в каком монастыре мурома мощи ильи муромца
Где поклониться мощам святого Ильи Муромца – старшего богатыря и православного воина?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
В 1988 году в средствах массовой информации появился отчет о работе межведомственной комисии Минздрава УССР. Речь шла об одной экспертизе останков, покоившихся в Киево-Печерской лавре.
Это были останки мужчины старше сорока лет, высокого для своего времени роста — 177 см., с дефектом позвоночника, который свидетельствовал, что в юности этот человек был тяжело болен и, очевидно, не мог ходить. Эксперты датировали останки XII веком.
Кто же это был? Монах, скончавший свои дни в монастыре? Или легендарный Илья Муромец, старший из трех богатырей, чьи имена известны даже детям?
Житие святого
Принято считать, что Илия Печерский скончался около 1188 года. Дата эта установлена следующим образом: если верить свидетельству монаха, в чьей книге впервые встречается упоминание о святом, Илия жил за четыреста пятьдесят лет до этого. Книга издана в 1638 г.
Полезные материалы
Ученые вычислили возраст Илии — он прожил около сорока пяти лет. Тогда датой его рождения будет 1143 г.
А вот место рождения Илии под сомнением. Конечно, для жителей города Мурома оно сомнению не подлежит, но некоторые исследователи указывают на то, что Илью называли то Муравлином, то Моровлином, то Муромцем.
В былинах упоминается, что заутреню Илья стоит в родном городе, а вечерню в стольном граде Киеве. Но от Мурома до Киева полторы тысячи километров, в то время как от города Моровийска Черниговского княжества — менее ста.
Первые упоминания о святом относятся к рубежу XVI-XVII веков. Книга инока Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (1638 г.) упоминает святого монаха Печерской обители по имени Илия, а по прозвищу Чоботок. Купец Мартин Груневег в 1584 году видел в подземельях Печерского монастыря «настоящего великана».
К 1701 году относится свидетельство старообрядца Иоанна Лукьянова, видевшего, как он пишет, «храброго воина Илью Муромца» под золотым покровом.
Почитание святого Илии Печерского началось в позднее Средневековье. Мы мало что можем сказать о жизни святого. Но, раз с древности сохранилась традиция почитания угодника Божия, Илия удостоился венца святости.
Еще один серьезный аргумент – сам факт захоронения в пещерах Лавры. Там не хоронили воинов, даже признавая их высокие заслуги. А значит, духовная рать Илии Печерского была не менее достойна признания, чем воинские подвиги.
Легендарный богатырь или православный воин?
Экспертиза Минздрава УССР выявила на теле святого две сходные раны – одна на руке, вторая в области сердца.
Очевидно, монах прикрыл грудь рукой, а копье пронзило его сердце и руку. Историки знают, что в конце XII века Киево-Печерский монастырь подвергался нападению половцев. Святой мог погибнуть во время набега кочевников.
Был ли это легендарный богатырь, под старость удалившийся от ратных подвигов?
Про былинного Илью нам известно куда больше, чем про насельника Киево-Печерского монастыря. Мы знаем, что родителей его звали Иван Тимофеевич и Ефросинья Яковлевна.
Знаем, что в раннем детстве Илья тяжко заболел и тридцать лет «сиднем сидел». Исцелили его «калики перехожие», дав испить ключевой воды из ковша. Илья чудесным образом обрел меч-кладенец и коня.
И начались его богатырские подвиги, в которых исследователи видят отражение реальной истории – борьбы с кочевниками, опустошавшими Русь.
Надо признать, что в былинах Илья предстает как человек высокой нравственности, со своим кодексом чести, который не позволено нарушать никому, даже князю Владимиру Красное Солнце.
Былинный Илья проводит свою жизнь, защищая родную землю от вражеских набегов. За службу Илья не требует никакой платы. У него нет ни дома, ни семьи, ни казны. Человек, положивший жизнь на бескорыстное служение ближним, достоин уважения.
Преподобный Илья Муромец Киево-Печерский
Но как согласуется святость и воинские подвиги?
При постриге воин взял имя Илия. Эту версию подтверждают исследования комиссии, ведь при рентгенологическом анализе ученые обнаружили на теле следы старых ран и повреждений.
Согласуется с этой версией и то, что жития Илии нет в Киево-Печерском патерике. Вероятно, он провел в монастыре не так много времени до кончины.
Где находятся мощи
В Киево-Печерской лавре
Мощи Илии Печерского покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Тело святого лежит в молитвенном положении, правая рука в прорези покрывала. Рука сложена в двоеперстие.
в Муроме
В городе Муроме, на родине Илии, хранится часть левой руки святого. В Спасо-Преображенском мужском монастыре по адресу: ул. Лакина, 1. Там в отдельных покоях с низкими сводами находится гробница, в ней скульптурное изображение святого (резная фигура из дерева), левая рука лежит поверх груди.
В серебряном ковчеге частицы мощей. Лицо Илии спокойно, он в полном монашеском облачении, вокруг головы золотой нимб.
О чём молятся
Илия – покровитель Ракетных войск стратегического назначения. На территории Главного штаба РВСН воздвигли храм в честь святого. Погранслужба Российской Федерации также считает Илию своим покровителем. Так что и после смерти святой Илия хранит русскую землю.
А еще святому молятся при болезнях позвоночника, опорно-двигательного аппарата и при параличах.
Загадка Ильи Муромца: как легендарный богатырь стал русским святым
МОСКВА, 1 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Первое января — знаменательная дата не только с точки зрения встречи Нового года. Русская православная церковь в этот день чтит память преподобного Илии Муромца Печерского, жившего в XII веке, а в наши дни ставшего небесным покровителем войск РВСН, Дальней авиации и пограничников. В народной памяти Илья Муромец — это прежде всего знаменитый русский богатырь, герой многих былин и сказок. Идет ли речь об одной и той же личности и как былинный герой оказался в церковных святцах — в материале РИА Новости.
Былинный Илья Муромец
Сказания о победителе Соловья-разбойника сложились во времена Киевской Руси. Былины рассказывают о том, что Илья был родом из села Карачарово под Муромом, из простой крестьянской семьи.
Взяв благословение у родителей на ратные подвиги, Илья Муромец пошел в Киев. Там он попал в дружину киевского князя и охранял границы Руси от многочисленных врагов, не зная поражений. «Илья из Мурома» говорил, что ему «не надо ни серебра, ни золота», что для него одна награда — «Руси служить, от врагов ее оборонять». Поединок богатыря с Соловьем-разбойником аллегорически трактуется как битва христианина с языческой силой, мешающей ему «к обеденке поспеть в стольный Киев-град».
О кончине Ильи Муромца в былинах говорится по-разному: где-то он каменеет вместе с другими богатырями, где-то живой ложится в гроб и остается там навсегда, а где-то уплывает на «соколе-корабле» — и больше о нем нет известий.
Святой Илия Печерский
Илья Муромец жил в XII веке, и достоверных сведений о нем сохранилось очень мало. «Дело было практически 800 лет назад — информация крайне скудная. Это какие-то случайные крупицы, на основании которых строят те или иные гипотезы», — говорит известный церковный миссионер, автор многочисленных книг иеромонах Макарий (Маркиш).
Существующие жития (жизнеописания) Илии Муромца занимают буквально один-два абзаца. Так, церковный календарь на портале Православие.ру рассказывает о том, что преподобный Илия Печерский по прозвищу Чоботок (то есть сапожок) был уроженцем города Мурома, «подвизался» в Киево-Печерской лавре и умер около 1188 года.
По преданию, свое прозвище Муромец получил после того, как сумел отбиться одним сапогом от половцев, напавших на его монастырь.
«Синаксарь» (сборник житий), составленный на Афоне, добавляет к этому, что «святой Илия родом из села Карачарова в Муромской земле с юных лет отличался бесстрашием». Поступив на военную службу, он стал «одним из наиболее мужественных и прославленных воинов киевского князя».
В «Синаксаре» также говорится о том, что в Киево-Печерскую лавру Илия удалился после многолетней службы, вел там «святую жизнь затворника» и «преставился в мире». Его чудотворные мощи «пребывают нетленными» в Ближних пещерах лавры.
Канонизирован Илия Муромец был примерно полтысячелетия спустя после своей смерти — в 1643 году его причислили к лику святых вместе с другими киево-печерскими подвижниками. Сейчас он также входит в собор Муромских святых.
А что по документам?
Связан ли герой русского эпоса Илья Муромец с реальным историческим лицом, можно ли говорить о богатыре и о святом Илие как об одной личности? Завкафедрой филологии Московской духовной академии и ведущий научный сотрудник Института мировой литературы, доктор филологических наук Владимир Кириллин полагает, что «это, собственно говоря, больше вопросы веры, чем знания».
«Мы знаем, что в пещерах в Киеве хранятся мощи Илии Муромца, место его захоронения даже обозначено на старинных схемах. И это все, что известно о нем. Есть такие же основания отождествлять его с былинным Ильей Муромцем, как и различать этих персонажей. Нет никаких документальных подтверждений, что киево-печерский Илья Муромец — тот самый богатырь, о котором идет речь в наших старинных былинах», — сказал РИА Новости Кириллин.
Впрочем, какой-то реальный прототип у знаменитого былинного богатыря обязательно должен быть. «В фольклористике есть такое научное представление о том, что за каждой легендой и каждым преданием стоит какая-то дальняя реалия. Но что конкретно она собой представляла, конечно, сейчас невозможно определить», — признает Владимир Кириллин.
Былины, по его словам, являются «довольно поздней записью»: их стали письменно фиксировать только в XIX веке, самое раннее — в конце XVIII, причем речь там идет о событиях очень давних, относящихся еще к эпохе Владимира Святославича — крестителя Руси.
«С того времени, когда происходили события и были как-то творчески переосмыслены в X-XI веках, до момента непосредственной записи текстов прошло еще семь-восемь веков. Конечно, за это время поэтические представления народа о тех дальних событиях сильно преобразились. Народная память все сохраняла, но каждый исполнитель былин не только слепо воспроизводил существующий текст, а в силу каких-то природных дарований мог украшать его и дополнять чем-то новым. Такова фольклорная традиция», — рассказывает Кириллин.
Между тем в документальном источнике имя героя Древней Руси впервые упоминается во второй половине XVI века, в описании иностранным послом его гробницы. А в архивах Киево-Печерского монастыря самое раннее найденное свидетельство датируется 1638 годом: в книге одного из лаврских монахов о подвижниках этой обители несколько строк посвящено и Илье Муромцу.
Экспертиза останков
Современные исследования позволили более точно представить облик монаха-богатыря и, возможно, приоткрыли тайну его кончины. В 1988 году экспертизу останков святого провела межведомственная комиссия Минздрава УССР, о чем сообщали СМИ.
Было установлено, что это мужчина крепкого телосложения, ростом 177 сантиметров (для своего времени — значительно выше среднего), в возрасте 40-45 лет. Его останки датированы XII веком. Судмедэксперты выявили также дефекты позвоночника — подтверждение перенесенного в молодости тяжелого заболевания опорно-двигательной системы.
Известно, что в конце XII века несколько опустошительных набегов на Киевские земли совершили кочевники. Половцы подвергли разорению и Киево-Печерский монастырь. Илья Муромец мог погибнуть во время одного из таких нашествий.
Мощи святого преподобного Илии Муромца
Со времен детства каждый человек слышал о подвигах славного русского богатыря Ильи Муромца. Для христиан станет удивительной новостью тот факт, что Илья Муромец – не просто былинный, сказочный герой, а настоящий богатырь, живший на Руси. Мало того, непобедимый воин вел христианский образ жизни и за свои подвиги на почве христианской веры причислен к лику святых.
Мощи святого Ильи Муромца – христианская святыня, хранящаяся в пещерах Киево-Печерской Лавры, и поныне приходит на помощь христианам по горячим молитвам у могилы преподобного.
В чем христианский подвиг святого Илии Муромца
Исторические сведения не сохранили подробности о жизни былинного героя. Объяснить этот факт можно исходя из того, что выходец из народа не мог быть увековечен в истории народа. Это было прерогативой только князей и богатых граждан Руси. Богатырь родился в семье крестьян в Муромском крае. До 30 лет Илья жил с парализованными ногами и был исцелен сверхъестественным образом.
По народному сказанию дом парализованного силача посетили старцы, которые попросили у Ильи воды, приказав парализованному принести ее самому. Некогда немощный богатырь встал, принес воду и по приказу старцев выпил ее, наполнившись невероятной силой.
Современные историки произвели исследования мощей преподобного Илии Муромца и подтвердили, что у богатыря есть изменения в костях ног, это подтверждает сведения о 30-летнем параличе силача. Во время болезни юноша не озлобился, всегда был терпелив, смирен, уважителен к старшим.
Историки связывают его монастырскую жизнь с именем Ильи Печерского, жившего в пещерах Киево-Печерской Лавры в конце двенадцатого века.
В записях Киево-Печерских монахов мало говорится о подвигах Ильи Печерского, который возрастал под духовным наставничеством Преподобного Поликарпа, он наставлял инока на пути укрепления христианской веры.
Важно! Факт нетленности святых мощей и захоронение около преподобных священников говорит о том, что это был поклонник Христа, наделенный огромной Божьей милостью.
Еще святой богатырь известен под именем Чеботок, так стали кликать его после одной битвы, перед которой он надел один сапог, а второй не успел и стал ним отбиваться от врага. Во время набега врага силач в первых рядах вставал на защиту Печерского монастыря, в одном из боев был смертельно ранен.
Ближние Пещеры Лавры стали последним пристанищем былинного воина и русского святого в 1188 году.
Где хранятся и о чем молятся у святых мощей
С того времени идет полемика, Илья Печерский и Илья Муромец этот один и тот же человек ли разные люди.
По свидетельству паломника XIII века, видевшего нетленные мощи святого, у того была пробита рука, прикрывающая сердце. Очевидно, что увидев летящее копье, воин-инок автоматически прикрыл сердце рукой, но это не спасло его от смертельной раны.
В 1988 году Межведомственной комиссии Министерства здравоохранения УССР была проведена экспертиза нетленных мощей богатыря. Открытия поразили самих исследователей. Погибшему воину было 45-50 лет, в районе его сердца имеется глубокий след от копья, а пальцы правой руки сложены по православию для нанесения на чело крестного знамения.
Во время Никоновских бунтов XVII-XIX веков именно этот факт использовали православные для оправдания трехперстного крещения.
Важно! В 1643 году богатырь и инок Илья Муромец был канонизирован. Мощи его почти 4 века к тому времени оставались нетленными, что является особой благодатью Господней. Печерским архимандритом Варлаамом было установлено празднование памяти Собора святых отцов Ближних пещер 1 января.
В пещеры Киево-Печерской Лавры к гробнице святого воина чаще всего приходят с просьбами о защите военных, солдат срочной службы, правоохранителей, что особенно актуально в современном мире.
В 1998 году в Подмосковье появился Храм святого Илии Муромца, которые построили военные на своей территории в честь покровителя русского воинства. Частичка святых мощей, а именно средний палец руки хранится в Муромском монастыре на родине святого.
Читайте о других православных святых:
Православная церковь и войско российское почитает богатыря-монаха.
Спасо-Преображенский монастырь, хранитель частицы мощей святого воина Илии Муромца, можно посетить в любое время и помолиться в отдельной комнате, где все экспонаты посвящены памяти великого воина – монаха.
К мощам святого часто обращаются больные, страдающие проблемами с позвоночником и ногами.
Преподобный Илия Муромец. Богатырь под рентгеном
Приблизительное время чтения: 12 мин.
В нынешнем веке суперменов и человеков-пауков древние богатыри иногда кажутся такими же мифическими персонажами, как и порождения фантазии голливудских сценаристов. Все мы знаем, что в Киевской Руси жил Илья Муромец, который защищал соотечественников от разбойников и боролся с внешними врагами. Церковная традиция называет Илью святым; более того, в Киеве покоятся его останки. Но существовал ли такой человек в действительности?
А если да, то его ли останки находятся в Киеве? А может, это очередной способ церковников привлечь к себе внимание за счет канонизации самого популярного древнего русича? С этими вопросами «Фома» обратился к историкам и медикам, принимавшим участие в уникальном научном исследовании мощей в Киево-Печерской лавре.
В XIX веке историки считали Илью Муромца мифическим героем. Причины были вескими: его имя не упоминается в древнерусских летописях, а в некоторых былинах он называется «казаком», иногда даже «донским казаком», что делает такие былины настоящими сказками — ведь былинный Илья жил на Киевщине (!) в XII (!) веке.
Но в прошлом веке образ Ильи оказался более востребованным: в одной из былин богатырь ссорится с киевским князем, и поэтому советские историки усмотрели в этом доказательство извечной борьбы угнетаемого класса против господ. В результате появился фильм «Илья Муромец», который от реального портрета древнего русича далек так же, как и «Иван Грозный» Эйзенштейна от исторического Иоанна IV.
Как богатырю делали рентген
Дискуссии о том, существовал ли Илья на самом деле, могли бы продолжаться еще очень долго, если бы не научные исследования, проведенные в 1989–1992 годах в Киево-Печерской лавре. Дело в том, что в Ближних пещерах лавры среди более чем сотен мощей древних святых покоятся и останки некого «Ильи из града Мурома». Именно эти останки, вместе с десятками других, были исследованы группой ученых.
«Исследования проводились три года, и они были комплексными. В них принимали участие ученые разных специальностей. Были сотрудники Киевского медицинского института с кафедр судебной медицины, анатомии, рентгенологии, биохимии, гигиены. Разумеется, участвовали и сотрудники Института геологии Академии наук, и именно в этом институте проводилось исследование по датированию останков», — рассказывает профессор Борис Михайличенко, активный участник научного исследования мощей лаврских святых, ныне заведующий кафедрой судебной медицины Национального медицинского университета имени А. А. Богомольца. Одной из главных научных сенсаций стали итоги исследования останков Ильи Муромца.
Предоставим слово Борису Валентиновичу: «Давайте вспомним былины. Там он описывается как человек богатырского телосложения. Проверяем. Длина тела, то есть рост, — 177 см. Для того периода времени это был человек высокого роста, ведь основная масса населения была ниже. Например, рост других святых из лавры — 160–165 см. Далее — на костях у мумии очень хорошо развиты так называемые бугристости. А мы знаем, что чем лучше у человека при жизни развиты мышцы, тем больше у него будут эти бугристости. То есть у него была хорошо развита мышечная система. Кроме того, при рентгенологическом исследовании в черепе были обнаружены изменения в отделе мозга, называемом “турецкое седло”. Эти изменения, характерные для акромегалии, акромегалоидного акцента. Люди в состоянии акромегалии имеют непропорционально большие части тела. Во все времена есть люди с такой симптоматикой, про них говорят — “косая сажень в плечах”, по-украински их называют “кремезні”. У них большие конечности, большая голова, то есть богатырский вид. Совпадает внешний вид с описанием из былин? Конечно!
Смотрим дальше. Согласно былинам, он 33 года лежал на печи, потом пришли какие-то калики перехожие, которые его исцелили, и он пошел защищать землю Русскую. Согласно рентгенологическим исследованиям, у него было специфическое заболевание — спондилоартроз. В описании рентгенологов указано: “уплощение тела пятого поясничного позвонка, наличие остеофитов на грудных и поясничных позвонках, а также дугообразные соединения отростков пятого и четвертого поясничных позвонков позволяют утверждать, что при жизни этот человек страдал спондилоартрозом”. По симптоматике эта болезнь похожа на радикулит, и в таком состоянии люди имеют ограниченную подвижность. В течение какого-то промежутка времени человек не двигается или частично не двигается. 33 года, о которых говорится в былинах, — скорее всего, гипербола. Но то, что он какое-то время он не двигался, — это точно. А потом пришли эти деды, судя по всему — костоправы. И тогда он поднялся. В наше время такие заболевания лечат массажами, расслабляющими процедурами, но хороший костоправ может вправить позвонки и даже вылечить человека.
И еще один аргумент — это возраст захоронения, датирующийся XI или XII веком. С учетом всех этих параметров мы вполне можем считать, что эти мощи действительно принадлежат Илье Муромцу».
Профессор Михайличенко вспоминает, что сам процесс исследования произвел на него тогда неизгладимое впечатление: «Это был уникальный научный материал, никому не приходилось работать с подобным. Кроме того, всегда считалось, что эти мощи — фальсификация, но оказалось, что былины были основаны на реальных событиях». Другой важной особенностью исследований он называет слаженную работу коллектива ученых: «Мы приходили в лавру два раза в неделю. Работалось очень легко и с воодушевлением, можно даже сказать с удовольствием», — вспоминает он.
— Думаю, что лаврские монахи сказали бы, что Печерские святые помогают вам в этом исследовании своими молитвами, — замечаю я Борису Михайловичу.
— Может быть, — отвечает он.
Что правда, а что ложь?
Но даже если научно доказано, что данные останки из лавры принадлежат древнему русскому воину, откуда мы знаем, что это именно былинный Илья Муромец? И даже если это он, то, может, Церковь просто использовала популярность этого народного героя, чтобы увеличить собственный авторитет?
«Большое количество древних рукописей утрачено, а XVII век, когда в Украине начало бурно развиваться книгопечатание, — это своеобразный рубеж. Некоторые исторические эпизоды, не дошедшие до нас в рукописях, считаются достоверными, хотя известны из печатных книг XVII века», — говорит историк Владислав Дятлов, автор нескольких книг о православных святынях Украины, заведующий отделом «Киев подземный» Музея истории Киева. По его мнению, книги этого периода являются особенно ценными для исследования истории Печерского монастыря, где при пожаре 1718 года была утрачена огромнейшая библиотека.
В более поздние времена упоминания о мощах богатыря Ильи в киевских пещерах встречаются все чаще. И одно из них — широко известное и часто цитируемое в церковно-исторической литературе свидетельство московского священника-старообрядца Иоанна Лукьянова, оставленное в 1701 году: «Тут же видехом храбраго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым, ростом яко нынешних крупных людей. Рука у него левая пробита копием, язва вся знать на руке».
Однако если попробовать составить полную картину жизни богатыря по былинам, то иногда трудно отличить правду от вымысла.
«В былинах об Илье, — отмечает Дятлов, — два исторических лица слились в одно — это киевский князь Владимир Красное Солнышко и живший через столетие после него князь Владимир Мономах. Все-таки былины — это народный эпос, где реальные эпизоды с течением времени обрастают вымыслом». То же самое говорит и архимандрит Нестор (Соменок), профессор Киевской духовной академии и семинарии, председатель Церковно-исторического общества имени преподобного Нестора Летописца: «Сначала была традиция почитания, потом народные былины и литературный вымысел. Народ всегда хочет иметь героев».
Историк XIX века В. Ф. Миллер, например, предполагал, что Соловей-разбойник был обыкновенным бандитом, получившим свою кличку за умение хорошо свистеть, и только народный эпос присваивает его свисту силу урагана. Тот же историк приводит объяснение странному эпизоду в некоторых былинах о богатыре: когда Илья, разгневавшись на князя, якобы стреляет по церковным куполам. Миллер обращает внимание на то, что во время осады Новгорода в XII веке один из князей, стреляя в осажденный город, попал в икону. Стрелявший назван в летописи «Муромцем», то есть родом из города Мурома. Из этого ученый предполагает, что одинаковое прозвище перешло из летописей в народные сказания о древнем богатыре. Современные же историки считают, что именно этот эпизод, как и множество других вымыслов, послужил веским препятствием для составления канонического жития Ильи.
«Судя по тому, что до XIX века сохранялась деревянная доска для внесения гравированного изображения святого Илии в печатный “Киево-Печерский патерик”, лаврские иноки еще в XVII веке предполагали составить житие подвижника. Но гравюра так и не вошла в книгу: вероятно, столкнувшись со скудостью надежных известий, иноки отложили составление жития до будущих времен», — считает Владислав Дятлов.
Другими словами, почитание Ильи как святого началось в позднее Средневековье, когда Церковь имела огромнейшее влияние на население и не нуждалась в народных героях в числе своих святых. Поэтому незачем было усиливать свое влияние, если оно и так велико.
Откуда родом Муромец?
В древних книгах Илья называется по-разному: то Муромцем, то Муравленином, то Муровлином. Кандидат географических наук Сергей Хведченя, написавший книгу об Илье Муромце, объясняет разницу в прозвищах святого богатыря тем, что Илья на самом деле родом не из Мурома, а из Черниговского княжества — из города Моровийска (который впервые упоминается в летописях в 1139 году). Кстати, в Козелецком районе нынешней Черниговской области и сегодня существует село Моровск. Сергей Хведченя напоминает, что в некоторых былинах Илья слушает заутреню в церкви родного города, а вечерню — в стольном граде Киеве. Расстояние от нынешнего Моровска до Киева — примерно 90 километров, тогда как от Мурома — около 1 500 километров. По этой логике, Илья, скорее всего, родился на территории современной Черниговской области.
Однако такая гипотеза о родине Ильи разделяется далеко не всеми историками. Хведченя по этому поводу замечает: честь быть родиной нашего Геракла оспаривается разными городами, как и в случае с самим греческим героем.
Научная датировка возраста Ильи Муромца
Радиоуглеродный метод в данной ситуации не подходит. Для него нужно несколько сот граммов костей, которые нужно озолить, что есть сначала сжечь. А потом уже из золы выделяют радиоактивный углерод, определяют его количество и давность объекта. В нашей ситуации мы не могли объекты озолять, ведь их нужно было сохранить, а не сжигать. А для аминокислотного метода нужно 50 миллиграммов материи. Датировка мощей Ильи Муромца показала, что этот человек жил в XI или XII веке».
Смерть героя
Многое в жизни Ильи Муромца до сих пор остается загадкой. К примеру, очень трудно определить точные годы жизни древнерусского героя. Согласно свидетельству Афанасия Кальнофойского, Муромец умер за 450 лет до того, как Афанасий в 1638 году издал свою книгу. Поэтому историки просто отняли от 1638 года 450 лет и получили 1188 год. Если эта дата правдива, то о каком тогда князе Владимире упоминают былины, ведь Владимир Креститель умер в 1015 году, а Владимир Мономах — в 1125 году?
Скудость достоверных сведений никогда не была основанием скептицизма Церкви относительно того или иного святого.
«Бывает, что о святом подвижнике до нас доходят скупые сведения. Но вместе с ними мы наследуем из прошлого традицию почитания данного угодника Божия, отраженную в памятниках письменности. При этом мы осознаем, что современники рождения традиции располагали более подробными данными о подвижнике и не сомневались в обоснованности почитания», — объясняет Владислав Дятлов. Так и произошло с Ильей Муромцем — традиция появилась раньше научного объяснения. Но наука в итоге лишь доказала традицию.
Это мнение разделяет и архимандрит Нестор (Соменок): «В древности была традиция почитания святого Ильи Муромца. А житий не было у многих древних святых, в частности, и у митрополита Илариона, автора “Слова о законе и благодати”».
Кроме того, серьезным аргументом в пользу святости является и сам факт того, что мощи Ильи покоились в лаврских пещерах, где обычно не хоронили воинов, какими бы выдающимися ни были их заслуги перед отечеством. «То, что он ушел в монастырь, говорит о том, что Илью уже не связывало его героическое прошлое. Его душа оказалась сильнее его богатырского тела», — говорит архимандрит Нестор.
Но самым главным итогом проведенных исследований историки считают развенчание мифа о том, что Церковь якобы использует авторитет народного героя. «Долго считалось, что эти мощи — результат сознательной или несознательной ошибки, а тут именно наука доказывает правдивость древней традиции», — вспоминает Владислав Дятлов первые впечатления ученых после работы в лаврских пещерах. Их удивление вызвали не только научные данные о мощах Ильи Муромца, но и химический анализ мира, истекающего из глав святых мучеников, которые хранятся в Дальних пещерах. Но это уже совсем другая история…
На заставке: Виктор Васнецов. Илья Муромец на коне. 1870