успенский собор во владимире xii в

ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

успенский собор во владимире xii в. Смотреть фото успенский собор во владимире xii в. Смотреть картинку успенский собор во владимире xii в. Картинка про успенский собор во владимире xii в. Фото успенский собор во владимире xii в
Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.

Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь

В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Древний кафедральный собор

После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

Храм Московской епархии

В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев«. В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда«. Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

Кафедральный собор в Синодальный период

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Новейшее время

После 1917 года собор был закрыт и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался [1].

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

успенский собор во владимире xii в. Смотреть фото успенский собор во владимире xii в. Смотреть картинку успенский собор во владимире xii в. Картинка про успенский собор во владимире xii в. Фото успенский собор во владимире xii в
Владимирский Успенский собор. Фото Даниила Булатова, 2008 г.

Описание

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Настоятели, ключари

За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемо ключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

Святыни

Некрополь

См. также

Использованные материалы

[2] Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому // Вестник ПСГТУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2006, вып. 4 (21), с. 114

Источник

Успенский собор (Владимир)

успенский собор во владимире xii в. Смотреть фото успенский собор во владимире xii в. Смотреть картинку успенский собор во владимире xii в. Картинка про успенский собор во владимире xii в. Фото успенский собор во владимире xii в

в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.

Содержание

История [ править ]

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158году «. заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день. «. В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица. благоверным. князем Андреем. и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года.

успенский собор во владимире xii в. Смотреть фото успенский собор во владимире xii в. Смотреть картинку успенский собор во владимире xii в. Картинка про успенский собор во владимире xii в. Фото успенский собор во владимире xii в

Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев». В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновиликоностас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания.

К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна.

успенский собор во владимире xii в. Смотреть фото успенский собор во владимире xii в. Смотреть картинку успенский собор во владимире xii в. Картинка про успенский собор во владимире xii в. Фото успенский собор во владимире xii в

коны нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Современное состояние [ править ]

После 1917 года собор был закрыт, и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался.

успенский собор во владимире xii в. Смотреть фото успенский собор во владимире xii в. Смотреть картинку успенский собор во владимире xii в. Картинка про успенский собор во владимире xii в. Фото успенский собор во владимире xii в

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

Описание [ править ]

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные.

успенский собор во владимире xii в. Смотреть фото успенский собор во владимире xii в. Смотреть картинку успенский собор во владимире xii в. Картинка про успенский собор во владимире xii в. Фото успенский собор во владимире xii в

Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половинеXVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Духовенство [ править ]

За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемоключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

• Василий Войнаков (упом. ок. 2010) прот.

Святыни [ править ]

• Образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский

• Мощи блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (в раке) и сонма других святых (в некрополе, см. ниже) Некрополь

• Александр Виноградов, прот. (+ 1908)

• Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)

• Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)

• Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)

• Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

Престольные праздники [ править ]

Видео [ править ]

Как добраться [ править ]

Проезд [ править ]

Центр города, пешеходная доступность с ул. Большая Московская

Адрес [ править ]

Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Источник

Успенский собор

Успенский собор – уникальный памятник белокаменного зодчества XII века. Построен князем Андреем Боголюбским как главный храм Северо-Восточной Руси и сыграл ключевую роль в утверждении политического и религиозного влияния новой северной столицы – Владимира вопреки Киеву. Собор обозначил и особую приверженность культу Богородицы во Владимире. Занимает самую выгодную точку городского рельефа, виден при подъезде к городу издали, особенно хорошо – с юга и с востока.

В соборе совершалось возведение на великокняжеский престол, которое только с 1428 году перенесено в Москву. Ныне – кафедральный собор Владимирской епархии. Сохраняет настенную живопись XII – XIX веков, включая фрески Андрея Рублева и Даниила Черного начала XV века.

В древнем некрополе собора – более 40 захоронений владимирских князей и архиереев, в том числе святых.
Успенский собор – памятник федерального значения, в 1992 году включен в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля». Является действующим храмом и музеем одновременно. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами.

Из истории архитектуры

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный Успенский собор из тёсанного белого камня был построен в XII веке в два этапа – в 1158 – 1160 при князе Андрее Боголюбском и в 1185 – 1189 годах – при князе Всеволоде Большое Гнездо.

Историки архитектуры разошлись во мнениях, был ли Успенский собор Андрея Боголюбского изначально одноглавым или пятиглавым. В XX веке возобладала точка зрения автора авторитетнейшего труда по истории зодчества Северо-Восточной Руси Николая Воронина. Вслед за Ворониным до сих пор в большинстве описаний сообщается, что храм Андрея Боголюбского 1158 – 1160 годов сначала был одноглавым, а Всеволод позже обстроил собор открытыми внутрь двухъярусными галереями и добавил четыре купола. Однако в начале 2000‑х годов исследования Татьяны Тимофеевой из Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Сергея Заграевского из Москвы подтвердили дореволюционного историка архитектуры Голубинского – что Успенский собор Андрея Боголюбского сразу был пятиглавым.

Заграевский предложил даже свою реконструкцию первоначального вида собора, подкорректировав самого Воронина. По этой версии, Всеволод после пожара 1185 года, возводя галереи вокруг собора, перестроил уже существовавшие четыре главы и даже своды храма Андрея Боголюбского. При этом задача у зодчих Всеволода, похоже, была не только сделать Успенский собор еще более внушительным по размерам, но и укрепить его галереями. Есть предположения, что возникла проблема с устойчивостью собора. Благодаря галереям Всеволода храм и простоял до наших дней, выдержав нападения и реконструкции.

Историки сходятся во мнении, что Андрей Боголюбский все-таки привлекал к работе над столь важным храмом немецких архитекторов, благодаря хорошим связям с императором Фридрихом Барбароссой. Об этом свидетельствуют признаки западных стилей в архитектуре собора.

Так или иначе, собор поражал современников и своей внушительной архитектурой (по высоте равен Софии Киевской), и богатым убранством. Боголюбский при создании Успенского собора впервые блеснул талантами своих мастеров резьбы по белому камню.

Позже Успенский собор во Владимире послужил образцом для Успенского собора Московского кремля и других храмов.

Ну а сам «образец», несмотря на свою мощь, в XVIII веке выглядел обветшавшим. Но ремонт, проведенный на средства стольника Племянникова, исказил его до неузнаваемости. К белокаменному зданию подвели угловые кирпичные контрфорсы, над новой четырехскатной железной кровлей вместо шлемовидных установили пять луковичных глав.

В 1810 г. на месте прежней шатровой строится высокая колокольня, которая стоит и поныне. В 1862 г. между ней и северным фасадом собора по проекту архитектора Артлебена возведен отапливаемый Георгиевский придел.

Есть сведения, что в 1870‑х годах собор чуть не снесли, но подключилось Московское Археологическое общество, которое не только отстояло собор, но и добилось первой научной реставрации, проведенной в 1888 – 1891 года. Тогда собору и вернули первоначальные формы, включая шлемовидные купола.

В 1950 – 1953, а затем в 70‑е — начале 80‑х годов проведены серьезные реставрационные работы: укреплены арки, кровля, реставрирована живопись, устроена отопительно-вентиляционная система, нормализован температурно-влажностный режим, покрыт специальным составом белый камень.

Из событий истории

Успенский собор не раз горел и подвергался разграблению. Самое страшное произошло в 1238 году при взятии Владимира монголо-татарами. В соборе укрылись княжеская семья, епископ Митрофан и множество владимирцев, и по свидетельству летописца, все они «плакали». Враги обложили собор снаружи бревнами и хворостом и подожгли его. Люди погибли, храм был разграблен, но устоял. Потом татары его еще раз грабили в том же веке.

В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимир свою резиденцию, по преданию, получил на это знак от Богородицы. Но в 1325 году митрополит Петр переселился из Владимира в Москву. Однако еще до начала XV века великих князей возводили на престол во владимирском Успенском соборе.

В 1410 году орда татарского царевича Талыча опять разграбила собор, содрав с него даже золоченое покрытие куполов. Это событие показано в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублев». По легенде, храмовая драгоценная утварь была укрыта в тайнике внутри собора и до сих пор не найдена. Татары, требуя указать, где тайник, долго пытали священника Патрикия (в фильме его играет Юрий Никулин), но тот ничего не сказал.

В 1536 году собор снова горел. Кстати, и при съемках фильма «Андрей Рублев» в соборе тоже возникло возгорание, вызвали пожарных, те начали заливать огонь, вода потекла по фрескам…

Об иконах и фресках

Главной святыней Собора со времен Андрея Боголюбского была Владимирская икона Богоматери, написанная по преданию, самим евангелистом Лукой. В 1395 году эта икона уехала в Москву, в Кремль, вслед за митрополичьей кафедрой. Там она и находится, в храме при Третьяковской галерее. Владимирская епархия на возвращении иконы не настаивает.

От первоначальных фресок XII века до наших дней сохранились только фрагменты, например, изображения пророков в верхней части храма.

В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев», то есть Даниил Черный и Андрей Рублев. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма и фрагментарные изображения в алтарной части Собора. Большинство дошедших до нашего времени фресок выполнены в XIX веке.

За фрески Рублева десятилетиями идет борьба со временем, влажностью и перепадами температуры, но росписи выглядят неважно. Они явно не были рассчитаны на 600 лет в нашей климатической зоне.
Андрей Рублев и Даниил Черный написали и иконы для нового иконостаса. В XVIII веке на средства Екатерины II подновили убранство храма: рублевский иконостас был разобран, а вместо него установлен новый, в стиле барокко. Иконы Рублева в 1922 году попали в Третьяковскую галерею и Русский музей.

Некрополь Собора

В Успенском соборе похоронены: святой благоверный князь Андрей Боголюбский, князь Всеволод Большое Гнездо, святой благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович (погиб в битве на реке Сить), святая благоверная княгиня Агафия Всеволодовна и священномученик Митрофан, епископ Владимирский (погибли при штурме Владимира татарами), князь Ярослав Всеволодович (отец Александра Невского), св. Максим, митрополит Киевский, священномученик Патрикий и многие другие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *