в деле обучения и воспитания во всем школьном деле ничего нельзя улучшить минуя голову учителя
Педагог в контексте модернизации системы дополнительного образования детей: мысли вслух
Рубрика: 3. Система образования
Дата публикации: 06.11.2014
Статья просмотрена: 1455 раз
Библиографическое описание:
Дьячкова, Т. В. Педагог в контексте модернизации системы дополнительного образования детей: мысли вслух / Т. В. Дьячкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6625/ (дата обращения: 11.11.2021).
В статье предпринята попытка рассмотреть развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования в свете основных направлений реализации Концепции развития дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, личностно-профессиональная позиция педагога дополнительного образования детей как воспитателя, профессионализм.
The article attempts to address the human resources development system of additional education in the light of the main directions of development of additional education of children.
Keywords: additional education of children, personal and professional position of the teacher of additional education of children as a teacher’s professionalism.
В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя.
К. Д. Ушинский
Согласно Концепции развития дополнительного образования детей (далее Концепция), «именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа» [5].
Мы гордимся традициями, которые сложились почти за вековую историю (95 лет) существования системы дополнительного образования детей в России и для нас особенно важно, какие из них сегодня могут стать фундаментом для инноваций в процессе модернизации системы в целом.
Участие в различного рода развивающих образовательных программах, неформализованность содержания образования, вариативный характер оценки образовательных результатов, тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта, разновозрастный характер объединений — это лишь некоторые из указанных в Концепции аспектов, усиливающих преимущества дополнительного образования детей по сравнению с другими институтами формального образования.
В настоящее время в контексте кантовской терминологии педагогу дополнительного образования предстоит ответить на вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» [4, 354], и особенно актуален сегодня вопрос, связанный с компетентностным подходом к проектированию и реализации образовательного процесса — «Что я МОГУ делать?».
Наш замечательный земляк — основоположник русской педагогической науки К. Д. Ушинский отмечал: «В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» [7, 134]. Педагог дополнительного образования XXI века может и должен предложить социуму не только набор образовательных услуг, но и процесс, наполненный конкретным содержанием, проживанием каждым ребенком взаимоотношений с возможностью выражения широкого спектра чувств.
Именно это аспект профессиональной деятельности педагога дополнительного образования позволит выйти ему на иной уровень развития себя как субъекта образовательного процесса. Тем не менее, следует отметить, что в реальной практике мы сталкиваемся с ситуацией отсутствия у педагогов дополнительного образования педагогического образования, при этом они являются специалистами в определенной области (технической, театральной, музыкальной и т. д.).
Следовательно, среди основных направлений реализации Концепции, особенно важным, на наш взгляд, является развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей (далее ДОД), которое предполагает:
— апробацию и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;
— модернизацию требований к уровню подготовки педагогических работников, аттестации педагогических кадров с опорой на профессиональный стандарт и модель карьерного роста;
— создание условий для привлечения в сферу дополнительного образования детей молодых специалистов, их профессионального и творческого развития;
— расширение возможностей для работы в организациях дополнительного образования талантливых специалистов [5].
Перед лицом многих трудностей, с которыми сталкивается педагог дополнительного образования при ответе на вопросы-вызовы современности, он может выбрать сегодня разные стратегические линии:
— повышение уровня своего профессионального мастерства через курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка, участие в работе конференций, круглых столов, семинаров, мастер-классов и др.;
— становление и развитие профессиональной позиции педагога дополнительного образования как воспитателя [3];
— выстраивание интеграционных связей и конструктивного диалога с организациями различных ведомственных принадлежностей;
— развитие практики социально-педагогического партнерства с семьями воспитанников;
— расширение общественной активности педагога, проявление его активной гражданской позиции;
— диссимиляция педагогического опыта и участие педагога дополнительного образования в профессиональных конкурсах;
— разработка и реализация дополнительных общеобразовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями.
Для нас особенно отрадно, как показывают исследования, что независимо от возраста, стажа работы и квалификационной категории педагоги дополнительного образования Тульской области ценят не только результат своей работы, но и сам процесс достижения результата. В середине XX века поэт Н. М. Грибачев написал слова, которые близки нам сегодня [2, 104]:
И что там мука без вины,
За тем начальным поворотом,
Решать: ну что там, что там, что там.
Куда мы двигаться должны?
Модернизация системы дополнительного образования требует от педагога постоянного подтверждения своей компетенции, усовершенствования профессионального мастерства. Яркую характеристику профессионального портрета педагога дополнительного образования дал Ш. А. Амонашвили: «Педагог-внешкольник — это педагог, который пришел из будущего с целью показать воспитанникам образец их жизни, самоопределения и самоутверждения» [1, с. 328]. Современный педагог дополнительного образования — это носитель реальной педагогической практики, заряженной особой, живой энергией, с помощью которой, он притягивает к себе воспитанников, родителей и социальных партнеров, создавая вокруг себя особый фейерверк событий.
Не секрет, что именно от педагога, его личностно-профессиональной позиции зависит результат развития личности воспитанника. Ибо мы вполне придерживаемся выводов, сделанных А. И. Григорьевой о том, что нельзя быть педагогом — профессионалом, не будучи педагогом — воспитателем [3].
Сегодня, как никогда педагогу отводится роль фасилитатора, готового помочь ребенку найти в самом себе опору для собственного развития. В свете обрисованных выше проблем, очевидно, напрашивается вопрос — какой педагог дополнительного образования нужен сегодня ребенку и его семье? Исследование, проведенное Советом Ассоциации педагогических работников системы ДОД Тульской области, показало, что для ребенка важно, чтобы педагог был открыт для общения, мог поддержать его в трудную минуту, «хорошо знал свое дело», обладал чувством юмора, был мобилен, умел удивляться и удивлять. В свою очередь, для родителей воспитанников важным оказалась потребность педагога в постоянном совершенствовании, желание идти навстречу ребенку, высокий уровень мастерства в преподаваемой области.
Мониторинг творческой направленности педагогов дополнительного образования, проводимый в ряде базовых площадок кафедры последние 2 года показывает увеличение числа педагогов, стремящихся к инновационной деятельности. В ходе работы педагогического салона «От Дня Учителя — к Веку Учителя», продолжая фразу: «Мне хотелось бы, чтобы спустя несколько лет мои воспитанники могли…», педагогами были озвучены следующие варианты ответов:
— «применять полученные знания для решения жизненных задач»,
— «учиться на протяжении всей жизни»,
— «сохранить позитивное мировосприятие, несмотря на жизненные трудности и невзгоды»,
— «делиться всем, чему они научились, с окружающими, чтобы вместе делать этот мир прекраснее».
Хотелось бы заметить, что одной из важных задач в повышение профессионализма педагога дополнительного образования, на наш взгляд, является развитие педагога как субъекта, способного адаптироваться к известному и неизвестному, умеющего преобразовывать собственную профессиональную деятельность в новых реалиях. На данном этапе решению этой задачи может способствовать реализация ДПП переподготовки педагогов дополнительного образования, организация и проведение профессиональных (образовательных) экскурсий для педагогов, совершенствование практики корпоративного повышения квалификации, функционирование в активном режиме региональной Ассоциация педагогических работников системы ДОД Тульской области, которая позволит объединить усилия педагогического сообщества для комплексного решения проблем развития качества регионального дополнительного образования детей.
Справедливо в одном из своих интервью журналу «Вестник образования России» заметил Е. А. Ямбург: «С учителя нельзя требовать того, чему его никто не учил». Это замечание можно воспринимать как своего рода призыв к современной системе дополнительного профессионального образования. Таким образом, перед нами стоит задача консолидации сил всех субъектов заинтересованных в модернизации региональной системы образования, которые могут обеспечить целенаправленную и систематическую деятельность, целью которой станет обеспечение достижения качественных преобразований в системе дополнительного образования детей.
1. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный поход к детям./ Ш. А. Амонашвили; Акад. пед. и соц. наук; Моск. Психолого-соц. ин-т. — М.: Ин-т практич. Психологии, 1998. — 544 с.
2. Грибачев, Н. М. Время твое и мое: Стихи / Н. М. Грибачев. — М.: Современник, 1986. — 366 с.
3. Григорьева А. И. Педагог как профессиональный воспитатель: теория и технология поддержки профессионального развития педагога школы. /Тула: ИПК и ППРО ТО, 1999. — 144 с.
4. И. Кант «Критика практического разума» Кант Иммануил, Сочинения в шести томах Под общей редакцией В. Ф. Асмуса. А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана
5. Серия Философское наследие. М.: Мысль Т.3. 1964. — 799 с.
6. Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении «Концепция развития дополнительного образования детей».
7. Степанов П. В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова. — М.: Академия: АПКиПРО, 2003. — 82 c.
8. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения, в 6 т., т. 2,. М., Педагогика, 1989–528 с.
Профессиональный стандарт педагога в начальной школе
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. “В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя” (К.Д. Ушинский).
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.
От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил. Следовательно, введение нового профессионального стандарта педагога должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения квалификации.
Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура постепенного, поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Различаются не только уровни квалификации педагогов, но и те условия, в которых они осуществляют свою профессиональную деятельность. Поэтому в рамках профессионального стандарта педагога предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности (преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т.п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т.п.). Наполнение региональной и школьной компоненты профессионального стандарта педагога потребует совокупных творческих усилий учителей, администраторов, родительской общественности, экспертного сообщества и должно быть принято и утверждено на основе консенсуса.
Стремление к достижению консенсуса в обществе по вопросу введения профессионального стандарта педагога заложено в процесс его разработки, апробации и внедрения, начиная с широкого обсуждения проекта документа, заканчивая определением окончательных сроков его введения.
2. Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
· Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
· Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
· Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
· Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
· Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
3. Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
· Работа с одаренными учащимися.
· Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
· Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
· Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
· Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
4. Требования к профессиональному стандарту педагога
· Соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога.
· Не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога.
· Избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения
своих прямых обязанностей.
· Побуждать педагога к поиску нестандартных решений.
· Соответствовать международным нормам и регламентам.
· Соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т.п.
5. Характеристика стандарта
· Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
· Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).
· Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.).
· Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
· Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
· Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
· Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
6. Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
· Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
· Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
· Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
7. Профессиональный стандарт педагога
1. Область применения. Сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.
Профессиональный стандарт педагога может применяться:
а) при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность “педагог”;
в) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере образования;
г) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
2.1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
2.2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
2.3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
2.4. Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
8. 4. Содержание профессионального стандарта педагога
4.1. Часть первая: обучение
1. Иметь высшее образование. Педагогам, имеющим среднее специальное образование и работающим в настоящее время в дошкольных организациях и начальной школе, должны быть созданы условия для его получения без отрыва от своей профессиональной деятельности.
2. Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
3. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
4. Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников:
со специальными потребностями в образовании;
учеников, для которых русский язык не является родным;
учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями (подробные разъяснения в отношении ИКТ-компетенций приведены в Приложении 1).
4.2. Часть вторая: воспитательная работа
1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов.
14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (задач духовно-нравственного развития ребенка).
16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.
4.3. Часть третья: развитие. (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности)
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования.
14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития.
20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.
4.4. Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе
Педагог начальной школы должен
1. Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
2. Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
3. Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
4. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия детей учителю.
5. Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6. Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.
5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита).
Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
10. 6. Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего, – средство отбора педагогических кадров в образовательные организации. Международный опыт доказывает, что наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в любой сфере деятельности, является стажировка будущих сотрудников. Предстоит определить те правовые, организационные, кадровые и экономические условия, которые позволят ввести стажировку будущего учителя, как оптимальный способ введения его в профессию.
Очевидно, что повсеместное введение профессионального стандарта педагога не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.