успенский собор елецкого монастыря великое княжество литовское
Успенский Елецкий мужской монастырь (Чернигов)
Мiръ Украина Черниговская область Чернигов Успенский Елецкий мужской монастырь (Чернигов)
Еле́цкий Успе́нский монасты́рь — православный мужской монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове.
Один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Возведение соборного Успенского храма связано с именем родоначальника династии Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича (1115). Имеется гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
По преданию, однажды, при Черниговском князе Святославе Ярославиче, проходившие возле города люди заметили сияние: как оказалось, оно окружало неведомо кем поставленный на еловом дереве образ Пресвятой Богородицы; обретенная святыня получила название Елецкой иконы Божией Матери, а на месте чуда Святослав возвел в 1060 г. церковь, ставшую вскоре главным храмом одноименного монастыря.
Указанное предание, со ссылкой на устную традицию и монастырский синодик (составленный в сер. XVII в. Черниговским епископом Зосимой (Прокоповичем) и впоследствии утраченный), привел в своей книге «Скарбница потребная» о Елецкой иконе настоятель обители архимандрит Иоанникий (Галятовский) (печать: Новгород-Северский, 1676; Киев, 1985; Чернигов, 2013).
Приписывая устройство храма и обители на месте явления Елецкой иконы Святославу, «Скарбница» допускает, что «певне (возможно) монастыреве Елецкому дал благословение од Святои Гори Афонскои так, як дал монастыреве Печерскому», и «як монастырь Печерский, так и Елецкий… бытностию своею приоздобил (украсил) и прославил» прп. Антоний (†1073) – основатель Киево-Печерской Лавры (1051), который в 1069-1072 гг. жил в пещере среди Болдиных гор.
Гипотезу о. Иоанникия о прп. Антонии по-разному расширили историки XVIII-XIX вв.: придя в Чернигов, прп. Антоний либо на время поселился в уже основанной Елецкой обители, а затем удалился в пещеру, либо вдохновил Святослава на создание монастыря при ранее возведенном храме.
Летописная «Повесть временных лет» нач. XII в. гласит: «Нача гневатися Изяслав на Антония из-за Всеслава, и прислав Святослав нощью, поя Антония к Чернигову. Антонии же пришед к Чернигову, и возлюби Болдину гору, и ископав пещеру, и ту вселися, и есть манастырь Святое Богородице на Болдинах горах и до сих днии» (рукописный вариант: «и до сего места»)».
Описание [ править ]
В центре обители возвышается Успенский собор, вокруг которого, на разном удалении, расположены корпуса, старинный деревянный дом и включенная в кольцо ограды колокольня (небольшие хозяйственные строения находятся на задворках восточного корпуса).
Под обителью залегают пещеры. Разведанная их часть представляет собой обложенное кирпичом подземелье – 2-ярусные комплексы камер под новой Свято-Петро-Павловской церковью и ход к ним от южной стены притвора Успенского собора. В свое время, гипотеза о. Иоанникия о роли прп. Антония в судьбе Елецкого монастыря привела управлявшего обителью в 1890-1892 гг. епископа Новгород-Северского Сергия (Соколова) к мысли, что Елецкие пещеры были первоначальным местом подвига прп. Антония в Чернигове, а пещеры Свято-Троицкого Ильинского монастыря – 2-м; владыка Сергий даже стал называть оба лабиринта соответственно Ближними и Дальними пещерами (по аналогии с пещерами Киево-Печерской Лавры) и произвел работы по расширению и укреплению Елецкого подземелья.
Однако, когда в 1892 г, по просьбе Черниговского епископа Вениамина, лабиринт осмотрели представители Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии протоиерей Петр Лебединцев и профессор Адриан Прахов, они констатировали, что доступная для обзора часть пещер не выглядит древнерусской. Тем не менее, учитывая поверхностный характер осмотра, а также факт существования подземелья до работ 1892 г. и наличия в Болдиных горах множества других пещер (не только при Свято-Троицкой Ильинской обители), историки, во-первых, говорят о необходимости нового исследования Елецкого подземного лабиринта, и, во-вторых, выдвигают гипотезу о принадлежности всех пещер Болдиных гор единому некогда Богородичному монастырю, где подвиг пещерножительства насадил именно прп. Антоний.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Празднование в честь Елецкой иконы Божией Матери 11 (24) января, 5 (18) февраля
Празднование в честь Чернигово-Ильинской иконы Божией Матери 16 (29) апреля, 1 (14) сентября
Память свт. Димитрия Ростовского (Туптало) 21 сентября (1 октября), 28 октября (10 ноября)
Память свт. Иоанна Тобольского (Максимовича) 10 (23) июня
Память прп. Лаврентия Черниговского (Проскуры) 29 декабря (11 января), 9 (22) августа
Местонахождение [ править ]
Монастырь находится в 1 км от русла Десны, на обращенном к ней краю плато Болдиных гор (сплошной цепи холмов, простирающейся на юго-запад от Вала – цитадели древнего Чернигова)
Адрес: 14000, Украина, г. Чернигов, ул. Князя Черного, 1
Телефон: (0462) 77–88–90
Где остановиться [ править ]
При монастыре есть гостиница для паломников (лучше согласовать возможность пребывания в гостинице заранее)
Елецкий Успенский монастырь
Из Википедии — свободной энциклопедии
Елецкий Успенский монастырь. Вид с Болдиных гор
Еле́цкий Успе́нский монасты́рь (укр. Єлецький Успенський монастир ) — православный женский монастырь Черниговской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в городе Чернигове. Исторически являлся мужским монастырём; после возобновления (с 1992) — женский.
Один из первых и наиболее богатых монастырей Киевской Руси. Возведение соборного Успенского храма связано с именем родоначальника династии Ольговичей, черниговского князя Олега Святославича (ум. 1115). Этот памятник почти целиком дошёл до нашего времени, хотя и с позднейшими наслоениями в стиле украинского барокко.
m_a_d_m_a_x
Проект «Українські Архітектурні Пам’ятки. Спадщина»
*УкраинскиеАрхитектурныеДостопримечательности.Наследие * UkrainianArchitecturalAttractions.Heritage*
Наследие. Чернигов. Елецкий монастырь.
Апсиды монастырского собора (XI-XIIвв.) стоят на закопанном рву, т. е. какие-то укрепления
имелись уже до него, но были они самостоятельными или входили в состав «Третьяка» (западная
часть крепости домонгольского Чернигова), вопрос до сих пор спорный.
Более поздний «Абрис Черниговский» рисует обитель за пределами городских стен:
Монастырь устроен на месте чудесного обретения иконы Богородицы, а название его (как и горы)
происходит от слова «ель», ибо образ найден на именно таковом дереве. А приключилось то в
правление Святослава Ярославича (1054-1073), обычно указывают 1060 год.
Часто основателем называют преподобного Антония Печерского, иногда ему лично приписывают
и обретение иконы, хотя по общепринятой хронологии он удалился сюда из Киева гораздо позже
(1069) и действительно основал весьма известную обитель, только где-то примерно на версту юго-
западнее этой.
Следует заметить, что документальная информация по истории вопроса фактически отсутствует
вплоть до XVII века, когда архимандрит Иоаникий (Галятовский) (1669-1688) попытался хоть как-то
собрать и записать всё возможное.
Он опрашивал местных старожилов и даже посылал в Москву иеромонаха Сильвестра с диаконом
Геннадием, дабы те «взяли интервью» у князя Никиты Ивановича Одоевского.
Выбор не случайный, ибо Одоевские, старейшая тогда в России ветвь Рюриковичей (о худородных
Романовых и речи нет), были прямыми потомками черниговских Ольговичей. Так их семейные
предания оказались источником для елецкого настоятеля.
А подлинной когда-то обретённой Елецкой иконы уже в те годы не только след простыл, но даже не
ясно было когда именно, при нападении на город хана Мунке (1239), князя Острожского (1579) или
подкомория Горностая (1611).
В обитель владыки Иоаникия она попала только в 1676 г. в виде образа, по описаниям не похожего
на древний (возможно копии), что был привезён из Владимира на ярмарку в Чернигов, где куплен
местным обывателем и вложен в монастырь.
Монастырь занимает диктуемый рельефом участок, похожий на треугольник, центр которого
занимает Успенский собор, один из немногих относительно не плохо сохранившихся памятников
русской домонгольской архитектуры, хотя и с утратами, и с перестройками (на плане №1):
Сейчас с юга примыкает тёплый барочный храм апостола Иакова (1698-1701), построенный казною героя взятия Азова Я.К.Лизогуба и ставший усыпальницей его самого и потомков.
В древности храм тоже окружали пристройки, останки которых встречались при архитектурно- археологических исследованиях. Результатом работ послевоенных лет стала весьма известная реконструкция Н.В.Холостенко с тремя приделами:
Позже, по мере накопления археологического материала, северную пристройку стали трактовать как
галерею-паперть. Реконструкция А.А.Карнабеда:
Ну а за тем стали появляться варианты с приделами у восточных углов собора. Ю.Н.Сытый:
Версия вполне правдоподобная. У Галятовского встречается место: «як в Кыеве Печерская, так в
Чернигове Елецкая церковь докола каплицями была оточена». И упомянутый Борисоглебский собор
имел подобные приделы, которые раскопаны и выглядят так :
Размер основного ядра в плане 19,2 Х 29,6м.
Высота до вершины купола (без барочных надстроек) 26,3м.
Кладка из плинфы в равнослойной технике (с камнями и кирпичным боем внутри).
В парусах имелись голосники.
В основании закомар проходит аркатурный пояс, который не без оснований объясняют романским
влиянием. Теперь он замазан-забелен, но Б.А.Рыбаков публиковал чертёж с комментариями типа
«белокаменные арочки опирались на белокаменные консоли, для заполнения арок и их разветвлений
применялись керамические вставки в виде полукругов и сферических треугольников»:
Храм является характерным образцом хорошо известной типологической группы памятников, ряд
из которых сохранились и реставрированны в «первоначальных формах» (в Чернигове, Смоленске,
Владимире Волынском), другие сохранились перестроенном виде (в Киеве, Смоленске, Каневе).
Совсем недавно заново построили церковь Богородицы Пирогощи.
Но большинство конечно же известны лишь по археологическим материалам.
Характерной особенностью здания является маленький придел с собственной апсидой в южной
части нартекса. В нём находили остатки купели и потому считают крещальней. Подобные решения
встречались. Вспомним несохранившийся Борисоглебский собор в Старой Рязани, называемый
иногда за сходство «двойником» Елецкого.
Та самая апсида на чужой фотке:
Главный купол собора приплюснут в плане вдоль продольной оси. Само по себе то не редкость, но
здесь разница в 70см (6,9 Х 6,2м) здорово заметна невооружённым глазом:
На реконструкциях домонгольского облика храм обычно рисуют одноглавым, хотя в юго-западном от средокрестья членении находили остатки парусов, и когда-то Холостенко, предполагая симметрию
считал собор трёхглавым. Ему возражали, мол и симметрии могло не быть, и паруса могли нести купол без барабана.
Однако, в опубликованных выдержках из Галятовского есть и указания на многоглавие, при описании
сожжения монастыря годы Смуты доблестным воинством Самуила Горностая: «Тогда, верхи мурованные над хором и по бокам упали, на остаток и великий верх мурованный в засклепеню ся проламал и упал, и учинил грамот великий, который по всем Чернигове люди чули».
Вариант трёхглавой реконструкции:
Кстати, в очень популярной в своё время «Белой серии» выходила книга всем известного автора
Г.Н.Логвина под заголовком «Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль». Так вот там история
с Горностаем отнесена аж к 1642 году (изд. 2-е, 1980 г.).
То конечно явный ляп, но в наш век цифровых технологий тиражируется он по инету весьма шустро.
А Чернигов брать в том году полякам было незачем, он давно уж ихний был.
Археологи заявляют, что «поверхность фасадов была покрыта тонким слоем шероховатой затирки с
заглаженными полосками, имитирующими разделение на каменные квадры». Аналогичную обработку
они описывают и на не раз нами помянутом Борисоглебском соборе: «Наружные поверхности стен
сразу после возведения покрывались затиркой с разбивкой полосами белого раствора на квадры,
имитирующие белокаменную кладку».
Т.е., если никто ничего не напутал, мода на белокаменную кладку была не только в Галицкой и
Суздальской землях, но и в Черниговской, с той разницей, что в последней её не клали реально, а
имитировали на кирпичных стенах.
Мало того, если нынешние общепринятые датировки русского домонгольского зодчества верны, мода сия явилась в Чернигове где-то одновременно с появлением белокаменных храмов Галиции
(в 1-й четверти XIIв.) и заметно ранее начала аналогичного строительства на Суздальщине.
XI Археологический съезд был в Киеве в 1899 г. и запечатлел собор ещё с щипцами, венчавшими
большие закомары:
Осенью 1919г. в обители около месяца был штаб армии Деникина.
В 1920-х Совнарком УССР объявил собор «памятником всеукраинского значения.
В 1941 он горел от попадания зажигательной бомбы.
Пишут, при немцах тут была конюшня.
Фото времён оккупации:
В начале 1960-х собор реставрировали, после чего вышла вот такая открытка 1966 года:
Всё при том же архимандрите Иоаникии на средства генерального обозного В.К.Дунина-Борковского
был создан липовый позолоченный иконостас (1668-1670).
Часто пишут, погиб он в 1941г. из-за вышеупомянутой зажигательной бомбы. Однако другие молвят,
что ещё до войны, в 1920-х товарищи аккуратно порубили его и сожгли.
Выглядел как-то так:
А ктитор был персоной незаурядной. Выходец из польской шляхты, перешедший в православие,
он слыл колдуном, чернокнижником и упырём. Некоторые даже зовут его «черниговским Дракулой»
и сказывают всяки страсти.
Похоронен в соборе, где висел и этот портрет его, позже переданный в музей:
Успенский собор окружают постройки несравненно менее древние, но далеко не лишённые ценности.
В 1861 в здании разместили Черниговскую духовную консисторию, а при товарищах тут помещалась бондарная мастерская. Пишут, «разрушено в годы войны».
Церковь же при устройстве консистории перевели в Настоятельский корпус 1811 года,
где она и поныне пребывает. На плане № 3 :
Кельи северные (фотка чужая). Говорят, старейшее жилое каменное здание Левобережной Украины. Аж конца XVI века, хотя и перестроенное в XVII :
Такая вот композиция буквой «Н» (на плане № 5):
ЕЛЕЦКИЙ ЧЕРНИГОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(Черниговской и Нежинской епархии), в Чернигове (Украина). Основные сведения об истории Е. м. содержатся в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Скарбница потребная и пожиточная всему свету» 1676 г. По преданию, Е. м. был основан в XI в. к западу от детинца, на месте явления на ели иконы Пресв. Богородицы (см. Елецкая Черниговская икона Божией Матери). Согласно одной из легенд, записанной в «Скарбнице. », черниговский кн. Святослав (Николай) Ярославич на месте обретения иконы построил ц. в честь Успения Пресв. Богородицы, а ок. 1069 г. основал мон-рь (см.: Ioaникiй (Галятовський). 1985. С. 344-371). В составленном еп. Черниговским Зосимой (Прокоповичем) «Синодике, или Помяннике, Пресвятой Богородице Елецкой» (утрачен), на к-рый ссылался архим. Иоанникий, кн. Святослав поминался как основатель Е. м. («Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой»).
Во время Ливонской войны 1558-1583 гг. загородный Е. м., расположенный за чертой основных оборонительных сооружений, разорялся. В 1610-1611 гг. при нападении на Чернигов польских войск под командованием киевского подкомория Самуила Горностая деревянные постройки Е. м. были сожжены, купола Успенской ц. обрушились, причем, по словам архим. Иоанникия, главный купол рухнул с таким грохотом, что «по всем Чернигове люди чули». Висевший на столбах великий монастырский колокол поляки хотели увезти в Любеч, «але взяти мнозтву людей не дался, з мисца не могли жадною мирою того звона порушити».
После заключения Брестской унии 1596 г. большая часть архиереев Киевской митрополии перешла к униатам. В результате Деулинского перемирия 1618 г. между Московским царством и Речью Посполитой Чернигов отошел последней. Ок. 1625 г. была образована униат. Смоленская и Черниговская архиепископия, 1-м архиепископом которой стал Лев Кревза. Его преемник Андрей Квашнин-Золотой, получая королевскую привилегию на архиепископию, «дал присягу, что ему учинить в Смоленску, и в Дорогобуже, и в Чернигове, и в Стародубе всех людей благочестивыя христианския веры в унии, а старую веру греческого благочестия искоренить без остатку». Мн. черниговские насельники были вынуждены удаляться в пределы Московского гос-ва. Е. м., возглавлявшийся униат. архимандритами (Кириллом Транквиллионом-Ставровецким, Марианом Оранским и др.), почти пустовал. К 1635 г. мон-рю принадлежали села Авдеевка и Горбов, а также озера Галин и Святое, к-рые сдавались в аренду черниговскому бурмистру пану Асалаю. В 1633 г. кор. Владислав IV Ваза назначил коадъютором Е. м. сына архим. Кирилла Транквиллиона Иеремию Ставровецкого. Королевской грамотой от 3 марта 1643 г. в качестве коадъютора был назначен мон. ордена василиан Иларион Колковский с правом занять архимандрию после того, как она сделается вакантной. В 1646 г. в типографии Е. м. была напечатана книга архим. Кирилла «Перло многоценное».
В ходе освободительной войны под предводительством Б. Хмельницкого летом 1648 г. польск. шляхта, католич. и униат. духовенство были изгнаны из Черниговщины. В 1649 г. Е. м. стал православным. На средства казачьего полковника Стефана Подобайло в смежной с Е. м. Болдинской обители был восстановлен Илиинский храм.
С 1688 г. Е. м. возглавил бывш. игумен киевского Выдубицкого монастыря св. Феодосий (Углицкий). Одновременно архим. Феодосий помогал в управлении обширной епархией Лазарю (Барановичу), к-рый поручил елецкому архимандриту вести экономические дела архиерейского дома. В нояб. 1691 г. престарелый Черниговский архиеп. Лазарь утвердил архим. Феодосия в звании помощника Черниговского архиепископа; в 1692 г. архим. Феодосий был хиротонисан во архиепископа Черниговского. Новый архиерей проживал в Е. м., грамоты выдавались от имени архиеп. Лазаря за подписью архиеп. Феодосия: «Феодосии Углицкий, архиепископ и архиепископии Черниговской и Новгород-Северской коадъютор, архимандрит Елецкий». 5 февр. 1696 г., в день празднования Елецкой Черниговской иконе Божией Матери, свт. Феодосий скончался. До 1697 г. Е. м. возглавлял архим. Иоанн (Максимович), с 20 июня 1697 до 17 сент. 1699 г.- архим. св. Димитрий (Савич (Туптало)), по инициативе к-рого в Е. м. началось строительство храма во имя св. ап. Иакова над могилой черниговского полковника Якова Лизогуба († 9 авг. 1698).
Настоятельство в 1722-1726 гг. архим. Нила (Березовского) сопровождалось конфликтом с еп. Черниговским Иродионом (Жураковским). Прежде о. Нил был игуменом Макошинского мон-ря, где его имя упоминалось в неск. скандальных делах. Черниговский архиеп. Антоний (Стаховский) наложил на игум. Нила прещение. Но новоназначенный еп. Иродион отнесся к игум. Нилу благосклонно: перевел его из Макошинского в Е. м. с возведением в сан архимандрита. Однако и в Чернигове архим. Нил продолжал конфликтовать со священнослужителями, в т. ч. и с архиереем. В итоге еп. Иродион переместил «весьма противного», по его признанию, архимандрита в новгород-северский в честь Преображения Господня мужской монастырь.
К сер. XIX в. Е. м. пришел в упадок, был возрожден в 1859-1866 гг., при архиеп. Черниговском Филарете (Гумилевском). По просьбе архиеп. Филарета в 1860 г. Синод передал Е. м. в его управление. Архиерей разместил в Е. м. свою обширную б-ку, архив, а также духовную консисторию, к-рая прежде находилась на Соборной пл. Консистория с архивом заняли здание монастырской трапезной. Для архивных дел консистории были приспособлены 2-й и 3-й этажи колокольни. Архиеп. Филарет на выделяемые из казны деньги, а также на собственные средства отремонтировал каменные постройки, устроил хозяйственные службы. Заботой архипастыря был возрожден запущенный монастырский фруктовый сад.
Указом Синода от 21 авг. 1868 г. в Черниговской епархии учреждалось вик-ство. Викарный епископ Новгород-Северский стал управлять Е. м., а епархиальный архиерей окончательно переселился в Троицкий архиерейский дом. Викарные епископы, будучи настоятелями Е. м., одновременно исполняли должность ректора Черниговской ДС, председателя Епархиального комитета Черниговского отд-ния Православного миссионерского об-ва, а также председателя Совета братства св. Михаила, кн. Черниговского. Первым викарием Черниговской епархии был Феофилакт (Праведников), воспитанник КДА. Он составил «Частные правила монастырского благочиния», которые должны были способствовать упорядочению внутренней жизни обители. Еп. Феофилакт († 1869) был погребен в Успенском соборе.
Стараниями еп. Сергия (Соколова) в 1890-1892 гг. в Е. м. была открыта иконописная школа в домике святителей Феодосия и Димитрия, устроен приют для сирот (на 8 чел.), составлена и напечатана опись б-ки и ризницы мон-ря, начато исследование древних фресок Успенского собора и пещер на территории обители. В роще «Святое», принадлежавшей мон-рю, была устроена часовня во имя прп. Николая Святоши. Преосвященный приобрел образ святого, а также частицу его облачения.
Согласно ведомости за дек. 1907 г., в Е. м. проживали настоятель-епископ, 13 монахов и 4 послушника. При мон-ре была открыта церковноприходская школа. Рядом с помещением странноприимницы при еп. Исидоре (Колоколове) братством св. Михаила была открыта б-ка с читальней. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проходили религиозно-нравственные чтения. По просьбе Комитета по устройству XIV археологического съезда еп. Черниговский Антоний распорядился передать на выставку портреты архипастырей из Черниговского архиерейского дома. Такое же распоряжение по мон-рю отдал еп. Новгород-Северский Нестор. Кроме портретов на выставке было представлено большое количество предметов церковной старины. В 1908 г., во время археологического съезда, в Успенском соборе мон-ря проводились исследования древних фресок. В февр. 1912 г. на заседании Черниговского епархиального совета под председательством последнего настоятеля Е. м. Стародубского еп. Пахомия (Кедрова) было решено открыть в обители школу с общежитием для подготовки диаконов и псаломщиков.
Архитектура
По преданию, собор в честь Успения Пресв. Богородицы был построен одновременно с основанием мон-ря, ок. 1069 г., кн. Святославом Ярославичем. Первоначальная постройка была, вероятно, деревянной. Точное время строительства каменного храма остается неизвестным, он датируется только по косвенным признакам от кон. XI в. ( Холостенко Н. В. Архитектурно-археол. исслед. Успенского собора Елецкого мон-ря в Чернигове // Памятники культуры: Исслед. и реставрация. М., 1961. Т. 3. С. 67) до 2-й пол. XII в. ( Логвин Г. Н. Чернигов. Новгород-Северский. Глухов. Путивль. М., 1980. С. 85-86). Наиболее вероятной датой строительства представляются 10-20-е гг. XII в. ( Воробьева Е. В., Тиц А. А. О датировке Успенского и Борисоглебского соборов в Чернигове // Сов. Арх. 1974. № 2. С. 98; Раппопорт П. А. Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. С. 45-46). Архитектурная реставрация и исследования велись в 1924-1925 гг. (И. В. Моргилевский), 1947-1948 гг. (Д. С. Вероцкий), 1949-1960 гг. (Н. В. Холостенко).
- успенский собор драндского монастыря
- успенский собор елецкого монастыря речь посполитая