в чем выражается взаимодействие сознательности и активности в обучении

Принцип сознательности и активности

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся.

Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной деятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление и есть реально функционирующее знание». На это же обращает внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обучении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходимо формировать знания не только о внешних признаках предметов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

Соблюдение этих правил способствует формированию убеждений, а не накоплению формальных знаний. Соблюдение данного дидактического принципа имеет огромное значение, так как «убеждения не купишь в лавке», о чем писал Д.И. Писарев – они формируются в процессе познавательной деятельности.

Источник

Принцип сознательности и активности в педагогике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Принцип сознательности и активности обучения – это принцип, предусматривающий взаимосвязь педагогического руководства и активной, творческой и сознательной деятельности учащихся.

Сущность принципа сознательности и активности в педагогике

Принцип сознательности и активности в педагогике предполагает осознанного процесса усвоения учащимися знаний и умений, в результате осуществления активной практической и познавательной деятельности.

Сознательность обучения – это положительное (позитивное) отношения учащихся к процессу обучения, понимании значения получаемых знаний, сущности изучаемых проблем, осознания необходимости и важности обучения.

Сознательное усвоение знаний учащимися зависит от ряда факторов и условий:

Активность учащихся – это интенсивная практическая и умственная деятельность учащихся во время педагогического процесса.

Активность является предпосылкой и одним из условий уровня сознательности усвоения знаний, умений и навыков.

Сознательность в процессе обучения проявляется при осмыслении образовательных целей и задач, понимании учебного материала, проникновении в сущность изучаемого, умении осознанно использовать полученные знания в практической деятельности. В основе сознательности лежит мыслительная и речемыслительная активность детей. Так же большое значение имеет волевая и физическая активность.

Активность в процессе обучения находится в тесной взаимосвязи с умениям самостоятельно мыслить и действовать по обстоятельства. Кроме того, активность оказывает большое влияние на умение принимать решения, отстаивать собственную точку зрения и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в основе данного принципа заложены такие закономерности как ценность образования, осмысленность получения знаний и умений.

Основными качествами личности учащегося, необходимыми для реализации принципа сознательности и активности выступают:

Данные качества оказывают значительное влияние на овладение учащимися знаний и умений, прочность и глубину их усвоения, а также темпа освоения и уровня обучаемости.

Таким образом, активность и сознательность оказывают большое влияние на эффективность педагогического процесса и усвоение учебного материла. Опора на данный принцип является одним из основных показателей успешности реализуемого воспитательно-образовательного процесса.

Правила применения принципа на практике

Применение принципа сознательности в практической деятельности требует от педагога соблюдения ряда правил обучения:

Таким образом, опора на принцип сознательности и активности, при организации педагогического процесса, требует от педагога не только определенных навыков и умений, но и соблюдения ряда обязательных условий и правил, без которых его реализация будет невозможна.

Источник

Принцип сознательности и активности

В основе данного принципа лежат закономерности: ценность челове­ческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной ум­ственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:

• добиваться четкого понимания обучаемыми целей и задач предстоя­щей работы;

• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;

• применять наглядные пособия, использовать технические средства;

• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;

• использовать активные и интенсивные методы обучения;

• логически увязывать неизвестное с известным;

• учить учащихся находить причинно-следственные связи;

• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

Принцип наглядности

Одним из первых в истории педагогики стал оформляться принцип на­глядности. Установлено, что эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств человека. Чем более разно образны чувственные восприятия учебного материала, тем более прочно он усваивается. Эта закономерность давно нашла свое выражение в дидакти­ческом принципе наглядности.

Наглядность в дидактике понимается более широко, чем непосред­ственное зрительное восприятие. Она включает в себя и восприятие через моторные, тактильные, слуховые, вкусовые ощущения.

В обоснование этого принципа существенный вклад внесли Я. А. Ко-менский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. В. Занков и др.

Пути реализации этого принципа сформулированы Я. А. Коменским в «Золотом правиле дидактики»: «Все, что возможно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое — для восприятия зрением; слы­шимое — слухом; запахи — обонянием; подлежащее вкусу — вкусом; до­ступное осязанию — путем осязания. Если же какие-либо предметы и явле­ния можно сразу воспринимать несколькими чувствами — предоставить нескольким чувствам».

И. Г. Песталоцци показал, что необходимо сочетать применение нагляд­ности со специальным мысленным формированием понятий. К. Д. Ушин­ский раскрыл значение’ наглядных ощущений для развития речи обучае­мых. Л. В. Занков вскрыл возможные варианты сочетания слова и нагляд­ности. Если эффективность слухового восприятия информации составляет 15%, а зрительного — 25%, то их одновременное включение в процесс обу­чения повышает эффективность восприятия до 65%.

Принцип наглядности в обучении реализуется путем демонстрации изу­чаемых объектов, иллюстрации процессов и явлений, наблюдений за про­исходящими явлениями и процессами в кабинетах и лабораториях, в есте­ственных условиях, в трудовой и производственной деятельности.

Средствами наглядности служат:

натуральные объекты: растения, животные, природные и производ­ственные объекты, труд людей и самих учащихся;

объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии и др.;

изобразительные средства обучения: картины, фотографии, диафиль­мы, рисунки;

символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи и др.;

аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, те­левизионные передачи, компьютерная техника;

самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, чертежей, таблиц, зарисовок и др.

Благодаря использованию средств наглядности у обучаемых появляется интерес к учебе, развивается наблюдательность, внимание, мышление, зна­ния приобретают личностный смысл

Практика обучения выработала большое количество правил, раскрываю­щих применение принципа наглядности:

• наглядность должна отражать сущность изучаемых предметов и яв­лений, ярко и образно показывать то, что необходимо усвоить;

• лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать;

• то, что дети видят, будит мысль и лучше запоминается;

• наглядность использовать не как цель, а как средство обучения;

‘ не перегружать учащихся конкретно-образным восприятием изучае­мых закономерностей, чтобы не задерживать абстрактно-логическое мыш­ление;

• наглядность использовать не только для подтверждения достоверно­сти изучаемых предметов и явлений, но и как источник знаний;

• по мере взросления детей необходимо больше использовать симво­лической наглядности взамен предметной;

• использовать различные виды наглядности в меру, так как чрезмер­ное их количество рассеивает внимание и мешает восприятию главного;

• наглядность должна эстетически воспитывать;

• учитывать возраст учащихся в процессе использования разнообраз­ных средств наглядности.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности в обучении предпола­гает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения как содержания, так и процесса обучения.

В основе принципа систематичности и последовательности лежит ряд закономерностей: человек только тогда обладает действенным знанием, когда в его сознании отражается четкая картина существующего мира; про­цесс развития обучаемых замедляется, если нет системы и последователь­ности в обучении; только определенным образом организованное обучение является универсальным средством формирования системы научных зна­ний.

Принцип систематичности и последовательности в обучении требует
соблюдения ряда дидактических правил: )

• формирование системы знаний на основе понимания их взаимосвязи;

• деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки;

• использование схем, планов, таблиц, опорных конспектов, модулей и иных форм логического представления учебного материала;

• осуществление межпредметных связей;

• проведение уроков обобщения и систематизации;

• координация деятельности всех субъектов педагогического процесса на основе единства требований, обеспечения преемственности в их дея­тельности.

Принцип прочности

Принцип прочности усвоения знаний предполагает их стойкое закреп­ление в памяти учащихся. В основе данного принципа лежат установлен­ные наукой закономерные положения: прочность усвоения учебного мате­риала зависит от объективных факторов (содержания материала, его струк­туры, методов преподавания и др.) и субъективного отношения обучаемых к данным знаниям, обучению, преподавателю; память носит избиратель­ный характер, поэтому прочнее закрепляется и дольше сохраняется важ­ный и интересный для обучаемых учебный материал.

Прочность усвоения знаний достигается при соблюдении следующих правил:

* обучающийся проявляет интеллектуальную познавательную актив­ность;

• подлежащий усвоению учебный материал структурируется с учетом
индивидуальных различий обучающихся;

. • новый учебный материал связывается с прежними знаниями, опира­ется на сложившиеся представления (в структуре старых знаний новые вос­принимаются яснее, становятся более понятными, а прежние знания за счет новых обогащаются и углубляются);

• используются разнообразные подходы, методы, формы, средства обучения. Однообразие гасит интерес обучающихся к учению, снижает эф­фективность усвоения;

• активизируется мысль учащихся, ставятся вопросы на сравнение, сопоставление, обобщение, анализ материала, установление причинно-следственных и ассоциативных связей, выделение главного, существенного и т. п.;

• процесс усвоения сопровождается систематическим контролем за его качеством.

Источник

Педагогика

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

Принцип активности, сознательности и самостоятельности учащихся является как бы производным от принципа мотивации. «Активность – важнее условие достижения цели в образовании и поэтому ее можно считать основополагающей категорией дидактики», – подчеркивает И. А. Зязюн.

Одним из условий достижения успеха в учебной деятельности активность учащихся, в основе которой лежит содержательная мотивация, направленная на участие в учебно-познавательной деятельности. Эта активность выражается в том, что учащиеся осознают цели обучения, планируют и организуют свою деятельность, умеют ее контролировать, проявляют интерес к профессиональным знаниям, задают вопросы и умеют их решать. «Активность – это проявление ученического отношение к учебно-познавательной деятельности, которое характеризуется стремлением достичь поставленной цели в пределах заданного времени».

В истории педагогики есть несколько вариантов решения этой проблемы. Традиционная дидактика недооценивает активность учащихся. Педоцентризм, наоборот, ее переоценивает. Современная дидактика опирается на активность субъектов обучения при руководящей роли субъектов преподавания. Этот аспект подчеркивают педагогика сотрудничества, гуманистическая педагогика и личностно ориентированное обучение. Ведущей идеей этих концепций является формирование субъект-субъектных отношений в учебном процессе.

Некоторые ученые, например В. Оконь, этот принцип определяется как принцип самостоятельности. Однако никаких противоречий здесь нет. Просто одним из главных показателей активности и сознательности обучения являются самостоятельные учебно-познавательные действия субъектов учения.

Активности и сознательности в обучении можно достичь путем:

– создание у учащихся положительного представления о будущей профессиональной деятельности;

– формирование понимания учащимися смысла профессионального образования и, соответственно, на этой основе интереса к профессиональных знаний, навыков и умений;

– выработка мотивации обучения и будущей профессиональной деятельности;

– побуждение учащихся к правильной оценке собственных действий, поступков, воспитания у них привычек самоанализа и самоконтроля и потребности самосовершенствования;

– создание во время обучения проблемных ситуаций, которые требуют самостоятельных, творческих и активных действий, и привлечение учащихся к их решению;

– использование диалогических методов обучения, которые формируют и развивают самостоятельность, творчество и активность учащихся;

– стимулирование коллективных форм работы, взаимодействия учащихся в обучении;

– организации обучения в условиях соревнования, стимулирования инициативы и творчества;

– проблемности преподавания учебного материала;

– использование полученных профессиональных знаний, навыков и умений в практической деятельности;

– дифференциации учебного материала в соответствии с умственных и физических возможностей и способностей учащихся;

– умение педагога чувствовать психическое состояние учеников и тому подобное.

Источник

В чем выражается взаимодействие сознательности и активности в обучении

Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждении. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно.

Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности учителя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся в процессе обучения, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что не способствует активизации внимания учащихся.

Известный философ Э.В. Ильенков обращал внимание на то, что в процессе обучения мы часто формируем знания, но при этом они не способствуют развитию мыслительной деятельности, а именно это должно быть главным. «Мышление и есть реально функционирующее знание». На это же обращает внимание и В.В. Давыдов в работе «Виды обобщения в обучении». Он подчеркивает, что в процессе обучения необходимо формировать знания не только о внешних признаках предметов или явлений, но и отношение к предмету или явлению на основе изучения их внутренних свойств.

В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний:

— сознательность выражается и в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности;

— признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания.

Правила принципа сознательности и активности в обучении:

1. Учащимся всегда должен быть ясен смысл поставленных перед ними учебных задач, они должны понимать цель обучения. Урок должен начинаться постановкой проблемы и вестись с опорой на предыдущий опыт учащихся, на имеющуюся у них систему знаний. Учитель должен использовать все имеющиеся в его распоряжении приемы, чтобы вызвать интерес у учащихся к изучаемому материалу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *