Свято-Успе́нская Поча́евская ла́вра — ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в Почаеве (Тернопольская область), Украина. Крупнейший православный храмовый комплекс и монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры. По статистике 2013 года в лавре подвизается более 300 человек братии. При обители имеется гостиница для паломников.
Содержание
История [ править ]
Монастырь был основан на горе близ местечка Новый Почаев около 1240-1241 года. Первыми основателями обители были затворники Киево-Печерской Лавры, бежавшие на Волынь от ордынского разорения. Имен их история не сохранила. Из древнейшей летописи Почаевского монастыря сохранился только один факт, доказывающий, что иноки были на горе еще в 1240 году, потому что двое из них с жителем села Почаев, пастухом Иваном Босым, по преданию, видели в том году явление Богоматери, стоящей на скале Почаевской в огненном виде. На том месте, где стояла Пресвятая Богородица, остался след Ее Стопы, наполненный чистой и целебной водой. Тогда, вероятно, у подножия горы была сооружена иноками каменная церковь в честь Успения Божией Матери.
Со временем монастырь стал приходить в запустение. Вновь обитель была устроена тщанием помещицы Анны Гойской, принесшей сюда в 1597 году из своего собственного Орлинского монастыря чудотворную икону Богоматери. Случись это после того, как перед иконой прозрел слепорожденный брат Гойской Филипп Козинский. До своего перенесения икона около 30 лет хранилась в доме помещицы и была получена ею от греческого митрополита Неофита в дар за оказанное ему гостеприимство.
В 1675 году Почаевский монастырь осадили татары. На третий день осады, во время чтения акафиста, над монастырем явилась Сама Царица Небесная. Татары пробовали пускать стрелы в небесное явление, но стрелы возвращались назад и поражали их самих. Тогда татары бежали.
С 1713 по 1831 год монастырь находился под властью униатов, в руках монахов-базилиан. Они чтили Почаевскую икону Божией Матери, но доступ к мощам преподобного Иова для православных поначалу закрыли, хотя не смогли долго удерживать верующий народ.
Соборный храм Успения Божией Матери построен известным благотворителем обители графом Николаем Потоцким в 1780 году. Впоследствии в нем были воздвигнуты два придела: один в 1842 году во имя святого Николая Чудотворца и другой в 1859 году в честь святого Александра Невского. В соборном храме над царскими вратами в звездчатом киоте помещалась известная чудотворная Почаевская икона Божией Матери. В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
При Лавре была иконописная мастерская, школа с обучением различным ремеслам на 25 пансионеров, три гостиницы и больница для приходящих богомольцев.
В 1914 году во время Первой Мировой войны из Лавры вывозится все, что представляет какую-то ценность: от колоколов до архива, библиотеки и свечного завода. Чудотворный Почаевский образ Божией Матери и мощи преподобного Иова в серебряной раке были доставлены в Житомир, где и пробыли до 1918 года. Большая часть братии была эвакуирована в Святогорской пустыни Харьковской епархии. В Почаевской обители пожелало остаться 18 человек. Однако австрийцы, занявшие монастырь в августе 1915 года, отправили их в Венгрию в лагерь пленных, а саму обитель обобрали насколько было возможно. В мае 1916 года, вследствие Брусиловского наступления в Галиции, в Почаев приходят русские войска. В Лавре возобновляются богослужения, возвращаются иноки, начинает налаживаться хозяйственная жизнь обители.
Во время революционного лихолетья вокруг Лавры не утихали бои. Насельники спрятали большинство из святынь Лавры, а сами трудились, располагая лишь скудными запасами. В начале 1919 года Лавра была вновь захвачена большевиками, которые разграбили то последнее имущество, которое там еще оставалось, но кровопролития не было. 8 сентября того же года эти земли заняли поляки, а в 1920 году запад Волыни официально вошёл в состав вновь назависимой Польши.
В 1939 году после присоединения западных регионов к восточной части Украины Лавра вошла в молитвенное общение с Русской Церковью. В Лавре совершались епископские хиротонии, в том числе и лаврских насельников как Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Маган), для различных городов Украины. Так называемый «новый корпус», где помещались типография, иконописная, иноческая больница, а также монастырская мельница, архиерейский дом, свечной завод были отобраны у монастыря вместе с полями, лесами, садами и хозяйственным инвентарём. И всё же монастырь жил.
Во время немецкой оккупации в ходе Второй мировой войны Лавра принадлежала к канонической Украинской автономной Церкви, сохраняя общение с Московской Патриархией. Здесь имел своё местопребывание постриженник Лавры владыка Вениамин (Новицкий), проводились пастырские курсы.
В советский период, лишённая многих угодий и возможностей, Лавра продолжала быть оплотом Православия, здесь подвизались такие святые как преподобные Кукша Одесский и Амфилохий Почаевский. В 1960-х Лавра выдержала новую волну антирелигиозных гонений, но не была закрыта.
В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского, привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи.
Описание [ править ]
Храмы лавры [ править ]
План лавры [ править ]
1. Успенский собор (Стопа и чудотворная икона Божией Матери). 2. Храм прп. Иова Почаевского (мощи преп. Иова и Амфилохия).
3. Троицкий собор. 4. Колокольня. 5. Похвальной церковь. 6. Почаевская духовная семинария. 7. Святые ворота. 8. Экскурсионный офис. 9. Часовня в честь 400-летия переноса Почаевской чудотворной иконы Божьей матери. 10. Летний алтарь. 11. Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова. 12. Иконная лавка. 13. Записной стол. 14. Проход к колодцу прп. Иова. 15. Колодец прп. Иова (Святая вода, просфоры). 16. Вход в храм прп. Иова. 17. Странноприимная. 18. Подземный переход на стоянку. 19. Подземный переход на территорию Лавры. 20. Нижняя стоянка. 21. Верхняя стоянка. 22. Дорога к автостанции. 23. Дорога на Радылов. 24. Дорога на Тернополь. 25. Дорога на монастырское кладбище 26. Дорога на Кременец.
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Местонахождение [ править ]
Адрес: Украина, Тернопольская область, Кременецкий р-н, Почаев, ул. Воссоединения, 8, Свято-Успенская Почаевская лавра Почтовый индекс: 47025 Телефоны: Звонки с Украины: (03546) 612 18 (привратник), (03546) 625 47, 625 48 (гостиница)
Где остановиться [ править ]
Гостиница (странноприимная) Свято-Успенской Почаевской Лавры находится на территории монастыря. В гостинице имеются:
Перед праздниками просьба заказывать места заблаговременно за 2-3 мес. Номера не бронируются в период с 10 по 13 мая, с 1 по 5 августа и с 20 по 28 августа.
Галерея [ править ]
Успенский собор лавры
Внутренне убранство Успенского собора лавры
В подземном храме Иова Почаевского
Отпечаток стопы Богородицы с целебным источником (в Успенском соборе)
От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда
И уже в 1771 году на месте древних церквей, небольших и разрозненных, за проектом архитектора Готфрида Гофмана начинает строить в стиле позднего барокко величественный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Собор возвышается над землёй на 56 метров и стоит на горе, что высится над окружающей его местностью метров на 65. Длина его – 54, а ширина – 40 метров.
Величавый купол венчает собор. Большая терраса, ограждённая над стремниной горы железной решеткой, вделанной в 30-ти каменных столбах, на которых устроены искусно высеченные из камня фонари, с трёх сторон окружает его. Над центральным входом – икона Успения Божией Матери.
Внутри архитекторы придали ему крестообразную форму.
Он разделён на три части аркадами колон, поражая богатством красок, живописи, линий и форм, граней и ярусов, богатством пространства, зовущего ввысь. Собор расписан и украшен иконами и изображениями, связанными с историей монастыря и событиями из жизни Спасителя. Это и исцеление слепорождённого брата помещицы Гойской Филиппа в 1597 году, и перенесение чудотворной иконы из замка Гойской на гору Почаевскую, перенесение инока в обитель с турецкого плена, воскрешение мёртвого младенца, сотрясение бесом жены Фирлея, граф Потоцкий и его кучер. И всё то, что сроднилось с этим краем – Волынью, этой святой горой так естественно соединяется с Евангельскими историями, знакомыми каждому верующему: Христос и покаявшаяся грешница, воскрешение сына вдовы Наинской, Христос в доме Марфы и Марии. Золотыми буквами слева направо – православный Символ веры. И, как завершение росписи, на алтарной стене – огромное изображение начала истории обители: явление Матери Божией в столпе огненном.
Расписывал храм в начале XIX века львовский художник Лука Долинский, а спустя некоторое время в 1874 году (после пожара) обновляли роспись лаврские художники вместе с академиком Васильевым. Отделочные работы выполнял скульптор Полиевский. Иконостас выполнен по проекту академика Нестерова. Тридцать три иконы украшают его. Наверху в двух боковых приделах устроены церкви: слева – во имя святого благоверного князя Александра Невского, а справа – во имя святителя Николая Чудотворца. Службы в них совершаются только на Светлой Седмице. Освящены они в память посещения монастыря императорами Николаем I и Александром II. Собор хранит две лаврские святыни – Цельбоносную Стопу Божией Матери и Её чудотворную икону.
Успенский собор поражает воображение своей мощью, гармонией и изяществом, величием и неповторимой красотой.
Чудотворная Почаевская икона Богоматери известна с давних времен.
В 1559 г. эту икону привёз из Константинополя греческий митрополит Неофит. За оказанное гостеприимство в путешествии по Волыни он подарил икону Пресвятой Богородицы помещице Анне Гойской. Икона была помещена в домашнюю часовню.
В 1607 году один из татарских отрядов появился под Почаевом. В то время один монах проходил горой, совершая молитвы. Татарин, желая получить невольника, подскочил к нему, но увидев, что инок старый, саблей отрубил ему голову. Монах не умер сразу, а взяв в руки отрезанную голову, донес ее к монастырю, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда отдал дух свой Господу.
Вместе с Богородицей преп. Иов Почаевский (1602—1651 гг.) остается неизменным заступником древней православной святыни от посягательств иноверцев.
Защищая монастырь в судах от натиска униатов и составляя антиуниатские полемические сочинения, игумен Иов в то же время вел строгую монашескую жизнь, уединяясь для молитвы в расположенной под монастырем тесной скальной пещере. Однажды его преемник Досифей в течение двух часов созерцал дивный свет, исходивший из пещеры во время молитвы преп. Иова.
10 ноября 1651 г. Преподобный Иов преставился, будучи уже столетним старцем. Через 7 лет после своей кончины Преподобный несколько раз являлся во сне митрополиту Киевскому Дионисию Балабану, повелевая открыть свои мощи. Их обретение произошло в 1659 г.
До сих пор на улицах Почаева шумят трехсотлетние липы, посаженные преподобным Иовом.
В 1674 году один почаевский монах, находившийся в турецком плену и горячо молившийся Пресвятой Богородице, в праздник Успения был чудесным образом перенесен в обитель. В Лавре и по сей день хранятся его ручные оковы.
5 августа 1675 г. турки пошли на штурм монастыря. Игумен монастыря о. Иосиф (Довромирский) вместе с братией и беженцами стали служить акафист перед чудотворной иконой Матери Божией Почаєвской. В это время над Свято-Троицким храмом явилась Сама Царица Небесная с распростертым омофором в руках, с небесными Ангелами и преподобным Иовом. Их увидели и сами турки. Тотчас они стали пускать стрелы в небесных защитников, но стрелы возвращались и поражали их самих. Нападающие пришли в ужас и замешательство, они бросились бежать. Немногие православные защитники Почаева погнались за ними, успев взять кого-то в плен. Согласно Лаврским летописям, несколько пленников после этого остались в обители, приняли христианскую веру и до конца дней своих пробыли там на монастырском послушании.
Впоследствии вокруг монастыря были построены крепостные стены и сторожевые башни.
В пещерном храме Святой Троицы в серебряной раке, устроенной в 1842 году графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской, почивали мощи преподобного Иова Почаевского.
В 1861 года архиепископ Антоний положил первый камень в основание новой лаврской колокольни. Раньше звон было слышно на 30 км, теперь – где-то на 10.
Храм св. Иова Почаевского
Его еще называют «Пещерным», поскольку он представляет собой врезанную в скалу галерею. Он находится на самой окраине горы Почаевской. В глубине скалы расположен примыкающий к храму грот,
Церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских
В 1992 году святая обитель подтвердила свою приверженность Московскому патриархату. С 1997 года Лавра получает статус ставропигии, то есть прямо подчиняется юрисдикции митрополита.
На территории Почаевской Лавры расположены следующие храмы:
• Собор Троицы Живоначальной
• Церковь Иова Почаевского
• Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы
Летний алтарь предназначен для праздничных богослужений в теплое время года.
• Часовня над колодцем
• Часовня в честь 2000-летия Рождества Христова
* Храм во имя Архистратига Михаила, при архиерейских покоях
• Надвратная церковь Николая Чудотворца
• Церковь Антония и Феодосия Печерских
• Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, кладбищенская
• Часовня в честь 400-летия перенесения иконы Богородицы в монастырь
• Часовня Почаевской иконы Божией Матери
• Свято-Духовский скит с церковью Серафима Саровского, церковью Иова Почаевского и церковью Сошествия Святого Духа.
Свято-Духовский скит находится в 4 километрах от Почаевской Лавры, основан раньше нее. Именно здесь жили монахи еще до закладки Лавры. В скиту три храма: Святого Духа, преп.Серафима Саровского и Всех Святых.
Теперь в Скиту служба восстановлена, круглосуточно читается Псалтирь о живых и усопших.
Свято-Успенская Почаевская Лавра, Украина, Почаев. Фото, адрес, часы работы
Свято — Успенская Почаевская Лавра — место, где находят душевный покой не только подвизающаяся там братия, но и сотни тысяч паломников, ежегодно приезжающих сюда. Она по праву считается одним из трех самых красивых монастырей восточной Европы.
Свято — Успенская Почаевская Лавра сегодня
Это святое место, призванное укреплять христиан в вере на пути спасения, известно всем православным. В религиозном мире Почаевская Лавра выделена в числе пяти православных монастырей, которым был присвоен статус Лавры. Здесь ежедневно исцеляются сотни болящих и духовно укрепляются в вере тысячи паломников.
О духовном могуществе монастыря говорит тот факт, что сама Царица Небесная приняла его под своё покровительство, обозначив свою особую милость оставленным отпечатком своей стопы на Почаевской горе. Там, где оставила Матушка Пресвятая Богородица свой след, забил источник, исцеляющий болящих и доныне.
Монастырь является центром культуры, туризма и паломничества здешних мест. В течение года сюда стекаются порядка 2-х миллионов православных христиан, страждущих прикоснуться к святыне и получить очищение.
Архитектура, внешняя отделка, архитектурный ансамбль
Сверкая золотом куполов, Почаевская Лавра поражает своим величием и монументальностью. Поскольку расположена она на горе, видно святыню издалека.
Архитектурный ансамбль Лавры представлен несколькими храмами:
Собор Успения Пресвятой Богородицы – постройка, выполненная в стиле позднего барокко. Поражая своей мощью и неповторимой красотой, собор стоит на возвышенности. А большая терраса с оградой вокруг него позволяет с этого места полюбоваться панорамой города. Золоченые купола Успенского собора будто тянутся к небу и уходят в его неизведанную синь.
Величественность собора и его прекрасную архитектуру оценил российский император Николай I, побывавший в Почаеве в 1842 г., назвав его «произведением дерзкой архитектуры».
Троицкий собор построен по проекту архитектора Щусева по образу и подобию одноименного собора Троицко — Сергиевой Лавры. Собор выдержан в стиле древне — русского зодчества и иконописи. Южный фасад Троицкого собора оформлен мозаичными панно по эскизам Николая Рериха.
В скале под Свято — Успенским храмом скрыт от людских глаз Пещерный храм Преподобного Иова.
Чтобы попасть туда, следует преодолеть множество крутых лестничных ступенек и галерейный коридор, расписанный ликами святых угодников Руси. Храм небольшой, с левой его стороны — вход к нетленным мощам Иова и Амфилохия, покоящихся в гроте. Стены грота расписаны эпизодами земной жизни святого Иова Почаевского. Рядом — меленькая пещерка, где возносил свои неустанные молитвы к Богу святой Иов.
Преображенский собор воздвигнут в 2013 году. По своим размерам и архитектурному величию не уступает Свято — Успенскому. Хотя визуально кажется, что он значительно меньших размеров, видимо из — за того, что территориально расположен ниже Успенского.
Величие и красоту архитектурного ансамбля Свято-Успенской Почаевской Лавры дополняет четырёхэтажная лаврская колокольня. Первый этаж имеет крестообразную форму, остальные три – четырёхугольные. Фронтоны с южной и северной стороны украшены колоннами. Над входной дверью колокольни – Почаевская икона Матушки Богородицы.
Осеняют своими перезвонами святую обитель 25 колоколов, расположенных на 3 ярусе. Их мелодичный звон уходит далеко за пределы Лавры и приглашает богомольцев к святыням. Почаевская Свято-Успенская лавра, помимо 4-х соборов, имеет на территории скит Святого духа — место, где было засвидетельствовано второе явление Богоматери.
Территория скита небольшая. Есть здесь двухъярусный храм, ухоженный монастырский сад, стометровый колодец с целебной водой, чудотворный поклонный крест преподобного Никиты Столпника. Примечательным является факт, что роспись скитского храма идентична фрескам Успенского собора Лавры.
История строительства
История строительства монастыря уходит вглубь XII века. Согласно преданию, бежавшие от татарского нашествия на волынские земли, монахи Киево – Печорской Лавры увидели на горе явившуюся в огненном столпе Богородицу с короной на голове и скипетром в деснице. Прикоснувшись им к камню, она оставила след стопы, источающий струи целительной влаги.
Многие годы монахи, основав на том месте монашеский скит, жили в горной пещере близ святого места и возводили свои молитвы во славу Господа Иисуса Христа и его Матушки Пресвятой Богородицы. Великое чудо привлекало сюда толпы верующих.
Позднее на месте пещеры была воздвигнута деревянная церковь. Сегодня там осталась часовенка в честь преподобного Иова. Именно по его настоянию на месте церкви был воздвигнут каменный Успенский храм, положивший начало строительства православного монастыря, основателем которого по праву считается преподобный Иов Почаевский.
Первые сведения о монастыре относятся к 1527 году. Вслед за Успенским построили Свято – Троицкий храм. Обитель обнесли капитальной стеной из камня, для братии устроили кельи, выстроили хозяйственные сооружения, а затем и монастырскую типографию, небольшой заводик для изготовления свеч.
Местная помещица Анна Гойская постоянно оказывала монастырю посильную помощь. А в 1597 году, завещав обители немалые угодья земли, передала в дар монахам икону с ликом Царицы небесной, явившую православным свою чудодейственную силу.
Интересный факт! Во время путешествия по Волынским землям греческий митрополит Неофит остановился для отдыха в имении благочестивой и гостеприимной Анны Гойской. В благодарность за радушный приём гость сделал хозяйке щедрый подарок — икону Пресвятой Богородицы.
Вскоре от иконы получил исцеление Филипп, брат Анны, слепой от рождения. Позднее засвидетельствовано немало фактов исцеления по молитвам к чудесному образу. В 1713 году началось основательное строительство монастыря из камня.
Внутреннее убранство
Почаевская Свято-Успенская лавра поражает великолепием внутреннего убранства. Наряду с эстетической составляющей, оформление храма несет определенный символический смысл. В центре каждого из них — восьмиконечный крест, подобный тому, на котором был распят Спаситель.
Мощью и духовным содержанием поражает иконостас, укрепляющий верующих в том, что на пути спасения мы не одиноки, поскольку святые подвижники молятся с нами за всё человечество. Богато украшенные царские врата создают ощущение присутствия Христа за их створками.
Помимо общих деталей внутреннего убранства, в каждом храме существуют свои, присущие только ему, особенности, свои «изюминки»:
Святыни и мощи
В Лавре хранятся великие святыни, поклониться которым приезжают паломники со всех уголком Земли:
Духовенство, наставники
Величие монастыря зависит не только от его внешнего великолепия, но и от подвизающейся в обители братии. Господь призвал их в это святое место для спасения душ и для молитвенного прошения о заступничестве страждущих. Нам, живущим в миру, непонятен особый подвиг их веры.
Составляя духовную силу монастыря, они в ежедневных трудах своими молитвами охраняют православных христиан от зла и укрепляют их в вере. Управляет монастырем наместник — архиепископ Почаевский Владимир (Мороз). Благочинный следит за размеренным распорядком лаврской жизни, выполнением послушаний монахами.
Ризничный контролирует порядок богослужений, обеспечение обители всем необходимым. Уставщик следит, чтобы службы проходили по предписанному уставу. Финансовой составляющей ведает казначей. Регент руководит клиросом. Братский духовник оказывает помощь инокам в духовной жизни, принимает исповеди. Иноки несут различные послушания.
Социальная работа, повседневная жизнь
Главный показатель в жизни любого монастыря — умножении числа братии. Если в конце прошлого века в Лавре подвизались несколько десятков иноков, то теперь их число выросло до двухсот. Из них почти половина — в священническом или диаконском сане.
Монастырь успешно осуществляет духовную, культурную и социальную деятельность. Православные фестивали и концерты, ярмарки и выставки проводятся здесь регулярно. Помимо этого, на территории Лавры действует Киевская духовная школа, православно — катехизаторские курсы.
Воскресная школа
Неотъемлемой частью духовной жизни Почаевской Лавры является деятельность воскресной школы, сформировавшейся по принципу семейной школы. Занятия школы способствуют воцерковлению и формированию христианского образа жизни те только детей, но и их родителей.
Большое внимание уделяется развитию изобразительных наклонностей и творческого самовыражения детей, но с уклоном в православие. Работы детей можно увидеть на выставках, приуроченных к тому или иному православному празднику, ими украшены стены класса Воскресной школы. Занятия школы помогают ребятам увидеть жизнь во всех её проявлениях через призму веры.
Престольные праздники
Главный праздник Лавры — день Почаевской иконы Матери Иисуса Христа, христолюбивые чада православной церкви отмечают 5 августа. Со всех концов Земли в этот день стекается в Лавру народ. Вот уже 400 лет чудотворная икона помогает верующим.
10 ноября Успенская Почаевская Лавра чтит память основателя, преподобного Иова. В этот день совершается крестный ход и общая молитва.
Режим работы для посетителей
Почаевская Свято-Успенская лавра открыта для посещения с 6 утра до 9 вечера. Подробное расписание всех богослужений можно найти на официальном сайте.
Интересные факты
Среди множества интересных фактов и чудесных исцелений, вспомним лишь малую толику их них:
Где находится, что в окрестностях, как добраться
Почаевская Свято-Успенская лавра — крупный храмовый комплекс и мужской монастырь, расположенный в западной части Украины. Возведенный на высокой горе и окруженный с 3-х сторон Новым Почаевым, он возвышается над всей округой практически на 80 км. Добраться можно железнодорожным и автомобильным транспортом.
На любом поезде из Киева до Львова или Ужгорода, выйдя на станции Радивилов, пересесть на маршрутное такси до Почаева. С Киевского железнодорожного вокзала до Лавры паломников возит автобусом служба «Путник», на сайте которой можно посмотреть расписание перевозок. Курсирует и маршрутка Киев — Почаевская Лавра.
Согласно легенде, всем, кому довелось побывать в Свято — Успенской Почаевсой Лавре, прощаются забытые и не исповеданные грехи. Может быть поэтому, в надежде на очищение души и укрепление телесного здравия, едут в это святое место сотни тысяч паломников со всего мира.