в чем заключается смысл учения мухаммеда
ГДЗ история средних веков 6 класс Бойцов, Шукуров Русское Слово Задание: §4 Возникновение и распространение ислама
Стр. 35. Вспомните
Как появилось вероучение, ставшее со временем одной из мировых религий?
Религия ислам (мусульманство) возникла в начале VII века. Её основал житель города Мекки Мухаммад. Он начал призывать своих сограждан отказаться от языческой религии и уверовать в Единого Бога – Аллаха. Однако на родине к таким идеям отнеслись враждебно. Поэтому Мухаммад был вынужден перебраться в другой город – Медину (Ясриб). Здесь он нашел себе сторонников. Местные жители начали исповедовать новую религию. В дальнейшем, ислам начал распространяться в процессе военных походов. Когд Мухаммад завоёвывал новые арабские города и земли, то насаждал там свое вероучение. В результате, практически все жители Аравийского полуострова стали исповедовать ислам.
Стр. 38. Вопросы к иллюстрации
Мухаммада нередко изображали с лицом, скрытым завесой, и с языками пламени над головой. Что художники хотели этим выразить?
На мой взгляд, изображая пророка Мухаммада со скрытым лицом, художники хотели избежать возможного идолопоклонства. В языческие времена люди поклонялись различным скульптурам и изображениям. Даже в христианской религии изображения Господа и святых на иконах не всеми подерживалось. Например, в Византии длительное время был конфликт между иконоборцами и иконопочитателями. Вот и в исламе решили избежать такой ошибки и не показывать лицо своего главного пророка. Что касается языков пламени над головой пророка, то они подчёркивают святость Мухаммада, его богоизбранность.
Стр. 39. Вопросы к иллюстрации
С какой целью мусульманские мастера покрывали стены мечети такими надписями?
Мусульманские мастера вынуждены были покрывать стены мечетей надписями с именем Бога, поскольку рисовать его изображения как на христианских иконах, нормами ислама было категорически запрещено. Также Коран запрещал поклонения любым изображениям живых существ (даже животных). Вот художники и находили способ показать верующим Бога без нанесения его изображения – путем многократного написания его имени.
Стр. 39. Вопросы к иллюстрации
Объясните назначение разных частей мечети.
Стр. 41. Документ №1
1. Какой представлена в тексте власть халифа?
Из данного текста можно судить о том, что власть халифа везде и всем преподносилась как священная. Путем демонстрирования различных атрибутов (плащ Пророка, посох, Коран и т.д.) и существования ограничений (запрет на прикосновение губами непосредственно к руке) подчеркивалось положение халифа как наместника Бога на Земле. К сожалению, конкретные полномочия халифа не указаны в документе, однако можно с уверенностью предположить, что власть такого человека была безграничной, поскольку он всегда мог указать, что совершает поступки от имени Аллаха.
2. Что можно сказать об отношении самого автора сочинения к халифу и порядкам, существовавшим при его дворе? По каким словам это можно определить?
Автор данного документа уважительно относится к халифу. Подтверждением этого может служить фраза «Да будет милосерден к нему Бог…». Аналогично он относится и к существовавшим при дворе порядкам. Во всяком случае воспринимает их как нечто должное и необходимое. Никакого негативного отношения к различным ограничениям и запретам автор не высказывает.
Стр. 42. Вопросы в конце параграфа
1. Составьте рассказ об арабских племенах по плану: 1) территория расселения; 2) основные занятия; 3) верования.
1) Арабские племена заселяли территорию Аравийского полуострова, часть Сирии и Междуречье.
2) Основными занятиями арабских племен было кочевое скотоводство и торговля. Проживавшие в пустынях бедуины занимались разведением верблюдов, овец и лошадей, а также грабежами оседлых племен и купеческих караванов. Те арабы, которые жили на побережье Красного моря, занимались преимущественно транзитной торговлей (перепродавали товары с Индии, Китая, Африки и Южной Аравии в Византию, Иран и Эфиопию).
3) Большинство арабов исповедовали язычество. Однако определенная их часть приняла иудаизм или христианство. Начиная с середины VII в. господствующей религией среди арабов становится ислам.
2. Объясните, в чём заключался главный смысл проповедей пророка Мухаммада. Чем отличалось его учение от верований его одноплеменников?
Смысл проповедей пророка Мухаммада состоял в том, чтобы его соплеменники отказались поклоняться традиционным языческим божествам и уверовали в Единого Бога – Аллаха. Именно этим мусульманское учение кардинально отличалось от языческих верований, которые издревле исповедовали арабские народы. Также ислам отличался верой в неизбежность Страшного суда, и дальнейшего распределения человеческих душ в ад или рай. Поэтому от каждого правоверного мусульманина требовалось вести праведный образ жизни для того, чтобы после смерти не оказаться в аду.
3. Каким образом Мухаммаду удалось утвердить новую веру среди арабов? Составьте хронологический ряд ключевых событий начальной истории ислама.
Мухаммаду удалось утвердить исламское вероучение, прежде всего, силовым путем. Военные победы арабов-мусульман были использованы в качестве демонстрации истинности новой религии. С дальнейшими завоеваниями последователями Мухаммада новых территорий, ислам насаждался и среди их жителей.
Ключевые даты раннего периода существования ислама
622 г. – переезд Мухаммада с Мекки в Медину (Ясриб). Считается годом официального возникновения ислама и исходной точкой отсчета в мусульманском календаре.
632–661 гг. – правление четырех «праведных халифов»: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.
661 г. – убийство халифа Али. Раскол среди мусульман на суннитов и шиитов.
4. Объясните, какое место в исламском государстве занимали халифы.
Халифы занимали ключевое место в исламском государстве. Их считали наместниками Аллаха на Земле, поэтому они выполняли роль правителя Арабского халифата. Халифы имели колоссальную власть: духовную, светскую и военную. Изначально халифов выбирало собрание наиболее авторитетных мусульман, однако после убийства в 661 г. последнего «праведного» халифа Али, власть халифа начала передаваться по наследству.
5*. Чем объяснялось появление различных течений в исламе? Покажите на конкретных примерах.
Раскол в исламском вероучении произошел из-за убийства последнего «праведного» халифа Али. Он был был зятем и близким другом пророка Мухаммада в 661 г. Те мусульмане, которые особенно почитали покойного халифа, фактически провозгласили его святым. Таких последователей со временем стали называть шииты. Они искренне считают, что святость Али и его власть должны переходить по наследству к его потомкам. Кроме того, шииты не признают Сунну – вторую по значимости священную книгу мусульман после Корана.
Однако большая часть мусульман не согласны с шиитами. Они считают Али выдающимся человеком, но все же не святым. В свою очередь, они признают священную книгу Сунну и ориентируются на ее текст. Поэтому они получили прозвище суннитов. Именно так ислам раскололся на два течения: шиизм и суннизм.
Учение Мухаммеда и история первых мусульман (часть I)
После того как в преимущественно языческой Аравии пророк Мухаммед провозгласил единство Бога – Аллаха, предрек наступление в будущем Судного Дня, когда все люди, когда либо жившие на земле, будут заново воскрешены Аллахом и за свои дела в настоящей жизни попадут либо в ад, либо в рай, язычники Мекки подвергли его и его последователей сначала насмешкам, а затем откровенным преследованиям. Мекка с главным святилищем арабов – Каабой, построенной, как они верили, их общими предками древними пророками Ибрахимом и Исмаилем, была оплотом арабского язычества, и населявшее ее племя курайшитов процветало за счет подношений, которые несли устремлявшиеся к ней со всех концов Аравийского полуострова паломники. Первое столкновение между язычниками и сторонниками Мухаммеда произошло, когда последние собрались для совместной молитвы в ущелье в окрестностях Мекки. Язычники толпой напали на них, произошла жестокая потасовка, с обеих сторон были раненые. Впоследствии подобные столкновения происходили регулярно.
Противостояние язычников и единобожников не ограничивалось уличными схватками. Родители, приверженные древней религии арабов, порой сажали своих отказавшихся от поклонения другим богам, кроме Аллаха, детей на цепь, чтобы они не уходили слушать проповеди Мухаммеда. Сам Мухаммед, несмотря на защиту дяди, главы его рода хашимитов Абу Талиба, тоже подвергался нападениям. Его ближайший друг Абу Бакр, первый, кто откликнулся на призыв Мухаммеда и отказался от языческих богов, был жестоко избит толпой, когда попытался защитить пророка на улице. Знатные курайшиты стали постоянно обращаться к Абу Талиба, уговаривая того выдать им Мухаммеда на расправу, обещая уплатить большой выкуп, а однажды другой курайшитский род предложил ему обменять Мухаммеда на своего молодого и красивого юношу. Однако Абу Талиб, горячо любивший и исключительно уважавший Мухаммеда, приходил в ярость от подобных предложений. Сам он, однако, упорно отказывался оставить религию предков, возможно, из почтения к тем, а возможно, опасаясь потерять свое влияние в курайшитском обществе.
Несмотря на все преследования и издевательства язычников, число приверженцев единобожия в Мекке продолжало расти. Как сообщали очевидцы, проповедническая деятельность Мухаммеда сопровождалась многочисленными необъяснимыми с точки зрения людей явлениями, которые убеждали население в истинности его слов. Однажды мекканцы обратились к Мухаммеду, сказав ему, чтобы он в подтверждение правдивости своих речей совершил чудо. Мухаммед произнес мольбу (дуа) Аллаху, и светившая на небе луна неожиданно разошлась на две половины, а затем вновь соединилась. В словах Корана, которые Мухаммед передавал от Аллаха, содержалось подробное описание историй о жизни древних пророков и погубленных Аллахом за нечестие народах, соответствующих тем, что были приведены в других писаниях – Торе и Библии. Однако Мухаммед был неграмотен и не мог сам читать священные книги, а иудеев и христиан в Мекке практически не было; двоюродный брат жены Мухаммеда Хадиджи Варака, причислявший себя к христианам, умер вскоре после первого пророческого явления Мухаммеду, когда в пещере на горе Хире к тому пришел ангел Джибриль (Гавриил). Поражала людей и открывшаяся у Мухаммеда способность угадывать правду, с точностью предсказывать предстоящие события, а также содержание в Коране описания некоторых фактов, о которых Мухаммед сам узнать не мог. Даже ярые приверженцы языческой религии больше не могли называть Мухаммеда сумасшедшим и стали утверждать, что он занялся колдовством. До той поры нерушимые позиции язычников в Мекке серьезно зашатались, когда среди последователей Мухаммеда вдруг стали оказываться некоторые предводители курайшитской знати. Так, в 616 г. отказался от языческих богов и признал пророчество Мухаммеда один из самых авторитетных людей Мекки, занимавшийся разрешением споров между племенами, до данного времени лично преследовавший и истязавший единобожников Умар Ибн-аль-Хаттаб.
Согласно учению, которое проповедовал Мухаммед, Аллах – единственный бог. Он создал всю Вселенную и все, что в ней есть, все в мире происходит только по воле Аллаха, и вся человеческая жизнь – лишь испытание человека на верность Аллаху, по итогам которого Бог, воскресив всех людей в Судный День, преданных поместит в рай, а непокорных – в ад. Человек на земле существует как наместник Аллаха, то есть, он должен поклоняться Аллаху, соблюдать и охранять законы, которые установил Аллах. Это является единственным смыслом существования человека и человечества. Религиозная концепция, проповедуемая Мухаммедом и основанная на признании божественного единства Аллаха и пророческой миссии Мухаммеда, получила название Ислам, что в переводе с арабского языка означает «смирение, покорность» (перед Богом). Соответственно, последователи Ислама стали называться мýслимами, то есть, «смирившимися, покорившимися» (Богу). Множественная форма «муслимун» впоследствии проникла из арабского в тюркские языки в несколько искаженном звучании «мюслюман», а оттуда – в русский язык в славянизированной форме «мусульманин». Базовой формулировкой Ислама как религии стала Шахада – «свидетельство»: «Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед – посланник Аллаха». Ее стали произносить принимающие Ислам, то есть, признающие единобожие и пророчество Мухаммеда люди.
Однажды Мухаммед поведал большому собранию людей, что ночью по велению Аллаха вознесся на небеса, где сначала встретился с пророками прошлого, видел ад и рай, а затем говорил непосредственно с Аллахом, отделившимся от него непроглядной завесой. Язычники попытались снова высмеять его, но пришли в растерянность, когда он рассказал им, что происходило в ту ночь в окрестностях Мекки, виденное им в момент вознесения. Мухаммед поведал, что во время разговора Аллах повелел всем верующим непременно совершать пять молитв (саля; тюркское название «намаз») в сутки по определенным часам. Впоследствии Мухаммед говорил, что религия Ислам основывается на пяти столпах: вере в то, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха, совершении ежедневной обязательной пятикратной молитвы, соблюдении поста в месяц Рамадан (это предписание появилось в Коране позже – после переселения мусульман в Медину), совершении паломничества (хаджжа) к Запретной Мечети (главное святилище мусульман, включающее в себя Каабу и территорию вокруг нее, где впоследствии были выстроены молитвенные корпуса), выплате закята (буквально «очищение») – обязательного подаяния нуждающимся, теми, кто имеет прибавочный доход от своего хозяйства.
Мусульманские переселенцы – мухаджиры, в Ясрибе впали в крайнюю бедность, так как большинство их имущества осталось в Мекке. Как сообщала новая жена Мухаммеда Аиша – дочь Абу Бакра, мусульмане вплоть до конца противостояния с мекканскими язычниками жили впроголодь. Даже сам Мухаммед был вынужден, чтобы обустроить свою общину – умму, занимать деньги у живших в Ясрибе богатых иудеев (по-видимому, следовавших иудаизму этнических арабов). Известны были случаи, когда он падал в обморок от частого недоедания. Один из сподвижников Мухаммеда Абд ар-Рахман Ибн-Сахр ад-Давси, за любовь к кошкам известный как Абу Хурайра («отец кошечки»), сообщал, что в те годы он настолько сильно страдал от голода, что привязывал к животу камень – так ему казалось, что голодные боли в животе становились слабее. Среди коренных жителей Ясриба, принявших Ислам – ансаров («помощников»), были зажиточные люди, но их имущества не хватало, чтобы обеспечить всю мусульманскую общину.
Реконструкция первой мусульманской мечети и дома Мухаммеда в Медине
Через некоторое время после переселения мусульман в Медину Мухаммедом впервые были переданы строки Корана, разрешающие верующим оказывать вооруженное сопротивление притесняющим их врагам. С этого времени мусульмане, чтобы прожить после потери своего имущества и отомстить курайшитам за их изгнание из родного города, стали грабить проходящие в Византийскую империю и обратно курайшитские купеческие караваны. В марте 624 г. мусульмане стали готовить нападение на возвращавшийся из Сирии, тогда принадлежавшей Византии, караван самого верховного вождя Мекки Абу Суфьяна Ибн-Харба. Однако Абу Суфьян узнал о готовящемся нападении заранее и отправил вперед посланца, который прибыл в Мекку и сообщил, что необходимо собрать войско для прикрытия каравана. Выступившее против мусульман войско курайшитов-язычников числом около тысячи человек возглавлял уже известный Амр Ибн-Хишам (Абу Джахль). Мусульманское ополчение насчитывало всего триста тринадцать воинов, кроме того, из-за бедности плохо вооруженных и экипированных. Однако в пути из Мекки в курайшитском войске начались разногласия и споры. Когда языческое и мусульманское войска встретились в вади (пустынное русло, наполняющееся водой только в сезон дождей) Бадр, курайшитам показалось, что мусульман больше, чем на самом деле. Воинам-мусульманам, наоборот, ряды противника показались не особенно многочисленными, и они смело устремились в атаку. В разыгравшейся битве более чем в три раза превосходящее по числу мекканское войско было разбито, погиб и сам Абу Джахль, многие курайшитские воины попали в плен мусульманам. Потери мусульман не были слишком значительными.
Вади Бадр в наши дни
Поражение в битве при Бадре сильно деморализовало курайшитскую знать. Абу Лахаб, пребывавший в подавленном настроении, вскоре заболел какой-то заразной болезнью и умер. Опасаясь заражения, сыновья Абу Лахаба палками выкатили тело отца из дома, загнали в ложбину и завалили камнями. Мухаммед и его учение, наоборот, получили особенно широкую известность в Аравии именно после этой победы, поскольку весть о бесславном поражении войска влиятельной Мекки быстро распространилась в аравийских пустынях. В какой-то мере это событие стало переломным в истории Ислама. Множество людей устремилось в Медину послушать человека, которого называли посланником самого Бога; мусульманских послов, призывавших прийти в единобожие другие арабские племена, после победы мусульман над курайшитским войском встречали уже более уважительно. Число мусульман стремительно стало расти. Вопреки запрету курайшитской знати, Ислам продолжали принимать мекканцы, затем втайне уходя из города в Медину, где жил их любимый пророк. И по сей день в исламском мире битва при Бадре воспринимается как своего рода символ героизма мусульман и их глубокой преданности Аллаху.
Схема битвы при Бадре. Маленьким прямоугольником обозначены изначальные позиции мусульман, большим — язычников
2. Священно-исторические мухаммеданские рассказы о пророках
1) Происхождение, характер и историческое значение священно-исторических мухаммеданских рассказов о пророках
Заканчивая свои замечания о происхождении рассказов Корана о пророках, мы высказываем еще одну свою догадку, что книга Ашмагат, отожедствляемая Ибн-Мунаджином с упоминаемыми в Коране Свитками Авраама и Моисея, представляла собою род иудейско-христианского апокрифа, служившего сабийцам-авраамитам вместо Библии и что из этого-то мутного источника Мухаммед, выдавший себя за последнего и превосходнейшего посланника Божия, призванного очистить и восстановить древнюю богооткровенную религию, извращенную, будто-бы, невежеством людей, – из такого, недостойного истинного пророка Божия, источника почерпал Мухаммед свои сведения в библейской древности и, излагая их в Коране, с убеждением по большей части выдавал их за богооткровенную истину, объявляя поврежденным содержание канонических книг иудеев и христиан. Или проще: может быть, все эти сказания, собранные когда-то в книге Ашмагат, и изложенные Мухаммедом в Коране в ΥΠ веке по Р. Хр., были общим достоянием многих грамотных и не грамотных обитателей Аравии, были хорошо известны как учителям Мухаммеда – иудеям или иудействующим сектантам Аравии, так и некоторым противникам Мухаммеда – мекканцам, которые поэтому насмехались над рассказами Корана о пророках и называли их »старыми историями».
Язык Рабгузы хотя и не совершенно свободен от арабских и псрсидских выражений, но все же, сравнительно с языком других мухаммеданско-татарских авторов, может быть признан языком чистым и правильным.
Если, следовательно, мухаммеданские рассказы о пророках обратили на себя внимание исследователя апокрифической литературы, который ввел в свое сочинение несколько рассказов Корана, то мы позволяем себе думать, что приведенные ниже мухаммеданские рассказы о пророках, не смотря на свою видимую монотонность, не будут лишены некоторого и чисто литературного интереса помимо миссионерского, в видах которого они главным образом и излагаются в нашем сочинении. Считаем уместным заметить здесь и то, что следующее ниже изложение мухаммеданских рассказов о пророках представляет собою первый опыт передачи их в русском переводе с подлинника, и что в западной Европе, где мухаммеданство далеко не имеет такого значения как в нашем отечестве, ни как историческое явление, ни как современное, еще в первой половине текущего столетия появились в переводе библейские легенды мухаммедан. Разумеем небольшую книжку профессора Гейдельбергского университета, Густава Вейля под заглавием: «Biblische Legenden der Musidmänner» (Francfort, 1845).
2) Изложение священно-исторических мухаммеданских рассказов о пророках по книге Рабгузы: «Рассказы о пророках»
Приступая к изложению священно-исторических рассказов мухаммедан о пророках, мы должны наперед заявить, что не везде будем буквально передавать содержание подлинника, потому, что мы будем передавать содержание книги Рабгузы в извлечении, а при сокращении подлинника само собою является невозможность всегда удерживать язык подлинника. Сокращать же рассказ подлинника мы считаем прямою своею обязанностью, обусловливаемою задачею нашего сочинения. Задача сочинения требует от нас изложения только тех подробностей мухаммеданских рассказов о пророках, в которых видно оправдание главной мысли догматического учения мухаммедан о пророках, что ислам есть единая истинная религия Божья, получившая себе начало еще при Адаме и продолжающая существовать с того времени до наших дней. Но чтобы дать понятие о мухаммеданских рассказах и в литературном отношении, мы представим один рассказ в полном переводе с подлинника с пропуском тех только мест подлинника, перевод которых неудобно предлагать на русском языке, не нарушая правил приличия и скромности, так свойственных христианским европейским народам. Выбор наш падает на рассказ Адама и его сыновей, как первых людей на земле и первых исповедников ислама. В своем выборе мы руководствуемся и тем соображением, что рассказ Рабгузы об Адаме и его сыновьях представляет собою рассказ среднего, так сказать, характера как в отношении величины, так и в отношении изложения и который поэтому может быть принят за норму при суждении о всех вообще рассказах мухаммедан о пророках. Вот самый перевод мухаммеданского рассказа с некоторыми под строкою замечаниями и дополнениями его из других книг, что сделать нам казалось необходимым для ясного представления сущности дела читателю, не знакомому с мухаммеданством 201 :
История Адама
История Адама – мир ему! 202 Сначала он сотворен был из праха и приведен во движение всемогуществом (Божиим). После того он восшел на небо, вошел в рай и услышал голос: не приближайтесь к этому дереву 203 . Ему дана была такая супруга, как Ева. Он подпал искушению диавола и, лишившись благ светлого рая, ниспал в мрачный мир. Триста лет взывал он: «Господи наш, мы обидели сами себя!» 204 Потом Бог возложил на его голову венец избрания и надел на него одежду отличия 205 . Он познал честь (в повелении Божьем ангелам) поклонитесь Адаму 206 и сделался почтенным тою почестию, (что Бог) научил его всем именам 207 . Адам избранный, верный халиф, – благословение Божие и мир ему!
Бог сотворил дивного Адама из чистой земли;
Прежде в мире кроме него никого не было.
Подняв престол его и введя его в рай, ангелы
1.Происхождение и развитие Мухаммеданского учения о пророках
1) Отношение Мухаммеданского учения о пророках к учению евионитов о божественном откровении
Таким образом, во время Мухаммеда соотечественники его исповедовали различные религии: одни – иудейство, другие – христианство, третьи – сабиизм, четвертые – язычество, пятые – религию магов и шестые – религию Мухаммеда. Ко времени Мухаммеда меккский языческий храм, Кааба, почитаемый язычниками всего арабского полуострова, превратился в пантеон всех перечисленных в 22 гл. ст. 17 Корана верований, за исключением, конечно, ислама, тогда еще не существовавшего; около Каабы находились тогда изображения разных божеств и даже изображение пресвятой Девы с предвечным Младенцем. Ясно, что к концу шестого века по P. Xр. все перечисленные верования не только существовали в Аравии, но и пользовались, благодаря нефанатичности господствовавшего языческого культа, популярностью, так что могли открыто содержать свои священные изображения и при том около главного, так сказать, центрального языческого святилища. Для нашей цели нет нужды говорить о всех перечисленных верованиях, существовавших в Аравии перед появлением Мухаммеда; к мухаммеданскому учению о пророках имеют отношение только верования иудеев, христиан и сабийцев.
2) Развитие мухаммеданского учения о пророках в Коране
3) Современное Мухаммеданское учение о пророках
Из всех посланников особенно прославлены Богом Моисей и Мухаммед, потому что с ними разговаривал сам Бог: с первым 120 на горе Синайской, а с последним на небе, во время путешествия его по семи небесам, т. е. в ночь мигражда. Моисей поэтому и известен у мухаммедан под именем собеседника Божия. Но одному только Мухаммеду усвояется честь быть «радостию вселенной и гордостию ее», так как по преданию, Бог сотворил небеса ради Мухаммеда. Сравнительно со всеми пророками, Мухаммед почитается мухаммеданами как превосходнейший посланник 121 и печать пророков 122 . Мухаммед принес людям полнейшее и совершеннейшее откровение воли Божьей, заключенное в Коране. «Мухаммед, – читаем у Пиргили, – есть превосходнейший из пророков и последователи его суть лучший народ, потому что бывшие прежде него пророки были посылаемы к одному какому-нибудь народу, тогда как наш пророк, мир ему! был послан ко всем племенам рода человеческого и к демонам 123 и закон его будет продолжаться до дня воскресения. Даже когда будет послан Иисус, мир ему! – то он будет судить людей по закону нашего пророка, Мухаммеда, благословение Божие и мир ему! 124
Таковы главные пункты мухаммеданского учения о пророках. Теперь может быть совершенно очевидна мысль, что это учение имеет весьма важное значение в системе мухаммеданства как религии, по преимуществу пророческой. Точно также теперь может быть понятно, почему и Мухаммед пользуется у мухаммедан такою необыкновенной почестью, как это видно из следующих хвалений, относящихся к Мухаммеду: «Бесчисленное благословение да будет над пророком, мир ему! Он направил людей этого мира на прямой путь и сам есть пророк их. Он есть единый пророк, созданный для этого мира. Он друг Господа. Только одного Мухаммеда, мир ему! Бог избрал из среды людей и сделал своим другом. Мухаммед, мир ему! есть царь царей и свет веры и ходатай за народ свой в день последнего суда» 141 и проч. тому подобные.
4) Замечания о некоторых частных пунктах мухаммеданского учения о пророках
У мухаммедан, пророки, как носители Мухаммедова света и как проповедники единства Божия, являются людьми особенно угодными Богу, так что жизнь пророка представляется равною жизни 70 000 человек и благочестие одного пророка (напр., Еноха) равняется благочестию людей всего мира. В этой последней черте мухаммеданское учение о пророках также приближается к учению Филона, который тоже высоко ценит значение пророков, называя их цветом человечества и мира.
Таким образом, мухаммеданское учение о пророках, как оно изложено в Коране и позднейших мухаммеданских системах, слагалось под влиянием разных учений, с которыми был знаком Мухаммед и его последователи. Но при всей своей несостоятельности в отношении происхождения, оно носит на себе резкую, неизгладимую печать мухаммеданизма, которая придает особый, мухаммеданский колорит и священно-историческим рассказам мухаммедан о пророках.