успенский собор в ярославле официальный сайт
Успенский кафедральный собор
Официальный приходской сайт
Успенский кафедральный собор г. Ярославля
Настоятель храма:
в храме совершаются ежедневные богослужения.
в будние дни
8:00 часы, 8:15 Литургия, 17:00
воскресные дни и двунадесятые праздники 8:40 часы, 9:00 Литургия
четверг 17:00 акафист блгв. кнн. Феодору, Давиду и Константину Ярославским
Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).
Святыни храма
Мощи благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских Чудотворцев. Мощи благоверных князей Василия и Константина, Ярославских Чудотворцев.
О храме
Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».
Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно.
В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.
Возрождение церковной жизни в России, начавшееся с празднования тысячелетия Крещения Руси, коснулось и утраченной святыни древнего Ярославля. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. В этой инициативе сошлись церковные и государственные власти. Был выбран проект московского архитектора А. Денисова для основы строительства, который отличается большей масштабностью и подразумевает в цокольном этаже собора размещение зала церковных собраний, ризницы и трапезной палаты.
26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора.
Строительство, начавшееся в 2006 году после археологических раскопок, продолжалось четыре года. Строительство велось московской строительной компанией «Корпорация ВИТ» во главе с Виктором Тырышкиным, который взял на себя финансирование всех работ.
В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев. Тогда же были помещены на историческом месте ковчеги с мощами святых благоверных князей Василия и Константина и чтимый список Ярославской иконы Божией Матери.
2 октября 2011 года из Феодоровского храма, ранее бывшего кафедральным собором с воинскими почестями были перенесены мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора и чад его Давида и Константина.
5 мая 2013 года в день Святой Пасхи молебном перед началом доброго дела положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после необходимого исследования археологами строительной площадки.
В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и поистине украшением седого Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов и весей.
Успенский собор в Ярославле
Успенский собор в Ярославле является главным храмом города, так как имеет статус Кафедрального собора Русской православной церкви. Белокаменное культовое здание с пятью сверкающими на солнце куполами, величественно возвышающееся над правым берегом Волги, по праву считается одним из символов древнего города, его визитной карточкой и местом паломничества верующих.
На протяжении столетий, с перерывом в несколько десятков лет, в Успенском соборе хранились святые мощи благоверных ярославских князей Василия и Константина, а также особо почитаемая христианской церковью Ярославская икона Божьей матери.
История Успенского собора
Кафедральный собор Ярославля находится на месте существовавшего здесь ранее храма, упоминания о котором выявлены в летописных свидетельствах XIII века как о первой каменной церкви города. Ее построили в 1215 году по волеизъявлению князя Ростовского и Владимирского Константина Всеволодовича (1185-1218 гг.) на территории защищавшей город крепости, располагавшейся на стрелке Волги и ее правого притока – реки Которосль. Освященная в 1219 году в праздник Успения Пресвятой Богородицы, она стала главным собором Ярославля.
За свою многовековую историю город не раз подвергался испепеляющим пожарам, в результате которых храм обветшал настолько, что в 1659 году царским указом было предписано разобрать прежнюю постройку, чтобы возвести на ее месте новую соборную церковь. С тех пор здание, выполненное в византийском стиле, с пятью куполами и богатейшей росписью интерьера, сделанной в период 1671-1674 гг., на протяжении нескольких столетий не подвергалось практически никаким существенным изменениям. После переноса из Ростова в Ярославль епархиального центра, Успенский собор в 1788 году получил статус кафедрального. В этой связи было решено возвести и новую колокольню. Ее построили по проекту архитектора Мельникова в 1832 году.
Лихолетье XX века во многом определило дальнейшую историческую судьбу храма. В 1918 году, во время белогвардейского мятежа 6 июля, он получил значительные повреждения от прямого попадания артиллерийского снаряда. Впоследствии здание отремонтировали и отдали под биржу труда, а с 1930-го собор приспособили под зернохранилище. В ходе очередной антирелигиозной кампании, проводимой большевистской властью, 26 августа 1937 года Успенский кафедральный собор взорвали, а на его месте разбили городской парк.
Восстановление Успенского собора в Ярославле
Переосмысление прошлого страны в конце 80-х годов поспособствовало возрождению Русской православной Церкви. Именно в этот период начали возрождаться старые и строиться новые храмы. Давняя идея воссоздания исторического Успенского собора в Ярославле получила реальное подтверждение в рамках широкомасштабного празднования 1000-летия Крещения Руси. В проведенном конкурсе утвердили проект московского архитектора А. Денисова, предложившего построить на месте взорванного здания более масштабное по размерам сооружение. Идею же ярославского реставратора В. Сафронова, разработавшего план возведения точной копии разрушенного в 30-е годы собора, отклонили.
В ходе проектных работ планировалось строительство 70-метровой колокольни, взамен снесенной в 1922 году. Однако проведенные исследования грунтовых условий на стрелке рек Волги и Которосли показали, что осуществление задуманного в полном объеме невозможно по причине слабости почвенных слоев. Дополнительная нагрузка привела бы к проседанию массивного строения и его дальнейшему разрушению. Грунты оказались слишком слабыми, а закладка глубокого фундамента, замена грунта или отсыпка насыпи не оправдывались ни с технической, ни экономической точки зрения. Огромная сметная стоимость могла послужить причиной долгого сбора средств и поиска добровольных инвесторов.
Уже утвержденный проект Успенского собора в Ярославле подвергался нещадной критике в связи с тем, что экстерьер будущего сооружения не вписывался в исторический образ города. Внешний вид храма представлялся чуждым верхневолжским народным и культурным традициям. Со стороны Комитета Всемирного наследия были выражены опасения, что вновь возведенный собор может изменить облик Ярославля, находящегося под эгидой ЮНЕСКО.
После археологических изысканий, выполненных под руководством специалистов Института истории РАН накануне начала строительства объекта, и передачи найденных артефактов в фонд Ярославского музея-заповедника, 26 октября 2005 года митрополитом Кириллом был установлен и освящен закладной камень. Начавшееся в следующем году возведение нового здания Успенского собора продолжалось в течение четырех лет. Дату его открытия и освящения приурочили к празднованию тысячелетия со дня основания Ярославля –12 сентября 2010 года. В этот же день сюда были возвращены святые мощи князей Василия и Константина, а также Ярославская икона Богородицы.
Архитектура
Архитектура Успенского собора Ярославля повторяет кубическую форму и византийский стиль снесенного ранее храма, но в гораздо большем объеме.
Над входом в Собор размещена икона Пресвятой Богородицы, выполненная в мозаичной технике. Внешние белоснежные стены украшают цветные изразцы. Сверкающие на солнце семь куполов покрыты тонким слоем нитрита титана, являющегося сегодня достойной заменой позолоты в современной индустрии строительства. В просторном цокольном этаже находятся:
Внутреннее убранство Успенского собора
Сегодня интерьер Успенского собора выглядит несколько аскетично, так как стены и своды куполов пока еще не покрыты церковной росписью. Однако снежная белизна расширяет внутреннее пространство храма, делая его еще более просторным. Главным украшением является иконостас, который был окончательно собран 28 августа 2012 года, к престольному празднику кафедрального собора – Успению пресвятой Богородицы. По настоятельному пожеланию Патриарха Кирилла, иконостас делали строго каноническим и традиционным. На нем присутствуют лики Ярослава Мудрого, князя Владимира, святителя Тихона и др. канонические образы Русской Православной Церкви.
Особый интерес прихожан и обычных посетителей вызывают установленные в музее собора стенды с документальными свидетельствами, повествующими о непростой истории Успенского собора Ярославля и фотографическими изображениями его внутреннего богатого убранства конца XIX – начала XX вв. Здесь же представлены некоторые древние артефакты, найденные при раскопках, предшествовавших строительству.
