условия оптимального выбора методов обучения

Условия оптимального выбора методов обучения

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Так, методы информационно-рецептивный и проблемного изложения могут быть осуществлены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и телевидения, других изобразительных средств, предъявления алгоритмов; репродуктивный предполагает повторение учащимися предварительно показываемых учителем способов деятельности (на вербальном и образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач. Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму.

Взаимосвязь методов обучения и условия их оптимального выбора. Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия «методы», их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них.

Ю.К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.

Источник

Критерии выбора методов обучения

условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть фото условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть картинку условия оптимального выбора методов обучения. Картинка про условия оптимального выбора методов обучения. Фото условия оптимального выбора методов обучения условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть фото условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть картинку условия оптимального выбора методов обучения. Картинка про условия оптимального выбора методов обучения. Фото условия оптимального выбора методов обучения условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть фото условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть картинку условия оптимального выбора методов обучения. Картинка про условия оптимального выбора методов обучения. Фото условия оптимального выбора методов обучения условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть фото условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть картинку условия оптимального выбора методов обучения. Картинка про условия оптимального выбора методов обучения. Фото условия оптимального выбора методов обучения

условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть фото условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть картинку условия оптимального выбора методов обучения. Картинка про условия оптимального выбора методов обучения. Фото условия оптимального выбора методов обучения

условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть фото условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть картинку условия оптимального выбора методов обучения. Картинка про условия оптимального выбора методов обучения. Фото условия оптимального выбора методов обучения

Выбор методов обучения в современной дидактической системе зависит от целей и задач обучения, степени сложности, новизны и содержательности учебного материала, а также возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, условий обучения в школе, профессиональных возможностей самого учителя.

На практике учитель сначала определяет, какие цели он буД еТ достигать, изучая данное содержание учебного материала, затем какими методами он будет это осуществлять и какие приемы по’

требуются для реализации этих методов. Но из учебных программ и содержания учебников еще не следует прямых рекомендаций о выборе конкретных методов, которые можно использовать на уроке. Как правило, методические рекомендации, адресованные учителю, не всегда являются образцом для подражания, а лишь дают возможность оттолкнуться в его собственных исканиях, хотя успех обучения во многом зависит от рационально выбранного метода. Обучению технике выбора методов обучения не уделяется достаточного внимания, хотя эта функция возлагается на высшие учебные заведения, готовящие учителей.

Основные причины, вызывающие затруднения в выборе методов обучения у работающих учителей, обусловлены, во-первых, ограниченными знаниями о них; во-вторых, недостаточными представлениями о развивающих, образовательных и воспитательных возможностях методов обучения и их конкретной направленности, например, на развитие самостоятельности или на воспитание интереса к предмету и т.д.; и, в-третьих, отсутствием в педагогической литературе описания возможностей различных методов при решении той или иной дидактической задачи.

Возможность применения того или иного метода всегда диктуется целесообразностью его применения. Так, например, для развития памяти учащихся наиболее эффективными являются наглядные методы обучения, связанные с наблюдением, выделением существенных признаков изучаемого объекта, запоминанием. Если учитель на уроке ставит задачу, связанную с формированием у учащихся знаний о явлениях в природе и обществе, то наиболее предпочтительными могут быть словесные методы обучения, методы самостоятельной работы, репродуктивные методы и т.д.

Многие исследователи-педагоги, занимающиеся изучением проблемы методов, выделяют разные факторы, влияющие в реальных условиях на выбор метода обучения. Основные из них связаны с личностью ученика; с условиями, в которых протекает учебный процесс; с личностью учителя, со знанием методов и приемов обучения.

И.Я.Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:

1. В соответствии с учебным материалом, воплощающим цели обучения, его местом в теме или разделе определить цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект).

2. Выделить в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект).

3. Для каждого вида содержания сообразно способу его усвоения отобрать соответствующий ему дидактический метод обучения (гностический и психологический аспекты).

4. В соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить чередование дидактических методов обучения (логический аспект).

5. Для каждого метода в соответствии с учебным материалом выбирать наличные средства — предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый аспект).

6. Соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребност-но-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитательный аспекты).

Ю. К. Бабанский считает, что для обоснования критериев оптимального выбора методов обучения важно знать то место, которое занимает сама процедура их выбора в структурировании учебного процесса.

При планировании процесса обучения учитель должен осуществить следующие операции.

1. Определить задачи изучения темы после ознакомления с программой и методическими указаниями по теме (задачи формирования знаний, умений, навыков общенаучного и политехнического характера, приемов учебно-познавательной деятельности).

условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть фото условия оптимального выбора методов обучения. Смотреть картинку условия оптимального выбора методов обучения. Картинка про условия оптимального выбора методов обучения. Фото условия оптимального выбора методов обучения

2. Ознакомиться с содержанием учебного материала по теме в учебнике, выделив основные научные и воспитательные идеи, понятия, законы, умения, навыки, которые должны быть усвоены учащимися в соответствия с поставленными задачами.

3. Обосновать логику раскрытия темы в соответствии с закономерностями усвоения знаний, принципами систематичности, последовательности, связи обучения с жизнью, теории с практикой, научности и доступности, а также определить, на каком этапе раскрытия темы какие именно виды уроков потребуются, а какие вопросы можно будет перенести на самостоятельное изучение.

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков и других занятий по теме в соответствии с временем, отведенным программой на ее изучение.

5. Определить тематику каждого занятия, урока, сформулировав их основные задачи, совокупность которых должна обеспечить решение общего комплекса задач изучения темы.

6. Конкретизировать задачи данного урока на основе изучения особенностей учащихся данного класса.

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения на данном уроке и выделить в нем главное, существенное.

8. Избрать оптимальное сочетание методов и средств обучения для реализации содержания урока и намеченных учебно-воспитательных задач.

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке — общеклассные, групповые или индивидуальные.

10. Определить оптимальный темп обучения на уроке, содержание и методы домашней работы учеников.

Источник

Методы обучения, их классификация, условия оптимального выбора

К настоящему времени накоплен обширный научный фонд, раскрывающий многообразие методов обучения. Их насчитывается более пятидесяти. Учитель сталкивается поэтому со значительными затруднениями при их отборе. В этой связи возникает потребность в их классификации. Она помогает выявить в методах обучения общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. Классификация позволяет понять назначение и характерные признаки, присущие отдельным методам и их сочетаниям.

Взаимосвязанные деятельности обучения — преподавание и учение — сложны и противоречивы, поэтому трудно найти единое логическое основание для классификации многочисленных их методов. Этим объясняется тот факт, что в существующих классификациях за основу берутся отдельные стороны процесса обучения.

Различные подходы к классификации методов обучения связаны с выбором разных оснований, отражающих аспекты их изучения.

o Перцептивный подход, при котором за основание берется источник передачи информации и характер ее восприятия, предполагает выделение методов обучения, отражающих как деятельность учителя (рассказ, лекция, демонстрация, упражнения и др.), так и деятельность учащихся (слуховые, зрительные, моторные восприятия) (Н.М.Верзилин, Е.И. Петровский и др.). Согласно данному основанию методы обучения подразделяются на словесные, наглядные и практические.

o Словесные методы, в которых источником информации выступает устное или печатное слово, занимают ведущее место в системе методов обучения. К ним относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

Источником информации при использовании наглядных методов обучения являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия. Усвоение учебного материала в этом случае находится в существенной зависимости от применяемых наглядных пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств.

Наглядные методы условно подразделяются на две группы: метод демонстраций и метод иллюстраций.

o Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся и предназначены для формирования практических умений и навыков. К ним относятся упражнения, практические и лабораторные работы.

Данная классификация получила довольно широкое распространение, что объясняется ее простотой.

o Управленческий подход имеет своим основанием дидактические цели, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с таким основанием выделяются методы приобретения новых знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, закрепления и проверки знаний, умений и навыков (М.А.Данилов, Б.П.Есипов).

Дидактическая цель как критерий подразделения методов обучения на группы в этой классификации больше отражает деятельность учителя по достижению обучающей цели. Например, если ставится цель познакомить учащихся с чем-либо, то для ее достижения педагог, очевидно, будет использовать доступные ему словесные, наглядные и другие методы, а для закрепления предложить учащимся выполнить устные или письменные задания.

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные (объяснительно-иллюстративные), репродуктивные, проблемного изложения, эвристические (частично-поисковые), исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Под характером познавательной деятельности имеется в виду уровень мыслительной активности учащихся.

Сущность объяснительно-иллюстративного метода обучения состоит в том, что преподаватель разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова (рассказ, беседа, объяснение, лекция), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (таблицы, схемы, картины, кино и диафильмы), практического показа способов деятельности (показ опыта, работы на станке, способа решения задачи и т. п.).

Познавательная деятельность учащихся при использовании данного метода обучения сводится к запоминанию (которое может быть и неосознанным) готовых знаний. Здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности.

o Репродуктивный метод обучения предполагает, что учитель сообщает, объясняет знания в готовом виде, а учащиеся усваивают их и могут воспроизвести, повторить способ деятельности по его заданию. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

Главное преимущество данного метода обучения, как и рассмотренного выше объяснительно-иллюстративного, — экономичность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний благодаря возможности их многократного повторения может быть значительной.

Оба эти метода обучения характеризуются тем, что обогащают учащихся знаниями, умениями, формируют у них особые мыслительные операции, но не гарантируют развития творческих способностей учащихся. Эта цель достигается другими методами, в частности методом проблемного изложения.

o Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. Суть его в том, что учитель ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем. В то же время они не только воспринимают, осознают и запоминают готовые знания, выводы, но и следят за логикой доказательств, за движением мысли учителя или заменяющего его средства (кино, телевидение, книги и др.). И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они учатся разрешению познавательных затруднений.

o Более высокий уровень познавательной деятельности несет в себе частично-поисковый (эвристический) метод. Он получил такое название потому, что учащиеся самостоятельно решают сложную учебную проблему не от начала и до конца, а лишь поэлементно. Учитель привлекает учащихся к выполнению отдельных шагов поиска. Одну часть знаний сообщает он, другую – учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания.

Таким образом, сущность частично-поискового метода обучения сводится к тому, что не все знания учащимся предлагаются в готовом виде, их частично нужно добывать самостоятельно; деятельность учителя заключается в оперативном управлении процессом решения проблемных задач. Одной из модификаций данного метода является эвристическая беседа.

o Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение учащимися знаний. При его использовании учитель вместе с учащимися формулирует проблему, а они самостоятельно ее разрешают. Учитель оказывает помощь лишь при возникновении затруднений в решении учебной проблемы.

Исследовательский метод используется не столько для обобщения знаний, сколько для того, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни. Его сущность сводится к организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них проблем.

Главный недостаток этого метода обучения состоит в том, что он требует значительных временных затрат и высокого уровня профессионализма учителя.

o Субъектно-объектный подход основан на уровне активности учащихся в процессе обучения (Е.Я. Голант). Согласно этому подходу методы обучения делятся на пассивные и активные в зависимости от степени включенности учащегося в учебно-познавательную деятельность в процессе обучения. Кпассивным относятся методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение), к активным – методы, организующие самостоятельную работу учащихся (лабораторный метод, практический метод, работа с книгой).

o Бинарный подход, основанный на сочетании способов деятельности преподавателей и учащихся (М.И. Махмутов) позволил выделить методы преподавания (информационно-сообщающие, объяснительные, инструктивно-практические, объяснительно-побуждающие, побуждающие) и методы учения (исполнительные, репродуктивные. продуктивно-практические, частично-поисковые, поисковые).

o Логический подход в качестве основания классификации методов обучения предусматривает логику изложения материала учителем и логику восприятия его учащимися, которая может быть индуктивной (от частных случаев, примеров, фактов – к обобщениям и выводам) и дедуктивной (от выводов, обобщений – к примерам, частным случаям, отдельным фактам); отсюда и соответствующие методы обучения (А.Н. Алексюк).

o Целостный подход к классификации методов обучения имеет основанием их соотнесенность со структурой обучения как целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский). Обучение как особый вид деятельности вначале надо организовать (методы организации обучения), затем вызвать желание заниматься учебной деятельностью (методы стимулирования и мотивации) и, наконец, проверить достигнутые результаты (методы контроля и самоконтроля за результатами обучения). Данная классификация является наиболее полной, поскольку позволяет объединить все множество методов обучения в три группы.

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности подразделяются на четыре подгруппы по следующим критериям:

· каким образом подается и усваивается учебный материал (словесные, наглядные, практические методы обучения)

· какова логика подачи и усвоения учебного материала (индуктивные и дедуктивные методы обучения);

· каков характер мыслительной деятельности учащихся (репродуктивные и проблемные методы обучения);

· какова степень активности учащихся в процессе обучения (методы работы под руководством учителя и методы самостоятельной работы учащихся).

2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности делятся на две подгруппы в зависимости от того, на какую сферу личности они направлены:

· методы стимулирования и формирования интереса к учению (дидактические игры, учебные дискуссии, анализ жизненных ситуаций и др.);

· методы, стимулирующие и формирующие долг и ответственность в учении (поощрение, порицание, метод предъявления требований, метод отметки, метод оценки).

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности включают в себя четыре подгруппы в зависимости от сферы их применения:

· методы устного контроля (индивидуальный, групповой, фронтальный опрос, устный зачет, экзамен и др.);

· методы письменного контроля (контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты, письменные зачеты, экзамены, письменный тестовый контроль и др.);

· методы лабораторно-практического контроля (контрольно-лабораторные работы, машинный и безмашинный контроль);

· методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельности.

Следует отметить, что существуют и другие классификации методов обучения. Наличие разных точек зрения на данную проблему отражает объективную, реальную многосторонность методов обучения, естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Каждая из классификаций имеет как преимущества, так и недостатки, которые необходимо учитывать на стадии выбора и в процессе реализации конкретных методов обучения.

Метод обучения может играть определяющую и вспомогательную роль, служа средством реализации другого метода. Каждый из методов предусматривает особый вид обучающей деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся, а также ведет к специфическому результату — усвоению соответствующего ему вида содержания.

Основные методы обучения имеют различные формы их воплощения и средства реализации. Так, информационно-рецептивный и проблемный методы могут быть осуществлены посредством устного слова, чтения учебника, с помощью кино и телевидения, других изобразительных средств, предъявления алгоритмов; репродуктивный метод предполагает повторение учащимися предварительно показываемых учителем способов деятельности (на вербальном и образном материале, практическими действиями с предметами и знаковой системой). Эвристический и исследовательский методы включают конструирование, проектирование, планирование и проведение эксперимента, решение поисковых задач. Названные методы являются общими для обучения любому предмету, но в каждом из них они приобретают свою специфическую форму.

Между методами обучения существует организационная взаимосвязь и взаимопроникновение, что отражает диалектику самого понятия «методы», их взаимопереходы, а не изолированное применение каждого из них.

Ю. К. Бабанский, выдвигая принцип оптимальности при выборе методов обучения, предлагал исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических и учебных задач. Однако при этом он косвенно способствует решению и других задач, но не в той мере, в которой они могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекает необходимость оценки возможностей каждого метода обучения, знания его сильных и слабых сторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.

Среди всех зависимостей, которые определяют построение и выбор методов обучения, на первом месте находится их соответствие целям образования. В практической деятельности учитель, выбирая их, обычно руководствуется этими целями и содержанием образования. Далее он соотносит методы обучения с конкретной педагогической задачей, анализирует учебную ситуацию, определяет уровень развития учеников и уровень сформированности у них как общеучебных, так и частных умений.

· общим целям обучения, воспитания и развития человека;

· конкретным образовательным задачам;

· закономерностям и вытекающим из них принципам обучения;

· характеру мотивации и подготовленности учащихся;

· возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

· сформированности у учащихся общих и частных учебных умений;

· особенностям методики преподавания конкретной учебной дисциплины;

· содержанию учебного материала, его объему и сложности; времени, отведенному на изучение;

· типу и структуре учебного занятия;

· взаимоотношениям между учителем и учащимися, которые сложились в процессе обучения (сотрудничество или авторитарность);

· материально-техническому обеспечению, наличию оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· особенностям личности педагога, его мастерству.

С учетом комплекса названных обстоятельств и условий учитель принимает решение о выборе конкретного метода обучения или их сочетания для проведения занятия.

И. Я. Лернер рекомендует следующие этапы выбора методов и сочетаний приемов, с помощью которых они реализуются:

— в соответствии с учебным материалом, его местом в теме или разделе определить цели обучения, воплощенные в этом материале (целевой аспект);

— выделить в учебном материале виды содержания образования на уровне общедидактического (теоретического) представления (содержательный аспект);

— для каждого вида содержания образования сообразно способу его усвоения отобрать соответствующий ему метод обучения (гностический и психологический аспекты);

— в соответствии с логикой построения содержания учебного материала и чередования в нем видов содержания определить чередование методов обучения (логический аспект);

— для каждого метода обучения в соответствии с учебным материалом выбрать наличные средства — предметные, практические, интеллектуальные (материально-источниковый аспект);

— соответственно этим же методам и в порядке их чередования отобрать приемы обучения и их сочетания, учитывая потребностно-эмоциональную сферу учащихся (управленческий, воспитательный аспекты).

Источник

Доклад на тему: «Выбор оптимальных методов и приемов на уроках»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выбор оптимальных методов и средств обучения на уроках и внеклассной работе

Учебный процесс представляет собой единую систему, включающую в себя информацию, дидактические задачи и виды деятельности, но правильнее будет классифицировать методы обучения комплексно сразу по нескольким признакам.

И к одной из групп можно отнести демонстрационные методы, которые реализуют принцип наглядности обучения, обеспечивая непосредственное восприятие учащимися конкретных образов изучаемых объектов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики учеников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала. Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные.

К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным — модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др. В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия.

Оптимизация обучения требует такого планирования и организации учебного процесса, которое дает максимально возможные результаты образования, воспитания и развития при минимально необходимых затратах времени учеников и учителя.

Оптимизация является одним из принципов НОТ.

К числу основных способов деятельности учителя относятся:

— конкретизация задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учителя;

— выделение главного, существенного при планировании задач, содержания, форм, методов деятельности;

— сравнительная оценка различных методов, средств, форм обучения в целях выбора наилучшего;

— создание необходимых условий для обучения;

— оперативное корректирование обучения с учетом меняющихся условий;

— ориентация на экономию времени, условий, средств в процессе обучения.

Общие способы оптимизации обучения

1.Комплексное планирование задач;

2. Конкретизация всех компонентов учебного процесса;

3. Выделение главного, существенного;

4. Дифференцированный подход к учащимся ;

5. Сравнительная оценка возможностей различных вариантов обучения с целью выбора наиболее подходящего из них в данной ситуации ;

Основные этапы деятельности педагога по оптимизации процесса обучения:

Проектирование задач обучения.

— изучение и оценка условий для обучения ;

— изучение и оценка учебных возможностей учащихся ;

— выделение главных задач ;

— дифференцированный подход к учащимся и отдельному коллективу.

Выбор наиболее рационального варианта решения задач обучения:

— сужение числа вариантов для выбора к двум ;

— принятие решения о выборе типа урока

Осуществление избранного варианта обучения:

— применение средств стимулирования учебной деятельности учащихся;

— организация деятельности учащихся ;

— формирование навыков рациональной организации учебного труда ;

— принятие задач обучения ;

— осознание мотивов учения ;

— проявление активности и самостоятельности ;

— самоконтроль и саморегулирование учебной деятельности.

Анализ результатов обучения:

— сравнение полученных результатов;

— сравнение затрат времени, усилий;

— вовлечение учеников и самоанализ результатов обучения;

— выявление причин возможных отклонений;

— разработка дополнительных задач.

Классификация методов обучения.

3. Методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий (лабораторные опыты, трудовые действия )

Существуют следующие методы:

— репродуктивные методы (запоминание информации )

— проблемно – поисковые (решение задач проблемной ситуации )

— методы самостоятельной работы;

— методы стимулирования и мотивации обучения;

— методы формирования интереса к учению;

— методы развития долга и ответственности в учении;

— методы контроля и самоконтроля.

Критерии оптимального выбора методов обучения.

При планировании процесса обучения учитель должен осуществлять следующие операции:

1. Определить задачи изучения темы путем ознакомления с программой и методическими указаниями;

4. Конкретизировать число и последовательность всех уроков;

5. Определить тематику каждого занятия, урока;

6. Конкретизировать задачи данного урока;

7. Отобрать наиболее рациональное содержание обучения;

9. Выбрать формы организации учебной работы школьников на уроке;

10. Определить темп урока;

11. Определить содержание и методы домашней работы учеников.

Основные закономерности учебного процесса

1. Обучение закономерно зависит от потребностей общества.

2. Процессы обучения, воспитания взаимосвязаны в целостном педагогическом процессе обучения.

3. Процессы преподавания и учения закономерно взаимосвязаны в целостном процессе обучения.

4. Содержание обучения зависят от его целей и задач.

5. Активность учебной деятельности школьников зависит от наличия у учащихся познавательных мотивов, от используемых методов стимулирования учения.

8. Эффективность учебного процесса закономерно зависит от условий в которых он протекает.

9. Оптимальная организация процесса обеспечивает максимально возможные и прочные результаты обучения.

Требования, обеспечивающих оптимальный выбор методов обучения:

1. Опора на всю совокупность принципов обучения при выборе методов

2. Системный подход к выбору методов обучения.

3. Опора на исторический опыт изучения соответствующих тем с целью выбора наиболее удачной системы.

4. Опора на аналогии из собственного опыта применения методов обучения с целью использования удачных подходов.

6.Формирование вывода о комплексе методов обучения, которые будут применяться в данной ситуации.

Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

З.Т. Маусымбаева –преподаватель экономических дисциплин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *