в каком египетском храме самые большие колонны на земле
Крупнейшие храмы Древнего Египта
После нескольких коротких поездок в Египет, я решил съездить туда на два месяца, с единственной целью глубоко погрузиться в историю Древнего Египта и посетить значимые места Среднего и Нового царств. Собственно, от Древнего царства не осталось практически ничего, кроме величественных пирамид плато Гиза, а также пирамид Саккары и Дашхура. Великий некогда город Мемфис, с огромными храмами, в то время религиозный и административный центр древнеегипетской цивилизации, вокруг которого и строились сохранившиеся погребальные пирамиды фараонов, был несколько раз до основания разрушен. Сейчас на его месте можно найти только маленькую арабскую деревню в несколько дворов.
Величие сохранившихся пирамид Старого царства нисколько не умаляет тот факт, что основной религиозный и культурный расцвет Древнего Египта пришелся на Среднее и Новое царство. Это было время невероятного расцвета древнеегипетской государственности, религиозного и жреческого культов, пик развития искусств и архитектуры. Именно в Новом царстве, во времена правления поздних древних династий фараонов были построены и завершены все древнеегипетские храмы, в том виде, в котором мы их сейчас видим. Из Мемфиса религиозная и культовая столица Древнего Египта была перенесена в Фивы (современный Луксор), на юг, где в скалах стали высекаться подземные заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближенных, а на земле строились величественные, грандиозные храмы и храмовые комплексы — культовые сооружения, которые несли функцию поклонения богам древнеегипетского пантеона, и являлись центрами власти жреческого культа.
Храмы рассматривались как дома для фараонов и, чаще, богов, которым они были посвящены. В них жрецы проводили всевозможные религиозные ритуалы, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса и поддержание божественного порядка вселенной. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян.
Храмы выстраивались последовательно, и то, что было небольшим святилищем во времена Среднего царства, превращалось в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве. Почти все из этих построек хорошо сохранились, за исключением Рамессеума, поминального храма фараона Рамзеса II, который лежит в руинах. Однако по развалинам можно увидеть, что когда-то, и он был грандиозным сооружением. Все остальные крупные архитектурные творения Среднего и Нового царств, в соответствие с общепринятой классификацией, можно разделить на 9 групп отдельно стоящих храмов или храмовых комплексов. Все они находятся на берегах верхнего Нила, и строились и реставрировались из нубийского песчаного камня, крепкой древней карстовой песчаной породы континентального происхождения времен Палеозоя и Мезозоя.
Для их полного осмотра удобнее всего остановиться в Луксоре и Асуане, и оттуда совершать экспедиционные выезды. По времени это может занять от одной недели до нескольких недель, в случае детального подхода. На сайте доступно около тысячи фотографий, которые остались у меня после моего эпического двухмесячного пребывания на берегах Нила, в Луксоре и Асуане. Когда-то в детстве я и представить себе не мог, что когда-то у меня будет возможность просто так пожить пару месяцев на берегах реки Нил для удовлетворения исследовательского интереса и любопытства к этим огромным постройкам.
Луксорский храм
Луксорский храм — самый доступный, но не самый величественный сохранившийся храм Древнего Египта. Однако это с лихвой компенсируется возможностью приходить туда поздно вечером и наблюдать мистические световые и теневые эффекты от цветной подсветки. Он находится на правом берегу Нила, в центре Луксора. Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства. Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн. Раньше он был соединен с Карнакским храмовым комплексом двухкилометровой аллеей сфинксов.
Древние египтяне называли его Ипет-Ресит, что означает “южное святилище”. Слово “Луксор” более позднее и имеет арабские корни. Луксорский храм был церемониальным храмом, где устраивали религиозные праздники и фестивали. Здесь устраивались масштабные процессии, которые передвигались по аллее, связывающей храм в Карнаке с Луксорским храмом.
Приходите сюда вечером, когда здесь совсем не жарко и совершенно немноголюдно. Ближе к полуночи здесь возникает особая атмосфера — несколько заблудших туристов гуляют между высокими колоннами, а в главном святилище (темной комнате) под лампадным светом сидят и мирно ведут беседу арабы-хранители.
Карнакский храм (храм Амона-Ра)
Карнакский храм в древности назывался Ипет-Исут, крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта и главное государственное святилище Нового царства. Расположен он на северной границе современного Луксора, примерно в трех километрах от Луксорского храма. Этот храмовый комплекс посвящен в основном культу бога Амона-Ра. Он строился больше тысячи лет, и в нем также есть части, посвященные богу Монту, богине Мут, богам Хонсу и Птаху. От былого комплекса осталось не все, но даже то, что есть, выглядит внушительно. Особенно поражают огромные колонны храма Амона-Ра.
Амон-Ра — это фиванское, южное название для бога Ра, древнеегипетского бога солнца, верховного божества древних египтян. Его имя Ра означает “Солнце”. Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать еще в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. “Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени “владыки эннеады”. Я был вчера; я знаю завтрашний день…” В Карнакском храме жрецы Амона с приличествующей им пышностью и торжественностью отправляли свои ежедневные службы, а во время фестивалей, совершали процессии в соседний Луксорский храм.
Погребальный храм Рамзеса III (Мединет Абу)
Мединет-Абу — это арабское название для погребального храма Рамзеса III, важного сооружения эпохи Нового царства, на западном берегу Нила в Фивах. Основной храм хорошо сохранился и обладает внушительными размерами. Имеет большую архитектурную и художественную ценность. Этот храм известен рельефами с надписями. Пожалуй, этот храм выглядит самым грандиозным и большим из всех сохранившихся храмов Древнего Египта. Здесь также обычно бывает меньше туристов, по сравнению с остальными местами на западном берегу Нила (ввиду того, что однодневные автобусные туры сюда почему-то не заезжают или заезжают редко), и это придает этому месту особую атмосферу.
У храма ортодоксальный дизайн. Здесь хорошо сохранились пилоны, которые выглядят очень внушительно, а также рельефная роспись на стенах.
Храм Хатшепсут
Хорошо сохранившийся храм женщины-царицы-фараона Хатшепсут, которая воздвигла множество памятников по всему Египту. При жизни отца Хатшепсут стала “супругой Бога” — верховной жрицей фиванского бога Амона. Силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные круги египетского жречества, именно поэтому власть ее была сильна. Правление Хатшепсут ознаменовало небывалое процветание и возвышение Египта.
Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри — это храм, вырезанный в скале, в удаленном районе Фив, на западном берегу Нила. Он состоит из трех крупных террас, ведущих наверх, к святилищу храма, главной и самой сокровенной части. Многочисленные ярко расписанные пилястры царицы, колоссальные статуи и сфинксы сейчас хранятся в собраниях Египетского музея в Каире. Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут.
По всей видимости, эта организация происходила из какой-то радикальной ваххабитской общины, которая базировалась, вероятно, в городе Кена. Жестокое массовое убийство настроило против группировки всех египтян, и многие ранее поддерживавшие эту радикальную салафитскую организацию отвернулись от нее. К 2000 году основной ее костяк был арестован либо физически уничтожен. Однако радикальный салафи-ислам, поддерживаемый местными имамами, цветет и пахнет к северу от Луксора и к югу от Каира.
Храм Сети в Абидосе
Это, пожалуй, самый мистический и самый атмосферный египетский храм, как в силу своего архитектурного исполнения и назначения, так и в силу труднодоступности для обычного туриста. Считается, что Абидос — одно из важнейших археологических мест Древнего Египта. В Абидосе было построено до десяти храмов, но все они были разрушены. С самых ранних времен Абидос был важным центром культа Осириса и его жены Исиды. Осирис — царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.
Хорошо сохранился храм, построенный Сети I, над которым и внутри которого витает воздух тайны и древнеегипетских мистерий. Пребывание внутри оставляет самые мистические и благоговейные ощущения, особенно если время ближе к вечеру, и кроме вас здесь никого уже нет. Храм потрясает своей атмосферой и высочайшего уровня рельефами, сохранившими свой оригинальный цвет. Справа от него находились святилища Абидосской триады: Осириса, Исиды и Хора. В этом храме были найдены и хорошо сохранились рельефные росписи на стенах, в том числе Абидосский список царей, знаменитый список фараонских династий, который внес значительный вклад в изучение и понимание Древнего Египта.
Храм находится близ арабской деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, в сотне километров на север от Дендеры и Кены. Сюда обычно добираются на дневных автобусных турах из Луксора, но попробуйте добраться сюда своим ходом, на общественном транспорте, и вы получите кучу приключений на свою голову, которые вы никогда не забудете. Это земли радикальных суннитских общин, и туристам здесь положено передвигаться только в сопровождении полицейского. Я добирался сюда на электричке из исламского города Кена. Потом, на станции, попробовал взять такси до конечного места, но отвезли меня в местный полицейский участок, где полчаса вели дружескую беседу, а после отправили с каким-то таксистом бесплатно до самого храма.
Храм Хатхор в Дендере
Храм Хатхор в Дендере, являющийся основной частью храмового комплекса в Дендере — один из хорошо сохранившихся поздних храмов Древнего Египта. Был возведен из песчаника, имеет 80 метров в основании. Внутри находится огромный гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены. На крыше храма были святилища Осириса, в одном из которых были обнаружены уникальный зодиак и солнечный диск.
Хатхор, или Хатор (небо) — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты и веселья. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.
Храм находится на западной границе города Кена, в 70 километрах к северу от Луксора. Можно добраться на электричке и такси, но большинство приезжают в составе туристических автобусных туров. Я останавливался в Кене на два дня, в отеле рядом с железнодорожной станцией. Сам город очень радикально-исламский. Туристы в нем практически (или вообще?) отсутствуют. Стоит пройти по улице несколько сот метров от отеля, и на тебя начинают все таращиться как на ходячий столб — чувствуешь себя очень некомфортно. Выдавала одежда, а не лицо. Можно вообразить, что этот город — оплот радикального египетского джихадизма и такфиризма, поставляющий идеологические кадры и имамов в Каир, на север, и смертников, в Луксор, на юг.
Храм Исиды в Филах
Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.
Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.
Храм Хора в Эдфу
Храм Хора в Эдфу — один из лучших и величественных храмов Нового царства, который однозначно стоит посетить. Храм поражает грандиозным размером и пропорциями. По размерам это второй храм после Карнака, но при этом сохранился он в гораздо лучшей степени, благодаря более поздним срокам строительства — он строился уже на закате древнеегипетской цивилизации. Забавно наблюдать, как редкие люди теряются как букашки на фоне грандиозного первого пилона храма. Строение имеет 137 метров в длину и 80 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров.
Хор — бог неба, царственности и солнца. В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, и человека с головой сокола. Он был также Хором-Ра. Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и женой Хатхор. Рельефы этого храма имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов позднего времени.
Храм раскинулся на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора, в черте вальяжно расслабленного и очень жаркого египетского города Эдфу. В Эдфу останавливаются круизные корабли, и это один из лучших способов увидеть этот храм. Что может быть лучше классического многодневного de-luxe круиза по Нилу с остановками? Сюда также можно добраться в составе тура из Луксора, а особо горячие головы, как я, могут попробовать приехать сюда на поезде, а потом пройти несколько километров пешком, через мост, и дальше в город. Правда, будьте готовы к удивленным взглядам полицейского кордона на мосту. С моста открываются широкие виды на Нил, город, и пустыню вокруг.
Храм Абу-Симбел (храмы Рамзеса II и Нефертари)
Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма времен правления Рамзеса II. Храмы были построены в 250 километрах к югу от Асуана в назидание жителям Нубии и для обозначения южной границы древнеегипетского государства, а также как вечный монумент фараону Рамзесу II и его жене, царице Нефертари.
По размеру эти храмы самые маленькие из всех рассмотренных здесь, но качество, детальность, искусность исполнения, а также художественная ценность скульптур и рельефов внутри и снаружи этих храмов очень высока. Это одни из самых красивых храмов Нового царства. Внутри этих храмов работали одни из самых лучших художников династии Рамзеса II, создав бессмертие для себя и своего фараона. Чтобы спасти от затопления после строительства Асуанской плотины, в 1965 году храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн, перенесены на новое место, в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки, и собраны заново.
Добраться сюда можно только из Асуана на туристическом или собственном автотранспорте. Комфортабельный, кондиционированный микроавтобус, рассекая плотную сухую жару в 45 градусов, домчит вас сюда за 4 часа. Место невероятно тихое, пустынное и почти сказочное, напоминающее место из снов — на самом берегу широкого водохранилища Насер, где голубая гладь воды практически сливается с грядой далеких холмов песочного камня и небом над ними.
Луксор и Асуан
Все эти храмы были осмотрены мною, пока я пребывал в Луксоре и Асуане. Сами города невероятно приятны и расслаблены, особенно Асуан. Считается что, луксорские местные жители испорчены двухсотлетней историей непрерывного туризма и паломничества на эти земли. Считается что Луксор — город в мире, с максимальной концентрацией присутствия в нем разного рода мошенников и обманщиков, охотящихся на туристов. Да, это так. Но нетрудно научиться их игнорировать. Явного криминала я не встретил. Если вы посмотрели в глаза и поздоровались с мошенником, вы уже проиграли. Избегать контакта с посторонними нужно еще на стадии контакта глазами, то есть попросту игнорировать даже приветствия от незнакомых людей. И тогда в Луксоре можно жить неделями, в том числе каждый вечер приходить на центральную площадь и наблюдать обычную жизнь и обычных людей, не мошенников.
Самое прекрасное в этих городах не столько сами города, сколько западный берег Нила в этих местах: легендарные Фивы и плато Тебеса в Люксоре, великолепная холмистая нубийская пустыня в Асуане. Ну и, конечно, сам Нил, медленный и широкий, делает пребывание в этих местах таким неторопливым и просто сказочным, запоминающимся на всю жизнь.
Карнак: самый грандиозный храмовый комплекс планеты
Поездка в Луксор обязательно сопровождается посещением Карнака — пригорода, где расположен грандиозный, величайший на планете храмовый комплекс. Это Карнакский храм, бродить по которому можно неделями, каждый раз открывая для себя новые шедевры древнеегипетской культуры. Площадь мегакомплекса — 40 га.
В Карнаке все — самое великое. Самый гигантский в мире храм, самый огромный на планете гипостильный зал, самый большой на Земле обелиск… 1,5 км на 700 м древней монументальной застройки!
Поскольку Карнак — пригород Луксора (деревня в паре километров от города), в различных туристических проспектах Карнакский храм представлен по-разному. В одних говорится, что это главная достопримечательность Карнака, в других — Луксора. В общем-то, и то и другое верно. Но следует помнить, что в Луксоре существует еще и грандиозный Луксорский храм. Не стоит путать эти два памятника.
Сейчас Карнакский и Луксорский культовые комплексы разделены городской застройкой, но Аллея сфинксов, протянувшаяся между храмами, напоминает, что когда-то они были частью единой композиции стовратных Фив.
Храм размером с город
Чтобы ощутить размах, с которым построили храмовый комплекс, достаточно сказать, что во времена XIX династии тут жило и работало 81 322 человека! Это жрецы, рабы, стражники, крестьяне и работники различных профессий, обслуживавшие храм Амона. Действительно, целый город. В европейское Средневековье, когда населенный пункт в 10 тыс. жителей уже считался большим и процветающим, фиванский храмовый комплекс соответствовал бы средней европейской столице!
Фивы стовратные: эпоха расцвета
Древние греки называли египетскую столицу стовратными Фивами, жители Египта — Уаст, то есть властвующий город, а жители самих Фив нередко говорили просто: Ниут — город. Как будто на Земле есть только один город, и всем ясно какой…
Действительно, Фивы, ставшие столицей Египта в эпоху Нового царства, были одним из величайших городов того времени. Великая столица страны Кемет представляла собой собрание роскошных дворцов и пышных садов, искусственных озер и золоченых обелисковых игл. Лазурит и серебро, ливанский кедр и черное дерево, лучшие вина и дорогая кожа, слоновая кость и благовония, сильные рабы и прекрасные рабыни — все товары стекались в Фивы с разных концов земли.
Карнакский храмовый комплекс переносит путешественников в эпоху торжества Фив, в период Нового царства. Этот промежуток — наивысший подъем не только столицы, но и всего Древнего Египта. Яркая эпоха Нового царства ознаменовалась удивительным расцветом искусств и наук, страна богатела, постройки росли вверх и вширь. Войны были победоносны, фараоны — велики. Скульптура, изобразительное искусство, ювелирное мастерство достигли невероятного изящества. Так, современный человек поражается тысячам изысканных вещей из гробницы юного фараона Тутанхамона, но ведь наверняка великие цари-победители оставили после себя в десятки раз более роскошные погребения!
Великие имена Рамзеса II, Тутмоса III, Хатшепсут, борьба Эхнатона с фиванским жречеством, а затем восстановление роли жрецов — все это принадлежит периоду Нового царства. Пройдитесь по Карнаку — и вы увидите страницы истории этой великой эпохи.
Карнак — символ могущества жрецов бога Амона. Пожалуй, за всю историю Древнего Египта никогда еще жречество не достигало такого влияния. У египтян были сотни богов: одни — общие для государства, другим поклонялись в отдельных городах. С превращением Фив в столицу фиванский бог Амон-Ра стал главным для всей страны Кемет.
На протяжении веков различные группировки жрецов, представлявших тех или иных богов, старались одержать верх в борьбе за влияние на очередного фараона. И вот фиванскому жречеству удалось на многие столетия закрепить за собой влияние на трон и благодаря своему исключительному положению воздвигнуть целый храмовый город, который мы сейчас называем Карнакским комплексом.
В Фивы стекались доходы от многочисленных провинций, а каждая война приносила храму Амона богатейшие трофеи: драгоценности, скот, рабов. Каждый фараон, включая царей эллинистической династии Птолемеев, считал своей обязанностью добавить храмовому городу еще несколько строений или хотя бы барельефов. Многие фараоны стремились не только угодить богам и жречеству, не просто увековечить свое имя в веках, но и перещеголять предшественников, воздвигая все более роскошные здания.
В наши дни Карнакский храм, расчищенный от песка, вновь предстает во всем своем величии. Сотни статуй, обелисков, пилонов, десятки храмов с тысячами колонн поражают каждого, посетившего эти 40 га плотной монументальной застройки.
Вечерами в Карнаке устраивается невероятное по красоте звукосветовое шоу, возрождающее былую мощь, грандиозность и красоту стовратных Фив.
«Дворец, который не был дворцом»
Это о Карнаке. Гибель древнеегипетской цивилизации на много веков скрыла величественный храмовый комплекс от взора человечества. Фивы были засыпаны песком. Но постройки были столь грандиозны, что даже сквозь заносы проглядывали впечатляющие руины. Арабы, заселившие эти земли, назвали местность Карнак — дворец. Они полагали, что эти обширные развалины когда-то являлись дворцом, хотя на самом деле это были руины Ипет Сут — храма бога Амона.
Священное озеро
Откуда начинать осмотр Карнака? Вход на территорию грандиозного храма Амона туриста ждет с берега священного озера, соединенного с Нилом. Здесь, на древней пристани, начинается захватывающее путешествие по Карнаку — комплексу, посвященному фиванской триаде богов: Амону-Ра, его супруге богине Мут и сыну — лунному богу Хонсу. Помимо этих божеств, здесь вас встретят и другие боги Египта, а также великие фараоны.
Когда-то к этой пристани подходили красочные и торжественные процессии сакральной ладьи Амона. Справа можно увидеть небольшое святилище, предназначенное для храмовых ладей. Его воздвиг фараон Хакор.
По словам Геродота, ночами жрецы совершали в священном озере свои обряды. Сейчас в темное время суток над озером вспыхивают огни лазерного шоу, освещающие руины храма и священные воды.
Сама пристань украшена обелисками фараона Сети II. От нее начинается Аллея овноголовых сфинксов, возникшая при Рамзесе II. Тела скульптур — львиные, а головы — бараньи. Это неслучайно, поскольку баран был священным животным бога Амона.
Пройдя по этой аллее, вы очутитесь перед первым из десяти пилонов Ипет Сут.
Непередаваемое словами величие
Знаменитый археолог Ж.-Ф. Шампольон, пораженный гипостильным залом Карнакского храма, отказался даже описывать это непередаваемое словами величие. В письме брату Шампольон сообщал:
«Я не стану ничего описывать, поскольку или мои выражения не стоили бы и тысячной доли того, что следует сказать, говоря о подобных вещах, или же, если бы я набросал слабый эскиз, даже весьма бесцветный, меня приняли бы за энтузиаста, а может быть — за безумца».
Храм Амона
Ипет Сут, что в переводе означает «самое совершенное место», — храм Амону, величайший из памятников Карнакского комплекса. Значительная часть строений хорошо сохранилась, так что современный человек может представить, как выглядело это место в древности.
Ипет Сут — самый большой по площади храм древнего мира, который непрерывно строился в течение… 2 тыс. лет! Основные постройки возвели несколько фараонов, но буквально каждый из царей, вступая на трон, добавлял храму то статую, то пилон, то новое помещение, а кто-то перестраивал и расширял старые сооружения. В результате на территории Ипет Сут путешественник сразу встречается с самыми разными деятелями XVI–XI в. до н. э.: с завоевателем Тутмосом III и царями-захватчиками гиксосской династии, с Рамзесом II Великим и юным Тутанхамоном, с нубийским царем Тахаркой и наследниками Александра Македонского — Птолемеями…
Вход в храм ведет через первый, незаконченный пилон высотой 40 м, заложенный фараоном ХХХ династии Нектанебом I. Туристы порой недоумевают: почему вход-то в Ипет Сут ничем не декорирован и кажется недостроенным? Видимо, когда-то здесь был другой вход, но Нектанеб I решил его расширить. Однако Древний Египет уже клонился к упадку, и, видимо, просто не хватило сил на столь грандиозный проект…
Всего пилонов, в качестве украшения врезающихся в теменос — стену, окружающую храм, целых десять. Не все они, правда, сохранились в одинаковом состоянии. Некоторые требуют серьезной реставрации. Шесть из десяти пилонов расположены с запада на восток вдоль главного входа в Ипут Сут, приветствуя входящих с высоты своего величия.
Проходя через ворота, путешественник выхватывает взглядом невероятную перспективу: уходящие вглубь храма дворы и залы. Там, за лесом колонн, через 260 м от входа, находятся святилища Амона.
Сам храм состоит из трех частей: перистильного двора, гипостильного зала и святилища бога Амона. Доступ в святилище был возможен только фараону и верховному жрецу. В гипостильный зал, по которому среди колонн бродят туристы со всего света, некогда могли входить только самые знатные египтяне, включая родственников фараона.
Египетские древности в Европе
Не все памятники Карнакского храма остались в Египте. Например, храм Сети II, посвященный Амону, Мут и Хонсу, некогда украшали прекрасные колоссы царя. Но они еще в XIX в. были вывезены в Европу. А два гранитных сфинкса, найденные на территории Фив, украшают набережную Невы у здания Академии художеств Санкт-Петербурга.
Перистильный двор
Осматривая двор Карнакского храма, обратите внимание и на малые храмы, включенные в это огромное пространство: Рамзеса II, Сети II — их стены покрыты изображениями и надписями.
На южной стороне двора вы увидите впечатляющий памятник военным победам фараона Шешонка I, воздвигнутый после похода на царя Ровоама. На памятнике перечислены взятые города Иудеи и отражены хроники палестинского похода.
Некогда в центре двора возвышался знаменитый киоск Тахарки, состоявший из десяти колонн в виде папируса. Высота их — 21 м, то есть этот киоск (павильон, беседка!) был высотой с современное семиэтажное здание. Между колоннами возвели небольшие стенки. В центре находился алтарь из алебастра.
Сейчас, к сожалению, от киоска Тахарки осталась лишь одна гигантская и при этом весьма изящная колонна. Можно только представлять, как 2,5 тыс. лет назад здесь, в пронизанном солнечными лучами павильоне, в первый день древнеегипетского нового года (он отмечался летом), происходила церемония очищения статуй богов под потоками света.
Гипостильный зал
Миновав второй пилон, путешественник оказывается в великом гипостильном зале. Это, наверное, самая невероятная, самая впечатляющая часть Карнака. Попадая в этот зал, где на высоту восьмиэтажного здания поднимаются 134 колонны, человек на несколько секунд в буквальном смысле теряет способность дышать!
134 колонны выстроились ровными рядами в огромном зале. Их высота — от 13 до 23 м. Толщина этих колонн также впечатляет: попробуйте окружить одну из них, держась за вытянутые руки, — потребуется минимум шесть человек.
Самые высокие колонны, выстроившиеся вдоль среднего прохода, представляют собой «стебли» с распустившимися цветками папируса. Боковые проходы обрамляют столбы пониже, в виде связок нераспустившегося тростника.
Удивительно, что этот зал, несмотря на гигантские размеры, не подавляет и не угнетает. Его задумали светлым и гармоничным.
Проектируя помещение, архитекторы предусмотрели, чтобы свет в огромный зал проникал со всех сторон через окна. Так что множество столбов не делает здание мрачным. Кроме того, колонны, покрытые цветными росписями и удивительными рельефами, некогда были отделаны листами чистого золота.
В древности зал был еще более роскошен: между колоннами стояли статуи богов и фараонов. А о том, как пышно проходили в храме праздничные церемонии, мы можем судить по росписям внутренних стен зала, сохранивших сцены как ежедневной храмовой службы, так и великого праздника Опет.
Заслуживают внимания и внешние стены гипостильного зала. Украшающие их рельефы повествуют о войнах фараонов Сети I и Рамзеса II, о покоренных народах и захваченных трофеях. Особый интерес вызывает поэма, высеченная на стенах, — «Эпос Пентаура», интереснейший литературный памятник Древнего Египта.
Древние архитекторы
Нам известны имена зодчих, создавших этот грандиозный зал: их звали Майа, Иупа и Хатиаи. А декором колонн заведовал знаменитый художник Дидиа.
Зал Анналов
Как уже говорилось, не все пилоны Карнакского храма Амона сохранились одинаково. От шестого столба почти ничего не осталось. Лишь в его нижней части можно прочесть списки африканских и азиатских народов, покоренных фараоном Тутмосом III. Зато располагающийся за пилоном Зал Анналов1 донес до нас сведения из военной истории Древнего Египта. На стенах этого зала запечатлены многочисленные подвиги Тутмоса III.
Украшали Зал Анналов два геральдических столба: один из них изображал папирус, священное растение Нижнего Египта, другой — лилию, священное растение Верхнего. Вместе они демонстрировали единение страны под властью великого фараона.
Позже в этом зале, уже при фараоне Тутанхамоне, установили колоссальные статуи бога Амона и богини Амаунет — его женской ипостаси.
Заметки летописца Чанини
Дошедшей до нас подробной историей походов Тутмоса III мы обязаны его личному летописцу Чанини. Сопровождая царя во всех его военных кампаниях, Чанини записывал подробности на кожаных свитках. Затем эти заметки перенесли на каменные стены Зала Анналов.
Святилище ладьи Амона
К Залу Анналов с востока примыкает большое гранитное святилище, сооруженное уже в эпоху эллинизма, при преемнике Александра Македонского, Филиппе Арридее. Это помещение предназначалось для священной ладьи Амона. Некогда на его месте находилось более древнее святилище, построенное Тутмосом III.
Новое святилище ладьи Амона, конечно, оказалось более величественным и роскошным. В его передней части богу солнца подносились жертвы. Во внутренней располагалась сама ладья — сейчас можно увидеть пьедестал, на котором она стояла.
Рельефы в святилище до сих пор сохранили свой цвет. Эти красочные изображения во внешнем помещении демонстрируют все великолепие былых празднеств в честь Амона, а во внутреннем — элементы пышного ритуала жертвоприношения.
Пройдя за святилище ладьи Амона, вы попадете во внутренний двор, в самое сердце Карнака. Здесь находилась наиболее древняя часть храма, а затем стояла культовая статуя Амона. Правда, тут сохранился только массивный алебастровый фундамент старого храма, но сама атмосфера святая святых Карнака дышит невообразимой древностью.
Обелиски Хатшепсут
Среди фараонов, особенно активно украшавших Карнакский храм, следует назвать Хатшепсут. Единственная женщина-фараон в истории Египта, властная и амбициозная, она стремилась доказать и современникам, и истории, что ничуть не уступает мужчинам.
Хатшепсут продолжила большую строительную программу своего отца, Тутмоса I, и его зодчего Инени. По приказу женщины-фараона начальники всех работ Хапусенеб и Сененмут воздвигли из красного песчаника помещение для священной ладьи Амона, а неподалеку — два невероятных по высоте и пышности обелиска.
Высота этих обелисков из красного асуанского гранита достигала 30 м — десять этажей современного здания! На сегодня уцелел только один из них, обломки второго, рухнувшего, видны вокруг. Сохранившийся же — величайший обелиск мира. Так что недаром писали: «Хатшепсут божественна в памятниках»…
Впрочем, современный путешественник все-таки лишен возможности увидеть обелиски во всей красе. Ведь гранит при фараонах был покрыт золотом и электрумом, так что эти памятники вздымались в небо сверкающими иглами.
Единственная в Египте женщина-фараон
Хатшепсут, дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, взошла на трон после смерти своего мужа (сына Тутмоса I от наложницы). Ее муж и брат, Тутмос II, оставил после себя сына от наложницы — будущего Тутмоса III. Хатшепсут он приходился пасынком и племянником, причем достаточно низкородным, поскольку его мать и бабка — простые наложницы. Пока Тутмос был юн, Хатшепсут, апеллируя к своему более царскому происхождению, взошла на трон — не как царица при фараоне, а как полновластный фараон. И правила, надо сказать, весьма успешно. Это единственный случай в истории Египта.
Ненавидя мачеху, Тутмос III после смерти Хатшепсут постарался уничтожить все следы ее правления. Лицо женщины-фараона сбивалось с барельефов, картуши с ее именем стирались. А вот с обелисками фараон решил расправиться довольно странно: не разбить их, а замуровать в высокие стены. Получалось, что стены должны были быть свыше 30 м, но каменщики подняли их только до 20 м. Затем, по какой-то причине, сооружение «тюрьмы» для обелисков прервалось. И они оказались в своеобразной ограде.
Ахменну и Ботанический зал
Тутмос III старался во всем перещеголять свою мачеху. Благодаря ему Карнак пополнился уже упомянутым Залом Анналов и многими другими сооружениями.
Одним из первых в Карнаке Тутмос III воздвиг большой юбилейный храм под названием Ахменну, что в переводе означает «блистательный памятниками». Царь лично участвовал в разработке плана этой изящной постройки. Колонны Ахменну уникальны по форме и представляют собой имитацию расписных столбов паланкина фараона, под сенью которого происходила церемония Сед — ритуал обновления жизненных сил царя.
В юго-западной части храма Тутмос III распорядился высечь перечень всех своих предков-фараонов. Тем самым царь, не слишком благородный по рождению, стремился обосновать свое право на трон развернутой генеалогией. Этот перечень носит название Царского списка Карнака и ценен для историков.
Посетив Ахменну, обязательно побывайте в так называемом Ботаническом саду, или Ботаническом зале, — одном из самых известных солнечных залов Карнака. Стены его украшены изображениями сотен видов растений и животных, в том числе весьма экзотических. Эти виды обитали не только в долине Нила, но и в землях, где воевал Тутмос III.
Зал, который строили три фараона
Не год и не два потребовалось, чтобы возвести великий гипостильный зал Карнакского храма. Несколько царей сменили друг друга при создании этого громадного помещения. Первые 12 колонн центрального нефа поставили при фараоне Аменофисе III. Фараон Рамзеc I начал украшение храма. Эти грандиозные работы продолжили Сети I и Рамзеc II.
Львиноголовая Сехмет, Птах и Нефертум
Тутмос III построил также небольшой, но красивый храм, посвященный мемфисской триаде богов: львиноголовой богине войны Сехмет (Сохмет), прекрасноликому супругу ее Птаху, который создал мир на гончарном круге, и лотосоподобному сыну их Нефертуму.
В святилище храма темно, что усиливает мистическую атмосферу. Там находится статуя богини-воительницы Сехмет из гранита, увенчанная массивным солнечным диском. Самое же удивительное происходит в момент, когда через специальное отверстие на потолке в святилище попадает солнечный луч, озаряющий львиный лик богини. Лицо Сехмет буквально оживает.
Длится это чудо всего несколько мгновений, но никого не оставляет равнодушным.
Нередко Сехмет отождествлялась с фиванской Мут — супругой Амона, а потому высоко почиталась не только в Мемфисе, но и в Фивах. Вокруг храма Мут, возведенного Аменхотепом III, к примеру, установили 700 статуй львиноголовой богини! Некоторые из карнакских скульптур Сехмет покинули родину и находятся в музеях других стран — например, в парижском Лувре.
Боги, живущие в Карнаке
В Карнаке множество интересных построек, обойти которые невозможно и за неделю. Что можно посмотреть в этом городе?
Уже упоминавшийся храм Мут, который Аменхотеп III окружил семью сотнями статуй богини-львицы. Изящный храм лунного бога Хонсу. Маленький храм Апет, богини Нила.
Рядом с сакральным подковообразным озером Иешер посмотрите на изваяние священного скарабея — это воплощение Хепри, бога утреннего солнца. Интересны тоннели, по которым из особого сада к озеру спускались священные гуси Амона. А близ северо-западного угла этого озера расположено подземное солнечное святилище фараона Тахарки. Почему солнечное и подземное? Потому что его рельефы повествуют о том, как вечерами Солнце спускается в подземные миры и как ежедневно по утрам возрождается в образе скарабея Хепри.
К северу расположена так называемая северная группа храмов: святилище сокологолового бога Монту; осирический комплекс, в котором во время мистерий погребались подобия умирающего и воскрешающегося сходно с природой; бога Осириса и другие постройки.
Посетите также храм Опет — ипостаси богини Таурт, покровительницы беременности. Это сооружение, воздвигнутое при Птолемее VIII и отдекорированное при Августе, знаменует собой последние страницы истории древнеегипетского Карнака. Храм построили уже на излете истории Древнего Египта, когда со сцены уходила последняя, эллинистическая династия фараонов.
Как добраться
Заключение
Грандиозность Карнака потрясает. Ввысь вздымаются колонны гипостильного зала, почти до неба дотягиваются сохранившиеся колонна киоска Тахарки или обелиск Хатшепсут. Древние стены храма отражаются в зеркале священного озера, по которому некогда скользили храмовые ладьи. Овноголовые сфинксы стерегут аллею, по которой ходили жрецы и фараоны, а теперь прогуливаются туристы со всех стран света.
Огромный храмовый комплекс Карнака был воздвигнут в эпоху расцвета стовратных Фив, великого и прекрасного города древности. Не один и не два века возводились храмы, статуи, пилоны, киоски, обелиски на территории Карнака. Каждый фараон вносил свой вклад в расширение великого города-храма, посвященного главному богу Фив Амону и его божественным спутникам. Только один гипостильный зал строился несколькими царями!
Так что по истории застройки Карнакского комплекса можно изучать историю Нового царства. Интересно, что в постройках отразились даже внутренние интриги двора: например, ненависть Тутмоса III к мачехе Хатшепсут и попытки стереть с лица земли все упоминания о женщине-фараоне (безуспешно!). Отражают стены храмов Карнака и войны фараонов, и смену династий. Карнакский город-храм просуществовал, постоянно расширяясь, вплоть до последних Птолемеев — до самого конца истории Древнего Египта.
По Карнаку можно ходить часами и не увидеть сотой доли его чудес. Это поистине целый город, более того, это несколько эпох в истории Древнего Египта: Новое царство, Позднее царство, эпоха эллинизма. И надо думать, еще много веков и тысячелетий будет восхищать туристов величайший из храмовых комплексов планеты.