устав богослужения православной церкви

Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви

Вся же благообразно и по чину да бывают. ( 1Кор.14:40 )

Содержание

Предисловие 1

Знание церковного устава приобретается, преимущественно, практическим способом. Изучающие церковный устав, обыкновенно, ознакомляются с ним таким образом: часто присутствуют при Богослужении, замечают порядок совершения его, читают, поют при нем, и сперва при руководстве других опытных лиц, а потом и без сторонней помощи отыскивают в богослужебных книгах то, что предписано уставом касательно отправления служб в разные дни года.

При практическом изучении церковного устава всегда бывает полезен и необходим руководитель. Посему, нельзя отвергать пользы книги, имеющей в виду руководствовать к изучению устава, тем более что не всегда и не везде можно иметь сведущего руководителя.

Какие же сведения предполагаются в знающем церковный устав, и что потому должно входить в состав книги, руководствующей к изучению церковного устава? Знать церковный устав – значит знать, как Православная Церковь предписывает совершать Богослужение. Поceму, в знающем церковный устав, прежде всего, предполагается знакомство с богослужебными книгами, умение понимать сокращенные и собственно церковные названия молитвословий, и по этим названиям находить в различных местах разных богослужебных книг то, что предписано уставом, касательно Богослужения, в известное время и при известных случаях. Так как в богослужебных книгах часто делают указания на храм, его части, принадлежности, т. е. утварь и тому подобное, то все предписания церковного устава может понимать только тот, кто знает название, назначение и употребление всех этих предметов при Богослужении. Далее, в знающем церковный устав предполагается знание чина Богослужения, т. е. общего порядка молитвословий, песнопений, чтений и священнодействий при божественных службах, а также – изменения общего порядка в разных случаях.

Таким образом, в состав книги, способствующей к изучению устава Богослужения Православной Церкви, должны войти три части: одна – о храме и его принадлежностях, другая – о богослужебных книгах, третья – о совершении Богослужения.

В первой части предлагаемого труда говорится: 1) о храме, его частях и о священных сосудах; 2) о колоколах и звоне; 3) о светильниках и освещении; 4) о священных одеждах и облачении; 5) об отверстии и затворении завесы; 6) – Царских врат; 7) о сосудах при каждении и о каждении.

Во второй части содержатся сведения о богослужебных книгах, относящихся: 1) к общественному Богослужению; 2) к частному Богослужению; 3) и к общественному и частному Богослужению.

В третьей части говорится сперва о службах общественного Богослужения, и так как оно образуется из троякого рода служб, именно: дневных, приспособленных к времени суток, седмичных и годовых, приспособленных к дням седмицы и года, то сначала излагаются службы дневные – вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия, потом службы дней седмицы и года, иначе сказать, говорится о днях Богослужения, – о праздниках и так далее, и затем излагаются службы частного Богослужения.

Предметы, входящие в состав предлагаемого труда, расположены в том порядке, в каком они обыкновенно представляются вниманию каждого при совершении Богослужения. Например, на всенощном бдении сперва при храме бывает звон, затем возжигаются светильники, далее следует облачение священнослужителей, отверстие завесы, открытие Царских врат, каждение, и затем служащие берут богослужебные книги и – совершается Богослужение (Тип., гл. 2).

Так как большим затруднением к изучению церковного устава служит то, что многочисленные и разнообразные предписания устава, касающиеся одной службы, а иногда одного молитвословия или священнодействия, по разным причинам, излагаются порознь в нескольких богослужебных книгах, или хотя и в одной книге, но в разных местах ее, то, чтобы облегчить изучение устава, составитель предлагаемого «Пособия» старался снести вместе предписания устава, относящиеся к одному какому-либо предмету, и, по возможности, показать, в какой связи находятся частные предписания устава и каким определенным правилам они подчинены.

К первому изданию – в 1862 году.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Устав православного богослужения

Учебное пособие по Литургике

Рекомендовано Советом Семинарии в качестве учебного пособия для учащихся Семинарии и Регентского отделения

Издательство Саратовской епархии. Саратов 2010

Содержание

Учебное пособие по Литургике предназначено для студентов I–II курсов Духовных Семинарий и учащихся Регентского отделения. В книге достаточно подробно рассматриваются последования и особенности всех богослужений суточного круга и литургии. Данное пособие будет полезно не только учащимся духовных школ, но и всем священнослужителям и церковнослужителям, любящим Церковный Устав и стремящимся к более глубокому его постижению.

Введение

Данная книга является учебным пособием по Литургике, предназначенным для студентов Духовных Семинарий и учащихся Регентского отделения. Это означает, что в первую очередь автор ориентируется на программу I и II курсов Духовных Семинарий Русской Православной Церкви. Однако данное пособие не имеет узкой направленности; здесь гораздо шире и глубже рассматриваются последования и особенности всех богослужений суточного круга и литургии, чем это возможно сделать в рамках семинарского курса. Кроме того, автор приложил максимум усилий для того, чтобы всю информацию, содержащуюся в книге, донести в доступной и удобной для восприятия и усвоения форме. Автор надеется, что книга будет полезна не только собственно учащимся духовных школ, но и всем священнослужителям и церковнослужителям, любящим Церковный Устав и стремящимся к более глубокому его постижению. Именно поэтому все спорные и неоднозначно решаемые вопросы Устава и богослужебной практики рассматриваются детально, и каждый вывод сопровождается соответствующей аргументацией.

Литургика – наука, изучающая богослужение. Современные литургисты (протоиерей Александр Шмеман и архимандрит Киприан (Керн)) разделяют науку Литургику на три части: Церковный Устав, историческая Литургика и Литургическое богословие:

Второй подход, ритуалистический, или уставной, занят главным образом изучением системы православного богослужения в рамках ныне действующего церковного устава, или Типикона, и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения. История самого Устава, его типы, их возникновение и изменение в данном случае отступают на второй план, уступая место ныне утвердившемуся Типикону. В Семинариях и Академиях часто из Литургики выделяют особую науку под названием “Устава”, которая и занимается изучением указанных правил богослужения.

Данная книга посвящена первой части Литургики – Церковному Уставу, также автор по мере необходимости будет уделять внимание историческим и богословским аспектам православного богослужения.

Может возникнуть закономерный вопрос: какая необходимость в данной книге, раз существует немало трудов, посвященных Церковному Уставу, да и каждый год выходят «Богослужебные указания», где приводится подробная схема для всех богослужений текущего года? Для ответа на этот вопрос и в то же время для обоснования актуальности данной книги полезно сделать краткий обзор существующей литературы по Уставу.

Во-первых, это книга протоиерея К. Никольского «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», вышедшая впервые еще в XIX веке и с тех пор много раз переиздававшаяся. Книга всерьез может претендовать на звание «энциклопедии богослужебного Устава», так как в ней излагаются последования всех богослужений, указываются основные особенности и даже уделяется внимание вводным темам: дается подробное описание устройства храма, богослужебных книг и прочего. Однако она более подходит для использования в качестве справочника, в то же время малопригодна для изучения Устава, так как различные случаи соединения служб не разделены, а возможные особенности излагаются сразу для многих вариантов прямо при рассмотрении последования данного богослужения. Это означает, что, например, при рассмотрении стихир на «Господи, воззвах…» автор сразу перечисляет все возможные варианты для разных случаев. Но такая подача материала неудовлетворительна для начинающих знакомиться с Уставом богослужения, так как, например, если необходимо рассмотреть вседневную службу в случае одного святого без знака, следует проштудировать всю книгу, чтобы вычленить все особенности данного богослужения.

Немалым авторитетом пользуется и книга другого автора рубежа XIX–XX веков – В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви». Более того, она в настоящее время служит одним из основных источников для составителей «Богослужебных указаний». Однако при знакомстве с этой книгой сразу обращает на себя внимание очень тяжелый и трудный для восприятия современного читателя стиль изложения. Также отметим то обстоятельство, что книгой В. Розанова очень непросто пользоваться, поскольку при изложении особенностей богослужений автор вводит в текст различные примечания, вследствие чего статьи получаются слишком пространными, так что важные детали теряются среди второстепенных подробностей и пояснений (достаточно посмотреть часть I, отдел 1, главы 2, 3 и 4 «О богослужении воскресных дней…»). Наконец, многие выводы автора весьма спорные (отмена дневного прокимена 2 на литургии в период предпразднства, наличие 3-й кафисмы на утрене в случае святого с великим славословием в период зимнего расписания с чтением после нее седальнов из Октоиха и др.). Ввиду указанных недостатков становится очевидным совершенная непригодность данной книги для изучения Устава богослужения. Книга В. Розанова может быть использована лишь как вспомогательное пособие для разрешения конкретных трудностей богослужебного Устава.

Нельзя не сказать также несколько слов о «Настольной книге священнослужителя», изданной в 8 томах в XX веке, из которых 1-й и 4-й тома посвящены Уставу богослужения. Сразу следует обратить внимание на то, что пособие это носит компилятивный характер, так как составлено на основании различных более ранних книг по Уставу. В частности, глава «Богослужебные книги Православной Церкви» полностью скопирована у протоиерея К. Никольского, а последование литургии (как полной, так и Преждеосвященных Даров) заимствовано из книги А. Георгиевского. Однако это не является недостатком, так как данная книга не претендует на статус научного исследования, а имеет практическую цель. Более важно то, что, несмотря на наличие в книге ценной информации и многих существенных замечаний, она все же вряд ли может быть использована для изучения Устава. Во-первых, нет необходимой для учебных целей систематизации материала (в частности, в 3-й главе книги «Краткий устав соединения церковных служб» излагаются сразу и последования богослужений суточного круга, и их особенности). Во-вторых, недостает ссылок на Типикон и другие богослужебные книги, а также отсутствует обоснование тех особенностей, которые четко в Типиконе не обозначены. В-третьих, хотя книга и называется «Настольной», что подразумевает доступность подачи материала, стиль изложения в некоторых местах слишком «темный» и малопонятный, совершенно непригодный для постижения и усвоения содержания данных глав (особенно это касается 7-й части тома 1-го «Годичный круг евангельских чтений»).

Наконец, необходимо высказать мнение относительно ежегодных «Богослужебных указаний», в которых излагаются особенности богослужений на все дни данного года. Безусловно, такая книга имеет ценность, так как помогает священнослужителям и церковнослужителям подготовить и совершить конкретное богослужение в текущем году. Особенную актуальность имеют указания, составленные для периода Постной и Цветной Триоди, в связи с подвижным характером богослужений этого времени. Однако как раз в самой подробности содержания данной книги и кроется ее основная опасность. «Указания» не только не предназначены для изучения Устава, но сами отучают неопытного священнослужителя и регента думать и систематизировать. Получается тот же эффект, какой был бы в том случае, если бы при изучении математики (физики или другой точной науки) использовали книгу, где вместо формул в общем виде были предложены только частные случаи их применения. Так и у людей, которые не знают основ Церковного Устава, при пользовании «Богослужебными указаниями» вместо целостной картины и четкого представления о последовании и особенностях данной службы в сознании присутствует только совокупность отдельных особенностей и частных случаев. И нередко приходится наблюдать совсем печальную картину, когда регент или псаломщик на протяжении всего богослужения не могут расстаться с «Указаниями», а в трудных ситуациях теряются и выглядят совершенно беспомощными.

Все сказанное не означает ни в коем случае, что мы выступаем против использования на приходе «Богослужебных указаний». Эта книга нужна и полезна, но автор убежден, что наиболее правильное и оптимальное использование «Богослужебных указаний» возможно только после усвоения основ богослужебного Устава.

Итак, среди указанных нами четырех основных пособий, посвященных Уставу богослужения (книг протоиерея К. Никольского, В. Розанова, «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний»), ни одно не может быть признано оптимальным для изучения Устава и ни одно из них не соответствует программе изучения Литургики, используемой в духовных школах. Есть и другие книги, не названные нами (например, «Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви» священника К. Субботина), но они также имеют немало недостатков. Потому существует необходимость в таком пособии по Церковному Уставу, которое, во-первых, было бы построено в соответствии с учебной программой духовных школ, во-вторых, содержало бы максимально полное изложение всех вопросов, рассматриваемых в семинарском курсе Литургики. В настоящей книге как раз и реализуется данная цель, насколько это было возможно.

В связи с этим автор выражает глубокую сердечную благодарность любимому преподавателю архимандриту Софронию (Смуку), в течение многих лет осуществляющему руководство Богослужебной практикой в Санкт-Петербургской Духовной Академии, как за непосредственную помощь в написании данной книги (при участии архимандрита Софрония, в частности, были составлены главы, в которых излагается последование всех видов литургии), так и за ту любовь к Уставу, которую архимандрит Софроний привил автору.

Автор с благодарностью примет все комментарии и замечания относительно содержания данной книги, которые можно отправлять по электронному адресу: a_kashkin@mail.ru.

Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 8.

Источник

Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви

Содержание

Все благообразно и по чину да бывают ( 1Кор.14:40 ).

Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия

В состав богослужения Православной Церкви входят двоякого рода молитвословия (молитвы и песнопения): во-первых, неизменяемые, т. е. такие, которые постоянно или чаще других читаются или поются при отправлении различных служб ежедневного общественного богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии, какова большая часть молитвословий (главным образом – молитв, разумея здесь и псалмы), содержащихся в Служебнике и Часослове; во-вторых, изменяемые, т.е. такие, которые в зависимости от времени, или дней отправления богослужения, ежедневно или очень часто изменяются, каковы молитвословия (главным образом – песнопения), содержащиеся в Октоихе, Триоди Постной, Триоди Цветной и Минее Месячной.

Октоих содержит в себе изменяемые песнопения седмичного круга богослужения, расположенные по порядку гласов, или напевов, и дней седмицы. Сначала помешены в нем последования 1-го гласа для недели (воскресенья), понедельника, вторника, среды, четверга, пятка и субботы, потом – последования 2-го гласа, далее 3, 4, 5, 6, 7 и, наконец, 8-го для тех же дней и в том же порядке. Так как эта книга содержит в себе именно 8 гласов, ни более ни менее, то ей и усвоено наименование Октоиха, что по-русски значит «осмогласник». При сравнении находящихся в нем песнопений со стороны содержания нельзя не приметить, что 1) некоторые из них во всех гласах усвоены только известным определенным дням седмицы, а именно: воскресные, прославляющие воскресение Христово, и кресто-воскресные, прославляющие вместе и крест и воскресение, недельным дням, умилительные (так названы в Октоихе; им же в Типиконе усвояется название «покаянные»), т. е. оплакивающие бедственное состояние омраченной грехом человеческой души, понедельнику, в честь бесплотных сил, также понедельнику, покаянные (так называются и в Октоихе, и в Типиконе), т. е. выражающие покаянные чувства, вторнику, в честь Иоанна Предтечи, также вторнику, крестный в воспоминание страданий и смерти Христа Спасителя, среде и пятку, в честь апостолов и святителя Николая, четвергу, всех святых, субботе, покойный, или мертвенный, в воспоминание умерших, также субботе. 2) Такие, которые во всех гласах встречаются ежедневно, причем в некоторые дни в особенности, таковы: троичны – песнопения, прославляющие пр. Троицу, и богородичные – песнопения, прославляющие пр. Богородицу. Нет ни одного дня, на который в Октоихе не назначалось бы означенных песнопений, но троичные песнопения усвояются в особенности воскресной полунощнице, на которой полагаются канон св. и живоначальной Троице, особые троичные песнопения: Достойно есть, яко воистину славити тя. (Окт. ч. 1, л. 374), и также особенная молитва ко пр. Троице: Всемогущая и животворящая святая Троице... (там же); богородичные же песнопения чаще и в большем объеме назначаются в среду и пяток, а также в воскресенье. 3) Такие, которые в разных гласах встречаются, если не ежедневно, то во многие дни, и опять в некоторые в особенности. Таковы мученичны – песнопения в честь мучеников, находящиеся в проследованиях седмичных дней понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка, но в особенности в проследованиях субботы.

Какие и в каком количестве песнопения из Октоиха должны входить в состав различных церковных служб, это показывает особая богослужебная книга, которая именуется Типиконом и перепечатки из которой встречаются и в других богослужебных книгах, между прочим, и в Октоихе (см. в начале и в конце 1 части сей книги). Но так как из предыдущего мы знаем, что песнопения для богослужения, кроме Октоиха, заимствуются еще из других книг, то для правильного понимания предписаний Типикона необходимо точно определить время богослужебного употребления каждой из них и указать те названия, которые он усвояет песнопениям той или другой книги, что мы и сделаем.

Песнопения Октоиха в Типиконе обозначаются иногда словами:

«Октоиха» (напр., говорится: «стихиры Октопха») и «Осмогласника» (напр., говорится: «седален мученичен Осмогласника»), «гласа» – или просто (напр., говорится: «ипакои гласа»), или с некоторой добавкой, так: «настоящего гласа», «прилучившегося гласа», рядового гласа», «гласа недели», «во глас Октоиха» (напр., говорится: «И ныне, богородичен настоящего гласа»), и «дне» (напр., говорится: «тропарь дне»), – иногда же – по содержанию, напр., говорится: «канон покаянен», «канон креста», «крестный канон», «канон бесплотных», «канон апостолов», «канон св. Николая», мученичен канон», «покоин канон», «стихиры воскресны» и т. д.; наконец, иногда – указанием на составителя песнопения (напр., говорится:«стихиры восточны», т. е. «Анатолиевы», составленные Анатолием, Константинопольским патриархом 5 века). Необходимо, впрочем, заметить, что в некоторых из поименованных названий не всегда содержится указание на песнопения Октоиха. Это в особенности надобно сказать о названии дня, которое, как сказано будет ниже, принимает другое значение, когда говорится о пении Триоди. Еще пример: в 11 гл. Типикона канонами «креста» названы каноны, поемые в среду и пяток из Октоиха, но в последованиях Крестопоклонной седмицы, т. е. в такое время, когда поется Триодь Постная, этим именем названы каноны, находящиеся в сей последней книге.

Песнопения Триоди Постной в Типиконе обозначаются словом: Триоди – иногда просто (напр., говорится: «канон Триоди»), иногда с указанием на составителей, или творцов (напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Триоди три: две творение господина Иосифа и един господина Феодора»), иногда с присоединением слова: дне (напр., говорится: «Триоди самогласен дне»). Иногда молитвословия и песнопения Триоди Постной обозначаются одним словом: дне, т. е. без поименования Триоди (напр., говорится: «на стиховне самогласен дне»). Так как из предыдущего мы знаем, что словом: дне, в Типиконе обозначаются иногда песнопения другой еще книги, и именно Октоиха; то теперь должны заметить, что когда в Типиконе идет речь о времени пения Триоди Постной, то название: дне, указывает именно на ее песнопения, но – не Октоиха; последние в этом случае обозначаются другими названиями: Октоиха, Осмогласника, гласа, воскресны, анатолиевы и т. д. Песнопения Триоди Постной иногда обозначаются еще словом: практика (напр., в последовании вечерни накануне 5 субб. Акафиста говорится: «стихиры праздника пресв. Богородицы», в последовании вечерни накануне недели Ваий сказано: «на Господи, воззвах поем стихиры праздника»). Но это название усвояется праздничным песнопениям Триоди Постной только в том случае, если одновременно с праздником Триоди Постной не случится праздник Месячной Минеи. В последнем случае название: праздника, указывает на сию последнюю книгу (напр. если в марк. гл.: «аще случится Благовещение пр. Богородицы в субботу Акафиста», сказано: «на Господи, воззвах стихиры праздника на 8», то здесь разумеется праздник Месячной Минеи, т. е. Благовещение, но не Триоди; если далее пишется: «канон праздника со ирмосом тиа 8 и Акафиста на 6»; то здесь первое название указывает на Минею, второе–на Триодь; точно так же надобно понимать выражение марк. гл. «о том же празднице, аще случится в не деле Ваий»: «на Господи, воззвах стихиры праздника 3. и Ваий на 4»).

Триодь Цветная содержит в себе изменяемые песнопения подвижных дней годичного круга богослужения и, между прочим, трипеснцы, от чего и получила свое наименование. Песнопения этой книги расположены по порядку дней недели, начиная с первого дня Пасхи (воскресенья) и кончая неделею Всех святых (воскресеньем). В них в течение 39 дней воспоминается и прославляется великое событие воскресения Христова, а вместе с тем (но не отдельно) и некоторые другие, напр., в неделю Антипасхи (не только в воскресение, но и следующие за ним дни до субботы включительно) осязание ап. Фомою ребер Христа Спасителя, в следующую неделю (опять полную) – события, относящиеся до мироносиц, ходивших ко гробу помазать тело Иисусово и т. д. В 40-й день по Пасхе и следующие за ним 8 дней воспоминается и прославляется другое великое событие – вознесения Господня. В 50-й день и следующие за ним 6 дней – сошествие св. Духа на апостолов. Последняя неделя Триоди Цветной (одно воскресенье) назначена для прославления всех святых.

В последовании гласов одних за другими Триодь Цветная отличается от Октоиха. После первого дня Пасхи, накануне которого на вечерни по Октоиху (но не по Цветной Триоди) поются воскресные стихиры на Господи, воззвах 1 гласа, в понедельник по Цветной Триоди поются воскресные песнопения 2 гласа Октоиха, во вторник – 3, в среду – 4, в четверток – 5, в пяток – 6, в субботу – 8-го. После недели (воскресенья) Антипасхи, в которую воскресные песнопения Октоиха не поются, но только песнопения Триоди Цветной на 1 глас, в следующие за нею дни, вместе с песнопениями Триоди, поются песнопения Октоиха 1 гласа; в неделю Мироносиц, седмичные ее дни и в субботу – 2 гласа, в неделю и седмицу Расслабленного – 3 гласа, в неделю и седмицу Самаряныни – 4 гласа, в неделю и седмицу Слепого – 5 гласа, в неделю св. Отец – 6 гл., в неделю Пятидесятницы песнопения Октоиха не поются, но поются песнопения Триоди на 1 глас, в неделю Всех святых – песнопения 8 гл. Октоиха.

Песнопения Триоди Цветной в Типиконе обозначаются следующими названиями: 1) Триоди (напр., говорится: «блаженна Триоди»); 2) Теми, которые усвоены известным дням или неделям, каковы, напр., Пасхи и пасхальный, Мироносиц, Самаряныни, Слепого, Вознесения и т. д. (напр., говорится: «канон Пасхи», «стихиры Мироносиц», «стихиры Самаряныни», «стихиры Вознесения»). Пасхальными называются те, которые принадлежат первому дню Пасхи и после до отдания повторяются, напр., стихиры с припевами: Да воскреснет Бог. канон: Воскресения день. и т. д. Из следующих за сим названий одни принадлежат неделям (воскресениям) Триоди Цветной, напр., Мироносиц, Самаряныни и т. д., другие – ее праздникам, коих в ней после Пасхи три: Преполовение, Вознесение и Пятидесятница. Поются они как в сии недели и праздники, так и попразднственные дни тех и других. 3) Праздника (напр., говорится: «стихиры праздника»). Этим именем называются песнопения следующих за Пасхою недель (воскресений) – 8 и праздников Триоди Цветной, т. е. те самые, которым усвояются указанные сейчас названия (Мироносиц, Вознесения, и т. д.): но это название не усвояется пасхальным песнопениям. Единственное исключение в этом отношении представляет поемая после Пасхи катавасия пасхального канона: Воскресения день. В последованиях Месяцеслова (23 апреля, 8, 9 и 10 мая) она названа катавасиею праздника, а не Пасхи. Но когда идет речь о богослужении в праздник Благовещения, случившийся в Пасхальную седмицу (см. марк. гл.), то название праздника указывает на песнопения Минеи, а не Триоди. Песнопения в честь святых, память которых празднуется во дни пения Триоди Цветной, напр., 23 апреля, обозначаются словом: «святого» (напр., говорится: «стихиры святого»), или – 8 мая – «стихиры апостола». 4) Дне (напр., говорится: «на стиховне Триоди дне»); но прокимном дне называется прокимен, усвоенный известному дню Служебником и Часословом (напр., в послед. нед. Антипасхи сказано: «прокимен дне: Господь воцарися»). 5) Песнопения Октоиха, внепесенные в Цветную Триодь, обозначаются теми наименованиями, какие усвояются им в Октоихе (напр., говорится: «стихиры воскресни», «стихиры восточны»); к этому иногда присоединяется название сей книги (напр., говорится: «на стиховне стихира воскресна Осмогласника. и умилительный един. и мученичен»).

Минея Месячная содержит в себе изменяемые песнопения неподвижных дней годичного круга богослужения, т. е. назначенные на известные определенные числа в году.

В том случае, если проследование Минеи по какому-либо случаю на известный день отменяется, оно все-таки не остается не пропетым в течение данного года, но переносится на другой день, либо прямо указываемый в Типиконе, либо по усмотрению предстоятеля, переносится иногда полностью, иногда частью (переносится главным образом канон). Примеры: если память Трех святителей 30 января случится в субботу Мясопустную, то служба их поется в предшествующий ей пяток. Если Георгия Победоносца случится в Великие пяток и субботу и в 1-й день Пасхи, то «поются стихиры святого и канон и прочая служба в понедельник Светлой недели со службою дневною» (Типик.). Каноны святых, случающихся в период времени от Лазаревой субботы до Фомина воскресенья, выпеваются на повечериях, начиная с понедельника 2-й седмицы св. Четыредесятницы и кончая четвергом 6 седмицы и т. д.

Песнопения Минеи в Типиконе обозначаются словами: Минеи (напр., говорится «ирмос Минеи»), святого или святой (напр., говорится: «канон святого»); иногда оба эти названия вместе прилагаются к одному песнопению (напр., говорится: «канон Минеи святого»). Последнее название (святого и святой) нередко заменяется названием, обозначающим лик святого (напр., говорится «канон пророка», «канон апостола», «канон Предтечи», «стихиры преподобной» и т. п.). Песнопения господских и богородичных праздников обозначаются словом праздника, когда идет речь о самых праздниках и их предпразднствах и попразднствах; в предпоследнем случае, впрочем, чаще употребляется название предпразднства.

Кроме Месячной Минеи, есть еще Общая. В ней находятся общие последования, напр., апостолу и апостолам, преподобному и преподобным и т. д. Этой книгой пользуются как в тех церквах, в которых совсем нет Месячной Минеи, так и в тех, в которых она есть. В последних она употребляется в том случае, если приходится отправлять торжественное богослужение такому святому, для которого в Месячной Минее или вовсе нет молитвословий (напр., Феодосию Черниговскому), или очень мало. В первых она всецело заменяет собою Месячную Минею. Когда случится память, напр., одного какого-нибудь апостола, то песнопения заимствуются из «службы апостолу»; когда нескольких, то из «службы апостолам» и т. д.

Три периода богослужения

В отправлении служб общественного богослужения Типикон различает три периода времени: а) дни пения Октоиха, б) дни пения Триоди Постной, одной или вместе с Октоихом, в) дни пения Триоди Цветной.

На этой вечерни в числе стихир на Господи, воззвах находятся и стихиры рядового гласа Октоиха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *