в каком возрасте мальчик попал в монастырь
Вопросы и ответы по поэме «Мцыри» Лермонтова: материалы для теста
В этой статье представлены вопросы и ответы по поэме «Мцыри», которые касаются как текста произведения, так и истории создания.
Смотрите:
— Краткое содержание поэмы
— Все материалы по поэме «Мцыри»
Вопросы и ответы по поэме «Мцыри» Лермонтова: материалы для теста
1. В каком году была написана поэма «Мцыри»?
Поэма «Мцыри» была написана Лермонтовым в 1839 году.
2. Как переводит слово «мцыри»?
Мцыри в переводе с грузинского языка означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника» (по словам Лермонтова).
3. Как Мцыри попал в монастырь?
Главный герой, Мцыри, попал в монастырь еще в детстве, когда ему было 6 лет. Русский генерал взял маленького Мцыри в плен и вез его с собой. На пути к Тифлису (Тбилиси) мальчик заболел. Генерал оставил его жить в монастыре. Так Мцыри оказался в монастыре.
4. Сколько дней отсутствовал Мцыри в монастыре? Сколько дней Мцыри был на свободе (на воле)?
Мцыри отсутствовал в монастыре 3 дня. Он пробыл на свободе 3 дня, а затем снова попал в монастырь.
5. Был ли прототип у Мцыри?
По словам современников Лермонтова, у Мцыри был прототип: сам монах рассказал поэту свою историю.
6. К какому направлению относится поэма «Мцыри»?
Поэма «Мцыри» относится к направлению романтической поэзии. В поэме речь идет о романтическом герое-бунтаре Мцыри,
7. Где находится родина Мцыри?
Родиной Мцыри является горный Кавказ.
8. Почему Мцыри не достиг родины?
Мцыри не достиг родины, потому что он сбился с пути и заболел.
10. Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?
Поэма «Мцыри» Лермонтова утверждает такие нравственные ценности, как любовь к родине, верность своей родине, силу дух и характера, благородство, смелость, доброту.
11. Чего хотел Мцыри и о чем мечтал?
Мцыри хотел и мечтал снова увидеть свою родину, которую он не видел с 6 лет.
12. Где происходят события поэмы Лермонтова «Мцыри»?
События поэмы «Мцыри» происходят в Грузии. Главный герой живет в монастыре в Грузии.
Жить для Мцыри значит проживать жизнь, полную тревог и битв.
14. Что случилось в конце поэмы «Мцыри»?
В конце поэмы случилось следующее: Мцыри снова попадает в монастырь. Он не добирается до своей родины, потому что сбивается в пути и заболевает. Монахи находят больного Мцыри и приносят его в монастырь. В монастыре Мцыри лежит при смерти. На этом заканчивается поэма.
15. С каким природным явлением испытывает родство Мцыри?
Мцыри испытывает родство с такими природными явлениями, как буря («я как брат обняться с бурей был бы рад»), молния («рукою молнии ловил»), гроза («той дружбы краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой. «).
Викторина по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Данная викторина проводится после изучения поэмы, поможет учителю обратить внимание детей на детали произведения, а ребятам вспомнить важные эпизоды произведения.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».»
Викторина по поэме М.Ю. Лермонтова “Мцыри».
История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.
1.Что говорит поэт о месте расположения монастыря?
«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
В каком возрасте мальчик попал в монастырь?
«Он был, казалось, лет шести…»
К какому событию готовился Мцыри?
«Уже хотел во цвете лет
изречь монашеский обет…»
При каких обстоятельствах был совершён побег из монастыря?
«И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Где и в каком состоянии был обнаружен беглец?
И вновь в обитель принесли…»
Какую клятву дал себе Мцыри в детстве?
«Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…»
Боится ли Мцыри смерти?
«Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
Но с жизнью жаль расстаться мне…»
Какие воспоминания посетили Мцыри во время его пребывания на свободе?
«И вспомнил я отцовский дом…» (и далее по тексту).
Как долго отсутствовал Мцыри в монастыре? Что, по его словам делал он в это время?
«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трёх блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости твоей».
Как описывает Мцыри природу после дождя?
«Вокруг меня цвёл божий сад…» (и далее по тексту).
Как описывает юноша молодую грузинку, встретившуюся ему?
«Держа кувшин над головой…» (и далее по тексту).
12. Как и почему заблудился Мцыри?
«Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал…»
Почему заблудившийся юноша не желал помощи людей?
«Я был чужой для них навек».
14.С каким зверем встретился юноша? Как Мцыри описывает его?
«То был пустыни вечный гость –
15.При помощи какого орудия была одержана победа над барсом?
«Надёжный сук мой, как топор,
Могучий лоб его рассек…»
16.С чем и почему сравнивает себя Мцыри?
«Таков цветок темничный: вырос одинок
И бледен он меж плит сырых…»
17.О чём сожалеет юноша перед смертью?
«Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной…»
18.Какова последняя просьба Мцыри?
«Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…»
19.Что для Мцыри кажется милее грядущего рая?
Монастырские мальчишки
Когда речь заходит о детстве святых, многие представляют себе неземное создание, которое играм со сверстниками предпочитает чтение духовных книг, богомыслие и молитву. Это создание только и думает, как бы сделать какое-нибудь богоугодное дело, и своим кротким поведением и сметливым умом радует взрослых.
На самом деле многие известные святые были в детстве отчаянными сорванцами, которые школе предпочитали игры и проказы, а к домашним обязанностям порой относились спустя рукава. Святого праведного Иоанна Кронштадтского едва не выгнали из семинарии за прогулы и неуспеваемость. И как он вспоминал потом, только благодаря молитве матери и тому, что она держала его в ежовых рукавицах, он стал священником.
Преподобный Амвросий Оптинский был резвым мальчиком, любил шумные игры и проказы
В 12 лет его отдали в семинарию, где он быстро стал душой компании, первым заводилой на разные проказы. Хотя учеба давалась ему легко, о выборе монашества он совсем не думал. «В монастырь я не думал никогда идти… – вспоминал сам старец Амвросий, – впрочем, другие почему-то предрекли мне, что я буду в монастыре, что впоследствии и случилось».
С монастырскими мальчишками, которые приходили ко мне в редакцию в Боровском монастыре, тоже не соскучишься. Их родители вместо разных лагерей отдыха привозят на каникулы в монастырь, где им полное раздолье. Во-первых, потому что они здесь как взрослые: не баклуши бьют, а прислуживают в алтаре, помогают, и с ними считаются. А это, когда тебе двенадцать, дорогого стоит. Пока их друзья спят до обеда, а потом мультики смотрят или по улице скучая слоняются, эти вместе с настоящими монахами идут на братский, а потом вместе со взрослыми прямо в алтарь – на Литургии помогать. И не просто стоять, ушами хлопать, а молиться с отцами-монахами, подавать святые книги, разжигать кадило, выходить со свечами… А потом что-нибудь другое, не менее интересное, настоящее и нужное. Это как читать книжку про удивительные путешествия, а потом раз – и оказаться в самом их интересном месте!
Жаль, у меня такого в детстве не было. В моем детстве храмы нашего города стояли заколоченные и оскверненные. В главном городском соборе Покрова, памятнике архитектуры XIX века, в те времена сначала был склад, а потом просто свалка мусора. А храм Александра Невского на главной городской площади вообще взорвали. Его народ на свои деньги построил прямо напротив городской ярмарки, куда со всей области съезжались, а советские власти его взорвали. А еще пригласили по этому случаю столичных фотографов и это безобразие со всеми подробностями сняли. Понаделали потом открыток и туристам раздавали: вот, мол, смотрите, как у нас хорошо – мы тут храмы взрываем! приезжайте к нам еще!
Помню, как мой дядя, увидев у меня на груди крестик, смеялся: «Вот темнота!»
Первый храм, куда меня привели родители, с виду был вовсе не храм, а избушка на краю города, где верующие устроили настоящую церковь. За веру тогда можно было реально пострадать, и чтобы ходить в храм, нужно было быть готовым на многое. Например, что тебя запросто могут уволить с работы или ребенка в садик не взять. Помню, как мой дядя, известный ученый, который изучал тяжелые металлы и писал научные книги, увидев на груди у меня крестик, стал смеяться. «Ха-ха! Ты знаешь, что поклоняешься орудию казни? – хохотал образованный дядя, тыча пальцем мне в крест на груди. – Вот темнота!» Как просвещенный человек своего времени, дядя обливался «по Иванову», гнал на сделанном у себя в лаборатории аппарате «живую» и «мертвую» воду и увлекался уринотерапией. Когда он над крестиком у меня на груди смеялся, обидно было до слез. Я стоял и молчал, потому что был мальчиком, а он – известным ученым, но знал, что крест у меня на груди – это главное сокровище, которое больше всех богатств на свете.
А сейчас храмы не взрывают – их строят, открывают и восстанавливают.
