установка креста на морской собор в кронштадте
Морской собор: что нужно знать о «русской Софии»
Приблизительное время чтения: 4 мин.
На самом деле он называется Никольским. Это самый большой морской храм. И самый последний собор Российской империи. Он не только храм, но и памятник погибшим морякам. В его возведении участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский. В советские годы его пытались уничтожить, но не смогли. Сейчас его отреставрировали и вновь сделали храмом. Пять лет назад, в мае 2013 года, он вновь был освящен. И вновь он — больше чем просто храм.
Досье собора
Строительство: 1902–1913 годы
Закладка камня: 8 мая 1903 года
Освящение: 1913 год, после реставрации — 2013 год
Настоятель: архимандрит Алексий (Ганьжин)
Архитектурный стиль: неовизантийский
Статус: главный храм Военно-морского флота России
Адрес: г. Кронштадт, Якорная площадь, 1
Архитектурные особенности
Прообразом Морского собора-памятника в Кронштадте стала одна из самых известных православных святынь — Константинопольская София. Морской собор в Кронштадте по всем размерам немного меньше своего прототипа. При этом, за счет купола, он немного выше.
Кликните, чтобы сравнить Морской собор с собором Святой Софии
Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты.
Пространство храма внутри кажется необъятным: два полукупола — с востока и запада — примыкают к огромному основному куполу. Эта особая конструкция из металлических перекрещивающихся арок позволяла не дробить храм внутренними опорами и хорошо видеть богослужение из любой точки собора. Открытые интерьеры двухъярусных галерей создают ощущение еще большего простора.
Интерьер собора Василий Косяков задумал в виде сочетания звездного неба над головой и морской глуби под ногами. Тогда пространство собора превращалось во вселенную, замкнутую между высоким куполом, расписанным звездами на синем поле, и мраморным полом, украшенным фигурами морских обитателей, подводных растений. Морская тематика начиналась со входа: рыбы мурены, словно верные стражи, охраняли собор, встречая посетителей на дубовых дверях храма и на полу при входе. Сверху, в звездном небе сиял лик Спасителя.
Фризы большого купола украшают 12 лепных якорей и вписанные в них спасательные круги — одновременно и морские атрибуты, и древние христианские символы Креста.
8 фактов о Никольском Морском соборе
1
Василий Косяков задумал собор как книгу, чтобы через символы и знаки можно было прочесть и историю христианства, и историю русского флота. Кстати, в соборе хранились штандарты и иконы со списанных кораблей со времен создания российского флота.
Авторские эскизы с личной подписью В. Косякова:
2
700 рублей передал на строительство собора святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он был первым, кто пожертвовал деньги на строительство. Он опубликовал воззвание в газете с призывом присоединиться к сбору средств, а впоследствии постоянно торопил власти со строительством. Сейчас в музее собора хранится мастерок, который использовал отец Иоанн во время церемонии закладки 8 мая 1903 года.
3
К открытию собора в 1913 году все было сделано по последнему слову техники. В подвале расположились пылесосная станция для уборки здания и станции парового отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые.
4
Главные образы в оформлении собора были выбраны неслучайно. Покровитель моряков — святитель Николай. Сцены из его жития расположены рядом со входом.
Апостолы Петр и Павел — как напоминание о создателе русского флота Петре I. Святой Иоанн Рыльский — небесный покровитель святого праведного Иоанна Кронштадтского. Южный фасад собора украшен мозаикой со святителем Митрофанием Воронежским: именно он оказал поддержку Петру I в организации верфей и строительстве флота.
5
Один из колоколов собора, весом 4840 кг, в 1930 году не удалось сбросить, и он провисел на звоннице до времен реставрации. Во время Великой Отечественной войны в куполе собора был наблюдательный пункт, и при отключении электричества во время немецких авианалетов наблюдатели били в этот колокол, предупреждая жителей об опасности. Этот колокол восстановлен и сейчас действует. Остальные были утрачены, и пришлось отливать новые.
6
Морской собор в Кронштадте — не только место молитвы, но и памятник всем погибшим российским морякам. Там были размещены 130 памятных черных мраморных досок с именами и фамилиями 1500 моряков, погибших с 1696 по 1913 годы. После закрытия собора в 1930 году эти доски были сняты и разбиты, ими вымостили дорогу к кронштадтскому Летнему саду. В свое время историку русского флота А. С. Краткову (1848–1917) понадобилось пять лет, чтобы собрать все имена для памятных табличек. Ему удалось установить всех погибших на флоте с 1696 года. Но его рукописи были утеряны, и при реставрации собора список погибших моряков пришлось восстанавливать с нуля.
7
Благодаря Попечительскому совету по восстановлению и специально созданной художественной комиссии храм удалось воссоздать, а также фактически довоплотить замысел архитектора и художников. В начале ХХ века многое не успели закончить, собор сильно пострадал за годы советской власти, многое было безвозвратно утеряно, а многое пришлось создавать заново. Завесой алтаря собора служит Андреевский флаг — военно-морской флаг Российской империи, а теперь и России.
Современный вид Морского собора. Фото:
Фото Юлии Маковейчук
Подготовила Алена Душка
Редакция благодарит за консультацию и помощь в подготовке материала руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову, профессора кафедры русского искусства Российской академии художеств Нину Кутейникову и руководителя иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрия Мироненко
На заставке: использовано фото Станислава Забурдаева/ТАСС
Архивные фотографии предоставлены Музеем истории Кронштадта
kirinushka
kirinushka
Никольский морской собор и Якорная площадь. Кронштадт.
Этот самый крупный из морских соборов, построенный по неовизантийскому проекту архитектора Василия Косякова, стал последним морским собором в Российской Империи.
Морской собор святителя Николая Чудотворца или Никольский морской собор – объект культурного наследия Российской Федерации.
В конце XIX века в Кронштадте, на берегу Обводного канала,
на Якорной площади, было решено в память о моряках, погибших во всех морских сражениях, построить Морской собор, о котором я расскажу чуть позже. А сейчас несколько слов о площади.
С конца XVIII века в этом месте находился склад якорей, а затем и якорь-цепей со списанных кораблей и судов, посему площадь называли Якорной.
В 1861 году территория Якорной площади была отделена от адмиралтейства каменной стеной. Сейчас это Стена Славы. 9 мая 2000 года в память о защитниках Кронштадта и Ленинграда, погибших во время Великой Отечественной войны, на стене было размещено 24 мемориальных доски.
Вдоль Стены Славы расположена историческая чугунная мостовая протяжённостью около 200 метров. Такая же мостовая сохранилась на Пеньковом мосту Кронштадта (о нём я упоминала здесь).
Уникальная кольцевая чугунная мостовая на Якорной площади в марте 2012 года была разобрана и находилась на реставрации до 2013 года, когда все 15 000 чугунных шашек вернулись на свое историческое место.
Фигура обращена лицом к северу, холодный северный ветер треплет бороду адмирала и развевает полы его плаща. Рука адмирала, как бы, указывает направление кораблям его эскадры.
Существует мнение, что если продлить прямую линию в направлении вскинутой руки, то она дойдет до Полярной звезды.
И, наконец, третий барельеф повествует об арктическом плавании ледокола «Ермак». Технические условия для его строительства разрабатывались комиссией под руководством адмирала Макарова. Под его же командованием «Ермак» совершил одно из своих полярных плаваний; в ходе которого была проведена большая научная работа по изучению северных льдов, океанографии, фауне Северного Ледовитого океана.
Ледокол там на заднем плане, а первый взгляд устремляется на большого полярного медведя, нос и ухо которого отполированы руками людей, желающих высказать свою просьбу (желание) на ухо бронзовому жителю заполярья.
Ну и теперь переходим к осмотру собора.
Купол украшен богатым позолоченным позументом, якорями и керамической мозаикой.
А так он выглядел до нее.
Чтобы спасти собор от окончательного разрушения, командование ВМФ обратилось к правительству с просьбой о передаче храма в свое ведение.
В 1950-е годы в здании провели реконструкцию. В нем был устроен гарнизонный военно-морской клуб на 2,5 тысячи мест. Для зрительного зала клуба соорудили подвесной потолок и возвели внутренние стены.
Сейчас на стенах собора их точные копии. Как видно из надписей, память сохранялась не только о погибших в бою.
Колонны из искусственного мрамора отполированы до зеркального блеска.
Ковры из натуральной шерсти были вручную вытканы женами моряков (это единственный уцелевший эпизод ковра).
Бронзовые светильники, как и остальная бронзовая, медная и латунная церковная утварь были изготовлены на заводах и в матерских Хлебникова и Оловянишникова и восстановлены по фотографиям, рисункам и чертежам в мастерских компании «Реставратор» (Санкт-Петербург).
Собор был оборудован по последнему слову техники того времени.
Для уборки имелась стационарная пылесосная станция, которая располагалась в подвале. Система трубопроводов, кранов и воздушных резиновых шлангов-рукавов позволяла быстро произвести приборку (именно так по морскому) огромного собора.
В подвале также размещались агрегаты и приборы систем отопления, вентиляции, электрооборудования и кладовые. Собор имел автономную систему центрального отопления.
Отопительные котлы располагались в специально построенном по соседству здании. Там же имелись 10 комнат для размещения служащих при соборе сторожей, электромонтеров и кочегаров. Здание котельной сообщалось с подвалом собора подземным туннелем.
Вот такие декоративные решетки закрывают современные отопительные приборы. Они также восстановлены по фотографиям и архивным документам компанией «Реставратор».
В соборе круглосуточно горели около 5000 электрических лампочек накаливания по 5-10 свечей каждая.
На решетке главного купола располагалось 218 ламп,
Остальные лампы находились в боковых светильниках и освещали алтарь и иконостас. Алтарь освещали 100 ламп с рефлекторами, 92 цветные лампы располагались в иконостасе и лампадах.
Кроме основной электрической сети была оборудована еще и сеть дежурного освещения.
Дольше всего ( почти 6 лет) продолжалось возведение беломраморного иконостаса. В нем участвовали скульптурная мастерская Попова, императорская Петергофская гранильная фабрика, мозаичная мастерская Фролова, мастер скульптурных работ Андреев, художник Петров-Водкин.
Иконостас стал настоящим шедевром каменной резьбы. Тонкие мраморные пластины с искусно выполненной резьбой крепились к каменному каркасу и создавали впечатление резного мраморного монолита.
Ну и, конечно же, не может быть храма без живого огня восковых свечей!
Однако, все это уже восстановленные или отреставрированные шедевры. Оказывается, в первозданном виде до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент внутренних наличников западного входа, выполненных из императорских запасов ляпис-лазури. И, конечно же, именно его фотографии у меня нет!
Морской Собор был передан РПЦ в октябре 2002 года. Тогда же состоялось освящение и установка креста над его главным куполом. Семиметровый крест весит почти 2 тонны.
В 2009 году после обследования собора было выявлено, что здание находится в аварийном состоянии, тогда же было принято решение о его реставрации. Окончательной стоимости реставрационных и восстановительных работ я найти не смогла…
Но известно, что с 2009 по 2013 годы на восстановление и реставрацию храма было потрачено около 1,3 миллиарда рублей. В 2013 году был объявлен конкурс на реставрацию монументальной живописи собора и тогда начальная цена контракта составляла еще почти 200 миллионов рублей.
В середине 2013 года к 100-летнему юбилею храма завершилась его реставрация.
И последняя, на сегодня, достопримечательность Якорной площади Кронштадта
Мост был собран рабочими Кронштадтского Пароходного завода всего за 3 месяца.
Существует легенда, что Николаю мост показался непрочным, и он не решился ступить на него, пока один из офицеров своим примером не показал, что идти по мосту безопасно. За этот поступок офицер получил орден лично из рук императора.
Этот пешеходный мост я вляется памятником истории и архитектуры и находится под охраной государства.
Ну, а территорию вокруг собора и Якорной площади украшают и освещают вот такие восхитительные фонари.
Сюда приходят молодожены.
Здесь прогуливаются с собачками.
Ну и голуби. Посидеть на чьей-нибудь голове для них святое дело в любой стране мира.
Какие тайны хранит «Храм моряков» в Кронштадте, и Почему он так похож на Собор святой Софии в Константинополе
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Собор для моряков
Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.
В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь. Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.
Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем. Именно по этому проекту и возведен собор.
Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.
Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский. На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.
О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский. Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.
Символичность собора
Собор спроектирован в неовизантийском стиле, и он действительно повторяет общую структуру храма св. Софии в Константинополе. Хотя он немного уже и выше своей «старшей сестры» Софии, во всех основных элементах (центральный купол с многочисленными окнами, внутренние арки, столбы и пилоны, боковые полукупола) два этих здания очень схожи. Как и в соборе св. Софии, в кронштадтском храме росписи и мозаики выполнены в византийском стиле.
По задумке Василия Косякова, в этом соборе все символично. Посетитель может одновременно познакомиться и с историей христианства, и с историей морского флота, да и вообще, здесь все пропитано морским духом.
Интерьер представляет собой сочетание неба и моря. Поэтому купол расписан звездами на небесно-синем фоне, где также изображен лик Спасителя, а мраморный пол украшен фигурами обитателей моря. Вход «охраняют» рыбы, которые можно видеть на массивных дверях и на полу. А на фризах большого купола храма – 12 лепных якорей и спасательные круги.
Главные образы при оформлении собора выбраны тоже неслучайно. Святитель Николай, именем которого назван храм – как известно, покровитель моряков. Апостолы Петр и Павел напоминали об отце русского флота Петре. Святой Иоанн Рыльский считался святым покровителем Иоанна Кронштадтского. Ну а южный фасад собора украшает мозаика с изображением святителя Митрофания Воронежского, который в свое время поддержал Петра I в его начинаниях.
Собор при большевиках
После Революции, а октябре 1929 года, собор закрыли, и он был разорен. Алтарь Господень большевики осквернили, кресты и колокола храма были сброшены.
Один из колоколов, вес которого составляет 4840 кг, святотатцам сбросить так и не удалось, и его так и оставили висеть на звоннице. Во время Великой Отечественной, когда в куполе собора располагался наблюдательный пункт, этот колокол очень пригодился – его звон предупреждал местных жителей об авианалетах.
При реставрации храма героический колокол был восстановлен, сейчас он действует. Увы, остальные были утрачены навсегда.
У собора была и еще одна очень досадная утрата – черные и белые памятные мраморные доски. На черных были высечены имена погибших в боях моряков, а на белых – погибших флотских священников. После Революции эти доски сняли и разбили. Их пустили на изготовление ступенек, надгробий. В частности, из черных плит была сделана дорожка к Летнему саду Кронштадта.
А между тем имена моряков, павших смертью храбрых с 1696 по 1913 годы, выдающийся историк, генерал-майор Аполлон Кротков собирал в течение пяти лет. В наше время, при восстановлении табличек, оказалось, что рукописи историка утеряны, так что пришлось собирать эти имена с нуля.
В годы Великой Отечественной войны на куполе храма были установлены зенитки. Сам храм неоднократно подвергался вражеским обстрелам, и хотя в него попало несколько немецких снарядов, он остался цел.
В сравнении с другими храмами, большая часть которых после Революции была разрушена, собору в Кронштадте еще «повезло». После войны в нем размещался Дом культуры, затем его использовали как Дом офицеров, в нем устраивали кинопоказы, концерты. А с 1980-х здесь сделали музей.
Сейчас уникальный храм-памятник отреставрирован и действует. Увы, несмотря на все старания военных моряков и историков, удалось восстановить лишь малую часть первоначального внутреннего убранства.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: