 3) педагогу важно организовать свою деятельность так, чтобы он преследовал цели, всегда немного предвосхищающие его наличные возможности, уже достигнутый им уровень выполнения деятельности.
Результативность процесса обучения в современной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Критерии эффективности личностно ориентированного урока
Содержательная характеристика критериев. Пословицы и поговорки
Содержательная характеристика критериев. Афоризмы
1 Личностная значимость для учащихся
к чему душа лежит, к тому и руки приложатся
Мой стакан невелик, но пью из своего стакана (Альфред де Мюссе)
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею. (Ю.Левитанский)
2. Комфортность, благоприятный психологический климат
Тот дом богат, в котором лад
Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтобы всем было хорошо» (Н.А.Добролюбов)
3. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников
Живет лишь тот, кто творит
Дети — это цветы. Нельзя. требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В.М.Дорошевич)
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее (Е.Евтушенко)
4. Обогащенность жизненного опыта учащихся
Не тот много знает, кто много живет,а тот, кто много видит
Его пример другим наука
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет
5. Духовно-нравственная ценность
Где свято не пето, там и хоровода нету
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь (А.П.Чехов)
6. Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение урока
В хорошей артели всяк при деле
Не родственные связи создают друзей, а общность интересов (Демокрит)
Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;
формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
вклад в формирование личностных качеств школьника, и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются любовь к делу и любовь к детям.
Критерии эффективности личностно ориентированного урока
Содержательная характеристика критериев. Пословицы и поговорки
Содержательная характеристика критериев. Афоризмы
1 Личностная значимость для учащихся
к чему душа лежит, к тому и руки приложатся
Мой стакан невелик, но пью из своего стакана (Альфред де Мюссе)
Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею. (Ю.Левитанский)
2. Комфортность, благоприятный психологический климат
Тот дом богат, в котором лад
Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтобы всем было хорошо» (Н.А.Добролюбов)
3. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников
Живет лишь тот, кто творит
Дети — это цветы. Нельзя. требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В.М.Дорошевич)
Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы, как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее (Е.Евтушенко)
4. Обогащенность жизненного опыта учащихся
Не тот много знает, кто много живет,а тот, кто много видит
Его пример другим наука
Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, кто, жить готовясь, в детстве не живет
5. Духовно-нравственная ценность
Где свято не пето, там и хоровода нету
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь (А.П.Чехов)
6. Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение урока
В хорошей артели всяк при деле
Не родственные связи создают друзей, а общность интересов (Демокрит)
Оценка качества и результативности даже одного урока является очень трудной задачей, так как она выражается в скрытых от внешнего наблюдателя и индивидуализированных новообразованиях в личности учащихся. В опыте передовых учителей прослеживаются некоторые основные черты высокопроизводительного, результативного урока:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
объем и прочность познавательной информации, полученной школьниками;
формирование и тренинг способов умственных действий учащихся;
вклад в формирование личностных качеств школьника, и в первую очередь самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению;
высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся.
Результативность урока достигается экономным и целесообразным расходованием времени урока, применением разнообразного арсенала методов и средств обучения. Большую роль здесь играют и личностные качества учителя, главными из которых, по мнению Л.Н. Толстого, являются любовь к делу и любовь к детям.
Уровни результативности деятельности учителя
Успешность педагогической деятельности зависит от комплекса способностей учителя. Высокие достижения в одной и той же деятельности могут обеспечиваться различным сочетанием способностей, поэтому можно говорить и об их различных типах. Наличие разных способностей позволяет говорить о возможности компенсации одних способностей другими, в результате чего относительная слабость какой-нибудь одной способности компенсируется другой.
1) репродуктивный уровень: учитель может и умеет рассказать другим то, что знает сам;
2) адаптивный уровень: учитель умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;
3) локально-моделирующий уровень: учитель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность;
4) системно-моделирующий деятельность и поведение уровень: учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
Учителя, находящиеся на первых двух уровнях, не имеют специальных педагогических способностей. Лишь при переходе на третий уровень у учителя проявляются педагогические способности тем больше, чем выше его уровень [11].
Все рассмотренные уровни взаимосвязаны. Педагог в процессе овладения профессиональными знаниями и умениями, в ходе деятельности переходит с одного уровня на другой, соответственно изменяется и структура его способностей. По мере достижения более высокого уровня учитель становится более способным открывать новое, создавать оригинальное. Что же в конечном итоге является результатом его усилий?
Выделяют три основных результата коммуникации:
Эффективность учебного процесса и факторы, оказывающие на нее влияние
Под эффективностью обучения Г.А.Ключников понимает единство процесса и результата обучения, а не только его конечный результат. В толковом словаре русского языка под эффективностью понимаются действия, приводящие к нужным результатам.
Учёные и учителя ищут пути повышения эффективности учебного процесса. Актуальность этой проблемы особенно велика в настоящее время в связи с продолжающимся ростом потока информации и с необходимостью снижения перегрузки школьников.
Как показывают педагогические исследования, на эффективность учебного процесса оказывает влияние целый ряд факторов. Главными из них являются:
Рассмотрим особенности каждого фактора и его влияние на эффективность учебного процесса.
Материально-техническая база школы представляет собой комплекс взаимосвязанных составных частей. Этот комплекс включает: материальные помещения, в которых проходят учебные занятия с оборудованными рабочими местами учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; специальная аппаратура для подачи информации, оформление школы и кабинетов.
Уровень развития материальной базы школы оказывает существенное влияние не только на качество обучения, но и на здоровье учащихся. Поэтому он должен соответствовать строгим требованиям, разработанным санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации.
Специальные исследования показывают, что здоровых детей с каждым годом становится всё меньше. По данным российских учёных, педагогов и медиков лишь 10 % школьников признаётся практически здоровыми. Одной из причин низкого уровня здоровья школьников является плохое состояние материальной базы средних образовательных учреждений. Между тем, по данным Министерства образования и науки Российской Федерации (1999 г.), удельный вес ассигнований на образование в расходной части федерального бюджета в основном колеблется в диапазоне между 3 % (1996 г.) и 3,45 % (1988 г.).
Кабинетная система с хорошим оборудованием, спортзалы и спортивные площадки расширяют возможности использования разнообразных способов деятельности школьников на уроках, повышают их мотивацию к учению, и, тем самым, создают условия для эффективной организации учебного процесса.
Проблеме материально-технической базы посвящены труды Т.В.Габая, И.И.Дриги, Т.В.Габай, оценивая роль технических средств в деле оптимизации учебного процесса, подчеркивает, что с их помощью возможно соединить педагогическую теорию и реальную практику. И.И.Дрига обосновывает необходимость использования «всей гаммы средств обучения».
Итак, материально-техническая база школы даёт возможность донести информацию до каждого ученика, обеспечивает работу с информацией, облегчает установление обратной связи на уроке, и тем самым, способствует повышению эффективности учебного процесса.
Учебный план в школах Нижегородской области разрабатывается самостоятельно администрацией ОУ на основании Приказа Министерства образования и науки Нижегородской области «Об утверждении Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». Являясь дидактической моделью процесса обучения, учебный план школы содержит общие цели школьного образования, состав и обобщённое содержание учебных предметов, связей между ними, их распределение по годам обучения, недельное и годовое распределение времени, отводимое на каждый предмет.
Составляя учебный план ОУ, администрация должна ставить в центр своего внимания личность ребёнка и заботу о его здоровье, тогда можно говорить об эффективности школы, которая будет оцениваться с точки зрения её социальной и экономической полезности.
Таким образом, учебный план школы оказывает влияние на эффективность учебного процесса. Учебный план каждого ОУ предполагает наличие соответствующих ему программ.
С.Е.Шишов и В.А.Кальней отмечают, что, являясь нормативно-управленческим документом ОУ, характеризующим специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса, программа показывает, как с учётом конкретных условий создаётся в ОУ собственная модель обучения, воспитания и развития учащихся. Поэтому образовательная программа школы является сугубо индивидуальной, так как призвана учитывать потребности конкретных обучаемых и их родителей. Выбор программы, соответствующей образовательным запросам и развитию учащихся обеспечивает образовательный стандарт и способствует развитию каждого ученика, а значит, повышает эффективность учебного процесса.
Составление учебного плана и выбор образовательных программ предполагают наличие и обеспечение учеников и учителей учебно-методическим комплексом, в который могут быть включены учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, справочная литература и др.
Учебник занимает центральное место среди всех видов учебной литературы. Он, как отмечает учёный В.Оконь, выполняет следующие функции:
В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов подчеркивают, что учебник отражает в единстве логику науки, логику учебной программы и логику развития личности ученика. По мнению Ю.Крупнова, при помощи учебника учитель вводит ученика в новые науки и практики, в то опережающее развитие, которое должно подхватить и нарастить подрастающее поколение.
Для анализа содержания учебника используются две объективные характеристики: сложность и объём, которые должны соответствовать уровню интеллектуального развития учащихся. Учащимся приходится работать с текстом учебника самостоятельно, а успех в самостоятельной деятельности зависит от доступности учебного текста, соответствия уровню интеллектуального развития учащихся. М.Н.Скаткин подчеркивает, что перегрузка учебников излишними малозначащими подробностями приносит большой вред общему образованию: подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное в науке.
Все вышесказанное показывает большую роль учебника в эффективности учебного процесса.
Управление учебным процессом является ещё одним крайне существенным фактором, влияющим на эффективность учебного процесса.
Проблемой управления учебным процессом занимались Н.О.Вербицкая и В.Ю.Бодряков, М.Г.Захаров; В.И.Зверева, A.M.Моисеев, В.Оконь, М.М.Поташник, Т.Н.Шамова и др.
В последние 12-15 лет вопросу управления современной школой уделяется особое внимание, так как система образования «всё более превращается в вариативную, открытую для оперативных изменений и обоснованных инноваций дифференцированную сферу образовательных услуг».
М.М.Поташник отмечает, что руководитель должен уметь выделять главное в деятельности школы, чтобы она оптимально функционировала.
Таким образом, эффективность учебного процесса зависит от нескольких факторов, недооценка их значимости снижает результаты работы образовательного учреждения.
Выше рассмотрены ряд факторов, влияющих на эффективность учебного процесса. Но существует еще один фактор, который по своей значимости и влиянию на эффективность учебно-воспитательного процесса не может быть поставлен в один ряд с остальными.
Можно утверждать, что учитель, его личность и профессионализм оказывают определяющее влияние на эффективность учебного процесса. В настоящее время в условиях общеобразовательной школы главная роль в передаче знаний, социального и культурного опыта принадлежит непосредственно учителю. Действительно, квалификация, самоотдача, увлеченность работой оказывают огромное положительное влияние на эффективность учебного процесса даже при плохой материальной базе школы, далеко не оптимальных программах и учебниках. Кроме того, творческое отношение учителя к делу может помочь оптимально использовать существующие реальные условия учебного процесса.
По мнению П.Ф.Каптерева, «личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения». Автор выделяет «личный учительский талант» и считает, что это свойство субъективного характера, заключающееся в преподавательском искусстве и в личном педагогическом таланте и творчестве.
Авторы, исследовавшие проблему личности учителя, выделяют качества, которыми должен обладать учитель: личностные, нравственно-волевые качества, качества нервной системы учителя, а так же качества, определяющие отношение учителя к детям.
В.Ф.Повшедная подчеркивает, что своеобразие педагогической профессии состоит в том, что она одновременно и массовая и творческая. Автор отмечает, что оригинальные пути и способы решения той или иной педагогической задачи, проблемы способен найти только творчески работающий учитель, наделенный талантом и дарованием. Автор обращает внимание на тот факт, что объектом и продуктом педагогической деятельности является человек, его духовно-нравственное развитие, происходящее в процессе взаимодействия людей. Это означает, что в педагогическом труде базовые цели, задачи, методы обучения и воспитания реализуются, в том числе, в форме личностных отношений. По мнению автора, учитель не только дает знания, но и является примером для детей и их родителей, человеком долга, совести, добра и справедливости.
Именно эти качества личности позволяют учителю решать самые разнообразные проблемы, находить выход из нестандартных ситуаций, ежедневно возникающих в его практической деятельности.
Многогранность влияния учителя на становление ребенка делает их взаимодействие уникальным. Поэтому в условиях школы успех всех факторов, раскрытых выше и их практическая действенность во многом зависят от профессионализма и личностных качеств учителя. Покажем это.
Эффективность учебного процесса зависит от того, насколько педагогическая эрудиция и профессионализм учителя позволяют ему использовать всё разнообразие материально-технической базы учебного кабинета и школы в целом. Так, яркое и содержательное изложение нового материала усиливает использование наглядности, придаёт ему эмоциональную окраску и стимулирует восприятие и осмысление знаний. Умелое использование учителем простейших дидактических средств обучения (книги, карты, таблицы, карточки) помогает переводить информацию, содержащуюся в его идеальных образах, в графическую форму, доступную зрительному восприятию.
В настоящее время возросла роль технических средств обучения и информационных технологий, появились новые способы передачи информации. Эрудированный и творческий учитель получил новые возможности использования этих средств обучения. Специально разработанные учителем системы вопросов и заданий, применяемые во время работы с информационными технологиями.
Важная роль принадлежит учителю при выполнении учебного плана, в котором на изучение каждого предмета отводится определённое количество часов. От профессионализма учителя зависит, насколько точно составлено тематическое и поурочное планирование в соответствии с учебным планом, как выбрана система заданий. В настоящее время в школах в одной параллели существуют разные классы: повышенного уровня обучения, классы педагогической поддержки, классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы и др. Поэтому для каждого класса в школе составляется свой учебный план с учетом его особенностей, при этом учитывается уровень интеллектуального развития учащихся. Например, в классах с низким средним уровнем учащихся больше часов отводится на изучение предметов федерального компонента.
В настоящее время учителю предлагается несколько программ по каждому предмету. Чтобы сделать правильный выбор, ему необходимо провести их анализ.
Опытные учителя пытаются создавать собственные программы обучения, особенно для специализированных классов и школ. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, отражают авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Такие программы должны иметь внешние рецензии от ученых в данной предметной области, педагогов, психологов, методистов и при наличии их утверждаться педагогическим советом школы. Если учитель решился на составление авторской программы, ему нужно доказать, есть ли объективная необходимость в этой программе, какая технология подходит к этой программе, соответствует ли она целям учебного заведения.
В современной школе происходят изменения в отношениях руководитель-учитель. Опытный педагог имеет, как правило, свою точку зрения по разным вопросам, связанным с учебно-воспитательным процессом в образовательном учреждении, и он вправе отстаивать свою точку зрения, быть свободным в своих суждениях. При этом он несёт полную ответственность за результаты своей деятельности. Учитель-мастер не бездумно выполняет рекомендации администрации школы, а устанавливает отношения сотрудничества и может способствовать формированию стиля жизни педагогического коллектива, характера отношений между учителями, которые имеют огромное значение для эффективной работы школы. Такие отношения способствуют профессиональному педагогическому росту каждого члена коллектива. В школах, где преобладают опытные учителя, администрации проще осуществлять управление, так как она может рассчитывать на поддержку и помощь этих учителей.
Подведем итог. Мы рассмотрели факторы, оказывающие существенное влияние на эффективность учебного процесса. Тем не менее, значение их не одинаково. Приоритетное место в этом ряду факторов принадлежит учителю. Личность учителя и его профессионализм формируют человека. Кроме этого, управляя процессом обучения, учитель оказывает влияние на действенность всех остальных факторов.