Я завидую монастырским мальчишкам. Вот если бы у меня были такие каникулы, как у них! Если бы вместо пионерлагеря с его дурацкими барабанами и горнами, купаньем по свистку и выкладыванием шишек на клумбе у меня был монастырь, как у них, я бы был самым счастливым мальчиком на свете! Ты живешь в настоящей келье, где монахи 500 лет молились, несешь послушания как взрослый, и к тебе такое же, как ко взрослому, уважительное отношение. Здесь живут не как в миру, где все только и думают, как бы кого обмануть или подсидеть, – здесь люди любят и уважают друг друга.
Мальчишкам в монастыре нравится. Тут и река, и лес, а главное – тут подвизался святой Пафнутий Боровский!
Помню, первый раз захожу в алтарь, никого не знаю, стесняюсь, всем мешаю, куда встать, не знаю, чувствую себя неловко. Высокий мальчик-алтарник смотрит на меня с улыбкой, потом подходит, обнимает и говорит: «Давай с тобой дружить. Меня зовут Илья!» Илья из Москвы. Он и его старший брат Антон с мамой приезжают в монастырь уже много лет, снимают на лето дом неподалеку. Мама помогает в трапезной, а братья алтарничают. Мальчишкам в монастыре нравится. В Москве летом скучно и жарко, а здесь – совсем другое дело. Здесь река Протва, где водятся голавли и лещи, лес, где море ягод и грибов, а главное – монастырь, где подвизался великий святой – преподобный Пафнутий Боровский, чудотворец, возле которого они служат Богу почти каждый день: ходят на братский молебен вместе с монахами, а еще в алтаре помогают. Здесь они живут как взрослые, и это ребятам нравится. Трусом, лентяем и вруном быть легче легкого, а вот жить по заповедям и быть добрым, смелым и ответственным совсем непросто. Но по-другому не получится стать настоящим мужчиной. Мальчишкам об это настоятель сказал, и они его слова запомнили и стараются им следовать.
После службы ко мне в редакцию первыми приходят Власик и Димка. Я говорю: «Ну что, малыши, идем купаться?!» Власик, когда я их малышами назвал, даже обиделся: «Ты думаешь, мы малыши? Сам ты малыш! А я уже взрослый! Ты, давай, того, не бузи!» «Бузить» у них любимое слово и подходит к любому случаю. Например: «Пойдем на речку бузить» – это значит: купаться, рыбачить и загорать. Или: «Старшие алтарники бузят на нас!» – значит, не взяли мальчишек служить куда-нибудь на приход или в другой монастырь. – А отец Феофилакт не бузит! Он научил нас четки плести и в лес с нами ходил за ягодами! А еще мы с ним поймали форель в монастырском пруду! Вот такую!» Власик широко разводит руки и смотрит мне в глаза, а потом на Димку, который, улыбаясь, качает головой. «Не веришь? Ну, не совсем такую, поменьше. Но знаешь, как она сопротивлялась? Чуть удочку не сломала, но мы ее все равно вытащили! А потом в трапезную отдали, чтобы нам ее пожарили! Знаешь, как вкусно!»
Власик из моего родного Екатеринбурга. Когда-то его мама болела, и по всем законам медицины он не должен был появиться на свет. Но его родители много молились, а потом приехали к отцу Власию. Тот помолился и отправил их куда-то на святой источник, а через год раз – и у них родился мальчик, которого в честь батюшки Власием и назвали. Родители решили, что, когда Власик вырастет, пойдет учиться в семинарию, а потом станет священником. Будет служить Богу, как батюшка Власий.
А его друг Димка из Курска думает стать монахом, как преподобный Сергий Радонежский, которого Димка очень любит. Знает его житие наизусть и икону его в келье на самом видном месте держит. Его папа – настоящий кузнец. У него своя мастерская. Он может выковать хоть ворота, хоть цветок. Для монастыря он выковал беседку, увитую виноградными гроздьями. У них свой дом. Там и курочки, и индюки, и утки. И яблоневый сад. Есть там и белый налив, и «семеренко», и даже яблони со святой горы Афон, которые привез дедушка, когда туда в паломничество ездил. А еще у них есть настоящая пасека. «Знаешь, сколько в этом году мы собрали меда для монастыря? Две тонны! Он очень полезный, собранный с разных трав и теперь продается в монастырской лавке». Димкины родители – православные христиане, и дедушка с бабушкой – православные христиане, и младшая сестра – тоже православная христианка. Димка рассказывает, а потом смотрит на Власика и говорит мне: «Давай мы сразу купаться на речку не пойдем, ты что-нибудь полезное еще поделаешь, а мы на твоем компьютере в игры поиграем! Давай, пожалуйста, поиграем, а то никаких сил уже нет, как играть хочется!»
В каком возрасте мальчик попал в монастырь
Ответ:
1) Ему было шесть лет. «Он был, казалось, лет шести…»
2) Причиной побега из монастыря явилось то, что будучи свободолюбивой личностью, мальчик мечтал быть независимым, а неволя, которая тяготила его в монастыре, стала для Мцыри невыносимым испытанием.
«И в час ночной, ужасный час,
Когда гроза пугала вас,
Когда, столпясь при алтаре,
Вы ниц лежали на земле,
Я убежал…»
3) За юным беглецом посылают погоню, которая не дала никаких результатов. Его совершенно случайно находят лежащим без сознания в степи в окрестностях монастыря.
«Его в степи без чувств нашли
И вновь в обитель принесли…»
4) «Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной…»
5) Мцыри заблудился в лесу и, зная, что он один, позволил себе заплакать от отчаяния. Проснулся он на лесной поляне от шума: из чащи выскочил могучий барс.
«Но скоро в глубине лесной
Из виду горы потерял
И тут с пути сбиваться стал…»
6) У него было некое недоверие к людям. он избегал людей и не желал их помощи. Его единение с природой было бы нарушено вмешательством человека, он полностью отдался судьбе.
«Я был чужой для них навек».
7) В последней своей просьбе он просит, чтобы после смерти его перенесли.
«Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…»
Не знаю, нужны ли цитаты, но я добавил.
За лучший ответ спасибо 🙂 Удачи!
Мцыри: краткое содержание и анализ поэмы Лермонтова. О каких горах идет речь в произведении?
«Мцыри» рассказывает о мальчике-горце, который во время Кавказской войны попал в плен к русским, а затем рос в грузинском монастыре. Уже юношей он сбегает из обители в надежде добраться на родину.
«Мцыри» считается одним из последних образцов классического романтизма в русской поэзии.
«Мцыри»: кратчайшее изложение поэмы М.Ю. Лермонтова
Русский генерал во время Кавказской войны возвращается из похода и везет с собой пленного мальчика. Ребенок болен, и его оставляют на попечение монахам в неназванном грузинском монастыре.
У главного героя нет имени, по заглавию поэмы его называют Мцыри («послушник» по-грузински). Мальчик все время томится воспоминаниями о родине, воспринимает монастырь как тюрьму. О себе он говорит:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Перед смертью юношу тяготит то, что он так и не повидал родной край:
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.
Мцыри просит похоронить его в дальнем углу монастырского сада, где на его могилу будут взирать горы Кавказа, и обещает, что это принесет ему успокоение.
Слушать поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри» в формате аудиокниги:
Что значит «мцыри» по-грузински? Перевод на русский
О каких горах идет речь в произведении Лермонтова?
В поэме Лермонтова «Мцыри» речь идет о горах Кавказа. Сам автор указывает конкретное место:
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь.
Очевидно, что Лермонтов вдохновлялся храмом Джвари, расположенным близ Мцхеты, у впадения Арагви в Куру.
В конце произведения Мцыри называет горы, на которые будет смотреть его могила:
Когда я стану умирать,
И, верь, тебе не долго ждать,
Ты перенесть меня вели
В наш сад, в то место, где цвели
Акаций белых два куста…
Трава меж ними так густа,
И свежий воздух так душист,
И так прозрачно-золотист
Играющий на солнце лист!
Там положить вели меня.
Сияньем голубого дня
Упьюся я в последний раз.
Оттуда виден и Кавказ!
Рассказ старого монаха. Был ли Мцыри на самом деле?
Если верить первому лермонтовскому биографу П.А. Висковатову, Лермонтов якобы услышал историю о побеге молодого послушника на Кавказе в 1837 году, во время первой ссылки.
Путешествия по Военно-грузинской дороге, поэт «наткнулся в Мцхете на одинокого монаха», сообщает Висковатов. И «узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. »
Что касается история о схватке Мцыри с барсом, то это отражение грузинского фольклорного сюжета. Известны полтора десятка вариантов древней песни «Юноша и тигр», этот же сюжет использовал в поэме «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели.
«Мцыри»: анализ произведения
Таким образом, автор смотрит на происходящее с высоты вечности. И это примиряет читателя с жизненной трагедией, дает успокоение.
Если вы хотите глубже понять поэму «Мцыри», послушайте, как вдохновенно о ней рассказывал ведущий советский лермонтовед Ираклий Андроников: