устойчивое развитие обучение в россии
Образование в интересах устойчивого развития: 30 лет спустя
Все больше стран признают образование в интересах устойчивого развития неотъемлемым элементом качественного образования и ключевым фактором для самого устойчивого развития. В России внимание этой теме уделялось лишь на бумаге, поэтому до сих пор существуют проблемы как в реализации, так и в понимании самого явления.
Чем образование в интересах устойчивого развития отличается от экологического
Термин «устойчивое развитие» был введен 30 лет назад в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее». Официально он был признан на международном уровне в 1992 году. Основной документ, принятый в это время — «Повестка дня на 21 век», — указывает на важность переориентации систем образования для содействия устойчивому развитию и повышения осведомленности населения о проблемах мира. Тем не менее, современное понимание образования в данном направлении сформировалось позже, и оно включает в себя сразу три составляющие — экологическую, социальную и экономическую, — в равной степени. Современное определение от ЮНЕСКО звучит так:
Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) — это образование, которое делает возможными социальные преобразования, необходимые для создания более социально справедливых обществ и достижения устойчивого развития.
Международное сообщество начало активную работу по ОУР только в 2000-х годах. Прежде такими вопросами занимались экологические некоммерческие организации. По той же причине во многих странах, включая Россию, существует заблуждение, что ОУР и экологическое образование — одно и то же. ЮНЕСКО в своих публикациях подчеркивает, что это разные понятия. Отдавая, тем не менее, должное экологическому образованию и роли тех, кто развивал и поддерживал ОУР после 1992 года.
Экологическое образование — только одна из трех частей ОУР, наряду с социальным и экономическим. Образование в интересах устойчивого развития обширно, и включает в себя такие аспекты, как планирование и разработка политических решений, реализация программ развития, финансы, преподавание, администрирование и т.д. Причем теоретики разделяют ОУР на два типа. В первом случае это — образование об устойчивом развитии, когда учащиеся изучают непосредственно его концепцию и принципы. Во втором — образование для устойчивого развития, когда речь идет о наработке навыков, необходимых для его достижения. Например, системного и критического мышления, помогающего рассматривать экономические, экологические, социальные и культурные аспекты в совокупности; умений устанавливать партнерские отношения, налаживать диалог, участвовать в принятии решений, понимать права и возможности человека и расширять их.
«Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие»: роль образования
В марте 2017 года при поддержке Канадской комиссии по делам ЮНЕСКО в Оттаве собралось более 400 экспертов и специалистов из государственного, неправительственного и частного секторов и 50 представителей молодежи со всех регионов мира. Их сплотила «Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие: роль образования». В 2013 году ЮНЕСКО одобрила Глобальную программу действий по просвещению в интересах устойчивого развития, которая направлена на наращивание масштабов конкретных действий в области ОУР.
«Неделя ЮНЕСКО за мир и устойчивое развитие» отметила середину данной пятилетней программы. Мероприятие объединило под одним флагом форум Глобальной программы действий ЮНЕСКО и форум ЮНЕСКО по образованию в области глобальной гражданственности.
Важно отметить, что с 2015 года ОУР четко обозначено в последнем международном документе по устойчивому образованию — «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Он включает 17 целей устойчивого развития. Одна из них — обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни. Также в документе под этой целью обозначена задача по обеспечению к 2030 году учащихся знаниями и навыками, необходимыми для содействия устойчивому развитию. В частности, путем освещения таких тем, как устойчивый образ жизни, права человека, гендерное равенство, пропаганда культуры мира и ненасилия, гражданства мира и осознания ценности культурного разнообразия.
Правительство России, как и 192 других стран, приняли данную повестку. При этом на Неделе ЮНЕСКО российская сторона была представлена лишь одной неправительственной организацией — Открытой школой устойчивого развития (по приглашению от ЮНЕСКО). Пока Россия отстает от международного сообщества по вопросам развития и внедрения ОУР, что заметно по вовлеченности российских организаций и инициатив в международный диалог по этим вопросам. Что особенно наглядно показано на карте Глобальной программы действий ЮНЕСКО, где отмечено ни одной организации в России, которая бы занималась вопросами ОУР. Хотя это не означает, что их вовсе нет.
Россия и образование в интересах устойчивого развития
В 2017 году в России вышли поручения президента правительству, в которых говорится «о включении в федеральные государственные образовательные стандарты требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития (. )». Надежд на их реализацию немного. Несмотря на активное участие российских НКО в создании Стратегии ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (2005), принятой наряду с другими международными документами (Ханты-Мансийская декларация 2009 года), их практического воплощения мы до сих пор не видим. Притом в многочисленных отчетах по реализации ОУР зачастую налицо отсутствие понимания различий между ОУР и экологическим образованием. Однако и с экологическим образованием не все благополучно, как отмечает руководитель фонда «Эра» Татьяна Честина. Хотя у нас и было несколько поручений по становлению экологического образования, а также подписаны декларации (Тбилисская декларация 1977 года, Гамбургская декларация 1997 года).
В настоящее время предмет устойчивого развития преподается на некоторых факультетах международных отношений, и для таких специальностей, как «Экология и природопользование». Что еще раз подтверждает доминирование экологического направления. Но даже в такой ситуации уровень подачи информации может сильно варьироваться в зависимости от заинтересованности преподавателя. Концепция эволюционирует, каждый год принимаются новые международные соглашения, выходит много научных докладов по данной тематике, внедряются инновационные подходы. Не каждый преподаватель способен отследить все эти процессы в условиях современного состояния высшей школы.
Причем образование в интересах устойчивого развития не должно ограничиваться уровнем вузов. Особенно важным является обучение тех, кто уже получил диплом и теперь занимает ключевые посты. Нередко представители государственных органов оперируют словосочетанием «устойчивое развитие», не вполне понимая, что за ним стоит. Именно поэтому необходимо создавать образовательную систему, которая могла бы как научить навыкам ОУР, так и проинформировать о последних тенденциях в этой области.
Большую роль в продвижении ОУР играют некоммерческие и негосударственные институты. Среди них:
Устойчивое развитие обучение в россии
О сенью 2020 года команда проекта Kapoosta.ru Движения ЭКА
в партнерстве с проектным офисом «Стратегии и практики устойчивого развития» и Школой КСО и устойчивого развития ММВШБ МИРБИС провели две онлайн-конференции «Обучение в сфере устойчивого развития»
Конференция «Обучение в сфере устойчивого развития»
с экспертами и преподавателями
из МГУ им. М.В.Ломоносова,
МУ им. С.Ю.Витте, бизнес-школ Московской школы управления Сколково, Школы КСО и устойчивого развития, ММВШБ «МИРБИС», организаций Ecowiki, Зелёный Драйвер и др.
Осенью 2020 года команда проекта Kapoosta.ru Движения ЭКА
в партнерстве с проектным офисом «Стратегии и практики устойчивого развития» и Школой КСО и устойчивого развития ММВШБ МИРБИС провели две онлайн-конференции «Обучение в сфере устойчивого развития»
Конференция «Обучение в сфере устойчивого
развития» с экспертами и преподавателями
из СПбГУ, ИТМО, СПбГЭУ, компаний RBEN,
Экологический союз «Листок жизни»
Конференция «Обучение в сфере устойчивого развития»
с экспертами и преподавателями из СПбГУ, ИТМО, СПбГЭУ, компаний RBEN, Экологический союз
«Листок жизни».
Осенью 2020 года команда проекта Kapoosta.ru Движения ЭКА в партнерстве с проектным офисом «Стратегии и практики устойчивого развития» и Школой КСО и устойчивого развития ММВШБ МИРБИС провели две онлайн-конференции «Обучение в сфере устойчивого развития»
Конференция «Обучение в сфере устойчивого развития» с экспертами и преподавателями из МГУ им. М.В.Ломоносова, МУ им. С.Ю.Витте, бизнес-школ Московской школы управления Сколково, Школы КСО и устойчивого развития, ММВШБ «МИРБИС», организаций Ecowiki, Зелёный Драйвер и др.
Конференция «Обучение в сфере устойчивого развития»
с экспертами и преподавателями из СПбГУ, ИТМО, СПбГЭУ, компаний RBEN, Экологический союз «Листок жизни»
Конференция «Обучение в сфере устойчивого развития» с экспертами и преподавателями
из МГУ им. М.В.Ломоносова, МУ им. С.Ю.Витте, бизнес-школ Московской школы управления Сколково, Школы КСО и устойчивого развития, ММВШБ «МИРБИС», организаций Ecowiki, Зелёный Драйвер и др.
Конференция «Обучение в сфере устойчивого развития» с экспертами и преподавателями из МГУ им. М.В.Ломоносова,
МУ им. С.Ю.Витте, бизнес-школ Московской школы управления Сколково, Школы КСО и устойчивого развития, ММВШБ «МИРБИС», организаций Ecowiki, Зелёный Драйвер и др.
Конференция «Обучение в сфере устойчивого развития» с экспертами
и преподавателями из СПбГУ, ИТМО, СПбГЭУ, компаний RBEN, Экологический союз
«Листок жизни»
Конференция «Обучение в сфере устойчивого развития»
с экспертами и преподавателями из МГУ им. М.В.Ломоносова, МУ им. С.Ю.Витте, бизнес-школ Московской школы управления Сколково, Школы КСО
и устойчивого развития, ММВШБ «МИРБИС», организаций Ecowiki, Зелёный Драйвер и др.
Kapoosta.ru – это проект экосистемы Движения ЭКА, существующий с 2017 года.
Цель kapoosta.ru – во-первых, формирование социальных связей между потребителями и производителями экологичных товаров и услуг,
а во-вторых, сокращение негативного влияния бизнеса на природу.
Глобальная миссия проекта — способствовать формированию экологического рынка
на территории России.
С момента создания онлайн-навигатора
по «зеленому» бизнесу России его услугами воспользовалось свыше 96 тысяч человек.
На сегодняшний день kapoosta.ru объединяет
10 000 тысяч «зеленых» объектов в 80 российских регионах.
Kapoosta.ru – это проект экосистемы Движения ЭКА, существующий с 2017 года.
Цель kapoosta.ru – во-первых, формирование социальных связей между потребителями и производителями экологичных товаров и услуг,
а во-вторых, сокращение негативного влияния бизнеса на природу.
Глобальная миссия проекта — способствовать формированию экологического рынка
на территории России.
С момента создания онлайн-навигатора
по «зеленому» бизнесу России его услугами воспользовалось свыше 96 тысяч человек.
На сегодняшний день kapoosta.ru объединяет
10 000 тысяч «зеленых» объектов в 80 российских регионах.
Глобальная миссия проекта — способствовать формированию экологического рынка
на территории России.
С момента создания онлайн-навигатора
по «зеленому» бизнесу России его услугами воспользовалось свыше 96 тысяч человек.
Менеджмент устойчивого развития
Магистерская программа
Стоимость программы за весь период обучения составляет 840 000
Цель программы
Главные цели программы — предоставить магистрантам необходимые знания
Компетенции
Компетенции для профессиональной деятельности в управлении компаниями, городами и регионами с учетом целей и рисков устойчивого развития, в том числе и в условиях волатильной международной среды ведения бизнеса.
Особенности и преимущества
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
МГИМО МИД России
МГИМО МИД России является одним из признанных международных лидеров в области современного образования широкого и специального профиля, обладая уникальной образовательной культурой, и студенческим сообществом, приветствующим самостоятельное познание, высокие требования к уровню самореализации, уважение к различиям в национальных культурах, и формирующим на этой основе дружественную и динамично развивающуюся образовательную среду.
Международные
стандарты образования
Школа бизнеса и международных компетенций аккредитована в международной Ассоциации МВА Association of MBAs (АМВА), является членом ассоциации BGA; (Business Graduates Association), EFMD (European Foundation for Management Development) и EFMD Global Network.
СОВРЕМЕННЫЕ
методики обучения
В обучении используются новейшие методики мировой образовательной системе, в том числе в формате мультимедийных интерактивных лекций и семинаров, мастер-классов, выполнения групповых и индивидуальных проектных заданий, тренингов, case-study, проведения деловых игр, конференций и круглых столов с приглашением признанных российских и иностранных лидеров ESG повестки.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ
иностранный язык
Программа включает обязательное изучение английского языка по уникальным методикам МГИМО МИД России с изучением профессиональной лексики и терминологии, а также с активным использованием оригинальных источников и материалов.
ПРАКТИКА И СТАЖИРОВКИ
Студенты проходят профессиональную практику в министерствах и ведомствах федерального и регионального уровней, Банке России, российских и международных консалтинговых и рейтинговых компаниях, таких как EY, BCG, KPMG, в ведущих российских и зарубежных компаниях, таких как СИБУР, Лукойл, Леруа Мерлен, Согаз, Ингосстрах, Société General, AIG, Zurich и многих других. Возможный профиль трудоустройства: специалисты по управлению рисками ESG; консультанты по формированию стратегий устойчивого развития, менеджеры по проектам инновационного развития, связанных с внедрением ESG решений от «зеленых финансов» до возобновляемых источников энергии, и программ оптимизации городской инфраструктуры и среды.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ
Занятия в магистратуре проходят под руководством ведущих профессоров МГИМО МИД России, российских и иностранных преподавателей, а также практикующих экспертов компаний ТЭК, лидеров ESG инициатив в коммерческой среде, Московской биржи, банков, страховых и брокерских компаний, международных консультантов в области ESG.
Программа включает выполнение целевых проектов под руководством известных российских и иностранных специалистов, юристов и консультантов в области экологии, устойчивого инвестирования и страхования, корпоративного управления.