условно графические наглядные средства обучения истории

Условно-графическая наглядность на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Методы наглядного обучения истории»

ОГЛАВЛЕНИЕ

Идея кодирования знаний возникла ещё в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражения в школьных учебниках.

Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая исторического. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенствованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности. Поэтому перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

Первым шагом на пути преодоления этой «бездетности» в методике обучения истории стала публикация в 1949 г. Статьи психолога и учителя А.З. Редько «Усвоение учащимися исторических понятий», которая положила начало научным исследованиям возрастных особенностей восприятия, воображения, мышления, памяти, речи учащихся при обучении истории. Результаты этой работы были активно использованы учеными и методистами при подготовке новых учебников и поурочных пособий в 60 – 70-е гг. Однако их нельзя считать исчерпывающими и завершенными.

Таким образом, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это – и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно это – и «зона его ближайшего развития», т.е. объект дальнейшего совершенствования.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев невозможна эффективная работа и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости. Хорошим методом решения таких проблем может послужить наглядное обучение.

Объектом исследования является образовательный процесс в школе.

Предметом исследования является использование условно-графического метода в образовательном процессе.

Цель работы условно-графическая наглядность как средство организации познавательной деятельности на уроках истории.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Выявить особенности и роль наглядного обучения на уроках истории;

Рассмотреть основные виды условно-графической наглядности, которые могут применяться на уроках истории;

Источник

условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть фото условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть картинку условно графические наглядные средства обучения истории. Картинка про условно графические наглядные средства обучения истории. Фото условно графические наглядные средства обучения истории условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть фото условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть картинку условно графические наглядные средства обучения истории. Картинка про условно графические наглядные средства обучения истории. Фото условно графические наглядные средства обучения истории условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть фото условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть картинку условно графические наглядные средства обучения истории. Картинка про условно графические наглядные средства обучения истории. Фото условно графические наглядные средства обучения истории условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть фото условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть картинку условно графические наглядные средства обучения истории. Картинка про условно графические наглядные средства обучения истории. Фото условно графические наглядные средства обучения истории

условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть фото условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть картинку условно графические наглядные средства обучения истории. Картинка про условно графические наглядные средства обучения истории. Фото условно графические наглядные средства обучения истории

условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть фото условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть картинку условно графические наглядные средства обучения истории. Картинка про условно графические наглядные средства обучения истории. Фото условно графические наглядные средства обучения истории

В учебном процессе можно выделить приемы работы с диаграммами в зависимости от цели урока и вида диаграммы. Диаграммы, характеризующие явления экономического раз­вития, содержат однородные данные одновременного действия. Задания для учащихся будут направлены на анализ и группировку данных, их сопоставление, установление последствий данного процесса. При использовании диаграмм, содержащих разнородные сведения в дина­мике развития, задания направлены на сопоставление данных, прослеживание динамики и установление тенденций развития.

Схемы используются для наглядного сравнения изучаемых явлений, показа тенденции их развития, а также для обобщения и систематизации исторических знаний. Схемы позво­ляют дать наглядное изображение обобщенных представлений, помогающих ученикам усво­ить существенные признаки исторических понятий. Объясняя материал, учитель последова­тельно записывает на доске содержание звеньев и обозначает связи между ними. Постепен­ность воссоздания схем облегчает их понимание. При помощи схемы учитель показывает цепь своих рассуждений. После того как ученики познакомятся с алгоритмами составления разнообразных схем, учитель может им предложить задания направленные на самостоятель­ное составления схем.

Выбор методов и приемов работы с условно-графической на уроке зависит от специ­фики учебного материала, возможностей и способностей учащихся. Наиболее эффективны­ми являются: аналитическая и эвристическая беседы, рассуждение.

Источник

Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками:«Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы».

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

«Средняя Общеобразовательная школа №12» г. Магнитогорска

Работа на Всероссийский педагогический конкурс на лучшую статью «Применение современных форм и методов обучения в работе со школьниками»

«Методика использования условно-графической наглядности на уроках истории: схемы и таблицы».

Автор: Гусева Анна Владимировна

учитель истории и обществознания

Идея кодирования знаний возникла ещё в 60-е годы в зарубежной школе и нашла отражения в школьных учебниках.

Система образования на рубеже XX и XXI вв. не удовлетворяет общество. Расхождение между целями и результатами обучения стали очевидны. Понадобилась реформа всей системы образования, включая исторического. Перед учителем с новой силой встал вопрос: чему и как учить ребенка? Как научно определить действительно необходимый и целесообразный состав и объем исторических знаний? Ограничиваться только совершенствованием содержания образования нельзя, надо стремиться совершенствовать познавательный процесс, опираясь на его внутренние закономерности. Поэтому перед школой стоит задача вооружить своих выпускников системой прочных знаний и умениями самостоятельно пополнять их и развивать свои познавательные способности.

Первым шагом на пути преодоления этой «бездетности» в методике обучения истории стала публикация в 1949 г. Статьи психолога и учителя А.З. Редько «Усвоение учащимися исторических понятий», которая положила начало научным исследованиям возрастных особенностей восприятия, воображения, мышления, памяти, речи учащихся при обучении истории. Результаты этой работы были активно использованы учеными и методистами при подготовке новых учебников и поурочных пособий в 60 – 70-е гг. Однако их нельзя считать исчерпывающими и завершенными.

Таким образом, в обучении познавательные возможности учащихся занимают двойственную позицию: это – и достигнутый на данный момент уровень физиологических, психологических и моральных качеств, обеспечивающих школьнику определенный результат в овладении учебным предметом; одновременно это – и «зона его ближайшего развития», т.е. объект дальнейшего совершенствования.

Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев невозможна эффективная работа и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости. Хорошим методом решения таких проблем может послужить наглядное обучение.

Объектом исследования является образовательный процесс в школе.

Предметом исследования является использование условно-графического метода в образовательном процессе.

Цель работы условно-графическая наглядность как средство организации познавательной деятельности на уроках истории.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

Выявить особенности и роль наглядного обучения на уроках истории;

Рассмотреть основные виды условно-графической наглядности, которые могут применяться на уроках истории;

Условно-графические наглядные средства, а именно учебные таблицы в максимальной степени способствуют субъективной организации информации обучающимися с учетом их индивидуального стиля деятельности, в результате чего создаются благоприятные условия для развития самостоятельной и творческой активности. Обучение становится развивающим, когда оно развивает оптимальную для данного человека манеру мышления, наблюдения, при которой максимально используются наиболее ценные качества личности и компенсируются стойкие недостатки.

Темпы учения будут значительно выше, если обучающийся увлечен процессом учения, что в значительной мере зависит от того, соответствует ли организация процесса особенностям его личности, то есть, учитывается ли индивидуальный стиль деятельности.

На основе непосредственного восприятия предметов или с помощью изображений (наглядности) в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия об историческом прошлом.

Наглядное обучение на уроках истории играет особую роль. Учащиеся лишены возможности непосредственно воспринимать события прошлого. Исторические события неповторимы. Поэтому важным источником исторических знаний выступают разнообразные наглядные средства.

Прежде всего, с помощью наглядных средств обучения у учащихся создаются достоверные, зрительные образы исторического прошлого.

Наглядные средств обучения конкретизируют исторические факты, преодолевают модернизацию прошлого в представлениях учащихся.

Наглядность служит опорой для раскрытия сущности исторических явлений, формирования основных исторических понятий и закономерностей, обеспечивает более глубокое их усвоение учащимися.

Условно-графическая наглядность, а именно схематические рисунки, исторические карты, аппликации, схемы, графики, таблицы, диаграммы как раз и являются предметом нашего исследования.

Но следует помнить, что при использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве

Виды условно-графической наглядности

К условно-графической наглядности , которая представляет собой своеобразное моделирование, относят схемы и таблицы и др.

Схемы и таблицы помогают учителю и обучающемуся выделить важный материал по теме урока. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции – анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически обобщить.

графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками – геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.

чертеж, изображающий взаимоотношение частей чего-либо.

графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися. В таблицах, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.

В методике преподавания истории выделяют следующие

Источник

Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории

условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть фото условно графические наглядные средства обучения истории. Смотреть картинку условно графические наглядные средства обучения истории. Картинка про условно графические наглядные средства обучения истории. Фото условно графические наглядные средства обучения истории

Дата публикации: 08.07.2021 2021-07-08

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83146/ (дата обращения: 04.11.2021).

В статье авторы рассматривают необходимость применения наглядного метода на уроке истории как способа активизации учебного процесса.

Ключевые слова: наглядность, обучение, история, активизация учебного процесса, классификация наглядных средств обучения.

Наглядность — один из старейших и важнейших принципов обучения. Сегодня без применения наглядности не обходится ни один школьный предмет, будь то география, биология и т. д. История — не исключение из этого правила.

Принцип наглядности был сформулирован чешским педагогом Я. А. Коменским (1592–1670) ещё в XVII веке. Он указывал, что использование наглядности даёт учителю возможность сильно облегчить сам процесс обучения. [6, c.150] Педагог полагал, что начальное познание вытекает из ощущений, т. е. он считал, что начинать обучение нужно непосредственно с наблюдения за вещами, а не со словесного толкования о них. [3, c.15]

Дальнейшее развитие принцип наглядности получил в работах другого известного педагога — И. Г. Песталоцци (1746–1827). В частности, он считал наглядность высшим принципом обучения. [6, c.151]

Немалый вклад в обоснование этого принципа внесли и отечественные педагоги, такие как К. Д. Ушинский (1823–1870) и П. Ф. Каптерев (1849–1922).

Стоит отметить, что данный принцип активно применяется на современном этапе школьного обучения. Бесспорно, что без применения наглядности эффективное обучение по любому школьному предмету будет недостижимо. Особенно справедливо это по отношению к истории.

Применение наглядности на уроке истории помогает учителю актуализировать внимание учеников на изучаемом материале, ученики же могут лучше понять и представить себе события прошлого. У них появляется интерес к изучаемым событиям, датам явлениям и т. п.

Более того, информация, получаемая с помощью различных наглядных средств, запоминается гораздо лучше, причём на гораздо длинный срок.

В противном случае обучение истории превращается в банальную «зубрёжку» материала.

Наглядным является обучение, при котором представления и понятия формируются у учеников на основе непосредственного восприятия ими изучаемых явлений или же с помощью их изображений. [5, c.67]

Наглядное обучение, как правило, затрагивает не только сферу чувств при восприятии событий прошлого, но и активно воздействует на сферу мышления человека. Помимо этого, оно выполняет ряд важных функций, о которых будет сказано немного позднее.

С помощью наглядных средств обучения у учеников складываются правильные, достоверные образы прошлого. Также они могут содержать в себе дополнительную интересную информацию, которую не всегда можно встретить в учебнике.

Наглядные средства выступают очень важным источником исторических знаний. Они, если говорить простым языком, помогают воспринимать исторические события через «живое созерцание». [7, c.144]

Не будет заблуждением сказать, что наглядные средства помогают ученикам подметить тот или иной факт, особенность или черту в том или ином историческом факте или явлении. То есть, речь идёт о том, что наглядность является своеобразной «опорой» для выявления сущности исторических явлений, формирования большинства исторических понятий и закономерностей. Это положительно влияет на понимание и усвоение материала учащимися.

Можно привести такой пример. Если сравнить экономическое развитие СССР после Великой Отечественной войны и во времена Н. С. Хрущёва будет показывать тот факт, что после войны страна смогла восстановиться и совершить большой рывок вперёд, что были достигнуты определённые успехи по сравнению с предыдущим периодом, помогает уяснить суть реформ советского руководства в сфере сельского хозяйства и промышленности. Показать эту разницу можно с помощью сравнительных таблиц и схем, в которых есть показатели развития страны в указанные два периода. Можно также использовать фотографии, сделанные очевидцами давно минувших событий, кадры кинохроники.

Наглядное обучение помогает ученикам всесторонне развиваться, оно способствует развитию у учащихся внимательности, наблюдательности, мышления, памяти, речи. Наглядное обучение помогает учителю поддерживать постоянный интерес своих подопечных к истории и историческому прошлому.

У наглядных средств обучения истории есть функции:

Информационная средства обучения являются непосредственными источниками знаний и способствуют передаче этих самых знаний;

Обучающая улучшает понимание воспринимаемой информации;

Организационная позволяет подбирать учебные материалы и способы их представления.

Контролирующая обеспечивает контроль над развитием формируемых знаний, умений и навыков учащихся. [11, c.179]

Роль наглядности в учебном процессе очень велика. Усольцев А. П. и Шамало Т. Н. выделяют такие функции наглядности, как:

Активизация внимания

Активизация мотивации к познавательной деятельности

Управление процессом понимания. [10, c.104]

В основном, в учебном процессе средства наглядности выполняют две функции — информационную и познавательную. Их суть сводится к следующему: знакомят учеников с особенностями того или иного исторического процесса; помогают лучше изучить деятельность исторических личностей; укрепляют знания в области истории культуры и многое другое. [2, c.287–289]

Принцип наглядного обучения предполагает использование в процессе обучения применение различных наглядных средств для демонстрации и объяснения учебного материала. Демонстрировать и объяснять учитель может как весь материал, так и его часть.

На сегодняшнем этапе в современной школе принцип наглядного обучения опирается не только на визуальные предметы (плакаты, картины, схемы и т. п.). Современный учитель имеет выбор из обширного набора наглядных средств. Большое их разнообразие породило потребность в их упорядоченности и классификации. Что касается классификаций этих средств, то их на данный момент имеется большое количество.

Прежде чем переходить к вопросу о классификации, стоит упомянуть, что единой классификации наглядных средств обучения, которая была бы общепринятой, просто не существует.

А. Е. Денисов и В. М. Казанский выдвинули следующую классификацию средств наглядности:

средства предъявления наглядности: доска, плакаты, все возможные проекционные устройства, средства звукозаписи, раздаточные материалы и учебные пособия;

средства контроля знаний: средства безмашинного контроля, специальные контрольные машины, классы с обратной связью;

тренажёры и обучающие машины;

натуральный показ объектов и лекционные демонстрации;

вспомогательные средства: вычислительная техника, справочные устройства, статистические накопители. [11, c.179]

В. А. Кобзарев выделил другую классификацию:

традиционные: учебники, раздаточный материал, печатные пособия, плакаты, макеты, схемы и т. п.;

новые: диафильмы, диапозитивы, тренажёры, машины с обучающей программой. [11, c.180]

И. Л. Дрижун — доктор педагогических наук — построил свою классификацию по-другому. Он поделил средства наглядности на три группы, в зависимости от характера отображения окружающей действительности:

натуральные: объекты, вещества, коллекции;

изобразительные: фотографии, рисунки, проекторы;

символические: схемы, графики, диаграммы, формулы. [11, c.180–181]

А. В. Петров и Н. Б. Попова — отечественные специалисты в области педагогических наук — предлагают следующую классификацию:

1) по происхождению:

конкретные предметы (натуральные, естественные объекты и явления);

знаково-символические (графические, знаковые, планы познавательной деятельности, изобразительная наглядность);

технические (экранно-звуковые, телевизионная наглядность, компьютерная наглядность, мультимедийная наглядность).

2) по дидактическим особенностям использования:

раздаточные (рисунки, фотографии, приборы, таблицы);

демонстрационные (плакаты, стенды, приборы, структурно — логические схемы, диафильмы, мультимедиа).

3) по содержанию:

структурные схемы по формированию и развитию (эмпирических знаний, практических знаний, теоретических знаний);

—знаковые средства наглядности;

—схемы последовательной деятельности;

—обобщенные планы познавательной деятельности и т. п. [11, c.182]

Как можно заметить, классификаций наглядных средств обучения существует большое количество. Наиболее популярной здесь представляется последняя приведённая нами классификация — по содержанию и характеру изображаемого материала.

Если опираться на работы советских методистов, то мы сможем чётко выделить три группы наглядных средств обучения: предметную, изобразительную и условно-графическую. [1, c.47–49] Данная классификация является наиболее распространённой.

Рассмотрим каждую из этих групп по отдельности.

Предметнаянаглядность сама по себе предполагает непосредственное восприятие подлинных вещественных памятников прошлого и его материальных следов. Как правило, сюда относят монументальные исторические памятники.

Изобразительная наглядность подразумевает использование таких средств, как реконструкции памятников архитектуры, предметов повседневного труда и быта людей и т. п.

Условно-графическая наглядность. Сюда относят карты, схемы, графики, плакаты, диаграммы и т. п. [4, c.44–47] Как можно понять из самого названия, такая наглядность отображает суть исторических событий и явлений, их динамику и специфику языком условных знаков.

При проведении уроков истории в большинстве случаев учитель применяет словесную подачу материала. Ученики, в свою очередь, не имеют возможности непосредственно наблюдать события прошлого, его предметы. В этом нет ничего удивительного. Ведь учитель рассказывает о событиях давно уже прошедших. В таком случае учащиеся представляют себе рассказываемый материал посредством своих же внутренних представлений . Они могут, естественно, очень сильно отличаться от того, что было в реальности.

Здесь напрашивается вполне очевидный вывод о том, что никакие словесное описание, каким бы хорошим оно не было, не сможет дать учащимся тех необходимых представлений о прошлом. Именно для этого и нужны наглядные средства обучения истории.

При изучении истории учащиеся, как правило, имеют дело в основном с двумя видами наглядности: это иллюстрации в учебнике и иллюстративный материал, который использует уже учитель. [8, c.39–40]

Говоря о наглядных средствах обучения, мы уже коснулись вопроса по поводу классификации этих самых средств. Теперь стоит выяснить, какие средства наглядности применяются в процессе обучения истории.

Наиболее распространённой является классификация наглядных средств по содержанию и характеру излагаемого материала. Конкретно в ней выделяют предметную, изобразительную и условно-графическую наглядность.

Рассмотрим данную классификацию более подробно, применительно к преподаванию истории. В неё входит:

1)Естественная монументальная наглядность. Сюда входят подлинные вещественные памятники прошлого, памятные места, исторические монументы, экспонаты музеев и коллекций.

2)Изобразительные наглядные средства. В свою очередь, они могут быть:

—объёмные (модели, макеты)

—плоскостные (различные учебные рисунки — если это 5–7 классы, фотографии, плакаты)

картины на историческую тематику. В отношении картин стоит помнить одно очень важное обстоятельство — они не являются источником или учебным пособием, т. к. это всего лишь взгляд художника.

3)Условно-графические средства. Как правило, к ним относятся исторические карты, схемы, графики, диаграммы, меловые рисунки. [9, c.91]

Отдельно к наглядным средствам обучения истории можно добавить видеофильмы (кинофильмы, хроника, компьютерные реконструкции и т. д.).

Как можно заметить, наглядных средств обучения истории существует большое количество. Каждому из них можно найти достойное применение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *