уставные чтения на богослужении

Устав православного богослужения

Учебное пособие по Литургике

Рекомендовано Советом Семинарии в качестве учебного пособия для учащихся Семинарии и Регентского отделения

Издательство Саратовской епархии. Саратов 2010

Содержание

Учебное пособие по Литургике предназначено для студентов I–II курсов Духовных Семинарий и учащихся Регентского отделения. В книге достаточно подробно рассматриваются последования и особенности всех богослужений суточного круга и литургии. Данное пособие будет полезно не только учащимся духовных школ, но и всем священнослужителям и церковнослужителям, любящим Церковный Устав и стремящимся к более глубокому его постижению.

Введение

Данная книга является учебным пособием по Литургике, предназначенным для студентов Духовных Семинарий и учащихся Регентского отделения. Это означает, что в первую очередь автор ориентируется на программу I и II курсов Духовных Семинарий Русской Православной Церкви. Однако данное пособие не имеет узкой направленности; здесь гораздо шире и глубже рассматриваются последования и особенности всех богослужений суточного круга и литургии, чем это возможно сделать в рамках семинарского курса. Кроме того, автор приложил максимум усилий для того, чтобы всю информацию, содержащуюся в книге, донести в доступной и удобной для восприятия и усвоения форме. Автор надеется, что книга будет полезна не только собственно учащимся духовных школ, но и всем священнослужителям и церковнослужителям, любящим Церковный Устав и стремящимся к более глубокому его постижению. Именно поэтому все спорные и неоднозначно решаемые вопросы Устава и богослужебной практики рассматриваются детально, и каждый вывод сопровождается соответствующей аргументацией.

Литургика – наука, изучающая богослужение. Современные литургисты (протоиерей Александр Шмеман и архимандрит Киприан (Керн)) разделяют науку Литургику на три части: Церковный Устав, историческая Литургика и Литургическое богословие:

Второй подход, ритуалистический, или уставной, занят главным образом изучением системы православного богослужения в рамках ныне действующего церковного устава, или Типикона, и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения. История самого Устава, его типы, их возникновение и изменение в данном случае отступают на второй план, уступая место ныне утвердившемуся Типикону. В Семинариях и Академиях часто из Литургики выделяют особую науку под названием “Устава”, которая и занимается изучением указанных правил богослужения.

Данная книга посвящена первой части Литургики – Церковному Уставу, также автор по мере необходимости будет уделять внимание историческим и богословским аспектам православного богослужения.

Может возникнуть закономерный вопрос: какая необходимость в данной книге, раз существует немало трудов, посвященных Церковному Уставу, да и каждый год выходят «Богослужебные указания», где приводится подробная схема для всех богослужений текущего года? Для ответа на этот вопрос и в то же время для обоснования актуальности данной книги полезно сделать краткий обзор существующей литературы по Уставу.

Во-первых, это книга протоиерея К. Никольского «Пособие к изучению устава богослужения Православной Церкви», вышедшая впервые еще в XIX веке и с тех пор много раз переиздававшаяся. Книга всерьез может претендовать на звание «энциклопедии богослужебного Устава», так как в ней излагаются последования всех богослужений, указываются основные особенности и даже уделяется внимание вводным темам: дается подробное описание устройства храма, богослужебных книг и прочего. Однако она более подходит для использования в качестве справочника, в то же время малопригодна для изучения Устава, так как различные случаи соединения служб не разделены, а возможные особенности излагаются сразу для многих вариантов прямо при рассмотрении последования данного богослужения. Это означает, что, например, при рассмотрении стихир на «Господи, воззвах…» автор сразу перечисляет все возможные варианты для разных случаев. Но такая подача материала неудовлетворительна для начинающих знакомиться с Уставом богослужения, так как, например, если необходимо рассмотреть вседневную службу в случае одного святого без знака, следует проштудировать всю книгу, чтобы вычленить все особенности данного богослужения.

Немалым авторитетом пользуется и книга другого автора рубежа XIX–XX веков – В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви». Более того, она в настоящее время служит одним из основных источников для составителей «Богослужебных указаний». Однако при знакомстве с этой книгой сразу обращает на себя внимание очень тяжелый и трудный для восприятия современного читателя стиль изложения. Также отметим то обстоятельство, что книгой В. Розанова очень непросто пользоваться, поскольку при изложении особенностей богослужений автор вводит в текст различные примечания, вследствие чего статьи получаются слишком пространными, так что важные детали теряются среди второстепенных подробностей и пояснений (достаточно посмотреть часть I, отдел 1, главы 2, 3 и 4 «О богослужении воскресных дней…»). Наконец, многие выводы автора весьма спорные (отмена дневного прокимена 2 на литургии в период предпразднства, наличие 3-й кафисмы на утрене в случае святого с великим славословием в период зимнего расписания с чтением после нее седальнов из Октоиха и др.). Ввиду указанных недостатков становится очевидным совершенная непригодность данной книги для изучения Устава богослужения. Книга В. Розанова может быть использована лишь как вспомогательное пособие для разрешения конкретных трудностей богослужебного Устава.

Нельзя не сказать также несколько слов о «Настольной книге священнослужителя», изданной в 8 томах в XX веке, из которых 1-й и 4-й тома посвящены Уставу богослужения. Сразу следует обратить внимание на то, что пособие это носит компилятивный характер, так как составлено на основании различных более ранних книг по Уставу. В частности, глава «Богослужебные книги Православной Церкви» полностью скопирована у протоиерея К. Никольского, а последование литургии (как полной, так и Преждеосвященных Даров) заимствовано из книги А. Георгиевского. Однако это не является недостатком, так как данная книга не претендует на статус научного исследования, а имеет практическую цель. Более важно то, что, несмотря на наличие в книге ценной информации и многих существенных замечаний, она все же вряд ли может быть использована для изучения Устава. Во-первых, нет необходимой для учебных целей систематизации материала (в частности, в 3-й главе книги «Краткий устав соединения церковных служб» излагаются сразу и последования богослужений суточного круга, и их особенности). Во-вторых, недостает ссылок на Типикон и другие богослужебные книги, а также отсутствует обоснование тех особенностей, которые четко в Типиконе не обозначены. В-третьих, хотя книга и называется «Настольной», что подразумевает доступность подачи материала, стиль изложения в некоторых местах слишком «темный» и малопонятный, совершенно непригодный для постижения и усвоения содержания данных глав (особенно это касается 7-й части тома 1-го «Годичный круг евангельских чтений»).

Наконец, необходимо высказать мнение относительно ежегодных «Богослужебных указаний», в которых излагаются особенности богослужений на все дни данного года. Безусловно, такая книга имеет ценность, так как помогает священнослужителям и церковнослужителям подготовить и совершить конкретное богослужение в текущем году. Особенную актуальность имеют указания, составленные для периода Постной и Цветной Триоди, в связи с подвижным характером богослужений этого времени. Однако как раз в самой подробности содержания данной книги и кроется ее основная опасность. «Указания» не только не предназначены для изучения Устава, но сами отучают неопытного священнослужителя и регента думать и систематизировать. Получается тот же эффект, какой был бы в том случае, если бы при изучении математики (физики или другой точной науки) использовали книгу, где вместо формул в общем виде были предложены только частные случаи их применения. Так и у людей, которые не знают основ Церковного Устава, при пользовании «Богослужебными указаниями» вместо целостной картины и четкого представления о последовании и особенностях данной службы в сознании присутствует только совокупность отдельных особенностей и частных случаев. И нередко приходится наблюдать совсем печальную картину, когда регент или псаломщик на протяжении всего богослужения не могут расстаться с «Указаниями», а в трудных ситуациях теряются и выглядят совершенно беспомощными.

Все сказанное не означает ни в коем случае, что мы выступаем против использования на приходе «Богослужебных указаний». Эта книга нужна и полезна, но автор убежден, что наиболее правильное и оптимальное использование «Богослужебных указаний» возможно только после усвоения основ богослужебного Устава.

Итак, среди указанных нами четырех основных пособий, посвященных Уставу богослужения (книг протоиерея К. Никольского, В. Розанова, «Настольной книги священнослужителя» и «Богослужебных указаний»), ни одно не может быть признано оптимальным для изучения Устава и ни одно из них не соответствует программе изучения Литургики, используемой в духовных школах. Есть и другие книги, не названные нами (например, «Руководство к изучению Устава богослужения Православной Церкви» священника К. Субботина), но они также имеют немало недостатков. Потому существует необходимость в таком пособии по Церковному Уставу, которое, во-первых, было бы построено в соответствии с учебной программой духовных школ, во-вторых, содержало бы максимально полное изложение всех вопросов, рассматриваемых в семинарском курсе Литургики. В настоящей книге как раз и реализуется данная цель, насколько это было возможно.

В связи с этим автор выражает глубокую сердечную благодарность любимому преподавателю архимандриту Софронию (Смуку), в течение многих лет осуществляющему руководство Богослужебной практикой в Санкт-Петербургской Духовной Академии, как за непосредственную помощь в написании данной книги (при участии архимандрита Софрония, в частности, были составлены главы, в которых излагается последование всех видов литургии), так и за ту любовь к Уставу, которую архимандрит Софроний привил автору.

Автор с благодарностью примет все комментарии и замечания относительно содержания данной книги, которые можно отправлять по электронному адресу: a_kashkin@mail.ru.

Киприан (Керн), архим. Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 8.

Источник

Уставные чтения на богослужении

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении
уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

О назидательных чтениях.

Восстановление института назидательных чтений за богослужением сейчас крайне необходимо, т.к. это позволит решить некоторые острые проблемы совеменной жизни нашей Церкви, такие как:

1. отсутствие времени у священнослужителей не всегда позволяет им на должном уровне подготовиться к проповеди, и поэтому либо они опускают ее совершенно, либо говорят малосодержательные проповеди.

2. Очень трудно собрать прихожан во вне богослужебное время для проведения систематических огласительных бесед, которые обязан проводить на приходе каждый пастырь. «Священник должен стараться, при каждом удобном случае, объяснять всем Символ веры, Заповеди Божьи, и молитву Господню «Отче наш…» ( от ред.: т.е. заниматься катехизацией своей паствы) в связи с чем, в воскресные и праздничные дни на Божественной литургии произносить поучительные слова. На утрене пастырь обязан назидать пасомых через прочтение поучений (святоотеческх), из Пролога или из других книг, выбирая «пристойное к нравоучению», подчеркивает «Поучение святительское к новопоставленному иерею». (*51)

3. Данная мера так же позволит решить проблему просвещения прихожан, т.е. систематические назидательные чтения, если они будут проводиться на должном уровне, понизят уровень невежества прихожан в делах веры, что сейчас крайне необходимо.

Архм. Киприан (Керн) пишит: «В древней Византии и Москве, когда еще не существовало систематических богословских школ (семинарий и академий), общество, тем не менее, было весьма образовано в смысле богословском, так как получало это свое образование в церк­ви, где с церковного клироса оно слушало песнопения, поучи­тельные чтения из святых отцов и аскетических писателей и, таким образом, получало свое богословское назидание. Более поздняя, систематическая и схоластическая школа вытеснила это, привив науке западный, более рационалистический, и, главное, схоластический характер. При сокращении богослу­жения, упразднении поучительных, так наз. «уставных чте­ний», а, главное, при безвкусном и безграмотном совершении богослужения, оно потеряло для общества свой назидатель­ный характер и постепенно в его сознании стало только «об­рядами», то есть бессодержательными внешними действиями. Самое же прискорбное, это то, что богослужению перестали придавать характер назидательный, дидактический. Оно со­хранило в глазах большинство людей только свой латреутический (характер богопочитания) и сакраментальный характер». (*25)

4. прихожане же, крайне внимательны, к такого рода, элементам богослужения – эта мера позволит привлечь их к более частому посещению храма и усилит их внимание за богослужением.

Для восстановления назидательных чтений необходимо помнить о следующих требованиях к ним, они должны быть:

1. Небольшими по объёму (не дольше 5-7 минут), что позволит избежать утомления прихожан и ослабления их внимания к чтению;

2. содержательными, т.е. при небольшом объёме нести максимум полезной информации;

3. на доступном языке, т.е ни в коем случае не на славянском, крайне желательно избегать произведений написанных на высокопарном языке 18-го века;

4. исполняться внятно, громко, четко и неторопливо;

Рекомендуемая литература для назидательных чтений:

· жития святых, помещенные в Минее (чтение житий святых под редакцией свт. Дмитрия Ростовского, крайне нежелательно из-за их объёмности);

· синаксари Триоди и Пролог, переведенные на русский язык;

· святоотеческие поучения, желательно переведенные на современный русский язык;

· толкования свщ. Писания;

· объяснения Символа Веры, богослужебных текстов, и самого богослужения;

· суждения священноначалия РПЦ об актуальных проблемах современности и т.д.

По словам прот. В. Розанова, устав предполагает за богослужением до 7-ми назидательных чтений:

1. На вечерне после благословения хлебов (по 33-м псалме). В основном из свщ. Писания;

2. после 1-й, 2-й и 3-й кафизмы на утрене (после седальнов). В основном толкования Евангелия и Апостола;

3. на полиелее (после седальнов по полиелее или ипакои). В основном толкования Евангелия и Апостола;

4. после 3-й песни канона (после седальнов). В основном из житий святых;

5. после 6-й песни канона (после кондака и икоса). В основном либо из житий святых, либо синаксарь, либо Пролог.

6. Так же положено назидательное чтение после тех же песен на каноне повечерья (после седальнов, либо кондака и икоса). В основном из житий святых;

7. Хотелось бы отметить, что чтение положено так же перед 1-м часом. В основном огласительные слова святых отцов.

Наилучшим вариантом на сегодняшний день стало бы восстановление за богослужением 3-х назидательных чтений после:

1. седальнов по кафизме (поучения);

2. по 3-й песни канона, как на утрене, так и на повечерии (жития),

3. по 6-й песни канона, как на утрене, так и на повечерии (синаксарь, назидания, либо жития).

Было бы не лишним ввести назидательное чтение, либо проповедь при совершении Крещения, Венчания, Погребения и т.д., которые были бы призваны разъяснить смысл совершенного таинства: «Катехизация необходима при совершении всякого Таинства и обряда» (*50) (*17;*24; *25).

Источник

Уставные чтения на богослужении

уставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослуженииуставные чтения на богослужении. Смотреть фото уставные чтения на богослужении. Смотреть картинку уставные чтения на богослужении. Картинка про уставные чтения на богослужении. Фото уставные чтения на богослужении

Великий пост и подготовительные Недели.

Основные богослужебные указания Устава Православной Церкви на период пения Постной Триоди.

В этом разделе сайта приведены краткие указания устава, относительно богослужений Великого поста, их особенности. По благочестивой традиции христиане подражая особенностям уставных служб поста испльзуют эти указания и для келейного чтения. Так например в седмичные дни к утреннему и вечернему правилу прибавляют молитву Ефрема Сирина, читают Покаянный канон, вторя Церкви, усиливающей в эти дни чтение Псалтири и Евангелия, углубляются в изучение Священных писаний.

Здесь приведены основные указания о чтении Евангелия и Псалтири

Неделя о мытаре и фарисее.

Неделя о блудном сыне.

Вселенская родительская (мясопустная) суббота.

Неделя мясопустная, о Страшном Суде.

Неделя сыропустная. Прощеное воскресенье.

Великий пост.

Неделя 1-ая Великого Поста.

Совершается последование Торжества Православия.

С понедельника второй седмицы начинается чтение Евангелия на часах.

О чтении Евангелия на часах Великим постом

Устав придает особое значение прочтению на часах в понедельник, вторник и среду Страстно́й седмицы всех четырех Евангелий. В этом сказывается глубокое отличие Страстно́й седмицы от других седмиц Великого поста, когда по Уставу в будние дни не полагается Евангельских чтений. Однако ввиду того, что положенное по Уставу чтение Евангелия всех четырех евангелистов на часах первых трех дней Страстно́й седмицы весьма увеличивает продолжительность и без того не кратких служб этих дней, с давних времен во многих храмах и обителях Русской Церкви установилась практика чтения Евангелия первых трех евангелистов на часах 6-й седмицы. Так было в XVI веке, например, в Сийском монастыре (ср.: Дмитриевский А. А. Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Ч. 1. С. 205) и в первой половине XVII века в Московском Успенском соборе (ср.: Голубцов А. П. Чиновники Московского Успенского собора. С. 108). В современной практике существует также обычай начинать чтение Евангелия на великопостных часах со 2-й седмицы Великого поста, хотя это и придает будничным великопостным службам несвойственную им по Уставу торжественность.

