в каком году была достроена колокольня петропавловского собора
Колокольня Петропавловского собора
Посмотрите на Петербург с высоты 42 метров!
Для владельцев заведений
Колокольня Петропавловского собора занимает главенствующее место в его композиции. Построенная в 1723 году, она сильно отличалась от типичных шатровых форм православных церквей. Наоборот, ей, как и другим объектам искусства при Петре I, намеренно придавали светский характер. Устремлённый ввысь золочёный шпиль с флюгером в виде ангела украшает колокольню и является важнейшей деталью общей панорамы собора.
История появления Петропавловской крепости неразрывно связана с историей основания Петербурга. Вначале появились деревянные крепостные сооружения на берегу Невы, чертёж к которым разработал и подготовил сам Пётр I. Строили крепость с целью укрепления завоёванных позиций на северном фронте. Едва завершились строительные работы над деревянным фортом, суровая стихия разрушила часть земляных валов. Со временем за крепостью закрепилось имя «Русской Бастилии»: в её пустующие комнаты нередко помещали политических заключенных. В 1703 году на территории крепости началось строительство деревянного Храма имени апостолов Петра и Павла, который вскоре облачился в камень. Храм, выполненный в стиле европейского барокко, многие годы служил усыпальницей для всех правителей-императоров начиная с Петра I.
На восстановление здания колокольни потребовалось целых 18 лет — именно столько продолжались поиски смельчака, который рискнул его отремонтировать. Лишь в 1830 году Пётр Телушкин согласился взять на себя ответственную и опасную работу по реставрации шпиля. В течение шести недель он ежедневно поднимался на вершину по верёвочной лестнице, без лесов и страховки. Итогом работы Телушкина стал новый рекорд высотности — 122,5 метра. Также на колокольне установили часы с курантами, отбивающие время каждые 15 минут.
Легенда гласит, что наградой Петру Телушкину стали 5 000 рублей (по тем временам огромные деньги) и свободная чарка водки в любом питейном заведении Петербурга. Какое-то время Телушкин пользовался грамотой, а потом, для большего удобства, ему поставили клеймо на правой щеке. Заходя в кабак, он щёлкал себя по подбородку, демонстрируя отметку. Считается, что именно так появился известный жест всех выпивох.
На вершине шпиля находится православный крест с трёхметровой фигурой ангела. Этот ангел до сих пор считается главным хранителем города на Неве, а на его золочение потратили свыше восьми килограммов золота.
Чтобы уберечь один из символов Петербурга от повреждений, во время Великой Отечественной войны его покрывали маскирующей сеткой и краской. Маляры, красившие шпиль, были поражены простотой и прочностью его конструкции: болты и шурупы крепко стягивают сборные части шпиля, не позволяя ему даже качаться.
Сегодня Петропавловский собор — великолепный памятник архитектуры Петербурга, горячо любимый как жителями, так и гостями города. На его колокольне собрана самая богатая в мире коллекция колоколов, отлитых голландскими и российскими мастерами. А искусно собранный карильон позволяет превращать колокольный звон в звучные концерты. Посмотреть на Петербург с высоты колокольни можно на специальной смотровой площадке, которую открыли для всеобщего посещения несколько лет назад. Площадка находится на втором ярусе трехъярусной колокольни, на высоте 42 метров.
Смотрите также:
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
История и легенды — всё самое интересное о Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге
Петропавловский собор, расположенный на территории Петропавловской крепости, является ценным памятником архитектуры, ярким образцом петровского барокко, старейшим православным храмом, одним из символов Санкт-Петербурга. Он известен во всём мире благодаря своей красоте и как усыпальница русских императоров.
Как любой объект старины и культурного наследия страны, он обладает удивительной историей. А ангел на шпиле собора является стражем и защитником города на Неве. Ангел с крестом означает, что Петербург храним Богом!
Деревянная церковь
Пётр I понимал, что Петербургу нужна архитектура, способная выразить идеи времени, и он задумал сооружение, которое поднялось бы выше колокольни Ивана Великого и Меншиковой башни в Москве.
Строительство деревянной церкви началось 10 июля 1703 года — в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной Петропавловской крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 12 апреля 1704 года.
Церковь начали строить в день апостолов Петра и Павла, и имя ей дали в честь двух святых. В XXI веке этот праздник в православном мире отмечается ежегодно 12 июля.
Каменный Петропавловский собор
В 1712 году 10 июня заложили каменный Петропавловский собор. Его возводили так, чтобы действующий деревянный храм оказался внутри новой постройки. Строительством руководил швейцарский архитектор Доменико Трезини.
Строительство храма велось на продолжении 21 года. Весь собор был достроен только к 1733 году, уже после смерти императора Петра I. В установке шпиля участвовал голландский мастер Харман ван Болос.
По приказу Петра I возведение каменного храма началось с колокольни. В 1722 году государь с гордостью показывал свой «парадиз» «господам иностранным министрам», заставив их подняться на верхний ярус колокольни.
Высотная доминанта
Петропавловский собор по высоте на 40 с лишним метров превзошёл храм-колокольню Ивана Великого (82 м), который находится в составе архитектурного ансамбля Соборной площади Московского Кремля. С 1733 до 2012 года Петропавловский собор высотой 122,5 метра был самым высоким зданием в Санкт-Петербурге, а до 1952 года — самым высоким в России.
С годами в городе на Неве появились другие доминанты: в 1953—1962 годах построили Телевизионную башню высотой 312,8 м. В 2012 году был возведён небоскрёб «Лидер-Тауэр» — 145,5 м. В 2019 году появился «Лахта центр» — 462 м. Собор — уже не самое высокое сооружение Петербурга, но является доминантой среди духовных храмов.
Усыпальница коронованных особ
В период правления Петра I место погребения царских особ не было окончательно определено. Их хоронили в Благовещенской усыпальнице. В 1715 году в ещё недостроенном Петропавловском соборе похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины — Наталью.
После смерти Петра I в 1725 году, гроб с его телом поместили внутри строившегося собора — во временной часовне. А само погребение прошло лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно.
Исключения составили умерший в Москве и похороненный в Архангельском соборе Пётр II и убитый в Шлиссельбурге в 1764 году Иван VI, кстати, место его захоронения до сих пор не известно.
Усыпальница близких родственников императоров
В 1831 году император Николай I повелел похоронить в Петропавловском соборе своего брата великого князя Константина Павловича. С этого времени в храме стали погребать и близких родственников монархов.
К концу XIX века в Петропавловском соборе насчитывалось 46 захоронений. Потребовалось строительство Великокняжеской усыпальницы — места захоронения некоронованных особ российского императорского дома.
28 сентября 2006 года в храме перезахоронили мать Николая II, императрицу Марию Фёдоровну, которая скончалась в Дании в 1928 году.
Ангел на шпиле — символ и страж Санкт-Петербурга
Ангел на шпиле Петропавловского собора стал символом и одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Петербуржцы считают ангела защитником, стражем и покровителем города на Неве.
Ангел-хранитель представляет собой собственно фигуру ангела (флюгер), венчающий шар (кугель) шпиля. Ангел появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах. В то время многоярусная колокольня храма стала самым высоким сооружением в России.
Автор ангела
А предложил установить ангела-хранителя на вершине архитектор, по проекту которого строился собор, — Доминико Андреа Трезини в мае 1722 года. Ангел или архангел должен был стать покровителем не только Санкт-Петербурга, но и России, провозглашённой к этому времени империей, и её первого императора Петра Первого.
Возведение золочёного шпиля, который заканчивался крестом и парящим над ним ангелом, завершилось в 1724 году. До настоящего времени сохранился рисунок Трезини. На нём летящий ангел держит в руках большой крест, внизу у креста — шар, который венчает шпиль, под ангелом надпись:
фигура длиною 7 футовъ английских (
Трезини предложил поставить ангела хранителя города, который служил бы одновременно и флюгером. Первоначальный ангел отличается от того, который мы видим сейчас и который растиражирован в книгах, альбомах и на коробках конфет. Нынешний облик фигура ангела приобрела в XIX веке.
Бури против ангела
В 1777 году шпиль собора повредила буря, его восстановил сын бывшего придворного мундкоха Пётр Юрьевич Патон — архитектор, который изучал архитектуру под руководством Пьетро Трезини, работая в качестве его помощника в течение двух лет. Пьетро Антонио Трезини приходился Доменико Андреа Трезини дальним родственником. П. А. Трезини жил и работал в Петербурге, также был главным архитектором столицы России.
Новую фигуру ангела с крестом выполнил итальянский архитектор Антонио Ринальди. В 1829 году из-за сильного ветра ангел сильно накренился и чуть было не упал. Русский мастер Пётр Телушкин полтора месяца занимался его ремонтом. Самое интересное, он взбирался на шпиль лишь с помощью верёвок, без строительных лесов.
Легенда о мастере и «щелчке» под скулой
По легенде, за эту работу Пётр Телушкин получил грамоту, по которой ему выдавали выпивку в любом кабаке бесплатно. Вскоре он её потерял, и ему под правой скулой поставили клеймо. Когда мастер заходил в кабак и хотел выпить, он щёлкал пальцами по клейму под скулой и владелец питейного заведения наливал ему выпивку без слов. Считается, что оттуда пришёл к нам этот жест в виде «щелчка» под правой скулой, обозначающий алкоголь.
Ангел во время войны
Во время Великой Отечественной войны шпиль Петропавловского собора выкрасили маскировочной краской, а саму фигуру ангела накрыли мешковиной. Но всё равно он был несколько повреждён.
Освящение ангела и капсула с посланием
Освящение отреставрированной фигуры ангела состоялось 13 февраля 2003 года. Освящение ангела с крестом означало, что город храним Богом, и в нём присутствует духовная жизнь.
Ранее, 30 января того же года в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля была заложена капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы.
Петропавловский собор
Петропавловский собор является самым старым петербургским храмом. Его начали строить 12 июля 1703 года в день святых апостолов Петра и Павла на территории только что заложенной крепости. Освящение первой деревянной Петропавловской церкви состоялось 1 апреля 1704 года [2, с. 20]. 14 мая здесь провели праздничную службу в честь победы фельдмаршала Б. П. Шереметьева наш шведскими судами на Чудском озере.
Стены церкви снаружи раскрасили под жёлтый мрамор. Храм был увенчан шпилем. Первое его графическое изображение относится к 1705 году (гравюра Ф. Н. Никитина). Первое описание появилось в 1710 году:
8 июня 1712 Доменико Трезини был заложен новый большой каменный храм. Строительство началось только в мае 1714 года. Стены храма стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, которую в 1719 году разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив её на каменный фундамент. Там её назвали храмом Апостола Матфея. Позже эта церковь также была перестроена в камне и простояла до Великой Отечественной войны.
В первую очередь несколько сотен человек выкопали глубокие рвы, выложили фундамент. Петропавловский собор поставили на ленточный фундамент глубиной два метра, что необычно, так как гораздо чаще тогда применяли фундамент на сваях. Каменные стены Петропавловского собора начали строить с колокольни, так повелел Пётр I. Она была необходима в то время как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение шведских войск. 24 января 1715 года Пётр I требовал «колокольню, которая в городе, как возможно скорее отделать, дабы в будущем 716 году возможно на оной часы поставить, а церковь делать исподволь«.
Во время путешествия по Европе Пётр I обратил внимание на часы-куранты имевшиеся на некоторых европейских храмах. Такие же Пётр захотел иметь и в России, были закуплены трое курантов, одни из которых были доставлены в Санкт-Петербург. Желание царя видеть часы в деле было так велико, что под его давлением куранты установили ещё на недостроенную колокольню.
В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. На неё неоднократно поднимался Пётр I. Он с удовольствием приглашал туда иностранных гостей, коим стал и голштинский камер-юнкер Бергхольц. В своём дневнике он записал:
Запись из того же дневника за 1721 год:
Подъём на 60-метровую высоту всегда был делом сложным. Для упрощения этой процедуры Пётр I задумал соорудить в колокольне лифт, что для того времени было настоящим чудом. Во время посещения Дрездена в 1711 году Пётр I познакомился с придворным механиком саксонского курфюрста Андреасом Гертнером, который в своём доме продемонстрировал царю подъёмник, на которой он поднимался с этажа на этаж. Документы сохранили сведения о том, что в Гостином дворе 17 сентября 1720 года закупалось сукно для подъёмного стула. То есть лифт в колокольне Петропавловского собора действительно мог был создан. Но по неизвестным причинам его либо очень быстро демонтировали, либо вообще никогда не запускали [2, с. 102, 103].
Ещё в мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому фигуру изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Но их работа была признана некачественной, поэтому ангел был переделан Штейнбесом и Эберхардом. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.
Золочение медных листов было завершено к ноябрю 1723 года. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.
Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. На его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор стал примером для всех других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.
Живопись внутри Петропавловского собора является важной с точки зрения развития русского искусства. До этого стены храмов расписывали совершенно по другому, разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. Здесь же применены в том числе и светские художественные орнаменты. Роспись стен храма принадлежит русским художникам Воробьёву и Негрубову. Плафоны в центральном нефе выполнил Пётр Зыбин.
После смерти Петра I в 1725 году гроб с его набальзамированным телом стоял 6 лет среди стен недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году по завершении строительства храма Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём. Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, без надгробий. Надгробия появились здесь в 1760-х годах. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ имеют по углам гербы. Два надгробия уникальны, захоронения Александра II и его жены Марии Александровны выполнены из яшмы и орлеца. Они монолитны, весят каждая порядка 5-6 тонн.
В правой части центрального прохода расположено царское место. Оно также выполнено из позолоченного резного дерева, обтянуто бархатом. Кресла здесь никогда не было, во время служб царь не садился.
В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах размещены их копии.
В таком виде Петропавловский собор простоял до 1756 года. В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При пожаре удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.
Уже 31 апреля был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек в срочном порядке были собраны строители, достаточно быстро восстановили крышу собора. Изначально крыша собора была двухскатной, после реставрации она становится более плоской. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.
При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись, при Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. На конкурс были поданы проекты Фельтена и Чевакинского где предусматривалось коренным образом изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Возводила его бригада талантливого инженера Еремеева. Инженер этот был замечен в пристрастии к выпивке, поэтому выпустили специальный приказ не выпускать Еремеева за пределы крепости без присмотра. Новый шпиль вырос со 112 метров до 117. Ангела выполнили по первоначальному рисунку.
Новые куранты было предложено выполнить русскому часовому мастеру Миллеру. Работу выполнить он согласился, но отказался подписывать необходимые гарантии. Тогда был объявлен конкурс на котором победил голландский мастер Оорт-Крас. С ним был заключён договор, по которому первая часть гонорара он получал при представлении механизма часов комиссии, вторую же только после установки курантов на колокольню собора. Осенью 1760 года часы привозят в Санкт-Петербург. Оорт-Красу выплачивают первую часть жалования, однако установить их на колокольню не удаётся, так как её собственно ещё не существовало. Механизм пришлось временно разместить на небольшой временной колокольне. Во время ожидания окончания строительства новой колокольни в 1764 году Оорт-Крас умирает. Куранты установили на колокольню Петропавловского собора только в конце 1770-х годов.
Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности.
В конце 1820-х годов сильным порывом ветра у ангела на шпиле оторвало крыло, которое чуть было не упало на коменданта крепости генерала А. Сукина. Исправление поломки требовало сооружения лесов вокруг колокольни, что требовало больших финансовых и временных затрат. Но городским властям свои услуги предложил молодой кровельщик из Ярославской губернии Пётр Телушкин. Он вызвался залезть на шпиль колокольни без лесов и починить ангела. Приобретение нужных для ремонта материалов кровельщик оценил в 1 500 рублей, а величину награды за свою работу оставил на совести заказчика.
Предложение Телушкина обсуждали полтора года. В октябре 1830 года кровельщик исполнил работу, за которой у стен Петропавловской собора наблюдала толпа любопытствующих. Из приспособлений у Телушкина были лишь верёвки с петлями на концах и подвижным узлом. Ремонт ангела занял у него шесть недель. За работу кровельщик получил награду в 3 000 рублей и серебряную медаль «За усердие» на Аннинской ленте.
Под иконостас в XIX веке для избежания влияния сырости подведено мраморное основание, деревянные врата из-за ветхости заменили, новые выполнили из бронзы.
Когда в Петропавловском соборе для захоронений не осталось места, рядом с храмом к 1908 году построили усыпальницу (по проекту Д. И. Гримма и Л. Н. Бенуа), здания связали коридором. Перед западным входом в 1904-1906 годах установили ограду по образцу ограды Летнего сада. В усыпальнице было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести 8 захоронений из правого нефа собора. Кроме этого здесь успели похоронить ещё 5 великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов.
Театральный художник М. А. Григорьев в начале ХХ века вспоминал:
После революции 1917 года Петропавловский собор был признан памятником архитектуры, его убранство сохранилось. После закрытия храма в 1919 году ценности из него были вывезены, здание отдано Музею истории города. Военные трофеи передали в Эрмитаж и другие музеи.
Великокняжеская усыпальница была разграблена, мраморные надгробья разбиты. Долгое время там размещался склад.
В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала Великой Отечественной войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной.
В 1992 году в восстановленной великокняжеской усыпальнице был похоронен член дома Романовых Владимир Кириллович. Очередное погребение в Петропавловском соборе состоялось в 1998 году, когда в Екатерининский предел перенесли останки Николая II и его семьи. Последней здесь была похоронена супруга императора Александра III. Её останки были перенесены сюда из Дании.
LiveInternetLiveInternet
—Музыка
—Рубрики
—Приложения
—Ссылки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Колокольня Петропавловского собора
Работы по устройству деревянного шпиля были закончены к концу 1724 года, и тогда же на колокольне были установлены куранты, купленные Петром I в 1720 году в Голландии за огромные по тому времени деньги — 45 000 руб. Об этих часах историк Рубан говорит так: «на сих часах колоколов часовых больших и малых — 35. У всякого колокола по два молотка и по одному языку. Молотами играют часовые куранты, а языками играют полуденные куранты, приводимые в действие человеческими руками».
Вершину шпиля колокольни увенчала фигура ангела-покровителя города.Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Архитектор изготовил чертёж, по которому и была выполнена работа. Тот ангел отличался от существующего ныне. Он был изготовлен в виде флюгера, фигура ангела держалась двумя руками за ось, в которых поместили поворотные механизмы.
подлинный каркас и поворотный механизм ангела-флюгера 1858 года.
Даже ангел на шпиле Петропавловской крепости мог бы выглядеть по-другому (на фото – оригинальный рисунок Трезини), а за саму крепость брались как минимум три раза – и в 1925-м решением Ленсовета чуть было не снесли, как парижскую Бастилию. К счастью, проект стадиона, который собирались построить на ее месте, так и не утвердили.
Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Он совместил центр тяжести ангела и креста, теперь фигура не «летела» держась двумя руками за крест, а как бы сидела на нём. К тому же ангел перестал выполнять функции флюгера. Он продолжал вращаться под действием ветра, но усилие для этого надо было приложить гораздо большее. Вращение фигуры теперь было необходимо только для уменьшения её парусности. Строительство самого собора продолжалось до 1733 года (21 год).В 1733 году собор был освящен при императрице Анне Иоанновне. Завершением работ по строительству собора руководил Франческо Бартоломео Растрелли. Торжественное открытие и освящение собора состоялось 29 июня 1733 года.
Высота колокольни 122,5 метра. Волюты как бы служат продолжением западной стены, повторяя очертания декоратив ной восточной стены. Они создают плавный переход от объема собора к первому ярусу колокольни; очертания двух следующих объемов колокольни, поставленных один на другой, плавно переходят через небольшой купол и прорезанный окнами барабан в легкий, стремительный шпиль. Первоначальная высота колокольни была 106 метров; в XIX веке деревянная конструкция шпиля была заменена металлической. Шпиль был удлинен при этом на 16 метров, что подчеркнуло стройность колокольни, не нарушая общих пропорциональных соотношений.
Деревянный шпиль не имел громоотвода, и неоднократно от ударов молнии возникали пожары. Особенно сильный пожар был в ночь с 29 на 30 апреля 1756 года. Загоревшийся шпиль рухнул, погибли и куранты. Огонь охватил чердаки и деревянный купол (иконостас быстро разобрали и вынесли), кладка стен дала трещины, и колокольню были вынуждены разобрать до окон первого яруса.
В 1766 году было решено восстановить колокольню «. делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы». Работы продолжались 10 лет. При восстановлении были уменьшены размеры купола, упрощена форма крыши.
В 1776 году на колокольне установили часы-куранты
Императрица Елизавета Петровна повелела Канцелярии о строении придворных домов и садов позаботиться о создании новых часов, подобных сгоревшим. Председатель Канцелярии о строении граф Фермор в письме от 11 мая 1856 года просил посланника в Голландии, тайного советника графа Головкина, найти готовые часы для размещения их в Петропавловской крепости. Если готовых найти не удастся, предполагалось заказать их вновь самым лучшим мастерам. В то время большой известностью пользовался О. Красс. Именно он в 1750 г. создал знаменитые перпендикулярные часы для курфюрста в Кельне. Правительствующий Сенат именно ему поручил создание новых часов, повелев графу Головкину заключить с ним контракт на условиях, которые Красс представил на рассмотрение в Правительствующий Сенат.
Контракт был заключен 7 июля 1757 г., и О. Красс приступил к работе. Уже в ноябре 1759 г. он уведомил графа Головкина, что к апрелю будущего года работа по созданию механизма часов будет полностью завершена и просил о том, чтобы к этому времени в Петербурге все было готово для установки часов на Петропавловской колокольне. Кроме того, Оорт Красс выразил сомнение, что для успешной установки часов на колокольне, ему будет достаточно одного подмастерья, как это было обусловлено в контракте. Поэтому он просил графа Головкина о разрешении взять в Петербург еще четырех подмастерьев и отнести их содержание, а также жалованье на счет российского правительства. Граф Головкин согласился и 11 декабря 1759 г. заключил с Крассом договор, который из-за болезни графа был подписан его сыном, и был скреплен печатью посольства.
В 1760 г., как и обещал мастер Красс, часы были полностью готовы. После прибытия часов в Петербург Красса ожидали великие огорчения. Колокольня, для которой создавались часы, не только не была окончена, но строительство даже не начиналось. Поэтому для размещения часов было решено построить деревянный домик шириной 4 саж. и высотой 6 арш. Оорту Крассу Канцелярией о строении было дано указание в этом маленьком домике собрать и заставить привести в действие весь сложный громадный механизм, который предназначался для башни высотой в 26 саж. Поэтому многие детали, которые были созданы в расчете на высокую колокольную башню, пришлось совершенно переделать.
Вознаграждение же Крассу обещали выплатить только после того, как часы будут установлены. Мастер остался в Петербурге, спустил на поддержание механизма в рабочем состоянии все деньги, из-за серьезных неприятностей в апреле месяце 1764 г. Красс сильно заболел и 27 мая того же года скончался.. Так печально окончил свою жизнь на чужбине выдающийся механик, который был известен во всей Европе.
Смерть его надолго остановила окончательную настройку часов. В 1765 г. в Петербурге был найден вольный часовой мастер Иоганн Ридигер, которому поручили собрать часы и затем установить их на колокольню. После осмотра часов Ридигер объявил, что конструкция часов очень удачная и для приведения их механизма в действие нужно не более 2 месяцев. Однако условия Ридигера были приняты Канцелярией о строении только в 1776 г.
В конце 1776 г. жители столицы снова услышали ту музыку, которой они лишились при пожаре ровно 20 лет тому назад. По свидетельству Рубана, бой часов был следующий:
— полчетверти часы ударяют несколько колоколов немного;
— четверть часа бьют несколько колоколов небольшой курант;
— полчаса играют во многие колокола небольшой курант в половину тона;
— часовой курант играют во все колокола во весь тон;
— в небольшой колокол бьют полчаса;
— по окончании часа ударяют в большой колокол.
До наших дней механизм часов дошел практически без изменений
Правда, в 1856 году его капитально отремонтировали, а на циферблатах колокольни установили минутные стрелки. До этого определить время по курантам можно было только приблизительно: по часовой стрелке и четвертному перезвону. Единственный элемент, которого коснулся технический прогресс, — механизм подъема гирь, они приводят в движение музыкальные барабаны и сами часы. Почти двести лет четыре гири весом 450 килограммов каждая поднимали вручную при помощи лебедки. С сороковых годов прошлого века эту работу выполняет электромотор.
В советское время часы пытались научить новым песням. Допустить, чтобы над Ленинградом звучало «Боже, царя храни», советские идеологи никак не могли. И с 1937-го года куранты стали играть «Интернационал», а с 1952-го по 1989-й — гимн Советского Союза. Правда, не каждый час, а лишь четыре раза в сутки (в 6 часов утра, в 12 часов дня, в 6 часов вечера и в 12 часов ночи). Кроме того, видимо, из идейных соображений механизм курантов тогда подсоединили не к голландской звоннице, как было до революции, а к русской. На русских же колоколах, в отличие от голландских, невозможно играть мелодии по нотам. Они «звучат аккордом» и предназначены исключительно для церковного перезвона. Поэтому, играя «Интернационал» и гимн Советского Союза, куранты отчаянно фальшивили. Потом больше десяти лет куранты вообще не пели — отбивали только время и четвертные перезвоны.
Изначально предназначенные для курантов мелодии вновь зазвучали над Петропавловкой только пять лет назад.
Но в 1830 году нашелся смельчак — кровельщик Петр Телушкин. Проявив находчивость и бесстрашие, он сумел без всяких лесов с помощью веревок подняться на шпиль. У основания креста он закрепил веревочную лестницу и в течение шести недель ежедневно поднимался на шпиль для ремонта фигуры ангела и креста.
За работу ему было заплачено от одной до пяти тысяч рублей ассигнациями. Президент Академии художеств А.Н. Оленин представил Телушкина государю Николаю I, который наградил смелого кровельщика деньгами и серебряной медалью на Анненской ленте с надписью «За усердие».
Летом 2001 гоа в Петербурге на колокольне собора Св. Петра и Павла был установлен один из красивейших и мощнейших инструментов в мире: 51 колокол, рассчитанный на четыре октавы. Такой карильон подарила Фландрия нашему городу.
Колокольный звон Петропавловского Собора включает в себя один из самых тяжелых сохранившихся исторических колоколов Санкт-Петербурга – 5-тонный благовестник. Этот колокол был отлит при Николае II в Гатчине на колокололитейном заводе Лаврова и привезен в собор. И на этом же заводе были отлиты средние и мелкие колокола русского колокольного звона.
В силу каких-то обстоятельств, которые сейчас нам не ясны, церковный колокольный звон Петропавловского собора и до революции пребывал в некотором запустении. Многие колокола были разбиты, многие висели без толку. Да и сам звон был достаточно «разношерстный». Интересна история, самого большого колокола. Он был отлит из старого колокола, отлитого при царях Иоанне Алексеевиче и Петре Алексеевиче около 80-х годов XVII века. Волею царя Петра Великого он был откуда-то перенесен в новую столицу, Санкт-Петербург.