Что посмотреть возле Успенского собора
Во дворе храма находится скульптурная композиция «Троица», являющаяся единственным подобным художественным изображением Святой Троицы в России. Изваяние скульптора Н. Мухина было установлено в 1995 году с благословения Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Здесь же находится звонница, насчитывающая более десятка колоколов принадлежавших ранее различным закрытым в Ярославле храмам. Они были доставлены из московского мужского Данилова монастыря для колокольни, споры о строительстве которой ведутся до сих пор. Самый большой колокол весом в две с половиной тонны был отлит в 2010 году в небольшом городе Тутаев, входящем в состав Золотого кольца России, и отдан в дар восстановленному Успенскому собору Ярославля.
Расписание богослужений в Успенском соборе Ярославля
Кафедральный собор Ярославля открыт ежедневно с 8.00 утра, а по воскресеньям – с 8.40. Богослужения совершаются правящим архиереем ежедневно по следующему расписанию:
Как добраться до Успенского собора
До остановки «Богоявленская площадь» можно доехать автобусами № 4, 4а, 13, 14, 16, 41, 416, а также троллейбусным маршрутом № 5 и маршрутным такси № 51. Далее следует пройти пешком по Первомайской улице до пересечения с Которосльной набережной и повернуть налево в сторону реки Волга. Расстояние от остановки «Богоявленская площадь» до Успенского собора составляет 900 метров.
В Ярославле можно воспользоваться мобильными приложениями такси – Gett, Maxim, Яндекс.Такси, АБС, Rutaxi.
Успенский кафедральный собор г. Ярославля
Успенский кафедральный собор г. Ярославля запись закреплена
Успенский кафедральный собор г. Ярославля запись закреплена
4 ноября 2021 года в Успенском кафедральном соборе будет совершаться празднование Пресвятой Богородице, в честь Её иконы, именуемой «Казанская».
Начало богослужений в 17:00 и в 8:00.
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.
Показать полностью. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена (память 12 мая) русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский (память 21 сентября) в «Слове на день явления иконы Божией Матери в Казани» (празднование 8 июля) говорил: «Избавляет Мати Божия от великих бед и зол не токмо праведныя, но и грешныя, но которыя грешныя? Ты я, иже возвращаются к Отцу Небесному яко блудный сын, воздыхают биющи перси своя, яко мытарь, плачут у ног Христовых, яко грешница, омочившая нозе Его слезами, исповедание Ему приносят, яко на кресте разбойник. На таковая грешныя Пречистая Божия Мати призирает и ускоряет на помощь им, и от великих бед и зол избавляет».
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков. Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом.
Пресвятая Богородица, моли Бога о нас!
Успенский кафедральный собор г. Ярославля запись закреплена
Успенский кафедральный собор г. Ярославля запись закреплена
3 ноября 2021 года в Успенском кафедральном соборе богослужения будут совершаться в 17:00 и в 8:00.
На Божественной литургии будет читаться ОТ ЛУКИ СВЯТОЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕ глава 8 стихи 46-50:
Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?
Показать полностью. Иисус же, видя помышление сердца их, взяв дитя, поставил его пред Собою и сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня; ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
Успенский кафедральный собор г. Ярославля запись закреплена
2 ноября Православная Церковь празднует память священномученику Николаю Любомудрову, пресвитеру.
В Успенском кафедральном соборе начало богослужений в 17:00 и 8:00.
Николай Иванович Любомудров родился 11 апреля 1862 года в селе Юркино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье псаломщика.
Показать полностью.
В 1877 г. Николай окончил Пошехонское духовное училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию. В 1884 г. он окончил семинарию по первому разряду, что давало право на поступление в Духовную Академию, однако для этого не было материальных возможностей: как старший сын, он должен был обеспечивать больную овдовевшую мать, младших братьев и сестер.
В 1884–1887 годах Николай служил псаломщиком в церкви Рождества Богородицы, на Духовской улице в Ярославле.
2 февраля 1887 г., в праздник Сретения, он обвенчался с дочерью священника с. Печелки Софьей Петровной Дьяконовой, учительницей школы для крестьянских детей в селе Абакумцеве (основанной Н.А. Некрасовым).
Вскоре Николай Иванович был рукоположен во священники, и в начале марта 1887 года приехал в село Лацкое Мологского уезда Ярославской губ., куда был назначен на службу и где прожил почти 32 года.
Лацкое было многолюдным торговым селом, находившимся на проезжем тракте. В селе имелась каменная церковь Вознесения Господня и деревянная кладбищенская церковь Казанской иконы Божией Матери. Большинство населения прихода составляли малоземельные крестьяне и торговцы.
Отец Николай стал подлинным духовным пастырем для своих прихожан. Вся его жизнь в Лацком была наполнена служением своей пастве, деятельной любовью к ближнему, заботой об их духовных и материальных нуждах. Он развернул необычайно активную духовно-просветительскую работу, которая не ограничивалась церковной проповедью и преподаванием Закона Божия в трехклассной земской школе. Отец Николай создал в Лацком первую в округе библиотеку-читальню для крестьян (открылась в 1895 г.), в которой его усилиями были собраны книги духовно-нравственного содержания, русская классика, книги для детей, газеты и журналы.
Для того, чтобы укрепить нравственность народа, усилить борьбу за трезвость, повысить культуру и грамотность, привить интерес к рациональному ведению сельского хозяйства, о. Николай организовал публичные чтения литературы, иллюстрируя их диапозитивами при помощи проекционного устройства. Эти, так называемые, «народные чтения с туманными картинами», число присутствующих доходило до 600 человек.
В 1912 г. на съезде священников благочиния о. Николай был избран благочинным первого округа Мологского уезда Ярославской губернии.
Жизненный путь о. Николая освящен благословением и молитвенной помощью двух великих российских святых, канонизированных недавно Русской Православной Церковью: святого праведного Иоанна Кронштадтского и св. Патриарха Тихона. Отец Николай высоко почитал приснопамятного протоиерея Иоанна Кронштадтского, по молитвам которого он, возможно, был исцелен от опасной болезни. В 1898 г. о. Николай тяжело заболел тифом. Жена, Софья Петровна, несмотря на то, что была беременна, отправилась в Петербург и просила молитвенной помощи у о.Иоанна. Помолившись, о.Иоанн сказал ей: «Супруг выздоровеет, а ребенок родится здоровым». Отец Николай, действительно, вскоре поправился, а родившийся сын, Николай, единственный из детей о. Николая дожил до наших дней, прожив более 90 лет.
Отца Николая хорошо знал и ценил архиепископ Ярославский и Ростовский Тихон, будущий Патриарх Московский и Всея Руси. Объезжая приходы своей епархии в августе 1912 г., Ярославский Владыка Тихон провел в гостях у о. Николая целый день, познакомился с его семьей, благословил детей.
Отдавая себя всецело пастырскому служению, о. Николай был далек от политики. Дошедшие в Ярославскую провинцию известия о революционных событиях 1917 г. он принял нейтрально, никак внешне не обнаруживая своего отношения к новым властям и порядкам, руководствуясь словами Св. Писания «несть власти, аще не от Бога».
Перемены в жизни Лацкого становились, однако, все более ощутимыми. Устойчивый сельский быт все более раскачивался, стали расти анархические настроения, начались пьянство, разгулы, убийства. В начале 1918 г. власть в волостном совете и на селе фактически захватила группа молодых людей из бедноты, демобилизованных солдат. Поставив своей задачей борьбу с «мироедами, кулаками и попами», эта группа угрозами и запугиваниями терроризировала население.
Утром 16 октября 1918 г. в Лацком неизвестные вооруженные люди собрали жителей села на площади, призвали их к борьбе с большевиками, и, сформировав ополчение из лацковцев, действуя уговорами и угрозами, повели их к ближайшей железнодорожной станции.
Матери, жены, сестры ушедших бросились к о. Николаю, слезно прося отслужить молебен о спасении ушедших и уведенных ополченцами.
о. Никола счел своим христианским долгом, долгом пастыря, выполнить просьбу женщин и отслужил молебен о здравии.
Отряд повстанцев двигался медленно. Пройдя около десяти верст, они попали под дождь, стали разбредаться, и к вечеру того же дня все лацковцы вернулись домой целыми и невредимыми.
Собравшиеся вскоре активисты-комбедовцы расценили молебен как открыто контрреволюционный акт и впоследствии оклеветали о. Николая, утверждая, что он служил молебен якобы «о даровании победы над советской властью».
На другой день стало известно, что в Лацковскую и соседние волости направляется карательный отряд красноармейцев — латышских стрелков, чтобы расправиться с организаторами и участниками восстания; дошли слухи о расстрелах нескольких священников в соседних приходах.
Отец Николай был расстрелян без суда и следствия, став одной из многочисленных жертв «красного террора».
Отпевание отца Николая, после настоятельных просьб Софьи Петровны к знакомым иереям, было совершено тремя священниками над его могилой только 19 апреля 1919 года.
В настоящее время раке с мощами священномученика Николая Любомудрова можно поклониться в Яковлевско-Благовещенском храме города Ярославля.
Успенский кафедральный собор
Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли». Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении […]
Подробное описание:
Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».
Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно.
В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.
Возрождение церковной жизни в России, начавшееся с празднования тысячелетия Крещения Руси, коснулось и утраченной святыни древнего Ярославля. В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. В этой инициативе сошлись церковные и государственные власти. Был выбран проект московского архитектора А. Денисова для основы строительства, который отличается большей масштабностью и подразумевает в цокольном этаже собора размещение зала церковных собраний, ризницы и трапезной палаты.
26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора.
Строительство, начавшееся в 2006 году после археологических раскопок, продолжалось четыре года. Строительство велось московской строительной компанией «Корпорация ВИТ» во главе с Виктором Тырышкиным, который взял на себя финансирование всех работ.
В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев. Тогда же были помещены на историческом месте ковчеги с мощами святых благоверных князей Василия и Константина и чтимый список Ярославской иконы Божией Матери.
2 октября 2011 года из Феодоровского храма, ранее бывшего кафедральным собором с воинскими почестями были перенесены мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора и чад его Давида и Константина.
5 мая 2013 года в день Святой Пасхи молебном перед началом доброго дела положено начало воссозданию соборной колокольни. Строительство начнется после необходимого исследования археологами строительной площадки.
В наши дни Успенский кафедральный собор является архитектурной доминантой и поистине украшением седого Ярославля. Он возвышается над Волжским берегом, свидетельствуя о древних православных корнях и непоколебимости веры христианской в нашей земле. Под сводами храма, как и многие века назад, возносятся молитвы и благодарения Господу от чистых сердец ярославцев и паломников из других городов и весей. Святыни храма Главными святынями собора на протяжении веков являлись мощи благоверных князей Василия и Константина. Особо почиталась также Ярославская икона Божией Матери, по преданию принадлежавшая святым князьям. Сейчас в соборе так же находятся мощи блгв. кнн. Василия и Константина Ярославских.
Открыт ежедневно 8:00 – 20:00
В храме совершаются ежедневные богослужения:
в будние дни
8:00 часы, 8:15 Литургия, 17:00
воскресные дни и двунадесятые праздники 8:40 часы, 9:00 Литургия
четверг 17:00 акафист блгв. кнн. Феодору, Давиду и Константину Ярославским