Учитывая сложившуюся практику, предлагаем возможные варианты распределения евангельских отрывков для чтения на великопостных часах в течение 2-й–6-й седмиц св. Четыредесятницы и для чтения на 6-й седмице Великого поста.

С понедельника 2-й седмицы Великого поста на повечериях начинается совместное пение канона Пресвятой Богородицы (из Октоиха) и служб тех святых, память которых приходится на время от Лазаревой субботы до Недели Антипасхи (см. Типикон, гл. 49, «В понедельник 2-я седмицы постов», 1-е «зри»).

Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Пала́мы, архиеп. Фессалони́тского.

Суббота 3-й седмицы. Поминовение усопших.

Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной. Поминовение усопших. После этого дня Крест уносится в алтарь.

Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Ле́́ствичника

Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской.

Суббота 6-й седмицы, ва́ий. Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря.

По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки – на три (ср.: Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они могут быть разделены, например, так:

Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. Воспоминание Тайной Ве́чери.

Страстна́я седмица. Великий Пято́к. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Источник

Глава вторая. Уставные чтения по записям Студийского Устава

I. ΥПОТΥ ΠΩΣΙΣ ΤΗΣ ΚΑΤΑΣΤΑΣΕΩΣ ΤΗΣ ΜΟΝΗΣ TΩN ΣΤΟΥΙΔΙΩΝ

Творения св. Феодора Студита дают лишь самые общие указания об богослужебном строе, введенном Феодором в монастыре Студийском. Самим св. Феодором строй этот не был запечатлен в форме подробного писанного устава. Некоторое, и немалое, время по смерти Феодора введенный им богослужебный порядок хранился в монастыре Студийском в виде предания и обычая и в этом же виде распространился в большинстве лучших монастырей. Только после этого в монастыре Студийском составлена была краткая запись богослужебного порядка, преданного от св. Феодора. Эта запись дошла до нас в виде «Υποτύπωσις τῆς καταστάσεως τῆς μονῆς τῶν Στουδίων», и является непосредственным, после творений св. Феодора, памятником, освещающим историю развития «Уставных Чтений».

В отношении порядка Уставных Чтений регламентация ‘Υποτύπωσις-а представляет восполнение и разъяснение данных, представленных в творениях св. Феодора Студита.

Тем же замечанием 3-й редакции право и обязанность непосредственного каждый раз определения материала для чтения усвояется екклисиарху.

II. Устав патриарха Алексея

Собственно говоря, четий материал в Алексеевском Уставе выступает не в виде одного последовательного круга, а в виде трех параллельных кругов: седмичного, триодного и минейного, соответственно трем кругам церковного года.

Евергетидский Типикон.Алексеевский устав.
Χρὴ γινώσκειν, ὅτι ἐv τῇ ἐννά τῇ κυριακῇ τοῦ Λουκᾶ άναγινώσκεται ἐν τῷ ὅρθρῳ λόγος τοῦ μεγάλου Βασιλείου ἐν τοῖς ‘Ηθικοῖς εις τὸ ρητὸν τῆς ἑρμηνείας τοῦ Καθελῶ μου τὰς ἀποθήκας λογος ιθ’. Кѣдѣти ѥсть ꙗко къ девѧтоуѥ неⷣ҇лю суⷢ҇а ѿ лоу ѥгда чьтсⷮ҇сѧ суⷢ҇алне ѥмоу же начѧлⷪ҇ въ оноⷡ҇ чак҃коу богатоу стероу чьⷮ҇тьсѧ къ тоу ѿ полоу того суⷢ҇алнѧ слово ст҃го касианꙗ ѿ обычьныхъ о том разорю житьинцѧ моѧ ѥмоу же начало соугоуⷡ҇ вѣдѣниѥ напасти.

Четий материал круга триодного естественно делится на две части: на чтения периода триоди постной и чтения периода триоди цветной.

Круг чтений периода триоди постной начинается от недели блудного сына и доходит до великой субботы. В «древнейшем из наиболее полных списков Алексеевского Устава, именно в рукописи Московской Синодальной библиотеки, № 330 XII века, он имеет следующий вид.

Неделя блудного сына.

Понедельник и вторник сыропустной седмицы.

Среда сыропустной седмицы.

Пяток сыропустной седмицы.

Суббота сыропустной седмицы.

Понедельник и вторник 1-й седмицы Четыредесятницы.

Суббота 1-ой седмицы поста.

Похвала иуськⷢ҇са григориѧ о ст҃ѣмь келицѣмь миⷱ҇цѣ феодорѣ тиронѣ158.

Неделя первая поста.

Неделя третья поста.

Неделя пятая поста.

Житиѥ прпⷣ҇бныѧ мрн҃ѧ сгуптьскыѧ.

Среда и четверг шестой седмицы поста.

Пяток шестой седмицы.

Андрѣѧ праздникоу ѥмоуже начѧло въчера ны съ влⷣ҇коѥ лазорь166.

Великий понедельник, вторник, среда.

Круг чтений триоди цветной в списке Устава № 330 обнимает все праздничные дни этого периода.

Понедельник и вторник пасхальной седмицы.

Неделя о расслабленном.

Неделя о самарянине.

Неделя св. отец, иже в Никеи.

Суббота пред Пятидесятницей.

Понедельник Св. Духа.

Неделя всех святых.

Этот свой вид триодный круг чтений сохраняет и во всех остальных списках Алексеевского Устава, кроме старейшего – Типографского № 142. Последний (неполный – с недели сыропустной до недели всех святых включительно) имеет замечания (совершенно тожественные с № 330) лишь о чтениях трех дней – недели Ваий, Пасхи и Пятидесятницы. Список № 1136 СПБ. Академии не имеет вовсе указаний чтений до понедельника 1-ой седмицы поста, так как, будучи неполным, лишь начинается с этого дня; но во всех наличных замечаниях о чтениях совершенно согласен с № 330. Наконец, № 333 Синод, библ. не имеет вовсе замечаний о службах до субботы сыропустной. Неполнота № 142 и 333 является лишь следствием того, что эти списки представляют собою укороченные редакции 186 Алексеевского Устава и потому полный состав триодного круга чтений, указанный в № 330, должен быть признан за первоначальный.

В составе чтений круга минейного различаются несколько видов произведений: слова (λόγος), похвальные слова (ἐγκώμιον), надгробные (ἐπιτάφιος), слова от толкования (λόγος ἐκ τῆς ‘ερμηνείας), оглашения (κατήχησις), жития (βίος), мучения (μαρτύριον), воспоминания (ὑπόμνημα), слова исторические (λὀγος ἱστορικὸς), чудо (θαῦμα). Первые пять видов составляют группу произведений специально-учительного свойства, остальные – житийно-повествовательного.

Ряд произведений цервой группы начинается с 7 сентября – предпразднества Рождества Богородицы и кончается 31-го августа – праздником положения честного пояса Пресв. Богородицы.

7. Ѿ словес на праздник анд сло.

8. Слоⷡ҇ андⷬ҇ ѥгоже начѧⷧ҇ начѧло оубо намъ пряздьникомъ.

11. Памѧт прпⷣ҇бнаго отца нашеⷢ҇ ѳеодорл студиискаго.

20. Слоⷡ҇ злтооустьцѧ филогониѧ 202 .

Ст҃го афанасиѧ слоⷡ҇ на написаниѥ 204 .

Слоⷡ҇ прпⷣ҇ного оц҃ѧ нашшего исповѣдьника ѳеодора въ навеⷱ҇рнѥ хв҃а рожⷪ҇тв 205 .

19. Памѧт ст҃го апⷭ҇ла нюды. чьтьсѧ посъланиѥ ѥго.

15. Слоⷡ҇ анⷣ҇ въ тъ дн҃ь.

Ряд произведении второй, житийно-повествовательной группы обнимает около четверти числа дней года.

15. Стаⷢ҇ великаⷢ҇ мнⷱⷱ҇ка никиты… мн꙽҇иѥ ѥго.

16. Ст҃ыѧ мцⷱ҇ѧ еуфимиѧ… житиѥ іеꙗ.

24. Памѧт ст҃ыꙗ пьрвомиⷱ҇ц… ѳеоклы… ми҃нѥ ст҃ыѧ.

30. Памѧт ст҃го григориѧ великыꙗ армениѧ и иже съ нимь… житиѥ стаⷢ҇.

6. Памѧт ст҃го паула исповѣдьника… житиѥ стаⷢ҇.

Въ тⷤ҇ъ дн҃ь сътворѧѥтⷭ҇ь памѧт прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ нашеⷢ҇ ѳеодора студиискаго… житиѥ прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ.

13. Памѧт къ ст҃хъ оц҃ѧ нашеⷢ҇ іѡ҃ златооустаⷢ҇… житиѥ ѥго.

14. Памѧт ст҃го апⷭ҇ла ѳилипа… въспоминаниѥ о апⷭ҇лѣ.

16. Памѧт стаⷢ҇ и еуⷢ҇алиста матѳеѧ… въспоминаниѥ о апⷭ҇лѣ.

25. Памѧт стаⷢ҇ сщ҃номⷱ҇ка петра папы альзандрьскаⷢ҇ и стаⷢ҇ сщ҃номⷱ҇ка климента папы римьска… обѣ моучении ст҃ою.

30. Памѧт стаⷢ҇ апⷭ҇ла андреа… поминаниѥ о апⷭ҇ле.

4. Памѧт ст҃ыꙗ и великыѧ мцⷱ҇ѧ варвары и въ стыⷯ҇ оцѧ нашеⷢ҇ іѡ дамаскиньскаⷢ҇… мн꙽҇иѥ ст҃ыꙗ.

5. Прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ нашеⷢ҇ савы… житиѥ ѥго.

6. Памѧт прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ нашеⷢ҇ николы… житиѥ ст҃го.

7. Памѧт прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ нашеⷢ҇ амвросиѧ… житиѥ ѥго.

12. Памѧт прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ нашеⷢ҇ спуридоона епⷭ҇па… житиѥ ѥго.

13. Памѧт ст҃хъ и добрых мкⷱ҇ъ еустратиѧ и дрооужины ѥго… мн꙽҇иѥ ихъ.

17. Стаⷢ҇ прорⷪ҇ка данила и стыⷯ҇ г҃ отрок… въспоминаніе прорⷪ҇коу данилаоу.

20. Мн꙽҇иѥ ст҃го игнатиꙗ.

28. Житиѥ ст҃го ѳеодора… написанаго.

17. Памѧт прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ нашеⷢ҇ антониѧ великаⷢ҇. житиѥ ѥго…

22. Памѧт стаⷢ҇ апⷭ҇ла тимоⷣѧ и ст҃го мкⷱ҇а анастаса пьрсѧнина… поминаниѥ ст҃го апⷭ҇ла тимоⷣ и мкⷱ҇а анастаса.

6. Ст҃хъ мв҃ новыхъ мкⷱ҇ъ… ихъ.

9. Памѧт стхъ мкⷱ҇ м҃ иже въ сеевастин миⷱ҇ныхъ… мн꙽҇иѥ ихъ.

12. Памѧт ст҃го ѳеоѳана сигрианьскаго… житиѥ ѥго.

23. Памѧт ст҃го великаⷢ҇ мнⷱⷱ҇ка георгиѧ мн꙽҇иѥ ѥго.

2. Оусъпеніе ст҃го афнанасиѧ архиепⷭ҇па альзандньскаⷢ҇… житиѥ ѥго.

8. Памѧт апⷭ҇ла и еуⷢ҇алиста іѡ҃ боⷢ҇слвьцѧ… третѥ посъланѥ тогоⷤ҇ апⷭ҇ла ѥмоуже начѧло ѥже бѣ испьрва многажьды же…

Памѧт прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ нашеⷢ҇ арсениѧ великаⷢ҇… житиѥ ст҃го арсениꙗ.

15. Памѧт прпⷣ҇бнаго оц҃ѧ нашеⷢ҇ пахомиꙗ… житиѥ ѥго.

8. Памѧт ст҃го и великаго мнⷱⷱ҇ка прокопиѧ… мн꙽҇иѥ ѥго.

15. Памѧт ст҃ою миⷱ҇коу курика и оулиты… мн꙽҇иѥ ст҃ою.

20. Памѧт ст҃го прорⷪ҇ка илии… въспоминанѥ тому же прорⷪ҇ку.

27. Памѧт ст҃го и великаго мнⷱⷱ҇ка паннтелѣимона… мн꙽҇иѥ ст҃го.

26. Памѧт ст҃хъ мнⷱ҇къ андриана и наталиѧ… мн꙽҇иѥ ихъ.

Распределение четьяго материала происходит таким образом, что каждое отдельное произведение, в зависимости от своей величины, может быть прочитываемо или сразу, в один только момент богослужебного последования, например только после одной какой-либо из

Подобаѥть вѣдѣти ꙗко присно на обѣдѣ и на вечери. чьтниѥ ѿ бжⷭ҇твьныхъ писании. дължьно ѥсть бывати. бестоудьноу бо вещь иѣкакоу творити мнит моужь мнишьскоѥ житиѥ прѣходити обѣщавыисѧ. аще и въньгда приносить плъти пищю. и не тъгда и дш҃ю сщ҃еинымн слоухы питаѥть. иже плътьскоѥ оубо оугоднѥ. чрѣсъ дѣло полагати истѧзаѥть. дѣло же творити ꙗко въ истиноу ѥже дш҃ю вьсѧцѣмь образъмь оуправлѧти. и оустроѥниѥ ѥи оуньшеѥ даꙗти и прочими же хвалеными дѣꙗнии и паче матвою и чьстьных пнсании прилѣжьнаго чьтениѧ. ꙗako же бо погыбающиꙗ пища. тьлѣющаго и нестоꙗащаго живота. брашьноу бываѥть. исходатаи тѣмь же обвразъмь и писании пытаниѥ бжⷭ҇твьнъ нѣкак и присносоущьнъ дш҃ам подаѥть. пытаите оубо писаниѧ. и къ нихъ обрящете животъ вѣчьныи. нелъжьнаѧ рекоша оуста живаго хлеба съ нб҃се съшьдъшаго. и себе нам раздробивъшаго. и своего ради причѧщениꙗ. на нетьлѣниѥ чл҃вкы прѣтворьшаго. Подобаѥть оубо бршьноу въслѣдовати присночьтению. нежели yьto посемоу354. скота трапеза бо рече неимоущи слова бж҃иꙗ. подобьна ѥсть ꙗсльмъ скотиꙗмъ 355 .

Русский перевод по этой редакции издан проф. Е. Е. Голубинским в «Истории русской церкви» (т. I, вторая половина, по изданию 1904 г. стр. 776–785) и С.-Петербургской Духовной Академией в «Творениях преп. Феодора Студита в русском переводе» (т. II, стр. 822–830).

Текст этой редакции издан проф. Дмитриевским по рукописи Афонского Ватопедского монастыря ХIII–ХIV вв. № 322 (556), но этот текст находится и среди рукописей отечественных книгохранилищ, именно в рукописи Московской Синодальной Библиотеки № 456 (л. 140–150), имеющей дату 1298 года (см. Мансветов «Устав», стр. 408–413) и бывшей в нашем распоряжении.

Неполностью памятник издан также на греческом языке Гедео­ном Мануилом в книге ‘Ο ‘Αθως 1885, на русском языке в книге арх. Антонина «Заметки поклонника св. Горы». Киев, 1864, стр. 173–182, 199–212. Об Δυτύπωσις-е св. Афанасия принято выражаться, что он лишь «создался на основе ‘Υποτύπωσις-а» (см. Дмитриевский, стр. ХVII). Мы признаем его, в отношении чисто-литургических указаний, такою же редакцией ‘Υποτύπωσις-а, как и тексты, изданные Migne-Mai с одной стороны и Дмитриевским (по рукописи Ватопедской) с другой, потому что при сопоставлении всех трех текстов оказы­вается, что текст Δυτύπωσις-а, в чисто литургической части имеет не больше отличий от первоначального текста ‘Υποτύπωσις-а, равно как и текстов 1-й и 2-й редакций, чем текст первой и второй друг от друга и от первоначального.

в § 12 – об особенностях службы субботней: Δεῖ εἰδόέναι. ώς καθ’καστον σάββατον.

§ 13 – о службе субботней от Воздвижения до Четыреде­сятницы (по 1 ред.), или до

Пасхи (2 ред.): ἐν δἐ τοῖς σάββασι οὐκ ἀναγινώσκομεν.

§ 19 – о целовании после повечерия;

§ 21 – об оглашении на повечериях Четыредесятницы;

§ 22 – об исповеди у игумена на каждой утрене;

§ 26 – о чтении книг из монастырской библиотеки.

в § 3 – о повечериях целого года: ἐκ τότε καὶ τὰ ἀποδείπνια. καὶ ἐπέκεινα.

§ 3 – о начале служб (διακονία) или работ монастыр­ских на Фоминой неделе: κύμνουσι.

§ 3 – о прокимнах на вечерне: ἕως δε τῆς. ἠμέρας.

§ 8 – о заупокойной литии в субботы пред пятидесятни­цей и мясопустную.

§ 14 – е) о кафизмах и чтениях на утрене и часах Че­тыредесятницы.

§ 15 – о часах и поклонах страстной седмицы.

Вне порядка § 14 – о поклонах на службах Четыредесятницы. 1 ред.: πιοῦμεν δε μετανοίας..

ὅρθρον 3 ред., стр. 249.

§ 17 – о стихирах на вечерне на Господи воззвах, 1 ред. стр. 212 прим.: χρη γινῶσκειν,

ὅτι τῷ σαββάτῷ. έορταῖς.

3 ред. стр. 249: χρὴ γινώσκειν, ὄτι καθ ἔκαστον ἐσπερινον. τρισσεύομιν.

101

1–2 ред.3 ред.
§ 7 ἄλλ’ οὖν κανόνας νεκρωσίμους ἐν τοῖς σάββασι ψάλλομεν καὶ ἐν ἄλλῃ δὲ ημέρα, εἰ τύχοι, μνημόουνον ἀδελφοῦ, ψάλλομεν.οὐ δε ἐν τοῖς σάββασι ψάλλομεν νεκρωσίμος κανόνας (стр. 248).

§ 2. εἰς δε τιυχνικίὰ. κύριεέ λέησον.

§ 2. τῷ δὲ σαββάτω… καὶ ἐπέκεινα.

§ 3. τῇ δε κυριακῇ τῆς λαμπρογόρον. καὶ εὐθνς

§ 4. πᾶσι τῶν δεσποτικῶν έορτῶν

§ 5. Αχρι δὲ τῆς ‘Αναληψιμου. καὶ ἀποσῖολικῶν.

§ 9. Срав. 3 ред. стр. 230: ίσέον, ὄτι τῆ άγία Πεντηκοστῆ. τῆς ὲορτῆς

§ 13. Отсутствует вставка 3-й ред.: εἰς τὴν μεταμόρθωσιν.

Автор каждой новой редакции мог выпускать из лежавших пе­ред ним оригиналов лишь те замечания, которые вследствие изме­нившейся практики уже потеряли силу, но в этих случаях он есте­ственно должен был на их место ставить об том же самом предмете другие замечания. Выпускать же важные для полноты регла­ментации указания просто ради большей систематичности расположения правил не стал бы ни один инок (коими, конечно, были авторы всех редакций нашего памятника), так как он, разумеется, прежде всего дорожил полностью описания богослужебного порядка. В част­ности, вторая редакция имеет следующие указания, принадлежащие толь­ко ей одной:

о порядке ежедневного начала утрени: Δεῖ εἰδέναι, ὅτι ή προλεχθεσα. τὴν συνήθειαν. стр.

о порядке целования братии (ἀσπασμός) после пасхальной утрени δεῖ εἱδέναι, ὅτι μετὰ τὴν

συμπλήρωσιν. τελεία ἀπόλυσις стр. 227.

о литургии первого дня Пасхи: δεῖ εἰδέναι, ὅτι εἰς τὴν θείαν λειτουργίαν. εὐαγγίλιον. стр.

о литии пред литургией пасхального понедельника: τῆ δὲ ἐπἀυρων. καθαρὸν ἧ. стр. 228.

о принятии схимы на пасхальной седмице: δεῖ εἰδέναι, ὅτι τῆ τρίτῃ. ἀδελφοὺς. стр. 228.

о порядке отправления первого часа: γνωοτέον, ὅτι ἡνίκα. πάντες. стр. 230

Третья редакция имеет следующие указания, принадлежащие только ей одной:

о панихидах: χρὴ δε γινώσκειν, ὅτι μετὰ τὴν ἑορτὴν. τῶν στάσεων. стр. 247.

о времени ежедневного совершения утрени: ίστεόν. ὅτι καθ’ ἕκαστον όρθρον. ἀρχομένης.

о стоянии в храме: καὶ τοῦτο δὲ γνωστέον. ἀποτέτραπται. стр. 251.

§ 14. О славе и молитве на антифонах кафизм: ἕκαστον ἀντιφώνυν. διακόνου.

§ 15. О поклонах и последовании утрени великой субботы: καὶ μετυανοίς δὲ πιοῦμεν. εὐαγγέλιον.

§ 16. Об оглашениях св. Феодора Студита и поучении от игумена по отпуске утрени в четверг, пятницу и воскресенье Четы­редесятницы и всего года: χρὴ γινώσκειν, ὅτι δ’. καὶ παρασκεβῆ. ἐνιαυτοῦ.

Этот первоначальный текст, или, по крайней мере, ту его форму, которая предшествовала указанным пяти моментам его усложнения, образовывали, конечно, рубрики, общие всем трем редакциям по предмету содержания. Таких рубрик в литургической части около 19. За исключением последних двух, все эти рубрики во всех трех редакциях идут в одном (лишь 5, 6, 7 и 14, 15 взаимно меняются местами! определенном порядке взаимной последовательности.

1. Οπως διοικούμεθα ἐν ταῖς συναξεσι τῆς άγίας καὶ ἐνδόξου τριη μέρου αντωτάσεως. § 2.

a) kοῦ ὄρθρου ἡ ἀκολονθία.

b) εἰς τὰ λυχνικὰ ταύτης τῆς ἐβδομάδος.

c) ἐν ταῖς ἀποδειπνίοίς.

2. Τῷ δὲ σαββάτῳ τῆς δίακαινησίμον. εἰς τὰ ἀποδείπνια.

3. Τῇ δὲ κυριακῇ τῆς λαμπροφόρου. § 3.

4. Τῇ δὲ κνριακῇ ἐσπέρας.

5. ‘Εν τοῖς λυχνικοῖς. τὸ Μακάριος ανὴρ. § 4.

6. Тῇ β’ εἰς τοῦ ὄρθρον. § 3.

7. Αχρι τῆς ἁγίας ἀναλήψεως. στιχήρὰ ἀναστάμια καὶ τὺ ’Ανάστασιν Χρι­στος. το Ν’. § 5–6.

8. Εως τῆς άγίας Πετντηκοστῆς ὢρας. γόνν. § 7.

9. Κανόνας νεκρώσιμους.

10. Τῆ κυριακί τῆς άγιας Πετντηκοστῆς. εις τοῦ ὄρθρov εὐαγγέλιον. § 9.

11. ‘H ποσότης τε καὶ ποιότης τῆς ψαλμωδίας. μέχρι τῆς μψώσιως τοζωοποιοῦ ξύλου. § 10–12.

a) ‘H τεσσαρακοστὴ τῶν ὰγίων ὰποστόλων. τὰς ὥρας μετὰ τῶν καθισμά­των. μετανοίας..

b) Εις ἔκαστον ὄρθρον μιτὰ τὸ τέλος τῆς ἀναγνώσεως.

12. Εἰς τὴν κοίμησιν τῆς παναγίας Θεοτοκόυ. ἐν ἄλλαις δὲ έορτεῖς. § 13.

13. ‘Απὸ τῆς ὺψώσεως ἔως τῆς πασχαλίας. κάθιμα ἐν τοῖς ὄρθροις. καὶ ἀνάγνωσιν.

14. Tῇ άγία τεσσυρακοστῇ τάσσεται ὰδελφὸς. § 23. Об этом обычае упоминает св. Феодор Студит.

Все 3 редакции ‘Υποτύπωσις-а:Оглашения св. Феодора:
Нужно знать, что в святую Четыредесятницу назначается престарелый брат, и с 3-го часа обходит все службы и, творя метание, говорит: «братие и отцы, да внимаем себе, ибо умираем, умираем, умираем».Ведь, вот, не велик, кажется, труд того, кто ежедневно напоминает о смерти и твердит всего один лишь стих (τοτοῦ στίχον λέγοντος καὶπομνήσκοντος καθ’κάστην περτοῦ θανάτου). (Вел. Оглаш., ч. II, сл. ХХVIII Р. П. стр. 728. М. К. В. σ. 195.). Усердно молю вас, чада мои, – взирая на Бога, – как будто вы уже разлучаетесь с телом, как будто (уже видите ангельские чины и лики, и особенно же, как будто вы переживаете последний смертный час, даете, затем, ответ Судии и получаете вечные блага, – подвизайтесь, уничтожайте искушения. (Вел. Оглаш., ч. I, сл. XXXIV. Р. П. стр. 539; ср., стр. 570).

15. ‘Ιστέουν, ὅτι καὶ ἐπιοτημονάρχαι εισὶ. ὰφυπνιοτὴς ἕιερος. καὶ ἐπιτηρτής. §18 Все эти должности

не раз перечисляет св. Феодор Студит в своих оглашениях.

16. Οτε δεχόμεθα ἀδελφοὺς. § 24.

17. ‘Αφορίστριυί εἰσι παρ’ ημῖν. § 25.

18. Τῇ πυρυμονῇ τῶν Χριοτοῦ γεννῶν, καὶ τῶν ψώνων. ἀποδείπνιον. § 20.

19. О времени литургии и трапезы. 1–2 ред., стр. 233: χρὴ εἰδέναι, ώς ήνίκα ἐvvάτῃ ποιοῦμεν. εἰς

τὴν τράπεζαν. 3 ред. стр. 248–9: χρή γινώσκειν, ώς ὴνίκα ἀργῶς. καταλιμπάνομεν.

Тирады 18 и 19 в 3-й редакции занимают совершенно не то место, какое занимают в 1-й и 2-й и, возможно, составляют нарощение на первоначальном тексте, однако предшествовавшее указанным пяти редакциям.

Наиболее очевидные примеры первого и второго рода.

В § 2 общее правило, имеющееся во всех 3 редакциях, о вечер­нях целой пасхальной седмицы, поясняется во второй редакции, кроме нескольких мелких, крупным дополнительным замечанием об особенности вечерни 1-го дня Пасхи.

1—2—3 ред.: Εἰς τιλυχνικταίτης τῆς εύδομάδος

2 ред.: τὸ κατὰ συνήθειαν προοίμιον οὐ λὲγετια, ἀλλ’ ἤ μόνον

1—2—3 ред.: τὸ Χριστὸς ὰνέστη, καὶ εὐθέως τὸ Κύριε καὶ ἀπολυτικὸν ιὸ Χρι­στὸςνστη (2 ред:

όμοίως ἐν τῷ ἀπολυτικῷ)

2 ред.: ‘Εν δὲ τῷ λυχνινῷ τῆς λαμπροφόρου κυριακῆς γινόμένης είσόδου, μετὰ τὸ προκείμενον

εὐαγγέλιον καὶὰ ‘Ιωάννην Οἴσης ὀψίας τῆ ἠμέρα ἐκείνη.

1—2—3 ред.: ἐν dt τοίς άποόείπνοις. λέγομεν.

В тот же § 2 в рубрику вторую, общую для всех редакций, и совершенно тождественную во всех по слововыражению, в замечание о повечерии субботы пасхальной, редакция вторая вносит замечание и о вечерне этой субботы, и дополняет пояснением, что так бывает и в другие субботы.

1—2—3 ред.: Τῷ σαββάτῳ τῆς δυακαινσίμου

Вставка 2-й ред.: ἐἰς τὸ λυχνικὸν ἀπαρχόμεθα ψάλλειν τὸ κατὰ, σονήθειαν πάλιν προοίμιον

Εὐλόγει ή ψυχὴ μοῦ τοῦ Κύριον καὶ εὐθέως τὸ Κύριε ἐκέκραξε

Снова 1—2—3 ред.: Εις. τὰ ἀπόδειπνα Μεθ’ ἡμῶν ό Θεὸς

2 ред.: Ομοίως δε καὶ ἐν τοῖς λοιποῖς σάββασι οὕτως ψὰλλομεν.

Краткое замечание о службе Пятидесятницы, сохранившееся во 2-й редакции, распространяется в 1 и 3 в целый содержательный § 9.

§ 11–12. Из § 12 в первоначальном тексте наверно была только заключительная фраза, которая логически непосредственно связана с содержанием § 11 и не покрывает собою содержания § 12. Памятником первоначального текста здесь является 3 редакция, в которой § 12 нет, кроме заключительной фразы, непосредственно следующей за § 11:

1—2—3 ред.: Χρὴ γινώσκειν. ότι είς ἔκαστον ὅρθρον μετὰ τὸ τέλος τῆς άναγὑψώσεως ἐγειρόμενοι δωδεκάκις λέγομεν τὸ Κύριε ἐλέήσου καὶ οὕτως πάλιν ἅοχεται ή ψαλμῳδία.

Вставка 1–2 ред. весь § 11 до заключительной фразы:

1—2—3 ред.: Αὕτη ἡ ποσότης τε καὶ ποιότης τῆς ψαλμῳδίας διατένει μέχρι τῆς ὑψώσεως τοῦ ζωοποιοῦ ξύλου. Фраза эта обобщает предшествующие правила о ποσότης καὶ ποιότης ψαλμωδίας, между тем В дополнительном, сравнительно с 3-й редакцией, содержании § 12 говорится не о ψαλμδία псалмопении лишь, но вообще об особенностях субботней и воскресной утрени, в частности, например, об экзапостиларии.

§ 13 после замечания о кафизмах в попразднества двунадесятых праздников содержит указание о количестве кафизм и чтений на ут­ренях от праздника Воздвижения. Последнее указание имеют все три редакции. Во второй редакции очевидно то же лицо, которое сделало в § 12 вставку о кафизмах и чтениях и некоторых других особенно­стях утрень субботних до Воздвижения, сделало здесь вставку о ка­физмах и чтениях на субботних утренях после Воздвижения: εἰς δὲ τοῖς σάββασι τούτοις. οὐκ ἀναγινώσκομεν.

Наиболее интересный пример.

3 ред.1 ред.2 редак.
§ 5. Αχρι τῆς Αναληψίμου ὲορτῆς προηγοῦνται τὰ ἀναστάσιμα στιχηρἀ καθισμάτων τῶν τε κανανυκτικῶν καὶ ἀποστολικῶν.Αχρι τῆς ἁνας άναλήεως προηγεῖτυι τριῷδια αναστά σιμά τοῦ τῆς ἡμέρας κανόνα, ώσαύτως καὶ στιχηρὰἀναστά σιμα προηγεῖται τῶν λοι πῶν στιχηρῶν, παρεκτὺς τῶν σταυροσίμων, καὶ τὸ ‘Ανὰστασιν Χριστοῶ θεασάμενοι, ἄχρι τότε καθ’ ἑκάστην λέγομεν, προηγεῖται τοῦ πεντηκοστοῦ.
§ 6. Χρὴ γινώσκειν, ὅτι ἀπὸ τὸῦ Πάσχα ἔως τῆς Αναληψίμου, τὸ ‘Ανάστασιν Χριστοῦ λέγομεν, εἶθ’ οὕτως τοῦ Ν’.
καί μαρτνρικῶνκαί μαρτυρικὰ
ἐν ψαλμῳδίᾳ
οὐ μέντοι τῶν στανροσίμων
ἐξ ἐκείνον δὲ οὐκέτι

Так, вторая редакция вводит обычай начала пасхальной утрени в притворе – δοξάζειν ἐν τῷ νάρθηκι, а не ἐν τῷ θυσιαστηρίῷ как в 1-й и 3-й редакциях, и тем изменяет несколько остальное последование пасхальной утрени. Подобное же изменение практики отражается в раз­ногласии всех трех редакций относительно утрени воскресенья и по­недельника Фоминой недели (см. Дмитриевский стр. XVIII).

Например, замечание § 16 первой редакции об поучениях от игумена. То же самое нужно сказать и о порядке чтения книг из мо­настырской библиотеки, излагаемом в 1-й и 2-й редакциях (§ 26) и неотмеченном в 3-й; тот же порядок изображает св. Феодор в слове XXXIX второй части Великого Оглашения: «приходит час, ког­да вас зовут к библиотекарю. Ради чтения вы не должны бросать своего послушания. Затем вот простучали в било. на то, чтобы воз­вращать книги обратно: для того, чтобы и еще почитать, не отважимся на ослушание, дабы после, когда нас будут допрашивать о причине запоздания, нам не пришлось лгать и сочинять оправдания». Сравн. сл. ХIIХ первой части Великого Оглашения (стр. 574–5) и «преп. Феодора Студийского епитимии, общие всему братству». Творения св. Феодора в русском переводе т. II стр. 841–2. Впрочем, так как это замечание касается собственно не литургической, а дисциплинарной стороны жизни Студийского монастыря, из каковой автор Δυτύπωσις-а, св. Афанасий, естественно заимствовал для своего афонского монастыря далеко не все обычаи, то допустимо, что замечание о библиотеке было в первоначаль­ном тексте, но опущено св. Афанасием по той простой причине, что им не было заимствовано из монастыря Студийского соответствующего этому замечанию обычая.

Дмитриевский, Τυπικὰ, стр. XXX.

1–2 ред.: οἱ πλείον τῶν ἐγκρίτων μοναστῶν ταύτην αἰροῦνιαι. стр. 223.

Едва ли возможно, чтобы желание записать порядки св. Феодора явилось у студийских монахов слишком много времени спустя после смерти св. Феодора и особенно после утверждения этих порядков во многих других монастырях, когда письменная запись стала неотлож­ной потребностью.

Именно, на утрене после дней двунадесятых праздников: Рожде­ства и Успения Божией Матери, Рождества Христова, Крещения, Срете­ния, – по всем трем редакциям; Пятидесятницы – по 1-ой редакции и 3-ей; Воздвижения – по 2-ой и 3-ей редакциям, и Преображения – по 2-ой редакции; на утрене недели светоносной т. е. Антипасхи и дня Св. Ду­ха – по 1-ой редакции.

3-я ред. Дмитриевский, стр. 249; ср. 1-я ред., там же стр. 231.

1–2 редакции: ἐν δὲ τοῖς σάββασινιν εἰς τοῦ ὅρθρον ψάλλομεν πρὸ τοῦ ‘Αμῶμου κάθισμα, εῖτα τοῦ Αμωμον, εῖτα τοῦ πεντηκοστόν, εῖτα τοῦ κανόνα. Γί­νονται δε ἀναγνώσεις γ. Εις γὰρ τοῦ ‘Αμωμον οὐκ ἀναγινώσκομεν. ’Εν δὲ σάββαῦι τοντοις (ὰπὸ δὲ τῆς ὑψώσεως ἕως τῆς μεγάλης μ’ 2-ая ред: τῆς πασχαλίας) ψάλλομεν τὰ πρὸ τοῦ ‘Αμώμου δύο καθίσματα, εῖτα τοῦ ‘Αμωμον, εῖθ’ οὔτως τοῦ κανόνα, γινόμενων δε τεσσάρων ἀναγνώσεων, καθ’ ὅτι εἰς τοῦ ‘Αμωμον οὐκ ἀναγινώσκομεν.

По 1-ой редакции, кафизм и чтений 4. По 3-ей – 3. Дмитриевский, стр. 231 прим. и 249–50.

Дмитриевский, стр. 249–50.

1-ая редакция, стр. 229 прим. 3-я ред., стр. 247. «’Αχρι τῆς ’Αναληψίμου ἑορτῆς προηγοῦται τὰ ἀναστάσιμα στιχηρὰ καθωμάτων τῶν τε κατανυκτικῶν καὶ ἀποστολικῶν» русские переводчики (Творения Феодора Студита, т. II, СПБ. 1908, стр. 822; проф. Е. Е. Голубинский «История русской церкви», т. I, пол. 2-я. М., 1904, стр. 778) передают фразой, не имеющей никакого литургического смысла: «до праздника Вознесения воскресные стихиры предшествуют кафизмам покаянным и апостольским». Кафизмой в ‘Υποτύπωσις-е и Δυτύπωσις-е называется определенное количество псалмов для пения по «Бог Господь», и такого рода кафизмы никогда и нигде (ни в одном литургическом памятнике) не разделяются на «апостольские и мученические». Бессмыслица получилась потому, что переводчики слово καθισμάτων поняли как дополнение к глаголу προηγοῦνται (предшествуют кафизмам), между тем в действительности это слово есть определение к предшествующему – στιχηρὰ (стихиры кафизм), глагол же προηγοῦνται имеет дополнением τῶν τε κατανυκτικῶν καὶ ἀποστολικῶν с подразумеваемым στιχηρῶν. Действительный смысл приведенной тирады‘Υποτύπωσις-а. отсюда таков: «до праздника Вознесения воскресные стихиры кафизм предшествуют стихирам кафизм покаянным и апостольским». Здесь, таким образом, указывается на то, что пение псалмов на каждой кафизме заканчивалось исполнением песнопений в честь воскресения Христова, апостолов и покаянного характера. Песнопения эти в данном месте называются στιχηρα, в другом месте ‘Υποτύπωσις-а. Они называются τροπάρια καθίσματος: ἀπὸ δὲ τῆς ὑψώσες ἔως τῆς μεγάλης μ προστίθεται καὶ ἕτερον κάθισμα ἐν τοῖς ὄρθροις καὶ τὰ τροπάρια δὲ τοῦ καθίσματος διπλοῦνται, λεγομένου μεσοστίχου – от Воздвижения до великой Четыредесятницы на утренях предлагается и другая кафизма, а тропари кафизм удвояются, при чем говорится междустишие (Дмитриевский, стр. 231). В 3 редакции непонятая русскими переводчиками тирада передается совершенно ясно в указанном нами смысле: προηγοῦνται τὰ ἀναστάσιμα οτιχηροκαίθίσματα τῶν τε κατανυκτικῶν καὶ ἀποστολικῶν καὶ μαρτυρικῶν ἐν τῇ ψαλμῳδίᾳ, οὐ μέντι τῶν σταυρωσίμων. Выражение ‘Υποτύπωσις-а τὰ στιχηρὰ καθισμάτων здесь превращается в одно слово – σαιχηροκαθία. Наконец, что в данном месте ‘Υποτύπωσις, идет противопо­ложение одного рода стихир стихирам другого рода, можно заключать из параллельного места 2-й редакции: στιχηρὰ ἀναστὰσιμυα προηγεῖται τῶν λοιπῶν ατιχηρῶν, παρεκτὸς τῶν στανροσίμων. (стр. 229).

Χρἠ γινώσκτιν, ὅτι εἰς ἕκαστον ὄρθρον μιτά τὸ τέλος τῆς ἀναγνώσεως ἐyειρoμενοι δωδεκάκις λέγομιν τὸ Κύριε ἐλίησον καὶ οὕτως πάλιν ἄρχεται ἡ ψαλμωδία. (1–3 ред.).

2 редакция, стр. 226: γίνεται δὲ ἀνάγνωσις. καὶ εἰς τὴν ς’ ωδὴν νὸ κοντὰκιον. 3-я редакция, стр. 246: γίνεται δὲ ἀνάγνώσις μία ἀπὸ τῆς τρίτης, ἀπὸ γαρ τῆς ς’ τὸ κοντάκιον. 1 редакция, там же прим.: γίνονται δε δύο ἀναγνώσεις, καὶ ν’ ἀπὸ τῆς β’ ἀναγνώσεως.

p. Π. стр. 531: Вы переходите от бдения к бдению, от утрени к утрени. от одной части положенных правилом ежедневно стихословий к другой, от пробуждения во время утрени поставленным для этого братом к новому пробуждению.

Во всех трех редакциях: καὶ ἀφυπνιστὴς ἕτερος, ό ἐν ταῖς αναγνώσεσι τοῦ ὅρθρου ἡρὲμα περιερχόμενος τοὺς ἀδελφοὺς, καὶ τοὺς κοιμωμένονς έξυ πνίζων (3-я ред.: ’εξυπνίζει). Τυπικὰ. стр. 232 и 250.

1-я ред. стр. 231–2 прим. Χρὴ γινώσκειν, ὅτι δ’. καὶ παρασκεβῇ καὶ κυριακῇ, τῶν αδελφῶν ἰσταμένων μετὰ πάσης εὐλαβείας, μετὰ τὴν ἀπόλυσιν τοῦ ὄρθρου ἀναγινώσκεται ἡ κατήχησις τον θεοφόρου πατρὸς ῇμῶν Θεοδώρου. Εἶτα λέγει τὰ παρ’ ἑαντοῦ ό ἡγούμενος, νουθετῶν τοὺς ἀδελφοὺς. Καὶ μετὰ τὴν συμπλήρωσιν τῆς κατηχήσεως, δοξάζουσιν καὶ λέγεται τὸ Ηάτερ ἡμῶν, καὶ εὐλογεῖτε, ἅγιοι, εὐλόγησον, πάτερ, καὶ ἀπολύει. Οὕτως καθόλου τὸῦ ἐνιαυτοῦ. Сравн. Мансветов «Церк. Устав», стр. 114–115 прим.

1-я ред. стр. 231 прим. Проф. Мансветов (там же, стр. 114) совершенно неправильно думает, что здесь говорится о чтении паремий: «В великий пост ἐν δὲ τῆ γ’. καὶ ς’. καὶ θ’. (подразумевается ὥρᾳ) ἀναγινώ σκομεν – на третьем, шестом и девятом часе читаем, т. е. полагаются чтения паремий, указанные в паремийниках, а после каждой славы, которою заканчивается чтение – особая молитва, читаемая священником или диаконом». Все это положение представляет какое-то недоразумение. Правда, на языке греческих типиков и чтения паремийные называются ἀναγνώσεις, но подразумевать здесь именно эти чтения совершенно невозможно. Чтение паремий на всех трех часах ежедневно постом – явление совершенно чуждое всем типикам. Еще страннее речь о том, будто эти предполагаемые чтения паремий заканчивались славами и молитвами. В ‘Υποτύπωσις-е, по тексту 1-ой редакции, вслед за приведенными в начале примечания словами, следует: καθ’ ἕκαστον ἀντίφωνον, ἤγουν δόξαν, εὐχὴ γίνεται παρὰ τε τοῦ πρεσβντέρον καὶ διάκόνου – на каждом антифоне после «славы» бывает молитва от священника и диакона». «Слава», таким образом, и молитва произносились на каждом антифоне, но выражение «антифоны» никогда не прилагается к паремиям, ибо не имеет при них никакого смысла; а уже отсюда явно, что здесь речь идет о кафизмах, что именно на каждом антифоне кафизм полагаются слава и молитва. Следует принять во внимание, что такого именно рода порядок исполнения кафизм на часах сохранился в Типиконах Ватиканской библиотеки № 1877–1292 г. и № 1609–XVI в., очевидно, как след Студийской практики, с которой были несо­мненно знакомы составители первой редакции западных типиконов (Дмитриевский, там же, стр. СXIX). Ψάλλομεν μονοψάλμον τὴν а’. ὥραν, – говорится в № 1609 о порядке совершения 1-го часа под вели­ким понедельником, μετὰ. оὖν το τέλος τοῦ ψαλμοῦ εὑχὴ παρὰ τοῦ ερέως, πρηνοῦς κειμένου ἐνώπιον τοῦ θυσιαστηρίου, παρά τοῦ διακόνου συναπτὴ μεγάλη, μιτὰ δὲ τὴν ἐκφώνησιν τοῦ ἱερέως εὐθὺς ἡ στιχολογία, ἀντίφωνον а’, ἦχος πλ. Β’ πὰλιυ εὐχὴ καὶ συναπτὴ μικρὰ. ‘Ετι καὶ ἔτι, εἶτα τὰ ἀντίφωνα καὶ ουναπτὴ μικρά, εἶτα τὸ Πρωῖ εἰσιίκουσιν, καὶ μετὰ τὸ θεοτόκίον, άνάγνωσις ἐκ τοῦ Κλίμακος, καὶ μιτὰ. τὴν ἀνάγνωσιν ουναπτὴ. Πληριόσωμεν τὴν δέησιν μετὰ τῶν αιτήσεων, οἱ ἀδελφοί. Τά διαβήματα, τὸ Τρισάγιου, καὶ μετὰ τὸ ΙΙάτερ ἡμῶν, ὁ ἱερεὺς.’ Οτι σοῦ ἐστιν, ὁ λαός· ‘Αμὴν, τὸ Κύριος ἐλέησον ιβ’. στάοις μεγάλη, καὶ άπόλυοις. (Дмитриевский, стр. 870 прим. 1-е). В этих сло­вах дав ответ и на недоумения проф. Мансветова насчет молитвы, читавшейся на каждом антифоне каждого часа. В подлинном тексте ‘Υποτύπωσις-а сказано, что она читается παρτοῦ πρεσβυτέρου καὶ διακόνου священником и диаконом. Сравнение ‘Υποτύπωσις. с данным местом Типикона № 1609 Ватиканской библиотеки показывает, что толкование проф. Мансветова неправильно. Молитва действительно произносилась одновременно священником и диаконом. Дело обстояло так, что после каждой славы антифона кафизмы диакон произносил ектению (после первой – великую, после следующих – малые), а священник заканчивает эту ектению возгласом, заключавшим тайную молитву, которую он читал во время этой ектении. Что эта тайная молитва была нечто особое от теперешних заключительных молитв часа, это видно из Ватиканского Типикона № 1877 (Дмитриевский, стр. 871), где эти заключительные молитвы занимают свое теперешнее место одновременно с тайной, положенной на антифонах.

Во всех трех редакциях: σημεῖον τοῦ δὲ τέλους τῆς ἀναγνώσεως ταύ της ἐστὶν ὁ ἦχος τῶν κλιερίων (2 ред.: γλιερίων, 3 ред.: κογλιαρίων) ἐν τῇ υοτἄτῃ μαγειρίᾳ, πάντως όμοῦ ἐπὶ τῶν παροψίδων ἐπιῤῤιπτομένων (1 ред. παραδίψν ἐῤῤιπτομένων). Перевод СПБ. Академии почему-то передает: «зна­ком же окончания чтения служит шум ложек о подставку для ку­шания, после чего все они вместе бросаются на блюдо». Более точно следует приведенному сейчас греческому тексту Е. Е. Голубинский: «знаком же шум ложек на последнем кушании, которые все вместе бросаются на (служащее к тому) блюдо», но он совершенно напрасно переделал множественное ἐπι τῶν παροψίδων в единственное и пере­дал: «на блюдо» с присовокуплением пояснения: «служащее к тому». Последней поправкой и пояснением проф. Голубинский обнаружил та­кое представление дела, что ложки бросались на особое предназначенное специально для того блюдо, между тем текст, говоря именно о блю­дах (т. е. о многих), скорее указывает, что ложки бросались именно на те блюда, в которых находилось последнее кушание, и которые, становясь пустыми, после потребления содержимого в них, естественно издавали шум, когда в них бросались ложки. Этот обычай и до­селе можно наблюдать в наших русских монастырях.

1–2 ред., стр. 232: ἰοτίον, ὡς ἐv τοῖς ἀποδείπνοις τῆς άγίας τεσσαρακοστῆς, πᾶσι σχεδὁν, πῆ μὲν παρὰ τοῦ προεστῶτος, πῆ δὲ παρὰ τῶν προβεβηικότων καὶ λόγον μεμειραμένων (вар. πεπειραμένων) κατήχησις ἐv τοῖς ἀδελφοῖς γίνεται.

2 редакция, стран. 226: Γίνεται δὲ ἀνάγνωσις μία ἀπὸ τοῦ Θεολόγοι ’Αναστάς ἡεως ημέρα καὶ ή ἀρχὴ δεξιά, καὶ εἰς τὴν ς’. ὡδὴν τὸ κοντάκιον, Ανάστασιν Χρίστον θεασάμενοι, καὶ ό Ν’, καὶ ἀπολύει τοῦ ὄρθρου ή ἀκολουθία.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *