в каком году было крещение якутов архимандритом
Служение Русской Православной Церкви в Якутском крае
Якутский острог в 60-е гг. XVII века |
Вот уже более 370 лет назад, в самом начале XVII в., первые отряды красноярских казаков, достигшие берегов реки Лены, положили начало не только процессу освоения новых земель, но и распространению христианской веры. Традиционно служилые люди, переезжая с места на место, имели при себе походные часовни с иконами [1] или же возводили их в местах своего временного пребывания. Поэтому не случайно и енисейский казачий сотник Петр Бекетов, построивший на правом берегу Лены в 1632 г. Ленский острог, сразу же возвел в нем и первую деревянную часовню в честь Святой Троицы. Эту часовню и принято на сегодняшний день считать первым церковным сооружением во всей Восточной Сибири. С нее началось построение Церквей и часовен по всему краю. Однако своих священников в казачьих отрядах не было, поэтому службы в них совершались крайне редко и, как правило, случайными священниками-миссионерами. Поэтому уже первые русские жители многочисленных якутских заимок, острожков и крепостей были весьма озабочены этой проблемой.
Вместе с освоением русскими первопроходцами этого сурового и обширного края начался процесс знакомства cеверных народов с русской христианской культурой, а через это постепенное приобщение и к общеевропейской культуре. Русские поселенцы, пришедшие вслед за казаками, не были «штатными» миссионерами, но с их приходом для народов Восточной Сибири начинается совершенно новый этап исторического развития. Пришельцы строили крепости-города, занимались хлебопашеством и огородничеством, устанавливали торговые и культурные связи с местными жителями, знакомились с их культурой и языками. Они не насаждали русскую культуру и религию. Они просто жили, трудились, молились и общались на местном наречии.
Якутский острог. Последние остатки крепости. фото начала XX в. |
Уже в августе 1638 г., учитывая мирный характер местных жителей, царское правительство учредило самостоятельное Якутское воеводство с центром в Ленском остроге. Казачий воевода смотрел за порядком и освоением новых земель, а главное – за сбором «ясачных денег», но при этом никакой христианизацией местного населения специально не занимался, поскольку это не входило в круг его задач. Да и перед Русской Православной Церковью царское правительство никакой миссионерской программы на этом этапе не ставило, если местные жители и принимали крещение, то это происходило крайне редко и, как правило, в особых случаях.
Основной задачей священнослужителей было духовное окормление русского населения, а также знакомство с местным бытом, обрядами, языком и культурой местных жителей. От Тобольского митрополита они получили антиминс и строгий наказ крестить только тех местных жителей, кто этого пожелает по «своей воле». Однако якутские воеводы охотно поощряли крещение местных жителей. Они даже выплачивали новокрестившимся денежное и хлебное жалование и освобождали на какое-то время от уплаты ясака. Но в этом был некий тонкий расчет, так как служилые люди, как правило, приезжали неженатые и поэтому, естественно, стремились завести семью на новых землях или, как тогда говорили, «остепениться». Поэтому если крестился ясачный мужского пола, то он получал возможность поступить на «государеву службу», а если женщина, то, как правило, она тут же выдавалась замуж за одного из служилых русских людей. Так стали возникать первые смешанные семьи. Обычно всем желающим учинялся «допрос» у воеводы, который выяснял – своею ли волею они хотят принять крещение? Только после этого священники получали разрешение крестить их.
Якутский острог. Западная проездная башня после реконструкции 1981 г. |
Летом 1643 г. воевода П.П. Головин построил Якутский острог, который сразу же приобрел значение административного и церковного центра в уезде. Здесь же были воздвигнуты и первые храмы – в честь Святой Троицы и во имя преподобного Михаила Малеина. Теперь уже сюда присылались из Тобольска священники для совершения служб и приходили местные жители, желающие принять крещение.
При императоре Петре I политика царского правительства в вопросе христианизации коренных народов Сибири резко изменилась и был впервые поставлен вопрос об их массовом крещении.
Весьма важным церковным событием стало построение в 1663 г. в Якутске, по инициативе служилых людей, Спасского мужского монастыря. Этот монастырь на многие годы стал основным очагом духовной, культурной и хозяйственной жизни в Восточной Сибири, ее церковным форпостом. Его немногочисленная братия, кроме совершения служб и треб, занималась распространением азов православной веры и грамотности среди местного населения. Своей личной благочестивой жизнью они служили добрым примером для местных жителей. Сюда же присылались церковные миссионеры, которые вместе с казачьими отрядами достигали весьма отдаленных мест. При этом им часто приходилось выступать в роли первых посланников не только христианской, но и русской культуры. Они изучали язык, нравы и обычаи северных народов, ими были составлены первые молитвы на языках народов Севера, их труды способствовали дальнейшему духовному просвещению Восточной Сибири.
Якуты Кангаласского улуса. Фото начала XX века |
Настоятели монастыря исполняли роль церковных представителей в крае. Они получали грамоты и указы вначале от Тобольских, а потом Иркутских архиереев и заботились не только о построении новых храмов и часовен, но и о просвещении местных жителей. Например, в 1735 г., по указанию Иркутского епископа Иннокентия (Неруновича), настоятелем Спасского монастыря архимандритом Нафанаилом была организована при монастыре первая в Якутии низшая школа для обучения грамотности местных детей в возрасте от 7 до 18 лет. Среди первых же 15 учеников 5 были крещеными якутами. Школа занималась не только их образованием, но и подготовкой к миссионерской работе среди местного населения. К сожалению, эта школа просуществовала недолго – только до 1747 г.
Каждый из священнослужителей был вынужден обслуживать огромные районы с большим количеством жителей, проезжая расстояния иногда по 300–700 верст. Например, в 1820–1821 гг. в приходе вилюйской Николаевской церкви числилось 16 816 человек, в верхневилюйской Николаевской церкви – 14 306 человек, а в олекминской Спасской церкви – 7 176 человек. Такое положение дел было весьма затруднительным и для жителей, и для священника, который в отдаленных поселениях мог появиться не более одного или двух раз в год. При этом из-за нехватки времени он часто ограничивался только требоисполнением: причастить, окрестить, повенчать и исповедовать верующий народ.
В таких неимоверных трудностях проходило церковное служение Православной Церкви в Якутском крае до середины XIX в.
Для удобства выполнения задуманного владыка решил перенести свою архиерейскую кафедру в г. Якутск, в Спасский монастырь. В сентябре 1853 г. он поселился в нем и стал его настоятелем. Теперь святитель Иннокентий мог спокойно приступить к осуществлению намеченной им программы. В том же году он учредил комитет для перевода церковной литературы под председательством священника-миссионера Димитрия Хитрова. Благодаря работе комитета, в начале 1857 г. в Москве и Петербурге были изданы первые восемь книг на якутском языке. Среди них Евангелие и «Краткая грамматика якутского языка», которую составил протоиерей Димитрий Хитров, а также знаменитая книга самого святителя Иннокентия «Указание пути в Царствие Небесное». Все эти книги были привезены в библиотеку Троицкого собора, где все желающие могли с ними ознакомиться.
Поэтому в 1855 г. по ходатайству святителя Иннокентия Святейший Синод разрешил, в виде исключения, проведение массовых крещений в Якутии и строительство новых часовен по всей Камчатской епархии. В самой Якутии часовни строились во всех отдаленных районах без ограничения. Возводили их из лиственницы в стиле русского шатрового зодчества, а строителями при этом, как правило, выступали якутские мастера, которые были в епархии самыми искусными столярами, плотниками и резчиками. Якутские часовни отличались от общепринятых в России тем, что имели алтарь, да и священники могли проживать в них посезонно. К концу XIX в. почти все они были освящены по чину храма.
Разбросанные по всей Якутии храмы и часовни играли важную роль не только в приобщении местных жителей к православной вере и русской культуре, но и в распространении грамотности, так как при них всегда открывались приходские школы, где всех желающих обучали писать и читать на своем родном языке.
В январе 1858 г. указом Святейшего Синода кафедра правящего архиерея Камчатской, Курильской и Алеутской епархии была перенесена на новое место – в г. Благовещенск-на-Амуре. Это решение было принято на основании предложения самого святителя Иннокентия «для укрепления Амурского края». В то же время в Якутске и в Новоархангельске (Аляска) были созданы викариатства.
Первыми Якутскими викариями стали епископы Павел (Попов) и Петр (Екатерининский) – ближайшие помощники и продолжатели дела святителя Иннокентия. Однако святитель Иннокентий понимал, что образование Якутского викариатства – это полумера, принятая Святейшим Синодом, так как для удобства миссионерского дела Якутия должна быть самостоятельной епархией. Поэтому он уже в феврале 1865 г. подал в Синод свое первое представление по вопросу отделения Якутской области от Камчатской епархии и об учреждении самостоятельной епархии. Но тогда положительного решения по данному вопросу не последовало.
Епископ Дионисий (Хитров) |
Третьим Якутским викарием, по рекомендации святителя Иннокентия, стал ближайший его помощник и друг, ректор Якутской духовной семинарии, протоиерей Димитрий Хитров «как достойнейший и способнейший кандидат». Святитель Иннокентий охарактеризовал его перед Синодом как человека, который «опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана».
7 июля 1867 г. Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским, викарием Камчатской епархии. Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля 1868 г. в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием была совершена его епископская хиротония.
В дальнейшем, когда в 1868 г. святитель Иннокентий был назначен митрополитом Московским и Коломенским, он снова поднял вопрос перед Святейшим Синодом о создании Якутской епархии. В конце 1869 г. его долголетние труды увенчались успехом, и был издан царский указ об учреждении с начала 1870 г. самостоятельной Якутско-Вилюйской епархии (53-й в составе Российской империи). Ее первым епископом стал владыка Дионисий (Хитров).
Святитель Мелетий (Якимов) |
В начале 1886 г. по ходатайству епископа Иакова перед губернатором К.Н. Светлицким в Якутске была открыта первая городская публичная библиотека-читальня. Она расположилась в общественной зале якутской городской управы [26] и ее фонды уже к концу первого года существования составили более 570 книг. При этом сам владыка пожертвовал на библиотечное дело личные средства, – как на выписку журналов и газет, так и на жалование библиотекарю Н.Н. Москвину.
При святителе Мелетии (Якимове) и при его деятельном участии в Якутске был открыт областной музей.
Таким образом, к началу революции 1917 г. население области в своем большинстве было православным, но сохраняло народные традиции и обряды.
После Октябрьской революции в результате широкой и направленной атеистической работы среди населения республики было разрушено практически все, что с таким трудом насаждали православные миссионеры и священники. Все храмы и духовные учебные заведения были закрыты, и внешняя духовная жизнь в республике, казалось, окончательно умерла.
Началом нового возрождения Православия в республике следует считать 1983 г., когда, благодаря усилиям православных жителей г. Якутска, Совет по делам религии при Совете Министров СССР принял решение о регистрации православного прихода в г. Якутске. Им стал первый молитвенный дом во имя святителя Николая Чудотворца на улице Ушакова, 12. Затем появились молитвенные дома в г. Олекминске и г. Нерюнгри. Накануне возобновления Якутской епархии на территории всей республики действовали только эти три общины.
Решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Синода Русской Православной Церкви от 23 февраля 1993 г. Якутско-Вилюйская епархия была восстановлена, и ее первым епископом стал преосвященный Герман (Моралин). Трудами владыки Германа было положено начало возрождения церковной жизни во всех ее формах. На сегодняшний день в епархии уже построено 15 храмов, открыто 49 приходов и 1 монастырь в г. Якутске. При каждом храме действуют воскресные школы, и проходит катехизаторская работа среди населения. Ведется широкая социальная и благотворительная деятельность в детских домах и среди престарелых жителей республики.
Сегодня постепенно возрождается духовная составляющая народа саха, его традиции, праздники и нравственные ценности. И в этом процессе по-прежнему особая роль и значение принадлежат Русской Православной Церкви.
Введение православной веры в Якутии
«Того же году сентября 25 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу, поставил я, Петрушка, с служилыми людьми на Лене-реке острог для государева ясачново збору для приезду якутцких людей, а преж тово на Лене-реке и в Якуцкой земле государеву острогу не бывало негде, а поставил государев новый острожек я, Петрушке против Якуцкова князца Малыкова улусу и меж иными многими улусами середи всей земли. »
(Отписка Петра Бекетова о строительстве (Якутского) острога 1632г.)
В 2007 году Якутия будет отмечать 375-летию вхождения Якутии в состав России. Министерство образования РС(Я), Министерство по молодежной политике, редакции газет «Кэскил», «Юность Севера», Союз детских общественных объединений организовали республиканскую поисково-краеведческую экспедицию «Тропы мужества». Коллектив нашего класса решил участвовать в экспедиции.
Актуальность данной работы заключается в том, что многие молодые люди не знают об историческом значении христианизации народов Якутии. А это одна из страниц культуры нашей Родины. Считаем эту тему малознакомой нашими сверстниками, молодыми людьми.
Объектом исследования является изучение истории православия, судьбы первых священнослужителей, их вклада в развитие культуры, образования, история строительства церквей в Хангаласском улусе.
Ожидаемый результат:
Обогатим свои знания об истории родного края, об истории ведения православной веры и влияния христианизации в развитии культуры образования. Будем участвовать в республиканской экспедиции «Тропы мужества». Соберем материалы о проделанной работе, воспоминании, фотографии. Ознакомим других учащихся о значении и роли православия в истории Якутии.
Принятие христианства в Якутии.
Первые священнослужители.
Строительство церквей в Хангаласском улусе.
Сатинская Мелетиевская церковь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Используемая литература
odynokiy
Дороги.
Миссионерство в Якутском крае. (5)
«. В 1747 г. Преосвященный Иннокентий был вызван в Петербург и вскоре скончался. Обозревая его труды, необходимо сказать, что он был «один из величайших миссионеров» с сильной волей и упорным стремлением осуществить раз намеченную программу. Для Якутскаго края он сделал многое и его трудами здесь обозначился значительный сдвиг в сторону христианского просвещения. Он дал миссионеров, построил церкви, крестил инородцев, обеспечил приходы содержанием, но. не хватало людей и средств, а главное — его труды не находили достаточного отклика в соответствующих кругах, а в местных правящих сферах — наоборот замечалось явное противодействие к его «святому» делу. С уверенностью можно сказать, что он один, с своими средствами. нес светочь миссионерского просвещения. Но что мог сделать один человек, при подобных неблагоприятных условиях.
Преемником Преосвященного Иннокентия был назначен Преосвященный Софроний (Кристалевский), прибывший в Иркутск 20 марта 1754 г., родом из малороссов Полтавской губернии. Семилетнее отсутствие Епископа в Иркутске крайне неблагоприятно отразилось на деле епархии и, по отзывам современников, дела Восточно-Сибирской миссии пришли снова в упадок, или по крайней мере, в большое расстройство.
В это время мы почти ничего не встречаем об оживлении миссионерства в Якутском крае. С приездом Преосвященного Софрония дело миссии снова начинает оживляться. Одни разъезды его в Забайкалье, по Иркутскому уезду и другим местам, показывают, что в новом Архипастыре, является достойный преемник Преосвященнаго Иннокентия Неруковича. Летом 1855 г. Преосвященный Софроний посещает Якутский край и, главным образом, занимается церковными делами. В этой поездке сопровождал Преосвященного новый Архимандрит для Якутска, вызванный им из России, Нафанаил II, родом Устюжанин; он был назначен преемником архимандрита Паисия, умершего до этого в Якутске и управлял Якутским Спасским монастырем до 1760 г. При нем монастырь пришел в цветущее состояние и его трудами был вновь выстроен храм в честь Преподобного Михаила Малеина, богато снабженный утварью и ризницей.
На ряду других беспорядков, при Софронии, по приезде его в Иркутск, было замечено, что в течении 10 лет, с 1744 по 1755 г. в Консистории не было никаких сведений о новокрещенных и потому Преосвященный Софроний, предписал закащикам — немедленно представить реестры за означенные годы, с подробными сведениями и в будущем представлять ежегодно «неотменно».
18 августа 1775 г. Преосвященный Софроний узнал, что в Якутском и Нерчинском округах находится много «идолаторов», разослал по всей епархии послание в 16 пунктах: 1) призывать идолаторов к познанию Истинного Бога, принявших св. крещение учить вере по правым догматам, как возможно кратко, применяясь к деяниям Св. Апостолов, чтобы желающих крестили, начальнейших (новокрещенных) людей учили бы грамоте и показывали бы, что есть закон христианский; 2) об уведомлении светских властей о даровании льготы новокрещенным и выдаче последним билета для этого; 3) об отвращении новокрещенных от шаманов; 4) об обучении кратким молитвам для вседневного употребления; 5)не налагать тяжких постов и о научении воздержанию; 6) о исповедании и причащении Св. Таин. 7-8) увещания о делах милосердия; 9) о разговоре с новокрещенными о делах веры; 10) об отвращении от волшебства и суеверия; 11-12) о восприемниках у новокрещенных; 13) о благовейной христианской жизни; 14) об увещании двоеженцев;15) о нечинении обид и угроз нежелающим принять крещения, ибо «сердце человеческое насильствуемо быть не может»24.
Мы видели, что еще и при Епископе Иннокентие Неруковиче, новокрещенные терпели обиды от ясачных сборщиков, которые, игнорируя закон о льготах, выколачивали ясак с «презентом» т.е. с подарком. На это зло обратил внимание Преосвященный Софроний и донес о нем в Сенат, откуда в 1755 г. пришел указ, где предписывалось воеводам и сборщикам податей: 1) существующую недоимку, значущуюся за новокрещенными, сложить; 2) впредь данную новокрещенным 3-х летнюю льготу от ясака давать и никакого «теснения новокрещенным не чинить»25.
Что бы сильнее повлиять на дела миссии и новокрещенных, а также своим личным присутствием устрашить тех, кто чинил обиды новокрещенным, Преосвященный Софроний в 1758 г. вторично посетил Якутский край. И так, мы видим, что заботы Преосвященного Софрония касаются, главным образом, защиты новокрещенных от обид и притеснений всякого рода сборщиков и др. лиц.
Архимандрит Якутский Нафанаил II-й заявил себя ревностным распространителем христовой веры среди якутов. Так, из записной книги Якутского Спасского монастыря, в бытность Архимандрита Нафанаила видим следующий список новокрещенным якутам с 1 января 1757 года.
1) Борогонской волости девка Манька Адтююхова, 25 лет, обмолитвена и окрещена, имя в крещении Татьяна Алексеева Дьячкова. 2) Кангаласской вол. якутская женка Аяга Телягина 34 лет; 4 января крещена, имя в крещении Домникия Андреева Кудриных. 3) Той же волости 18 января крещена якутка Отконосова; 2 лет, имя — Ксения Федорова Андросова; 4) тогда же и той же волости крещен якут Олоас Отконосов, 24 лет, имя — Афанасий Михайлов Новгородов; 5) той же волости и тогде же крещен якут 20 л. Василий Михайлов Новгородов; 6) тогда же Алагирской вол. крещена якутка 21 года — имя Татьяна Меркурьева Микулина. Восприемником был казначей монастыря Меркурий Микулин; 7) Атамайской волости, 27 января крещен якут 30 лет. Климент Алексеев Необутов; 8) 26 января крещена якутка Кангаласской волости 30 лет, имя Мария Петрова Шергина. Восприемником — пономарь монастыря Петр Шергин; 9) тогда же крещен якут Мегинской волости 30 лет, имя Ксенофонт Петров Шергин; 10) 30 января крещена той же волости якутка 18 лет, имя — Анна Тимофеева Паршенникова; 11) тогде же крещен Борогонской волости якут 53 лет, имя Иван Степанов Мортинцев; 12) тогда же крещена Батагальской волости, якутка 33 лет, имя — Мария Васильева Пентяева. Восприемник новокрещенной Василий Пентяев; 13) 11 февраля крещена Кангаласской волости якутская девка 20 лет, имя — Анна Петрова Шергина; 14) тогда же и той же волости — якутская девка 22 лет, имя — Анна Григорьева Явловская; 15) 27 февраля крещен Мегинской волости якут 40 лет, имя — Прокопий Григорьев Прянишников; 16) тогда же крещена Атамайской волости, якутка 45 лет, имя Евдокия Степанова Подрядина. Восприемник — монастырский служка Степан Подрядин и т.д. Всего 64 человека. Крещение совершено по 27 ноября26.
Из другого списка с отдельной нумерацией для мужчин и женщин видно, что с 6 ноября по 25 декабря крещено 11 человек27.
Таким образом в 1757 г. Архимандритом Нафанаилом крещено в Якутске якутов обоего пола 75 человек.
60-е годы XVIII века известны как годы либеральных веяний, Екатериновских реформ и в церковном отношении означенные годы характеризуются заметным индеферантизмом к религиозным вопросам; заметны тенденции со стороны высшего правительства противодействовать делам миссии и все это привело к тому, что вместо организованных миссий, учреждены были должности специальных проповедников христианства среди инородцев.
В силу Сенатского Указа от 20 октября 1764 г. в Иркутской епархии были учреждены две должности веропроповедников по 150 руб. в год жалованья каждому. Один для Иркутска, а другой для Якутского края. Указом Иркутской Духовной Консистории от 4 сентября 1765 г. веропроповедником для Якутского края назначен был священник Верхневилюйского зимовья Григорий Ноговицын. Он еще 31 августа 1741 г. был назначен Преосвященным Иннокентием Неруковичем священником при Колымских зимовьях, а позднее перешел в Верхневилюйское зимовье. Выбор пал на него, как на более достойного для несения обязанностей веропроповедника, он, как сказано в указе, был трудолюбив, прилежен и не мало якутских инородцев обратил в христианство и уже священствует свыше 20 лет28. К тому же он по якутски говорил достаточно29.
Как раз в Ноговицыне были все те качества, которые требовались Сенатским указом для веропроповедника: «веропроповедники должны быть из людей ученых и честного жития»30.
Священник Григорий Ноговицын, утружденный долгим служением в самом крайнем севере Якутского края, чувствовал себя разстроенным, что понудило его 24 декабря 1765 г. просить Консисторию о присылке ему в помощь другого священника, потому что «он той должности проповеднической отнюдь понесть не может, ибо имел внутреннюю грыжную болезнь, которая то во все члены, а вящее в голове размножилась и что часто бывает неподвижным недели по три и более и за то в Господние праздники и в воскресные и в викториальные дни и в царских панихидах служение с немалою нуждою исправляет»33. Когда же бывал здоров, то, как он писал «усердно и со всякою ревностью тщание свое имея и прилагая душеполезные к тому способы заблудших от идоляторства отвращал и к познанию христианского закона по должности своей службы прилагать и следовать в отдаленныя места не отрекся»34.
Таким образом мы видим, что он, когда чувствовал себя здоровым, то посещал даже «отдаленныя» места. В бытность его веропроповедником, он с 20 сентября 1765 г. по 20 августа 1766 г. крестил якутов — мужескаго пола 219 чел., а женского пола 28 человек. Итого 247 чел.35.
Указом Иркутской Духовной Консистории от 14 апреля 1766 г. за №397, священник Гр. Ноговицын был освобожден от обязанности веропроповедника и на его место был назначен брат его, закащик при Якутском Правлении, священник Гавриил Ноговицын; закащиком же был назначен священник Евсевий Степанов Протопопов, служивший до этого в Иркутском Богоявленском Соборе. Этим указом предписывалось Гавриилу Ноговицыну сдать все дела заказа означенному Протопопову и быть веропроповедником по Якутскому ведомству.
Новый веропроповедник, священник Гавриил Ноговицын заявил себя ревностным и неутомимым проповедником Слова Божия. В ноябре 1771 г. он был на р. Алдан и Баягантайской волости. В 1772 г. собирался в Олекминский острог и для поездки туда нуждался в подводах36. Для разъездов веропроповеднику, как было указано в инструкции, полагалась подорожная из Консистории, но часто, по неизвестным причинам, таковая не высылалась, или высылалась с запозданием, от чего происходила некоторая заминка в делах. Так, из указа Иркутской Духовной Консистории, от 28 марта 1772 г. за №458, видно, что священник Гавриил Ноговицын намеревался «для проповеди Слова Божия» посетить Олекминский Острог и Вилюйския зимовья, но не имея подорожной встретил препятствие со стороны Воеводской канцелярии, которая ответила, что без подорожной и повеления Главной Команды «никакой резолюции получить не уповательно», хотя Иркутская Консистория объявила, что Якутская Воеводская канцелярия препятствий к поездке чинить не должна. Во время разъездов священника Ноговицына, согласно постановления Иркутской Губернской Канцелярии от 8 мая 1773 г., представлен ему для «охранения и прочей надобности» один казак, с производством последнему жалованья из казны и с тем, чтобы он, казак, по возвращении в Якутск не задерживался и немедленно был возвращен обратно к своему начальству, — в казачью команду. Так, во время разъездов Ноговицына сопровождал его казак Тарабукин.
Что труды веропроповедника Гавриила Ноговицына были для Церкви весьма успешны и продуктивны, мы имеем сведения о числе новокрещенных за первые годы его миссионерства. Так, в 1766 г., с сентября месяца по январь 1767 — крещено им 17 мужского пола и 23 чел. женского пола; с 1 января 1767 г.по 11 июля того же года — 56 человек мужского пола и 33 чел. женского пола, с января 1768 г. по 6 июля — 84 человек мужского пола и 40 человек женского пола; в том же 1768 г. с 26 июля по 11 декабря 109 человек мужского пола и 80 человек женского пола; в первой половине 1769 г. 132 чел. мужского пола и 111 человек женского пола, во второй половине того же года — 64 чел. мужского пола и женского пола 89 человек. Итого за 2 года 8 месяцев просвещено им якутов обоего пола 838 человек37. За поздние годы его служения, мы точных цифр его крещений не знаем, но известно, что он представил в Иркутскую Духовную Консисторию реестр новокрещенным за 2-ю половину 1774 г., вместе с присланными реестрами новокрещенных от 7 церквей за 1773 г. После смерти священника Верхне-Вилюйского зимовья Григория Ноговицына, управлял приходом с 1768 г. священник Димитрий Гоголев, который со дня своего назначения по 1773 г. крестил якутов мужского и женского пола 1831 человек38. За 1774—75 годы представлены реестры новокрещенных священником Удского Острога Иваном Конюховым, но сколько — неизвестно. Также упоминается, что «проповедник» священник Стефанов в 1768 г. крестил 2 якутов, а в 1769 г. — 1 якутку. (Этот Стефанов не Протопопов-ли, назначенный закащиком вместо Гавриила Ноговицына и названный здесь по отчеству?).
В это время озарялся светом Христова учения и Охотский край. В 1754 г. после смерти священника Хмылева, послан был в Охотск Епископом Софронием священник Гавриил Громов. Он с успехом распространял христианство среди Охотских тунгусов, а при сыне его — священнике Александре Громове довершено было окончательное просвещение Христовой верой всех тунгусов Охотского края. И в настоящее время многие из Охотских тунгусов носят фамилию Громовых39. В 60-х годах XVIII, столетия трудился на миссионерском поприще священник Сунтарской церкви на Вилюе о. Василий Попов, на долю которого выпало просвещение святым крещением местных жителей якутов40. Кроме особых назначенных веропроповедников и приходских священников миссионерскими делами занимались и священномонашествующие Якутского Спасского Монастыря. В своем донесении в Иркутскую Духовную Консисторию священник Гавриил Ноговицын от 21 декабря 1766 г. сообщал, что иеромонах монастыря Ириней Орлов крестит приходящих к нему ясачных и совершает между ними требы, о чем он и жаловался, якобы он, Орлов, все это совершает без ведома его, закащика, священника Ноговицына. Духовная Консистория, одобряя действия иеромонаха Орлова, особенно нужные во время отлучек священника Ноговицына, тем не менее распорядилась о том, чтобы Орлов совершал крещение во время отлучек Ноговицына и, по приезде последнего, представил ему реестры новокрещенным41.
Веропроповедническая должность Гавриила Ноговицына закончилась уже после смерти Преосвященного Софрония (1771 г.) в 1773 г. при Епископе Михаиле I Минкевиче (1772 — 1789 г.г.), когда он занял место Якутского Соборного Протоиерея. И в этой новой должности он не оставлял своей миссионерской работы, и как было указано выше, — он в 1774 г. представил реестр новокрещенным, нужно предположить, что он, до самой своей смерти 13 ноября 1777 года, продолжал свое миссионерское служение42. Указом Иркутской Духовной Консистории от 4 апреля 1778 г. за № 383, протопопу Димитрию Перхурову повелено быть «для управления Якутским заказом, быть в Якутске закащиком, так и для обращения тамошнему ведомству иноверцев в христианскую веру проповедником, во всем на таком основании, на каком прежде бывший там проповедник Гавриил Ноговицын находился43. Ему предписывалось также пользоваться той же Инструкцией, какая была дана Гр. Ноговицыну. Протопоп Перхуров, как закащик больше внимания уделял административным делам и потому мы видим, что его проповедническия обязанности, протекали, главным образом, в г. Якутске. Так, в 1781 г. им представлен реестр 2 новокрещенным якуткам, просвещенным в г. Якутске44. В 1779 г. он доносил Консистории, что он за оспенным поветрием, не выезжал в улусы для проповеди Слова Божия, а крещенным в г. Якутске он своевременно представил реестр.
Подробностей служения прот. Д.Перхунова не имеется и, можно предположить, что он как миссионер, едва ли выделялся, так как его заботы, имели главным образом, характер административный. Известно, что Перхунов, в бытность его в Якутске, занимался разбором жалоб новокрещенных якутов, обращавшихся к нему, как к закащику. «(с)