усманский монастырь на тамбовщине

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

2. На этом месте была поставлена деревянная часовня и возведена каменная ограда с башнями по углам. Башни сохранились доныне и являются самыми древними из сохранившихся сооружений Усмани
Позже здесь и построили Успенскую церковь, по ходатайству местного купца и благотворителя Григория Сукочёва. Храмовую часть венчает шестнадцатигранный световой барабан.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

3. С улицы Советской.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

4. В 1924 году Софийский монастырь закрыли, была закрыта и Успенская церковь. В её здании разместили краеведческий музей, потом – склад махорочной фабрики. После войны церковь все же была передана верующим, и долгое время она являлась единственной действующей церковью в Усмани.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

5. Что касается архитектуры, то первоначально церковь и трехярусная колокольня стояли отдельно.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

6. Колокольня была разрушена в 1940-е годы, восстановлена (отстроена заново) в конце 1990-х.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

7.
усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

8. При восстановлении колокольню соединили с церковью за счет возведения между ними объёма трапезной.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

9.
усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

12. На сохранившихся фотографиях можно увидеть, как выглядели эти храмы. Пятницкий:

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

13. Соборный Богоявленский:

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

14. На улице Вельяминова выстраивают новый Богоявленский храм, почти копию прежнего. Не на старом месте, но совсем рядом, напротив площади.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

15.
усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

16.
усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

18. Если посмотреть на старую фотографию улицы Вельяминова, то можно увидеть, что на территории кладбища тоже была церковь.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

19. Это Покровская церковь, снесена.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

20. При церкви действовала церковно-приходская школа.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

21. Здание школы цело до сих пор, у входа на кладбище. Сейчас, похоже, просто жилой дом.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

23.
усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

24.
усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

25. Здесь же братская могила бойцов Красной Армии, умерших от ран в Усманских госпиталях.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

26. Чуть ниже течет речушка, впадающая в реку Усмань.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

27. И еще две церкви исторического центра Усмани, сохранившиеся только на фотографиях.
Космодамианская была выстроена на одноименной площади, позже ставшей территорией заложенного здесь в 1868 году городского сада. Сейчас здесь городской парк.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине
источник этого фото

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Рубрики

Поиск по дневнику

Усмань. Софийский Успенский женский монастырь

История церкви Успения Пресвятой Богородицы в Усмани насчитывает уже более 300 лет. В 1684 году Указом Государей Иоанна и Петра Алексеевичей было определено устроение в г. Усмани Успенского девичьего монастыря. И уже в 1684—1685 гг. была построена первая деревянная Успенская церковь монастыря. Правда просуществовал Успенский монастырь недолго – чуть менее 100 лет, когда в ходе секуляризационной реформы императрицы Екатерины Второй в 1764—1772 гг. Успенский монастырь был упразднён. В 1772 году пожар в Усмани уничтожил Никольский храм, и Успенская церковь была отдана прихожанам Никольского храма.

В 1778 году был в камне восстановлен Никольский храм с приделом Успения Пресвятой Богородицы, а деревянную Успенскую церковь разобрали и передали в сёла Россошевка и Плавица.

Несколько десятилетий место бывшего Успенского монастыря пустовало, когда в 1806 году тщанием госпожи Надежды Георгиевны Фёдоровой это место было отдано под подворье восстановленного уже под именем Софийского Усманского монастыря. И на этом месте была поставлена деревянная часовня и возведена каменная ограда с башнями по углам.

В 1860 году деревянную часовню разобрали, а на её месте возвели каменную. В 1862 году часовню, вероятно, перестроили и устроили домовую церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы.

А в 1905 году по ходатайству местного купца Григория Димитриевича Сукочёва Успенская церковь была сломана, а на её месте построена новая. Строительство шло с 1905 по 1907 гг. Григорий Димитриевич Сукочёв — крупнейший благотворитель Усманских храмов, почётный гражданин города, бывший городской голова, владелец известной богадельни.

В 1924 году Софийский монастырь закрыли, была закрыта и Успенская церковь.

В 1930 году в здании Успенской церкви был размещён музей местного края,а в дальнейшем – склад махорочной фабрики. В 40-е годы XX столетия была разрушена колокольня.
В 1944 году была образована община, и церковь стала приходской, а в 1947году церковь была передана верующим в безвозмездное пользование, и долгое время являлась единственной уцелевшей и действующей церковью в Усмани.

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

В 1994 году был начат сбор средств на восстановление колокольни и реставрацию церкви. 7 апреля 1995 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием был отслужен молебен на начало восстановительных работ.

В 1995—1997гг. был заложен фундамент, возведены стены пристройки храма, начаты кровельные работы, переоборудовано здание крестильни. 22 октября 1998 года восстановлена традиция совершения крестных ходов с чудотворной Корсунской иконой Божией Матери. Об истории обретения этого образа будет рассказано в отдельной статье, посвящённой истории Софийского монастыря. К 10 октября 1999 году уже были возведены стены колокольни, а 16 марта 2000 года освящён и установлен купол и крест колокольни.
30 апреля 2000 года ко дню Святой Пасхи завершены отделочные работы внутри колокольни и пристройки храма (кроме росписи стен и потолка).

Источник

Усмань. Софийский Успенский женский монастырь.

Карта и ближайшие объекты

усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть фото усманский монастырь на тамбовщине. Смотреть картинку усманский монастырь на тамбовщине. Картинка про усманский монастырь на тамбовщине. Фото усманский монастырь на тамбовщине

Статьи

Успенский Софийский женский монастырь. Успенская церковь, половина холодная, половина теплая, построена в 1817 г. на средства Усманской помещицы Федоровой. Престолов три: главный холодный в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельные – во имя вкмч. Георгия, во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Местно-чтимая икона Скорбящей Божией Матери и келейная камилавка святителя Тихона Задонского.

Количество сестер 250, занимаются рукоделиями. При монастыре есть два хутора: первый при деревне Егоровой Усманского уезда, в 14 верстах, а другой при лесной монастырской даче при селе Крутчике Усманского уезда. Есть монастырский лес.

Есть церковно-приходская женская одноклассная школа, два законоучителя при школе получают по 15 руб. Есть приют для сирот духовного звания. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1883 года. Церковная библиотека в 120 томов.

Штат: два священника и два псаломщика в сане диакона на псаломщических вакансиях. У причта земли 33 десятины пахотной, удобная, в 14 верстах от монастыря. Причтового капитала 1000 руб. Дома монастырские.

А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Усманский уезд, стр. 369.

Успенский Софийский женский монастырь.

Обитель, с Высочайшего разрешения, последовавшего на докладе Святейшего Синода 1799 г. марта 21 дня, построена иждивением Усманской помещицы, майорской дочери, девицы Надежды Георгиевны Федоровой, и в 1817 г. по указу Св. Синода формальным порядком открыта.

Церковь в обители пока одна, каменная, с такою же колокольнею. При колокольне с обеих сторон каменные жилые помещения в два этажа. Престолов в церкви три: один в холодной церкви в честь Успения Божией Матери освящен Преосвященным Евгением, остальные два в приделе теплом: первый во имя св. вкмч. Георгия и второй во имя Св. муч. Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любви, освящены Преосвященным Ионою в 1817 г. Церковь утварью достаточна, имеет полный круг богослужебных книг и библиотеку, состоящую из книг, полезных для чтения сестер.

В 1908 г., с разрешения Преосвящ. Иннокентия, в обители заложен каменный теплый храм во имя св. Преподобного Серафима Саровского чудотворца. В настоящее время храм вчерне готов.

Кроме церквей в обители, имеется церковь на подворье монастыря, находящемся в г. Усмани. Церковь в 1862 г. была построена по благословению Преосвящ. Феофана для живущих на подворье сестер.

Место, на котором существует настоящее подворье, осталось от существовавшего здесь некогда монастыря и, как видно из указа духовной Консистории, государем императором было подарено в 1806 г. на вечную собственность Софийского монастыря, когда он начал строиться за чертой города. На подворье монастыря устроено помещение для печения просфор для городских и сельских приходских церквей.

В 1905 г. на подворье, с разрешения епархиального начальства, старая церковь сломана и на месте ее построена новая, на средства благотворителя купца Сукочева, с того времени в ней совершается богослужение монастырским причтом.

По штату третьеклассных монастырей 1817 г. в обители положено быть: настоятельнице в сане игуменьи, казначее и 17 манатейным монахиням. Ныне на лицо состоят: игуменья, казначея, благочинная, рядовых манатейных монахинь 72, рясофорных и указом определенных послушниц 62, проживающих на испытании в монастыре и подворье по увольнительным свидетельствам 65, а всех 202. Кроме общих послушаний на обитель, сестры занимаются большей частью производством мухояра, а некоторые уборкою образов и тканьем ковров.

Корпусов для помещения сестер внутри ограды монастыря 16, из них 5 каменных одноэтажных, 3 смешанных – низ каменный, а верх деревянный, все они оштукатурены внутри и снаружи, а прочие деревянные. Все здания крыты железом. За оградою монастыря имеются помещения: для священнослужителей, для служителей монастыря, для приема странников и посетителей, для наблюдающих за скотным двором со всеми нужными хозяйственными приспособлениями, баня и прачечная.

В 1897 г. за оградою монастыря устроено помещение церковно-приходской школы для крестьянских девочек села Новоуглянска. При школе для наблюдения за порядком и чистотою от монастыря живут послушницы, от монастыря отпускается отопление для школы. Настоятельница монастыря состоит и попечительницей школы.

Кроме зданий в ограде, за оградой монастыря находятся хозяйственные постройки на собственной земле в поле и в лесу. На хуторе полевом производятся: скотоводство, посев разного хлеба, жатвенные и молотильные работы машиною, просорушкою и мельницей. Там же плодовый сад и небольшая пасека. В 1901 г., с разрешения епархиального начальства, на хуторе построена кухня, трапезная и помещение для сестер на время уборки хлеба. Расстоянием от монастыря хутор в 12 верстах.

Земли при открытии монастыря строительницею г. Федоровою, пожертвовано 280 десятин, из них 33 десятины для священнослужителей. Во владении монастыря остается 247 десятин, усадебной 6 десятин 45 кв. сажень и под монастырем 1 десятина 960 кв. сажень, леса около монастыря 27 десятин 835 кв. сажень. В 1868 и 1878 гг. господами Саварскими пожертвовано полевой земли 98 десятин 2314 кв. сажень. В 1874 г. поступило по дарственной от г-жи Костевич огородной земли 5 десятин 1035 кв. сажень, в 1874 г. от казны во владение монастыря дано 100 десятин дровяного леса на расстоянии от монастыря в 20 верстах, где устроен небольшой хутор.

От строительницы достались монастырю две водяные мельницы – одна на реке Усманке, а другая на ручье Косякином колодце. Право на владение ими, по неимению документов, казною не признано, и они по ветхости и бездействию, с разрешения начальства, упразднены. С высочайшего соизволения, последовавшего 21 июня 1900 г., за монастырем укреплено 1 сентября того же года 151 десятина земли, в даче при селе Новоуглянске, купленной у жены статского советника г-жи Дубисса-Крачак. В 1898 г. по духовному завещанию вдовы коллежского асессора Софии Николаевны Трунцевской за монастырем укреплена земля в количестве 45 десятин с тем, чтобы аренда с 15 десятин выдавалась причту монастырской церкви.

Казенного оклада на устройство и поправку церквей, келий, поправку и содержание монастыря не получается, а содержится обитель доходами с земли, от хозяйственной экономии и процентами с капитала. При открытии монастыря в основание его обеспечения от строительницы положено 40 000 руб. ассигнациями в сохранную кассу с тем, чтобы из 2000 руб. получаемых процентов 500 руб. ассигнациями отчислялись на содержание священнослужителей. В свое время сумма 40 000 руб. ассигнациями переложена на серебро, а по времени от благородных жертвователей, за вечное поминовение родных, поступали еще вклады. К 1910 г. неприкосновенного капитала состоит 37 462 руб. 21 коп.

Обитель находится от духовной консистории в 158 верстах, от уездного города в 2 верстах, а от ведомственного благочинного, настоятеля Трегуляева монастыря, в 168 верстах.

Опись монастырскому и церковному имуществу составлена в 1909 г.

А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 874.

Источник

Усманский Софийский монастырь

СтранаРоссияГородУсманьКонфессияПравославиеЕпархияЛипецкая и ЗадонскаяТипженскийПервое упоминание1684 годДата основанияXVII векОсновные даты:

У́сманский Софи́йский же́нский монасты́рь — несохранившийся православный монастырь Русской православной церкви в городе Усмань ныне Липецкой области.

Содержание

История

Основание

Успенский женский монастырь в Усмани был основан по Указу Государей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1684 году. В 1685 году в обители была выстроена первая деревянная церковь, освященная во имя Успения Божией Матери. В связи с реформой церковного имущества Екатерины II, в 1764 году монастырь был упразднен. Успенская монастырская церковь была передана приходу, но в 1780 году разобрана.

Возрождение

В 1806 году Софийской обители Императором Николаем I было подарено в вечную собственность подворье в Усмани на месте бывшего Успенского монастыря. Федоровой был проведен ремонт оставшихся от старого монастыря келей, построена деревянная часовня на месте бывшей Успенской церкви, возведена ограда с башнями вокруг подворья. В 1860 году на месте деревянной часовни построена каменная, а в 1862 году она была перестроена в домовой храм, освященный во имя Успения Божией Матери.

Закрытие

Софийский монастырь был закрыт в 1924 году. Монахини были вынуждены покинуть обитель, а в 1937 году к расстрелу была приговорена последняя игуменья Софья (Юдина). Помещения бывшей обители были переданы сначала под детский дом, после в них была организована школа колхозной молодёжи и закрытый дом трудового воспитания. В 1935 году здесь монастырь занят колонией для несовершеннолетних. В годы Великой Отечественной войны в колонии разместился лагерь для дезертиров и военнопленных. С 1948 года в стенах бывшей Софийской обители вновь располагается колония для несовершеннолетних.

Успенский храм, находящийся в монастырском подворье в Усмани, также был закрыт после упразднения обители. В 1930-х годах в нём размещался краеведческий музей, а позже его помещение использовалось под склад местной махорочной фабрикой. В 1940-х годах была разрушена колокольня церкви. В 1944 году храм вновь открыт попечением небольшой приходской общины, а в 1947 году церковь передана в постоянное безвозмездное пользование верующим. В 2000 году восстановлена разрушенная колокольня.

Храмы монастыря

Настоятельницы

См. также

Напишите отзыв о статье «Усманский Софийский монастырь»

Примечания

Литература

В статье использован текст книги А. Андриевского, перешедший в общественное достояние.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Усманский Софийский монастырь

Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d’etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l’avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l’amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N’est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.

На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *