успенский храм серафимо дивеевского монастыря
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Казанский собор является самым старинным в обители. С него началась история Дивеевского монастыря. Собор находится на том самом месте, где Пресвятая Богородица явилась первоначальнице, преподобной Александре, и указала ей построить новую каменную церковь именно в честь Казанского Ее образа. В Казанском соборе почивают мощи блаженных Дивеевских стариц – Пелагии, Параскевы, Марии и преподобноисповедницы Матроны.Троицкий собор – главный собор обители. В нем совершаются все уставные богослужения. Постройка этого храма была предсказана преподобным Серафимом. В левом приделе собора находятся мощи Саровского чудотворца.Преображенский является вторым монастырским собором. Характерной чертой его архитектурного образа является ощущение необычайной легкости, воздушности, устремленности ввысь, к небесам.Благовещенский собор по заповеди батюшки Серафима возведен на святой Канавке. Это самый большой и единственный однокупольный храм обители. Нижний пятипрестольный храм Благовещенского собора освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. В верхнем храме продолжаются работы по внутренней отделке, из семи престолов освящены четыре.Церковь Рождества Христова является первым храмом Мельничной девичьей общины. По заповеди Царицы Небесной этот храм пристроен к паперти Казанской церкви.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – второй храм Мельничной девичьей общины. Он располагается под храмом Рождества Христова. В храме почивают мощи преподобных жен Дивеевских – Александры, Марфы и Елены.
На Соборной площади между Троицким и Преображенским соборами находится трапезный храм в честь святого благоверного князя Александра Невского.
В Восточной части игуменского корпуса устроена домовая церковь равноапостольной Марии Магдалины, небесной покровительницы первой Дивеевской игумении – Марии (Ушаковой). После торжественного прославления преподобного Серафима в 1903 году в этом храме на литургии присутствовал государь император Николай II и особы царствующего дома.
Внутри святой Канавки находится деревянный корпус монастырской богадельни с домовой церковью в честь иконы Божией Матери «Всех скобрящих Радость». В 1927 году перед закрытием монастыря на праздник Воздвижения Креста Господня здесь было совершено последнее богослужение.
В юго-восточной части святой Канавки в здании монастырской больницы устроена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Целительница».
В поселке Северный, рядом с Казанским источником, расположена Казанская церковь – первый возрожденный храм села Дивеева.
С более подробной информацией о храмах обители можно познакомиться, перейдя на главный сайт Дивеевского монастыря, здесь.
О святынях обители можно узнать, перейдя на главный сайт Дивеевского монастыря, здесь.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Благовещенский собор
В Дивееве существовало предание: батюшка Серафим благословил поставить собор у Канавки,
на одной линии с Троицким собором.
Монахиня Серафима (Булгакова)
В Дивееве существовало предание: батюшка Серафим благословил поставить собор у Канавки, на одной линии с Троицким собором.
Монахиня Серафима (Булгакова)
В 1962 году на месте сгоревшей Тихвинской церкви построили здания школы-интерната. В марте 2011 года интернат перешел на оборудованные для детей постройки части МЧС в зеленой зоне поселка Сатис. С этого времени монастырь мог приступить к благоустройству этой территории и к исполнению заповеди преподобного Серафима о строительстве нового собора в одну линию с колокольней и с Троицким собором в конце святой Канавки. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей для Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса.
В 1962 году на месте сгоревшей Тихвинской церкви построили здания школы-интерната. В марте 2011 года интернат перешел на оборудованные для детей постройки части МЧС в зеленой зоне поселка Сатис. С этого времени монастырь мог приступить к благоустройству этой территории и к исполнению заповеди преподобного Серафима о строительстве нового собора в одну линию с колокольней и с Троицким собором в конце святой Канавки. К июню 2011 года были разобраны здания на месте будущего строительства и освобождено место для собора.
Когда строительную площадку подготовили, стало ясно, что храм должен иметь пропорции, определенные Самой Богородицей для Успенского собора в Киево-Печерской лавре в меру Ее Пояса.
| | |
17 ноября 2016 года, в день 25-летия игуменства настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, северный придел Успенского храма был освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. По окончании Божественной литургии, совершенной на новоосвященном престоле, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал, как, обучаясь в московских духовных школах, читал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и сокрушался, что нет возможности пройти по святой Канавке, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, побывать в пустынках. Но 25 лет назад началось возрождение обители, и теперь мы можем лицезреть ее благолепие. «И очень отрадно ощущать себя участником этого возрождения», – отметил владыка.
Спустя месяц, 21 декабря 2016 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил южный придел Успенского храма в честь явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, а 6 мая 2017 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, – еще один южный придел, посвятив его Собору Дивеевских святых. «Сегодня, освящая придел во имя Собора Дивеевских святых, – сказал глава Нижегородской митрополии, – мы совершаем это ради людей. Мы надеемся, что верующие, особенно молодежь, дети, будут приходить сюда и через красоту храма познавать красоту Божию. Для нас с вами великое счастье, радость и утешение – быть не только свидетелями возрождения веры Христовой на русской земле, но сознавать, что именно нас Господь избрал орудием, через которое осуществляется это благословенное дело. Мы верим и знаем, что на нас Господь исполняет Свои слова: «Сила Моя в немощи совершается»».
17 ноября 2016 года, в день 25-летия игуменства настоятельницы Серафимо-Дивеевского монастыря игумении Сергии, северный придел Успенского храма был освящен в честь явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому. По окончании Божественной литургии, совершенной на новоосвященном престоле, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал, как, обучаясь в московских духовных школах, читал «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и сокрушался, что нет возможности пройти по святой Канавке, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, побывать в пустынках. Но 25 лет назад началось возрождение обители, и теперь мы можем лицезреть ее благолепие. «И очень отрадно ощущать себя участником этого возрождения», – отметил владыка.
Спустя месяц, 21 декабря 2016 года, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил южный придел Успенского храма в честь явления Божией Матери преподобному Серафиму Саровскому, а 6 мая 2017 года, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, – еще один южный придел, посвятив его Собору Дивеевских святых. «Сегодня, освящая придел во имя Собора Дивеевских святых, – сказал глава Нижегородской митрополии, – мы совершаем это ради людей. Мы надеемся, что верующие, особенно молодежь, дети, будут приходить сюда и через красоту храма познавать красоту Божию. Для нас с вами великое счастье, радость и утешение – быть не только свидетелями возрождения веры Христовой на русской земле, но сознавать, что именно нас Господь избрал орудием, через которое осуществляется это благословенное дело. Мы верим и знаем, что на нас Господь исполняет Свои слова: «Сила Моя в немощи совершается»».
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Дивеево — удел Божией Матери
Царица Небесная явилась монахине Александре в киевском Флоровском монастыре и велела отправиться на север России и посещать все великорусские обители, посвященные Ей. И указала место, на котором обещала основать такую обитель великую Свою, «равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете». Так началась история Серафимо-Дивеевского монастыря, четвертого удела Божией Матери на Земле после Иверии, Афона и Киева.
Преподобный Серафим Саровский и Дивеево
Преподобный Серафим имел от Божией Матери особое поручение и попечение о Дивеевской обители, и все его отношение к дивеевским сестрам неразрывно связано с его постоянными молитвенными воздыханиями к Божией Матери.
Новости
«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго»
К Небесному Жениху востекла еси
Казанская церковь на источнике готовится к открытию после ремонта
Богослужения архиерейским чином
Вечернее богослужение архиерейским чином
Панихида по всем православным христианам, убиенным в годы репрессий
«Славим Тя, Премилостивую Питательницу и Кормительницу нашу»
«Радуйся, благая Вратарнице, двери райские нам отверзающая»
Расписание богослужений
Празднование Казанской иконе Божией Матери
Казанская церковь на источнике
5.15 Общая исповедь
5.30 Параклис с водосвятным молебном
6.30 Литургия
Преображенский собор
5.15 Общая исповедь
5.30 Литургия
17.00 Вечерня и утреня со славословием
Троицкий собор
7.00 Молебен с акафистом прп. Серафиму Саровскому
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
17.00 Вечерня и утреня со славословием
Успенский храм
7.45 Общая исповедь
8.00 Литургия
Казанский собор
6.45 Общая исповедь
7.00 Параклис с водосвятным молебном
8.00 Литургия. Крестный ход по св. Канавке
Календарь
Молитва у Плащаницы
Праздник преподобного Серафима Саровского. Литургия
Праздник Казанской иконы Божией Матери
Праздник святых апостолов Петра и Павла
День памяти Собора дивеевских святых
Монашество как избранничество. Размышления о современном монашестве. Игумения Сергия (Конкова), настоятельница Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.
Житие святых жен Дивеевских
Житие святых жен Дивеевских
Статьи
Дивеево в кольце большой стройки
Паломническим центром кластера, что вполне понятно, выступает Дивеево с Троицким женским монастырем.
С большой ответственностью Алексей Степанович Брагин приступил к выполнению заказа. Сроки поджимали, приходилось работать очень напряжённо. Когда заказ был выполнен, оказалось, что стоимость выполненных работ значительно превышает заложенную смету.
Самоотречение как диалогическая и диалектическая характеристика в содержании духовно-религиозного подвига преподобного Серафима Саровского
С момента прославления преподобного Серафима почитание его святости вплетается в живую ткань духовного бытия России, в структуру и пространство религиозного сознания русских людей.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий: «Монахи — духовные воины, и дух монашеского служения неизменен в веках»
Невозможно найти верный ответ, если будешь опираться только на свое понимание, — необходима опора на традиции, на опыт мудрых старцев. Нужно знать, как раньше в истории жило монашество, как выстраивало свой путь.
Священник села Автодеево Михаил Критский
На следствии отец Михаил не признал себя виновным в агитации против советской власти и сказал, что считает своим пастырским долгом учить народ Закону Божию и сам готов свидетельствовать о своей вере «даже до крови».
Державная икона: Москва-Дивеево
Икона Божией Матери «Державная» – лучшее произведение Николая Сергеевича Чернышева (†1942). Он не вполне повторил явленную в Коломенском икону, хотя его работа близка к оригиналу.
«Что может уничтожить нашу радость?»
В Грузии такая притча есть – человек тонул: «Господи, помоги!» – «Не помогу, Я тебе уже помог, когда дал руки и ноги. Пошевели руками и ногами – и выплывешь».
Самое главное – это в любых обстоятельствах жизни сохранять веру и верность Господу.
Здесь была настоящая духовная высшая академия, прекрасный оазис духовной христианской жизни.
Журнал «Дивеевская обитель»
№ 1 (35) 2020
№ 4 (34) 2019
№3 (33) 2019
№2 (32) 2019
№1 (31) 2019
Дивеевские издания
Альманах «Дивеевская обитель»
Фотоальбом «Воскресение обители»
Житие преподобного Серафима Саровского
Патриаршее подворье в Москве
Жития преподобных жен Дивеевских
Серафимовская библиотека
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
ЛЕТОПИСЬ СЕРАФИМО-ДИВЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ
Серафимо-Дивеевские предания
стяжание Духа Святого
Сочинение Иоанна Крестьянкина
«Везде — Серафим!»
Отец Серафим Ган: «Святой Серафим – хозяин нашего прихода, и это проявляется во всем»
Все важнейшие события в нашей семье всегда проходили вокруг преподобного Серафима.
Серафимовский храм на Петергофском подворье
Восстановлен храм преподобного Серафима Саровского на бывшем Петергофском подворье Серафимо-Дивеевского монастыря.
Перевязочный отряд имени Серафима Саровского
Передовой санитарный отряд им. Серафима Саровского (передвижной лазарет) был создан по инициативе специального комитета Красного Креста духовно-учебных заведений. Во главе комитета стоял архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский).
Храм рядом с Белорусской АЭС
Храм построен рядом с таким потенциально опасным объектом как атомная электростанция, и можно образно сказать, что эта церковь призвана служить своеобразным громоотводом от всех трудностей и бед.
Кавказское Дивеево
Троицкий женский монастырь в горах Кабарды в народе называют Кавказским Дивеевым, возможно, потому, что женская община, образованная при Троицком храме в 1907 году, избрала своим покровителем преподобного Серафима, прославление которого состоялось за несколько лет до этого и было живо в памяти народа.
Монастырь в селе Большая Норья
С 1992 года Петропавловская церковь в селе Норья вновь стала действующей. С 1994 года при Свято-Александро-Невской церкви в селе Русский Пычас под духовным руководством архимандрита Василида (Пешкова) начала собираться община сестер, желающих иноческого жития. 4 января 1998 года здесь был официально открыт женский монастырь, названный Мало-Дивеевским Серафимовским.
Паломникам
Серафимо-Дивеевский монастырь продолжает строиться и благоукрашаться. Каждый желающий может помочь в этом благом деле. Теперь у нас появилась кнопка ПОЖЕРТВОВАТЬ. Ваши посильные лепты будут использованы на нужды Дивеевской обители.
Религиозная организация «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
Любое использование либо копирование материалов или подборки материалов сайта, элементов дизайна и оформления допускается лишь с разрешения правообладателя и только со ссылкой на источник.
Как называются церкви и храмы в Дивеево: подробный обзор монастырского комплекса
Дивеево – не только духовный центр православия, это жемчужина православной русской культуры. И когда глядишь на великолепие Дивеевских храмов и церквей, проникаешься величием этой красоты.
Храмов в Дивеево много: от маленьких домовых церквей в служебных зданиях монастыря, куда закрыт вход мирским людям, до величественных соборов, вмещающих под свои своды до 5 000 людей. И у каждой церкви своя история, своя архитектура, своя особая атмосфера, настраивающая на молитву. Приходя в эти храмы невозможно остаться равнодушным.
Казанская церковь
В то время, когда матушка Александра, послушавшись слова Матери Божией бывшего ей в ведении, пришла в село Дивеево, там была лишь деревянная церковь во имя архидиакона Стефана. Матушка пристроила к ней теплые пределы во имя Казанской иконы Божией Матери и в честь святителя Николая. Но вскоре ей было новое видение, и после горячих молитв матушка Александра приступила к строительству новой каменной Казанской церкви, а старую, но еще крепкую деревянную церковь перенесли в село Большое Череватово.
Строительство Казанской церкви началось в 1773 году, и матушка Александра лично принимала участие во всех работах. А когда каменную церковь закончили, она привезла точный список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Благодаря матушкиным хлопотам из Москвы был доставлен колокол в 76,5 пудов и разная церковная утварь. В 1780 г новая каменная церковь была освящена.
Центральный престол Казанского храма был посвящен Казанской иконе Богородицы. Левый предел был освящен в честь святителя Николая, а правый оставался какое-то время безымянным. И когда матушка Александра молилась о вразумлении то услышала голос: «Да будет престол сей первомученика архидиакона Стефана».
На момент строительства Казанская церковь не принадлежала монастырю и сестры обители часто называли ее приходской, но батюшка Серафим запрещал им так говорить. И предсказывал, что Казанская церковь со временем станет теплым монастырским собором.
Годы послереволюционных гонений не пощадили Казанскую церковь. В 1940 году храм превратили в склад, были разрушены купол и колокольня.
Интересно, что предсказание батюшки Серафима исполнилось именно в наши дни. В 1992 году светские власти отдали Казанскую церковь возрождающейся Дивеевской обители. В 2003 году начались восстановительные работы, и уже осенью этого же года состоялось торжественное водружение креста на вновь отстроенную колокольню.
К счастью, часть внутренней росписи Казанской церкви сохранилась до наших дней и ее сумели отреставрировать. Но появились и новые живописные композиции, воспевающие историю Дивеевской обители в красках.
Освящение главного престола было совершено 31 июля 2004 года.
На данный момент в храме покоятся мощи Дивеевских блаженных и святые останки преподобноисповедницы Матроны Дивеевской.
В Казанской церкви идут церковные службы (расписание необходимо уточнять в монастыре), на которое могут попасть все желающие. Если же богослужения нет, храм открыт с 8 до 17 часов для поклонения мощам.
Храм Рождества Христова
Храм Рождества Христова был пристроен по повелению Царицы Небесной ко входу в Казанскую церковь. Получалось, что алтарь церкви Рождества Богородицы оказался на месте паперти Казанского храма. При жизни батюшка Серафим говорил о таком решении вот что: «Паперть эта достояна алтаря, ведь матушка Агафья Семеновна (мирское имя схимонахини Александры), стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее».
Строительство новой церкви возглавил Михаил Васильевич Мантуров, помещик, который будучи глубоко верующим человеком и учеником Серафима Саровского, не только непосредственно следил за работами, но жертвовал личные средства для этого.
Летом 1829 года церковь была построена, но не отделана внутри. Тем не менее, батюшка Серафим заповедал освятить ее непременно в праздник Преображения Господня, что и было выполнено в то же лето. Преподобный Серафим заповедал сестрам возжечь перед образом Спасителя в церкви Рождества Христова неугасимую свечу, что и было исполнено.
Неугасимая свеча горела в Рождественской церкви до самого закрытия монастыря. После долгих лет безбожной власти, когда храмы находились в запустении, Дивеевская обитель была снова открыта. И тогда, в 1992 году в тогда еще полуразрушенном храме была вновь зажжена неугасимая свеча. А в 1993 году повторно освятили и сам храм Рождества Христова.
Доступ мирянам и экскурсиям в эту церковь закрыт.
Храм Рождества Богородицы
Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря хранит много чудесных историй, порой не сразу понятных людям, далеким от глубокой духовной жизни. Почему нужно было поступать так, а не иначе?
Но случайностей в духовном мире не бывает, даже то, каких людей Господь избирает на то, или иное служение говорит о многом.
Михаил Васильевич Мантуров, помещик, возглавлявший строительство Рождественских храмов в Дивеево, был настолько глубоко и искренне верующим, что с благоговением выполнял все, что указывал батюшка Серафим.
Призвал как-то батюшка Михаила Васильевича и говорит: «Худо мы, батюшка, с тобой сделали; ведь мы храм-то во имя Рождества Спасителя выстроили, а во имя Богородицы церкви –то у нас с тобой и нет! А Царица –то Небесная, батюшка, прогневалась на меня убогого Серафима и говорит: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!» Так вот что и удумал я, батюшка, нельзя ли внизу-то нам с тобой под церковью еще церковь сделать? Схлопочи-ка, батюшка, и будут у нас две церкви с тобою…».
Пришлось сделать подкоп, и он как раз пришелся по мерке, данной Михаилу Васильевичу батюшкой Серафимом. Чтобы удержать пологий свод потолка, требовалось поставить четыре каменных столба, о чем Михаил Васильевич и доложил батюшке. Отец Серафим преисполнился неизреченной радостью и в духовном восторге воскликнул: «Во-во, радость моя! Четыре столпа – четверо мощей…. Четыре столба – ведь это значит, четверо мощей у нас тут почивать будут! И это усыпальница мощей будет у нас, батюшка! Во, радость-то нам какая!»
Церковь была освящена в 1830 году, в праздник Рождества Богородицы. Повторно ее освящали в 1992 году, после возобновления монастырской жизни в Серафимо-Дивеевской обители.
В храме Рождества Богородицы горит неугасимая лампада, и день и ночь читается не усыпаемая псалтырь.
Здесь же находятся мощи первоначальницы обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы, монахини Елены. Лежат они в основании тех самых столбов. Доступ к мощам открыт ежедневно с 8 до 17 часов.
Колокольня
Долгое время в Дивеевском монастыре была простая звонница. А в 1893 году началось строительство колокольни по проекту архитектора А.К. Никитина.
Но вскоре обнаружился опасный наклон, и приостановили строительство. Но тщательно все исследовав, утвердили, что наклон колокольни вреда не принесет.
Достроенная колокольня имеет пят ярусов. Высота ее с кровлей и крестом – 70, 3 м. На ней были установлены часы, которые отбивали каждый час: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
В советское время колокольню приспособили под телевизионный ретранслятор и гараж. На данный момент она полностью восстановлена.
Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины
Церковь во имя равноапостольной Марии Магдалины была устроена 1902 году в восточной части игуменского корпуса. Это старинное, двухэтажное здание голубого цвета слева от колокольни, как до революции, так и сейчас, служило административным корпусом.
В 1903 году Государь Император Николай II приезжал в Саров на прославление преподобного Серафима. В Дивеево по его просьбе была отслужена Литургия в храме св. равноапостольной Марии Магдалины.
После закрытия монастыря в 1927 году церковь подверглась разорению. После долгих лет запустения, в 1996 году сестры вновь открытой Дивеевской обители привели в порядок фасад Игуменского корпуса. На купол церкви водрузили крест.
Троицкий собор
Строительство Троицкого собора было, пожалуй, самым чудесным. Еще при своей жизни батюшка Серафим благословил Елену Васильевну Мантурову купить участок земли, а ее брату Михаилу Васильевичу, уже построившему Рождественские церкви, завещал ее хранить, несмотря ни на что. На земле этой следовало возвести пятиглавый собор, о котором Преподобный восклицал: «Собор-то какой у нас будет! Диво. Куда лучше Саровского и будут они нам завидовать!»
Закладка собора состоялась на заповеданном батюшкой Серафимом месте в 1848 году, но само строительство началось лишь 1865. Средств было мало, так что пришлось на монастырской земле построить небольшой завод, и делать свой кирпич.
Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов, ученик К.Д. Тона, завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве. И многие находят сходства Троицкого собора в Дивеево со знаменитым Московским храмом.
Во время строительства Троицкого собора в Дивеево было множество чудес. Зимой, когда храм был заколочен и пуст, внутри слышались звуки строящихся работ. Временам, вечерами и ночью над собором видели необыкновенный свет. А в 1875 году Преосвященным Иоаникием был освящен неотделанный внутри собор.
В 1880 году был освящен правый нижний предел в честь иконы Богородицы «Умиления». Верхний правый придел во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, и верхний левый в честь третьего обретения главы Иоанна Предтечи освятили 1884 году.
Левый нижний предел оставляли неосвященным 28 лет! И сразу после прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, 4 августа 1903 года предел был освящен в честь преподобного.
В Троицком соборе находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой молился и скончался батюшка Серафим. В наши дни в соборе находится копия этой иконы, тоже чудотворная, написанная вначале XX.
В 1927 году вместе с разгоном монастыря закрыли и Троицкий собор. А в октябре 1889 года этот храм был передан церковной общине. В 1990 году над собором водрузили крест, и в это время в чистом небе сияла радуга. Начиная с 1991 года, Богослужение в Троицком соборе совершается ежедневно. В этом же 1991 году в собор были перенесены вновь обретенные мощи батюшки Серафима, где они и покоятся ныне. Здесь же находятся и личные вещи святого старца, бережно сохраненные сестрами старого монастыря до наших дней и переданные в дар обители при ее повторном открытии.
Троицкий собор открыт ежедневно с раннего утра и до позднего вечера.
Трапезный храм во имя святого благоверного князя Александра Невского
Справа от Троицкого и Преображенского соборов распложено здание желтого цвета – трапезные монастыря с храмом во имя святого благоверного князя Александра Невского. В старое время пищу разносили по корпусам, но батюшка Серафим пророчески говорил о будущей трапезе, хотя в его время там было сельское кладбище.
В конце XIX века началось строительство каменной трапезной. В восточной части здания находился храм, в западной части размещалась кухня, а сам трапезный зал вмещал 1600 человек.
В советское время здесь было все разорено, а само здание поделили между клубом, кинотеатром и библиотекой. Возвращали трапезный корпус монастырю частями, начиная с 1997 года и заканчивая 2000. Восстановительные работы приходилось тоже вести частями, но милостью Божией в ноябре 2000 года митрополитом Нижегородским и Арзамасским, был освящен храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ныне трапезный корпус используется по назначению и здесь располагается несколько трапезных: сестринская, гостевая, рабочая.
В храме службы служатся редко и присутствуют на них только монашествующие.
Преображенский собор
Строительство нового собора предсказывал батюшка Серафим, и даже место определил: на одной линии с Троицким собором в конце Канавки. Но, из-за начавшейся в монастыре смуты, возникшей из-за Ивана Тихонова Толстошеева, рвавшегося к власти после кончины преподобного Серафима, строительство отложилось.
Новый собор заложили лишь в 1907 году. Расписывали его сестры монастыря, но благоустройство внутреннего убранства так и не успели завершить до революции. Все тяжелые безбожные годы новый собор простоял не освященным и поруганным: там был тир и гараж.
Когда в 1991 году вновь открыли Серафимо-Дивеевский монастырь, собор стали реставрировать, а в 1998 году его освятили.
Преображенский собор имеет пять пределов. Главный в честь праздника Преображения Господня, правый нижний – в честь Архистратига Михаила и всех небесных сил. Левый нижний в честь всех святых. Верхние пределы: правый в честь иконы Божией Матери «Тихвинская» и левый в честь Новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Службы в Преображенском храме идут ежедневно.
С 8.00 до 17.00 (зимой до 16.00) часов здесь разливают масло от мощей преподобного Серафима, а в зимние время раздают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима.
Храмы в ограде Канавки
Когда верующие благоговейно совершают моление на Канавке и их взору престает тихая и ухоженная монастырская территория, утопающая в цветах, то многие испытывают радость. И невольно взоры обращаются к красивым зданиям внутри ограды, над крышей которых видны маленькие купола. Не раз приходилось слышать от паломников вопрос: что там за церкви?
Огромное желтое относительно новое здание является монастырской больницей с домой церковью в честь иконы Божией Матери «Целительница». Храм был освящен в 2008 году.
Удивительна внутренняя роспись церкви: она выполнена московскими художниками Максимом и Ириной Мироновыми на евангельские сюжеты. Но помимо них живописные истории повествуют о современных исцелениях на мощах батюшки Серафима, Канавке и источниках.
Храм могут посещать только монахини и медперсонал больницы.
Другое интересное бело-голубое здание – корпус старой монастырской богадельни. Здесь, в 1861 году для стареньких монахинь была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В 1927 году в Скорбященской церкви состоялась последняя перед закрытием монастыря литургия. Впоследствии храм был разрушен, а кельи использовались вместо квартир. После передачи здания монастырю, в 2003 году началась его реконструкция. Восстановленный храм был освящен в 2006 году.
По четвергам в церкви «Всех скорбящих Радость» служиться Литургия, за которой причащаются старенькие и больные монахини, которые не могут самостоятельно добираться до центральных соборов. Здесь же совершаются постриги в монашество и отпевания усопших сестер. Доступ мирским людям, за исключением медперсонала, в домовую церковь богадельни закрыт.
В конце святой Канавки находится деревянная часовня в честь преподобного Серафима Саровского. Она была восстановлена по сохранившейся до наших дней фотографии. Сейчас, как и в позапрошлом веке в ней раздают сухарики батюшки Серафима. Их можно получить с 8.00 до 17.00 часов в летнее время. В зимнее время сухарики выдают в Преображенском соборе.
Благовещенский собор
Этого храма до революции на территории монастыря не было, решение о его возведение было принято в наше время, а закладка произошла 26 апреля 2012 года в конце Святой Канавки.
Строительство храма велось достаточно быстро, на данный момент он закончен, и хотя внутренняя отделка еще не завершена, освящен предел в честь Праздника Успения Божией Матери. Всего в Благовещенском соборе планируется сделать восемь пределов.
Примечательно, что поучаствовать в строительстве этого величественного собора могли все желающие. Есть такая старая традиция – пожертвования на «именной кирпичик». При покупке «кирпичика» выдавался билет (стоимость была разная, доступная всем категориям), где указывалось, что это «именной кирпичик», и в графе записывалось имя покупателя или его родственников (можно было покупать билеты в подарок). Имя, на которое приобретался «кирпичик» вносилось в специальную тетрадь.
Возможно, кто-то бы отнеся к этой традиции с недоверием, но автор статьи, как и многие местные жители лично видели целые поддоны кирпичей (еще даже не разгруженные с подставок) подписанные черным строительным маркером. На каждом кирпичике красовалось чье-то имя. Так эти проименнованые кирпичи и шли на возведение стен.
Сейчас, когда строительство собора завершено, можно приобрести билеты, вырученные средства с которых пойдут на внутреннюю отделку храма.
Казанская церковь на Казанском источнике
С нее возобновилась церковная жизнь в Дивеево. Это старое деревянное здание имеет непосредственное отношение к истории монастыря. До революции оно было свечной мастерской. Впоследствии его разобрали и перенесли на окраину села.
В 1989 году к срубу была пристроена алтарная часть, внутри соорудил иконостас и освятили церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. До открытия Троицкого собора здесь совершались богослужения по выходным дням и праздникам.
В наши дни в Казанской церкви на источнике служат в престольный праздник и на день памяти иконы «Живоносный источник» с крестным ходом на Казанский источник.
До появления в Дивеево приходского храма в Казанской церкви также совершались таинства венчания и крещения, потому что в монастырских храмах по уставу этого делать не положено. Сейчас и эти таинства совершаются в церкви крайне редко, но до сих пор здесь отпевают усопших работников монастыря (мирских людей). Если человек, работавший в монастыре, был одинок, или его семья бедствует, все расходы по отпеванию берет на себя монастырь.