успенский собор тульского кремля адрес
Успенский собор Тульского кремля
Колокольня Успенского собора, Тула Kawaielli
Нарядный, светлый, праздничный Успенский собор по праву можно назвать главной достопримечательностью Тульского кремля. Его светло-сиреневые стены (цвет, крайне редко встречающийся в религиозной архитектуре), вычурные детали, богатый декор, масса символичных барельефов и орнаментов придают храму вид чудесной сказочной шкатулки. Кажется, что рассматривать результат мастерства зодчих, что за несколько столетий постоянно подновляли и реконструировали церковь, можно бесконечно. И, все же, производя столь игрушечное впечатление, Успенский собор остается одним из самых величественных в Туле. Что и немудрено — ведь это главный храм епархии и «лицо» кремля и всего города.
Первоначально небольшую деревянную церковь возвели здесь в 1626 г. и лишь спустя сто с лишним лет ее перестроили в камне. Архитектура собора крайне примечательна. Это уже не клонящееся к своему закату барокко, но еще и не нарождающийся классицизм с присущими ему изысканными и строгими формами. Потому, с одной стороны убранство храма крайне богато, но не давит пышностью барочных форм. А с другой — не дотягивает до простых классицистических решений, что тоже ему только на пользу.
Зато внутреннее оформление целиком и полностью отдано во власть русского барокко. Это и белокаменные резные капители, розетки и раковины, и лепные украшения растительного орнамента, и фасонный кирпич, и богато украшенные порталы.
Практически полностью, включая оконные откосы и простенки, храм украшен росписями. В течение двух лет в середине 18 столетия их создавали лучшие мастера ярославской школы. Отсюда — крупный план, торжественный ритм, четкая прорисовка тончайших особенностей костюмов, причесок и даже текстур ткани.
Разумеется, после революции собор планировали закрыть и даже сделать из него атеистический музей, отдав все найденные и сохраненные после переворота ценности и святыни в Николочасовенскую церковь. Но властные руки так и не дошли до создания экспозиции, собор стоял закрытый, ветшал, пока в 60-х гг. его не признали памятником союзного значения и не начали восстанавливать. С 1991 г. Успенский собор передан в лоно православной церкви. Основное здание и чудесную колокольню, примыкающую к нему, отреставрировали, и сегодня там вновь проводят службы и звучат тихие и святые слова молитв.
Успенский собор в Туле
Автобус | 1, 3, 8, 11, 12, 13, 13а, 16, 18, 24, 25, 27а, 28, 40, 44, 56 (остановка «площадь Ленина») |
Трамвай | 3, 9, 12, 14 (остановка «Красноармейский проспект») |
Троллейбус | 1, 2, 4 (остановка «площадь Ленина») |
Маршрутное такси | 4, 9, 12, 13, 15, 30, 32, 33, 34, 35, 50, 51, 55, 58, 59, 61, 62, 65, 114к, 117к, 280 (остановка «площадь Ленина») |
Свято-успенский собор является одним из самых знаменитых православных храмов Тулы, расположенных на территории Тульского кремля. Успенский собор Тульского Кремля — это уникальный исторический и архитектурный памятник русского зодчества XVIII века. Потрясающая простая архитектура, изящные каменные узоры, величественный монументальный интерьер — делают храм самым красивым собором в Туле.
Расписание
В 1991 году Успенский собор Тульского Кремля был возвращен православной церкви и верующим прихожанам. Главное здание храма и уникальная колокольня были полностью отреставрированы в 2013 году. В настоящее время в соборе проводятся службы, богослужения и молитвы.
Богослужения совершаются регулярно и ежедневно:
История
Успенский собор на территории Тульского кремля возводился целых три раза. Первым собором в 1626 году был традиционный деревянный храм, который первоначально назывался Архангельский собор. В 1670–80 годах было принято решение возвести новый каменный Успенский собор. Это было строение с двумя приделами, первый из которых был посвящен Архангелу Гавриилу, а второй — Тихону Амафунтскому. Второй каменный собор существовал около века и очень быстро пришел в негодность. Храм был разобран, а в 1762 году Порфирий Каширский и епископ Коломенский заново благословили городских жителей Тулы на строительство очередного нового каменного Успенского собора.
Возможности на постройку третьего варианта Успенского собора были изысканы из финансов тогдашнего купечества Тулы, а именно сумма затрат составила 30 тысяч рублей. Руководили данным строительством местные купцы Андрей Володимиров, Софрон Сиднев и Лукьян Коптельцев, последний до окончания строительства собора не дожил и его вместо него строительством занялся Тимофей Чечулин, бургомистр. Успенский собор был полностью завершен в 1764 году, а освящен собор был в 1766.
Воскресная школа
На базе Успенского собора Тульского Кремля функционирует воскресная школа, которая является церковно-приходским объединением дополнительного религиозного образования.
Ученики воскресной школы совместно с разнообразными культурными, досуговыми и декоративно-прикладными предметами изучают историю церкви, религиозных традиций и обрядов.
Колокольня
Архитектура Успенского собора Тульского кремля весьма уникальна. Успенский собор ранее не имел внутренней системы отопления и поэтому не функционировал в течение зимнего периода. Конструкция Успенского собора впечатляет — мощные геометрически правильные формы постройки сверху увенчиваются пятью объемными золочеными куполами с коваными массивными крестами на них. Внутреннее убранство собора отличается особенной пышностью и поразительным богатством, а стиль его оформления относится к русской вариации барокко. Невысокий алтарь на востоке помещения типичен для простых городских соборов XVI–XVII веков.
Росписи в Успенском соборе были выполнены именитыми мастерами из Ярославля, которые сумели отобразить лучшие тенденции ярославской школы, находившейся в тот период на самом пике расцвета. 36 ярославских мастеров работали два лета подряд сразу после постройки храма до 1766 года. Главным живописцем стал Афанасий Шустов. Итогом продолжительной работы стала торжественная и величественная роспись, которая поражает крупными планами и изысканными деталями.
Четырехъярусная колокольня Успенского собора возводилась в период с 1772 по 1776 год. Кремлевская колокольня и в настоящее время является одной из центральных доминант в архитектуре города. В первом варианте высота колокольни до креста составляла чуть более 70 метров. На колокольне размещалось 22 колокола, надо которыми были расположены часы с боем. Позднее старинные часы были заменены современной моделью с двумя стрелками.
В 1778 году на нижнем этаже колокольни был построен теплый храм. В 1936 году на колокольне начался пожар, который не смогли потушить. Колокольня была разрушена и разобрана в 1937 году.
В 1999 году на территории колокольни проводились археологические раскопки. Реставрация самого строения началась в 2012 году. В 2013 году были освящены колокола, а в 2014 — установлен шпиль. Высота обновленной колокольни составляет сейчас 71 метр. Колокольня и собор были торжественно открыты в 2015 году.
Часы работы
Успенский собор Тульского кремля можно посетить в часы работы самого кремля.
Кремль открыт с понедельника по четверг и в воскресенье с 10 часов утра до 18 часов вечера. В пятницу и субботу часы работы — 10:00—20:00. Каждый последний вторник месяца в кремле санитарный день.
Успенский собор Тульского кремля на google-панорамах Тулы
Как добраться до Успенского собора Тульского кремля
Успенский собор Тульского кремля расположен на территории кремля, на Соборной площади Кремлевского сада, в Центральном территориальном округе Тулы.
Ближайшая к собору остановка городского общественного транспорта называется «Красноармейский проспект» трамваев № 3, 9, 12, 14 и «площадь Ленина» автобусов № 1, 3, 8, 11, 12, 13, 13а, 16, 18, 24, 25, 27а, 28, 40, 44, 56, маршрутных такси № 4, 9, 12, 13, 15, 30, 32, 33, 34, 35, 50, 51, 55, 58, 59, 61, 62, 65, 114к, 117к, 280, троллейбусов № 1, 2, 4.
Также можно воспользоваться услугами такси в Туле: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, UpTaxi, Такси 36 и 6, Визит, Рено, Альянс, Ап Такси, такси Тодс, Для Вас, такси Центр, Навигатор и другими.
Успенский собор Тульского кремля на видео с высоты птичьего полета
Успенский кафедральный собор в Туле
Автобус | Ост. «Площадь Ленина», №№ 1, 11, 18, 25, 27а, 28, 28а, 117, 175 |
Троллейбус | Ост. «Площадь Ленина», №№ 1, 2, 11 |
Маршрутное такси | Ост. «Площадь Ленина», №№ 9, 17, 18к, 30, 33, 34, 35, 37, 40к, 50, 51, 53, 58, 62, 114, 1117, 175, 280 |
Успенский кафедральный собор — это главный храм при женском Успенском монастыре, который иногда путают с Успенским собором, находящимся в кремле Тулы. Когда точно был выстроен Успенский кафедральный собор неизвестно, однако, еще документы XVIII века упоминают о соборном каменном здании из двух этажей на месте этого собора. На нижнем этаже собора стоял престол святой иконы Божьей Матери, названный Неопалимая Купина, и присутствовал придел, посвященный Николаю Чудотворцу, а на втором церковном этаже стоял престол, воздвигнутый в честь Успения Богородицы и также располагался придел, посвященный Александру Свирскому. Успенская кафедральная церковь начала ветшать, проседала в грунте, весь нижний этаж постройки весной и осенью заливало дождевыми стоками, поэтому было решено разобрать постройку, что и было осуществлено в 1791 году. Уже через год в этой же точке была поставлена новая церковь из камня. Средства на строительство изыскала Екатерина II из государственной казны, а руководил строительством губернатор Тулы Андрей Лопухин. Новая церковь имела лишь один этаж, два придела, один из которых посвятили Александру Свирскому, а второй — иконе Неопалимая Купина, а также освященный в честь Успения Богородицы престол. Храм простоял до 1899 года, но начал ветшать еще в середине XIX века и очень быстро приходил в негодность.
В 1899 году церковь было решено разобрать, а в 1902 году вместо нее построили другое здание, из двух этажей. Нижний этаж церкви имел систему внутреннего отопления и престол, посвященный Марии Магдалине, а также великомученику Пантелеймону. На верхнем этаже церкви стоял престол, поставленный в честь святого Успения Богородицы, а также два придела — один посвященный святой иконе под названием Неопалимая Купина, а второй — Александру Свирскому.
Успенский кафедральный собор по конструкции близок к псевдорусскому архитектурному стилю, хотя сохранившийся изначальный строительный проект храма имеет многие различия с окончательным вариантом постройки. Так, во время строительства было решено не использовать такие архитектурные элементы, как готический декор, а также многие другие элементы и решения, который присутствовали в проекте строительства церкви. К росписи стен второго этажа Успенского кафедрального собора приступили в 1909 году. Расписывающие церковь мастера, скорее всего, ранее работали с Виктором Васнецовым, поскольку их работы стали практически идентичными копиями росписей мастера, которые он сделал в Киевском соборе во Владимире. Одна из стен второго этажа до сих пор сохранила начертания надписи от 1909 года. Успенский кафедральный собор выстроен из темно-красного закаленного кирпича и имеет матово-черные массивные купола с большими коваными крестами. В пределах храма погребена известная в городе игуменья по имени Агния, которая также была причастна к постройке этой церкви.
Успенский собор Тульского кремля
Успе́нский собо́р — православный собор в Тульском кремле. Храм был построен в 1764 году.
Содержание
История [ править ]
Первоначально в Кремле в 1626 был построен деревянный собор, который назывался Архангельский. Первый каменный Успенский собор с приделами во имя Архангела Гавриила и Тихона Амафунтского был возведен в 70-80-е годы XVII века. Менее чем через сто лет он обветшал и его разобрали. Строительство нового собора началось 7 мая 1762 года по благословению епископа Коломенского и Каширского Порфирия, на средства тульского купечества «из питейных сборов приборными деньгами». На постройку собора и его отделку было израсходовано около 30 тысяч рублей. Главным строителем храма был купец Лукьян Коптельцев с Софроном Сидневым и Андреем Володимировым. Здание возвели за два года к 8 мая 1764 года. В это время Лукьян Коптельцев умер, и на его место был определен бургомистр Тимофей Чечулин.
Собор освятили в 1766 году, а через год был освящен устроенный в нём с правой стороны придел Иоанна Златоуста. Но после перенесения архиерейской кафедры в Тулу придел этот упразднили из-за тесноты, а на его месте обустроили соборную ризницу. Успенский собор являлся холодным, неотапливаемым храмом, и богослужения в нём проводились только в период от Пасхи до Покрова.
Решением президиума Мособлисполкома 16 февраля 1930 года Успенский собор был закрыт, а его помещения предполагалось использовать под атеистический музей, который так и не был создан. В 1934 году ряд икон и облачений собора были переданы в Николочасовенскую церковь. В 1945 году решением Совета Министров СССР Успенский собор был отнесен к памятникам союзного значения. В 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР здание храма поставлено на государственную охрану. В 1961 году в бывшем соборе находился склад промтоваров.
Реставрация Успенского собора началась в мае 1965 года, после того, как годом раньше Тульский горисполком приступил к комплексной научно-исследовательской реставрации кремля. Реставрационно-технический Совет Центральных научно-реставрационных мастерских Министерства культуры СССР принял решение о золочении пяти глав храма, что и было сделано в 1968—1970 годах. Тогда же полностью заменили кровлю, а чуть позже отремонтировали цоколь. В июле 1975 года по заданию отдела культуры Тульского горисполкома Всесоюзный производственный научно-реставрационный комбинат приступил к проектно-изыскательским работам по реставрации иконостаса Успенского собора и двух киотов. Состояние иконостаса к моменту начала реставрации было в целом удовлетворительным, конструктивная и обшивочная его система сохранила прочность и жесткость. Утраты резного декора составляли около 30 %. В 1982—1986 годах проводилось восстановление резьбы иконостаса из липы: резных накладок на цокольной части, царских врат, рам первого яруса.
Стенопись на западной стене собора серьёзно пострадала от пожара 1950-х годов. В 1960-е годы вследствие проводившихся в кремле праздничных фейерверков была утрачена композиция Успения Богородицы и некоторые другие. К середине 1980-х стенопись храма находилась в аварийном состоянии. На стенах и столпах собора был местами утрачен живописный слой, что было вызвано как естественным старением живописи, так и механическими её повреждениями. В 1988 году московские художники под руководством В. Л. Лагутина приступили к реставрации стенописи Успенского собора.
В сентябре 1991 года исполком Тульского областного Совета народных депутатов принял решение о передаче Успенского кафедрального собора Тульского кремля в безвозмездное пользование Тульскому епархиальному управлению для совместного использования с филиалом областного краеведческого музея «Тульский кремль» по первоначальному назначению и для музейного показа.
В 1990-х годах реставрация иконостаса не велась из-за отсутствия финансирования. С 1996 года прекратилось финансирование работ и по реставрации стенописи. В 2001 году реставрация собора была продолжена специалистами «Центрреставрации» (Москва). В 2000—2001 годы реставратор А. Пятин воссоздал часть резных обрамлений икон местного чина иконостаса.
8 сентября 2005 года впервые была включена подсветка Успенского собора. В 2013 году, в рамках реставрационных работ в Тульском кремле, были проведены реставрационные работы и собора. Купола были позолочены, а стены храма окрашены в серый цвет.
Описание [ править ]
Архитектура [ править ]
Имя зодчего, автора проекта собора, неизвестно. Возведением храма занимались тульские мастера-кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Васильев Добрынин. Тульские кузнецы Осип Журов с помощниками отковали металлические стропила четырёхскатной кровли, каркасы куполов и другие детали. Золотил главы собора тульский купец Ларион Сорокин.
Над мощным, почти кубическим объёмом храма возвышаются пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с простыми коваными крестами. С востока к основному объёму примыкает низкий алтарь. Такое решение не было характерно ни для клонящегося к закату барокко, ни для нарождающегося классицизма. Скорее оно напоминает типичные городские соборы XVI—XVII веков. С простым объемным построением храма контрастирует его богатое декоративное оформление в стиле русского барокко.
Для хорошего освещения большого внутреннего пространства окна выполнены в два ряда, что придаёт внешнему облику храма характер двухэтажного здания. Вертикальные декоративные полосы объединяют расположенные друг над другом окна первого и второго света в один архитектурный мотив. Декоративное убранство стен отличается разнообразием примененных форм и материалов: белокаменные резные детали (капители, раковины, розетки), элементы из фасонного кирпича, лепные украшения (растительный орнамент и другие). Три входа в собор обрамляют богато украшенные порталы. Над главным западным входом располагается резной белокаменный российский герб — двуглавый орёл. Первоначально пол в храме был выстлан чугунными плитами, впоследствии замененными на каменные.
Роспись [ править ]
Успенский собор расписывали ярославские мастера, работавшие в лучших традициях ярославской школы периода её расцвета. Роспись продолжалась два года в течение летнего времени 1765 и 1766 года, а 36 живописцами руководил Афанасий Андреевич Шустов. В числе художников были представители знаменитых династий ярославских изографов — Сопляковы, Иконниковы, Горины.
В отличие от ярославских фресковых циклов, где господствует орнаментальная стихия и пестрая ковровость, где все ярко и празднично, монументальная живопись Успенского собора выполнена в крупном плане, в спокойном, торжественном ритме. При этом монументальность стенописи не вытесняет особого внимания при передаче бытового ряда. Четкая прорисовка архитектурных элементов, тончайших особенностей костюма, прически, украшений, текстуры ткани — отличительная черта росписей тульского собора. В соборе расписаны стены, простенки, оконные откосы. Стенописи алтаря включают в себя традиционные сюжеты: Троица Новозаветная, Распятие Христово, Деисус, Господь Саваоф и Тайная вечеря.
Росписи стен и сводов средней части храма расположены в определенном порядке, по ярусам. Нижний ярус — полотенечный — представляет собой изображение свитков ткани с растительным орнаментом. Здесь же — поясняющие надписи к монументальным картинам. Следующий ярус фресок северной и южной стен храма посвящён подлинным историческим событиям — семи Вселенским соборам. Выше сцен Вселенских соборов находятся изображения евангельских сюжетов — многих событий земной жизни Христа и чудес, совершенных им.
В Успенском соборе на западной стене находятся композиции, отражающие содержание книги Соломоновой «Песнь Песней». В люнетах — полукруглых нишах северного, южного и западного порталов — образы Божией Матери. Образы Пресвятой Богородицы (Донской, Смоленский, Иверский и другие) размещены также над окнами. Значительную часть западного свода занимает фреска Успение Пресвятой Богородицы. В восточном своде размещена композиция «Предста царица одесную тебе», в центре которой — Спаситель, восседающий на престоле, одетый в царские ризы; Христос предстаёт здесь как символ высшей справедливости, как Царь царствующих, как образ верховной власти над теми, кому дана земная власть над людьми. По сторонам от него — предстоящие Божия Матерь в одеянии царицы и Иоанн Предтеча.
На столбах собора изображена святая княгиня Ольги, святой князь Владимир и святой князь Александр Невский. Напротив алтаря, на восточной стороне западного столба — изображена великомученица Екатерина.
Колокольня [ править ]
Четырёхъярусная колокольня Успенского собора строилась с 1772 по 1776 год при городском голове Илларионе Лугинине. Строителями были избраны купцы Софрон Сиднев и Иван Гурьев, а архитектором Праве. Металлический шпиль колокольни по заказу городского общества выполнил Иосиф Жуков. Шпиль позолотили в 1826 году. Кремлёвская колокольня стала одной из главных городских архитектурных доминант — на неё была ориентирована Киевская улица (ныне проспект Ленина). Высота колокольни от земли до креста составляла 70,4 метра. На ней было размещено 22 колокола, а над колоколами — часы с боем.
В январе 1792 года купеческий староста Андрей Максимович Лихвинцов заключил договор на изготовление часов с оружейником Иваном Кобылиным. В мае часы были готовы, их установили на колокольне на средства тульского купеческого общества. Четыре циферблата были обращены по четырём сторонам света. Вместо цифр на циферблате использовались буквы, и имелась всего одна стрелка — часовая (такими были все тогдашние часы, минутная стрелка появилась позже). Часы обозначали каждую четверть часа шестнадцатью ударами, а каждый час — трехминутной игрой курантов. Заводить их нужно было один раз в неделю.
Впоследствии — пока не установлено, когда именно — эти часы были заменены более современными, с двумя стрелками.
В нижнем ярусе колокольни в 1778 году был устроен теплый храм во имя Тихона Амафунтского. Иконостас в этом храме поставили в 1853 году старанием церковного соборного старосты Вукола Кузовлева. В южной части небольшого храма имелся придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста — в память придела, который существовал в Успенском соборе до начала XIX века.