в каком году построили спас на крови
Тайны Спаса на Крови: как собор пытались разрушить и не смогли
140 лет назад в Санкт-Петербурге на набережной Екатерининского канала убили российского императора Александра II. На месте теракта сразу же заложили временную часовню, а спустя два года начали строить храм, известный как Спас на Крови. Сейчас это один из главных символов города. С ним связано много тайн и легенд. Как этот православный храм повлиял на распад СССР? И что за икона-предсказательница, по легенде, хранится под его сводом? Об этом рассказывает программа «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Почему собор назвали Спас на Крови?
Легенда про икону-предсказательницу
Красивый храм, возведенный на месте трагедии, сразу породил множество слухов, мифов и легенд. Одной из самых известных стала легенда про особую икону, которая заключает в себе тайные знания о прошлом и будущем России.
По Петербургу ходили слухи, что если смотреть на икону долго, не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории. Якобы тайный смысл этих дат открылся прихожанам только в XX веке, так как они предупреждали об Октябрьской революции, Великой Отечественной войне и смерти Сталина.
Ася Суворова вот уже 13 лет работает в Санкт-Петербурге экскурсоводом и легенду о таинственной иконе слышала много раз, вот только с подтверждениями слухов ни разу не сталкивалась.
Со Спасом на Крови связана еще одна нумерологическая тайна. Говорят, что высота колоколен выбрана архитектором не случайно. Зодчий Альфред Парланд на специальном конкурсе завоевал себе право воплотить в жизнь замысел Александра III и увековечить память Александра II.
Почему считается, что Спас на Крови невозможно разрушить?
Во время Великой Отечественной Спас на Крови превратили в один из городских моргов. После войны некоторое время уникальный собор служил складом, потом и вовсе стал заброшенным. Легенда о том, что один из символов Санкт-Петербурга заговорен и его нельзя разрушить, нашла еще одно неожиданное подтверждение в начале 60-х годов прошлого века.
О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным!
В каком году построили спас на крови
История создания Спаса на Крови
В самом центре Петербурга, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание своим нарядным, многоцветным обликом храм Воскресения Христова (Спас на Крови). Построенный на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II, собор является мемориалом Царю-Освободителю.
Будучи одним из выдающихся государственных деятелей России, Александр II провел в стране масштабные преобразования, главным из которых стала отмена крепостного права. Эпоха реформ – это всегда время коренной ломки существующих политических и социальных устоев, время болезненных перемен, неизбежно влекущее за собой рост революционных настроений. На жизнь императора было совершено множество покушений, часть из которых подготовила террористическая организация «Народная воля».
Покушение 1 марта 1881 года народовольцы готовили долго и тщательно. Было известно, что по воскресеньям Государь обычно присутствует на разводе караула в Михайловском манеже. Воскресный первомартовский день не стал исключением. Как обычно, Александр II приехал в Манеж около 13:00. В этот день в разводе принимали участие лейб-гвардии Саперный и резервный пехотного полка батальоны, которые должны были заступать в караул Зимнего дворца. После церемонии Александр II вместе с братом великим князем Михаилом Николаевичем заехали в Михайловский дворец (нынешний Государственный Русский музей) к своей кузине, великой княгине Екатерине Михайловне.
После этого визита царь в сопровождении свиты выехал по Инженерной улице на Екатерининский канал, и его кортеж направился в сторону Дворцовой площади.
Место смертельного ранения императора сразу же приобрело особое, сакральное значение. Уже вечером 1 марта этот участок был огорожен деревянным забором, рядом с которым выставили часового.
Через день состоялось чрезвычайное заседание Городской Думы. Депутаты обратились к Александру III с просьбой увековечить память погибшего царя и установить на месте его смертельного ранения памятник или часовню. Император, одобрив саму идею, пожелал возвести на этом месте храм.
Спас-на-Крови – величественный храм-памятник
Рядом с зеленым Михайловским садом, возле канала Грибоедова находится один из примечательных памятников отечественной архитектуры. Необычный храм-музей появился в конце XIX века по воле российского царя Александра III. В питерский собор приходит много туристов. Их привлекают многоцветный декор фасадов и красивые мозаики, которые украшают интерьеры храма.
Общий вид храма Спаса на Крови
Цареубийство
Вид храма Спаса на Крови с набережной канала Грибоедова
История строительства
На следующий день после трагедии Городская дума решила установить на берегу канала временную часовню. Небольшой поминальный храм построили по проекту, который подготовил архитектор Леонтий Николаевич Бенуа. Новую часовню освятили, и она простояла около двух лет. Из разных губерний Российской империи в столицу приходили пожертвования для монумента погибшему императору. Но было решено, что лучшей памятью о царе-Освободителе станет не скульптура, а новый собор. По замыслу устроителей он должен был отличаться от типичных для северной столицы классических, барочных и ампирных храмов.
Фрагмент южного фасада храма Спаса на Крови
Архитектор предложил проект собора в старорусском стиле, который вобрал лучшие традиции допетровского храмового зодчества. Новую церковь стоили почти четверть века – с 1881 до 1907 год. Чтобы вода из канала не подтопила фундамент, его укрепили сваями и массивным бетонным основанием. Специально под колокольню возвели широкий выступ, а внутрь провели электричество. В начале прошлого века это было новшеством и вызывало удивление у обывателей. Своды храма освещали более 1,5 тысяч ярких лампочек.
Собор содержался за счет государственной казны, но он не был открыт для широкой публики и не являлся приходским храмом. В памятные дни внутри церкви проходили поминальные службы для избранных. Красивые интерьеры и мозаики могли видеть лишь члены царской семьи, приближенные ко двору и гости государя.
Судьба собора в XX веке
С приходом новой власти в 1917 году деньги на храм больше не поступали. Через 11 лет, когда в стране шла активная антирелигиозная кампания, уникальный памятник архитектуры решено было разобрать. Однако осуществить задуманное помешала Великая Отечественная война.
К городу подступали немецкие войска, работы по сносу отложили. Когда началась блокада, собор стали использовать как морг, и сюда свозили умерших от голода и болезней жителей Ленинграда, а в послевоенные годы Малый оперный театр хранил в здании собора свои декорации и реквизит.
Статус памятника храм получил в 1968 году. Чтобы открыть собор для публики, его пришлось тщательно реставрировать. Здание на долгое время окружили строительными лесами.
Вид на соборные купола
Архитектурные особенности
Питерская церковь чем-то похожа на знаменитый Покровский собор, который украшает Красную площадь в Москве. Несмотря на то, что собор посвящен трагическому событию, выглядит он очень празднично, поражая всех яркостью и пестротой отделки. В Санкт-Петербурге бывает много дождливых дней, но даже в непогоду оригинальный храм смотрится нарядно и торжественно.
Вид на храм Спаса на Крови со стороны Михайловского сада
Здание вытянуто с востока на запад перпендикулярно линии канала и имеет ассиметричную форму. К четверику примыкают три абсиды, над которыми возвышаются позолоченные главки. С запада красуется высокая двухъярусная колокольня. Вся постройка декорирована кирпичным узорочьем, которым славятся русские храмы XVII века.
Массивный цоколь облицован сердобольским гранитом, а в нишах находятся 25 досок из темно-красного гранита, на которых записаны главные реформы царя Александра II. Это преобразования в государственном устройстве, которые император провел с 1855 по 1881 годы.
На фасадах размещены разноцветные мозаичные композиции – распятие, пояски, наличники и кокошники площадью 400 кв. м. Одно из главных украшений – выложенные мозаикой гербы российских губерний, уездов и городов. Они смотрятся очень эффектно и привлекают внимание к наружной отделке. Высокий восьмигранный шатер окружают четыре луковичные купола, покрытые цветной черепицей, медью и смальтой.
Внутреннее убранство
Просторная однопрестольная церковь вмещает 1600 человек. В ней находится крупнейшее в нашей стране собрание мозаик. Иконы и мозаичные орнаменты занимают 7 тысяч кв. м и покрывают все стены, купола, пилоны и своды здания. Здесь можно увидеть мозаичную коллекцию российской геральдики, цветные изразцы и красивые поделочные и полудрагоценные камни, привезенные с Урала и из Италии.
На мозаиках изображены 277 святых, христианская символика и более 60 сюжетов на темы Библии и Евангелия. Эскизы для них нарисовали известные российские художники М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. А. Бруни, В. В. Беляев и Н. Н. Харламов.
Мраморный иконостас украшают мозаичные образы Спасителя и Богоматери с младенцем, выложенные по эскизам художника Виктора Михайловича Васнецова. Необычные смальтовые иконы не вписываются в церковные каноны, но оставляют неизгладимое впечатление у всех, кто приходит в собор. Примечательно, что реставрация этих шедевров заняла больше времени, чем потребовалось на возведения самого храма.
Туристам нравится рассматривать лики Богоматери и Христа, которые изображены на плафонах. Правда, находятся они так высоко, что многие берут с собой увеличительные приборы. Очень красивы узоры на каменном полу, сложенном из разноцветного поделочного камня.
Полезная информация для туристов
В наши дни храм входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор». Он открыт в любой день, кроме среды, с 10:30 до 18:00. С конца апреля по конец сентября по собору проводят вечерние экскурсии с 18:00 до 22:30.
Престол собора освящен в честь Воскресения Христова. С 2004 года по воскресеньям и в праздничные дни в храме проходят церковные службы, и на них собирается много верующих. Чтобы не оказаться в плотной толпе туристов и иметь возможность полюбоваться мозаиками без спешки, лучше приходить к открытию.
Внутренний интерьер храма Спаса на Крови
Как добраться
Собор стоит в центральной части города, и до него легко дойти пешком от станции метро «Невский проспект». Выйдите к каналу Грибоедова и пройдите 500 м до храма.
В каком году построили спас на крови
ХРАМ СПАСА НА КРОВИ. Санкт-Петербург.Архитектура. Спас на крови, или храм Воскресения Христова был построен и освящен в 1907 году по проекту архитектора А.А. Парланда на том самом месте, где в 1881 году народовольцами был убит император Александр II. Гр. «Путешествия».
01.
По своим архитектурным особенностям храм Спаса на крови напоминает черты, характерные для русских храмов Москвы, Ярославля, а в частности, храма Василия Блаженного на Красной площади в столице. Собор венчают 9 глав против 10 московских. Но расположен храм Спаса на крови так, что неискушенному взгляду туриста кажется, будто ему тесно в месте расположения: в узкой улочке над каналом Грибоедова возвышается это красивейшее произведение архитектурного искусства.
Печальный факт, но от уничтожения собор спасла грянувшая война, во время блокады сюда свозили трупы погибших. Под охрану государства храм попал в 1968 г.
03.
Боковое крыльцо южного фасада
Здание в плане пятиугольно, с восточной стороны к основному сооружению примыкают три алтарные апсиды, увенчанные небольшими куполами, в западной части расположена двухъярусная колокольня с массивным куполом
Все купола храма Спаса на крови луковичной формы, покрыты ювелирной эмалью и медными позолоченными листами. Высота центрального сооружения – 81 метр: это число символизирует год гибели государя Александра II – 1881.
05.
Вход внутрь собора.
Цокольную часть собора покрывает сердобольский гранит, в цоколе установлены двадцать памятных досок, изготовленных из темно-красного гранита, золочеными буквами на них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года. Отделка коричнево-красного кирпича покрывает часть собора, расположенную над цокольной, на фоне стен – орнамент в виде поясков и крестиков из цветного и белого мрамора, керамические изразцы.
Создание убранства Спаса на крови стало новым этапом в развитии русского монументального мозаичного искусства.
Мозаичные орнаменты храма гармонично переходят в мозаичные иконы, и в обрамлении цветного поделочного камня стен, иконостаса и киотов, а также мозаичного мраморного пола представляют собой редкое по красоте, незабываемое зрелище.
В мастерской Фролова мозаики набирали «обратным», или «венецианским» способом. Этот метод был рассчитан на исполнение масштабных композиций, воспринимаемых с большого расстояния. Живописный оригинал калькировался на плотную бумагу в зеркальном отображении. Рисунок разделялся на части, на каждую из которых наклеивали лицевой стороной кусочки смальты. Готовую мозаику окружали рамой и заливали цементным раствором. Мозаичные блоки крепились к стене. Швы между ними заполнялись мастикой, по которой композиция «добиралась» уже прямым способом набора.
Живописные эскизы для мозаик Спаса на крови создавали 32 художника, отличавшихся как степенью своего дарования, так и художественной направленностью. Лучше других восприняли специфику монументального искусства Н.Н.Харламов, В.В.Беляев, отчасти А.П.Рябушкин и В.М.Васнецов. Диапазон их творческой манеры весьма разнообразен: от византийских традиций и канонов академизма до стилистических приемов модерна.
Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
Богоматерь (художник Н.А. Бруни)
Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона.
Деисус (художник В.В. Беляев). Северная сторона
Вход в храм Спаса на крови оформляют два крыльца, примыкающие к колокольне. Между симметрично расположенными входами помещено распятие, выполненное в мозаике.
Распятие Христово (художник В.М.Васнецов)
Сверху входы украшены изображениями двуглавого орла.
Внутренне убранство храма Спаса на крови поражает великолепием. Стены собора практически полностью покрыты мозаичными изображениями, над которыми работали талантливые мастера Петербурга и России. Центральное место отведено мозаикам иконостаса, созданным по эскизам Виктора Михайловича Васнецова: «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель».
В решении образов художник придерживался византийских приемов, передавая при этом внутреннее состояние персонажей.
14.
Богоматерь с младенцем (художник В.М. Васнецов)
Спаситель (художник В.М. Васнецов)
Еще одной особенностью декоративного убранства интерьера храма Спаса на крови являются поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания.
Четыре колонны из алтайской яшмы служат основанием сени собора. Под сенью хранятся своеобразные реликвии храма – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.
Фрагмент решетки набережной.
Храм Спаса на крови символичен для Петербурга и всей России – это первый храм, установленный на месте гибели государя, одного из многих жертв надвигающейся революции.
Воскресение Христово (художник М.В. Нестеров)
72.
Воскресение Христа (художник М.В. Нестеров).
21.
Несение креста (художник В.М.Васнецов)
Распятие Христово (художник А.А.Парланд)
23.
Св. князь Александр Невский и Спас Нерукотворный
24.
Сошествие во ад (художник В.М.Васнецов)
25.
Снятие с креста (художник В.М.Васнецов)
26.
Христос во Славе (художник Н.А.Кошелев)
27.
29.
30.
Северный киот.Святой князь Александр Невский (художник М.В. Нестеров). Удачна в плане цветового решения мозаика «Св. князь Александр Невский». Благоверный князь представлен молящимся в домовой церкви, во власти своих дум, отрешенным от всего земного. Слева в окне виден северный пейзаж: золотой закат, главка церкви. Колорит придает образу национально-лирический настрой и этим заметно отличает его от других работ.
31.
Свод северного притвора
Троица (художник М.В. Нестеров)
Мозаики центральной части храма
Лик двенадцатилетнего Христа
Вознесение Христово (художник В.П. Павлов)
Сошествие Святого Духа на апостолов (художник В.В. Беляев)
Христос во Славе (художник Н.Н. Харламов)
Композиция этой мозаики достаточно трафаретна, отличается пестротой колорита, однако она органично вписалась в тимпан кокошника, что позволило А.Фролову назвать «Христа во славе» в числе лучших работ.
47.
Евхаристия (художник Н.Н. Харламов)
Вход Христа в Иерусалим (художник В.В. Беляев)
Христос Пантократор (художник Н.Н. Харламов)
Введение во Храм (художник В.В. Беляев)
Жертвоприношение Авраама (художник В.В. Беляев)
Нагорная проповедь (художник В.В. Беляев)
Неопалимая купина (художник В.В. Беляев)
Отечество (художник В.В. Беляев)
Положение во гроб (художник В.В. Беляев)
Преображение (художник Н.А. Кошелев)
Распятие Христа (художник В.В. Беляев)
Собор Архистратига Михаила (художник В.В. Беляев)
Сон Иакова (художник В.В. Беляев)
София Премудрость Божия (художник В.В. Беляев)
Сошествие во ад (художник В.В. Беляев)
Троица ветхозаветная (художник В.В. Беляев)
64.
Успение Пресвятой Богородицы (художник В.В. Беляев)
Христос в доме Марфы и Марии (художник В.В. Беляев)
Воздвижение Креста (художник В.В. Беляев)
Благословение детей (художник В.В. Беляев)
Благовещение (художник А.А. Парланд)
Богоматерь (художник Н.Н. Харламов)
Вознесение Христа (художник М.В. Нестеров
Воскрешение дочери Иаира (художник Ф.С. Журавлёв)
Воскрешение Лазаря (художник М.А. Титов)
Изгнание торгующих из храма (художник В.П. Павлов)
Исцеление расслабленного (художник В.П. Павлов)
Моление о чаше (художник Н.П. Шаховской)
Покров (художник В.В. Беляев)
Святая Мария Магдалина (художник Н.К. Бодаревский)
Святая царица Александра (художник Н.К. Бодаревский)
Святой апостол Пётр (художник А.Н. Новоскольцев)
Святой князь Владимир (художник Н.К. Бодаревский)
Святой Николай Чудотворец (художник Н.К. Бодаревский)
Сошествие во ад (художник В.М. Васнецов)
87.
Христос и самарянка
88.
Христос перед Каиафой (художник Н.П. Шаховской)
89.
Христос перед Пилатом (художник Н.К. Бодаревский)
То, что в оформлении храма Воскресения Христова участвовали более 30 художников, предопределило разные стили художественного решения его убранства. Не все живописцы сумели учесть специфику воплощения своих эскизов в технике мозаики. Однако выразительность материала и высокий профессионализм мозаичистов Фролова сумели объединить разнохарактерные произведения в единый ансамбль.
Использованы материалы из Интернета
90.
Спас на крови ночью.
91.
Спас-на-крови с Ново-Конюшенного моста.
92.
Решетка около Спаса на крови
Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.
Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.
В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке.
93.
Началась блокада Ленинграда. Следы осколков.
94.
Но с началом Великой Отечественной войны этот решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра.
С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.
Добро пожаловать! Загрузка альбома закончена.
Ночной.Спас на крови.Алексей Говорушкин.М.ой Мир.М.ру.
Доброе утро, дорогая Дейзи! Мои слова только в превосходной степени. Замечательный материал и прекрасное качество фотографий! Спасибо огромное!
Доброе утро, милая Сеньора!
До встречи, Танечка!