успенский собор в астрахани
Успенский кафедральный собор (Астрахань)
Успе́нский собо́р — крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля. Построен в 1699—1710 годы под руководством каменных дел мастера Дорофея Мякишева; строительство курировал митрополит Сампсон. Успенский собор считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Содержание
История [ править ]
История Астрахани неразрывно связана с историей астраханского кремля, главной архитектурной доминанты города. Строительство кремля началось в 1558 году, и этот год официально считается датой основания Астрахани.
Первый соборный храм на территории астраханского кремля был построен преподобным Кириллом, градостроителем Астраханским (память 31 марта; здесь и далее даты приведены по новому стилю), в 1568 году. Святой Кирилл, исполняя поручение царя Иоанна IV, прибыл в Астрахань со списком чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Владимирская». В честь этой особо чтимой на Руси иконы и был освящён первый деревянный храм на территории кремля. Но, к сожалению, за 35 лет храм сильно обветшал, поэтому в 1602 году у восточной стены крепости началось строительство нового каменного собора в честь Успения Божией Матери. Однако и этому храму суждено было простоять недолго.
Решение о возведении нового храма было принято ещё при митрополите Савватии (1683-1696). Но владыка Савватий скоропостижно скончался, а его начинания продолжил митрополит Сампсон (1697-1714). Для строительства нового собора, которое началось 1 октября 1699 года, были приглашены тридцать профессиональных каменщиков во главе с крепостным зодчим Дорофеем Мякишевым. Строительство велось почти двенадцать лет и было окончено к 1710 году. За это время зодчие возвели храм правильной кубической формы с пятью главами. Снаружи собор был украшен фасонным кирпичом и резьбой по белому камню, окна и подкупольные главы были обрамлены колоннами в стиле коринфского декора, а полукруглые арки заполнены росписями на библейские сюжеты. На каждой стороне храма было устроено три таких арки.
Собор был разделён на два этажа: верхний храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Высокий и светлый храм предназначался для торжественных богослужений в тёплое время года. Нижний храм, сводчатый и малоосвещённый, одновременно был «зимним» храмом и усыпальницей астраханских иерархов. С западной стороны галерея собора упиралась в лобное место, которое служило площадкой для архиерейских выходов и молебнов.
Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма считался восьмиярусный иконостас. Традиции русского церковного зодчества не допускали установку больше семи ярусов икон, поэтому искусствоведы по праву называют иконостас астраханского собора уникальным. Иконы принадлежали кисти известных мастеров современности: Никифора Попова, иконописца казанского митрополита, и Ивана Андреева, домового иконописца известного купца Григория Димитриевича Строганова. Украшением иконостаса были серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге ювелиром Феодором Штанде. Врата были принесены в дар собору купцом Петром Сапожниковым.
Стараниями того же купца из искусственного мрамора в 1812 году были возведены четыре массивных столпа, поддерживающие своды верхнего храма. Основания столпов, а также своды в пяти главах украшала живопись. Составитель «Описания Астраханского кафедрального Успенского собора» протоиерей Николай Каменский также писал: «…на откосе южного переднего окна по мрамору изображён акт Священного Союза в 1815 году между тремя государями императорами Всероссийским, Австрийским и королём Прусским». Стены храма украшали иконы в серебряных ризах и живопись на библейские темы.
Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери значительно отличается от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Этот храм специально был устроен как место захоронения астраханских архиереев. Храм был лишён живописи, иконостас выполнен совсем небольшим, поскольку богослужения здесь совершались лишь по великим праздникам. Стены в храме вместо росписи были покрыты надгробными надписями, указывающими на конкретное захоронение. В числе захороненных в нижнем храме Успенского собора особо замечательны святитель Феодосий — первый архиепископ Астраханский, смело обличавший самозванца Лжедмитрия I. Святой Феодосий скончался в 1607 году и в древних святцах упоминался как “новый чудотворец земли русской”.
В особом склепе находились мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого в 1671 году в дни восстания Степана Разина. С самого дня мученической кончины у гроба святителя происходили многочисленные чудеса и исцеления. К сожалению, регулярной записи этих чудес не велось, что препятствовало канонизации святого, хотя имя астраханского митрополита давно вносилось в различные святцы. Причисление к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного собора, проходившего в 1918 году в Москве. Память святителя Иосифа торжественно совершается ежегодно 24 мая.
Кроме того, в нижнем храме находилось захоронение святителя Герасима (Добросердова), известного своими миссионерскими подвигами в Сибирском крае. Епископ Герасим пребывал на Астраханской кафедре сравнительно недолго (1877–1880), прославлен в лике сибирских святых (память — 10 июня ст.ст.).
Раки с мощами святых угодников сейчас пребывают в нижнем храме и открыты для поклонения верующим, а большинство останков погребённых архиереев перезахоронены в 2001 году в крипте собора.
В дореволюционные годы в Успенском соборе находилось множество православных святынь, большинство из которых в настоящее время утеряно.
События 1917 года стали печальной страницей в истории собора. Собор подвергся несанкционированным обыскам, в результате которых большевики вынесли из храма церковные ценности, наличные деньги и процентные бумаги на сто тысяч рублей. 18 января 1918 года собор был закрыт для богослужений, однако потом был вновь возвращён верующим в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей почти все реликвии были изъяты и отправлены на переплавку. Почти вся соборная ризница была уничтожена. В 1929 году даже стоял вопрос об уничтожении Успенского и Троицкого соборов астраханского кремля. Решение было пересмотрено в том же году с указом о предоставлении планов переустройства. Иконостас верхнего храм был сломан и сожжён в 1931 году в результате проведённого субботника. Красноармейцы местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая святые образа. C этого момента вплоть до 1992 года собор использовался как склад боеприпасов, казармы для военнослужащих, музей и центр массовой и пропагандистской работы по краеведению.
После долгого перерыва в день Рождества Христова в 1992 году в нижнем храме Успенского собора состоялось праздничное богослужение. В верхнем храме первая служба прошла 24 мая того же года в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского.
После возвращения собора постепенно благоукрашается его внутренний и внешний вид. Стены и купола храма подновлены, восстановлена живопись в закомарах. В нижнем храме установлен новый иконостас, а потолок украшен живописью в византийской манере. В стены храма вмонтированы иконы мастеров Троице-Сергиевой лавры, исполненные в строгом каноническом древнерусском стиле. Богослужения здесь совершаются ежедневно.
Верхний храм Успенского собора сейчас переживает второе рождение: стены из искусственного мрамора восстановлены в приближенном к историческому виде. Чугунный пол воссоздан по сохранившимся описаниям. Купольная роспись выполнена мастерами из Палеха по аналогии с Успенским собором Московского кремля. Накануне престольного праздника, 25 августа 2009 года, Высокопреосвященнейший владыка Иона, архиепископ Астраханский и Енотаевский в сослужении духовенства епархии совершил великое освящение верхнего храма Успенского собора. После проведения юбилейных мероприятий в верхнем храме возобновляется регулярное совершение богослужений по воскресным дням и великим праздникам.
Деятельность прихода [ править ]
При храме действуют:
Святыни [ править ]
Мощи, частицы мощей:
Особо чтимые иконы:
Особо почитаемые священные предметы (реликвии):
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: город Астрахань, улица Тредиаковского, дом 2, Кремль.
Проезд: на любом транспорте, маршрут которого проходит через центр города (остановки пл.Ленина, пл.Октябрьская).
Паломнику [ править ]
Богослужения в Успенском соборе совершаются ежедневно. Часы, Литургия — 8:00, по праздничным дням — 8:30. Вечернее богослужение — 17:00.
Ежедневно, кроме понедельника, после Литургии совершается водосвятный молебен и панихида. В четверг Литургия и молебен с акафистом святителю Николаю совершаются в Никольском надвратном храме.
Крещение детей и взрослых по предварительной записи и после прохождения огласительных бесед перед Таинством.
Песнопения субботней Литургии исполняет мужской хор. По окончании службы совершается водосвятный молебен в Кирилловской часовне.
Таинство исповеди совершается ежедневно в 8:30.
Каждый день в храме до 16:30 дежурит священник.
Успенский кафедральный собор, г.Астрахань
Сообщество друзей и прихожан древнейшего храма Астрахани 😉
Правило одно:
«Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры» (1 Пет. 3:8).
Максим Волков запись закреплена
Елена Кирикова запись закреплена
https://www.sestroretsk.com/main/134752/
9 октября 2021 года. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка
Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Гавриил (Коневиченко) с клиром, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.
За Богослужением вместе с прихожанами и гостями храма молились казаки общины «Невская сечь». В числе молящихся был помощник Председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга А. А. Ваймер.
Во время чтения канона владыка попросил отца Гавриила показать приход. Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери Сестрорецка архимандрит Гавриил (Коневиченко) показал митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Варсонофию поклонный Царский крест, который установлен у Духовно-просветительского центра и Библиотеку памяти Государя Императора Николая II. В Библиотеке Памяти Государя Императора Николая II отец Гавриил рассказал владыке об истории ее создания. Фонды библиотеки сейчас насчитывают более 28 000 единиц хранения.
Также отец Гавриил показал владыке вещевую службу «Петербургской станицы».
Затем владыка и отец Гавриил спустились в Мемориал памяти мученического подвига Царской Семьи «Расстрельная комната», в то место, которое напоминает о доме Ипатьева и о подвале Ипатьевского дома, где пролилась Царская кровь, где Царская Семья приняла мученическую кончину. В «Расстрельной комнате» отец Гавриил рассказал о написании картины «Преисподняя Ипатьевского дома».
Царский мемориал «Расстрельная комната» очень впечатлил владыку Варсонофия.
Затем батюшка Гавриил показал владыке выставочный павильон «Спасская башня», который находится перед зданием на территории Духовно-просветительского центра и храма Тихвинской иконы Божией Матери. Сейчас в павильоне инсталляция, посвященная 800-летию святого благоверного великого князя Александра Невского, установленная 11 сентября 2021 года.
«Каждый воскресный вечер на богослужении мы прославляем воскресшего Господа, благодарим Его за подвиг, совершенный ради нашего спасения, — сказал владыка в проповеди. — Поклоняясь Его Воскресению, Святая Церковь совершает память угодников Божиих. Мы должны внимательно слушать чтение за Всенощным бдением канонов, стихир: в них раскрывается суть подвига святых. Если слушаем внимательно, можем их примером вдохновиться. Нам кажется, что мы живем трудно, молимся, соблюдаем посты, все правильно делаем. Но если посмотреть на подвиг святых, то все наши дела далеки от этого, как земля от неба. Сегодня мы чтим память нескольких святых, я кратко о некоторых из них скажу. Например, мученик Каллистрат, который жил во втором веке, в еще языческом мире. Его дед стоял у Креста на Голгофе, был из Карфагена, служил в войске Понтия Пилата. Увидев, как распинают Сына Божия, уверовал во Христа и передал свою веру сыну Нестору, который тоже был военным, как и его сын Каллистрат, отличавшийся кротким нравом. По ночам, когда в казарме все спали, он уходил молиться в тайное место. Его выследили и донесли начальству. Начальники стали угрожать, что если он не откажется от веры, его замучают. Он не принес жертвы языческим богам и выбрал Христа. После истязаний его зашили в мешок и бросили в море. Мешок зацепился за острую скалу и разорвался, а дельфины по промыслу Божию вынесли Каллистрата на берег. Сорок пять воинов были поражены этому чуду и уверовали во Христа. Всех их бросили в темницу, и там Каллистрат рассказал воинам, что Христос — Сын Божий и не нужно бояться смерти: они получат мученические венцы. Военачальник приказал воинов утопить, но не в море, а в пруду, где дельфинов нет. Их связали по рукам и ногам и бросили в пруд. Но веревки развязались. Видя это чудо, еще сто тридцать пять воинов уверовали во Христа. Тогда этих сорок пять казнили, а те сто тридцать пять их погребли».
«Второй святой, о котором я хочу рассказать, это преподобный Савватий Соловецкий, — продолжил архипастырь. — Он жил в пятнадцатом веке в монастырях, устроенных учениками преподобного Сергия Радонежского. Начал подвизаться в Кирилло-Белозерской обители, принял там монашеский постриг и решил уйти в более уединенное место. Пришел сначала на Валаам, но и здесь не нашел покоя, и направился дальше на север. Достиг Белого моря и Соловецких островов. Здесь вместе с преподобным Германом основал монастырь, позже к ним присоединился преподобный Зосима. Так появилась обитель, где они подвизались в суровейших условиях. Это сейчас на Соловках все благоустроено, а тогда ничего не было. Остров не был населен, иногда приплывали туда охотники или рыбаки. В уединении, в суровых условиях они подвизались много лет. Я не знаю, какими для этого нужно обладать духовными силами. Господь укреплял их, посылал им ангела, и в конце концов они все стали святыми. Прошли века, Соловецкая обитель тоже стала известной, но наступили революционные времена, и мощи святых угодников «помешали» советской власти. Их осквернили. Тогда многие святыни привозили в Казанский собор, где был антирелигиозный музей. Мощи преподобного Савватия были здесь до 1990 года. Патриарх Алексий Второй обратился к властям, и их передали Церкви. Два года они находились в Александро-Невской лавре, а потом были перенесены в обитель».
За усердное служение Святой Церкви и в связи с 55-летием настоятель был награжден патриаршей грамотой.
Правящему архиерею была подарена икона Божией Матери «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). «Мы находимся у озера Разлив, в котором истории больше, чем воды, — сказал отец Гавриил. — На его берегах — шалаш и сарай, это второе место поклонения злодею, из-за которого погибла Царская Семья и Великая Империя. Первое — это мавзолей на Красной площади, где заблудшие поклоняются идолу. Иконописный образ — это видимое молитвенное воздыхание нашей казачьей общины Церкви Небесной. Мы взываем ко Господу, Божией Матери, святым. Божия Матерь на этой иконе является с Крестом, на котором был распят Ее Божественный Сын. Крестом Она попирает мавзолей, это капище проваливается в преисподнюю, оттуда выползает змей, его прокалывают архангелы Михаил и Гавриил, а святой Лонгин сотник делает контрольный прокол. Здесь изображены и священномученики Вениамин и Серафим Петроградские, и архимандрит Гавриил (Ургебадзе), и священномученик Николай, епископ Сестрорецкий, небесный ангел нашего города, и лейб-медик Боткин, и профессор права Юрий Новицкий — новомученики. Мы также видим Успенский собор Кремля с Владимирской иконой Божией Матери на фасаде, храм Христа Спасителя, Никольскую башню с воинственным образом Николая Чудотворца. Этот образ родился здесь, мы назвали его «Непобедимая Победа» (Сестрорецкая). Доска сделана в виде креста. Казаки написали две иконы: одну подарили нашему храму, другую мы приготовили к вашему приезду».
Храм построен в 2004 году, освящен 4 мая 2005 года. При нем действуют духовно-просветительский центр и библиотека.
По материалам ИА «Вода живая»,
09. 10.21
О соборе
История Астрахани неразрывно связана с историей астраханского кремля, главной архитектурной доминанты города. Строительство кремля началось в 1558 году, и этот год официально считается датой основания Астрахани.
Первый соборный храм на территории астраханского кремля был построен преподобным Кириллом, градостроителем Астраханским (память 31 марта; здесь и далее даты приведены по новому стилю), в 1568 году. Святой Кирилл, исполняя поручение царя Иоанна IV, прибыл в Астрахань со списком чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Владимирская». В честь этой особо чтимой на Руси иконы и был освящён первый деревянный храм на территории кремля. Но, к сожалению, за 35 лет храм сильно обветшал, поэтому в 1602 году у восточной стены крепости началось строительство нового каменного собора в честь Успения Божией Матери. Однако и этому храму суждено было простоять недолго.
Решение о возведении нового храма было принято ещё при митрополите Савватии (1683-1696). Но владыка Савватий скоропостижно скончался, а его начинания продолжил митрополит Сампсон (1697-1714). Для строительства нового собора, которое началось 1 октября 1699 года, были приглашены тридцать профессиональных каменщиков во главе с крепостным зодчим Дорофеем Мякишевым. Строительство велось почти двенадцать лет и было окончено к 1710 году. За это время зодчие возвели храм правильной кубической формы с пятью главами. Снаружи собор был украшен фасонным кирпичом и резьбой по белому камню, окна и подкупольные главы были обрамлены колоннами в стиле коринфского декора, а полукруглые арки заполнены росписями на библейские сюжеты. На каждой стороне храма было устроено три таких арки.
Собор был разделён на два этажа: верхний храм был освящён в честь Успения Пресвятой Богородицы. Высокий и светлый храм предназначался для торжественных богослужений в тёплое время года. Нижний храм, сводчатый и малоосвещённый, одновременно был «зимним» храмом и усыпальницей астраханских иерархов. С западной стороны галерея собора упиралась в лобное место, которое служило площадкой для архиерейских выходов и молебнов.
Главной достопримечательностью верхнего Успенского храма считался восьмиярусный иконостас. Традиции русского церковного зодчества не допускали установку больше семи ярусов икон, поэтому искусствоведы по праву называют иконостас астраханского собора уникальным. Иконы принадлежали кисти известных мастеров современности: Никифора Попова, иконописца казанского митрополита, и Ивана Андреева, домового иконописца известного купца Григория Димитриевича Строганова. Украшением иконостаса были серебряные царские врата, изготовленные в Санкт-Петербурге ювелиром Феодором Штанде. Врата были принесены в дар собору купцом Петром Сапожниковым.
Вид со стороны восточной стены Кремля © Станислав Козловский
Стараниями того же купца из искусственного мрамора в 1812 году были возведены четыре массивных столпа, поддерживающие своды верхнего храма. Основания столпов, а также своды в пяти главах украшала живопись. Составитель «Описания Астраханского кафедрального Успенского собора» протоиерей Николай Каменский также писал: «…на откосе южного переднего окна по мрамору изображён акт Священного Союза в 1815 году между тремя государями императорами Всероссийским, Австрийским и королём Прусским». Стены храма украшали иконы в серебряных ризах и живопись на библейские темы.
Нижний храм в честь Владимирской иконы Божией Матери значительно отличается от верхнего. Насколько верхний храм высок и светел, настолько нижний тёмен и низок. Этот храм специально был устроен как место захоронения астраханских архиереев. Храм был лишён живописи, иконостас выполнен совсем небольшим, поскольку богослужения здесь совершались лишь по великим праздникам. Стены в храме вместо росписи были покрыты надгробными надписями, указывающими на конкретное захоронение. В числе захороненных в нижнем храме Успенского собора особо замечательны святитель Феодосий — первый архиепископ Астраханский, смело обличавший самозванца Лжедмитрия I. Святой Феодосий скончался в 1607 году и в древних святцах упоминался как “новый чудотворец земли русской”.
Резная икона священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, верхний храм
В особом склепе находились мощи священномученика Иосифа, митрополита Астраханского, зверски убитого в 1671 году в дни восстания Степана Разина. С самого дня мученической кончины у гроба святителя происходили многочисленные чудеса и исцеления. К сожалению, регулярной записи этих чудес не велось, что препятствовало канонизации святого, хотя имя астраханского митрополита давно вносилось в различные святцы. Причисление к лику святых состоялось по ходатайству священномученика Митрофана (Краснопольского) деянием Всероссийского Поместного собора, проходившего в 1918 году в Москве. Память святителя Иосифа торжественно совершается ежегодно 24 мая.
Кроме того, в нижнем храме находилось захоронение святителя Герасима (Добросердова), известного своими миссионерскими подвигами в Сибирском крае. Епископ Герасим пребывал на Астраханской кафедре сравнительно недолго (1877–1880), прославлен в лике сибирских святых (память — 10 июня ст.ст.).
Раки с мощами святых угодников сейчас пребывают в нижнем храме и открыты для поклонения верующим, а большинство останков погребённых архиереев перезахоронены в 2001 году в крипте собора.
В дореволюционные годы в Успенском соборе находилось множество православных святынь, большинство из которых в настоящее время утеряно.
События 1917 года стали печальной страницей в истории собора. Собор подвергся несанкционированным обыскам, в результате которых большевики вынесли из храма церковные ценности, наличные деньги и процентные бумаги на сто тысяч рублей. 18 января 1918 года собор был закрыт для богослужений, однако потом был вновь возвращён верующим в 1922 году. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей почти все реликвии были изъяты и отправлены на переплавку. Почти вся соборная ризница была уничтожена. В 1929 году даже стоял вопрос об уничтожении Успенского и Троицкого соборов астраханского кремля. Решение было пересмотрено в том же году с указом о предоставлении планов переустройства. Иконостас верхнего храм был сломан и сожжён в 1931 году в результате проведённого субботника. Красноармейцы местного гарнизона тренировались на меткость стрельбы, расстреливая святые образа. C этого момента вплоть до 1992 года собор использовался как склад боеприпасов, казармы для военнослужащих, музей и центр массовой и пропагандистской работы по краеведению.
После долгого перерыва в день Рождества Христова в 1992 году в нижнем храме Успенского собора состоялось праздничное богослужение. В верхнем храме первая служба прошла 24 мая того же года в день памяти священномученика Иосифа, митрополита Астраханского.
После возвращения собора постепенно благоукрашается его внутренний и внешний вид. Стены и купола храма подновлены, восстановлена живопись в закомарах. В нижнем храме установлен новый иконостас, а потолок украшен живописью в византийской манере. В стены храма вмонтированы иконы мастеров Троице-Сергиевой лавры, исполненные в строгом каноническом древнерусском стиле. Богослужения здесь совершаются ежедневно.
Верхний храм Успенского собора сейчас переживает второе рождение: стены из искусственного мрамора восстановлены в приближенном к историческому виде. Чугунный пол воссоздан по сохранившимся описаниям. Купольная роспись выполнена мастерами из Палеха по аналогии с Успенским собором Московского кремля. Накануне престольного праздника, 25 августа 2009 года, Высокопреосвященнейший владыка Иона, архиепископ Астраханский и Енотаевский в сослужении духовенства епархии совершил великое освящение верхнего храма Успенского собора. После проведения юбилейных мероприятий в верхнем храме возобновляется регулярное совершение богослужений по воскресным дням и великим праздникам.