в чем суть модели смешанного обучения ротация лабораторий
Смешанное обучение в России
Ротация лабораторий — одна из моделей смешанного обучения. Разные формы этой модели содержат одну основную идею:
несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа учителя со школьниками), но на один урок ученики переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
В ротации лабораторий многое очень сходно с моделью ротации станций и перевернутым классом. Разница в том, что в ротации станций ученики перемещаются в пределах выделенного для них класса. В то же время в ротации лабораторий ученики перемещаются в учебную лабораторию, где занимаются онлайн обучением. Также эта модель похожа на перевёрнутый класс, реализованный без работы учащихся дома. Вместо этого ученики посещают компьютерный класс, чтобы знакомиться с новым материалом (смотреть видео, отвечать на вопросы, проверяющие понимание), тренировать навыки или участвовать в проектной работе, а в классе учатся активно и интерактивно. Ротация лабораторий становится эффективной при регулярной работе учащихся онлайн.
Реализация модели ротации лабораторий возможна в параллели (для одного или нескольких предметов), т.к. требуется согласовывать расписание разных классов и использование компьютерного класса.
Для этого несколько учителей в параллели договариваются о том, что организуют работу с применением модели ротация лабораторий, создают или подбирают учебные онлайн-материалы, формируют единое учебное пространство и договариваются с администрацией о том, чтобы каждый третий-четвертый урок по их предметам проводился в компьютерном классе. В идеале, учащиеся один урок в день проводят в компьютерном классе.
Например, если договариваются два учителя, которые ведут суммарно в одном классе семь уроков в неделю, то два урока из семи они могут провести в компьютерном классе. Эти два урока проводятся в разные дни в соответствии с требованиями СанПин, а также для достижения большего образовательного эффекта. На каждом уроке у учеников есть маршрутный лист по каждому предмету. Сопровождать учеников в классе может один из учителей.
Также возможна модель ротации лабораторий в рамках одного предмета, когда ученики один урок в неделю (для выбранного предмета) работают в кабинете информатики за компьютерами, углубляя или закрепляя знания. Основное отличие от оригинальной модели в том, что ученики работают с компьютером только раз в неделю.
Если Вы единственный учитель в школе, который хотел бы помочь отстающим ученикам и сделать это через смешанное обучение и у вас есть доступ к компьютерному классу на один урок в неделю, вы можете реализовать это в формате ротации лабораторий. А именно: несколько уроков проводить в обычном классе, а один урок в неделю — в компьютерном классе.
Как реализовать ротацию лабораторий по одному предмету
Какого рода педагогические задачи позволяет решить ротация лабораторий:
— повышение учебной мотивации
— повышение учебных результатов
— помощь отстающим (неуспешным) учащимся
— развитие успешных учащихся (подготовка к олимпиадам и расширение представлений о предметной области)
Какие виды деятельности стоит перенести в компьютерный класс?
«Эта модель менее эффективна, чем ротация станций, из-за отсутствия обязательной проектной коллективной работы в структуре, но её легче реализовать, используя стационарный компьютерный класс, класс ноутбуков или планшетов.
Технические требования для реализации: возможность проводить уроки по своему предмету в компьютерном классе хотя бы раз в неделю. Использовать компьютеры или планшеты дома не предполагается.
▶ Плюсы: даёт учителю возможность отслеживать динамику роста предметных знаний с помощью LMS.
▶ Минусы: если нет готовой LMS с учебными материалами по предмету, учитель должен подготовить материалы по своему предмету в LMS, подобрать тренажёры или составить задания или тесты на тренировку и проверку навыков. Модель не содержит обязательных элементов проектной и групповой работы, поэтому эти аспекты могут потеряться.
▶ Возраст учащихся: с 1 до 11 класса.
▶ Требования к учителю: умение работать с LMS, составлять маршрутные листы.
▶ Сложность реализации: может быть реализована одним учителем для своего предмета. Но для повышения эффективности желательно взаимодействие нескольких учителей.»
▶ Рекомендуем: для школ, чьи учащиеся:
— лишены возможности использовать дома онлайн-среду,
— с низкой учебной мотивацией
— низким уровнем учебной самостоятельности.
Модель ротация лабораторий в школе Navigator Schools: Gilroy Prep Campus (США)
Navigator Schools была основана в 2011 году
Для 67% учеников этой школы английский язык – не родной. И в первый же год эта школа получила один из высших баллов в Калифорнии по результатам тестирований.
Смешанное обучение (из опыта работы)
Разделы: Биология
Ключевые слова: обучение на станциях
Почему ты не учишься? Почему ты не учишь? Все время говорим такие слова ученикам. А у них планшеты, смартфоны. Учащиеся проявляют пассивность на уроке (наблюдают, списывают, решают и т.д.). Учитель что делает? Передает информацию, держит дисциплину.
Мы должны меняться. В этом поможет смешанное обучение. «Смешанное обучение» позволяет добиться того, чтобы дети на собственном опыте познавали мир, а учитель им в этом помогал.
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя с онлайн-обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения.
Рассмотрим наиболее распространённые четыре базовые модели.
Модель 1. «Перевернутый класс»
Это самая простая модель для реализации, но не всегда «перевернутый класс» отвечает высоким стандартам смешанного обучения.
Основателями являются американские педагоги Аарон Самс и Джонатон Бергман – учителя химии.
«Перевёрнутое обучение» (flipped learning) — это одна из моделей смешанного обучения, при которой вместо домашнего задания учащиеся работают в он-лайн среде с использованием собственных электронных устройств с доступом в Интернет, знакомятся с новым или закрепляют изучаемый материал. Часто при реализации такой модели используются учебные видеоматериалы.
На уроке происходит закрепление изученного и актуализация полученных знаний, которая может проходить в формате семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).
Технические требования для реализации: наличие у учащихся дома электронных устройств с доступом к Интернету.
Реализация модели «Перевернутый класс» позволяет:
Используйте перевернутый класс там, где это действительно нужно, сочетая его с другими формами интерактивна и стандартными занятиями.
Модель 2. Ротация станций
Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части класса на своей станции:
В течение урока группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от урока к уроку меняется в зависимости от педагогической задачи. Например, одна группа начинает работать под руководством учителя, другая занимается онлайн, третья разбивается на малые подгруппы (пары) и работает над небольшими проектами. Затем группы перемещаются на следующую станцию.
Количество станций может быть и две: станция работы с учителем и станция онлайн-работы. В этом случае рекомендуется проводить отдельно уроки проектной работы или уроки в интерактивной форме не реже, чем каждый 3-4-е уроки. Также можно создать четыре станции, опять же в зависимости от педагогической задачи.
Например, тема урока «Тайны рождения», 8 класс
Задачи урока:
Планируемые результаты обучения:
Деятельность учащихся: знакомство со строением и функциями половой системы через интернет – ресурс; работа с текстом и иллюстрациям учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении результатов
I. Проверка знаний.
Проблема урока: Как обеспечить встречу двух гамет, необходимую для зарождения новой жизни?
II. Изучение нового материала.
Смешанное обучение в России
Разные формы Модели ротации лабораторий содержат одну основную идею.
Несколько занятий проходят в обычных классах (фронтальная работа учителя со школьниками), а после занятий в традиционном классе школьники переходят в компьютерный класс (лабораторию), где индивидуально работают на компьютерах или планшетах, углубляя или закрепляя знания.
В модели Ротации Лабораторий многое очень сходно с моделью Ротации Станций. Разница в том, что в Ротации Станций ученики перемещаются в пределах выделенного для них класса. В то же время в Ротации Лабораторий ученики перемещаются в учебную лабораторию, где занимаются онлайн обучением.
Реализация модели Ротации Лабораторий возможна в параллели (для одного или нескольких предметов), т.к. требуется согласовывать расписание разных классов и использование компьютерного класса.
Также возможна модель ротации лабораторий в рамках одного предмета, когда ученики на урок в неделю (для выбранного предмета) работают в кабинете информатики за компьютерами, углубляя или закрепляя знания. Основное отличие от оригинальной модели в том, что ученики работают с компьютером только раз в неделю.
Модель ротации лабораторий в школе Navigator Schools: Gilroy Prep Campus
Navigator Schools была основана в 2011 году
Для 67% учеников этой школы английский язык – не родной. И в первый же год эта школа получила один из высших баллов в Калифорнии по результатам тестирований.
Похожая модель была реализована в ходе аппробации разных моделей смешанного обучения Телешколой:
Смешанное обучение — новый формат образования
Смешанное обучение представляет собой форму получения знаний, при которой используются стандартные методы преподавания и компьютерные технологии. Одни предметы изучают в аудитории с помощью лекций и практик, другие дистанционно с помощью компьютерных программ и приложений, видео- и аудиоматериалов.
Модели смешанного образования
Создано свыше 40 смешанных моделей обучения. Их применяют для учебных целей, но не все из них одинаково эффективны.
Наиболее распространены 4 модели смешанного обучения:
перевернутое образование или перевернутый класс;
Часть форм смешанного образования применяется в России.
Перевернутое образование или перевернутый класс
Первая модель эффективного смешанного обучения считается наиболее продвинутой. Развитию помогла доступность высокоскоростного интернета.
Преподаватель выдает задания студентам с помощью электронных устройств. Вся информация зафиксирована в специальном обучающем приложении, которое преподаватель контролирует удаленно.
Такая технология смешанного обучения — уход от стандартного учебного режима, где основная часть занятий приходится на лекции и разбор домашних заданий.
Практические дисциплины, интерактивные способы подготовки и взаимодействие со студентами проводятся в классе (аудитории). Вместе с преподавателем ученики выполняют эксперименты, расчеты и решают задачи на практике.
Преимущество перевернутого образования в том, что преподаватель способен создавать сценарий будущего практического занятия, основываясь на результатах изучения домашнего задания с помощью обучающей платформы. Это экономит время на проверку заданий и создание практических занятия с учетом потребностей каждого студента.
Точная система отчета об изученном материале позволяет создавать группы, каждая из которых будет изучать понятный и доступный для них материал. Преподаватель может в отдельном порядке помогать учащимся усвоить и понять задание.
Перевернутый класс — простая модель смешанного обучения, но для ее реализации требуется высокий уровень компьютерной грамотности преподавателя. Система чаще предлагается для молодых преподавателей. Учебные организации проводят дополнительное обучение для преподавательского состава, чтобы они смогли изучить систему.
Несмотря на эффективность модели, обучение всегда представляет собой сложную схему, где компетентность преподавателя должна подкрепляться его практическими знаниями. Также для эффективного взаимодействия преподавателя со студентами, требуется высокий уровень компьютерной грамотности всех учащихся. В обратном случае студент должен изучить компьютеры, планшеты и другие системы для продуктивной работы. Такой вариант смешанного обучения внедряется в России.
Ротация станций
Модель применяется для всестороннего воздействия на каналы восприятия учеников. В результате студент способен зафиксировать и использовать большее количество информации. Процесс обучения с помощью предложенной модели позволяет работать даже с людьми, имеющими синдром дефицита внимания.
Часто для ротации станций требуется три группы, каждая из которых будет заниматься разной деятельностью. Но через указанное время группы меняются местами и продолжают выполнение урока с помощью других инструментов, знаний и возможностей.
Часто для успешного ведения образовательного процесса студентов отделяют друг от друга по следующим станциям:
В течение занятия каждый должен побывать в трех станциях, чтобы полностью изучить предложенный материал. Также преподаватель вправе менять группы по составу, если этого требует педагогическая задача.
С помощью предложенной модели можно сэкономить на компьютерах и других электронных устройствах. Если для такой системы смешанного обучения набралось 3 группы по 5 человек, нужно приобрести всего 5 компьютеров, планшетов и других электронных устройств. Для стандартного метода потребовалось бы предоставить технику для каждого студента, что менее выгодно для образовательного учреждения.
Группы составляются по разным объединяющим факторам:
готовность к занятиям;
успешность выполнения задания;
наличие интереса к предложенной теме и так далее.
Каждая из станций создана для достижения определенных целей образовательного процесса:
Образование в режиме онлайн. Станция создана для развития навыков самостоятельной работы каждого студента. Для этого в программах и приложениях должно быть достаточно информации, чтобы студент мог самостоятельно отсеивать и находить нужную информацию. Также он может изучать дополнительные темы, чтобы быстрее продвигаться по теме занятия или знакомиться с новыми данными. Станция онлайн-обучения предлагает различные технологии взаимодействия, где есть видеоматериалы, аудиофайлы и другие виды контента. Студент самостоятельно может выбирать сложность учебы. Например, он вправе выполнить одно задание высокой сложности, или два задания средней сложности. В рамках станции не запрещается взаимодействие с другими учащимися для поиска ответа на вопросы.
Станция коллективного образования. Образовательный процесс строится на взаимодействии между студентами. Они могут сообща решать задачи, находить ответы на вопросы теста или проявлять инициативу в проведении эксперимента. Повышенная частота взаимодействий между студентами позволяет глубже изучать тему занятия. Также используются несколько путей для изучения темы. Например, для такой модели смешанного обучения характерно использование настольных игр по изучаемой теме, проведение экспериментов, наблюдений и так далее. Могут проводиться дебаты на поставленную тему. Нередко студенты делятся на группы для защиты одной из предложенных позиций. Главная цель этой станции в предложенной модели обучения — наладить коммуникацию между студентами.
Станция с преподавателем. В процессе обучения важна обратная связь от преподавателя. Деление на группы позволяет лучше ознакомиться с результатами каждого студента и предложить подходящий способ решения задачи. Также отзыв преподавателя — это способ мотивации на дальнейшее выполнение задания.
Ротация лабораторий
Эта модель имеет сходство с предыдущей. Но основное отличие заключается в том, что группа не занимается перемещением между станциями в пределах аудитории.
В ротации лабораторий все студенты сначала занимаются в обычном кабинете или аудитории по стандартной системе. После завершения занятия они отправляются, например, в онлайн-кабинет всей группой, и закрепляют полученные знания самостоятельно.
Таким образом, смешанное обучение представленной модели позволяет развивать самостоятельность, лидерство и коммуникативные навыки.
Подобный метод можно использовать для студентов любых курсов. Предполагается, что дополнительные занятия в компьютерном классе — достаточная мера для полного усвоения материала. Поэтому использование компьютеров и другой техники дома не предполагается.
Преимущество метода в том, что преподаватель может отслеживать успехи в онлайн-системе. В результате каждый студент может получать отдельные задания от преподавателя.
Также метод могут использовать сразу двое и более преподавателей. Студенты смогут регулярно повторять знания из разных предметов, запоминая их лучше и на более долгий срок.
Гибкая модель
Для смешанного обучения может использоваться гибкая модель. В центре помещения размещается «офис», где у каждого есть планшет или компьютер, с помощью которого он ищет требуемую для занятия информацию. После того, как материал найден, узнать дополнительную информацию о нем можно у преподавателя. Также не запрещено обмениваться данными с другими студентами.
Для реализации такой модели смешанного обучения потребуется пространство. Поэтому занятия проводятся в просторных кабинетах или аудиториях. В небольших кабинетах использование предложенной модели затруднительно. По завершении поиска материала рекомендуется проведение экспериментов, тестов и других коллективных мероприятий для полноценного изучения темы.
Также для работы гибкой модели обучения в аудитории или классе должен быть доступ к зоне отдыха и отделение для проведения опытов, мозгового штурма или выполнения общих экспериментов.
Компоненты смешанного обучения
Чтобы предложенные модели принесли результат, требуется последовательность в образовании. Большую роль играет повторение сценария изучения материала.
Студент должен постоянно иметь доступ к LMS (Learning Management System — система дистанционного образования). С ее помощью он приступает к изучению материала в удобное для него время.
Материалы должны быть наглядны — только в этом случае модель выбранного смешанного обучения принесет пользу. В качестве учебных материалов используют видеоролики, аудиозаписи и онлайн-тренажеры.
Полученные знания должны быть применимы на практике, поэтому методы получения знаний должны регулярно обновляться и соответствовать современным требованиям.
Важная особенность такого обучения — обратная связь. Студент вправе задать вопрос преподавателю и получить ответ даже вне учебного заведения.
Образование, где используется стандартный подход и современные технологии, позволяет быстро получить знания из любой точки мира. Многие организации перевели мощности на развитие дистанционного образования.
ООО «НАСТ» предлагает пройти курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в дистанционной форме. По окончании учебы выдается удостоверение или диплом установленного образца. Получить итоговый документ можно по почте, даже если вы живете в другой стране. Электронная копия документа будет отправлена на электронный адрес сразу после проверки знаний.
Смешанное обучение в России
Если вы работаете в школе со сложным социальным контекстом, где большинство учащихся находятся в сложной социальной ситуации, ротация лабораторий позволяет организовать дифференцированное обучение, повысить учебные результаты и снизить нагрузку на учителя. Например, в в сельских школах или школах в неблагополучных районах у учащихся могут отсутствовать дома компьютеры, мобильные устройства или доступ в интернет. Однако, применять ротацию лабораторий стоит если у вас есть понимание для чего Вы планируете применять различные онлайн-активности, как они помогут изменить учебный процесс.
Ниже мы дадим рекомендации по эффективному проведению уроков в ротации лабораторий.
Что делает учитель на уроке в ротации лабораторий?
Учитель в ротации лабораторий не “бросает” учеников, а активно участвует в учебном процессе. Также на основании данных дифференцирует класс на мини-группы, тем самым усиливая понимание учебного содержания изучаемого предмета.
Как эффективно применять ротацию лабораторий в школе
Если есть задача повышения учебных результатов, применение дифференцированного обучения в ротации лабораторий позволяет решить ее. В этом случае возможны следующие варианты организации учебной деятельности:
1. Работа над ошибками
Учащиеся выполняют эти задания в онлайн-среде во время работы в компьютерном классе в своем темпе. Количество предложенных материалов должно быть избыточным и разделено на обязательную/базовую и дополнительную части. Чтобы научить учащихся выбирать и соизмерять свои возможности, внутри базовой части предлагаем избыточное количество упражнений.
Учитель помогает малым группам учеников в ходе урока.
2. Дифференциация с элементами подхода “полное усвоение«
Если в классе неоднородный состав по уровню успеваемости и есть учащиеся с “провалами” в базовых знаниях и навыках в предыдущие годы (например, проблемы с таблицей умножения, или неумением складывать обыкновенные дроби), те, кто не выполняет домашние задания, и даже одаренные ученики, рекомендуем реализовать дифференцированное обучение с элементами подхода “полное усвоение”.
После урока-объяснения новой темы учитель проводит урок в компьютерной лаборатории. На этом уроке ученикам предлагают выполнить компьютерный мини-тест на понимание новой темы (на 10-15 минут), затем учитель делит их на группы по результатам выполненной работы.
— Группа, выполнившая задания без ошибок, может выполнять задания на отработку навыков.
— Группа, допустившая больше всего ошибок, начинает работу рядом с учителем для того, чтобы он объяснил им учебный материал заново (10-15 минут),после этого группа возвращается на свои рабочие места, чтобы пройти еще один мини-тест и начать применять изученное в простых заданиях.
— Группам учащихся, допустивших 1-2 ошибки, предложите посмотреть видео с объяснением материала, в котором они ошиблись, и задания на отработку.
3. Дифференциация для закрытия пробелов
Если в классе много учащихся с пробелами, рекомендуем сфокусироваться на решении накопившихся проблем, наверстать упущенное.
В этом случае не принципиально каким по счету среди уроков в данном тематическом модуле будет урок в компьютерном классе. Постарайтесь на этом уроке дать возможность каждому ученику наверстать упущенное и “закрыть” пробелы, сформировавшиеся раньше.
Как организовать работу:
— В начале года (или в тот момент, когда Вы решитесь помочь ученика “наверстать упущенное”) обсудите с учащимися новый формат работы, который поможет им подготовиться к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ или просто стать успешными учениками. Договоритесь о сотрудничестве и объясните, что делаете это для того, чтобы помочь им повысить успеваемость, лучше учиться и стать более успешными. Расскажите, как будете использовать время в компьютерном классе и на обычных уроках.
— Протестируйте учащихся и выявите ошибки и пробелы каждого ученика (Для этого обычно достаточно одного урока в компьютерном классе). Определите основные пробелы каждого ученика. У кого-то обнаружатся проблемы с функциональным чтением и пониманием текста (поэтому он не может прочесть задачу), у кого-то с умножением (надо выучить таблицу умножения) и т.п. Скорее всего почти у каждого ученика таких проблем будет несколько.
— Составьте таблицу дефицитов класса, в которой будут перечислены все учащиеся и их дефициты. С большой вероятностью для многих проблемных тем окажется, что эта тема является недовыученной для нескольких учащихся.
— Подберите задания, с помощью которых ученики могут повторить и отработать каждую тему.
— Сформируйте индивидуальный маршрутный лист для каждого ученика из этих материалов (видео, тестов, упражнений и тренажеров по каждой теме).
— Если после самостоятельного повторения темы в онлайн среде, у ученика останутся проблемы, ему потребуется помощь учителя. Составьте расписание консультаций, когда во время уроков в компьютерной лаборатории или на обычных уроках, предваряющих уроки в компьютерном классе, Вы можете уделить время объяснению каждой проблемной темы (обычно достаточно 10-15-20 минут).
— Укажите в этом расписании день, время и тему консультации. Как организовать консультации:
а) Например, на уроке, предшествующем уроку в компьютерном классе, организуйте групповую работу так, чтобы поработать с одной из групп из Вашего списка, ответить на их вопросы по проблемной теме, заново объяснить им этот материал и мотивировать к закреплению и отработке на уроке в компьютерном класса.
б) Если не получается включить в обычный урок работу с такой группой, организуйте работу с группами прямо в компьютерном классе. В таком случае Вы сможете на каждом уроке в компьютерном классе поработать лицом к лицу с 2 (по 22 минуты на группу) или 3 группами (по 14 минут). Во время Вашей работы с группами, остальные учащиеся будут работать по индивидуальным маршрутным листам в своем темпе.
Пример для класса с 30 учащимися.
Вы планируете во время работы в компьютерном классе поработать с 2-мя группами (1-я группа — 3 ученика, вторая — 4 ученика).
— В начале урока ученики садятся на свои рабочие места, открывают маршрутный лист и те, кто работает сегодня с Вами видят в нем напоминание о групповой работе и времени начала этой работы.
— Назовите фамилии учащихся 1-й группы и предложите им пересесть к Вашему столу.
— Соблюдайте тайминг! Используйте таймер или будильник на своем телефоне, чтобы напомнить за 3 минуты, что время заканчивается, а потом сообщить об окончании времени работы с данной группой.
— По окончании работы (через 22 минуты) попросите учащихся первой группы вернуться за компьютеры и приступить к выполнению заданий по только что повторенной теме и пригласите учащихся второй группы.
— После урока проанализируйте прогресс и при необходимости скорректируйте процесс.)
— Сделайте для учащихся доступным расписание и маршрутный лист.
— Начните работать с учетом этого расписания, отмечая успехи в “ликвидации пробелов” у учащихся на обычных уроках в классе (перестал допускать ошибки такого типа).
4. Подготовка к олимпиадам
Например, в одной московской школе дети работали в онлайн-среде с олимпиадными заданиями один раз в неделю. Весь класс работал онлайн в Учи.ру, учитель переходил от ученика к ученику, смотрел статистику по выполнению заданий, быстро объединял в мини-группы для детей, застрявших на какой-то задаче, и помогал им разобраться.