в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Памятник Отечественной войне 1812 года: как строили храм Христа Спасителя

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Изначально храм Христа Спасителя задумывался как памятник. Манифест о его строительстве был издан 25 декабря 1812 года — в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России.

В Главархиве хранятся документы, касающиеся истории создания собора. В первую очередь это материалы фондов Комиссии для построения в Москве храма во имя Христа Спасителя и Управления по хозяйственному заведованию Московским кафедральным во имя Христа Спасителя собором.

Мысль о его постройке возникла сразу после окончания Отечественной войны 1812 года. В 1816-м утвердили проект храма-памятника на Воробьевых горах, который задумал академик живописи Александр Витберг. Однако из-за плохой организации в 1826 году заготовка стройматериалов и земляные работы прекратились, а в 1827-м остановилось и строительство.

В начале 1830-х приняли новый проект архитектора Константина Тона. Храм решили строить рядом с Кремлем, на месте древнего Алексеевского монастыря. К середине 1830-х начались предварительные фундаментные работы.

Об их масштабе говорят такие цифры: только в 1835 году на строительство выделили 750 тысяч рублей. Для сравнения: в 1838–1839 годах кубическая сажень бутового камня стоила 70 рублей, 20-пудовая бочка извести с доставкой — от пяти рублей 50 копеек до семи рублей, 1000 кирпичей — 24–26 рублей. Каменщикам, печникам, плотникам и другим специалистам за работу полагалась выплата в размере одного рубля 70 копеек в день.

В 1838 году начали класть фундамент. Лучшим материалом для него был признан бутовый камень из месторождения около деревни Григорово Рузского уезда Московской губернии. Его клали большими глыбами в несколько слоев, каждый из них выравнивали и гладко заливали. Всего эти работы обошлись в 1,5 миллиона рублей, на них были заняты более 100 тысяч строителей.

Кладку фундамента закончили к концу лета 1839 года. 10 (22) сентября 1839-го состоялась торжественная закладка храма. В документах имеются подробные сведения о порядке этой церемонии. Подготовка к ней велась почти полгода. В честь закладки отчеканили специальные медали — золотые, серебряные и бронзовые.

Для зрителей и участников церемонии были предусмотрены специальные места. Торжество началось с молебна в Успенском соборе. После этого крестный ход направился через Тайницкие ворота до Кремлевского сада, затем повернул к Боровицким воротам, от них вышел на Моховую и Пречистенку, проследовав до места закладки. Шествие открывали 12 ветеранов Отечественной войны 1812 года, духовенство, а также император с членами семьи и придворными.

Строительство храма закончили в 1883 году. Затраты составили свыше 15 миллионов рублей — грандиозную по тем временам сумму.

Источник

«В сохранение вечной памяти»: 180 лет назад был заложен храм Христа Спасителя

Традиция возводить обетные храмы в честь победы над противником и в память о погибших воинах существовала ещё в Древнерусском государстве. В 1812 году после победы русских войск над Наполеоном Бонапартом возродить её в России предложил генерал Пётр Кикин / Library of Congress; Igor Sinitsyn/imagebroker/globallookpress.com

25 декабря 1812 года Александр I подписал манифест о строительстве в Москве церкви «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознёс себя народ Российский» при защите страны от войск Наполеона

В 1831 году Николай I назначил архитектором проекта Константина Тона. Император выбрал Волхонку местом для возведения собора. В дальнейшем был одобрен план нового храма, началась укладка фундамента. Официальная закладка собора состоялась 22 сентября 1839 года

Строительством руководил ученик Тона — архитектор Иосиф Каминский. В 1860 году здание было возведено, начались работы по внутренней отделке и росписи, в которой участвовали Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин и другие выдающиеся художники / Wikipedia

В 1880 году сооружению было присвоено официальное название — Кафедральный во имя Христа Спасителя собор. После смерти Тона в 1881 году работами в храме руководил ещё один его ученик — Александр Резанов, который ранее участвовал в проектировании собора / Государственный Исторический музей

7 июня 1883 года в присутствии императора Александра III состоялось торжественное освящение собора митрополитом Московским Иоанникием. Событие сопровождалось шествием в Успенский собор и обратно, колокольным звоном всех столичных церквей и салютом

Кафедральный собор высотой 103,5 м стал самым высоким зданием Москвы и самым вместительным храмом в России. По указу Александра III была учреждена специальная медаль «В память освящения храма Христа Спасителя», которой наградили участников проектирования и строительства / xxc.ru

Общие затраты на возведение собора составили около 15 млн рублей. На позолоту куполов и кровли московские купцы пожертвовали более 20 пудов (почти 330 кг) золота / Снимок Роджера Фентона, 1852 год

Храм был зафиксирован на планах и запечатлён на многих пейзажах Москвы. На фото: репродукция картины Алексея Боголюбова «Вид храма Христа Спасителя с Пречистенки в Москве» / ГМИИ им. А.С. Пушкина

20 августа 1882 года в соборе была впервые исполнена увертюра «1812 год» Петра Чайковского, написанная в честь победы над Наполеоном. Хор в соборе считался одним из лучших в Москве. В храме исполнял песни Фёдор Шаляпин / Library of Congress

Храм был центром торжеств во время открытия памятников Александру III и Николаю Гоголю. На фото: репродукция картины Василия Сурикова «Торжественный обход вокруг храма Спасителя»

Кафедральный собор продолжил действовать и после Октябрьской революции 1917 года. Некоторое время его настоятелем был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский / Library of Congress

13 июля 1931 года на заседании Центрального исполнительного комитета СССР было принято решение о строительстве на месте храма Христа Спасителя здания Дворца Советов высотой 415 м / Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы

Несколько месяцев здание храма разбирали. 5 декабря 1931 года были взорваны его остатки. Строительство Дворца Советов началось в 1935-м, но было приостановлено из-за начала Великой Отечественной войны и больше не продолжалось. Металлоконструкции здания использовались при обороне Москвы / Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

В 1960 году на месте храма Христа Спасителя был создан открытый плавательный бассейн «Москва». В 1988-м была организована инициативная группа по восстановлению собора. В дальнейшем бассейн был закрыт, начались строительные работы / Иван Денисенко/РИА Новости

Источник

Трижды рожденный: правда о храме Христа Спасителя

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Он был задуман в 1812 году в благодарность за изгнание врага с земли русской и в память о погибших в той войне, однако судьба его оказалась весьма сложной и запутанной, под стать судьбе России тех лет. Идея храма принадлежит Александру I, строить его начал Николай I, а открывали собор уже при Александре III. В ХХ веке его успели разрушить и построить вновь. «Известия» — о драматической истории храма Христа Спасителя, заложенного ровно 180 лет назад — 22 (10-го по старому стилю) сентября 1839 года.

По обету всему свету

История храма началась в декабре 1812 года, когда пришла весть о том, что последние солдаты наполеоновской армии покинули пределы России. Высочайший манифест о победе увидел свет 25 декабря и именно в нем император Александр I впервые объявил о решении построить храм в Москве:

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Наполеон I, Александр I, Луиза Прусская и Фридрих Вильгельм III. Картина Николя Госса «Тильзитское свидание»

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

«В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время. Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нём пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков».

Объявили конкурс. Свои работы представили самые известные зодчие того времени: А.Н. Воронихин, В.П. Стасов, А.Д. Захаров, А.И. Мельников, О.И. Бове, Д.И. Жилярди, Д. Кваренги. Но победил проект безвестного Карла Витберга — даже не архитектора, а художника, шведа по происхождению, хоть и родившегося в Санкт-Петербурге.

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Александр (Карл) Витберг

Причины своего выбора император Александр объяснил в личном письме к 28-летнему зодчему:

«Вы отгадали мое желание, удовлетворили мысли об этом храме. Я желал, чтобы он был не одной кучей камней, как обыкновенное здание, но был одушевлен какой-либо религиозной идеею; но я никак не ожидал получить какое-либо удовлетворение, не ждал, чтобы кто-либо был одушевлен ею, и потому скрывал свое желание. И вот я рассматривал до двадцати проектов, в числе которых есть весьма хорошие, но все вещи самые обыкновенные. Вы же заставили говорить камни».

Александр предложил строить храм не в городской черте, где не было достаточно места для грандиозного сооружения, а на месте Воробьевского дворца — загородной императорской резиденции, погибшей в московском пожаре 1812 года. Поскольку это максимальная точка высокого берега реки, храм прекрасно смотрелся бы из города, а из него открывался бы великолепный вид на Москву. Выбор места имел и символический подтекст: оно расположено как раз между Смоленской и Калужской дорогами, по которым армия Наполеона входила и отступала из Москвы.

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Проект храма Христа Спасителя Карла Витберга

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Строительный коллапс

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Война подточила финансы государства — казна была почти пуста. Объявили всенародную подписку, надеясь на помощь разных слоев общества. Однако сбор пожертвований шел вовсе не так активно, как ожидалось, и лишь через несколько лет была собрана сумма, позволявшая начать работу, да и та в основном была внесена императором. В пятилетие начала отступления французов из Москвы, 12 октября 1817 года, состоялась торжественная закладка храма. Присутствовал император с семьей, двор, герои недавних сражений, иностранные гости. На мероприятие собралось около 400 тыс. москвичей — добрая половина города. «Протоиереев было более 30, священников около 300, а диаконов около 200. два хора певчих — придворные и синодальные. в лучших и богатейших облачениях». Витбергу по такому случаю был пожалован чин коллежского асессора и Владимирский крест, он получил звание академика архитектуры, потомственное дворянство и фамильный герб. Зодчий принял православие, причем крестным отцом его стал сам Александр I. В честь своего покровителя Карл Магнус был наречен Александром, и именно под этим именем он вошел в историю русской архитектуры.

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Фрагмент «Плана столичного города Москвы», выполненного в 1819 году офицерами Военно-топографического депо, с указанием места предполагаемой постройки храма Христа Спасителя на Воробьевых горах

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Как и предсказывали некоторые специалисты (например, полковник Николай Иванович Яниш), строители столкнулись с огромными сложностями. Дело в том, что глинистые и песчаные почвы под нагрузкой «плыли» вниз по склону, из-за чего пришлось вести масштабные и очень дорогостоящие инженерные и земляные работы. На них ушли практически все имевшиеся средства, но видимого результата не было — за семь лет не удалось закончить даже «нулевой цикл». Император продолжал верить в своего крестника и поддерживал его, но в 1825 году Александра I не стало.

Взошедший на престол Николай Павлович создал комиссию — «Искусственный Комитет» под председательством инженер-генерала К.И. Оппермана. Вошедшие в нее известные инженеры и архитекторы после серьезных исследований вынесли вердикт — строить на краю Воробьевых гор нельзя, почвы и дальше будут «плыть» по склону. 11 мая 1827 года сенат издает указ: «Комиссию о сооружении в Москве храма во имя Христа Спасителя закрыть, а дела ее, чиновников, строения, заготовленные материалы и все казенное ведомства ее имущество — передать в ведение московского военного генерал-губернатора и действительного тайного советника князя Юсупова». При передаче дел выявилась огромная недостача — исчез почти миллион рублей. Началось следствие, тянувшееся семь лет. Личной корысти Витберга выявлено не было, тем не менее зодчего обвинили в недогляде за вороватыми подрядчиками и сослали в Вятку. Имущество его конфисковали. Остаток жизни императорский крестник провел в бедности и безвестности, перебиваясь случайными заработками.

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Исполнение обещаний

Не выполнить обет старшего брата Николай не мог, да и для него самого война 1812 года была значимым событием. Он рвался на фронт, но император запретил великим князьям участвовать в боях. Это занозой сидело в душе Николая, окруженного при дворе ветеранами и героями войны, многие из которых были его ровесниками.

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Снова объявили конкурс, снова в нем участвовали лучшие творческие силы страны. Императору ни один из проектов не понравился. И тогда в 1831 году он лично назначил главным архитектором Константина Андреевича Тона. Причины этого решения до конца не ясны, поскольку на счету зодчего была одна построенная церковь и несколько не слишком значительных работ. Тону было чуть за тридцать, и большую часть взрослой жизни он провел в Италии, куда был командирован после отличного окончания Академии художеств. На Апеннинах он добился определенного успеха — за проекты реставрации храма Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатинском холме в Риме Тон даже получил звание академика. На родине это оценили, и Тон в 1828 году был лично приглашен императором на работу в Кабинете Его Величества. Вскоре молодой архитектор получил заказ на строительство церкви Екатерины Великомученицы в Екатерингофе, которую выполнил в национальном стиле с отсылками к византийским и древнерусским традициям. Николаю церковь понравилась. А еще Тон поразил монарха бережливостью к государственным деньгам: он не просто не просил увеличить смету (что было нормой), а даже умудрился сэкономить часть выделенных средств. Не терпевший казнокрадов государь это оценил.

Важен и идеологический аспект, ведь сооружение храма в честь победы имело символический и политический смысл. Подавляющее большинство представленных на конкурс работ были выполнены в манере европейского классицизма. Но Николай западного влияния не любил и отчасти побаивался. А предложенный Тоном проект в византийско-русском стиле гораздо лучше вписывался в миропонимание государя — до провозглашения графом Уваровым знаменитой триады «православие, самодержавие и народность» оставался какой-то год. Николай решил не объявлять подписку, а строить собор на средства казны. Посему и право выбора проекта и архитектора счел возможным оставить за собой.

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

К 1832 году проект Тона был утвержден, но удобных и свободных территорий в уже восстановленной Москве не осталось, нужно было чем-то жертвовать. Опираясь на конкурсные предложения московских зодчих, Тон представил Николаю на выбор три варианта: за Воспитательным домом, где церковь Никиты Мученика на Кресте над Москвой-рекой (Швивая горка), на Тверской улице на месте Страстного монастыря (нынешняя Пушкинская площадь) и на месте Алексеевского женского монастыря в Чертолье, между Большим Каменным мостом и Пречистенскими воротами. Император выбрал последнее. И решение монарха вновь оказалось опрометчивым.

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

«Сему месту быть пусту»

История Алексеевского монастыря уходит в XIV век, когда московский митрополит Алексей Федорович Бяконт (воспитатель Дмитрия Донского и фактический правитель при малолетнем князе) решил основать первую в городе женскую обитель. Размещался монастырь за ручьем Черторыем ближе к Крымскому броду и был освящен в честь зачатия святой Анны, почему именовался Зачатьевским. Первыми же обитательницами его стали родные сестры митрополита Алексия, принявшие в монашестве имена Иулиании и Евпраксии. Монастырь стоял двести лет. В XVI веке он не раз подвергался разграблению крымчаков и ногайцев. После очередного разгрома и пожара на старом месте его решили не восстанавливать, а перенести под защиту крепостной стены Белого города. Так он и оказался на Волхонке, возле Пречистенских ворот. При строительстве новых зданий возвели храмы и в честь Алексия, человека божьего, и в честь зачатия святой Анны. Но в народе новый монастырь теперь именовали Алексеевским. В 30-е годы XVII века мастера Антип Константинов и Трефил Шарутин по царскому указу и в благодарность за рождение долгожданного наследника (будущего царя Алексея Михайловича) построили в обители небольшой, но изящный двухшатровый храм, считавшийся одной из самых красивых церквей столицы. Вскоре строительство храмов такого типа было запрещено патриархом Никоном как не соответствующее канону, и собор Алексеевского монастыря стал совершенно уникальным.

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Картина Карла Рабуса «Алексеевский монастырь»

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Но, несмотря на 400-летнюю историю, монастырь решили снести, а сестрам приказали переселяться в район Красного села (район нынешнего метро «Красносельская»). Существует легенда, что, когда монахини отстояли последнюю службу, настоятельница обители игуменья Клавдия повелела приковать себя цепями к росшему посреди монастырского двора старому дубу. Выдворять ее пришлось силой, и в разгар этой безобразной сцены игуменья изрекла проклятие: «Сему месту быть пусту!».

Внутренняя красота

В 1837 году начались работы по демонтажу монастырских построек, после чего следовали земляные работы по сооружению котлована. 27 июля 1838 года началось сооружение фундамента. По деревянным наклонным плоскостям глыбы бутового камня самокатом спускались на положенное место, после чего пространство между ними заливалось специальным раствором. На эти работы и «выстаивание» фундамента ушел еще год. Лишь 10/22 сентября 1839 года состоялась вторая торжественная закладка храма — хотя и не столь пышная, как первая. На закладном камне, привезенном с Воробьевых гор, была сделана табличка со следующими словами:

«В лето 1839, сентября 10 дня, повелением Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Павловича приступлено к исполнению священного обета, данного в Бозе почивающим Императором Александром I, и собственноручною Августейшею рукою Императора Николая Павловича, за невозможностью воздвигнуть Храм Христа Спасителя, по первому предположению, на Воробьевых горах, положен камень основания на сем месте для сооружения оного Храма».

Источник

История строительства и восстановления Храма Христа Спасителя в Москве

в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Смотреть картинку в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Картинка про в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя. Фото в честь павших воинов какой войны был возведен храм христа спасителя

Кафедральный собор Московской епархии и всей Русской Православной Церкви — Храм Христа Спасителя в Москве был построен как храм‑памятник, посвященный Отечественной войне 1812 года.

Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу армии Михаилу Кикину и была передана российскому императору Александру I.

В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма в ознаменование «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
24 (12 по старому стилю) октября 1817 года на Воробьевых горах состоялась торжественная закладка Храма Христа Спасителя, но проект не был осуществлен, так как возникли проблемы, связанные с непрочностью почвы, имеющей подземные ручьи. После смерти Александра I в 1825 году новый император Николай I приказал приостановить все работы, в 1826 году строительство было прекращено.

22 (10 по старому стилю) апреля 1832 года Император Николай I утвердил новый проект Храма, составленный архитектором Константином Тоном. Император лично избрал место для сооружения Храма Христа Спасителя — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля, и в 1837 году учредил особую Комиссию по построению нового Храма. Алексеевский женский монастырь и церковь Всех святых, находившиеся на месте, где предполагалось построить Храм Христа Спасителя, были разобраны, монастырь переведен в Красное село (ныне Сокольники).

22 (10 по старому стилю) сентября 1839 года состоялась торжественная закладка нового храма.

В плане храм имел форму равноконечного креста. Основой его стиля был выбран византийский. Высота храма от основания до креста составляла 103,5 метра (высота креста — 8,5 метров). Стены, толщина которых достигала 3,2 метра, были выложены из кирпича и частично белого камня. Облицовка была выполнена из итальянского мрамора разных сортов. Четыре мощных столба‑пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор — первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы скульпторов Александра Логановского, Николая Рамазанова, Петра Клодта.
Интерьер храма освещали 60 окон. Над живописным оформлением храма в течение 23 лет трудилась большая группа художников, среди которых были известные живописцы Генрих Семирадский, Василий Суриков, Константин Маковский и др.

Храм строился почти 44 года. В 1841 году стены были выровнены с поверхностью цоколя; в 1846 году сведен свод большого купола; три года спустя завершены работы по внешней облицовке и начата установка металлических крыш и глав. Свод большого купола закончен в 1849 году. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте. К 1881 году были закончены работы по устройству набережной и площади перед храмом, а также установлены наружные фонари.

25 (13 по старому стилю) декабря 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта.

7 июня (26 мая по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня, состоялось торжественное освящение храма, совпавшее с днем коронования императора Александра III. 24 (12 по старому стилю) июня того же года совершилось освящение придела во имя святителя Николая Чудотворца, а 20 (8 по старому стилю) июля был освящен и второй придел во имя святого князя Александра Невского. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. С 1901 года в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве.
Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III, который был разрушен в 1918 году.

Источник

Храм Христа Спасителя, 1930-е годы.

Идея создания памятника впервые была озвучена в письме генерала Петра Кикина, датировавшегося декабрем 1812 года: «Провидение Божие помощью веры и народного духа спасло нас. Ему благодарность, и памятник Ему же принадлежит». И уже 25 декабря, после ухода французов, Александр I подписал высочайший манифест о строительстве.

Москва, Храм Христа спасителя, дореволюционная открытка.

Вот как описывал последний Александр Герцен: «Нижний храм, иссеченный в горе, имел форму параллелограмма, гроба, тела; его наружность представляла тяжелый портал, поддерживаемый почти египетскими колоннами; он пропадал в горе, в дикой необработанной природе. Дневной свет скудно падал в него из второго храма, проходя сквозь прозрачный образ Рождества. В этой крипте должны были покоиться все герои, павшие в 1812 году, вечная панихида должна была служиться о убиенных на поле битвы, по стенам должны были быть иссечены имена всех их, от полководцев до рядовых».

По замыслу Витберга, храм высотою 240 метров (в 2,5 раза больше современного) должен был как бы парить над городом. Местом для строительства были выбраны Воробьевы горы. И 12 октября 1817 года в присутствии императорской семьи состоялась закладка первого камня будущего храма.

Поначалу дело пошло резво. На работы были отряжены около 20 000 крепостных крестьян. Камень везли на баржах — на их строительство потратили примерно 292 тысячи рублей. 278 тысяч ушло на «устройство судоходства по верховью Москвы-реки и улучшение водоотводного канала». Работа вроде бы кипела, но то баржи затонули, то мраморную жилу села Васильевского разрушили, Витбергу, не имевшему хозяйственных навыков, приходилось несладко в борьбе с постоянными практическими трудностями. В итоге, через семь лет не был закончен даже «нулевой цикл» строительства.

Из архива Ильи Ильфа.

В Вятке он познакомился с сосланным туда же Герценом, рассказывавшего о печальных днях художника: «Витберг седел, седел, старел, старел не по дням, а по часам. Он еще пытался бороться, пробовал восстановить свое доброе имя. Но все было напрасно. Он совершенно гибнул, даже его прежний гнев против его врагов: стал потухать; надежд у него не было больше». И все-таки архитектор спасся — благодаря другому своему проекту, Александро-Невскому собору в Вятке. Рассказывали, что Николай I, увидев проект, восхитился красоте и изяществу, спросил: «Это тот самый Витберг?» и прервал его вятскую ссылку.

Москва, 1931 г., Храм Христа Спасителя, последняя съемка: уникальные кадры кинохроники.

После смерти Ленина, в 1924 году, было предложено увековечить вождя в архитектуре — по всей России. В Москве таким памятником должен был стать Дворец Советов с венчающей его 100-метровой статуей Ильича. На заседании ВЦИК было принято решение: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».

В 1928 году Архитектор Б. Иофан писал: «Храм Христа Спасителя еще стоял посередине огромной площади у Москвы-реки. Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой, отражая собой бездарный строй российского самодержавия… Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы».

Дворец Советов так и не построили, а сделали «большую лужу», которую предрекала игуменья Клавдия — бассейн «Москва». 31 декабря 1999 года на Волхонке был открыт для посещений новый Храм Христа Спасителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *