успенский собор в смоленске иконы
Успенский кафедральный собор в Смоленске
Смоленск — один из древнейших городов на Руси. Впервые упоминается в 863 году. За свои 1150 лет побывал он в составе Великого княжества Литовского, Речи Посполитой, и наконец, Московского государства. Множество испытаний выпало на долю этого города. Духовную поддержку и помощь жители Смоленска черпают благодаря множеству храмов, находящихся на их земле, — самый величественный из которых Успенский кафедральный собор.
История постройки
Смоленский городской собор входит в число наиболее прославленных и величественных церквей России. Его здание возвышается над всеми городскими постройками. Появление храма стало возможным благодаря Владимиру Мономаху, который осуществил его закладку в начале XII века (1101 г.) Об этом есть подтверждение в «Ипатьевой летописи».
Мономах курировал возведение центрального городского собора. На то время каменные церкви были редкостью в Смоленском княжестве. Князь подарил новопостроенному собору образ Божьей Матери, передаваемый в его семье из поколения в поколение и прославивший себя чудесами, — икону «Одигитрю». Это событие имело огромное политическое значение, превращая Смоленск в стольный град княжества. По 1150 года отмечено освящение Успенского храма.
К тому времени была уже учреждена отдельная Смоленская епархия, а церковь становится главным кафедральным собором. До этого Смоленщина находилась в составе Переяслав-Хмельницкой епархии. При получении самостоятельности епископия дополнительно заимела от князя Ростислава, внука Мономаха, большие земельные владения, значительные доходы. Это соглашение между светскими и духовными властями известно в истории как «Уставные грамоты Ростислава».
Архитектура и убранство храма
Взрывом здание храма было основательно разрушено, но все равно оставалось жемчужиной архитектурного зодчества. Поляки использовали полуразрушенный собор для своих богослужебных нужд и устроили в нем костел. Даже несмотря на то, что вверху храм был серьезно поврежден, — перекрыли кровлю досками.
На месте поврежденного войной собора впоследствии был возведен другой, обновленный храм. Его архитектурные особенности:
Украшением кафедрального собора служит иконостас, покрытый позолотой, выполненный из липового дерева и являющийся шедевром декоративно-прикладного искусства. В его росписи участвовали мастера, чье искусство формировалось под влиянием школы Андрея Рублева.
Собор внутри очень просторный, он имеет около двух тысяч метров. Внутри высота достигает около тридцати метров, снаружи — более семидесяти метров. Закончена постройка собора была к 1772 году, и с этого времени никаких изменений во внешнем виде здания не было.
В завершении XVIII века вблизи храма построили помещение для городских часов, а также колокольню, на которой разместилось три колокола:
Именно отсюда начинается колокольный звон над городом. Нынешний ансамбль соборного холма составляет:
К собору вверх по склону ведет большая широкая лестница, подчеркивающая величественность места, которое тысячелетиями является сердцем Смоленской земли.
Смоленск нередко страдал от различных войн, но редкая и величественная красота храма покоряла даже сердца захватчиков. Существуют исторические свидетельства тому, что сам Наполеон преклонил обнаженную главу перед зданием храма, когда вел свои войска на Москву. А генерал-полковник Гудериан, возглавлявший немецкие танковые войска в 1941 году, издал приказ о бережном отношении к зданию собора.
Советским артиллерийским войскам тоже было запрещено во время обстрела оккупированного города использовать храм в качестве ориентира. В советское время в стенах собора находился антирелигиозный музей.
Важно! По-настоящему святыня ожила, когда Смоленскую кафедру возглавил нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, который провел здесь 25 лет своего архиерейского служения. Ежедневно сюда приходят сотни людей для того, чтобы совершить молитву, чтобы проникнуться той необычайной атмосферой, которая царит здесь на соборном холме.
Святыни
В соборе два престола главный — освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, второй, придельный — в честь чудотворного образа «Одигитрии».
Икона «Одигитрия»
Этот святой лик заслуживает особого внимания. По легенде икона написана Лукой, апостолом и евангелистом. Из Антиохии святыня проделала путь в Иерусалим, затем в Константинополь, где хранилась во Влахернском храме. Отсюда попала в наши земли, где и стала именоваться Смоленской.
Греческий император-отец, благословляя свою дочь на брак с сыном Ярослава Мудрого, подарил молодоженам святой лик. От этого брака родился Владимир Мономах, который и передал икону, благословение своей матери, в Смоленский городской собор.
По молитвам к этому святому лику произошло множество чудес:
Древний, первоначальный образ «Одигитрии», пришедший к нам на Русь из Константинополя, бесследно исчез. Его дальнейшая и нынешняя судьба неизвестна. Но по Руси разошлось множество списков с чудотворной иконы, которые стали не менее популярны среди верующих и почитаемы ими. В кафедральном соборе Смоленска сейчас находится копия, создание которой датируется 1602 годом.
Плащаница «Положение во гроб»
С левой стороны на одном из опорных столбов находится плащаница «Положение во гроб». Это уникальное, редкой красоты произведение, являющееся образцом древнерусского шитья. Как сообщает нам надпись у стоп Христа, также сделанная вышивкой, плащаница была сотворена в мастерских Ефросинии Старицкой (1561 г.), которая являлась близкой родственницей и тетей Иоанна Грозного.
Ещё статьи о православии:
Была похищена французскими воинами во время похода на Русь в 1812 году. Русский отряд отбил у неприятеля обоз, в котором находилась святыня. Была передана в Смоленский кафедральный собор на вечное хранение, учитывая заслуги города в Отечественной войне.
Меркурий Смоленский
По легенде, когда войска хана Батыя стояли под Смоленском, некий иностранец именем Меркурий молился перед иконой смоленской Божьей Матери «Одигитрии». И Богоматерь повелела одеть ему броню и отправиться в стан орды. Когда посреди ночи в татарском стане появился богатырь с мечом и перебил множество воинов, татары испугались и отошли от Смоленска. Меркурий почитается в этом городе как святой, а его сандалии хранятся в соборе.
Существует предание, что до тех пор, пока в кафедральном соборе хранятся доспехи св. Меркурия, Царица Небесная будет хранить Смоленск от всяческих бед и вражеского нашествия.
Преп. Авраамий Смоленский
В храме хранится несколько икон с изображением этого святого.
Сам он родом из Смоленска, здесь же и подвизался в монастыре, отдав иноческому подвигу 50 лет. Родился во 2-й половине 12-го века в богатой семье. Праведностью и святой жизнью возбуждал к себе зависть и соперничество со стороны знати и духовенства. Претерпел много клеветнических обвинений и гонений. Был назначен настоятелем монастыря в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы.
Другие святыни
Среди особо почитаемых святынь смоленского кафедрального собора следует упомянуть Казанскую икону Божьей Матери. Была вынесена из алтаря в левый придел после случившегося с ней чуда мироточения (22.11.1991 г.). Очень почитаема верующими икона преподобного Серафима Саровского. Особое отношение к ней появилось после мироточения (14.03.1994 г.).
В правой части храма находится большое деревянное Распятие, роспись которого предположительно принадлежит В. Васнецову. Пятиярусный иконостас выполнен известным мастером С. Трусицким и его помощниками (1730-40 гг.).
Деятельность прихода
На территории кафедрального собора ведется широкая просветительская деятельность. Все желающие могут посещать образовательные лекции, проводимые в рамках:
Воскресная школа проводит занятия по изучению Священного Писания, богословских трудов, клиросного пения.
Расписание богослужений и престольные праздники
График служений в кафедральном Соборе города Смоленска в общих чертах выглядит примерно так:
Молебен с акафистом Смоленской иконе Божьей Матери «Одигитрии»
Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу или преп. Серафиму Саровскому (поочередно, через неделю)
Молебен с акафистом Иисусу Сладчайшему или Казанской иконе Божьей Матери (поочередно, через неделю)
Внимание! Престольные празднования проходят в соборе несколько раз в году. Один из них, 10 августа, отмечается в честь смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия». Праздничными торжествами проходит 28 августа — день памятования об Успении Пресвятой Богородицы.
Как добраться
Находится кафедральный собор в г. Смоленске по ул Соборный двор, дом 5. Недалеко расположена остановка «Ул. Соболева», добраться до которой можно:
От остановки до собора идти не более десяти минут. С ул. Соболева свернуть на ул. Соборная гора.
Успенский собор в Смоленске.
Хочу познакомить вас еще одной, думаю главной, достопримечательностью моего любимого Смоленска.
Свято — Успенский собор.
Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.
Первоначально собор был заложен в 1101 году по распоряжению Владимира Мономаха и стал первым памятником монументального зодчества на территории Смоленска. Летопись сообщает, что «в се же лето Владимир заложил церковь в Смоленске, святое Богородице камяну епискупью».
Храм увенчивает высокую, расположенную между двумя глубоко врезанными в береговой откос оврагами, гору. Когда-то на этом месте располагался кремль средневекового Смоленска — детинец, окруженный валом и рвом, где находилась резиденция смоленских князей.
Задача сооружения нового собора встала сразу после возвращения Смоленска в состав Московского государства в 1654 году. Первоначально строительство было поручено мастеру Евсютке Иванову, но он отказался от работы, так как заказчики ему не определили ни размеры будущего здания, ни образец, по которому его надлежало его строить. Тогда, взяв за образец собор в Александровой слободе и установив размеры будущего сооружения, Приказ каменных дел поручил строить собор подмастерью каменных дел Леонтию Костоурову, который вместе с Яковом Шарутиным составил строительную смету.
Увенчанный пятью главами (вместо семи по первоначальному варианту), праздничный и торжественный, с пышным барочным декором на фасадах, он высоко возносится над городской застройкой.
Грандиозность здания ощущается и снаружи, когда стоишь у его подножия, и внутри, где среди наполненного светом и воздухом пространства уходит ввысь, мерцая золотом, гигантский, необыкновенно торжественный и пышный позолоченный иконостас — чудо резьбы по дереву, одно из выдающихся произведений декоративного искусства XVIII века, созданное в 1730—1739 годах украинским мастером Силой Михайловичем Тру-сицким и его учениками П. Дурницким, Ф. Олицким, А. Мастицким и С. Яковлевым.
Иконы также принадлежат кисти С. М. Трусицкого и его учеников. Впоследствии они неоднократно реставрировались, и до наших дней нетронутой сохранилась только икона «Великий архиерей» над царскими вратами.
В Успенском соборе хранится и еще одна реликвия — вышитая плащаница «Оплакивание Христа», изготовленная в мастерской княгини Евфросинии Ста-рицкой, тетки Ивана Грозного. Вышитая из шелка разных оттенков, золотых и серебряных нитей, эта плащаница была вкладом княгини в московский Успенский собор. Она хранилась там до 1812 года и вместе с другими московскими сокровищами была вывезена по приказу Наполеона. По пути к Смоленску на обоз с московскими трофеями напали партизаны и отбили его. Спасенную плащаницу передали в дар смоленскому собору.
В России сохранилось еще три датированных плащаницы, вышедших из мастерской Ефросиньи Старицкой. Одна – в Троице-Сергиевой лавре, вторая – в музеях Московского Кремля и третья – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Но плащаница Смоленского собора – самая большая и самая лучшая по сохранности. Первоначально она предназначалась для Московского Успенского собора.
В соборе хранится также железная сандалия легендарного воина Меркурия Смоленского, спасшего город от нашествия монголо-татар в XIII в. Об этом рассказывается в древнерусском памятнике ”Повесть о Меркурии Смоленском, ” составленном на основе местных легенд и преданий, в которых народное сознание переосмысливало тот факт, что богоспасаемый град Смоленск не был разорен татарами, как многие другие русские города.
В соборе до 1941 года хранился первообраз Смоленской иконы Божией Матери, но после оккупации города немецкими войсками образ бесследно пропалСамо здание собора во время наполеоновского нашествия и при гитлеровской оккупации не пострадало. Пораженный величием собора, Наполеон приказал поставить стражу для его охраны.
Значение храма было столь велико, что даже советским артиллеристам было запрещено использовать его как ориентир для наведения орудий.
А немецкие летчики заходили на бомбежку города используя его ( собор ) как ориентир.
Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)
Мiръ Россия Смоленская область Смоленск Свято-Успенский кафедральный собор (Смоленск)
Собор Успения Пресвятой Богородицы — кафедральный собор Смоленской епархии Русской православной церкви. Находится в центральной части города Смоленска на Соборной горе. Возведен в память о героической обороне Смоленска 1609—1611 годов на месте одноимённого собора XII века.
Содержание
История [ править ]
В конце XI века Смоленск становится удельным городом внука Ярослава Мудрого – Владимира Мономаха. Князь придавал большое значение Смоленску. В 1101 году он заложил здесь большой каменный собор в честь Успения Божией Матери. Владимир Мономах принял участие в освящении собора и тогда же поместил в нем образ Божией Матери Одигитрии.
К 40-м годам XII века относится сложение древнего архитектурного ансамбля на Соборной горе. Его северную, самую высокую, площадку занимал Мономахов собор. К северо-востоку от собора на склоне холма стоял высокий кирпичный терем, к югу – небольшая княжеская церковь. Кроме этих зданий на детинце были и другие постройки, но деревянные. Обнесен был детинец стеной с башнями и валом. Это известно из раскопок 60-х годов, проведенных экспедицией института археологии под руководством профессора Н. Н. Воронина и доктора исторических наук П. А. Раппопорта.
До начала XVII века, несмотря на бурные исторические события, происходившие в Смоленске, собор сохранял первоначальные архитектурные формы. Но Смутное время уготовило православной святыне печальную участь. В 1609 году польский король Сигизмунд выступил в военный поход против России. В сентябре этого же года польское войско осадило Смоленск.
Вскоре были сожжены все посады вокруг города, в них уцелели лишь храмы. Героическая оборона Смоленска продолжалась 20 месяцев. Только 3 июня 1611 года Смоленск был взят.
Во время штурма города были взорваны пороховые погреба, находившиеся в толще Соборной горы. Взрывом была разрушена значительная часть собора – практически весь верх. Поляки, перекрыв здание досками, устроили в нем костел.
После возвращения Смоленска Москве, была сделана попытка отстроить древний Мономахов собор, но ремонт был признан невозможным. В 1674-75 годах здание было окончательно разобрано. Благочестивый царь Алексей Михайлович, заботясь о построении православных храмовых церквей в возвращенных от Польши городах, 30 ноября 1676 года прислал Смоленскому архиепископу Симеону план для построения Смоленского Успенского собора, который приказано было заложить на месте прежней соборной церкви. Для ведения строительных работ из Москвы был прислан мастер Алексей Корольков, а от казны отпущено 2 тысячи рублей серебром и 399 пудов железа.
2 августа 1677 года собор был заложен. Строительные работы шли так быстро, что через 1,5 года стены были возведены до круглых окон. За неусыпное попечение в этом деле царь возвел архиепископа Симеона в сан митрополита и пожаловал ему шестерку лошадей. Но с 1679 года работы по постройке собора должны были быть приостановлены, и надолго.
Мастер А. Корольков, предвидя недостаток материалов, отменил с дозволения начальства 4-ю стену при иконостасе, поэтому алтарь краями не был сомкнут с капитальным стенами, и когда стали выше возводить стены, он отделился по всей высоте от северной и южной стен. Вследствие этого последовал указ о прекращении работ. В 1712 году стараниями преосвященного Дорофея работы снова возобновились. При этом чтобы предотвратить опасность, алтарь был уменьшен в длину на 3 сажени, отчего произошло несоответствие длины и ширины алтаря.
Преосвященный Гедеон, вступив на Смоленскую кафедру в 1728 году, предпринял решительные меры к окончанию строительства собора. Автором проекта достройки собора считается архитектор Антон Иванович Шедель. Был выведен верх собора и увенчан 7-ю главами. Стены и потолки украшены иконной живописью, расписан иконостас, и 13 августа 1740 года собор был освящен. Но непрочность собора обнаружилась сразу – опасные трещины появились в сводах и куполах. Было решено тесовую крышу заменить жестяной.
К 1760 году, в это время Смоленской кафедрой управлял Преосвященный Парфений, большой каменный купол совсем провалился. Тогда, по ходатайству владыки, дано было позволение на новую переделку верхних сводов. Императрица Екатерина II пожертвовала на это 11900 рублей, кроме того, сам Преосвященный собрал значительные пожертвования – 45 тысяч рублей. На эти деньги епископ Парфений не только капитально отремонтировал собор, но и великолепно его украсил. Архитектор Петр Обухов перестроил главы собора. Вместо семи глав было сделано 5. Хотя не было симметрии, устроены они были прочно. Вместо большого каменного купола был сделан деревянный. Под верхними сводами, для их укрепления, были протянуты железные связи и утверждены в подвалах собора.
В 1772 году собор был окончательно построен, и с тех пор никаких изменений в облик собора не вносилось.
Святыни [ править ]
Главная святыня собора – Смоленской иконе Божией Матери Одигитрии. К ней ведут две чугунные лестницы, сходящиеся на площадке у иконы. Икона находится у правого опорного столба храма. У левого опорного столба находится другая святыня – плащаница «Положение во гроб» из мастерских Ефросинии Старицкой (1561). Казанская икона Богородицы, вынесенная в левый придел из алтаря после мироточения 22 ноября 1991 г. Икона прп. Серафима Саровского – стала особенно почитаема после мироточения 14-15 марта 1994 г. Большое деревянное Распятие в правой части храма, его роспись приписывается В. Васнецову. Пятиярусный иконостас собора выполнен в 1730-40-х гг. резчиком С. Трусицким с помощниками П. Дурницким, Ф. Олицким и С. Яковлевым. Иконы (позже подновлявшиеся) написаны, вероятно, теми же мастерами.
Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрии»
История Смоленской иконы Божией Матери
Одигитрия (Указующая путь), Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит свиток, реже – книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.
Отличием от довольно близкого типа Елеусы служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы) указывает рукой на Младенца.
С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир Небесного Царя и Судии и поклонение царственному Младенцу.
По преданию, самая первая Одигитрия была исполнена евангелистом Лукой, привезена из святой земли Евдокией, женой императора Феодосия, около середины V века, а затем помещена во Влахернском храме (по другим источникам – в храме монастыря Одигон, отчего, по одной из версий, и происходит название). Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России.
История иконы до принесения в Смоленск
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», по Церковному преданию была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского вельможи Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес икону Одигитрии – благословение своей матери – из Чернигова в Смоленск, где он княжил с 1097 года, и поставил ее в соборном храме Успения Богоматери, заложенном им же 3 мая 1101 года. С этого времени икона Одигитрии стала называться Смоленскою.
Пребывание иконы в Смоленске
Из многочисленных чудес, совершившихся от этой иконы, особенно замечательно избавление Смоленска от татар. В 1239 году, во время нашествия на Русскую землю диких полчищ Батыя, один из татарских отрядов зашел в Смоленскую область, и Смоленск подвергся опасности быть разграбленным. Жители, чувствуя себя не в силах отразить грозного врага, обратились с горячей молитвой к Божией Матери. Богоматерь услышала их молитвы и даровала городу спасение.
Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска, намереваясь внезапно напасть на город. В это время в дружине смоленского князя находился один воин по имени Меркурий, человек благочестивый. Именно его Богоматерь выбрала Своим орудием для спасения города. В ночь на 24 ноября в кафедральном соборе, где стояла чудотворная икона Одигитрии, церковный пономарь получил от Нее повеление сказать Меркурию: «Меркурий! Изыди скоро в броне воинской, ибо тебя зовет Владычица».
Сторож сразу же пошел к Меркурию и рассказал ему все. Тот, надевши воинские доспехи, поспешил в храм к иконе Богоматери и там услышал голос, исходящий от иконы: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Изыди в сретение врага тайно от народа, святителя и князя, не ведающих о нападении ратных; Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с победою ожидает тебя венец мученический, который приими от Христа».
Ее величественный лик приводил их в ужас. Поразив множество татар, Меркурий, наконец, сам был сражен ударом в голову и упал мертвым. Тело его с честью погребли в соборной церкви.
Меркурий Смоленский причислен к лику святых мучеников. Его сандалии и доныне хранятся в Смоленском Успенском кафедральном соборе.
В начале XV века икона Одигитрии была перенесена из Смоленска в Москву. В 1456 году прибыл в Москву епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и многих знатных граждан и просил московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть святую икону Одигитрии в Смоленск. По совету митрополита Ионы великий князь исполнил просьбу смоленских послов. Торжественно, с крестным ходом, в воскресенье 18 января провожали Смоленскую икону из Москвы.
В 1666 году Смоленская икона Божией Матери вторично была в Москве для поновления потемневшей от времени живописи.
Икона Божией Матери «Одигитрия» и Отечественная война 1812 года
В 1812 году, во время нашествия французов, икона вынесена была перед Бородинской битвой из Смоленска епископом Иринеем Фальковским и доставлена им же в Москву. Жители Москвы при виде великой святыни падали на колени перед нею, взывая: «Матерь Божия, спаси нас!» В день Бородинской битвы, 26 августа, в крестном ходе Смоленскую икону обносили вокруг Белого города, Китай-города, Кремлевских стен.
После Бородинской битвы икона Одигитрии вместе с Иверской иконой была отнесена в Лефортовский дворец, где лежали раненые воины. Перед взятием Москвы французами Смоленская икона была отправлена епископом Иринеем в Ярославль, где она оставалась до окончания Отечественной войны 1812 года. Из Ярославля икона снова была возвращена в Смоленск и поставлена в кафедральном соборе, где и находилась до 1941 года нашего столетия. Дальнейшая судьба Смоленской святыни неизвестна.
Надвратный образ
Сейчас на ее месте в Успенском кафедральном соборе находится чудотворный список, сделанный в 1602 году. История его такова. После окончания строительства крепостной стены икона была привезена в Смоленск царем Борисом Годуновым для установки над главными – Фроловскими – воротами у Днепровского моста, после чего стала именоваться Надвратной. Списана эта икона с чудотворного образа при царе Иоанне Грозном художником Постником Ростовцем.
К началу войны 1812 года Надвратная икона находилась в Благовещенской церкви, т.к. построенный для нее новый каменный храм не был освящен. В ночь на 6-е августа русские войска оставили Смоленск, и икона из Благовещенской церкви была взята 1-й артиллерийской ротой капитана Глухова. С этого времени и до изгнания французских войск за пределы Смоленской губернии Надвратная икона неотлучно находилась среди войск в 3-й гренадерской дивизии.
25 августа по распоряжению главнокомандующего М. И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней в присутствии главнокомандующего и всей армии был совершен молебен с коленопреклонением.
Надвратная икона находилась в войсках до 5 ноября. После победы над французским корпусом генерала Нея под Красным икона по распоряжению Кутузова была перенесена в новую Надвратную церковь Богоматери.
Судьба же древнего образа неизвестна. В каталоге древней русской живописи, изданном Государственной Третьяковской галереей в 1963 году, лишь сказано, что «икона пострадала от войны».
Смоленская икона Пресвятой Богородицы с древнейших времен имеет на Руси великое почитание среди православного народа. Списки с этого образа распространены в огромном количестве. Только чудотворных и особо чтимых списков с этой иконы известно не менее 30. Среди наиболее известных чудотворных списков с этой иконы можно назвать: икону «Одигитрия – Смоленская» над Днепровскими воротами в Смоленске, «Одигитрия – Устюжская» из Великого Устюга, икону «Смоленская» в Белгороде, икону «Смоленская» из Троице-Сергиевой Лавры, икону «Смоленская – Седмиозерная» из Богородицкой Седмиозерной пустыни близь Казани и другие.