уйти в монастырь на неделю
Как и зачем уйти в монастырь женщине или мужчине
Путь к монашеству — один из сложных и ответственных решений для человека. К нему приходят не от безысходности, не от разочарования в жизни, не убегают от личных проблем. К монашеству идут для тесной связи с Богом, тихой радости при общении с Ним и за ощущением блаженства.
Для чего уходят в монастырь
Монашество вправе причисляют к таинствам православной церкви, объединяющее в себе Крещение, Миропомазание, Венчание, Причастие, Священство, так как несёт в себе отречение от грешной жизни, печать избранничества, соединение навеки с Христом и посвящение на служение Богу.
Монашество — удел сильных духом и телом. Если человек несчастен в жизни мирской — побег в монастырь только усугубит его несчастья.
В монастырь возможно уйти только разорвав связи с внешним миром, полностью отречься от всего земного и посвятить жизнь служению Господу. Одного желания для этого мало: зов и веление сердца делают человека ближе к монашеству. Для этого надо потрудиться и подготовиться.
Начинается путь в монастырь с познания глубины духовной жизни.
Уход в монастырь женщин
Как уйти в монастырь женщине? Это решение, которое принимает сама женщина, но не без помощи духовного наставника и Божьего благословения.
Не стоит забывать, что приходят в монастырь не для исцеления душевных ран, полученных в миру от несчастной любви, смерти близких, а для воссоединения с Господом, с очищением души от грехов, с пониманием того, что вся жизнь теперь принадлежит служению Христу.
В обители рады видеть всех, но пока остаются проблемы в мирской жизни, стены монастыря не смогут спасти, а могут только ухудшить положение. При уходе в монастырь не должно остаться никаких привязанностей, задерживающих в обыденной жизни. Если готовность отдаться служению Господу сильна, тогда и монашеская жизнь пойдет на пользу монахине, обретется покой, умиротворение в ежедневных трудах, молитвах и ощущения того, что Господь всегда рядом.
Если безответственно ведут себя люди в миру — хотят уйти от жены, оставляют детей, то нет уверенности, что монашеская жизнь пойдёт на пользу такой заблудшей душе.
Важно! Ответственность нужна всегда и везде. Нельзя убежать от самого себя. Нужно не уходить в монастырь, а приходить в обитель, идти навстречу новому дню, новому рассвету, где ждёт тебя Господь.
Уход в монастырь мужчин
Как уйти в монастырь мужчине? Это решение непростое. Но правила неизменны, как и для женщин. Просто в социуме на мужских плечах лежит больше ответственности за семью, работу, детей.
Поэтому, уходя в монастырь, но при этом, сближаясь с Богом, нужно подумать, не останутся ли близкие без опоры и сильного плеча мужчины.
Большой разницы между мужчиной и женщиной, желающих уйти в монастырь, нет. Причина ухода в обитель у каждого своя. Единственное, что объединяет будущих иноков — подражание образу жизни Христа.
Подготовка к монашеской жизни
Монах — в переводе с греческого означает «одинокий», а на Руси их называли иноками — от слова «иной», «другой». Монашеская жизнь — это не пренебрежение миром, его красками и восхищением жизнью, но это отречение от пагубных страстей и греховности, от плотских удовольствий и наслаждений. Иночество служит восстановлению первоначальной чистоты и безгрешности, которыми были наделены в раю Адам и Ева.
Да, это тяжелый и сложный путь, но награда велика — подражание образу Христа, бесконечная радость о Боге, умение принимать с благодарностью всё, что посылает Господь. Помимо этого, иноки — первые молитвенники о грешном мире. Пока звучит их молитва — стоит и мир. Это главная работа монахов — молиться за весь мир.
Пока мужчина или женщина живут в миру, но всею душою чувствуют, что их место в обители, у них есть время подготовиться и сделать правильный и окончательный выбор между мирской жизнью и жизнью в единстве с Богом:
О православных монастырях:
Кто может поступить в монастырь
Невозможность жить без Бога ведёт мужчину или женщину к стенам монастыря. Они не бегут от людей, а идут за спасением, за внутренней потребностью покаяния.
И всё же существуют препятствия для поступления в обитель, не каждый может быть благословен на иночество.
Не может быть монахом или монахиней:
Если всего этого нет и намерение прийти к монашеству не покидает человека ни на минуту, безусловно, никто и ничто не помешает отречься от мира и уйти в монастырь.
Идут в обитель абсолютно разные люди: достигшие успеха в миру, образованные, умные, красивые. Идут, потому что душа жаждет большего.
Монашество открыто для всех, но не все в полной мере готовы к нему. Иночество — это жизнь без печалей, в том понимании, что человек избавляется от мирской суеты, забот. Но эта жизнь намного тяжелее, чем жизнь семейного человека. Семейный крест труден, но убежав от него в монастырь, ожидает разочарование и облегчения не наступает.
Совет! И все же, чтобы ступить на нелегкий путь иночества, который принадлежит немногим, нужно взвешенно и тщательно обдумать, чтобы потом не оглядываться назад и не сожалеть о случившемся.
Как быть с родителями
Многими родителями в древности на Руси и в других православных странах приветствовалось желание детей пойти в монахи. Отроков готовили с детства для принятия иночества. Такие дети считались молитвенниками обо всей семье.
Но были и глубоко верующие, которые категорически выступали против служения своих детей на монашеском поприще. Хотели видеть своих чад успешными и преуспевающими в мирской жизни.
Дети, которые самостоятельно приняли решение жить в монастыре, готовят близких к такому серьезному выбору. Следует подобрать верные слова и доводы, которые будут восприниматься родителями правильно и не введут их в грех осуждения.
В свою очередь, благоразумные родители изучат досконально выбор своего ребенка, вникнут в суть и понимание всего вопроса, помогут и поддержат близкого человека в таком важном начинании.
Просто большинство от незнания сути иночества воспринимают желание детей служить Господу как нечто чужеродное, противоестественное. Начинают впадать в отчаяние и тоску.
Родители грустят от того, что не будет внуков, что у сына или дочки не будет всех привычных мирских радостей, которые принято считать наивысшими достижениями для человека.
Совет! Монашество — достойное решение ребенка, и поддержка родителей — важная составляющая в окончательном утверждении правильности выбора дальнейшего пути в жизни.
О воспитании детей в вере:
Время для раздумий: трудник и послушник
Чтобы выбрать монастырь, в котором останется будущий инок, совершают не одну поездку по святым местам. При посещении одного монастыря трудно определить, что здесь останется сердце человека для служения Богу.
Оставшись в обители на несколько недель, мужчине или женщине отводится роль трудника.
В этот период человек:
Живет трудник при монастыре и питается здесь же. На этом этапе к нему присматриваются в обители, и если человек остается верен своему призванию монашества, предлагают остаться в монастыре послушником — человеком, готовящимся к постригу в монахи и проходящему духовное испытание в обители.
Важно: послушание — христианская добродетель, монашеский обет, испытание, весь смысл которого сводится к освобождению души, а не к рабству. Суть и важность послушания необходимо понять и прочувствовать. Понять, что всё делается для добра, а не для мучения. Исполняя послушание, понимают, что старец, который несёт ответственность за будущего монаха, заботится о спасении его души.
При непосильных испытаниях, когда ослабевает дух, всегда можно обратиться к своему старцу и поведать о трудностях. И непрестанная молитва к Богу — первый помощник в укреплении духа.
Послушником можно быть много лет. Готов ли человек к принятию монашества, решает духовник. На этапе послушания есть еще время подумать о будущей жизни.
Епископом или настоятелем обители совершается чин монашеского пострижения. После пострига назад дороги нет: удаление от страстей, печалей и смущений приводит к неразрывной связи с Богом.
Важно: не спешить, не торопиться принимать монашество. Импульсивные порывы, неопытность, горячность ложно принимаются за истинное призвание быть монахом. И потом у человека начинаются тревоги, уныние, тоска, побеги из монастыря. Обеты даны и никто их не может снять. И жизнь превращается в муку.
Поэтому главное наставление у святых отцов — тщательное послушание и испытание в течение определенного периода времени, которое и покажет истинное намерение быть призванным к монашеству.
Жизнь в монастыре
В наш 21 век приблизиться и увидеть жизнь иноков стало возможным и для простых мирян.
Сейчас организовываются паломнические поездки в женские и мужские монастыри. Паломничество рассчитано на несколько дней. Живут миряне при монастыре, в специально отведенных помещениях для гостей. Иногда проживание может быть платным, но это символическая цена и средства от неё идут на содержание обители. Питание бесплатное, согласно монастырскому уставу, то есть еда постная.
Но миряне живут в обители не как туристы, а приобщаются к жизни иноков. Проходят послушание, трудятся на благо монастыря, молятся и всем своим естеством ощущают благодать Божью. Устают сильно, но усталость приятная, благодатная, которая несёт душе умиротворение и ощущение близости Бога.
После таких поездок многие мифы о жизни иноков развеиваются:
После пострига принимаются три обета: целомудрия, нестяжания, послушания:
И только с Господом, когда общение с Ним становится превыше всего — остальное, в принципе, не обязательно и не важно.
Труд, молитвы, аскетизм. Как уйти в монастырь и что тебя там ждёт
Наверняка ты видел в интернете выступления тибетских монахов. Они разбивают плиты об голову, их протыкают мечами — всякое такое опасное. В России же монах представляется как бородатая фигура в рясе, сидящая за столом под свечёй с пером в руке. Но современные монахи выполняют несколько иные функции. Знают ли желающие к ним присоединиться о том, как сейчас проходит жизнь в монастыре?
Почему люди уходят в монастырь
Чаще всего уход в монастырь связывают с неудачами в жизни, с желанием отречься от привычного бытия, которое переламывает некоторых пополам. Такой путь многие связывают с избавлением от тяжёлой жизни: они уходят в монастырь с надеждой обрести покой, найти себя и отказаться от всех радостей и обид обычной жизни. Но есть и те, кто считает это просто новым шагом, а не шагом от безысходности. Монахи, которые долгое время провели в монастыре, говорят, что это не окончание, а начало чего-то нового и прекрасного. Но где начинается прекрасное новое, всегда заканчивается что-то приятное старое. Причины для человека должны быть очень весомыми, чтобы навсегда отказаться от Netflix и разливного пива.
Но есть вещи, из-за которых тебя могут не взять туда.
Если у тебя есть дети, больные или нуждающиеся в опеке родители, то твой уход может им навредить, а этого служители монастыря стараются избегать. Твои намерения будут тогда не чисты, и это попросту безответственно и низко. Если у тебя есть муж или жена, то и развод нужно оформить до того, как ты придёшь ко дверям монастыря.
Там не надо ломать голову, где заработать денег, как получить повышение, решать проблемы других людей и сталкиваться с большим миром, который не всегда бывает ласков. Но и жизнь в монастыре не связана с постоянным отдыхом в тишине, разглядыванием листиков и цветочков, рассуждениями о человеческой душе и философскими мыслями. Это большое заблуждение. Чаще всего люди, желающие избавиться от ненужных им обязанностей, сталкиваются с тем, что в монастыре им приходится трудиться больше, чем они это делали в своей обычной жизни. Так чем же занимаются монахи в монастырях?
Что там делают?
Если ты думаешь, что основная забота людей, обитающих в монастыре, — это молитвы, то я тебе скажу, что это не совсем так. Да, они много времени тратят на духовное совершенствование, но больше они работают на благо монастыря. Смысл пребывания там в том, чтобы ты забыл свою прошлую жизнь, отказался от своей воли, своего «я». Если ты загнал себя в угол в обычной жизни или пришёл к тому, что тебе нужно иное, то само собой от такой воли лучше отказаться — свою работу она уже сделала. А упорный физический труд способствуют забвению.
По сути, ты будешь наёмным рабочим на территории монастыря. Молиться и выполнять духовные процессы не обязательно. Ты будешь там жить и питаться, взамен тебе предстоит постоянно работать. Выполняя поручения, ты сможешь понять, готов ли перейти на следующий уровень: справляться с таким объёмом трудовой деятельности, который будет с тобой до конца жизни, и в итоге перейти от физического труда к духовному.
Дальше, если будешь ещё полон решимости, ты можешь стать послушником. Для этого тебе нужно прожить некоторое время в монастыре и получить разрешение на это «повышение». Теперь слово «задачи» для тебя трансформируется в «послушания» — так называется любая работа в монастыре. Твоё мирское имя ещё остаётся при тебе, но ты уже получишь разрешение носить некоторые атрибуты православной веры. Начинаешь привыкать к полному распорядку дня в монастыре и принимать все особенности такой жизни, но ещё без принятия монашеских обетов. Стоит сказать, что в этот период твоё общение с внешним миром практически прекращается.
Если твой испытательный срок пройден успешно (обычно это около 5 лет), то ты можешь просить разрешения на постриг в монахи. То есть тебя символично обреют, дадут новое имя, ты примешь обет и наденешь рясу. Теперь до самой смерти ты будешь жить в стенах монастыря, трудиться и молиться. Просто ешь, молись, люби (работай).
Из этого всего можно выделить основные плюсы и минусы ухода в монастырь.
Что плохо:
Но есть и плюсы:
Как попасть в монастырь?
Особо сложным этот процесс не выглядит, но тут многое будет зависеть от твоих личных качеств, так как тебе придётся пообщаться со священнослужителями для принятия окончательного решения. А они с такими новенькими паломниками часто имеют дело.
Для начала требуется получить благословение от своего духовника. Если ты регулярно ходишь в церковь и у тебя там есть человек, с которым ты часто беседуешь на религиозные темы, то этот пункт можно миновать безболезненно. А если ты придёшь первый раз и скажешь, что внезапно решил обратиться к служению Богу, то будь готов к определённой доли скепсиса. Так что походи перед этим на службы, присмотрись.
Далее придётся покататься по монастырям, чтобы посмотреть на них, на жизнь, которая там кипит, и пообщаться с настоятелем. Естественно, он принимает такие решения. Он тебя будет спрашивать о причинах твоего решения, о твоей жизни, расскажет, от чего предстоит отказаться, чтобы убедиться, готов ли ты к этому. Врать здесь не имеет смысла — тебя ждет не сладкая жизнь, если ты попадёшь внутрь. Так что если вопросы настоятеля вызовут сомнения в тебе, то попробуй повернуть свою жизнь в нужное русло, не прибегая к таким радикальным мерам.
Если имеются проблемы с выбором монастыря, то я просто советую посмотреть на монастырь Шулдан в Крыму. Это очень красиво.
Как уйти в женский монастырь в Дивеево: жизнь монахинь, советы трудникам и паломникам
Тема эта не простая, тем более что не все понимают глубинный смысл ухода в монастырь. В современной реальности существует еще и так называемая «православная романтика», которой часто, сами того не желая, люди окутывают эту тему. Попробуем по мере сил ответить на часто задаваемые вопросы, связанные с уходом в монастырь.
Как живут в монастыре, и что же это такое – монастырь?
Монашество – это особый духовный путь, который человек избирает для себя. Полный отказ от мирской жизни и полное посвящение себя Богу. Ради этого люди в прошлые века уходили в пустыни или подвизались при храмах. Потом зародились первые монастыри. Возникли они потому, что душой многие люди желали спасаться и идти строгим путем, но телесная немощь не каждому позволяла это делать. Люди это поняли и стали селиться вместе для физической, моральной и духовной поддержки друг друга. А чтобы отсекать своеволие, мешающее возрастать духовно, выбирали самого мудрого монаха или старца и старались исполнять его наказы, а он в свою очередь отечески их направлял и давал каждому послушания.
А так как физическое тело не могло обходится без еды, питья и жилья (особенно в северных странах, как наша), монастырям приходилось обустраивать внешнюю жизнь, строить кельи, обзаводится огородами, кухней и другими подсобными хозяйствами, за счет которых они и существовали трудами рук своих и пожертвований доброхотов.
Но эта была несущественная и внешняя жизнь монастыря. Внутренняя же состояла из молитвы, Богослужений, послушаний и ежедневной духовной брани. Где-то эта духовная внутренняя жизнь была столь сильна, что рождала сонмы святых и «выходила» далеко за пределы монастыря, привлекая к себе тысячи паломников.
Духовной стороны монастырской жизни касаться в этой статье не будем, ибо это тема обширная и описанная многими столпами монашества, такими как Св. Игнатий Брянчанинов, св. Макарий Египетский, св. Феофан Затворник и многими другими. Как говорится, берите книги и читайте.
Внешняя же жизнь напоминает совместное общежитие. В корпусах находятся кельи – скромные комнаты, где, как правило, живут по несколько человек монашествующих. Питаются все в строго отведенные часы в общей трапезной, встают здесь рано – в 5 утра, а то и раньше. Помимо церковных служб есть еще и монашеское ежедневное правило.
В идеале монах не должен иметь ничего своего, кроме той одежды что на нем (и то полученной в монастыре). Именно поэтому здесь все общее: кухня, трапезная, огороды, и другие службы, где монахи и послушники трудятся.
В монастыре приветствуется молчание и порицается праздность. Поэтому если монах не занят послушанием, церковной службой или каким другим общим делом, он все равно должен внутренне молиться, читая молитву по четкам.
И даже внешние ограничения монашеской жизни – причем, взятые на себя добровольно – уже показывают, что это путь не для всех, что же говорить о духовных глубинах, к которым в идеале должен стремиться каждый, отрекшийся от мира?
Как уйти в монастырь, и что для этого нужно?
Начнем с того, что это не так просто, как кажется. В любой монастырь достаточно сложно попасть. И если кто-то вас обещает «быстро постричь в монаха/монахиню» – бегите подальше. На самом деле в любом монастыре к вам будут присматриваться, выпрашивать о вашем духовном пути, узнают, не состоите ли вы в браке и не бросили ли вы детей (увы, бывают и такие неадекватные случаи). А потом еще несколько лет будут испытывать вас на послушании, прежде чем вы переступите самую первую ступень –рясофорного послушничества (даже еще не малого иноческого пострига).
Поэтому если после посещения монастыря вас стали посещать мысли об уходе из мира, попробуйте начать самостоятельную подготовку к этому событию пока на внешнем, что тоже очень важно, уровне.
Начните с отказа от мяса – в монастыре не едят мяса. Соблюдайте все четыре церковных поста, а также среду и пятницу. Приучите себя к ранним подъемам и длинному молитвенному правилу. Почаще ходите в храм – и не только на воскресные богослужения. Выбирайтесь на церковную молитву и в будние дни, и в пост.
Если вы работаете, то продолжайте свое занятие, но посмотрите на это с духовной точки зрения. Представьте, что все, что вы делаете – делаете для Бога, а потому приказы начальства воспринимайте как тренировку к послушанию. Старайтесь избегать светских развлечений.
Откажитесь от телевизора и побольше читайте духовной литературы.
Кстати, среди святоотеческого наследия есть замечательная книга святого Феофана Затворника – «Что есть духовная жизнь, и как на нее настроиться», где в переписке открывается мир девушки, решившейся уйти в монастырь. Святой Феофан Затворник помогает ей пройти этот путь постепенно, укрепляясь в своем выборе, а не следуя эмоциональным порывам, которые могут быть очень горячими в юности, но и быстро остывать. Книга будет также актуальна не только тем, кто хочет выбрать монашеский путь, а вообще всем, кого интересует духовное делание среди суеты мирской.
Кстати, часто задают вопрос: как уйти в монастырь женщине, как уйти в монастырь мужчине?
Внутренних различий нет абсолютно никаких. Все, что описано в статье выше подойдет и мужчинам, и женщинам.
Для женщин лишь стоит добавить, что придется отказаться от косметики и мужской одежды, и приучаться ходить в юбках ниже колена и в скромной не вызывающей одежде.
Пожив так, в миру, как бы «монашеской» жизнью и укрепившись в своем желании уйти в монастырь, вы сможете перейти на другой этап: благословение и выбор монастыря.
Благословение духовника
Без благословения в монастырь не принимают. Причем желательно, если это будет благословение вашего духовника, с которым вы не один год знакомы, или же даже старца (общепризнанного в русской православной церкви). В крайнем случае вас могут послать к духовнику того монастыря, который вы для себя выбрали. И уже как он благословит, так и будет.
Кстати, к самому благословению надо отнестись со смирением, а не кидаться на амбразуры, если вдруг оно будет расходиться с вашим желанием. Потому что мы часто хотим одного, а Божий промысле о нас другой.
Тут некоторые неофиты могут удивиться, что же может быть выше и лучше монастыря? Если человек выбирает такой путь, то Бог через старца обязательно его благословит. Но нам не ведомы пути Господни. Иногда бывает совсем наоборот: приезжает девушка за благословением в монастырь, а Божий человек ее замуж отправляет.
Об одном таком эпизоде можно прочитать в житие святого преподобного Серафима Саровского и в «Летописи Серафима–Дивеевского монастыря». Пришли как-то к батюшке Серафиму две женщины: одна совсем молоденькая просила благословение замуж, а другая 30 летняя – вмонастырь. А батюшка Серафим благословил иначе: молодую отправил в монастырь, а 30 летней, к ее ужасу, благословил замуж. Почему это вызвало такое недоумение у старшей женщины? Да потому, что в 19 веке девушки, не вышедшие до 30 лет замуж, считались старыми девами, и их шансы создать семью ровнялись практически нулю. Но тут все сложилось удачно для обеих женщин, и каждая впоследствии была довольна своей жизнью.
И в житиях многих святых мы узнаем, как людям, решившим избрать монашеский путь, были совсем иные благословения.
Вообще, надо отметить, что в монастырь не уходят лишь от того, что не удалась личная жизнь – как это, увы, можно встретить в наше время. В былые времена в монастырь не брали, если человек был против брака и семьи! Ибо брак Богом установлен и благословлен! И то, что сейчас в мире попираются идеалы брака и семейные ценности – страшный грех. И монахи тем более не должны участвовать в этом грехе, уничижая брак и семью.
Просто лично для себя они выбрали монашеский путь, и выбрали его исходя из своих духовных потребностей, где отказ от брака рассматривается не как самоцель – для этого вообще-то уходить из мира не обязательно, – но как средство и возможность всего себя посвятить Богу и духовной жизни.
Выбор монастыря
Здесь может быть два варианта: или ваш духовник или старец вас сразу благословят в конкретный монастырь, и вам лишь останется смиренно принять волю Божию, или вы получите благословение на монашеский путь, но монастырь вам придется выбирать самим.
И здесь стоит еще во время вашей самостоятельной подготовки поездить по паломничать по разным обителям. Кстати, греха в этом нет. Даже у святых сердце прилежало к одним монастырям, а к другим противилось. Тут действительно стоит лишь подивиться, что у каждого человека может быть «свой монастырь». И это справедливо даже для семейных. Иногда люди признаются, что уже пол России объездили, и заграничные великие святыни посетили, а вот есть у них любимый монастырь, в который они каждый год приезжают помолиться всей семьей, и ничего с этим поделать нельзя.
Остается вспомнить бытующую среди православных фразу: «не мы святых выбираем, а они нас».
Так что при выборе монастыря стоит слушать свое сердце. Ну а технически просто берите список мужских или женских монастырей России и ищите то, что ближе к вашей местности. Читайте историю создания обители, узнавайте, какие святыни есть в монастыре, какие святые их основали, и отправляйтесь туда в паломничество, чтобы опытным путем понять, ваше это место, или нет.
Как уехать трудником в монастырь
После того, как вы выбрали монастырь, постарайтесь выбраться туда на длительное время, для начала недельки на две (в последующие разы можно увеличить время пребывания в монастыре и до месяца). Значит экскурсионный вариант, предлагаемый паломническими службами и турфирмами, вам не подойдет. Придется добираться в монастырь самостоятельно.
Приехав на место, в монастыре необходимо сказать, что вы приехали на столько-то дней – недель (указать точно) и хотите потрудится на благо обители. Тут же можно сказать, какие у вас есть серьезные заболевания (если есть) и попросить это учесть при послушании. Но говорить об этом стоит смиренно и быть готовым к отказу. Хотя, как правило, в монастыре идут на встречу. Но иногда Господь особо испытывает тех, кто хочет уйти в монастырь, как бы проверяя решимость испытуемого!
Кстати, на трудничество можно приезжать всем, а не только решившимся на монашество. Это вообще богоудгодное дело. И многие святые говорили, что Бог благословляет людей, и те семьи, в которых трудятся на благо монастыря. Батюшка Серафим, говоря о Дивеево, заметил, что даже те, кто пыль здесь протрет, получают большую благодать.
Подробнее о трудничестве в Дивеево с проживанием и питанием можно узнать из статьи Паломнический центр Серафимо-Дивеевской обители
Как попасть жить в женский монастырь, как уехать в мужской монастырь?
Пройдя путь трудничества, а желательно не один раз, и окончательно решив уйти из мира, вам стоит сделать последний шаг: записаться на аудиенцию к игумену (в мужском монастыре) или игуменье (в женском) монастыре. И уже в личной беседе изъявить свое желание уйти в монастырь. Дальнейшее развитие событий будет развиваться по результату этой беседы, и у каждого оно будет своим. Дальнейшие советы здесь неуместны.
Можно ли с ребенком уйти в монастырь?
Этот вопрос волнует многих, кто оказался перед духовным выбором уже после того, как побывал замужем/женился и имеет детей. И тут возникает большое количество вопросов.
Для вдовцов и вдов монастырский путь считается наилучшим вариантом, и в былые времена многие так и поступали. Но тут опять же вопрос встает о детях. Какой возраст детей, какой их пол и сколько самих детей? Многие будучи многодетными вдовцами или вдовами предпочитали вступать во второй брак ради того, чтобы поднять детей на ноги.
Берут ли в монастырь с ребенком? Берут, но очень неохотно, не с младенцем, и учитывая конкретные обстоятельства каждого. Но надо помнить главное: в монастырь могут взять только однополого с вами ребенка. То есть в женский монастырь возьмут женщину с дочерью, а в мужской – мужчину с сыном.
В противном случае вам предложат лишь жизнь при монастыре на правах трудника: то есть дадут временный кров, питание и послушание, на котором вы будете трудиться.
Но оба эти варианта – не самый лучший выбор. Ведь уйти в монастырь хотите вы, а не ваш ребенок. И наивно надеяться на то, что если ребенок будет всю жизнь жить при монастыре, то в нем и останется, повзрослев – не стоит. В большинстве случаев все обстоит иначе: дети, достигнув совершеннолетия, убегают из монастыря сразу же, а в святую обитель приходит подвизаться молодежь из совершенно не воцерковленных семей.
Почему так происходит? Наверное, потому, что нарушается принцип свободы выбора пути, который каждому из нас дает Бог при рождении! Да, в наши права и обязанности как родителей входит наставление и обучение Закону Божьему своих детей. Но делать это стоит ненавязчиво, с большой любовью и деликатностью. Уповая не на свою родительскую власть и знания, а на волю Божию. И молиться за детей. Но не заставлять их.
Именно поэтому многие мудрые священники благословляют многим мамам (потому что чаще всего такой вопрос волнует именно женщин) жить в миру, как в монастыре, занимаясь воспитанием ребенка, а после его восемнадцатилетия уходить искать монашеского пути.
Если же вопрос стоит весьма остро, и женщина чувствует, что, не уйдя в монастырь она просто погибнет духовно, или имеется особое благословение старца, то решать вопрос ухода в монастырь все равно придется индивидуально.
И в этом случае, необходимо подумать и о ребенке. Тогда выбор монастыря стоит осуществлять, не только основываясь на собственном желании, но и руководствуясь рядом вопросов.
Как видите, это создает ряд затруднений и дополнительных обязанностей, учитывая закрытую структуру монастырского общежития и характер духовной жизни. Поэтому тем, кто задумывается о монастыре, имея на руках ребенка, стоит серьезно поразмышлять над этим вопросом.
Во сколько лет можно уйти в монастырь?
Гораздо реже, но все же встречается обратная ситуация, когда подростки, познавшие веру, совершенно искренне хотят уйти в монастырь, а родители их не пускают. Доходит вплоть до того, что дети буквально убегают в монастырь. Как решается ситуация в данном случае?
Без согласия родителей несовершеннолетних в монастырь не принимают, и постриг до 18 лет не совершается. Но позволить жить на правах трудников могут.
В любом случае Игуменья монастыря, в который обратился подросток, связывается с родителями, вызывая их на разговор. При этом успокаивая расстроенного «ребенка» и смягчая «непреклонность» родителей. Иногда удается достигнуть компромисса.
Несколько лет назад был случай в одном монастыре: 15 летняя девочка буквально на коленях умоляла Игуменью взять ее к себе в обитель. Та вызвала родителей на совместный разговор. Им удалось достигнуть компромисса: договорились, что девочка будет приезжать в монастырь на все лето, а осенью возвращаться домой, так как ей надо закончить школу. Такое решение Игуменья мотивировала перед родителями тем, что, разрешив хотя бы какое-то время пожить в монастыре своей дочери, те сохранят с ней хорошие отношения и не станут смертельными врагами. А девочка, в свою очередь присмотрится к монастырской жизни изнутри.
Так вот, если вам нет еще 18 лет, но вы хотите уйти в монастырь, вам может помочь разумное решение Игуменьи. Начните с того, что приезжайте в монастырь на каникулы. А с родителями постарайтесь достигнуть компромисса мирным путем, в чем может помочь искренняя молитва за них.