в каком году написано умом россию не понять
Стихотворение и анализ «Умом Россию не понять…»
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
Краткое содержание
И. Прянишников. Крестный ход. 1893
Тютчев сообщает о том, что Россия является самобытной страной, имеющей свою собственную культуру, обычаи, традиции. Она имеет своё лицо, не похожее на лица других стран. Главное отличие России в том, что она так и не встала на путь европейского развития. Поэтому её так непросто понять, невозможно ни с чем сравнить: Россия самостийна. Тютчев приходит к выводу, что в Россию нужно и можно верить. Она обособилась от других стран, а значит, в её особенный путь развития остаётся лишь верить…
История создания
Для полноценного понимания этого небольшого стихотворения следует знать исторический контекст его создания. Поэт написал произведение на бумажном клочке в 1866 г. Оригинал этого бумажного фрагмента в настоящее время хранится в Пушкинском Доме. Публикация стихотворения состоялась спустя два года спустя – в 1868 г.
Тютчев долгое время успешно строил дипломатическую карьеру в Германии, проживая в Мюнхене. Поэтому он имел уникальную возможность взглянуть «свежим» сторонним взглядом на Россию. Автор глазами иностранца, несколько отстранённо смотрит на свою Родину: для большинства стран мира и их граждан Россия является страной-загадкой.
Жанр, направление, размер
Стихотворение можно справедливо отнести к редкому литературному жанру «философская миниатюра». Это небольшой жанр, отличающийся высокой сложностью содержания. Качественно работать в этом жанре удаётся не многим. Тютчев в этом смысле исключителен: он является автором множества философских миниатюр, отличающихся точностью мысли, глубиной смысла и яркой образностью.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмой.
Композиция
С точки зрения композиции произведение представляет собой единственную строфу, которая состоит из четырёх стихов. При этом каждое слово в стихотворении буквально «на вес золота»: имеет особый смысл, содержательность и ценность. Глубинный смысловой подтекст придаёт произведению особую мудрость, философскую проницательность. В последней строке поэт доносит до нас основную идею, восклицая: «В Россию можно только верить!».
Темы и настроение
Тютчев осмысливает в этом небольшом по объёму стихотворении две важные темы:
Тема самобытности русского народа, его особой сущности – поэт говорит о том, что в Россию необходимо верить, создавая этими словами патриотический настрой у читателей. Цель автора – постараться убедить нас в том, что страна без граждан, искренне верящих в её светлое будущее, существовать не может.
Тема русского менталитета – поэт считает, что Россия – это страна противоречий, которая держится много столетий на фундаменте веры своего народа. Тютчев противопоставляет рационализм Запада религиозности России. Любимое русское слово «авось» наглядно демонстрирует, почему невозможно понять умом происходящие в стране явления.
Основная идея
Главная мысль произведения звучит так: Россия – это уникальная страна. Она такая же особенная, как и её граждане. Уникальность России заключается в глубинном иррационализме и внутренних противоречиях, которые движут людьми, заставляя их позитивно воспринимать подчас безрассудные и нелогичные решения. Но именно они ведут страну по пути самобытного развития.
Тютчев уверяет: сила России – в её непредсказуемости, стихийности. Поэтому иностранцы никогда не смогут предугадать, как поведёт себя русский народ в каждой конкретной ситуации.
Средства выразительности
В этом коротком произведении автор активно использует такие средства выразительности, как:
антитеза – в роли антитезы выступают понятия веры в Россию и одновременной невозможности её понять;
олицетворения – мы чувствуем, что душа у России живая. Она, подобно человеческой, умеет мыслить и чувствовать.
muzejsveta
Братский Музей Света
КАЖДУЮ ЛАМПОЧКУ СВЕТ УБИВАЕТ!
10 декабря 1868 года Фёдор Тютчев написал стихотворение «Умом Россию не понять. «.
«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.»
«Умом Россию не понять…» — одно из самых известных и наиболее часто цитируемых произведений Федора Тютчева. Это стихотворение, созданное в 1866 году, является, к тому же, и самым коротким, так как состоит всего из четырех строчек. Однако глубинный смысл, заложенный в нем, заставляет каждое новое поколение обращаться к этим бессмертным словам, так образно и метко характеризующим Россию.
Федор Тютчев довольно много времени прожил за границей, состоя на государственной дипломатической службе. Ему был хорошо знаком уклад жизни многих европейских стран, который он считал образцовым и достойным подражания. Вместе с тем, поэт находил эту жизнь чересчур размеренной и пресной, лишенной «изюминки» и слишком уж предсказуемой. Автор очень много размышлял над тем, почему в чистой и благопристойной Европе, где даже низшие сословия общества живут вполне достойно, у людей нет в душе того огня, который свойственен россиянам. Казалось бы, неустроенный быт, грязь, постоянная нужда и болезни должны были не только привести к массовому вымиранию жителей России, но и к разрушению всей страны. Однако события развиваются с точностью наоборот: Европа, наслаждающаяся сытой жизнью, постепенно деградирует, а Россия, прозябающая в вечной нищете, не только наращивает экономические обороты, но и дает миру величайшие умы, обладатели которых в большинстве случаев являются выходцами из народа.
Действительно, «умом Россию не понять», так как в этой стране испокон веков царит хаос, который, как это ни странно, является национальной особенностью славян. Постоянная жажда деятельности, стремление жить лучше, толкают тысячи людей на принятие самых парадоксальных и непредсказуемых решений, которые, в конечном счете, оказываются единственно верными. Отмечая, что Россию «аршином общим не измерить», Федор Тютчев имеет ввиду самобытность русского народа, которая не поддается европейской логике и вызывает у иностранцев суеверный ужас. Это касается не только обычаев и традиции, уклада жизни и устройства общества, в котором к моменту написания этого стихотворения только-только отменили крепостное право. В первую очередь, речь идет о загадочной русской душе и удивительном образе мыслей россиян, которые не укладываются в общемировое понимание. И именно это качество, по мнению Федора Тютчева, является наиболее важным и ценным, так как служит гарантией того, что русский народ не закостенеет в своих обывательских стремлениях, как европейцы, а пытливость и врожденное стремление к познаниям заставит нацию развиваться даже в самых сложных и гнетущих условиях.
«У ней особенная стать – в Россию можно только верить», — подчеркивает Федор Тютчев, словно бы подводя итог своим длительным раздумьям и попыткам понять феномен собственной страны. Действительно, Россия непредсказуема, и эта ее национальная черта ставит крест на честолюбивых планах многих европейцев, которые испокон веков пытались покорить страну, понять которую были не в силах. Более того, сами россияне не в состоянии дать ответ на вопрос, что ждет их через год или два, ведь жизнь постоянно меняется, а славянской душе чуждо чувство инертности. Поэтому все, что остается, так это вера в державу, которая обладает могуществом именно потому, что предугадать ее следующий шаг не в состоянии даже сами россияне.
Следует отметить, что слова Тютчева в этом отношении оказались пророческими, так как все последующие события, которые на протяжении полутора веков происходили в России, постоянно шокировали мировую общественность. Поэтому неудивительно, что даже немецкий канцлер Отто фон Бисмарк в середине 19 века предостерегал своих соотечественников от войны с Россией, утверждая, что на каждую военную хитрость она ответит неимоверной глупостью и при этом окажется в победителях
Аршин складной. Лондон 1898 год.
АРШИН (тюрк.), мера длины в ряде стран, в России с 16 в., равна 16 вершкам (71,12 см).
аршин [аршин] м. 1) Мера длины, равная 0,711 м и применявшаяся до введения метрической системы в России и ряде других стран. 2) Линейка такой длины с нанесенными на ней делениями на четверти и вершки.
НАШИ СОВРЕМЕННИКИ НА МОТИВ ТЮТЧЕВСКИХ СТРОК
Умом Россию не понять
«Умо́м Росси́ю не поня́ть» — стихотворение (четверостишие), написанное 28 ноября 1866 года поэтом Фёдором Тютчевым:
Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. |
Содержание
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Умом Россию не понять» в других словарях:
Умом Россию не понять — Из называемого по первой строчке четверостишия («Умом Россию не понять. », 1866, опубл. 1868) Федора Ивановича Тютчева (1803 1873): Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать В Россию можно только верить. Обычно… … Словарь крылатых слов и выражений
Творчество Михаила Задорнова — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/17 ноября 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно … Википедия
Катрен — (франц. quatrain) законченная по смыслу отдельная строфа из четырех строк. Метр и расположение рифм не канонизированы, но наиболее частая форма «abba». К. появляется во французской поэзии очень рано: уже в «Jeu d’Adam» XII в. наиболее важные… … Литературная энциклопедия
Тютчев, Федор — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев, Фёдор — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев, Федор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Ф. — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Федор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Ф. И. — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Тютчев Фёдор Иванович — Запрос «Тютчев» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фёдор Тютчев Фёдор Тютчев, Литография Ф.А. Брокгауза по фото С. Левицкого (1874) Псевдонимы: Ф.Т. Дата рождения: 23 ноября (5 декабря) 1803 Место рождения: Овстуг, Бря … Википедия
Бердяев, Горький, Путин: как менялся смысл строк Тютчева
Жизнь тайного советника, дипломата и поэта Федора Тютчева была насыщена с самого юного возраста — еще в подростковом возрасте он был принят в Общество любителей русской словесности, а с 18 лет состоял на службе в Государственной коллегии иностранных дел и проживал в Мюнхене в статусе внештатного атташе российской дипломатической мисиии.
С 1843 года его статус укрепился – его удостоил аудиенции начальник третьего отделения императорской канцелярии граф Александр Бенкендроф, а сам император Николай I выразил симпатию к его творчеству и взглядам и оказал поддержку его начинаниям, видя в них работу по созданию позитивного облика России на Западе.
С этого момента Тютчев получил право на самостоятельное выступление в прессе, где выражал свое мнение по насущным проблемам международных отношений, а с 1848 года он был назначен на пост старшего цензора в Министерстве иностранных дел.
В эти же годы значительно уменьшилось число опубликованных им стихотворений и укрепились позиции Тютчева как государственника — глядя на революции, которые сотрясают Европу в конце 1840-х годов, он решил поставить свой дар на службу отечеству и стал проводить в своем творчестве идею консервативности, присущей, на его взгляд, России в противовес бунтарскому Западу.
В 1857 году он был произведен в действительные статские советники, а в августе 1865 года стал тайным советником. Как ни странно, именно тогда, завоевав однозначный статус провластно настроенного мыслителя и почетного политического деятеля, Тютчев написал свое, пожалуй, самое известное четверостишие — «Умом Россию не понять».
Как отмечали исследователи творчества поэта, на дух и основную идею этого стихотворения повлияли размышления Тютчева о природе революций, которые тот считал показателем «внутренних настроений человеческого духа», говорящим о постепенном увядании веры в странах Западной Европы.
Корень недовольства народами Европы своей властью он видел именно в ослаблении позиций христианства и веры. По принципу противопоставления, консервативную Россию он считал своего рода оазисом, в котором еще осталось место чистому и незамутненному прогрессивным духом религиозному сознанию.
На протяжении веков трактовка стихотворения многократно менялась. Религиозный мыслитель Николая Бердяев проводил параллели между тютчевскими строками и идеей писателя Федора Достоевского о главенствующей роли России в будущем спасении народов и, вместе с тем, о противоречивости природы русского человека, заключенного между Востоком и Западом.
В начале ХХ века с жестокой критикой на самого Тютчева, как мещанского автора, и, в частности, на это стихотворение обрушился «буревестник революции» Максим Горький, который еще в 1896 году написал пародию на само четверостишие, комментируя живопись Михаила Врубеля:
«Искусство это не понять, // Умом его — нельзя измерить, // И смысла в нем нельзя искать, // Когда Карелину поверить».
По мере утраты веры в советский проект строки Тютчева приобретали все более и более горькие интерпретации и пародировались уже в нецензурных вариантах (самый популярный из которых принадлежит Игорю Губерману).
Стихотворение не утратило ни актуальности, ни популярности и в новейшей истории России. Так, оно прозвучало из уст бывшего президента Франции Жака Ширака, известного своей симпатией к нашей стране и культуре (в 19 лет он самостоятельно перевел «Евгения Онегина» на французский) во время вручения Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности.
Фёдор Тютчев: «Умом Россию не понять»
27 июля 1873 года скончался Фёдор Тютчев. Величайший русский поэт, в жизни стремился быть, в первую очередь, политиком. Он посвятил политической карьере более 45 лет. Но сегодня мы знаем его по знаменитой фразе: «Умом Россию не понять».
Россия как Ноев ковчег
Россия как мировая контрреволюция
Именно поэтому, по Тютчеву, Россия не повторит пути западных стран и никогда не затеет революции. Ведь «антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. Ее последовательно обновляемые формы и лозунги, даже насилия и преступления — все это частности и случайные подробности. А оживляет ее именно антихристианское начало, дающее ей также столь грозную власть над миром».
Тютчев владеет приемами риторики и умеет строить метафоры, и продолжает этот тезис так: «Тысячелетние предчувствия не могут обманывать. Россия, страна верующая, не ощутит недостатка веры в решительную минуту. Она не устрашится величия своего призвания и не отступит перед своим назначением».
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы – свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей.
Три стольных града
Семь внутренних морей и семь великих рек.
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная.
Вот царство русское. и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух и Даниил предрек.
Идеальное место для идеальной власти
«Одним словом, если правда, о чем часто говорят, будто Государство так же много печется о душах, как и Церковь, то нигде эта истина не является столь очевидной, нежели в России, и нигде это государственное призвание не могло быть столь легко исполнимым». Поэтому, считает Тютчев, все русские люди с радостью бы передали полномочия цензуры властным органам, ведь это значило бы, что власть берет на себя «серьезно и честно понимаемое управление общественным сознанием и отстаивать свое право руководить умами».