устюжна вологодской области храмы и церкви
+КАЗАНСКИЙ ХРАМ+ +УСТЮЖЕНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ+
+КАЗАНСКИЙ ХРАМ+ +УСТЮЖЕНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ+ запись закреплена
+КАЗАНСКИЙ ХРАМ+ +УСТЮЖЕНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ+ запись закреплена
Газета «Вперёд» (г. Устюжна)
Настоятеля, притч, певчих, тружеников и прихожан Казанского храма, а также жителей Богоспасаемого града Устюжна сердечно поздравляю с Престольным праздником.
Мира и благоденствия, огромного семейного благополучия, любви и, веры в лучшее. Молитвами Богородицы, да хранит Господь всех вас и град наш от всякого зла. Также поздравляю всех с Днём народного единства! Смысл и значение праздника имеют глубокие исторические корни. История России богата примерами, когда именно единение народа способствовало процветанию страны, её независимости, сохранению культурно-исторического наследия. Мы сильны, если мы едины! Празднуя этот событие, осознаём, что Россия – она наша общая Родина, её будущее зависит от каждого из нас, дорогие сограждане. Пусть в каждом доме, в каждой семье царят мир, благополучие и радость!
Всегда ваш Митрофорный протоиерей Александр Куликов, секретарь Череповецкой епархии.
+КАЗАНСКИЙ ХРАМ+ +УСТЮЖЕНСКОЕ БЛАГОЧИНИЕ+ запись закреплена
Православное Прииртышье
С ПРАЗДНИКОМ ВАС ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС.
Показать полностью.
ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ (1579 Г.)[1]
1 октября 1552 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ночью, Иоанн IV, предводитель русских воинов, готовившихся к решительному штурму татарской Казани, вдруг услышал благовест московских колоколов. Царь понял, что это – знамение милости Божией: по молитвам Взбранной Воеводы Господь восхотел обратить к Себе народ казанский.
Покорением Казани под покровом Пресвятой Богородицы было завершено дело, начатое в 1164 году святым князем Андреем Боголюбским († 1174; память 4 июля). Волга – главный водный путь страны – стала русской рекой. Из татарского плена было освобождено 60 000 русских людей. Началось просвещение татар светом Евангельской истины. Явились первые мученики – святые Петр и Стефан (память 24 марта). Новоучрежденная Казанская епархия вошла в состав Русской Церкви и вскоре просияла своими архиепископами: святителем Гурием († 1563; память 5 декабря) и святителем Германом († 1567; память 6 ноября).
Но особенно способствовало возвышению Православия среди волжских магометан явление в городе Казани 8 июля 1579 года чудотворной иконы Божией Матери.
Трудно шло дело проповеди Евангелия в покоренном царстве среди закоренелых мусульман и язычников. Пресвятая Богородица, покровительница проповедников Слова Божия, еще в земной Своей жизни разделявшая со святыми Апостолами благовестнические труды, видя старания русских миссионеров, не замедлила послать им Небесную помощь, явив Свою чудотворную икону.
28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть города и обратил в пепел половину Казанского Кремля. Злорадствовали поклонники Магомета, думая, что Бог прогневался на христиан. «Вера Христова, – говорит летописец, – сделалась притчею и поруганием». Но пожар в Казани явился предзнаменованием окончательного падения ислама и утверждения Православия на всей златоордынской земле, будущем Востоке Русского государства.
Город вскоре начал вставать из руин. Вместе с другими погорельцами, недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Ее икону, зарытую в земле еще при господстве мусульман тайными исповедниками Православия. На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец, Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону. На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства архиепископ Иеремия и перенес святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли его с Крестным ходом в Благовещенский собор – первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита.
Список с иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств ее обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь. Матрона и ее мать, послужившие обретению святыни, приняли постриг в этой обители.
В Никольском храме, где был совершен первый молебен пред Казанской иконой, был в то время священником будущий Патриарх Ермоген, святитель Московский († 1612; память 17 февраля). Через пятнадцать лет, в 1594 году, уже будучи митрополитом Казанским, он составил сказание о священных событиях, очевидцем и участником которых был: «Повесть и чудеса Пречистая Богородицы честного, славного Ея явления образа, иже в Казани». С большой фактической точностью описаны в повести многие случаи исцеления, совершившиеся от чудотворной иконы по молитвам верующих. Рукопись «Повести» – автограф Святейшего Патриарха Ермогена – целиком воспроизведена в факсимильном издании: Сказание о чудотворной Казанской иконе Пресвятыя Богородицы. С предисловием А. И. Соболевского, М., 1912.
Небольшая икона, обретенная девочкой Матроной на недавно присоединенной инородческой окраине Российского царства, стала вскоре всенародной святыней, знамением Небесного покрова Божией Матери, явленного всей Русской Церкви, ибо душа православного народа чувствовала особое участие Пречистой Владычицы в исторических судьбах Родины. Не случайно Казанский образ является списком с древней Влахернской иконы (празднование 7 июля) и относится по иконографическому типу к иконам, именуемым Одигитрия-Путеводительница. Много раз «Матушка Казанская» указывала путь к победе русским православным воинам в исполнении их священного долга перед Богом и Родиной.
В год явления ее в Казани (по другим источникам двумя годами позже) начался знаменитый поход «за Казань» (за Уральские горы) блаженного Германа, казачьего атамана Ермака Тимофеевича Повольского († 1584), увенчавшийся присоединением Сибири. За несколько десятков лет русские землепроходцы-миссионеры прошли на восток, «встречь солнца» многие тысячи километров и в праздник Покрова в 1639 году вышли в первое плавание по Тихому океану, благовествуя спасение окрестным народам.
В соборе Казанского девичьего монастыря икона находилась до начала ХХ в., а в 1904 г. Россию потрясло известие о похищении святыни. Святотатственное событие произошло в ночь с 28 на 29 июня 1904 г.
К явленной иконе имелось несколько риз. Праздничная надевалась на Рождество Христово, Пасху и в дни празднования Казанской иконы, будничная, или повседневная, – в остальные дни. Праздничная риза была золотая. На нее надевалась другая риза, низанная крупным жемчугом, бриллиантами, изумрудами, яхонтами и др. драгоценными камнями. Будничная, не менее драгоценная, московской работы, сплошь низанная жемчугом, имела золотые венцы с бриллиантовыми розами, множеством других украшений и драгоценных камней. А в 1767 году императрица Екатерина II приложила к иконе еще и бриллиантовую корону. Видимо именно из-за такого обилия драгоценностей явленная Казанская икона была похищена из Казанского девичьего монастыря шайкой 28-летнего Варфоломея Стояна. Воры вскоре были пойманы, и в ноябре 1904 года в Казани состоялся судебный процесс. Однако, что стало с чудотворной иконой, в ходе следствия окончательно выяснить не удалось. На суде было высказано мнение, что икона была сожжена, так как на квартире Стояна в печи были найдены обгоревшие остатки икон. Мать сожительницы Стояна Кучеровой, показала на суде, что обе иконы были порублены и сожжены Стояном. Сам же Стоян отрицал участие и в краже, и в уничтожении иконы, сознаваясь лишь в покупке краденых драгоценностей. Стоян и его подельник Комов были приговорены к лишению всех прав, имущества и к ссылке на каторжные работы на 12 и 10 лет соответственно.
Потеря первоначального образа не умаляет благодатной силы всего множества списков с Казанской иконы, через которые Пресвятая Богородица помогает нам Своим ходатайством перед Своим Сыном по плоти, а по ипостаси Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом.
ИЗБАВЛЕНИЕ МОСКВЫ И РОССИИ ОТ ПОЛЯКОВ В 1612 Г.[2]
Православные воины и миссионеры шли на восток, отступники бежали на запад. Волной самозванцев и «воровских людей» старались затопить Русь в начале ХVII столетия иезуиты. Промыслом Божиим в период польского нашествия (1605–1612), который народ назвал «Смутным временем», Русскую Церковь возглавлял великий исповедник Православия – священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, почитатель Казанской иконы Пресвятой Богородицы, автор «Сказания» о ней и Службы ей.
В трудные дни, когда Москва была занята поляками, а по стране ширились усобицы и нестроения, непреклонный страдалец за Святую веру и Отечество, находясь под стражей, сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство, и как обещались положить души свои за дом Пречистой и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите. везде говорите моим именем». Нижегородцы откликнулись на призыв первосвятителя. Собранное ополчение возглавил князь Димитрий Михайлович Пожарский.
Присоединившиеся к ополчению казанские дружины принесли с собой список с Казанской чудотворной иконы, которую в Ярославле передали князю Димитрию. Пресвятая Владычица взяла ополчение под Свое покровительство, и Ее заступлением была спасена Россия.
Огромные трудности испытывали русские войска: внутреннюю вражду, недостаток оружия и продовольствия. В осеннюю непогоду двинулось русское воинство на штурм Москвы, находившейся в руках поляков.
Трехдневный пост и усердная молитва пред Казанской иконой Божией Матери приклонили Господа на милость. В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений (впоследствии архиепископ Суздальский; † 1626; 13 апреля). Ночью келлия святителя Арсения вдруг озарилась Божественным светом, он увидел Преподобного Сергия Радонежского (память 5 июля и 25 сентября), который сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал известие об этом радостном событии русским воинам. На следующий день, 22 октября 1612 года, русские войска, воодушевленные видением, одержали крупную победу и взяли Китай-город, а через 2 дня – Кремль.
В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с Крестным ходом, пошли в Кремль, неся Казанскую икону. На Лобном месте Крестный ход был встречен вышедшим из Кремля архиепископом Арсением, который нес Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молился Небесной Заступнице.
По изгнании поляков из Москвы князь Димитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, на Лубянке, в Москве. Позже иждивением князя-патриота на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году перенесена была в новоустроенный храм. Ныне этот святой образ находится в Богоявленском Патриаршем соборе Москвы.
В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским.
В 1709 году перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери (из села Каплуновки). В 1721 году Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Петербург, где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре, а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте. В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор.
В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять.
. Казанский собор в Петербурге строился с 1801 по 1811 год – как бы специально для того, чтобы стать храмом-памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас главного алтаря тонкой чеканной работы, исполнен из ста пудов серебра: из них сорок пожертвованы храму донскими казаками, отбившими в 1812 году это серебро у французов. Стены собора украшены трофеями, взятыми у французов в 1812 году. Вражеские знамена склонились у священной гробницы погребенного в соборе князя Михаила Кутузова-Смоленского, спасителя Отечества. Бронзовые изваяния Кутузова и Барклая де Толли стоят перед храмом у концов колоннады, полукругом обнявшей соборную площадь.
В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа. Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, взывая: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего. всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».
Благодатным осенением расположились иконы Пречистой Богородицы по лицу нашей Отчизны, воистину образуя Небесный покров. Ее неустанным ходатайством ниспосланный Божественным Сыном, принесшим Себя в жертву для спасения человечества. Древний Владимирский святой образ Богородицы хранит и благословляет наши северные пределы, Смоленская и Почаевская иконы ограждают запад, а на восток, до края земли сияет лучами неизбывной благодати чудотворный Казанский образ Пречистой нашей Матери.
Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ от него́же истека́ет благода́тная по́мощь// всем, с ве́рою притека́ющим к нему́.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г.Устюжна
По описи 1597 года вновь упоминается деревянная церковь Благовещения на всполье, в конце города. Мимо нее шел вал, укрепления посада, а на церковь выходили благовещенские ворота.
После разорения Шалочского Успенского монастыря поляками в 1612 году его игумен Вассиан просил место в городе Устюжне, куда можно было бы перевести обитель. Данная воеводы Ивана Урусова 1614 года сообщает: «. дали Пречистые Богородицы Успения Шалоцкого монастыря игумену Вастьяну с братьею, на Устюжне Железопольской, место, где игумену Вастьяну с братьею поставить храм Благовещение Святей Богородицы и монастырь, кельи и ограда поставити, из Устюжских посадских людей огородных мест, по речке по Вороже. «. К новому монастырю приписали землю на посаде, «что была изстари церковная пашня Благовещения Святей Богородицы приходские церкви. «. Место, где стояла Благовещенская церковь, в то время было пустым, поскольку в 1609 году, во время осады Устюжны поляками, храм был разобран, так как находился слишком близко к крепостной стене и мог загореться. Все его имущество было передано на хранение выборным посадским людям. Воевода Иван Урусов разрешает взять его игумену Вассиану с братией «. в новой монастырь к Благовещенью Святей Богородицы, для их великие церковные скудости, чтоб царское богомолие впусте не было. «. Когда шалочские монахи вернулись обратно на Шалочь, неизвестно. Во всяком случае новая каменная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы была выстроена в 1694 году уже «тщанием прихожан и доброхотных дателей».
Кроме главного престола во имя Благовещения в холодном храме, имелись ещё два в теплом: во имя Архистратига Михаила и Святителя Димитрия Ростовского. Архитектурный облик храма несколько необычен. В плане он представляет собой «корабль», что имеет свое символическое значение. На сомкнутый свод поставлено пять двухъярусных восьмигранных барабанов, увенчанных «процветшими» крестами. К низкой теплой церкви примыкает колокольня типа «восьмерик на четверике», утвержденная на четырех каменных столбах. Шатер её несет традиционный набор слухов в три яруса. Оконные проемы основного объема храма и трапезы обрамлены кирпичными наличниками и венчаются двухскатными сандриками. Карниз, окаймляющий храм, имеет сложный профиль. При реставрации 1978 года восстановлена первоначальная полихромная раскраска декора храма.
Устюженский район и город Устюжна
Церкви
Хрусталев М. Ю. Храмы Устюжны Железопольской : [XVII-XIX вв.] / М. Ю. Хрусталев // Устюжна : ист.-лит. альм.– Вологда, 1993. – Вып. 2. – С. 16-41.
Карабанов П. Свет Космы и Дамиана / П. Карабанов // Вперед. – Устюжна, 1999. – 11 декабря. – С. 9.
Возрождение храма в деревне Долоцкое
Максин Ю. Оживает храм / Ю. Максин // Красный Север. – 1999. – 2 марта. – С. 3.
О восстановлении и открытии церкви в д. Долоцкое Устюженского района.
Воротынцева Е. Устюженские святыни / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 1999. – 25 сентября. – С. 5; 29 сентября. – С. 9; 6 октября. – С. 10.
Об истории Устюженских храмов
Кедров Н. Г. История общины верующих при церкви Вознесения Господня в Устюжне : (1919-1939 гг.) / Н. Г. Кедров // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 2000. – Вып. 4. – С. 111-132.
Утраченная красота : [православные храмы Устюжны и уезда] / [публ. подгот. по материалам Устюженского краевед. музея] // Вперед. – Устюжна, 2000. – 1 марта. – С. 4.
Воротынцева Е. Тайна погибшего храма / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2000. – 23 декабря. – С. 4, 9.
Об иконах из растороповского храма Вознесения Господня, написанных А. В. Тырановым. Находятся в фондах Устюженского краеведческого музея.
Кедров Н. Осталась только фотография / Н. Кедров // Вперед. – Устюжна, 2001. – 20 июля. – С. 7.
Фотография церкви Святых апостолов Петра и Павла. Была единственным двухэтажным храмом в городе
Воротынцева Е. Храм в Понизовье и дворяне Константиновы / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2003. – 17 октября. – С. 5-6.
Новиченкова О. Разрушенные святыни моей малой родины / О. Новиченкова // Вперед. – Устюжна, 2006. – 28 апреля. – С. 7.
О церкви Знамения Пресвятой Богородицы в д. Парково
Подгорный В. Воспоминание о будущем : Устюженский район / В. Подгорный // Пятницкий бульвар. – 2007. – № 1. – С. 18-19.
Храмы и соборы Устюженского района в рис. автора
Воротынцева Е. Легенды Устюженского края / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 1 мая. – С. 8; 23 мая. – С. 8; 6 июня. – С. 8; 13 июня. – С. 8.
Содерж. : Легенды Заижинья; Легенда Собора Рождества Богородицы; Легенды Казанского храма; Легенды Николо-Моденского монастыря
Стариков Е. Завершилась реставрация Благовещенской церкви в Устюжне / Е. Стариков // Красный Север. – 2013. – 22 июля. – С. 8.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Белов С. П. Храмовая икона «Рождество Богоматери» из Богородицерождественского собора / С. П. Белов // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1992. – Вып. 1. – С. 117-126.
Рыбаков А. А. Художественный ансамбль интерьера Богородицерождественского собора / А. А. Рыбаков // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1992. – Вып. 1. – С. 106-117.
О живописном ансамбле иконостаса собора, в частности о чудотворной иконе «Богоматерь Одигитрия Смоленская»
Васильев Ю. С. Исторические реалии «Сказания о нашествии поляков на Устюжну Железопольскую» / Ю. С. Васильев // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1993. – Вып. 2. – С. 173-181.
Кедров Н. Из истории Богородице-Рождественского собора (1930-е годы) / Н. Кедров // Вперед. – Устюжна, 2001. – 20 июля – С. 6-7; 24 июля. – С. 4-5.
Воротынцева Е. Храм на Соборной горке / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2003. – 7 мая. – С. 7.
Воротынцева Е. «Не подлежит оглашению» / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2004. – 18 мая. – С. 6.
Из истории собора Рождества Пресвятой Богородицы
Воротынцева Е. Преданья старины / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2004. – 14 сентября. – С. 6.
Из истории собора Рождества Пресвятой Богородицы
Шаронова Г. Виденное в детстве сохранилось на всю жизнь / Г. Шаронова // Вперед. – Устюжна, 2006. – 4 июля. – С. 7.
Воспоминания Г. Шароновой, жительницы Устюжны о церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Воротынцева Е. Главный храм Устюжны: 21 сентября – Рождество Пресвятой Богородицы / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2007. – 21 сентября. – С. 3-4.
Воротынцева Е. Легенды Устюженского края / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 1 мая. – С. 8; 23 мая. – С. 8; 6 июня. – С. 8; 13 июня. – С. 8.
Содерж. : Легенды Заижинья; Легенда Собора Рождества Богородицы; Легенды Казанского храма; Легенды Николо-Моденского монастыря
Воротынцева Е. Легенды о кладах и святых местах / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 18 июля. – С. 8.
Клады собора Рождества Богородицы (Устюжна)
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Куликов А. Ю. Явление иконы Божией Матери в Казани и храм, посвященный этому событию, в Устюжне : (к 300-летию Устюженского Казанского храма) / А. Ю. Куликов // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1992. – Вып. 1. – С. 40-45.
Рыбаков А. А. Фрески Казанской церкви в Устюжне / А. А. Рыбаков // Устюжна : ист.-лит. альм. – Вологда, 1993. – Вып. 2. – С. 262-278.
Воротынцева Е. Устюженские святыни / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 1999. – 25 сентября. – С. 5; 29 сентября. – С. 9; 6 октября. – С. 10.
История строительства храма во имя Казанской иконы Божией Матери
Максин Ю. Казанская церковь / Ю. Максин // Вперед. – Устюжна, 2000. – 21 июня. – С. 7.
Воротынцева Е. Легенды Устюженского края / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2008. – 1 мая. – С. 8; 23 мая. – С. 8; 6 июня. – С. 8; 13 июня. – С. 8.
Содерж. : Легенды Заижинья; Легенда Собора Рождества Богородицы; Легенды Казанского храма; Легенды Николо-Моденского монастыря
Воротынцева Е. Легенда Казанского храма / Е. Воротынцева // Вперед. – Устюжна, 2002. – 18 июня. – С. 6.
Легенда о юродивом Афоне и строительстве каменного храма на месте чудесного явления Казанской иконы Божьей Матери
Воротынцева Е. А. Легенда об основании Казанского храма Устюжны и её исторические реалии / Е. А. Воротынцева // Устюжна : краевед. альм. – Вологда, 2012. – Вып. 7. – С. 36-56.
Часовни
Валдаева Л. На пути к храму / Л. Валдаева // Вперед. – Устюжна, 1996. – 9 ноября. – С. 2.
О старинной деревянной часовне в д. Шелохачь
Светлова Л. Возрожденная святыня / Л. Светлова // Вперед. – Устюжна, 2006. – 25 августа. – С. 5.
О восстановлении часовни в д. Мережа в честь Архангела Гавриила
Головина Н. Всем миром строили часовню в деревне Модно / Н. Головина // Вперед. – Устюжна, 2007. – 7 сентября. – С. 3.
Николаенко И. Строится часовня / Ирина Николаенко // Вперед. – Устюжна, 2011. – 22 апреля. – С. 4.
О строительстве часовни в честь Святителя Николая Чудотворца
Поклонные кресты
Максин Ю. Надежде подкрепление / Ю.Максин // Вперед. – Устюжна, 2000. – 8 июля. – С. 3.
Об установлении Поклонного креста в память Моденского монастыря в д. Ванское.
Фрузенкова Е. Место выбрано удачно / Е. Фрузенкова // Вперед. – Устюжна, 2003. – 30 сентября. – С. 6.