утечка умов является серьезной негативной проблемой для
Тема 1: Россия в системе современных международных связей (стр. 4 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 |
3. Основным центром трудовой миграции рабочей силы не является …
Можно выделить следующие страны и регионы, являющиеся основными точками притяжения мигрантов из других стран:
4) В последние годы крупным центром трудовой миграции стала Россия. Сюда устремляется низкоквалифицированная рабочая сила из стран СНГ.
4. Перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж, называется …
Миграционные перемещения рабочей силы происходят на основе трех основных процессов и соответственно в трех формах: 1) иммиграция – перемещение (въезд, прибытие) дополнительной рабочей силы из другого или других государств; 2) эмиграция – перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж; 3) реэмиграция – процесс возвращения ранее эмигрировавшей рабочей силы в свое национальное государство.
5. К экономическим причинам миграции не относится …
неразвитость местной системы образования и здравоохранения
поиск более творческой работы
поиск новой работы при отсутствии возможности трудоустроиться в собственной стране
различный уровень заработной платы в разных национальных экономиках
Причины миграции можно разделить на две группы: экономические и неэкономические. К экономическим причинам специалисты относят:
1) различие в уровне экономического развития разных стран; 2) поиск новой работы при отсутствии возможности трудоустроится в собственной стране; 3) вывоз капитала и создание крупных предприятий, на которых требуется значительное количество рабочих рук; 4) различный уровень заработной платы в разных национальных экономиках; 5) поиск более творческой работы.
К внеэкономическим причинам специалисты относят: 1) войны и межнациональные конфликты; 2) политические и религиозные причины; 3) воссоединение семей; 4) экологические причины; 5) неразвитость местной системы образования и здравоохранения; 6) стремление к освоению новых пространств.
6. В странах Латинской Америки в приеме рабочей силы лидирует …
В Латинской Америке в приеме рабочей силы лидируют Аргентина, Венесуэла и Бразилия. Однако здесь миграция носит в основном местный (латиноамериканский) характер, поскольку большинство мигрантов сами латиноамериканцы.
Тема 10: Влияние миграции рабочей силы на экономическое развитие стран
1. Уровень безработицы в стране в результате иммиграции рабочей силы …
Иммиграция – перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в данную страну. В результате приезда рабочей силы происходит сокращение среднего уровня заработной платы, поэтому часть граждан данной страны не соглашается работать при сложившемся уровне заработной платы и ее место занимают иммигранты. Следовательно, безработица в стране увеличивается.
2. Уровень заработной платы в стране-доноре …
Страна-донор – это страна из которой рабочая сила уезжает за рубеж. Отток рабочих снижает конкуренцию за рабочие места, и работодатели вынуждены платить более высокую заработную плату оставшимся рабочим. Следовательно, средний уровень заработной платы в стране повышается.
3. К положительным последствиям миграции для страны-реципиента относится …
увеличение налоговых поступлений в бюджет государства
уменьшение налоговых поступлений в бюджет государства
увеличение конкуренции за рабочие места
снижение конкурентоспособности товаров
Страны в зависимости от потоков миграции трудовых ресурсов можно разделить на группы: 1) страны-доноры для которых характерна эмиграция – перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж; 2) страны-реципиенты, для которых характерна иммиграция – перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в данную страну.
К положительным последствиям привлечения иностранной рабочей силы относится увеличение налоговых поступлений, поскольку принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые не платят прямых налогов, но при этом вносят в казну такие косвенные налоги, как акцизы и НДС.
4. К последствиям, возникающим в стране-реципиенте после прибытия рабочей силы, относится …
уменьшение заработной платы
увеличение заработной платы
уменьшение предложения труда
уменьшение уровня безработицы
Страны в зависимости от потоков миграции трудовых ресурсов можно разделить на группы: 1) страны-доноры для которых характерна эмиграция – перемещение трудоспособного населения из данной страны за рубеж; 2) страны-реципиенты, для которых характерна иммиграция – перемещение трудоспособного населения из-за рубежа в данную страну.
После выбытия рабочей силы из страны-донора происходит уменьшение трудового населения, т. е. сокращения предложения труда, что приводит к увеличению уровня заработной платы в стране-доноре из-за ограниченности трудовых ресурсов. При этом уровень заработной платы уменьшается в результате увеличения предложения труда.
Тема 11: Проблема «утечки умов»
1. «Утечка умов» иногда называется …
«обратной передачей технологий»
«прямой передачей технологий»
«обратной передачей умов»
«прямой передачей умов»
В современном мире одной из главных особенностей международного рынка труда стала миграция ученых, высококвалифицированных кадров в развитые страны из различных регионов мира. Такая форма миграции рабочей силы получила название «утечки умов», которую иногда называют «обратной передачей технологий».
2. Наибольший объем эмиграции квалифицированных кадров из России был в …
Эмиграция из России квалифицированных работников, увеличивавшаяся в течение 1990-х гг. XX в., сегодня в целом стала понемногу сокращаться. Прямые ежегодные потери страны в результате «утечки умов» оценивались не менее чем в 3 млрд долл., а суммарные потери с учетом упущенной выгоды – 50–60 млрд долл., что сопоставимо с годовым бюджетом страны.
3. Одним из факторов спроса на иностранную квалифицированную рабочую силу является возможность …
продвижения на конкурентном рынке наукоемкого производства
увеличения доходной части бюджета
К факторам спроса на квалифицированную иностранную рабочую силу можно отнести:
1) возможность продвижения на конкурентном рынке наукоемкого производства, что объясняет «погоню за умами» в развитых странах (такие работники очень выгодны для бизнеса и для принимающего государства);
2) возможность сэкономить инвестиции в человеческий капитал, поскольку страна получает уже готовую рабочую силу, не вкладывая в ее образование и воспитание никаких затрат.
4. «Утечка умов» является серьезной негативной проблемой для …
большинства развивающихся стран
стран с развивающейся экономикой
новых индустриальных стран (НИС)
«Утечка умов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке. Однако «утечка умов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет отработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
5. Такая форма «утечки мозгов», как непосредственная миграция, предполагает …
выезд на постоянное место жительства
выезд за рубеж на контрактной основе
приглашение на работу специалистов и ученых иностранными компаниями
полную аренду зарубежной фирмой научного центра
Выделяют следующие формы «утечки умов»: 1) непосредственная эмиграция, т. е. выезд на постоянное место жительства; 2) выезд за рубеж на контрактной основе; 3) приглашение на работу специалистов и ученых иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием; 4) осуществление фундаментальных и прикладных исследований по программе и в интересах зарубежных фирм в случае полной аренды зарубежной фирмой научного центра.
Тема 12: Регулирование рынка рабочей силы
1. Миграционная политика государства подразделяется на ________ вида(-ов).
Миграционная политика – это особая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов регулирования миграционных потоков. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные методы и цели регулирования.
2. К германской модели иммиграционной политики относится ориентация на …
прием в Германию этнических немцев
интеграцию беженцев из различных стран
соблюдение прав человека
усиление реэмиграционной политики
Выделяют три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов. Это германская модель, ориентированная на прием в Германию этнических немцев и их последующую интеграцию в немецкое общество. Немцы, переселяющиеся из других стран, уравниваются во всех правах с предоставлением им гражданства.
Французская модель отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран мира, различной национальности с их последующей интеграцией во французское общество.
Раздел 4.3Регулирование рынка рабочей силы
1.Международная организация труда была создана в ________ году.
Международная организация труда (МОТ) была создана в 1919 г. при Лиге Наций в соответствии с Версальским договором как комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. Сегодня МОТ – специальное агентство ООН.
2.Методы эмиграционной политики, заключающиеся в разработке государством мер ограничительно-поощрительного характера, называются …
Основу эмиграционной политики составляют методы косвенного регулирования, основная цель которых заключается в создании благоприятного климата, а также прямые методы, направленные на регулирование структуры и объемов эмиграционных потоков. Прямые методы заключаются в разработке государством мер ограничительно-поощрительного характера, которые защищают интересы мигрантов и национальных работников. Среди таких мер государства могут использовать систему лимитов и ограничений, среди которых можно отметить: 1) запрет на выезд отдельных категорий работников; 2) введение эмиграционных квот; 3) ограничения выдачи заграничных паспортов; 4) установление сроков обязательной работы в стране после получения образования за государственный счет.
3.Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы является …
1. сохранение уровня занятости
2. уменьшение уровня занятости
3. трудоустройство бывших эмигрантов
4. состояние платежного баланса
Важной проблемой для стран-экспортеров рабочей силы является трудоустройство бывших эмигрантов, вернувшихся домой. Они претендуют на более высокую заработную плату и должности, чем прежде, так как обрели более высокие профессиональные качества, обогатили собственный опыт. Государство заботится о создании для них более благоприятных социально-экономических и прочих условий.
4.Модель иммиграционной политики, акцентирующая внимание на людях высокой профессиональной квалификации и на проблемах прав человека, является _________ моделью.
Выделяют три модели иммиграционной политики: немецкую, французскую и американскую. Немецкая модель подразумевает возврат этнических немцев и людей других национальностей, по тем или иным причинам покинувшим Германию, с их последующей интеграцией в немецкое общество. Французская модель отличается значительным количеством мер по приему, благоустройству и конечной интеграции всех граждан различных национальностей, приехавших во Францию. Американская модель акцентирует внимание на людях высокой профессиональной квалификации, при этом предметом наивысшего внимания американских властей на протяжении длительного времени является проблема прав человека.
5.К германской модели иммиграционной политики относится ориентация на …
1. прием в Германию этнических немцев
2. интеграцию беженцев из различных стран
3. соблюдение прав человека
4. усиление реэмиграционной политики
Выделяют три модели политики развитых стран в отношении вынужденных мигрантов. Это германская модель, ориентированная на прием в Германию этнических немцев и их последующую интеграцию в немецкое общество. Немцы, переселяющиеся из других стран, уравниваются во всех правах с предоставлением им гражданства.
Французская модель отличается разветвленной системой мер по приему, обустройству и интеграции беженцев из различных стран мира, различной национальности с их последующей интеграцией во французское общество.
6.Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают …
1. таможенные пошлины
2. количественное квотирование
3. экспортные субсидии
4. внутренние субсидии
Большинство стран, принимающих иммигрантов, устанавливают их максимальное количество. Количественные квоты могут вводиться в рамках всей экономики в целом, определяя максимальную долю иностранной рабочей силы в числе всех трудовых ресурсов; в рамках отдельных отраслей, определяя максимальную долю иностранных рабочих в числе всех занятых в данной отрасли; в рамках отдельных предприятий; либо как ограничение на общее количество иммигрантов, приезжающих в страну в течение одного года.
7.Под экономическим регулированием иммиграции понимаются …
1. повышенные налоговые ставки
2. экспортные субсидии
3. финансовые ограничения
4. ограничения по времени пребывания
Экономическое регулирование иммиграции вводит определенные финансовые ограничения, обеспечивающие сокращение численности иммигрантов. Что касается юридических лиц, то в некоторых странах фирмы имеют право нанимать иностранную рабочую силу только по достижении определенного объема оборота и продаж или после внесения определенных платежей в государственный бюджет. Частные лица имеют право иммигрировать, только если они готовы инвестировать в экономику принимающей страны определенную законом сумму, доказать легальность происхождения этих денег и создать определенное количество рабочих мест. По законодательству некоторых стран за оформление иммиграции и трудоустройства на местное предприятие иммигранты обязаны платить.
8.Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение …
1. международных дву- и многосторонних соглашений
2. индивидуальных соглашений с работниками
3. рабочего контракта
4. мирного договора
Одним из важных методов наднационального регулирования иммиграции работников является заключение международных дву- и многосторонних соглашений. Их основная цель состоит в том, чтобы ввести количественные ограничения в процесс трудовой миграции. Многосторонние соглашения получили распространение в Западной Европе.
9.К методам косвенного регулирования эмиграционной политики относится …
1. поощрение валютных переводов из-за рубежа
2. запрет на выезд отдельных категорий работников
3. введение эмиграционных квот
4. установление сроков обязательной работы в стране после получения образования за государственный счет
Основу эмиграционной политики составляют методы косвенного регулирования, основная цель которых заключается в создании благоприятного климата, а также прямые методы, направленные на регулирование структуры и объемов эмиграционных потоков. Прямые методы заключаются в разработке государством мер ограничительно-поощрительного характера, которые защищают интересы мигрантов и национальных работников. Среди косвенных методов выделяют: 1) поощрение валютных переводов из-за рубежа; 2) открытие валютных счетов под более высокую процентную ставку; 3) продажу ценных бумаг, которые не облагаются налогами; 4) реализацию специальных эмиграционных программ, дополнительно принимаемых в ряде стран.
10.Миграционная политика государства подразделяется на ________ вида(-ов).
Миграционная политика – это особая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов регулирования миграционных потоков. Государственная миграционная политика подразделяется на два вида: эмиграционную и иммиграционную, имеющие различные методы и цели регулирования.
Раздел 4.4 Проблема «утечки умов»
1.Утечка умов» – это международная миграция …
1. специалистов с высшим образованием
4. высококвалифицированных кадров
«Утечка мозгов» или «утечка умов» – это международная миграция высококвалифицированных кадров из различных регионов мира в развитые страны.
2.Такая форма «утечки мозгов», как непосредственная миграция, предполагает …
1. выезд на постоянное место жительства
2. выезд за рубеж на контрактной основе
3. приглашение на работу специалистов и ученых иностранными компаниями
4. полную аренду зарубежной фирмой научного центра
Выделяют следующие формы «утечки умов»: 1) непосредственная эмиграция, т.е. выезд на постоянное место жительства; 2) выезд за рубеж на контрактной основе; 3) приглашение на работу специалистов и ученых иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием; 4) осуществление фундаментальных и прикладных исследований по программе и в интересах зарубежных фирм в случае полной аренды зарубежной фирмой научного центра.
3.«Утечка умов» является серьезной негативной проблемой для …
1. большинства развивающихся стран
3. стран с развивающейся экономикой
4. новых индустриальных стран (НИС)
«Утечка умов» является серьезной проблемой для большинства развивающихся стран, особенно в Африке. Однако «утечка умов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет отработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
4.«Утечка умов» иногда называется …
1. «прямой передачей технологий»
2. «обратной передачей умов»
3. «обратной передачей технологий»
4. «прямой передачей умов»
В современном мире одной из главных особенностей международного рынка труда стала миграция ученых, высококвалифицированных кадров в развитые страны из различных регионов мира. Такая форма миграции рабочей силы получила название «утечки умов», которую иногда называют «обратной передачей технологий».
5.Одним из факторов спроса на иностранную квалифицированную рабочую силу является возможность …
1. сокращения безработицы
2. увеличения занятости
3. продвижения на конкурентном рынке наукоемкого производства
4. увеличения доходной части бюджета
К факторам спроса на квалифицированную иностранную рабочую силу можно отнести:
1) возможность продвижения на конкурентном рынке наукоемкого производства, что объясняет «погоню за умами» в развитых странах (такие работники очень выгодны для бизнеса и для принимающего государства);
2) возможность сэкономить инвестиции в человеческий капитал, поскольку страна получает уже готовую рабочую силу, не вкладывая в ее образование и воспитание никаких затрат.
6.«Утечка умов» – это один из видов миграции, причиной которого является …
1. увеличение высших учебных заведений
2. сокращение рабочих мест
3. низкий престиж науки в стране пребывания
4. увеличение рабочих мест
На отток ученых за рубеж влияет весьма низкий престиж науки в стране пребывания, неблагоприятная атмосфера, обстановка уязвимости, незащищенности, отсутствие перспективы. Развитые западные страны поощряют «утечку умов», предоставляя иммигрантам высокую заработную плату и благоприятные социально-бытовые условия.
7.Для сокращения оттока квалифицированной рабочей силы из России необходимо …
1. применение административных мер
2. улучшение экономического положения в стране
3. сокращение налогов
4. сокращение количества вузов
«Утечка умов» в большинстве случаев прекращается, когда экономическое положение страны улучшается. Так, индийские ученые, вернувшись на родину после того, как они несколько лет отработали в высокотехнологичных американских корпорациях в районе Силиконовой долины, стали основоположниками развития индийской промышленности по созданию новых компьютерных программ.
8.Под «утечкой умов» понимается …
1. эмиграция высококвалифицированных специалистов (верный)
2. иммиграция высококвалифицированных специалистов
3. эмиграция рабочей силы из менее развитых стран
4. обмен специалистами между странами
9.Наибольший объем эмиграции квалифицированных кадров из России был в …
Эмиграция из России квалифицированных работников, увеличивавшаяся в течение 1990-х гг. XX в., сегодня в целом стала понемногу сокращаться. Прямые ежегодные потери страны в результате «утечки умов» оценивались не менее чем в 3 млрд долл., а суммарные потери с учетом упущенной выгоды – 50–60 млрд долл., что сопоставимо с годовым бюджетом страны.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Проблема «утечки умов» из России и пути решения проблемы
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 10.06.2021 2021-06-10
Статья просмотрена: 37 раз
Библиографическое описание:
Некрасова, М. С. Проблема «утечки умов» из России и пути решения проблемы / М. С. Некрасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 266-270. — URL: https://moluch.ru/archive/366/81889/ (дата обращения: 04.11.2021).
Введение
В последние годы миграция из России составляет более 400 тысяч человек в год. При этом доля лиц, мигрировавших из России, и имеющих высшее профессиональное образование составляет порядка 20 %.
Проблема «утечки умов» очень сильно подрывает экономическую безопасность России, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью экономического развития страны.
Проблема очевидна и для высшего руководства России. В последние годы был принят ряд программ, направленных на развитие науки и поддержке ученых. К таким программам относится, в частности, государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», а также целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».
Тем не менее руководство Российской академии наук признает недостаточность мер поддержки и темпов роста финансирования науки. Несмотря на наличие государственных программ и мер поддержки, миграция из РФ растет год от года. Очевидно, что для решения данной проблемы требуются более радикальные и масштабные меры.
Цель данного реферата — рассмотреть статистические данные, выделить основные причины миграции и предложить пути решения проблемы «утечки умов».
Статистика миграции из России
Согласно данным Росстата, число мигрантов в зарубежные страны в 2019 году составило 416 тыс. человек. Этот показатель почти на 6 % ниже показателя за 2018 год. Но в целом статистика говорит о том, что число мигрантов в зарубежные страны растет из года в год. За последние 5 лет средний показатель роста составляет 7 %.
Общее количество выбывших по потокам передвижения, 2010–2019 гг. [1]
Согласно данным Росстата, 87 % мигрантов в 2019 году выбыли в страны СНГ, оставшиеся 14 % — в страны дальнего зарубежья.
Международная миграция, 2010–2019 гг. [1]
При этом основные направления миграции в 2019 году в страны СНГ: Украина (27 %), Казахстан (13 %), Узбекистан (12 %), Таджикистан (11 %), Киргизия (11 %), Армения (10 %).
Миграция в страны СНГ, 2010–2019 гг. [1]
Основные направления миграции в страны дальнего зарубежья в 2019 году: Китай (16 %), Индия (10 %), Германия (8 %), Грузия (8 %), Вьетнам (6 %).
Миграция в страны дальнего зарубежья, 2010–2019 гг. [1]
Наиболее важным с точки зрения экономической безопасности показателем является количество трудоспособного населения, мигрировавшего из России. По данным Росстата за 2019 год миграция трудоспособного населения из страны составила 336 тыс. человек (81 % от общей популяции).
Возрастной состав международных мигрантов из России, 2019 год [1]
При этом доля лиц, имеющих высшее образование, составляет 16 % за 2019 год. Среди них 139 человек являются докторами наук, а 221 человек — кандидатами наук. Отдельно стоит отметить, что почти 30 % респондентов не указали уровень образования. Таким образом, можно предположить, что какая-то доля лиц среди мигрантов, не указавших уровень своего образования, имеет высшее образование.
Число выбывших в возрасте 14-ти лет и старше (только международная миграция), 2019 год [1]
Причины «утечки умов» из России, пути решения
Развитые страны вкладывают значительные средства в финансирование науки. Возглавляют рейтинг США, Китай, Япония и Германия. [2] Россия, при этом, занимает десятое место в рейтинге ведущих стран мира по величине внутренних затрат на исследования и разработки. [4]
Кроме того, в России практически отсутствует частное финансирование наукоемких производств, исследований и разработок.
Пути решения : пересмотреть в корне подход к формированию бюджета. Для развитых стран наука является одной из главных расходных статей бюджета. Сформировать грамотную законодательную базу по улучшению инвестиционного климата в области науки, исследований и разработок.
По сравнению с развитыми странами, Россия предлагает весьма низкие заработные платы научным сотрудникам. Кроме того, в развитых странах ученым предоставляют комфортные условия труда, современное оборудование, благоприятные условия для реализации потенциала сотрудников. Многие развитые страны предлагают ученым из других стран, которые желают переехать, упрощенные схемы получения виз и вида на жительство (а иногда и гражданства), компенсацию затрат на переезд, гарантированное трудоустройство и проживание.
Как отмечают эксперты, для России также характерно отставание региональных заработных плат от заработных плат научных сотрудников от Москвы. Вице-президент РАН Алексей Хохлов: «В Москве средняя заработная плата научных сотрудников относительно высокая, а на Северном Кавказе даже двойная зарплата научных сотрудников не помогает, потому что там в принципе очень низкая средняя зарплата по региону». [5]
Пути решения содержатся также в отчете Счетной палаты. Среди них наиболее важными с точки зрения повышения заработных плат и условий труда научных сотрудников представляются: «увеличить господдержку развития научной инфраструктуры и кадрового потенциала, в том числе за счет повышения зарплаты исследователей» и «распределить бюджетные средства, выделенные на НИОКР, с учетом результативности научной деятельности каждого отдельного института» [5].
Пути решения: в последние годы была проведена большая работа по формированию нормативно-правовой базы и институтов защиты интеллектуальной собственности. Например, создание Суда по интеллектуальной собственности в 2013 году. Требуется дальнейшая работа с законодательством в этой сфере, при этом обращая внимание на лучшие мировые практики (США, ЕС).
Пути решения: по мнению вице-президента РАН Алексея Хохлова, «научные центры станут эффективно заниматься прикладными исследованиями тогда, когда не государство, а предприятия захотят в них вкладывать, причем не из-под палки, — считает Хохлов. — Важно, чтобы у самих предприятий была соответствующая мотивация». [5] Требуется законодательная стимулирующая поддержка предприятий реального сектора, которые решат внедрить у себя инновационные разработки (снижение налогов, субсидии и иные льготы).
Заключение
«Утечка умов» является одной из ключевых проблем в России, поскольку влечет за собой серьезные экономические последствия.
Прежде всего, большинство ученых, которые мигрируют в другие страны, получают высшее образование в России. Большая часть из них проходит обучение за счет бюджета. После того, как ученый мигрирует из России, страна, вложившая бюджетные средства в его обучение, не получает экономического эффекта от его трудовой деятельности. Помимо этого, существует также интеллектуальная миграция, когда вместе с учеными мигрируют и идеи, научные разработки [7].
В первую очередь требуется серьезный пересмотр структуры бюджетных трат. В развитых странах львиную долю бюджета отводят на научные исследования и разработки.
Также требуется существенно пересмотреть подходы, в том числе и на законодательном уровне, к научным институтам, их оснащенности, а также к оплате труда научных сотрудников. Законодательно необходимо усилить защиту интеллектуальной собственности в России.
Государству необходимо подключать крупный бизнес к инновациям и научным разработкам путем стимулирования исследовательской и научной деятельности на производстве (субсидии, льготы, уменьшение налоговой нагрузки и т. д.).
Только комплексный подход с учетом всего вышесказанного поможет остановить «утечку умов», а возможно, и привлечь ученых из других стран.
1) Федеральная служба государственной статистики [сайт]. // URL: https://gks.ru/bgd/regl/b20_107/Main.htm (дата обращения: 21.05.2021).
2) Минакова, К. А. Утечка умов из России — фактор экономической безопасности / К. А. Минакова, А. Д. Сафронов // Проблемы экономики и управления: социокультурные, правовые и организационные аспекты: Сборник статей магистрантов и преподавателей КузГТУ. Посвящается 300-летию Кузбасса и 70-летию КузГТУ / Под редакцией В. М. Золотухина, В. Г. Михайлова. — Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2020. — С. 92–98.
3) Федеральный закон от 08.12.2020 N 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», статья 693 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский Фонд фундаментальных исследований». // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4) Ратай, Т. В. Рейтинг ведущих стран мира по затратам на науку. ВШЭ 28.07.2018 [Электронный ресурс]. — URL: https://issek.hse.ru/news/221864403.html (дата обращения 26.05.2021).
5) Счетная палата назвала главные проблемы российской науки, 07.02.2020. РБК. // URL: https://www.rbc.ru/politics/07/02/2020/5e3c1bf19a7947cce149aa99 (дата обращения 26.05.2021).
6) Изотова Н. С. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Определение основных причин, сдерживающих научное развитие в Российской Федерации: оценка научной инфраструктуры, достаточность мотивационных мер, обеспечение привлекательности работы ведущих ученых». — Счетная палата Российской Федерации, 2020 –52 с.
7) Золотухин В. М., Козырева М. В. Социокультурные основания реализации и регламентации потребностей в контексте исследования качества жизни. // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 2016. — № 37–1. — С. 68–75.